Структурно функциональный анализ школьного учебника
Обновлено: 06.07.2024
– овладение методами отбора и структурно-логического анализа учебной информации.
Методы
– выявление степени соответствия учебника основным дидактическим требованиям организации процесса обучения;
– моделирование структуры содержания учебного материала.
Методическое обеспечение: учебно-методические комплексы (УМКд) и/или отдельные рабочие программы дисциплин, учебники и учебные пособия.
Термины и понятия:
• учебный элемент (понятие);
• органолептический метод анализа;
• спецификация учебных элементов;
• граф учебной информации;
Анализ и оценка качества учебника
Учебная литература является источником знаний и средством обучения учащихся в условиях определенной системы образования. К видам учебной литературы относятся учебники, учебно-методические пособия.
Из всех видов учебной литературы важнейшим является учебник.
Учебник – жанр научной литературы, средство обучения, предназначенное для усвоения системы знаний и умений по конкретному предмету. Современному учебнику присущи следующие функции:
Все эти функции определяют наличие в учебнике не только предметного, но и методического содержания.
Дидактическое содержание – предметное содержание информация в виде текстов, иллюстраций и пр.
Методическое содержание – средства организации усвоения материала учебника и справочно-ориентировочных компонент учебника. К ним относятся пояснительные тексты, вопросы, систематизирующие и обобщающие таблицы, рекомендации, задания, задачи и ответы к ним.
Справочно-ориентировочный компонент обеспечивает ориентацию в содержании и структуре учебника и реализуется в нем через предисловие, послесловие, оглавление, рубрикацию, выходные данные, библиографию, аннотацию.
Каждый учебник создается и функционирует в конкретной дидактической системе, базирующейся на определенной теории обучения. На основе известных теорий обучения разработаны и используются в учебном процессе четыре модели учебников:
• конвенциональный – соответствует установившимся традициям классической педагогики и имеет характер энциклопедический или монографический;
• проблемный – построен на теории проблемного обучения и включает главным образом учебные вопросы, которые подлежат разрешению научными способами, творческим подходом к разрешению проблем;
• комбинированный – включает отдельные элементы других моделей.
Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию.
Анализ учебной литературы и в первую очередь учебников является одним из видов методической деятельности преподавателя.
Наиболее эффективными и распространенными методами анализа учебников являются: экспериментальный, социологический, экспертный, органолептический (балльный) и метод структурно-функционального анализа.
Цели органолептического метода является установление:
• возможности рекомендации учебника в качестве основного для самостоятельной работы учащихся;
• глубины и качества изложения материала в различных темах учебника;
• необходимости привлечения к содержанию отдельных тем дополнительного материала;
• рациональных способов работы учащихся с учебником в целом и отдельными его разделами. В состав таких работ входят: аннотирование текста, составление плана изложения материала, определение понятий, ответы на контрольные вопросы, решение задач.
Сущность органолептического метода:
• выделение определенных показателей качества;
• оценивание результатов по каждому показателю в сумме баллов;
• сравнение данных качественного анализа показателей и выбор лучшего учебника.
Для наглядности и удобства результаты оценки качества учебников целесообразно представить в виде:
Оценка качества учебников
№ п/п | Показатель качества | Коэффициент значимости ki | Оценка степени реализации показателя качества |
Учебник 1 | Учебник 2 | Учебник 3 | |
Строгая научность изложения учебного материала | |||
1.1 | соответствие логики построения базовой науки и материала предмета | ||
1.2 | представление рассматриваемого понятия во всей его многогранности и развитии | ||
1.3 | соответствие определений, терминов и символов в учебном предмете и базовой науке | ||
Учет возрастных и познавательных возможностей учащихся | |||
2.1 | простота языка и доступность изложения материала | ||
2.2 | достаточность времени, необходимого для усвоения всего материала учебника и отдельных его тем количество вводимых в материал понятий | ||
2.3 | количество страниц, рисунков, формул во всем учебнике или в отдельных темах, приходящееся на 1 ч времени, отведенного программой для их изучения | ||
Систематичность и последовательность изложения материала | |||
3.1 | четкость рубрикации учебника | ||
3.2 | соответствие действующей учебной программе | ||
3.3 | соответствие последовательности изложения материала темы в учебнике и программе | ||
3.4 | равномерность распределения объема материала между темами учебника. Проверить степень выполнения показателя 3.4 можно путем сравнения двух коэффициентов: 1) отношения количества страниц в учебнике к количеству часов, отводимых на изучение курса (K1); 2) отношения количества страниц по теме к количеству часов, отведенных на ее изучение (К2). |
Каждый учебник имеет определенную структуру, элементами которой являются части, разделы, главы и параграфы. Наименьшей структурной единицей учебника является параграф. В учебнике для параграфов принято применять сквозную нумерацию.
В качестве основных дидактических требований, на соответствие которым следует проверять учебники, можно выделить следующие:
- связь содержания с жизнью, практикой;
- систематичность и последовательность изложения материала;
- строгая научность изложения;
- учет возрастных и познавательных возможностей обучающихся;
- реализация идеи обучения посредством постановки проблем;
- простота языка и доступность изложения;
- достаточное количество иллюстраций, таблиц, схем;
Такой подробный и тщательный сравнительный анализ учебников рекомендуется проводить молодым преподавателям, малознакомым с существующей учебной литературой по предмету. По мере накопления опыта происходит свертывание намеченной последовательности анализа, оценка учебников производится по обобщенным качественным характеристикам, включающим оценку содержания материала, его построения и оформления. Выбор одного из учебников в качестве основного не означает отказ преподавателя от работы с другими учебниками.
Основной учебник он рекомендует обучающимся для работы, а остальные должен использовать сам при подготовке к занятиям. Из них преподаватель может почерпнуть дополнительный материал по отдельным темам, выбрать наиболее рациональную последовательность изложения материала отдельных разделов, заимствовать домашние задания.
Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .
Основные идеи славянофильства: Славянофилы в своей трактовке русской истории исходили из православия как начала.
Но мнению П. В. Горы, структурно-функциональный анализ — это углубленный анализ содержания учебного материала предстоящего урока.
В этих целях анализируются стандарт, программа, учебное пособие, отбирается необходимый материал из научных публикаций, учебно-методической литературы. Это позволяет разработать основное содержание урока, выделить в нем структурные компоненты, прогнозировать результаты обучения, формулировать цели урока, отбирать наиболее эффективные методические приемы и средства, организовывать познавательную деятельность учащихся.
Структурный анализ дает возможность отделить главное от второстепенного, разделить содержание учебного материала на структурные компоненты: теоретический материал, главные и неглавные факты, теоретические выводы, обобщения, ценностные ориентиры. При этом особенности содержания курса "Обществознание" (11-й класс), его интегративный характер требуют использовать факты не только для иллюстрации, но и для более глубокого осмысления процессов, явлений прошлого и современности, усвоения теоретического содержания курса, выводов и обобщений. Учителю важно находить оптимальное сочетание фактического и теоретического материала, чтобы формировать знания, способы деятельности, ценностные ориентиры учащихся.
Функциональный анализ дает возможность с учетом структурного анализа прогнозировать результаты, определить образовательные, воспитательные, развивающие цели урока, отобрать приемы и средства учебной работы.
Цель — это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования служит деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученность, развитости и воспитанности учащихся.
Цель урока отличается конкретностью (указываются средства ее достижения) и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Чтобы достичь цели урока, необходимо решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.
Воплощение дидактических задач для достижения целей урока находит конкретное выражение в методике преподавания обществознания. При формулировании образовательных, воспитательных и развивающих целей урока важно определить, как будет достигнут предполагаемый результат. Учитель может использовать определенный алгоритм действий, позволяющий прийти к планируемому результату через определенные шаги.
Учебные комплексы и планирование обучения истории в школе
Планирование преподавания истории начинается со знакомства с федеральными государственными стандартами общего образования. Стандарт - образец, эталон, модель, принимаемые для сопоставления с ними других подобных объектов. Государственный стандарт общего образования - это нормативный документ, который содержит нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
На основе государственных стандартов составляются программы. В настоящее время все программы имеют рекомендательный характер, составлены различными авторами. Под программой понимаем краткое изложение целей и содержания учебного предмета и способов их достижения. Учебная программа включает в себя: пояснительную записку; содержание курса; перечень умений, которые должны формироваться в ходе изучения курса истории критерии оценки знаний и умений школьников; диагностический материал; список литер туры.
Тематический план - краткое или расширенное поурочное перечисление основных занятий и их вопросов, понятий, познавательных умений, учебных пособий, форм проверки и контроля в рамках учебных тем или разделов с указанием календарных сроков их проведения. Существует несколько видов тематических планов, каждый из которых отвечает конкретным задачам подготовительной работы:
Простой календарный план
Разделы тем (тематические блоки) | Количество часов | Календарные сроки изучения |
Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени вразделы и крупные темы школьных курсов истории.
Поурочный календарный план
Темы (тематические блоки) | Количество часов | Занятия и основные вопросы | Календарные сроки |
С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретны тем: определяется принцип изложения учебного материала, определяются темы и вопросі каждого занятия, и сроки их проведения.
Расширенное поурочное планирование
№ п/п | Название раздела, главы, темы урока | Кол-во часов | Основные понятия, термины, идеи | Основные умения | Межпредметные и внутрикурсовые связи | Тип и форма урока | Средства обучения | Способы проверки знаний и умений | примечание |
Этот план охватывает все факторы процесса обучения. В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта.
После чего рекомендуется оформить поурочный план урока истории. Существует несколько вариантов оформления. Приведем один из них.
Методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Отведенное время |
Характеристика новых школьных учебников по истории России (САЮТИН ОБЕЩАЛ КИНУТЬ, ПЕРЕШЛЮ КАК КИНЕТ)
Но мнению П. В. Горы, структурно-функциональный анализ — это углубленный анализ содержания учебного материала предстоящего урока.
В этих целях анализируются стандарт, программа, учебное пособие, отбирается необходимый материал из научных публикаций, учебно-методической литературы. Это позволяет разработать основное содержание урока, выделить в нем структурные компоненты, прогнозировать результаты обучения, формулировать цели урока, отбирать наиболее эффективные методические приемы и средства, организовывать познавательную деятельность учащихся.
Структурный анализ дает возможность отделить главное от второстепенного, разделить содержание учебного материала на структурные компоненты: теоретический материал, главные и неглавные факты, теоретические выводы, обобщения, ценностные ориентиры. При этом особенности содержания курса "Обществознание" (11-й класс), его интегративный характер требуют использовать факты не только для иллюстрации, но и для более глубокого осмысления процессов, явлений прошлого и современности, усвоения теоретического содержания курса, выводов и обобщений. Учителю важно находить оптимальное сочетание фактического и теоретического материала, чтобы формировать знания, способы деятельности, ценностные ориентиры учащихся.
Функциональный анализ дает возможность с учетом структурного анализа прогнозировать результаты, определить образовательные, воспитательные, развивающие цели урока, отобрать приемы и средства учебной работы.
Цель — это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально) результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта. В педагогической деятельности объектом преобразования служит деятельность обучающегося, а результатом — уровень обученность, развитости и воспитанности учащихся.
Цель урока отличается конкретностью (указываются средства ее достижения) и ее переводом в конкретные дидактические задачи. Чтобы достичь цели урока, необходимо решить три основные дидактические задачи: актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с темой урока; сформировать у учащихся новые понятия и способы действия; организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.
Воплощение дидактических задач для достижения целей урока находит конкретное выражение в методике преподавания обществознания. При формулировании образовательных, воспитательных и развивающих целей урока важно определить, как будет достигнут предполагаемый результат. Учитель может использовать определенный алгоритм действий, позволяющий прийти к планируемому результату через определенные шаги.
Учебные комплексы и планирование обучения истории в школе
Планирование преподавания истории начинается со знакомства с федеральными государственными стандартами общего образования. Стандарт - образец, эталон, модель, принимаемые для сопоставления с ними других подобных объектов. Государственный стандарт общего образования - это нормативный документ, который содержит нормы и требования, определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников образовательных учреждений, а также основные требования к обеспечению образовательного процесса.
На основе государственных стандартов составляются программы. В настоящее время все программы имеют рекомендательный характер, составлены различными авторами. Под программой понимаем краткое изложение целей и содержания учебного предмета и способов их достижения. Учебная программа включает в себя: пояснительную записку; содержание курса; перечень умений, которые должны формироваться в ходе изучения курса истории критерии оценки знаний и умений школьников; диагностический материал; список литер туры.
Тематический план - краткое или расширенное поурочное перечисление основных занятий и их вопросов, понятий, познавательных умений, учебных пособий, форм проверки и контроля в рамках учебных тем или разделов с указанием календарных сроков их проведения. Существует несколько видов тематических планов, каждый из которых отвечает конкретным задачам подготовительной работы:
Простой календарный план
Разделы тем (тематические блоки) | Количество часов | Календарные сроки изучения |
Этот вид плана удобен для предварительного распределения учебного времени вразделы и крупные темы школьных курсов истории.
Поурочный календарный план
Темы (тематические блоки) | Количество часов | Занятия и основные вопросы | Календарные сроки |
С помощью этого вида тематического плана разрабатывается содержание конкретны тем: определяется принцип изложения учебного материала, определяются темы и вопросі каждого занятия, и сроки их проведения.
Расширенное поурочное планирование
№ п/п | Название раздела, главы, темы урока | Кол-во часов | Основные понятия, термины, идеи | Основные умения | Межпредметные и внутрикурсовые связи | Тип и форма урока | Средства обучения | Способы проверки знаний и умений | примечание |
Этот план охватывает все факторы процесса обучения. В данном виде тематический план вдвое сокращает подготовку поурочного конспекта.
После чего рекомендуется оформить поурочный план урока истории. Существует несколько вариантов оформления. Приведем один из них.
Методы работы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Отведенное время |
Характеристика новых школьных учебников по истории России (САЮТИН ОБЕЩАЛ КИНУТЬ, ПЕРЕШЛЮ КАК КИНЕТ)
Д) Гриф органов управления образованием (кем рекомендован, допущен к использованию в качестве учебника): Рекомендовано Министерством образования и науки РФ, учебник имеет положительные заключения Российской академии наук (№2-10106-5215/12 48 от 13.10.2006) и Российской академии образования (№ 01-280/5/7д от 23.10.2006)
2) Анализ структуры и содержания учебника
А) Хронологические рамки курса, их соответствие программам школьных курсов истории: 20-начало 21 века
Б) Характер курса (систематический)
В) Цели изучения данного исторического курса и истории в целом в понимании авторов учебника: формирование у учащихся целостного представления об историческом пути России и судьбах населяющих её народов, об основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях отечественной истории; воспитание гражданских и патриотических качеств учащихся, формирование личностного отношения к истории своей страны, стимулировало желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины; создание у учащихся представлений об исторических источниках, их особенностях, формирование основ их анализа;
развитие у учащихся способностей к самостоятельному анализу событий прошлого и настоящего, раскрытию причинно-следственных связей, обобщению фактов, использованию знаний, полученных в ходе изучения курса истории, при анализе и оценке современного состояния общества;
Г) Методологическая основа учебника: комплексный
Д) Структура учебника: хронологический, проблемно – тематический
Е) Анализ текста учебника
Приемы работы с текстом учебника.
Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. Данная деятельности учащихся является условием успешной социализации ребёнка в реальном социуме.
Техника активно-продуктивного чтения формирует:
- коммуникативные УУД
- умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию
- адекватно понимать собеседника (автора)
- познавательные УУД (умение извлекать информацию из текста)
На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.
Главное преимущество данной техники – активная позиция ученика к содержанию текста. Учебный текст становится средством для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.
В технике активно-продуктивного чтения используются технологические приёмы:
В начале урока учащимся рассказывается загадка (удивительный факт), отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при работе над новым материалом.
Загадку (удивительный факт) можно дать в конце урока, чтобы начать с нее следующее занятие.
- Какие разделы встречаются в тексте?
- Какие слова выделены курсивом?
- Почему они так выделены?
- Какие имена чаще всего встречаются в данном параграфе? Какие из них вам уже известны?
- Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?
Таким образом,текст как инструмент познаниястановится более эффективным, когдамы создаём условия егокритичного осмысления.
Ученик или я сама бросаю кубик. Дети самостоятельно формулируют вопрос к учебному материалу по той грани, на которую он выпадет.
· Поделись своими мыслями о прочитанном.
Этот прием очень удобен при проверке домашнего задания и повторительно-обобщающих уроках. Дети без труда составляют вопрос и отвечают на него.
Ребятам на уроке предлагается научиться, не только выполнять, но и составлять тесты: альтернативные тесты, тесты на соответствие или на исключение лишнего, на восстановление последовательности и т.д. Также ребята составляют ребусы, кроссворды, головоломки. Иногда стоит предложить конкурс на лучшее задание. Например, на лучший кроссворд.
Вот, один из кроссвордов, составленный пятиклассником.
1 | В | Е | Л | Ь | М | О | Ж | И | |||
2 | Н | А | Л | О | Г | И | |||||
3 | Ч | И | Н | О | В | Н | И | К | И | ||
4 | П | И | С | Ц | Ы | ||||||
5 | Н | Е | Р | А | В | Е | Н | С | Т | В | О |
6 | З | Н | А | Т | Ь |
Задание к кроссворду: Составь наиболее полные и грамотные вопросы к кроссворду.
Такие задания лучше задавать на дом, так как на уроке не хватает времени на их составление.
Изучение новой темы по истории при использовании данного приема состоит из 4 этапов:
Первый этап – вызов и актуализация. Учащиеся должны были воспроизвести в памяти все, что им известно о предмете разговора. После объяснения темы занятия предлагаю учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях.
Третий этап – осмысление (пометки на полях, составление таблицы).
Каждому ученику выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, отрывок хрестоматии, иногда и текст учебника). Теперь дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой занятия.
Им предлагается, внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях. Ученики знакомятся с маркировочными знаками и по мере чтения они ставят их карандашом на полях. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Пометки должны быть следующие:
Четвертый этап – рефлексия (анализ, самоанализ, самооценка, мотивация к новому витку познания). Подвожу итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашиваю, а что дети хотели бы еще узнать по данной теме?
Дети формулируют вопросы. После изучения текста ученикам предлагается составить таблицу со следующими колонками:
Знал | Узнал | Хочу узнать |
Например, этот приём я использовала на уроке истории в 7 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия”
Более сложной может стать работа учеников не с текстом учебника, а с хрестоматией, другими дополнительными материалами. И тут необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Необходимо так продумать задание, чтобы работа выполнялась учениками не механически, а творчески.
Один древний путешественник, побывавший в Индии, вернулся на родину.
· Если бы ты только знал, - рассказывает он приятелю, - какая удивительная страна Индия! Там на кустах растёт белая шерсть.
Приятель принимает эти слова за шутку.
· Ну, какой ты выдумщик и враль!
· Не хочешь – не верь! Я видел собственными глазами: земледельцы срезают белую шерсть с кустов, точно с овец, и делают из неё красивые и прочные ткани… Но самое необыкновенное даже не эта шерсть, а то, что индийцы добывают мёд без всяких пчёл. Они выжимают сок из тростника и уваривают его на огне. Сок становится твёрдым и хрустит на зубах подобно соли. А на вкус он слаще пчелиного мёда.
· Враньё. На свете нет ничего слаще пчелиного мёда!
· Подумайте, лгал ли путешественник. Почему его рассказ встретил недоверие и удивление?
Бог Брахма разделил людей на касты, определив их занятия, права и обязанности. Положение каждой касты определялось её происхождением.
Из своих уст Брахма создал касту жрецов-брахманов. Поэтому только брахман может говорить от имени бога.
Из рук своих Брахма создал воинов.
Из бёдер были созданы земледельцы.
Из ног, запачканных в грязи, Брахма создал касту слуг.
Особенно тяжёлым и унизительным было положение
неприкасаемых, не входящих ни в одну из каст.
Учащимся предлагается ответить на вопросы, используя текст мифа о Тесее и Минотавре
1.Обозначьте на контурной карте (подпишите):
А. Название города, жители которого каждые девять лет отправляли Минотавру семь юношей и семь девушек.
Б. Название области Греции, в которой был расположен этот город.
В. Название острова, на котором был построен Лабиринт.
Г. Название моря, произошедшее от имени царя, бросившегося в него с высокого обрыва (царь, решил, что его сын погиб).
2.Перечислите героев мифа. Какие герои были родом из одного города? (Подчеркните их имена одной чертой).
Особенности целенаправленного структурно-функционального анализа учебного материала перед уроком. Анализ стандарта, программы, учебного пособия. Выбор материала из учебно-методической литературы и научных публикаций, необходимого для конкретного урока.
Рубрика | Педагогика |
Вид | статья |
Язык | русский |
Дата добавления | 11.03.2019 |
Размер файла | 13,7 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Структурно-функциональный анализ учебного материала при подготовке педагога к учебным занятиям
Жигалова Анна Андреевна
Структурно-функциональным анализом урока, как считал П.В.Гора, является целенаправленный основательный анализ учебного материала при подготовке педагога к уроку.
При проведении структурно-функционального анализа, проводится анализ стандарта, программы, учебного пособия, а также выбирается материал из учебно-методической литературы и научных публикаций, необходимый для конкретного урока. Такой отбор материала, и его тщательный анализ помогает разработать содержание урока, сделать акцент на его основных составляющих, спланировать цели и результаты урока, выделить самые эффективные методические средства и приёмы, а также организовать познавательную деятельность обучающихся.
Структурный анализ позволяет: выделить главные составляющие от второстепенных; разложить на структурные компоненты содержание учебного материала; отделить теоретический материал от неглавных и главных фактов; сделать теоретические выводы; обобщить ценностные ориентиры. учебный программа пособие методический
Нужно отметить, что особенности содержания курса
Для формирования у обучающихся ценностных ориентиров, знаний, способов деятельности, учителю необходимо оптимально совмещать теоретический и фактический материал.
Функциональный анализ помогает определить образовательные, развивающие, воспитательные задачи и спрогнозировать результаты урока; а также остановить выбор учителя на необходимых средствах и приёмах учебной работы (с учётом структурного анализа).
Цель -- это, результат деятельности по преобразованию какого- либо объекта, который предполагается заранее, и планируется вербально или мысленно.
В деятельности учителя, объектом такого преобразования (т.е. целью) является деятельность учащегося, а результатом выступает уровень обученности, воспитанности и развитости обучающихся.
Цель урока должна быть конкретной, необходимо указывать средства её достижения через призму чётких дидактических задач.
Для достижения цели урока, нужно в первую очередь решить три основные дидактические задачи:
1) актуализация знаний, умений и навыков, которые прямо связаны с заданной темой урока;
2) формирование у учеников новых понятий, а также способов действий;
3) организация применения обучающимися этих полученных новых знаний и опыта деятельности, преследуя цель формирования у них новых познавательных и учебных навыков и умений.
При формулировке образовательных, развивающих и воспитательных задач урока, необходимо чётко определить, будет ли достигнуты предполагаемые результаты, и каким образом они будут достигнуты. Учитель может делать определенный алгоритм действий, который помог бы ему получить планируемый результат через предопределенные шаги.
Конечно, можно пойти по простому пути - найти готовые конспекты уроков, поурочных разработок, методические пособия. Но не всегда это может привести к положительному результату в обучении.
Какими же ещё способами можно определить поурочные цели? Можно пойти по второму пути, и проанализировать учебный материал.
Итак, как же учитель это может сделать?
Во-первых: нужно начинать с классификации фактов.
Во-вторых: сравнить содержания аналогичных параграфов в других линиях учебников. Выделить, есть ли между ними существенные различия в отборе главных понятий и фактов. Изменена ли вообще подача материала? С чем это может быть связано?
При окончании проведения структурного анализа выделяются главные и неглавные понятия и факты, составляются таблицы или схемы, и основные теоретические положения.
После этого, нужно определить: достаточны ли эти приведённые факты и определения понятий, для того, чтобы сформировать у учеников целостное представление об изучаемой теме. Подумать, необходимо ли что-то включить дополнительно, привести какие-либо примеры?
Далее проводим функциональный анализ текста параграфа:
1. Какие картины, образы, представления формируются у учащихся при изучении главных теоретических понятий и фактов?
2. Что в тексте параграфа является скрытой теорией( может быть определена только под руководством учителя), и какие теоретические факты могут быть выделены учениками самостоятельно?
3. Какие обществоведческие понятия, теоретические выводы, причинно-следственные связи, формируются в результате изучения главных теоретических фактов ?
4. Происходит ли овладение какими-либо познавательными фактами при работе учащихся над данной темой?
5. Какие черты личности, убеждения, взгляды, воспитываются при помощи содержания изучаемой темы?
Выводы: целевая установка - необходимый компонент для подготовки учителя к уроку; цель урока составляет основу педагогического замысла урока, поэтому ей должны быть подчинены методика и содержание проведения урока обществознания; результаты структурно-функционального анализа, можно использовать для определения образовательной цели, обучающей, развивающей и воспитательной задач урока.
1. Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К. Методика преподавания обществознания/ Л.С.Бахмутова, Е.К.Калуцкая. -М.Юрайт,2016. -С.55-57.
2. Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/ Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.:Дрофа,2008. -С.124-143.
3. Боголюбов Л.Н. О перспективах развития обществоведческого образования //Преподавание истории и обществознания в школе.2012. -№5.- С.12-18.
4. Поляков Л.В. Обществознание, Глобальный мир в XXI веке, 11 класс, Методическое пособие/ Поляков Л.В., Иоффе А.Н. - М.: Просвещение 2008. --С.14.
5. Рудакова Е.И. Историко-обществоведческое образование в современной школе//Новая наука: стратегии и векторы развития.2016.№9.
Подобные документы
Методический анализ учебного материала по теме "Адресации в IP-сетях": отбор учебного материала, структурно-логический анализ темы, выбор средств и методов обучения. Учебно-познавательная деятельность учащихся. Разработка урока теоретического обучения.
курсовая работа [771,8 K], добавлен 16.12.2009
Структура и классификация современного урока истории. Цели личностно-ориентированного школьного исторического образования. Структурно-функциональный анализ исторического материала по теме "Развитие северо-американских колоний Англии в 1667-1775 гг.".
дипломная работа [75,3 K], добавлен 08.04.2014
Анализ учебной рабочей программы по дисциплине "Информатика". Учебный материал по теме "Форматирование текста в текстовом процессоре OO WRITER, проектирование урока. Методическая редукция учебного материала, выбор методов обучения и определение состава.
курсовая работа [3,6 M], добавлен 09.12.2010
Основные цели и задачи повторения учебного материала. Система повторения учебного материала: сущность, закономерности, особенности построения. Методические особенности организации повторения в обучении математике учащихся основной школы в 5 классе.
курсовая работа [200,0 K], добавлен 19.05.2016
Анализ учебно-методической документации. Методы проектирования системы уроков по теме. Характеристика конструирования средств тематического контроля. Структурно-логический анализ учебного материала. Разработка плана для уроков теоретического обучения.
курсовая работа [3,0 M], добавлен 21.05.2015
Структура методического анализа. Отбор учебного материала, его методическая редукция, цели, эффективные методы обучения. Анализ содержания учебного материала по теме "Языки программирования баз данных и СУБД". Разработка урока теоретического обучения.
курсовая работа [204,4 K], добавлен 19.06.2011
Изучение краткого конспекта учебного материала по теме "Общие сведения о волокнах" предмета "Материаловедение". Логический, дидактический, психологический и методический анализ учебного материала. Составление структурной схемы, а также плана занятия.
Читайте также: