Структура педагогической системы кратко

Обновлено: 05.07.2024

Каждая педагогическая система характеризуется структурными и функциональными компонентами. Дадим характеристику этим компонентам по Н.В. Кузьминой.

Структурные компоненты – это основные базовые характеристики педагогических систем, совокупность которых образует факт их наличия и отличает от всех других (не педагогических) систем.

Чтобы вычленить структурные компоненты, следует проанализировать необходимые и достаточные условия создания педагогической системы.

Педагогические системы создаются лишь там и тогда, где и когда налицо осознанная потребность общества в воспитании и обучении, подготовке определённых категорий людей.

Педагогические системы различаются между собой целями (сравним цели детского сада, школы, профлицея, техникума, вуза).

Однако всех их объединяет общая цель: передача знаний, опыта, воспитание определённых качеств личности, поведения, отношений. Таким образом, важнейшим компонентом любой педагогической системы, обусловливающим сам факт её создания, является педагогическая цель.

Педагогическая система возникает только тогда, когда в обществе накоплена определённая информация, которая должна стать предметом усвоения теми или иными людьми.

Учебная и научная информация, ради усвоения которой создаётся система, – важнейший компонент любой педагогической системы.

Педагогическая система может успешно функционировать только тогда, когда найдены способы, технологии достижения целей, т. е. найдены средства, формы и методы педагогического воздействия (средства педагогической коммуникации) на данный контингент обучаемых, позволяющие в отношении их реализовать цели, стоящие перед данной педагогической системой.

Усвоение содержания программы предусмотрено организовать в соответствии с требованиями активного обучения, реализующего принципы связи теории и практики, проблемности, совместной деятельности и диалогического общения педагога и обучающихся, дидактически управляемой самостоятельной работы.

Лекционные занятия призваны раскрыть узловые теоретические вопросы курса, а вместе с семинарскими занятиями – пробудить у аспирантов интерес к проблемам педагогики и психологи, самостоятельному изучению литературы и использованию соответствующих знаний в своей педагогической и научной работе. Наличие средств педагогической коммуникации – обязательный компонент любой педагогической системы.

Любая педагогическая система может возникнуть лишь при наличии контингента людей, испытывающих потребность в определённой подготовке, образовании и воспитании.

До недавнего времени отсутствовали курсы, школы подготовки менеджеров, организаторов, бизнесменов. В связи с переходом к рынку такие курсы и школы открываются повсеместно.

В силу необходимости организации учебно-воспитательного процесса в высшей школе на научной основе возникла потребность организации школы молодого преподавателя, обучения аспирантов основам педагогики и психологии, повышения педагогического мастерства преподавателей, имеющих в большинстве своём техническое образование.

Следовательно, учащиеся – обязательный компонент любой педагогической системы.

Педагогическая система может возникнуть лишь в том случае, если имеются педагоги, соответствующие целям педагогической системы, владеющие определённой информацией, средствами педагогической коммуникации, вооружённые знаниями об объекте педагогического воздействия.

В зависимости от целей системы, контингента учащихся, своеобразия информации состав преподавателей в разных педагогических системах различен. Общим является наличие педагогов как обязательного компонента любой педагогической системы.

Названные компоненты необходимы и достаточны для создания педагогической системы. При отсутствии любого из них – нет системы (рис. 1.3).

Структура и функции педагогических систем

Чтобы определить, чем одна педагогическая система отличается от другой или что у них общего, нужно провести сравнение одновременно по всем структурным компонентам. Например, звенья системы непрерывного образования отличаются друг от друга целями, содержанием учебно-воспитательной информации, средствами педагогической коммуникации, возрастом, уровнем подготовки и составом учащихся, уровнем квалификации педагогов.

Каждая педагогическая система, в свою очередь, может быть рассмотрена со стороны любого из компонентов, например, со стороны цели:

  • в какой мере цели данной педагогической системы соответствуют общественным интересам и ориентированы на цели педагогических систем более высокого порядка;
  • как реализуется цель в учебной информации (учебных планах, программах, учебниках, дополнительной информации);
  • в какой мере соответствуют целям применяемые в системе технологии, средства, формы и методы педагогического воздействия;
  • в какой мере соответствует целям наличный состав учащихся;
  • в какой мере соответствует целям наличный состав преподавателей.

Между компонентами педагогической системы и внешней средой существуют многосторонние связи и сказываются взаимные влияния.

Педагогическая система является открытой системой. Под влиянием внешней среды уточняются, развиваются и трансформируются цели.

Здесь особенно сильно сказывается влияние социальноэкономических процессов, происходящих в обществе, и изменения в других педагогических системах. Изменяется также учебная и научная информация под влиянием открытий в фундаментальных и прикладных науках.

Изменяются средства коммуникации под влиянием новых учебников, учебных пособий, технических средств обучения.

Среда оказывает значительное влияние на самих учащихся, на систему их взглядов и отношений. Она оказывает также влияние на воспитателей, преподавателей и родителей, на формирование мотивов у молодёжи, на устойчивость педагогических кадров в педагогических системах.

С другой стороны, педагогические системы оказывают влияние на окружающую среду, организуя её в соответствии с собственными целями.

В зависимости от того, на какой элемент педагогической системы в данный момент времени направлены требования социальной системы, происходит соответствующая перестройка и адаптация остальных элементов системы.

Элемент, испытывающий непосредственное воздействие социальной системы, называется системообразующим элементом педагогической системы.

Обычно требование социальной системы руководителями образования локализуется на том элементе системы, на который оно непосредственно воздействует. Этот элемент подвергается соответствующим требованиям социальной системы преобразованиям. Но этой перестройкой не затрагиваются другие элементы системы.

В итоге вновь введенный в систему элемент либо выпадает из системы, либо вступает в противоречие с другими элементами.

Эти противоречия могут привести даже к полному разрушению всей системы. Часто наблюдаемое явление – отторжение вновь введённого элемента системы (система отбрасывает его), изолированно функционирующего в ней.

Если анализировать историко-педагогические факты, то окажется, что почти каждое преобразование, отброшенное традиционной педагогической системой, было не системным, а локальным.

Поэтому каждый раз отбрасывался соответствующий системообразующий элемент в его новой редакции.

Такое явление произошло, например, с программированным обучением. Программированное обучение – это непосредственное изменение средств педагогической коммуникации педагогической системы.

Изменение этого элемента влечёт за собой немедленную перестройку (подстройку) целей и организационных форм обучения.

Организационные формы обучения должны быть более свободными и гибкими, чем лекционное преподавание или классно-урочный канон, а квалификация педагогов – значительно более высокой, чем в традиционной системе.

Определённые изменения должны быть внесены и в учебную информацию, а также в деятельность педагогов и учащихся.

Только при условии введения необходимых изменений в другие компоненты системы преобразованный компонент средств педагогической коммуникации окажется жизнеспособным, а вся педагогическая система получит новое, более высокое качество.

Следовательно, системный подход в педагогике – это учёт всех элементов педагогической системы при внесении каких-либо изменений в один из них в соответствии с требованиями социального заказа и научно-технического развития.

В процессе достижения целей носителями структурных компонентов системы становятся люди, в деятельности которых эти компоненты вступают в сложное взаимодействие, образуя тем самым функциональные компоненты педагогических систем.

Дадим характеристику функциональных компонентов педагогической системы.

Функциональные компоненты – это устойчивые базовые связи основных структурных компонентов, возникающие в процессе деятельности руководителей, педагогов, учащихся и тем самым обусловливающие движение, развитие, совершенствование педагогических систем и вследствие этого их устойчивость, жизнестойкость, выживаемость.

В педагогических системах выделяются гностический, проектировочный, конструктивный, коммуникативный, организаторский функциональные компоненты.

Функциональные компоненты характеризуют педагогические системы в действии, когда каждый из выделенных структурных компонентов в коллективной, групповой, индивидуальной деятельности руководителей, педагогов или учащихся входит в новые отношения с остальными и как бы подчиняет их взаимодействие себе.

Гностический компонент включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о целях системы и средствах их достижения, о состояниях объектов и субъектов педагогического воздействия на исходной стадии решения педагогических задач, в процессе их решения и на заключительной стадии решения, о психологических особенностях учащихся, педагогов и руководителей.

Он включает также умения извлекать новые знания из исследования собственной деятельности и перестраивать её на основе освоения новой учебной и научной информации, полученной из разных источников.

Основные гностические умения преподавателя заключаются в следующем:

  • следить за событиями, происходящими в науке, по зарубежным и отечественным источникам и знакомить с ними студентов;
  • принимать самому экзамены и анализировать, как курс усвоен студентами, как восприняты те или иные разделы;
  • анализировать реакцию студентов на своё изложение.

Примеры гностических умений студента:

Проектировочный компонент означает действия, связанные с перспективным планированием заданий/задач (стратегических, тактических, оперативных) и способов их решения в будущей деятельности руководителей, педагогов и учащихся в направлении достижения искомых целей.

Примеры проектировочных умений преподавателя:

  • ставить своей целью, чтобы студенты не просто усвоили программный материал, но умели в дальнейшем применять полученные знания на практике;
  • проектировать систему заданий студентам в области работы над первоисточниками по специальности и самостоятельной работы над курсом;
  • проектировать пути превращения своего курса в средство умственного, нравственного и патриотического воспитания студентов.

Примеры проектировочных умений студента:

  • формулировать цели своего пребывания в учебном заведении и отдавать себе отчет в требованиях профессиональной деятельности к его выпускникам;
  • формулировать цели самостоятельной работы над разными циклами учебных дисциплин; формулировать, к каким результатам и с помощью каких методов самообразования можно к ним прийти;
  • предусматривать, к каким результатам и с помощью каких методов самообразования следует прийти к окончанию учебного года;
  • намечать, к каким результатам и с помощью каких методов можно прийти к окончанию вуза;
  • формулировать задачи, темп и ритм работы в ближайшее время.

Конструктивный компонент предполагает действия по отбору и композиционному построению содержания учебной и воспитательной информации на предстоящем занятии, собрании, мероприятии, определению особенностей предстоящей деятельности на нём педагогов и учащихся.

Примеры конструктивных умений преподавателя:

Примеры конструктивных умений студента:

Коммуникативный компонент включает действия, связанные с установлением педагогически целесообразных взаимоотношений между руководителями, педагогами и учащимися, подчиняя целям воздействия на учащихся взаимоотношения по вертикали (руководители педагогических систем – педагоги – учащиеся – их окружение) и по горизонтали (взаимоотношения между руководителями системы, между педагогами, между учащимися), мотивированием участников педагогического процесса к занятиям предстоящей деятельностью, проникновением во внутренний мир участников педагогического процесса.

Для примера определим направленность коммуникативных умений заведующего кафедрой: устанавливать на кафедре педагогически целесообразные взаимоотношения, чтобы в коллективе существовала подлинно творческая атмосфера смелого поиска, плодотворных дискуссий, творческой взыскательности; налаживать деловые контакты как с преподавателями кафедр, так и с администрацией вуза; побуждать членов коллектива к ответственному выполнению поставленных задач; предотвращать конфликты.

Характеристика направленности коммуникативных умений преподавателя:

  • возбуждать интерес к своему курсу;
  • показыватьнеобходимость и важность его изучения;
  • доказывать студентам, что они в состоянии усвоить этот курс и в дальнейшем применять знания на практике;
  • развивать у студентов уверенность, что они способны творчески овладеть методами данной науки и внести вклад в её развитие.

Примеры коммуникативных умений студента:

Организаторский компонент определяет действия по реализации педагогического замысла конкретной организацией взаимодействия субъекта деятельности с объектами педагогического воздействия во времени и в пространстве в соответствии с заранее сформулированной системой принципов, правил и предписаний, которым педагогический процесс должен удовлетворять в направлении достижения искомого педагогического результата.

Примерами организаторских умений преподавателя могут служить организация своевременного начала и окончания занятий и насыщенной работы на них, себя и студентов, организация своего времени и своей деятельности, связанной с подготовкой к занятиям и их проведением.

Характеристика направленности организаторских умений студента:

  • уметь организовать своё время, не допускать его пустойтраты, свою деятельность: рабочее место, необходимые средства деятельности, следить за темпом включения в самостоятельную работу;
  • организовать своё поведение: контролировать действия, движения, мимику, эмоции;
  • организовать контакты с другими людьми для достижения искомых целей;
  • организовывать свою общественную деятельность, приобретая в процессе знания, навыки и умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;
  • организовать свою научно-исследовательскую деятельность, приобретая качества, необходимые для предстоящей профессиональной деятельности.

Названные функциональные компоненты находятся в тесной взаимосвязи, общей для всех участников педагогического процесса (руководителей, педагогов, учащихся).

Однако конкретное содержание компонентов деятельности этих участников в зависимости от их ролевых функций в педагогических системах, как это видно из приведённых примеров, различно.

Вычленение структурных и функциональных компонентов в педагогических системах способствует единому подходу к организации и управлению педагогическими процессами.

Это позволяет выйти на поиски наиболее общих закономерностей, свойственных деятельности руководителей, педагогов и учащихся, работающих в педагогических системах.

На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Педагогика как наука (кратко)

Педагогика как наука (кратко)
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

План лекции
1. Предмет, объект, функции педагогики.
2. Основные категории педагогики.
3. Структура и задачи педагогической науки.
4. Взаимосвязь педагогики с другими науками.

1.1. Предмет, объект и функции педагогики


1.2. Основные категории педагогики


Категориальный аппарат современной педагогики составляют такие емкие и общие понятия, отражающие ее сущность, как науки, ее устоявшиеся и типичные свойства. К основным категориям педагогики отнесем: образование, обучение, воспитание, педагогическая система, педагогическое взаимодействие.
Образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образование в буквальном смысле означает создание образа, некую завершенность воспитания в соответствии с определенной возрастной ступенью. Поэтому образование трактуют как процесс и результат усвоения человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, компетенции, отношений.
Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
В широком социальном смысле воспитание - это передача накопленного опыта (знаний, умений, норм) от старших поколений к младшим, включающая в себя воздействие на личность общества в целом.
В узком социальном смысле воспи тание — это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (системы образования, семьи, церкви, СМИ и др.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, ценностей и личностных качеств.
Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.
Как процесс обучение включает в себя две части: преподавание, в ходе которого осуществляется передача (трансформация) системы знаний, умений, опыта деятельности и учение (деятельность ученика) как усвоение опыта через его восприятие, осмысление, преобразование и использование.
Педагогическая система - множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой
образовательной целью развития личности и
функционирующих в целостном педагогическом процессе.
Педагогический процесс - специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников по поводу содержания образования с использованием средств обучения о воспитания с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.
Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности, отношениях.


1.3. Структура и задачи педагогической науки


Педагогика, пройдя длительный путь развития, накопив информацию, превратилась в разветвленную систему педагогических наук.
Структура педагогической науки состоит из следующих наук:
1. Общая педагогика, исследующая основные
закономерности образования, которая состоит из четырех разделов (общие основы педагогики; теория обучения
(дидактика); теория воспитания; управление
образовательными системами.)
2. История педагогики, изучающая развитие
педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи.
3. Сравнительная педагогика, исследующая
закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и отличий.
4. Возрастная педагогика, изучающая особенности воспитания человека на различных возрастных этапах. Она включает в себя преддошкольную (ясельную) и дошкольную педагогику, педагогику школы, педагогику среднего профессионального образования, педагогику высшей школы, андрогогику (педагогику взрослых).
5. Специальная педагогика (дефектология), которая
исследует закономерности воспитания и обучения людей с физическими и психическими недостатками. В состав специальной педагогики входят следующие научные дисциплины: сурдопедагогика, тифлопедагогика, олигофренопедагогика и логопедия. Сурдопедагогика изучает закономерности обучения и воспитания слабослышащих и глухих, тифлопедагогика - незрячих и слабовидящих, олигофренопедагогика - умственно отсталых, логопедия - с нарушениями речи. Коррекционную педагогическую деятельность с детьми и подростками, имеющими незначительные отклонения в развитии и поведении, изучает коррекционная педагогика.
6. Методики преподавания различных дисциплин содержат специфические частные закономерности обучения конкретным дисциплинам (языку, физике, математике, химии, истории и др).
7. Профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную профессиональную сферу деятельности.
8. В зависимости от того, какая сторона человеческой деятельности взята за основу, выделяют различные виды отраслевой педагогики: военную, инженерную, спортивную, театральную, музейную, производственную, пенитенциарную (педагогику исправительно-трудовых учреждений).


1.4. Взаимосвязь педагогики с другими науками


Педагогика не является изолированной областью человеческого знания. Она связана со всеми науками, изучающими человека. В числе первых сложились связи педагогики с философией и психологией.
Связь с философией - философские идеи продуцировали создание педагогических концепций и теорий, служили методологическим основанием.
Связь с психологией является наиболее традиционной, изучающей закономерности развития психики человека. Обширный материал о многомерности и многоликости человека дает педагогике и антропология . Пользуясь им,
педагогика разрабатывает способы комплексного подхода в воспитании и обучении.
Связи педагогики с социологией относятся также к числу традиционных, так как и та и другая наука озабочены планированием образования, выявлением основных тенденций развития тех или иных групп или слоев население, закономерностей социализации и воспитания личности в различных социальных институтах.
Образование является частью культуры, поэтому педагогика должна рассматриваться как элемент культуры. Педагогическая культура человека и общества является составляющей единой мировой культуры, и педагогические проблемы приобретают общекультурную значимость. В этом проявляется органичность связи педагогики с культурологией.
Естественнонаучной базой педагогики являются
биологические науки. Одна из важнейших задач педагогики - проблема соотношения природных и социальных факторов развития человека, поэтому педагогика опирается на биологические исследования, изучающие индивидуальное развитие человека. Для разработки вопросов организации режимов труда и отдыха, гигиенической организации занятий большое значение имеют возрастная физиология и школьная гигиена.
Связь педагогики с медициной привела к появлению специальной педагогики, предметом изучения которой является обучение и воспитание людей с особыми образовательными потребностями. Особые образовательные потребности возникают у людей, имеющих ограниченные возможности жизнедеятельности и здоровья, связанные с различными заболеваниями и отклонениями в развитии.
Информатика и кибернетика открывают перед педагогикой новые дополнительные возможности обучения и воспитания. Используя их данные, педагогическая наука разрабатывает новые формы образовательных процессов
(программированное, дистанционное обучение), совершенствует способы и механизмы управления учебновоспитательным процессом.


Вопросы и задания для самоконтроля
1. Охарактеризуйте объект и предмет педагогики.
2. Каковы функции педагогики?
3. Раскройте сущность образования как педагогического процесса.
4. Выделите собственно педагогические понятия,
раскрывающие предмет педагогики и дайте их определение.
5. Какова структура современной педагогической науки?
6. С какими науками взаимосвязана педагогика? Что их объединяет с педагогикой?

Источник: Брыкин, Юрий Вадимович. Педагогика: краткий курс лекций : учебное пособие / Ю. В. Брыкин, Д. Ю. Фролочкина. — Казань : Бук, 2018. — 120 с.

Система (с греч.) – целое, составленное из отдельных частей.

Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенное целостное единство (Толковый словарь русского языка).

Эту же систему можно рассматривать через процессы. Так, в целостном педагогическом процессе можно выделить две составляющие: образовательный процесс; внеурочное время.

Каждый элемент системы может выполнять свое функциональное назначение, если будет взаимодействовать с другими ее элементами. Например, учитель становится учителем как таковым не после окончания учебного заведения, а только в результате взаимодействия с обучаемыми с целью их воспитания и развития. Таким образом, любая система представляет собой не просто совокупность элементов, а совокупность связанных между собой и взаимодействующих элементов. Способ их связи называется структурой.

Школа, как и любое другое образовательное учреждение – это целостная, открытая, взаимодействующая с внешней средой система.

Педагогическая система – совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного, целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами.

Структурно традиционная педагогическая система состоит из трех компонентов: учащийся, педагог, образовательная среда. Сегодняшние технологические возможности позволяют конструировать системы, вводя еще один объект – персональный компьютер.

Сегодня в научно-методической литературе часто встречается понятие технология. В науке появилось специальное направление – технологическое (зародилось в 60-е г.г. 20 в. в США, Великобритании) и в настоящее время распространилось практически во всех странах мира.

Достаточно активно приступили к изучению и использованию многих эффективных технологий и практические работники (учителя школ, руководители). Поэтому среди педагогов, стремящихся повысить качество обучения, все настойчивее звучит призыв к переходу на педагогические технологии.

Раскроем этимологию слова “технология”. Оно происходит от греческих techne – мастерство, умение, искусство и logos – наука, знание.

Ключевым звеном любой технологии является детальное определение конечного результата и контроль точности его достижения.

Просто процесс (в промышленности или в социальной сфере) только тогда получает статус технологии, когда он:

Свидетельством различных подходов толкования педагогической технологии в современной науке и практике являются многочисленные ее определения. Приведем некоторые из них.

  1. Педагогическая технология – это содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
  2. Педагогическая технология – это упорядоченная система процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата (В. М. Монахов).
  3. Педагогическая технология – это строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий (В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов и др.).
  4. Педагогическая технология – это совокупность способов (методов, приемов, операций) педагогического взаимодействия, создающих условия развития участников педагогического процесса и предполагающих определенный результат этого развития (С. С. Кашлев).
  1. Селевко Г.К. Педагогическая технология – содержательное обобщение, вбирающее в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

6. Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели (Российская педагогическая энциклопедия. Т. 2. C. 126).

3. Структура педагогической технологии.

  1. научным - педагогическая технология – часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание, методы обучения (воспитания) и проектирующая педагогические процессы;
  2. процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса; совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;
  3. процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех педагогических средств (личностных, инструментальных, методологических).

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения. Это и составляет горизонтальную структуру педагогической технологии.

В вертикальной структуре (иерархии) выделяют четыре соподчиненных класса технологий: метатехнологии; макротехнологии, или отраслевые; мезотехнологии, или модульно-локальные и микротехнологии.

Компоненты образовательной технологии:

  1. Концептуальный компонент. Его составляют научные идеи, на которые опирается технология.
  2. Содержательный - – цели обучения – общие и конкретные; содержание учебного материала. Определяется: 1) стандартом образования, которому присуща усредненность; 2) стандарт образования обогащается за счет дифференциации и индивидуализации.
  3. Процессуальный (технологический) компонент включает:

а) организацию процесса;

б) модель обучения – методики, методы, средства, приемы, т. е. методы и формы учебной деятельности школьников и работы учителя;

в) диагностический – предполагает мониторинг качества образования.

Любая образовательная технология включает в себя:

  • целевую направленность;
  • научные идеи, на которые опирается;
  • системы действий учителя и ученика (в первую очередь в категориях управления);
  • критерии оценки результата;
  • результаты;
  • ограничения в использовании.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности). Г. К. Селевко выделяет следующие критерии технологичности:

  1. Концептуальность. Каждой технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.
  2. Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.
  3. Управляемость. Предполагает возможность диагностического целополагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.
  4. Эффективность. Технологии должны быть эффективными по результатам, оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.
  5. Воспроизводимость. Подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами
  1. методика предмета (частная дидактика) – наука, отвечающая на вопросы, чему и как учить по данному предмету (широкий смысл);
  2. методика как совокупность конкретных действий педагога, приемов проведения занятий (узкий смысл).

Как видно, в любом своем смысле методика раскрывает систему деятельности педагога. Какое содержание ни было бы заложено в деятельность педагога (обеспечение учащихся информацией, диагностика и оценка результатов их деятельности и др.), всегда возникает вопрос, что он может и должен сделать.

  1. Таким образом, методика ориентирована на описание деятельности организатора некоторого образовательного процесса по достижению поставленной цели. Технология же ориентирована на описание деятельности исполнителя процесса в первую очередь. Методика описывает организацию материала и систему работы учителя, считая, что деятельность учащегося в каждый момент автоматически адекватна, и они совместно движутся к достижению поставленной цели. Технология описывает систему работы учащегося как деятельность, которая должна быть им реализована, чтобы достичь поставленной образовательной цели.
  2. Методика изучает методы обучения и воспитания, не выстраивая из них определенные логические цепочки. Технология всегда предполагает логику, последовательность методов и приемов, совместных действий учителя и учащегося.

Технология отличается от методики своей алгоритмичностью. Алгоритм – это точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению задачи. Алгоритм предполагает точную репродукцию действий, а технология учитывает и допускает творчество педагога и учащегося.

  1. И технология, и методика обладают системностью (т.е. в их основе должна лежать система научных законосообразных положений). Однако идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (как, например, система программированного обучения), т. е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, т. е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью.

Подытоживая, отметим, что в методике акцент делается на вариативности, творческом отношении к применению тех или иных методов, приемов, в технологии - на процессуальности, расчете, воспроизводимости, устойчивости результатов.

Если методики имеют мягкий, рекомендательный характер (учитель вправе в большей или меньшей степени следовать советам методических пособий для учителя), то технологии обучения предписывают определенную последовательность деятельности обучаемых и управляющих действий педагога, отступление от которой разрушает целостность образовательного процесса, что может препятствовать достижению запланированного результата.

Система – это упорядоченные и взаимосвязанные элементы, вступающие между собой во взаимодействие на основании конкретных принципов.

В качестве системы в рамках педагогики можно привести пример таких систем как: система дошкольного воспитания, система подготовки педагогических кадров и т.п.

Так, М.Л. Фрумкин полагал, что педагогическая система – это сложная система управления, постоянно находящаяся в динамке и направленная на реализацию целей воспитания.

В связи с этим, Н.В. Кузьмина дала иное определение педагогической системы:

Педагогическая система – это множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, которые подчиняются общим целям воспитания, обучения и образования детей и взрослых.

Готовые работы на аналогичную тему

Так, например, можно выделить педагогическую систему в рамках конкретной части:

  • воспитательно-образовательного процесса – это система внеклассного обучения;
  • педагогическая система воспитания – система нравственного воспитания, система художественного воспитания, система трудового воспитания и т.д.;
  • система обучения определенной дисциплины или предмета – педагогическая система обучения ментальной математике.

Виды педагогических систем

Существуют четыре вида педагогических систем:

  1. Малые,
  2. Средние,
  3. Большие,
  4. Супербольшие.

Данная классификация опирается на распространенность указанных систем. Для понимания этого явления необходимо рассмотреть практический пример их педагогической деятельности.

Например, в двух общеобразовательных школах, процесс обучения осуществляется на основании Государственного стандарта. Однако реализуемые ими педагогические системы различны по содержанию и структуре. Так в одной школе упор может быть на используемые методы обучения, а во второй на повышение уровня культуры и самопознания.

Характеристика основных видов педагогических систем:

  1. Малые педагогические системы – отдельные системы воспитания и обучения, используемые конкретным педагогом и изменяющиеся в соответствии с поставленными им целями и задачами обучения (например, педагогическая система ведения дневника природных наблюдений на занятиях по окружающему миру в начальных классах или на уроках по географии в старших классах).
  2. Средние педагогические системы – системы педагогической деятельности конкретного образовательного учреждения, которые сосуществуют и взаимосвязаны с малыми системами (например, общешкольная система рейтинга учащихся).
  3. Большие педагогические системы – системы, которые распространены и нашли признание в рамках определенного района города или даже региона (например, в конкретном районе города особенное внимание со стороны школы уделяется научной деятельности среди учащихся старших классов).
  4. Супербольшие педагогические системы - вид педагогической системы, который применяется в географическом масштабе целого региона, края или республики. Такие педагогические системы во многом связаны с этнокультурными традициями обучения и воспитания.

В качестве примера супербольшой педагогической системы, можно рассмотреть системы, реализуемые в республиках (Хакасия, Татарстан, Тыва и т.д.). Особенность педагогических систем данных регионов заключается в том, что они имеют национальный характер, представленный рядом предметов, направленных на обучение национальному языку, изучение географии и экономики родного края, истории народа и т.д. К тому же данная педагогическая система охватывает все образовательные ступени, начиная с дошкольного обучения, в рамках конкретной республики.

Таким образом, педагогическая система по своей природе, явление не только педагогическое, но и социальное, так как в ее основе лежит сознание социума, ведущее к необходимости обучения и воспитания. То есть педагогическую систему можно рассматривать не только лишь в контексте педагогики, но и с точки зрения теории и методики воспитания и обучения в рамках современного и исторического контекста.

Читайте также: