Структурно функциональный анализ р мертона кратко

Обновлено: 07.07.2024

Мертон внес большой вклад в разработку теории структурного функционализма. В отличие от Парсонса, подчеркивавшего значимость анализа механизмов поддержания социального порядка, он обратил главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре. Под функциями американский социолог понимает "те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции - это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы" (Мертон. 1996. С. 428]. Мертон предполагает также эмпирическую возможность нефункциональных последствий, которые просто безразличны для рассматриваемой системы.

В работе "Социальная теория и социальная структура" он утверждает, что функциональный анализ является как самым перспективным, так, по-видимому, и наименее систематизированным направлением среди существующих социологических теорий. Вместе с тем он полагает, что ряд положений, считавшихся фундаментальными для функционализма, оказываются, по меньшей мере, спорными, а возможно, и ненужными для него. К таковым он относит три основных постулата функционального анализа, которые формулирует и излагает в сжатой форме: а) стандартизованные виды социальной деятельности и элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы; б) все элементы социальной и культурной системы выполняют социальные функции; в) все эти функции необходимы и незаменимы. Первый постулат назван постулатом функционального единства общества, второй - постулатом универсального функционализма, третий - постулатом необходимости .

Файлы: 1 файл

Р.К. Мертона.doc

– совместимы с разными системами социологической теории;

– как правило, продолжают работу классических теоретических построений;

– ориентация среднего уровня включает в себя определение меры невежества, т.е., не претендуя на знания, которых на самом деле нет, она отчетливо определяет, что нужно еще сделать для того, чтобы заложить фундамент для постоянного увеличения суммы наших знаний.

а) вводит систему обозначений, обеспечивая компактное упорядочение основных понятий и их связей;

б) предполагает, что каждое новое положение или понятие должно быть либо логически выведено из существующих элементов парадигмы, либо эксплицитно введено в их состав;

в) обеспечивает возможность накопления теоретических интерпретаций;

г) предлагает систематическую перекрестную табуляцию значимых понятий, что помогает исследователю осмыслить эмпирические и теоретические проблемы, которые без этого он мог бы и не заметить;

д) она проводит качественный анализ, что увеличивает логическую и даже эмпирическую строгость количественного анализа

Структурно – функциональный анализ Р.К. Мертона: основные понятия и принципы

Важнейшим теоретиком структурного функционализма является Т. Парсонс. Его студент – Р.К. Мертон – по праву может быть назван автором важнейших формулировок структурного функционализма в социологии. Мертон критиковал некоторые крайние и бездоказательные аспекты структурного функционализма. Однако не менее важным является то, что новые концептуальные воззрения, выдвинутые Мертоном, способствовали сохранению актуальности структурного функционализма.

Хотя и Р.К. Мертон, и Т. Парсонс связаны со структурным функционализмом, между ними существуют значительные различия. Во-первых, если Парсонс отстаивал создание крупных всеобъемлющих теорий, то Мертон предпочитал более ограниченные теории – среднего уровня. Кроме того, Мертон в большей степени, чем Парсонс, поддерживал марксистскую теорию. Фактически можно считать, что Мертон и некоторые его студенты (особенно А. Гоулднер) в политическом смысле придали структурному функционализму более левый оттенок [18, с. 259].

В рамках структурно-функциональной модели Мертон критиковал положения, которые считал тремя основными постулатами функционального анализа в том виде, в каком он был развит антропологами (Б. Малиновским, А. Рэдклифф-Брауном):

1 Универсальный функционализм общества. Согласно этому постулату, все стандартизированные социальные и культурные убеждения и обычаи имеют функциональное значение для общества в целом и для индивидов в частности. Это значит, что раз личные элементы социальной системы должны обладать высоким уровнем интеграции. Однако Мертон утверждал, что хотя это может быть верно, по отношению к небольшим, примитивным обществам, нельзя делать обобщения применительно к более крупным и сложным обществам.

2 Универсальный функционализм. Утверждается что все стандартизированные социальные и культурные формы и структуры выполняют позитивные функции. Мертон доказал, что это противоречит тому что мы видим в реальном мире. Ясно, что не каждая структура, обычай, идея убеждение и т д. выполняет позитивные функции. Например, неистовый национализм может быть крайне дисфункционален в мире быстро распространяющегося ядерного оружия.

3 Постулат необходимости. Здесь утверждается, что все стандартизированные аспекты общества не только выполняют позитивные функции но также представляют собой необходимые элементы функционирования целого. Этот постулат подводит к идее, что все структуры и функции функционально необходимы для общества. Никакие другие структуры и функции не могли бы работать так же эффективно, как те, что обнаруживаются в обществе в настоящее время. Критикуя Парсонса, Мертон утверждал, что необходимо признание наличия в обществе структурных и функциональных альтернатив.

Чтобы было легче ответить на вопрос, перевешивают ли функции дисфункции, или наоборот, Мертон разработал концепцию чистого баланса [9, с. 142]. Правда, невозможно просто сложить положительные функции и дисфункции и объективно определить, что перевешивает, поскольку эти вопросы столь сложны и до такой степени основаны на субъективных суждениях, что не могут быть легко просчитаны и взвешены.

Польза концепции Мертона состоит в том, что она обращает внимание социологов на вопрос относительной значимости. Если вернуться к примеру рабства, то возникает вопрос, имело ли рабство для Юга сравнительно более функциональный или дисфункциональный характер. Тем не менее, этот вопрос слишком общий и не учитывает ряд проблем (например, то, что рабство имело функциональный характер для таких групп, как рабовладельцы).

Функциональность – это и есть то явление, изучению которого подчинен социологический анализ. Р.Мертоном обозначены следующие постулаты функционального анализа:

1.Платформой для построения функционального анализа являются только стандартизированные объекты, типические и повторяющиеся социальные явления (социальные действия, институты, средства социального контроля, социальные роли, процессы, структуры и прочее).

5.Заповедь о принудительности функции в отношении всех элементов системы.

6.Функции производятся каждая в соответствии со своим специфическим механизмом, в определенной форме и последовательности.

7.Возможны альтернативные способы, существующие и возникающие, самораскрытия функции. Это создает исследовательскую проблему, которая имеет отношение к возможной вариативности функции. Мертон допускал функциональные эквиваленты, альтернативы и заменители.

8.Вариативность функции ограничена – она не выходит за лимитированные границы возможного объема структуры; вариативна, но лишь внутри системы и ее структур. Социальная структура представляет собой достаточно жесткий каркас, состоящий из плотно скрепленных между собой элементов, которые не имеют повсеместных свойств взаимозаменяемости.

10.Отныне валидность исследования не находится в зависимости только лишь от собственной логики исследования, функциональный анализ предъявляет требования систематизированного изучения прилегающих областей системы, ее состояний настоящих и предшествующих данному, их возможностей и ограничений.

11.Заповедь о возможности идеологизации функционального анализа внешними и (или) внутренними факторами. Функциональный анализ представляет собой способ получения объективных знаний об обществе, но присущие исследователю или заказчику исследования мировоззренческие ориентации и установки могут привносить свою идеологизированность и в функциональный анализ.

0

Мертон внес большой вклад в разработку теории структурного функционализма. В отличие от Парсонса, подчеркивавшего значимость анализа механизмов поддержания социального порядка, он обратил главное внимание на изучение функциональных и дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в обществе и его социальной структуре. Под функциями американский социолог понимает "те наблюдаемые последствия, которые способствуют адаптации или приспособлению данной системы. Дисфункции - это те наблюдаемые последствия, которые уменьшают приспособление или адаптацию системы" (Мертон. 1996. С. 428]. Мертон предполагает также эмпирическую возможность нефункциональных последствий, которые просто безразличны для рассматриваемой системы.

Далее он специально характеризует явные и латентные функции и подчеркивает важность такого выделения. Первые (явные функции) означают объективные и преднамеренные последствия социального действия, вторые (латентные функции) - непреднамеренные и неосознанные последствия [Там же]. Мертон отмечает, что "разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить то смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями, которое часто обнаруживается в социологической литературе" [Там же. С. 439]. Американский социолог предупреждает об ошибочности отождествления мотивов и функций, поскольку первые выступают как субъективные категории, вторые же - как объективные. Мотивы и функции изменяются независимо друг от друга, о чем следует всегда помнить социологам.

Интересен пример, который использует ученый для показа важности анализа явных и латентных функций. Он связан с Хоторнским экспериментом и касается выявления отношения между освещенностью и производительностью труда. Речь идет о том, что первоначально и в контрольной, и в экспериментальной группах производительность труда росла, чтобы ни делали с освещенностью. У исследователей данного вопроса, как пишет Мертон, "отсутствовала специфически социологическая координатная система и они выступали просто как "инженеры"" [Там же. С. 445]. Социологи не учитывали латентной социальной функции, принимая в расчет лишь явную. Они в начале эксперимента не обратили внимания на его социальные последствия для отношений между членами контрольной и экспериментальной групп. В конце концов сложившаяся ситуация заставила социологов задуматься над скрытыми, не очевидными вещами, связанными с отношениями между людьми. Таким образом, главная задача социологии -изучение не столько явных, сколько скрытых, латентных функций.

Такой подход существенно расширяет горизонты социологического познания. "Поэтому, - считает Мертон, - открытия в области скрытых функций представляют собой больший прирост социологического знания, чем открытия в области явных функций. Они представляют, следовательно, и большие отклонения от знаний о социальной жизни, основанных на здравом смысле" [Там же. С. 447].

В работе "Социальная теория и социальная структура" он утверждает, что функциональный анализ является как самым перспективным, так, по-видимому, и наименее систематизированным направлением среди существующих социологических теорий. Вместе с тем он полагает, что ряд положений, считавшихся фундаментальными для функционализма, оказываются, по меньшей мере, спорными, а возможно, и ненужными для него. К таковым он относит три основных постулата функционального анализа, которые формулирует и излагает в сжатой форме: а) стандартизованные виды социальной деятельности и элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы; б) все элементы социальной и культурной системы выполняют социальные функции; в) все эти функции необходимы и незаменимы. Первый постулат назван постулатом функционального единства общества, второй - постулатом универсального функционализма, третий - постулатом необходимости [Там же. С. 400-413].

Абсолютность этих постулатов опровергается, по мнению Мертона, конкретными, эмпирическими исследованиями многих социальных явлений и процессов. Например, постулат функционального единства общества ставится под сомнение тем, что в развитых странах такого единства просто не существует, что подтверждается, к примеру, наличием религиозного плюрализма. Постулат обязательности может быть оспорен с помощью такого аргумента, как отсутствие в качестве обязательных атрибутов общества ряда социальных институтов. Такие институты, как семья, религия, социальная стратификация, существуют не в любом типе общества, считает американский социолог.

Наряду с постулатом функционального единства общества социолог обсуждает основную теорему функционального анализа: точно так же как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями. Все социологические явления могут подвергаться функциональному анализу. Основное требование здесь состоит в том, чтобы объект анализа представлял стандартизованные (т.е. повторяющиеся, типизированные) явления, такие, как, например, социальные процессы, социальные роли, культурные стандарты, эмоциональные реакции, институциональные типы, социальные нормы, групповые организации, социальные структуры, средства социального контроля и т.д. [Там же. С. 427].

Теория структурно-функционального анализа, разрабатываемая Мертоном, существенно отличалась по уровню абстрактности от того, что делал в этой области социологического анализа Парсонс. По существу, Мертон стремился конкретизировать абстрактные теоретические размышления его старшего коллеги, "спустить" их с высоких "теоретических небес" на более низкий и приземленный уровень. Мертона постоянно тянуло к теоретизированию иного характера, более тесно связанного с эмпирическими исследованиями. Решению этой задачи была посвящена разработка теорий среднего уровня.

Вейксерфингом принято именовать разновидность вариантов досуга на воде. Он очень близкий по своей природе с классическим серфингом. Суть этого метода заключается в катании на специально предназначенной доске.

Всем известно, что ни одна современная кухня не обходится без плиты, будь то электрическая или газовая

Цели и задачи социологии как науки. Анализ теоретического, методологического и прикладного аспектов мертоновской концепции. Общая характеристика теорий структурно-функционального анализа и среднего уровня. Девиантное поведение и способы адаптации.

Рубрика Социология и обществознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 11.01.2011
Размер файла 39,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

СОДЕРЖАНИЕ

1 Жизненный путь и творчество

2 Социология: цели и задачи

3 Теория структурно-функционального анализа

4 Теория среднего уровня

5 Девиантное поведение и способы адаптации

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

За решение этой задачи взялись многие социологи того времени: Р. Бейлз, Р. Мак-Айвер, Р. Мертон, Т. Парсонс, Н. Смелсер, Э. Шилз.

Самым ярким социологом был Мертон, он и внес большой вклад в разработку теории структурного функционализма.

Вклад Р. Мертона в социологическую науку можно представить как единство его теоретических построений, методологических принципов научного познания и результатов прикладных исследований, охватывающих различные аспекты социальной реальности. Как теоретик он известен, прежде всего, разработкой собственного варианта структурно-функционального анализа, часто определяемого как функциональный структурализм (в противовес парсоновскому функциональному императивизму).

Основным мертоновским достижением в области методологии является разработка определенных методологических инструментов, связанных с познанием различных аспектов социальной реальности.

Это, во-первых, теории среднего уровня, позволяющие изучать социальные явления на основе эмпирических и теоретических обобщений. С их помощью Мертон анализирует такие проблемы как взаимоотношения индивидов в группах (теория референтных групп), противоречивость требований к исполнению индивидами своих ролей (тория ролевого конфликта), двойственность и неоднозначность межличностных отношений (теория социологической амбивалентности), противоречие между целями индивидов и средствами их достижения (теории аномии и девиантного поведения), влияние бюрократической структуры на формирование личности (теория бюрократии) и другие. Все эти научные разработки оказали значительное влияние на развитие соответствующих направлений и отраслей социологии.

Заслуживает значительного внимания прикладной аспект творчества Р. Мертона. В этом смысле особое место занимает его социологический анализ профессий. В отечественной литературе как я считаю, этот аспект научного наследия освящен явно недостаточно. На примере социологического исследования профессий раскрываются такие важные проблемы современного общества как этические принципы работы профессионалов, амбивалентность отношений между профессионалами и клиентами, проблема институционального альтруизма, влияния структурных требований и общественного мнения на поведение профессионалов, роль и функции профессиональных ассоциаций и ряд других.

Рассмотрение теоретического, методологического и прикладного аспектов мертоновской концепции, я считаю, является важным условием для наиболее полного и глубокого понимания его вклада в социологическую науку. Это подтверждается также некоторыми особенностями возникновения и развития американской социологической мысли.

1 ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И ТВОРЧЕСТВО

Работая в Колумбийском университете, Р. Мертон вместе с П. Лазарсфельдом основал и был содиректором Бюро прикладных исследований. В конце 1930-х - 1940-х гг. он принимал активное участие в проведении конкретных исследований в области изучения СМИ, межличностных отношений, социологии науки, социологии девиантного поведения, социологии медицины. Так, в Гарвардском университете после защиты докторской диссертации он разрабатывал теорию отклоняющегося поведения (на основе проведенных конкретно-социологических исследований и полученных на их базе материалов). Это позволило ему выявить типы социальной адаптации (о чем далее будет сказано подробнее).

Участие во многих эмпирических исследованиях вместе с его другом Лазарсфельдом сыграло, затем крупную роль в осмыслении необходимости соединить теоретические и эмпирические исследования. И если роль Лазарсфельда состояла в том, чтобы вовлечь Мертона в осуществление конкретных проектов на базе глубокого теоретического осмысления каждого из них, то последний свою задачу видел в том, чтобы стимулировать друга и коллегу к разработке методов конкретно-социологического исследования как средства построения социологических теорий.

Учитывая значительные заслуги Мертона перед американской и мировой социологией, общее собрание Американской социологической ассоциации избрало его президентом этого научного сообщества на 1957 г. В 1968 г. он стал членом Национальной академии наук. С 1971-го по 1979 г. был председателем Консультативного совета по образованию Фонда Дж. С. Гугенхейма. Награжден почетными степенями 21 крупнейшего университета США и Европы. В настоящее время Мертон живет и работает в Нью-Йорке, принимая посильное, но достаточно активное участие в академической жизни.

2 СОЦИОЛОГИЯ: ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Это становится еще более очевидным, когда рассматривается подход Мертона к проблеме, демаркации, особенно к способу разграничения социологии и психологии. С точки зрения Мертона, разница между ними состоит в том, что именно каждая из этих наук рассматривает как проблематичное, а что - как заданное. Для психолога социально-структурный аспект изначально определен как контекст индивидуального поведения, в то время как последнее является проблематичным. Для социолога, наоборот, в центре анализа находится структура социального окружения, а индивидуальные особенности и психологические процессы рассматриваются как данное и анализ их не входит в компетенцию социолога.

Определение социологии как науки, сфокусированной на социальной структуре, позволяет высказать предположение об онтологическом кредо Мертона, о наиболее фундаментальных предпосылках его теории. Очевидно, что он рассматривает общество как реальность, обладающую специфическими особенностями и закономерностями по отношению к свойствам, присущим индивидам, и закономерностям индивидуального поведения. Социальная реальность является сверхиндивидуальной, изначально имея первостепенное значение для индивидов, но, будучи зависимой от них, не является сверхиндивидуальной. Социальная структура включает в себя людей и их действия, при этом, не являясь их простой совокупностью. Это может быть названо интериндивидуальной реальностью, производной от различных отношении между группами индивидов, или же системной реальностью, состоящей из различных социальных совокупностей индивидов, связанных между собой системой взаимоотношении.

Таким образом, можно сделать вывод, что такая онтологическая концепция - разновидность структурного реализма - позволяет избежать и материализации, столь типичной для метафизического холизма, и атомизации социальной реальности, которая имеет место в различных формах теоретического (или метафизического) индивидуализма.

3 ТЕОРИЯ СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА

- стандартизованные виды социальной деятельности и элементы культуры являются функциональными для всей социальной или культурной системы;

- все элементы социальной и культурной системы выполняют социальные функции;

- все эти функции необходимы и незаменимы. Первый постулат назван постулатом функционального единства общества, второй - постулатом универсального функционализма, третий - постулатом необходимости.

Абсолютность этих постулатов опровергается, по мнению Мертона, конкретными, эмпирическими исследованиями многих социальных явлений и процессов. Например, постулат функционального единства общества ставится под сомнение тем, что в развитых странах такого единства просто не существует, что подтверждается, к примеру, наличием религиозного плюрализма. Постулат обязательности может быть оспорен с помощью такого аргумента, как отсутствие в качестве обязательных атрибутов общества ряда социальных институтов. Такие институты, как семья, религия, социальная стратификация, существуют не в любом типе общества, считает американский социолог.

Наряду с постулатом функционального единства общества социолог обсуждает основную теорему функционального анализа: точно так же как одно и то же явление может иметь многочисленные функции, так одна и та же функция может по-разному выполняться различными явлениями. Все социологические явления могут подвергаться функциональному анализу. Основное требование здесь состоит в том, чтобы объект анализа представлял стандартизованные (т.е. повторяющиеся, типизированные) явления, такие, как, например, социальные процессы, социальные роли, культурные стандарты, эмоциональные реакции, институциональные типы, социальные нормы, групповые организации, социальные структуры, средства социального контроля и т.д.

4 ТЕОРИЯ СРЕДНЕГО УРОВНЯ

Одной из центральных в работах Мертона была идея соединения теоретического и эмпирического, макро - и микросоциологического уровней знания.

Работа социолога над теориями среднего уровня имела двойственный характер. С одной стороны, она включала в себя обоснование необходимости особого типа теорий, специфической аналитической деятельности, которая существенным образом должна была отличаться от других типов теоретизирования (в первую очередь сугубо абстрактного). Это была работа методологического характера, поскольку касалась общей теоретической ориентации, анализа понятий, логики их построения, связи с интерпретацией получаемых эмпирических данных. С другой стороны, американский ученый трудился над созданием конкретных теорий среднего уровня в различных областях, точнее говоря, отраслях социологической науки.

Ученый показал, что все три уровня социологического знания тесно связаны между собой. Более того, переход от одного к другому открывает перед социологом каждый раз новые возможности. Особое значение имеет переход от общетеоретического к операциональному уровню, результат которого конкретизируется в эмпирическом исследовании. Относительная самостоятельность уровней и их значимость давали основание Мертону надеяться, что по мере развития социологии будет усиливаться взаимодействие социологов, занятых разработкой каждого из них.

В итоге можно сказать, что он разрабатывал теории среднего уровня в самых различных областях социологического знания: социологии массовых коммуникаций, военной социологии, социологии власти и социологии политики. Но, пожалуй, самый глубокий след оставила его теория среднего уровня. Здесь на его идеи существенно повлияли взгляды Э. Дюркгейма, изучавшего аномию, самоубийство, иные формы девиантного поведения.

5 ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ И СПОСОБЫ АДАПТАЦИИ

мертон концепция девиантный поведение

Одобряемые обществом цели

Одобряемые обществом средства

Конформизм означает полную солидарность личности и с общественными целями, и с социально одобряемыми средствами их достижения. Этот тип личностного поведения противоположен девиантному. Он основан на зависимости человека от господствующих стандартов, мнений, стереотипов и установок с целью самосохранения, безопасности, выживания. Без наличия конформистского поведения нельзя было бы говорить о стабильности, социальном порядке и преемственности в развитии общества. Чем более широко представлен конформистский тип приспособления, тем более устойчивым и спокойным (надежным) является общественный порядок.

Все остальные типы поведения могут быть рассмотрены как в той или иной степени девиантные. Вместе с тем все они, в том числе и конформистский, выступают способами приспособления к целям и средствам их достижения, характерными для данного общества. Мертон не противопоставляет их друг другу, точно так же как не считает девиацию исключительно негативным явлением (что делают многие).

Инновационный способ адаптации предполагает согласие с общественно одобряемыми целями и в то же время поиск новых средств их достижения. В отличие от исключительно позитивной характеристики инновационного типа поведения, присущей отечественной социологии, в западных теориях и типологиях отклоняющегося поведения он трактуется более широко и многообразно, включая явно выраженные негативные средства достижения цели.

Наконец, пятый способ адаптации и вместе с тем тип девиации - мятеж. Он означает отрицание господствующих в обществе целей и средств и их замену новыми. В сравнении с ретритизмом, который также отвергает принятые в обществе цели и средства, мятеж как способ отклоняющегося поведения характеризуется внутренней и внешней активностью его субъектов, готовностью изменить общество в корне, даже путем социальной революции. Мятеж - это наиболее радикальный способ адаптации, возникающий тогда, когда существующее общество в каких-то важных аспектах своей жизни исчерпало себя - как с точки зрения целей, так и принятых в нем средств его изменения.

Основываясь на вышесказанном, правомерно утверждать, во-первых, что, несмотря на частичный, фрагментарный характер, его исследования явились вкладом в соответствующую систему взглядов. Конечно, его система далеко не полна, в ней много слабых мест, пробелов, областей неизведанного. Но все оазисы знания прекрасно дополняют общую топографию. А наличие белых пятен обеспечивает систему огромным исследовательским потенциалом - проблемами для плодотворного изучения.

В-третьих, вопреки существующим стереотипам, нельзя утверждать, что Мертон является олицетворением только функционализма. Многие свои работы он посвятил структурному направлению. Источником вдохновения для него были работы Дюркгейма, Маркса, благодаря которым он воспринимал все социальные явления в рамках структурных контекстов, во взаимосвязи с другими явлениями внутри единого социального целого. Это связи двух типов: казуальные, когда явление ограничивается или поддерживается структурным контекстом, и функциональные, когда явление оказывает структурное воздействие. Функциональный анализ, безусловно, является особым подтипом более общего структурного подхода, доминирующего в исследованиях Мертона.

В-пятых, в отличие от другого рода беспочвенной критики, ставящей в вину Мертону статический уклон, теория его динамична в полном смысле этого термина. Мертон не только признает различные модальности изменений, но и сосредоточивает внимание на структурных изменениях - структурно порождаемых и имеющих структурные последствия. Он не только изучает репродуктивные (адаптивные) процессы, но и уделяет значительное внимание морфогенетическим процессам, посредством которых образуются новые или существенно измененные структуры. Что еще можно требовать от подлинно динамического аналитика?

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

3. Американская социологическая мысль: Тексты // Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Издание Ун-та Бизнеса и Управления, 1996.

4. Современная американская социология // Под ред. В.И. Добренькова. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 296 с.

5. Социологический словарь // сост. А.Н. Елсуков, К.В. Шульгина. - 2-е изд. перераб. и доп. - Минск, 1991. - 528 с.

7. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. Социальная структура и аномия. // Социологические исследования. - 1992. - №2-4.

8. Мертон Р.К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль. М.; 1996.

9. Социология. Основы общей теории: Учеб. пособие / Г.В. Осипов, Л.Н. Москвичев, А.В. Кабыща и др. // Под ред. Г.В. Осипова, Л.Н. Москвичева. - М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

10. Энциклопедический социологический словарь // Под ред. Г.В. Осипова. - М.; ИСПИ РАН, 1995. - 939 с.

11. Смелзер Н. Социология. М., 1994. С. 218; Кравченко С.А., Мнацаканян М.О., Покровский Н.Е. Социология. Парадигмы и темы. М., 1998. С. 217.

12. Социология. Учеб. пособие // Под ред. Э.В. Тадевосяна. - М.: Знание, 1995. - 272 с.

13. Штомка П. Роберт Мертон: динамический функционализм // Современная американская социология. М. 1994.

14. Merton R.K/ Social Theory and Social Structure. N.Y., 1957. P.140.

Подобные документы

Структурный функционализм как направление в социологии, опирающееся на метод структурно-функционального анализа. Основные идеи и базовые положения концепции Мертона. Стадии развития общества и его типы. Циклическое развитие общественного развития.

курсовая работа [49,9 K], добавлен 17.04.2014

Функционализм как исследовательская ориентация, основные положения этого направления. Тема социальной культуры и её влияние на социальное действие в работах Роберта Мертона. Своеобразие функционалистских концепций и взглядов представителей функционализма.

презентация [2,5 M], добавлен 28.09.2015

Природа и типы отклоняющегося поведения. Теория "социального действия" как категория развития в социологии по М. Веберу. Конфликтный функционализм Г. Зиммеля. Девиантное поведение с точки зрения ортодоксального психоанализа и индивидуальной психологии.

курсовая работа [38,6 K], добавлен 10.11.2011

Структурно-функциональное направление в теории Эмиля Дюркгейма. Толкотт Парсонс: школа структурного функционализма. Функционализм Роберта К.Мертона. Наиболее значимые этапы формирования самой школы структурного функционализма.

реферат [20,8 K], добавлен 25.04.2003

Основные положения функционального подхода Парсонса. Структура социального действия. Социологические взгляды Р. Мертона. Типы индивидуальной адаптации. Социологическая теория причин преступности в современном обществе. Теория отклоняющегося поведения.

презентация [264,0 K], добавлен 21.10.2014

Основные положения теорий символического интеракционизма Дж.Г. Мида и функционального подхода Р.К. Мертона. Объяснение социального взаимодействия между верующими с данных позиций. Сравнение эвристичности теорий для объяснения феномена религиозности.

контрольная работа [29,2 K], добавлен 16.05.2014

Т. Парсонс как американской социолог, создатель общей теории социального действия: анализ деятельности, знакомство с особенностями структурного функционализма. Общая характеристика интерпретативной антропологии американского антрополога К. Гирца.

Читайте также: