Субъекты и объекты организаторской деятельности кратко

Обновлено: 03.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1
1
ТЕМА 3. Субъекты и объекты организационной деятельности

2
Требования к организации
Организация — это группа людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели предприятия или целей. Сложные организации имеют набор взаимосвязанных целей.
Группа должна соответствовать нескольким обязательным требованиям, чтобы считаться организацией. К ним относятся:
1. Наличие по крайней мере двух людей, которые считают себя частью этой группы.
2. Наличие по крайней мере одной цели (т.е. желаемого конечного состояния или результата), которую принимают как общую все члены данной группы.
3. Наличие членов группы, которые намеренно работают вместе, чтобы достичь значимой для всех цели.

3
Деловые организации относятся к социально-экономическим системам. Их деятельность неразрывно связана с социальной деятельностью коллективов и отдельных личностей. Многие закономерности деятельности организационных систем аналогичны правилам, которыми руководствуется в своем поведении любой человек, представляющий собой сложную социально-биологическую систему.

4
Организационная деятельность — это создание или усовершенствование механизма управления организацией в соответствии с целями и задачами организационных систем, представляющих собой совокупность структуры и способов функционирования ее элементов.
Субъект управления — это управляющая подсистема в
системе управления или отдельный ее элемент. Субъект — это источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение (ЛПР).
Объект управления — это управляемая подсистема, то, что подвергается управлению со стороны субъекта.
- человеческие ресурсы организации;
- поставщики ресурсов для организации;
- конкуренты;
- информационное обеспечение;
- финансы организации.

Субъект и объект организационной деятельности

8
Система взаимодействия и взаимоотношений объекта и субъекта управления
Объект управления
Субъект управления
Управление
Результат

субъект менеджмента — представляет собой человека или группу людей, которые осуществляют управленческие воздействия в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
объект менеджмента — все то, на что направлены управленческие воздействия субъекта менеджмента в рамках организации и для реализации ее целей и задач.
результат — это то, ради чего взаимодействуют субъект и объект менеджмента, используя управление, выражающийся в измеримых показателях.

9
Результатом может служить все, что можно измерить, оценить и принять на основе этого решение об эффективности взаимодействия объекта и субъекта менеджмента. Непосредственным измерителем, может являться сопоставление затрат и конечной прибыли. Или же максимум прибыли при минимуме затрат.
Один и тот же человек может быть одновременно и субъектом (по отношению к непосредственным исполнителям или к материальным объектам), и объектом (по отношению к вышестоящим должностным лицам). Организационная деятельность субъектов и объектов управления организацией регламентируется положениями об отделах и службах, а также должностными инструкциями.

10
В качестве обобщенного субъекта управления деловой организацией выступает административно-управленческий аппарат. Он состоит из сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, принимающих и утверждающих управленческие решения, организующих их исполнение с последующим контролем.
Объект организационной деятельности в рамках должностных обязанностей выполняет процедуры подготовки, согласования и исполнения решений, а также все операции, относящиеся к этим процедурам. Объект организационной деятельности получает задание, осмысливает его, проводит информационную работу, выполняет поручение или заказ, сдает выполненную работу заказчику или использует ее в своей организации и т.д.

Управление во внешней среде организации возможно, хотя и носит весьма ограниченный характер. Объясняется это тем, что ОСУ может воздействовать далеко не на все сферы внешней среды (см. раздел 1.3.3 и рис. 1.3.2). Так на внешнюю макросреду (политика и экономика, демография, географическое положение и климат, научно-технический прогресс, национальные, культурные и религиозные особенности) ОСУ не может влиять в принципе. Единственное, что она может осуществлять – это адаптация внутренней среды организации к особенностям воздействия внешней макросреды.

Внешняя микросреда организации (поставщики, покупатели, партнёры, посредники, конкуренты, контактные группы) напрямую также не может управляться ОСУ. Однако возможны косвенные методы управления, суть которых заключается в налаживании с перечисленными элементами внешней микросреды переговорного процесса, в результате которого обычно заключаются какие-либо соглашения (контракты, договоры) о взаимодействиях. Таким образом, влияя на содержание соглашений и условия их реализации ОСУ всё-таки может воздействовать на процессы во внешней среде, хотя и является всего-лишь одним из субъектов этой среды.

Одной из основных функций управления является организация (организовывание) или организаторская деятельность. Фактически организаторская деятельность – это формирование или усовершенствование организационной системы управления (ОСУ) в соответствии с поставленными целями и задачами.

По аналогии с теорией управления, где различают субъекты и объекты управления, в теории организации также различают субъекты и объекты организаторской деятельности. При этом:

- формирование целей и задач организаторской деятельности;

- прогнозирование и планирование организаторской деятельности;

- организовывание организаторской деятельности;

- мотивация и стимулирование организаторской деятельности;

- координация организаторской деятельности;

- сбор информации и контроль организаторской деятельности.

В качестве субъектов организаторской деятельности могут выступать как отдельные лица (например, директор, главный технолог, участковый уполномоченный сотрудник милиции и т.п.), так и подразделение организации (например, служба главного механика, отдел кадров и т.п.) и организация целиком (пожарный надзор, прокуратура и т.п.). Аналогично в качестве объектов организаторской деятельности могут выступать как отдельные лица (например, начальник цеха, токарь-карусельщик участка механической обработки корпусов и т.п.), так и подразделения организации (цеха, участки, бригады и т.п.) и организации целиком (магазин, железнодорожная станция и т.п.)

Ниже приведены примеры организационных работ, которые выполняют субъекты и объекты организаторской деятельности.

Директор организации как субъект организаторской деятельности выполняет следующие виды организационных работ:

· организация соблюдения законодательных и нормативных актов федерального, регионального, местного и отраслевого уровней;

· организация выполнения решений вышестоящих органов управления и собственников организации;

· координация организаторской деятельности своих заместителей и главных специалистов;

· организация выполнения производственного плана и заключённых договоров;

· формирование условий для благоприятных коммуникаций внутри и вне организации;




· выполнение представительских функций за пределами организации;

· организация учёта и отчётности в соответствии с действующими нормативами;

Начальник отдела технического контроля в организации как субъект организаторской деятельности выполняет следующие виды организационных работ:

· организация входного контроля поступающих сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

· организация операционного контроля в процессе изготовления продукции;

· организация выходного контроля готовой продукции;

· контроль исполнения действующих стандартов, нормативов и регламентов;

· документальное оформление результатов контроля, учёт брака;

· организация труда подчинённых контролёров;

Инженер-конструктор как объект организаторской деятельности выполняет следующие виды организационных работ:

· формулировка разнообразных требований заказчиков на техническом языке;

· разработка комплекса мероприятий по их реализации методами конструирования;

· обоснование технической целесообразности предлагаемых конструктивных решений;

· анализ результатов НИИОКР по своему направлению;

· поиск и предложение новых идей и новых конструкций;

· прогнозирование появления новых конструкторских решений;

· участие в технологической подготовке производства;

Токарь-карусельщик участка механической обработки корпусов как объект организаторской деятельности выполняет следующие виды организационных работ:

· отслеживание и поддержание технического состояния вверенного ему станка и иного оборудования;

· анализ вместе с технологом цеха особенностей обработки отдельных деталей;

· выполнение механической обработки деталей в соответствии с технологическими картами;

· своевременное получение, использование и списывание изнашиваемого инструмента и приспособлений;

· соблюдение норм техники безопасности, пожарной безопасности и промсанитарии на рабочем месте;

· предложения по усовершенствованию различных процессов и конструкций на своём рабочем месте;

Управление во внешней среде организации

Управление во внешней среде организации возможно, хотя и носит весьма ограниченный характер. Объясняется это тем, что ОСУ может воздействовать далеко не на все сферы внешней среды (см. раздел 1.3.3 и рис. 1.3.2). Так на внешнюю макросреду (политика и экономика, демография, географическое положение и климат, научно-технический прогресс, национальные, культурные и религиозные особенности) ОСУ не может влиять в принципе. Единственное, что она может осуществлять – это адаптация внутренней среды организации к особенностям воздействия внешней макросреды.

Внешняя микросреда организации (поставщики, покупатели, партнёры, посредники, конкуренты, контактные группы) напрямую также не может управляться ОСУ. Однако возможны косвенные методы управления, суть которых заключается в налаживании с перечисленными элементами внешней микросреды переговорного процесса, в результате которого обычно заключаются какие-либо соглашения (контракты, договоры) о взаимодействиях. Таким образом, влияя на содержание соглашений и условия их реализации ОСУ всё-таки может воздействовать на процессы во внешней среде, хотя и является всего-лишь одним из субъектов этой среды.

Одной из основных функций управления является организация (организовывание) или организаторская деятельность. Фактически организаторская деятельность – это формирование или усовершенствование организационной системы управления (ОСУ) в соответствии с поставленными целями и задачами.

По аналогии с теорией управления, где различают субъекты и объекты управления, в теории организации также различают субъекты и объекты организаторской деятельности. При этом:

- формирование целей и задач организаторской деятельности;

- прогнозирование и планирование организаторской деятельности;

- организовывание организаторской деятельности;

- мотивация и стимулирование организаторской деятельности;

- координация организаторской деятельности;

- сбор информации и контроль организаторской деятельности.

В качестве субъектов организаторской деятельности могут выступать как отдельные лица (например, директор, главный технолог, участковый уполномоченный сотрудник милиции и т.п.), так и подразделение организации (например, служба главного механика, отдел кадров и т.п.) и организация целиком (пожарный надзор, прокуратура и т.п.). Аналогично в качестве объектов организаторской деятельности могут выступать как отдельные лица (например, начальник цеха, токарь-карусельщик участка механической обработки корпусов и т.п.), так и подразделения организации (цеха, участки, бригады и т.п.) и организации целиком (магазин, железнодорожная станция и т.п.)

Ниже приведены примеры организационных работ, которые выполняют субъекты и объекты организаторской деятельности.

Директор организации как субъект организаторской деятельности выполняет следующие виды организационных работ:

· организация соблюдения законодательных и нормативных актов федерального, регионального, местного и отраслевого уровней;

· организация выполнения решений вышестоящих органов управления и собственников организации;

· координация организаторской деятельности своих заместителей и главных специалистов;

· организация выполнения производственного плана и заключённых договоров;

· формирование условий для благоприятных коммуникаций внутри и вне организации;

· выполнение представительских функций за пределами организации;

· организация учёта и отчётности в соответствии с действующими нормативами;

Начальник отдела технического контроля в организации как субъект организаторской деятельности выполняет следующие виды организационных работ:

· организация входного контроля поступающих сырья, полуфабрикатов и комплектующих изделий;

· организация операционного контроля в процессе изготовления продукции;

· организация выходного контроля готовой продукции;

· контроль исполнения действующих стандартов, нормативов и регламентов;

· документальное оформление результатов контроля, учёт брака;

· организация труда подчинённых контролёров;

Инженер-конструктор как объект организаторской деятельности выполняет следующие виды организационных работ:

· формулировка разнообразных требований заказчиков на техническом языке;

· разработка комплекса мероприятий по их реализации методами конструирования;

· обоснование технической целесообразности предлагаемых конструктивных решений;

· анализ результатов НИИОКР по своему направлению;

· поиск и предложение новых идей и новых конструкций;

· прогнозирование появления новых конструкторских решений;

· участие в технологической подготовке производства;

Токарь-карусельщик участка механической обработки корпусов как объект организаторской деятельности выполняет следующие виды организационных работ:

· отслеживание и поддержание технического состояния вверенного ему станка и иного оборудования;

· анализ вместе с технологом цеха особенностей обработки отдельных деталей;

· выполнение механической обработки деталей в соответствии с технологическими картами;

· своевременное получение, использование и списывание изнашиваемого инструмента и приспособлений;

· соблюдение норм техники безопасности, пожарной безопасности и промсанитарии на рабочем месте;

· предложения по усовершенствованию различных процессов и конструкций на своём рабочем месте;

Организаторская деятельность - создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская деятельность аналогична общей функции управления “организация”. Данная функция может выполняться объектами и субъектами организационной деятельности.

В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношениям к управленческим воздействиям. Субъект - это источник управленческого воздействия, а объект - приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций или задач. Аналогично и в теории организации. Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Как известно, функция “организация” относится к общим функциям управления. Она входит в состав всех конкретных функций управления. Кроме того, при большой трудоемкости эта функция может быть разделена на ряд подфункций (рис.6.4).

Субъект организационной деятельности выполняет в рамках требуемых функций процедуры: “принимает решение”, “утверждает”, “организует выполнение”. Объект организаторской деятельности в рамках порученных функций выполняет процедуры “подготовка решения” и “согласование решения” или все операции, относящиеся к этим процедурам. К операциям процедур относятся: получить задание или его сформулировать, провести информационную работу, провести совещание, сдать выполненную работу заказчику или использовать ее в своей организации и т.д.

Таким образом, субъекты организаторской деятельности выполняют действия из набора функций, подфункций, процедур и операций. Например, “принятие решения об активизации организаторской деятельности работников ДЭЗов по созданию кондоминиумов”. Принятие решения - это процедура, активизация организационной деятельности - это подфункция, создание - это общая функция “организация”, кондоминиумы - это продукция по конкретной функции “управление производством” (рис.6.5).

Понятия “субъект” и “объект” организаторской деятельности являются относительными, а не абсолютными. Так, начальник цеха завода является субъектом по отношению к рабочему, выполняющему его поручение, в то же самое время он объект по отношению к генеральному директору завода. Субъект организаторской деятельности может быть одновременно и своим объектом, т. е. он может выполнять работу, данную самому себе. Даже рядовые работники могут быть коллективным субъектом организаторской деятельности в форме собрания акционеров, депутатов Государственной Думы и т.д.

41. Теория организации и ее место в системе научных знаний.

ТО как научная дисциплина изучает этот объект и как процесс и как явление. Т.е. она изучает методы создания организации, выявляет условия, необходимые для создания организации, факторы, влияющие на процесс создания организации, изучает законы функционирования организации.

ТО – это управленческая дисциплина. Объектом ТО является организация.

1 организация как объект управления имеет особую значимость, т.к.– это основное звено в социально-экономической системе страны (именно в организации создаются различные виды продукции, услуг). Состояние организации (качество её функционирования) определяет состояние её отраслей и всей страны.

2 организация является составными частями других объектов и страны в целом. Т.е. если нет организации как объекта, то нет и отрасли как объекта и территории как объекта. В-третьих, это самый сложный из всех объектов, он самый значимый. Именно в организациях осуществляется процесс изготовления продукта или услуги, а производственный процесс – это самое сложное.

Организация (по научной литературе) представлена в виде 2-х понятий:

– организация как процесс,

– организация как явление.

Организация как процесс означает, что организация это комплекс управленческих действий, направленных на формирование элементов организации, на соединение элементов и на совершенствование этих связей. Элементы: ресурсы (материальные, трудовые, финансовые).

Организация как явление означает что организация – это материальный объект).

Предмет теории организации составляют организационные отношения людей в процессе совместной деятельности и закономерности их развития.

Организацией как объектом исследования занимаются менеджмент, экономика, социология, психология, политология и другие науки. Каждая из этих дисциплин рассматривает лишь часть процессов, происходящих в организации. Так, менеджмент рассматривает вопросы, связанные с элементами организации и процесса управления, коммуникациями, с организацией взаимодействия и полномочий, построения организаций. Экономика изучает элементы организации и оплаты труда; организации производства; Психология изучает психическое отражение человеком различных аспектов организационных отношений. Политология рассматривает отношение людей к политическим организациям, проблемам внутренней и внешней политики. Однако это лишь элементы, составляющие организацию в целом как процесс и как явление. теория управления изучает следующие проблемы, касающиеся организации: производство как система, типы отношений управления, организационная структура управления, линейные и функциональные связи, организационно-распорядительные методы управления, организация процесса управления, организация управленческого труда. Дальнейшее развитие исследований в области теории управления способствовало выделению теории организации как самостоятельной новой науки. Она призвана интегрированно подходить к ключевым процессам, происходящим в формальных и неформальных объединениях людей и их коммуникациях.

2Теория научного управления и развития теории организации (Ф. Тейлор, А. Файоль, Л. Гилберт).

Теория научного управления

Основная идея теории научного управления состоит в том, что работа исполнителей может и должна быть изучена с помощью научных

методов, основанных на объективном анализе фактов, дающих возможность выработать способ наиболее эффективной организации работы на конкретном рабочем месте.

Тейлор пришел к выводу, что причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Поэтому он разработал систему материальных (не только денежных) стимулов. По утверждению Тейлора, именно награда (и/или наказание зарплатой) представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому, кто хочет эффективно управлять человеком. Предложены стимулирующие системы оплаты труда, как сдельная и сдельно-премиальная (Ф. Тейлор), а также повременно-премиальная целями указанных исследований являются поиск наилучшего пути (последовательности действий) реализации задания и определение стандартного времени (норм времени) его выполнения.

инструментами на этом этапе являются исследование движения, хронометрирование (хронометр изобрели супруги Гилберт.) нормирование, теорией научного управления предложены такие призванные стимулировать развитие рабочей силы системы оплаты труда, как сдельная и сдельно-премиальная, а также повременно-премиальная. Научное управление выступало в защиту разделения управляющих функций от функций производства.

Формы, законы и принципы организации должны иметь профессиональное сопровождение (организацию и исполнение) в компании.

Любая организационная деятельность реализуется через процедуры и операции формирования и исполнения управленческих и технологических решений.

Применительно к социальной системе под организационной деятельностью подразумевают:

1) объединение людей в группы;

2) интеграция деятельности членов коллектива организации;

3) интеграция всех членов коллектива.

В зависимости от возложенных на них функциональных обязанностей члены коллектива могут быть как субъектами, так и объектами организационной деятельности.

14.2 Менеджеры как субъекты организационной деятельности

Субъект управления – это управляющая подсистема в системе управления или отдельный ее элемент.

Субъект – это источник управляющего воздействия или лицо, принимающее решение. Лицо, принимающее решение, - понятие собирательное. Это может быть не только один человек, но и группа, коллектив организации.

В качестве обобщенного субъекта управления деловой организацией выступает административно-управленческий аппарат. Данный аппарат состоит из сотрудников:

- принимающих и утверждающих управленческие решения;

- организующих и контролирующих их исполнение.

Субъектами осуществления управленческой деятельности являются менеджеры. Менеджер – это член организации, осуществляющий управленческую деятельность и решающий управленческие задачи. Они занимают ключевую позицию в управлении организацией.

Менеджеры в организации играют ряд разнообразных ролей. Наиболее важными являются следующие три роли:

1). Роль по принятию решения. Она выражается в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п.

2). Информационная роль. Она состоит в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок, разъясняет политику и основные цели организации.

3). Менеджер выступает в качестве руководителя. Он формирует отношения внутри и вне организации, мотивирует членов организации на достижение целей, координирует их усилия и выступает в качестве представителя организации.

В зависимости от позиции менеджеров в организации, решаемых ими задач, характера реализуемых функций данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени. Однако каждый менеджер обязательно принимает решения, работает с информацией и выступает руководителем по отношению к определенной организации.

Современные тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. В прошлом для руководителей было весьма характерным стремление к четкому исполнительству. Хорошим считался такой руководитель, который умел исполнять распоряжения вышестоящих инстанций или инструкции, нормативы, соответствовал принятым типам делового поведения. В последующем стала цениться самостоятельность менеджера.

Самостоятельность — это хорошее качество, но оно тоже может проявляться по-разному. Бывает самостоятельность в исполнении и самостоятельность в целенаправленном развитии, бывает инициативная самостоятельность и самостоятельность, ограниченная определенной концепцией делового поведения, может быть самостоятельность опыта и самостоятельность поиска.

Сегодня рождается понятие креативный менеджер. Их особенность — усиленное внимание к исследовательскому подходу в оценке внешних и внутренних ситуаций, в решении всех проблем, разработке управленческих решений.

14.3 Объекты организационной деятельности

Объект управления – это управляемая подсистема, та, что подвергается воздействию со стороны субъекта.

В роли объекта может выступать как человек, так и машина.

Состояние объекта управления во многом зависит от управляющих воздействий со стороны субъекта управления.

Объект организационной деятельности обычно выполняет следующие действия:

- проводит информационную работу;

- выполняет поручение или заказ;

- сдает выполненную работу руководителю (субъекту управления) или заказчику.

15. Тенденции развития организации

15.1 Модели организаций как объектов управления

В теории организации выделяют четыре типа моделей, отражающих эволюцию теоретических концепций, определяющих сущность самих организации, роль и доминирующие функции менеджмента, а также критерии, применяемые для оценки эффективности их деятельности.

Другой представитель этого теоретического направления - немецкий социолог М. Вебер выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой человеческой организации является рациональная бюрократия. Целями предприятия чаще всего являются максимизация прибыли, рентабельности, капитальных вложений, общего оборота капитала. Для их достижения с максимальной эффективностью и при минимальных затратах ресурсов необходимо оптимально использовать все виды ресурсов.

Механистическая модель организации (ее также называют моделью рациональной бюрократии) позволяет установить технико-экономические связи и зависимости различных факторов производства. В то же время в ней недостаточно учитываются роль и значение человеческого фактора в эффективной работе организации, а в качестве базы используются такие положения школы научного менеджмента, которые критически оцениваются современной наукой и практикой. Все это ставит определенные рамки в использовании механистической модели организации с ее узким взглядом на управление и эффективность, оцениваемую только по экономическим результатам.

Вторая модель. Эта модель построена на определении организации как коллектива, сформированного по принципу разделения труда. Начало ее разработки относится к 30-м годам и связано с именами таких известных ученых как Э. Мэйо, Д. Макгрегор, Ч. Барнард и Ф. Селзник, создавших основы теории человеческих отношении и поведенческих наук. В нашей стране идеи научного управления трудовыми коллективами, работающими на социалистических предприятиях, развивали А. К. Гастев, О. А. Ерманский, Н. А. Витке и многие другие ученые и практики.

Модель организации строится исходя из главного положения теории о том, что важнейшим фактором производительности на предприятии является человек как социальный деятель. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, коммуникации, лояльность, участие в принятии решений. Другими словами, моделируется система поддержания человеческих отношений внутри организации. При этом особое внимание уделяется стилю управления и его влиянию на показатели производительности и удовлетворенности работников своим трудом. Предпочтение отдается демократическому стилю, обеспечивающему наиболее полное раскрытие способностей работающих за счет их вовлеченности не только в процесс исполнения, но и в процесс разработки управленческих решений.

Главные задачи менеджеров в этих условиях заключаются в организации управлении персоналом, что, в конечном счете, должно приводить к выполнению целей предприятия. Если все внутренние процессы, связанные с персоналом, управляются надлежащим образом, у организации не возникает проблем с достижением задании по выпуску продукции, прибыли, доходам и т д. В качестве критерия успешности работы по данной модели принимается повышение эффективности организации за счет совершенствования ее человеческих ресурсов. Возможности модели, построенной на основании теории человеческих отношений и поведенческих наук, в поиске резервов эффективности организации ограничиваются тем, что внимание концентрируется только на одном внутреннем факторе - человеческом ресурсе и подчинении ему всех остальных факторов производства. Как и в механистической модели, управляющая система здесь также ориентирована на анализ внутренних факторов и условий функционирования организации.

Третья модель. В этой модели предприятие представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением. Ее основу составляет общая теория систем (основополагающий вклад за рубежом был сделан А. Чандлером, П. Лоуренсом, Дж. Лоршем; в нашей стране эти проблемы исследовались И. В. Блаубергом, Э. Г Юдиным, В. В. Дружининым, В. Н. Садовским, В. Г. Афанасьевым и многими другими учеными). Ее главная идея заключается в признании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями организация рассматривается в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром.

Ключевые факторы ее успеха находятся в двух сферах: во внешней (из которой она получает все виды ресурсов, включая информацию, т. е. знание) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают те или иные предпосылки для преобразования ресурсов в продукцию и услуги).

Четвертая модель. Эта модель представляет предприятия как общественные организации, в деятельности которых заинтересованы различные группы как внутри, так и вне их границ. Цели предприятий трактуются с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителей, поставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом. Основу этой модели, формирующейся с 80-х годов, составляет теоретическая концепция заинтересованных групп, в соответствии, с которой организации должны принимать во внимание разные интересы партнеров. Такой подход означает принятие за основу стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели организации лимитируется требованием выполнять и другие цели на приемлемом уровне. Определение эффективности в этих условиях базируется на выборе ценностей и определении политической ориентации организации.

В реальной действительности не существует организаций, которые строили бы свою деятельность в полном соответствии с какой-либо одной моделью. Чаще всего наблюдается процесс эволюционного перехода от одних приоритетов к другим. В деятельности многих организаций можно отметить наличие элементов всех четырех базисных концепций.

Содержание статьи

Организаторская деятельность

  • Организаторская деятельность
  • Куда можно поступить с ЕГЭ по литературе
  • Что такое деятельность как процесс

Сутью такой деятельности является руководство и управление людьми с использованием определенных правил, приемов и методов. Любая организаторская деятельность направлена на создание механизма управления элементами организационных систем для решения поставленных задач и достижения определенных целей.

Деятельность или маркетинг может осуществляться любой общностью людей, коллективом, предприятием, фирмой. Они представляют собой единое целое в процессе взаимодействия с другими организациями, во главе стоит субъект управления — руководитель. Основу организаторской деятельности составляет система качеств субъекта управления, его организаторские способности, в том числе:

  1. целеполагающая функция
  2. административная функция
  3. коммуникативно-регулирующая функция
  4. дисциплинарная функция
  5. экспертно-консультативная функция
  6. психотерапевтическая функция
  7. функция представительства.

Гармоничное развитие деятельности предприятия зависит от осознания и выполнения каждым его членом своих основных функций, прав и обязанностей.

Виды организаторской деятельности

В современном маркетинге существует три основополагающих вида организаторской деятельности:

  1. выработка решений
  2. разработка и создание программ и планов
  3. структурирование и обеспечение функционирования коллектива предприятия.

В качестве основных можно указать организацию состояния объекта управления и организацию процессов. Первый вид предполагает структурирование предприятия, а второй – особенности использования данных структур по прямому назначению.

Субъекты организаторской деятельности

Организаторская деятельность осуществляется объектами и субъектами, имеющими возможность принимать решения и участвовать в управлении предприятием или организацией. В качестве субъекта выступает отдельный элемент предприятия или подсистема, входящая в структуру системы управления. Это может быть как один член коллектива, так и его группа. Субъект уполномочен оказывать управляющее воздействие, принимать решения и осуществлять общее руководство предприятием.

Один и тот же субъект управления может быть как руководителем компании, так и входить в его среднее звено, то есть одновременно являться и объектом управления. Полномочия субъекта управления зафиксированы в основных положениях предприятия, а также в должностных инструкциях.

Формы организаторской деятельности

Организаторская деятельность формировалась на протяжении длительного времени, поэтому получила множество форм управления. Так, наиболее распространенными являются коллективная и индивидуальная форма. Одной из самых древних видов коллектива является семья. Впоследствии на основе данной ячейки общества развились и другие организационные структуры, а именно: поселение, община, нация, государство, а также различные организационные объединения.

На основе принципов об управлении возникли и существуют четыре формы организаторской деятельности:

  1. тоталитарная
  2. авторитарная
  3. демократическая
  4. рыночная.

Из всех форм наиболее распространенной считается коллективная (рыночная) форма управления. Её принципом является естественная организация процесса, которая развивается в соответствии с закономерностями внутреннего развития предприятия.

Принципы организаторской деятельности

Каждая организация соблюдает основные законы, позволяющие ей добиться определенных результатов своей деятельности. Руководитель при организации деятельности предприятия руководствуется основополагающими принципами:

  1. принципом управления
  2. принципом рационализма
  3. принципом планомерности
  4. принципом человеческих отношений.

Однако незыблемым принципом для любого разумного руководителя является принцип уважения и соблюдения прав человека.

Психология организаторской деятельности

Руководитель предприятия или организации должен не только обладать организаторскими способностями, но и знать основы психологии организаторской деятельности. К ним можно отнести:

  1. организаторские знания
  2. организаторские умения и навыки
  3. коммуникативную компетентность
  4. способность разбираться в качествах подчиненных
  5. способность взаимодействовать со всеми членами коллектива.

Таким образом, организаторская деятельность напрямую зависит от организаторских способностей современного руководителя, его умения воздействовать на других людей, а также умения уделять внимание тонкостям взаимоотношений руководителя и подчиненных, а также всех членов коллектива.

Читайте также: