Сущность и необходимость контроля деятельности экономического субъекта кратко

Обновлено: 20.05.2024

Необходимость контроля связана с неопределённостью. Планы и организационные структуры – это лишь картины того, каким хотелось бы видеть будущее руководителю. Изменения законов, социальных ценностей, технологий, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды может превратить планы, реальные в момент их формирования, в нечто недостижимое. Даже самые лучшие организационные построения имеют свои изъяны. Менеджеры не могут детально прогнозировать ответную реакцию работников на введение новых инструкций, возложение дополнительных прав и обязанностей.

Функция контроля позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Определяя успехи и неудачи организации, руководитель получает возможность быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды.

Как уже отмечалось ранее, контроль – это процесс обеспечения достижения организации своих целей. Он должен быть всеобъемлющим и регулярно осуществляться каждым руководителем.

В свою очередь, управленческий контроль – это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач. Осуществляется управленческий контроль на двух организационных уровнях. Операционный контроль осуществляется на уровне операций, где менеджеры сталкиваются с использованием физических, финансовых, человеческих и информационных ресурсов для достижения организационных целей

Другая направленность контроля – внешняя. Менеджеры, ответственные за стратегию корпорации или бизнеса, обычно используют этот тип контроля. Высшие менеджеры собирают информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках, технологии, правительстве и обществе, отслеживая явления, которые могут воздействовать на планы компании, чтобы своевременно отреагировать на них.

Если рассматривать организационную деятельность как систему подбора и концентрации ресурсов, их трансформирования и создания продукции, становится очевидным, что различные виды управленческого контроля необходимы для каждой фазы.

Виды и этапы контроля

Три основных вида контроля по времени проведения – это предварительный, текущий и заключительный контроль.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы в трех ключевых областях:

а) человеческие ресурсы;

б) материальные ресурсы;

На стратегическом уровне предварительный контроль вводится для того, чтобы нацелить менеджеров на ключевые изменения в окружении, которые могут повлиять на осуществление долгосрочных организационных целей.

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

Предварительный контроль материальных ресурсов осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям.

Средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет (текущий финансовый план).

Текущий контроль проводится в ходе проведения работ базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей.

Для того чтобы осуществлять текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. В данном случае это информация о полученных результатах. Отклонения, на которые организация должна реагировать, могут быть вызваны как внешними, так и внутренними факторами.

На оперативном уровне текущий контроль призван обеспечить выполнение всех работ и развитие событий в соответствии с планом.

На стратегическом уровне текущий контроль предполагает анализ квартальных результатов и внесение коррективов.

В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.

Заключительный контроль на операционном уровне имеет три важные функции:

а) даёт необходимую информацию для планирования аналогичных работ в будущем;

б) служит основанием для определения вознаграждения работников;

в) позволяет оценить эффективность работы организации.

Заключительный контроль на стратегическом уровне обеспечивает высшее руководство информацией, которую можно использовать для корректировки или изменений будущих планов фирмы.

Остановимся более подробно на основных этапах процесса контроля.

Первый этап предполагает установление стандартов во всех видах деятельности, осуществляемых организацией.

Стандарты – это конкретные цели, которые характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работ.

Конкретный критерий и определённый период времени называются показателями результативности; они точно определяют, что должно быть получено для достижения целей.

На втором этапе при сопоставлении результатов со стандартами определяется, насколько допустимы и безопасны обнаруженные отклонения. Деятельность на этом этапе заключается в определении масштаба допустимых отклонений, измерении результатов, обмене информацией и оценке результатов. Масштаб допустимых отклонений определяет, в каких пределах отклонение полученных результатов от намеченных стандартов не должно вызывать тревоги. Этот масштаб зависит от размеров фирмы.

Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Преимущества системы контроля должны превышать затраты на её функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджерами на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого при осуществлении и контроля, и затрат на хранение, передачу и поиск информации, связанной с вопросами контроля.

Измерение результатов – самый трудный и дорогостоящий элемент контроля. На этом этапе важно, чтобы система измерений соответствовала тому виду деятельности, который подвергается контролю. Важно, чтобы скорость, частота и точность измерений также соответствовали контролируемой деятельности.

Передача и распространение информации осуществляется для повышения эффективности системы контроля. Необходимо доводить до сведения работников как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться в виде, позволяющем принимать необходимые решения и действия.

На этапе оценки информации о результатах менеджер определяет ее соответствие полученной исследуемой проблеме, необходимость ее для принятия решения. Цель этой оценки в том, чтобы принять решение о необходимости и виде корректирующих действий.

Третий этап контроля предполагает следующие действия (рис. 1).

Устранение отклонений:понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий. Улучшение внутренних переменных, усовершенствование функций и т.д. Поддержание существующего статуса: если цели достигаются, необходимо про-должать измерять ре-зультаты Пересмотр стандартов:при пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты. Стандарты основываются на планах, а планы – лишь прогноз будущего

Рис. 1. Виды корректирующих действий

Менеджеры сознательно делают контроль наглядным и видимым, чтобы сотрудники знали о нем, старались избежать ошибок. Однако наглядность контроля вызывает ряд негативных побочных явлений, к которым относятся:

поведение, ориентированное на контроль. Подчиненные чаще всего делают то, что начальство хочет видеть при проверке: пренебрегают работой в тех областях, где контроль не ведется;

получение неправильной информации. Зная требования руководителя, работники при выдвижении нового проекта или бюджета могут завысить объём необходимых ресурсов и преуменьшить уровень доходности.

Эффективность контроля

Эффективный контроль должен соответствовать следующим требованиям:

- стратегическая направленность контроля. Контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их;

- ориентация на результаты. Контроль можно считать эффективным, если организация достигает поставленные цели и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат её выживание в будущем;

- контроль должен соответствовать той деятельности, по отношению, к которой он осуществляется;

- своевременность контроля. Она заключается во временном интервале между проведением измерений или оценок, которые зависят от временных рамок основного плана, скорости изменений, а также затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов;

- гибкость контроля. Контроль должен учитывать новые факторы, влияющие на работу организации;

- простота контроля. Процедура контроля должна быть понятна тем, по отношению к кому он применяется; чем проще мероприятия по осуществлению контроля, тем ниже их стоимость;

- экономичность контроля. Затраты должны быть меньше прибыли от внедрения системы контроля.

Указанные характеристики позволяют руководителям обеспечить достижение целей наиболее эффективным способом.

Необходимость контроля связана с неопределённостью. Планы и организационные структуры – это лишь картины того, каким хотелось бы видеть будущее руководителю. Изменения законов, социальных ценностей, технологий, условий конкуренции и других переменных величин окружающей среды может превратить планы, реальные в момент их формирования, в нечто недостижимое. Даже самые лучшие организационные построения имеют свои изъяны. Менеджеры не могут детально прогнозировать ответную реакцию работников на введение новых инструкций, возложение дополнительных прав и обязанностей.

Функция контроля позволяет выявить проблемы и скорректировать деятельность организации до того, как эти проблемы перерастут в кризис. Определяя успехи и неудачи организации, руководитель получает возможность быстро адаптировать организацию к динамичным требованиям внешней среды.

Как уже отмечалось ранее, контроль – это процесс обеспечения достижения организации своих целей. Он должен быть всеобъемлющим и регулярно осуществляться каждым руководителем.

В свою очередь, управленческий контроль – это процесс наблюдения и регулирования разных видов деятельности организации с целью облегчения выполнения организационных задач. Осуществляется управленческий контроль на двух организационных уровнях. Операционный контроль осуществляется на уровне операций, где менеджеры сталкиваются с использованием физических, финансовых, человеческих и информационных ресурсов для достижения организационных целей

Другая направленность контроля – внешняя. Менеджеры, ответственные за стратегию корпорации или бизнеса, обычно используют этот тип контроля. Высшие менеджеры собирают информацию о конкурентах, потребителях, поставщиках, технологии, правительстве и обществе, отслеживая явления, которые могут воздействовать на планы компании, чтобы своевременно отреагировать на них.

Если рассматривать организационную деятельность как систему подбора и концентрации ресурсов, их трансформирования и создания продукции, становится очевидным, что различные виды управленческого контроля необходимы для каждой фазы.

Виды и этапы контроля

Три основных вида контроля по времени проведения – это предварительный, текущий и заключительный контроль.

Предварительный контроль осуществляется до фактического начала работы в трех ключевых областях:

а) человеческие ресурсы;

б) материальные ресурсы;

На стратегическом уровне предварительный контроль вводится для того, чтобы нацелить менеджеров на ключевые изменения в окружении, которые могут повлиять на осуществление долгосрочных организационных целей.

Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения тех или иных должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

Предварительный контроль материальных ресурсов осуществляется путем выработки стандартов минимально допустимых уровней качества и проведения физических проверок соответствия поступающих материалов этим требованиям.

Средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет (текущий финансовый план).

Текущий контроль проводится в ходе проведения работ базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей.

Для того чтобы осуществлять текущий контроль, аппарату управления необходима обратная связь. В данном случае это информация о полученных результатах. Отклонения, на которые организация должна реагировать, могут быть вызваны как внешними, так и внутренними факторами.

На оперативном уровне текущий контроль призван обеспечить выполнение всех работ и развитие событий в соответствии с планом.

На стратегическом уровне текущий контроль предполагает анализ квартальных результатов и внесение коррективов.

В рамках заключительного контроля обратная связь используется после того, как работа выполнена.

Заключительный контроль на операционном уровне имеет три важные функции:

а) даёт необходимую информацию для планирования аналогичных работ в будущем;

б) служит основанием для определения вознаграждения работников;

в) позволяет оценить эффективность работы организации.

Заключительный контроль на стратегическом уровне обеспечивает высшее руководство информацией, которую можно использовать для корректировки или изменений будущих планов фирмы.

Остановимся более подробно на основных этапах процесса контроля.

Первый этап предполагает установление стандартов во всех видах деятельности, осуществляемых организацией.

Стандарты – это конкретные цели, которые характеризуются наличием временных рамок, в которых должна быть выполнена работа, и конкретного критерия, по отношению к которому можно оценить степень выполнения работ.

Конкретный критерий и определённый период времени называются показателями результативности; они точно определяют, что должно быть получено для достижения целей.

На втором этапе при сопоставлении результатов со стандартами определяется, насколько допустимы и безопасны обнаруженные отклонения. Деятельность на этом этапе заключается в определении масштаба допустимых отклонений, измерении результатов, обмене информацией и оценке результатов. Масштаб допустимых отклонений определяет, в каких пределах отклонение полученных результатов от намеченных стандартов не должно вызывать тревоги. Этот масштаб зависит от размеров фирмы.

Для того чтобы быть эффективным, контроль должен быть экономным. Преимущества системы контроля должны превышать затраты на её функционирование. Затраты на систему контроля состоят из затрат времени, расходуемого менеджерами на сбор, передачу и анализ информации, а также из затрат на все виды оборудования, используемого при осуществлении и контроля, и затрат на хранение, передачу и поиск информации, связанной с вопросами контроля.

Измерение результатов – самый трудный и дорогостоящий элемент контроля. На этом этапе важно, чтобы система измерений соответствовала тому виду деятельности, который подвергается контролю. Важно, чтобы скорость, частота и точность измерений также соответствовали контролируемой деятельности.

Передача и распространение информации осуществляется для повышения эффективности системы контроля. Необходимо доводить до сведения работников как установленные стандарты, так и достигнутые результаты. Информация должна быть точной, поступать вовремя и доводиться в виде, позволяющем принимать необходимые решения и действия.

На этапе оценки информации о результатах менеджер определяет ее соответствие полученной исследуемой проблеме, необходимость ее для принятия решения. Цель этой оценки в том, чтобы принять решение о необходимости и виде корректирующих действий.

Третий этап контроля предполагает следующие действия (рис. 1).

Устранение отклонений:понять причины отклонения и добиться возвращения организации к правильному образу действий. Улучшение внутренних переменных, усовершенствование функций и т.д. Поддержание существующего статуса: если цели достигаются, необходимо про-должать измерять ре-зультаты Пересмотр стандартов:при пересмотре планов должны пересматриваться и стандарты. Стандарты основываются на планах, а планы – лишь прогноз будущего

Рис. 1. Виды корректирующих действий

Менеджеры сознательно делают контроль наглядным и видимым, чтобы сотрудники знали о нем, старались избежать ошибок. Однако наглядность контроля вызывает ряд негативных побочных явлений, к которым относятся:

поведение, ориентированное на контроль. Подчиненные чаще всего делают то, что начальство хочет видеть при проверке: пренебрегают работой в тех областях, где контроль не ведется;

получение неправильной информации. Зная требования руководителя, работники при выдвижении нового проекта или бюджета могут завысить объём необходимых ресурсов и преуменьшить уровень доходности.

Эффективность контроля

Эффективный контроль должен соответствовать следующим требованиям:

- стратегическая направленность контроля. Контроль должен отражать общие приоритеты организации и поддерживать их;

- ориентация на результаты. Контроль можно считать эффективным, если организация достигает поставленные цели и в состоянии сформулировать новые цели, которые обеспечат её выживание в будущем;

- контроль должен соответствовать той деятельности, по отношению, к которой он осуществляется;

- своевременность контроля. Она заключается во временном интервале между проведением измерений или оценок, которые зависят от временных рамок основного плана, скорости изменений, а также затрат на проведение измерений и распространение полученных результатов;

- гибкость контроля. Контроль должен учитывать новые факторы, влияющие на работу организации;

- простота контроля. Процедура контроля должна быть понятна тем, по отношению к кому он применяется; чем проще мероприятия по осуществлению контроля, тем ниже их стоимость;

- экономичность контроля. Затраты должны быть меньше прибыли от внедрения системы контроля.

Указанные характеристики позволяют руководителям обеспечить достижение целей наиболее эффективным способом.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

Контрольявляется составной частью управления общественным воспроизводством и представляет собой процесс, обеспечиваю­щий соответствие функционирования управляемого объекта принятым управленческим решениям, и направленный на успешное достижение поставленных целей.

Другими словами, контроль- это проверка исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их достоверности, законности и экономической целесообразности. Он способствует достижению поставленных целей при оптимальных затратах рабочего времени и ресурсов.

Контроль как функция управления подчинен решению задач системы управления.

Следовательно, контроль — это система наблюдения и проверки соответствия процесса функционирования объекта управления принятым управленческим решениям, установление результатов управленческого влияния на управляемый объект путем выявления отклонений, допущенных в ходе выполнения этих решений.

Устанавливая причины и виновников отклонений, контроль помогает устранить негативные явления и не допустить их в будущем. Контроль как функция управления — это средство обратной связи между объектом и системой управления, он информирует о действительном состоянии управляемого объекта, фактическом выполнении управленческого решения. Развитие контроля в экономических системах управления подчинено производительным силам и производственным отношениям.

Контроль — это основа правового государства.

Контроль – это система наблюдения и проверки процесса функционирования и фактического состояния объекта для оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений и результатов их выполнения с целью выявления отклонений от требований этих решений и устранения неблагоприятных хозяйственных ситуаций.

Цель контроля – выявление отклонений от принятых и утвержденных правил, процедур, нормативных положений и поддержание состояния контролируемого объекта в пределах допустимых ограничений.

Цель контроля − объективное изучение положения дел в определенных отраслях деятельности предприятия и выявление отрицательно сказывающихся факторов.

Понятие экономического контроля подчеркивает распространение контрольных функций только на сферу экономических явлений, связанных с производственными отношениями и распределением совокупного продукта.

Задачи экономического контроля:

  • укрепление законности и правопорядка, государственной и финансовой дисциплины;
  • обеспечение сохранности принадлежащего организации имущества, денежных средств и выявление фактов недостач, потерь и порчи;
  • достижение целевого, экономного и рационального использования всех средств, находящихся в распоряжении организации;
  • выявление и использование резервов роста и повышения эффективности производства;
  • проверка состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля, достоверности бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности;
  • выявление путей совершенствования работы субъектов хозяйствования.

Система контроля– это совокупность субъектов, объектов, предмета, средств и принципов контроля.

Элементы системы экономического контроля:


Субъекты контроля – это органы, организации, подразделения и лица, осуществляющие функции контроля, права и обязанности которых регламентируются законодательством.

Контролирующие органы - государственные органы и иные организации, которые проводят проверки финансово-хозяйственной деятельности субъектов предпринимательской деятельности.

На контролирующие субъекты возложены соответствующие контрольные полномочия:

-совершение контроля беспрепятственно в пределах компетенции;

-указания обязательного характера в адрес соответствующих должностных лиц и организаций по устранению выявленных нарушений и их последствий;

- привлечение к ответственности виновных лиц;

- выработка рекомендаций превентивного характера.

Объекты контроля – это элементы системы, на которые направлено воздействие: экономическая система в целом, отдельные отрасли, регионы, организации, а также хозяйственные процессы, происходящие внутри контролируемых объектов, либо отдельные элементы объектов контроля (например, хозяйственные подразделения).

Предмет контроля – это состояние объекта контроля на определенную дату, а также его изменение за определенный период в процессе осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Средства контроля – это методы, приемы и процедуры, позволяющие выявить и предупредить возникновение отклонений от требований управленческих решений, нормативов в процессе осуществления объектом финансово-хозяйственной деятельности.

Принципы контроля – это научно разработанные и апробированные на практике организационно-правовые основы контроля.

Принципы экономического контроля:

− законность − означает непременное соблюдение правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующую среду контрольной деятельности;

− объективность − означает достоверность результатов контроля, что в свою очередь требует системного подхода, честности, добросовестности и беспристрастности при проведении контрольных мероприятий;

− профессиональная компетентность − предполагает наличие специальной профессиональной подготовки, необходимой для эффективного выполнения контрольных функций;

− функциональная независимость − обусловлена необходимостью обеспечить объективность контроля и требует определенной свободы профессионального поведения контролеров, не обремененных служебной подчиненностью по отношению к проверяемым лицам, а также организационной и финансовой зависимостью;

− ответственность − связана с неотвратимостью правовых последствий при нарушении правовых норм действующего законодательства, регулирующих соответствующие сферы контрольной деятельности;

− действенность − означает воздействие контроля на экономику и выражается через эффективность мер, принятых по результатам его осуществления;

− рациональность − соизмерение расходов на осуществление экономического контроля с экономическими выгодами, получаемыми от его проведения, т.е. получаемая экономическая выгода от проведения контроля должна многократно покрывать связанные с этим расходы.

Функции экономического контроля:

− информационная функция − заключается в том, что информация, полученная в результате экономического контроля, является основанием для принятия соответствующих управленческих решений, обеспечивающих нормальное функционирование контролируемого объекта;

− профилактическая функция − заключается в том, что экономический контроль призван не только выявить недостатки, хищения, злоупотребления, но и способствует их устранению и недопущению в дальнейшем;

− мобилизующая функция − заключается в привлечении организаций к мобилизации всех имеющихся у них ресурсов для достижения поставленных целей и эффективного ведения производства;

− воспитательная функция − заключается в приобщении людей к управлению производством, воспитывает у работников предприятий, организаций неукоснительное соблюдение законности, а также четкого исполнения своих обязанностей.

Метод экономического контроля − совокупность приемов и способов, обеспечивающих выявление соответствия фактического состояния экономического производства установленному порядку его организации и регулирования. Метод характеризуется использованием общенаучных и собственных методических приемов и способов контроля.

Общенаучные методические приемы включают:

1. Анализ − это прием исследования включающий изучение предмета мысленным или практическим расчленением его на составные объекты.

2. Синтез − прием изучения объекта в целостности, в взаимосвязи его частей. В контроле синтез связан с анализом, дает возможность объединить объекты, расчлененные в процессе анализа, установить связь и познать предмет как единое целое.
3. Индукция − прием исследования, заключающийся в том, что общий вывод составляют на основе изучения не всех, а лишь части элементов множества, т.е. способ выведения заключений от частного к общему (например, проверку дебиторской задолженности осуществляют на первых порах по данным аналитического, а потом − синтетического учета).
3. Дедукция − исследование состояния объекта в целом, а потом его составляющих, т.е. делается заключение от общего к частному. Например, проверку затрат на первых порах проводят по данным синтетического, а потом − аналитического учета.

4. Аналогия − прием научных выводов, благодаря которому достигают познания одних объектов на основе сходства их с другими. Прием аналогии основывается на сходстве некоторых сторон различных объектов, представляет основу моделирования, которое применяется в контроле.

5. Моделирование − прием научного познания, основывающийся на замене исследуемого объекта его аналогом, моделью, имеющей важные приметы оригинала. В контроле применяют организационные модели проведения контрольного процесса − стандарты, нормативы, тарифы.

6. Абстрагирование − прием отвлечения. Методом абстрагирования переходят от конкретных объектов к общим понятиям (например, проверяют состояние трудовой дисциплины в отдельных подразделениях предприятия и, абстрагируясь, строят заключения в целом по организации).

7. Конкретизация − исследование объектов во всей разносторонности их реальной, а не абстрактной действительности.

8. Системный анализ − изучение объекта исследования как совокупности элементов, которые образуют систему. Этот прием в контроле предусматривает оценку поведения объектов как системы со всеми факторами, которые влияют на его функционирование.

9. Функционально-стоимостный анализ − изучение объектов на стадии инженерной подготовки производства, что включает проектирование и синтез сложных систем в процессе исследования их функционирования (оценка экономической эффективности технологических процессов).

Процесс контроля включает следующие этапы:

1- установление достигнутого уровня развития объекта контроля, оценка соблюдения стандартов, норм, критериев и требований законодательства;

2- установление отклонений от поставленных целей и нормативов и определение допустимых границ отклонений;

3- установление причин отклонений и реализация необходимых корректирующих мер.

Для оптимальной, рациональной, безопасной и эффективной работы любой системе необходим контроль. Деятельность организации как единой системы управления не является исключением.

Без контроля нежизнеспособен бизнес. Предпринимательство существует в достаточно агрессивной бизнес-среде, выживает в ней и даже развивается благодаря своей защитной функции, которую активирует контроль — внешний и внутренний.

Все хозяйствующие субъекты постоянно находятся под внешним контролем. Им нужно выстоять под натиском разрешительных, сопроводительных, контролирующих и надзирающих государственных органов, расчетливых контрагентов (поставщики, заказчики, кредиторы, потребители), наблюдательных участников рынка и беспокойной общественности.

Поскольку субъекты внешнего вмешательства мотивированы прежде всего на решение своих задач, то в вопросах внешнего контроля субъект предпринимательства, по сути, держит оборону.

Внутренний контроль не так враждебен. В нем все свои — собственники, акционеры, руководство, администрация, персонал. Несмотря на внутренний периметр, все правила и требования должны быть четко обозначены.

Всем важно понимать, что внутренний контроль не репрессивная машина. Наоборот, это отличная возможность адекватно оценить внешние угрозы, мобилизоваться и гармонично встроиться в бескомпромиссную конкурентную среду, адаптироваться к рискам, продуктивно работать, сохранить устойчивость, развиваться и расширять перспективы.

Внутренний контроль и внутренний аудит — не одно и то же. Задачи внутреннего аудита сводятся к проверке учета и отчетности на предмет соответствия законодательным нормам, локальным нормативным актам, существующим регламентам и положениям.

Показатели проверяют на предмет обоснованности, документального подтверждения и корректного отражения в учете и отчетности. Чаще всего это проверка постфактум, когда все уже случилось.

Внутренний контроль призван:

  • дать максимально достоверную оценку законности, правомерности, эффективности, рациональности и безопасности хозяйственной деятельности;
  • выявить негативные тенденции, просчитать риски и минимизировать потери.

При этом нарушения законодательства, как текущие, так и потенциальные, не влекут негативных последствий. Компания сохранит деловую репутацию, денежные средства, избегая убытков и штрафов.

Внутренний контроль — прогрессивный устойчивый тренд. Его значимость возрастает с каждым годом.

В условиях сурового бизнес-климата, динамично меняющегося законодательства, сложнопредсказуемой и неоднозначной правоприменительной и судебной практики система внутреннего контроля защищает интересы государственных и частных организаций, крупных компаний и микробизнеса.

Организации, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, должны осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

ПРИНЦИПЫ И ВИДЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Рассмотрим принципы работы, на которых строится контрольная деятельность в целом и внутренний контроль в частности. К наиболее важным принципам относят:

Виды внутреннего контроля:

  • по функциональной направленности: административный, финансовый, бухгалтерский, правовой, технический, технологический, кадровый, контроль системы безопасности;
  • по решению задач: стратегический, тактический, оперативный;
  • по глубине охвата: тематический, комплексный;
  • по полноте: сплошной, выборочный;
  • по периодичности: систематический, периодический, эпизодический (ситуационный);
  • по времени проведения: предварительный, текущий, последовательный;
  • по степени внезапности: плановый, внеплановый (внезапный).

Порядок сочетания разных видов внутреннего контроля зависит от конкретных обстоятельств. Каждая организация определяет их самостоятельно.

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И ЦИФРОВЫЕ РЕШЕНИЯ

Сегодня внутренний контроль активно внедряет цифровые решения. С помощью электронных сервисов можно отслеживать движение документов по процессам и исполнителям, применять алгоритмы для проверки и подсчета общих сумм, проводить анализ на предмет соответствия и сопоставления данных.

Сервисы используют для онлайн-мониторинга бизнес-процессов и даже для риск-ориентированного подхода по заданным контрольным показателям-индикаторам. Нужно только правильно поставить задачу, составить верный алгоритм и прописать код.

Если информационная система адаптивна, с дружелюбным интерфейсом и богатым конструктором гибких настроек под капризы конкретного заказчика, то польза от нее огромная. Однако заменить в полной мере специалиста никак нельзя.

На мой взгляд, далеко не все процессы можно эффективно автоматизировать и запустить контрольный алгоритм лишь нажатием одной кнопки. Не все задачи внутреннего контроля можно доверить решениям искусственного интеллекта.

Даже если вся аналитика выстроена верно, настроены автоматические выгрузки данных, необходимость выполнения контрольных процедур человеком остается. Хотя бы для того, чтобы убедиться в корректности работы автоматизированной системы.

В числе преимуществ автоматизации эксперты отмечают сокращение времени на аудит на 25 %. Это существенно. За автоматизацией и цифровой экономикой — будущее.

Программные средства и технологии каждый подбирает для себя: по потребностям, возможностям, цене и сроку ожидания окупаемости. Универсальных решений нет.

Здесь принцип внутреннего контроля о сопоставимости затрат с полученным эффектом как раз кстати.

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Основные правила проведения внутреннего контроля находят отражение в локальном нормативном акте — внутрифирменном стандарте по проведению контроля. Это может быть Положение о внутреннем контроле, в котором закрепляют порядок организации и работы службы внутреннего контроля, ее задачи, процедуры и полномочия.

Чем подробнее прописаны контрольные процедуры, тем эффективнее результат контроля. Высший пилотаж, когда система выстроена по методу самоконтроля и работает сама, учитывая требования внешней среды, традиции и особенности работы конкретной организации.

Малый бизнес также осуществляет контрольные действия, но в менее зарегулированной форме, чем крупный и средний. Нередко контрольные процедуры завязаны на главного бухгалтера или руководителя компании.

Как организовать внутренний контроль, организация решает самостоятельно. Это зависит от:

  • стиля управления организацией;
  • сложности ее организационной структуры;
  • разнообразия видов деятельности;
  • автоматизации бизнес-процессов;
  • охвата контролем различных сфер хозяйственной жизни;
  • объема решаемых задач;
  • требований руководства компании;
  • готовности бенефициара выделять ресурсы на контроль.

Крупные публичные акционерные общества с усложненной структурой, филиальною сетью, диверсифицированным бизнесом создают службы внутреннего контроля, отделы и даже департаменты. У компаний поменьше внутренний контроль тоже присутствует, пусть и в ограниченном функционале.

Для выполнения процедур внутреннего контроля назначают ревизора или передают контрольные функции на аутсорсинг сторонней организации, внешнему консультанту.

ЭТО ВАЖНО

Внутренний контроль не должен превратиться в формальность и профанацию. Затраты на внутренний контроль не должны превышать эффект от его внедрения и функционирования.

Нужно помнить, что основные задачи внутреннего контроля следующие:

  • организовать надзор за значимыми процессами и должностными лицами, которые на них влияют;
  • определять правовые, финансовые, административные риски;
  • выявлять нарушения и недостатки в бизнес-процессах и оперативно на них реагировать.

Внутренний контроль необходим как для организации в целом, так и отдельным бизнес-процессам, элементам процесса управления.

Т. Зозуля, налоговый консультант-практик

Читайте также: