Структура деятельности в доу

Обновлено: 06.07.2024

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств , в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе . Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности стали: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Основная общеобразовательная программа – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

На ее основе разработана рабочая программа педагога, которая определяет содержание и организацию воспитательно-образовательного процесса и направлена на формирование общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей. Программа решает задачи по воспитанию культурного, свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его.

Свою педагогическую деятельность проектирую, основываясь на стандарты нового поколения. Если раньше образовательная деятельность осуществлялась в занятийной форме, то, с переходом на ФГОС, формы работы с детьми изменились. Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в группе. Это:

Образовательная деятельность в старшей группе осуществляется в различных видах деятельности, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Педагогам предоставляется право варьировать место деятельности в педагогическом процессе, интегрируя (объединяя) содержание различных видов и форм в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимых занятий, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом.

Объём нагрузки в течение недели соответствует санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме в среднем уделяется 1-2 недели.

Организованная образовательная деятельность может осуществляться в первую и вторую половину дня.

При построении образовательного процесса, учебную нагрузку следует устанавливать,

руководствуясь следующими ориентирами:

- максимально допустимое количество учебных занятий в первой половине дня в младшей, средней и старшей группах не должно превышать двух занятий, а в подготовительной группе - трех;

- их продолжительность в младшей и средней группах - не более 10 - 15 минут, в старшей - не более 25 минут, а в подготовительной - 25 - 30 минут;

- в середине занятий необходимо проводить физкультминутку;

- перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут;

- занятия детей старшего дошкольного возраста во второй половине дня могут проводиться после дневного сна, но не чаще двух - трех раз в неделю;

Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают. С целью переключения детей на творческую активность, для снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма в режим всех возрастных групп введено проведение ежедневных игровых пауз между организованной образовательной деятельностью длительностью не более 10 минут. Проведение физкультминуток является обязательным при организации и проведении образовательной деятельности статического характера, содержание их определяется педагогом индивидуально.

Для профилактики утомления организованная образовательная деятельность познавательной направленности чередуются с организованной образовательной деятельностью художественно-эстетического направления.

Дети играются в песке

Деятельность в литературе психолого-педагогической направленности определяется специфическим видом проявления инициативы человека, предполагающим познание, творческое осмысление мира вокруг и понимание себя в этом мире.

Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) определены пять векторов образовательного процесса (познавательное развитие, развитие речи, социально-коммуникативное развитие, физическое, художественно-эстетическое), которые реализуются комбинациями форм практикуемых в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) видов активности, выполняющими конкретную миссию в зависимости от возраста воспитанников.

Дети стоят на пешеходном переходе со знаками ПДД в руках

Вовлечение детей в разные виды деятельности происходит посредством целого комплекса форм взаимодействия

Таблица: виды деятельности и формы взаимодействия с детьми в ДОУ

Познакомиться с теоретическими основами организации занятия по конструированию можно здесь.
Интересные виды работы можно найти в картотеке игр по конструированию.

  • исполнительство, то есть игра на музыкальных инструментах, певческая деятельность;
  • творчество, то есть вовлечение в процесс создания музыки.
  • чтение;
  • заучивание наизусть;
  • обсуждение, рассуждение;
  • беседа.
  • гимнастика (бег, ходьба, строевые задания, упражнения с блоками движений спортивного характера, хореографические движения);
  • игры (подвижные, хороводные, туристические, то есть походы, экскурсии);
  • пальчиковые игры, нацеленные на разработку мелкой моторики;
  • ритмопластика;
  • катание на санках, лыжах, самокатах и пр.

Это интересно. Миссия организации активности дошколят едина для малышей всех групп, различия заключаются лишь в задачах, которые ставятся перед детьми того или иного возраста.

Таблица: цели и задачи видов деятельности по возрастным группам

В подготовительной группе добавляется уход за обувью, которую малыши после соответствующей погоды моют, протирают, чистят кремом.

Структура ООД в ДОУ по ФГОС


Организация образовательной деятельности в детском саду – ключевая обязанность воспитателя, зафиксированная в актуальной нормативной документации. Эта профессиональная функция предусматривает грамотное распределение образовательной нагрузки в течение дня с учетом возрастного и индивидуального фактора, применение диагностических и корректирующих мер, осуществление самоанализа и поиска путей по улучшению ежедневной воспитательной работы, взаимодействие с родителями воспитанников и социальными партнерами детского сада.

Воспитателю важно помнить: от того, насколько успешно разработана и спроектирована структура образовательной деятельности, зависят каждодневные личные и учебные успехи воспитанников детского сада. Очень важно вызвать интерес малышей к организуемым способам активности, мотивировать их на сознательное участие, пробудить такие важные качества, как инициативность, желание влиять на ситуацию своими действиями, самостоятельность, ответственность.

При планировании организованной деятельности в течение дня воспитателю необходимо осуществлять правильный четко обоснованный выбор типа ООД, используемых методов и форм взаимодействия с воспитанниками.

Этапы организованной образовательной деятельности в разных группах

Организованная образовательная деятельность с младшими воспитанниками выстаивается по следующей схеме:

Завершающая (2 мин.). Оценивание полученного результата, обязательная похвала за усилие.

В середине занятия рекомендуется провести физкультминутку.

Вводная часть (2-3 мин.). ООД в ДОУ по ФГОС начинают с дидактической игры, сюрпризных моментов, проблемной ситуации.

Изучение нового материала (10-12 мин.), по завершению этапа рекомендовано проведение физкультминутки.

Повторение ранее изученного (4-6 мин).

Подведение итогов (2-3 мин.). В средней группе в конце занятия воспитатель сам подводит итог, приобщая детей к высказываниям, при этом выход из деятельности остается открытым.

Вводная часть (2-3 мин.). Проверка готовности детей к занятию. Создание интереса к занятию.

Повторение с целью введения детей в новую тему (3-5 мин.). Рекомендована рассадка детей по двое, лицом к воспитателю, так как проводится работа с раздаточным материалом, вырабатываются навыки учебной деятельности.

Рассмотрение нового материала (12-15 мин.) в ходе проектирования проблемных ситуаций, ведения экспериментальной или поисковой деятельности.

Повторение усвоенного материала (5-7 мин.).

Подведение итогов . В подготовительной группе дети часто выступают с инициативой озвучить свои впечатления, если для этого созданы предпосылки.

Обязательным условием, которое должно соблюдаться при разработке структуры ООД в ДОУ по ФГОС, является постепенность усложнения материала, градация методических приемов с учетом уровня дидактической нагрузки и возрастного фактора, создание условий для того, чтобы воспитанники могли чувствовать свои успехи и стремиться к большему. Также важно обеспечить, чтобы продолжительность сеансов организованной образовательной деятельности соответствовала требованиям СанПин 2.4.1.3049 – 13.

Как правильно разработать конспект ООД в ДОУ по ФГОС


Структурно конспект организованной образовательной деятельности должен включать следующие элементы:

1. Заголовок, который, как правило, включает в себя название и указание возрастной группы воспитанников. Например, конспект ООД по речевому развитию в подготовительной группе "Поможем Незнайке".

2. После заголовка следует указать приоритетную образовательную область, ее интеграцию с другими областями в рамках конкретного занятия.

3. Следующий шаг: формулировка цели, задач, планируемых результатов ООД. Цель должна быть актуальной и конкретной. Желательно, чтобы цель была одна. При формулировке обратите внимание, что цель звучит как существительное: формирование, закрепление, создание условий и т.п. Задачи должны носить триединый характер, т.е. должны включать образовательную, развивающую, воспитательную направленность. При этом самих задач может быть больше трех. Планируемые результаты представляют собой описание возможных достижений ребенка (детей) и оформляются глаголом настоящего времени несовершенного вида: дети имеют представление, самостоятельно выполняют, пользуются схемой, участвуют в беседе и т.д.

4. Перечисление методов и приемов, используемых в ходе ООД.

5. Представление используемого материала и оборудования.

6. Разъяснение объема предварительной работы.

7. Демонстрация непосредственно хода ООД: мотивационный, деятельностный и рефлексивный этапы.

При разработке конспекта также важно помнить о гигиенических, дидактических и организационных требованиях, предъявляемых к ООД: предусматривать чередование различных видов деятельности детей в рамках занятия, чтобы избежать переутомления, выбирать оптимальные методы и приемы педагогического воздействия с учетом образовательной ситуации, активно использовать возможности дидактических игр, выстраивать взаимосвязи между элементами учебной деятельности и повседневной жизнью дошкольников.

Читайте также: