Строение и работа сердца план урока

Обновлено: 07.07.2024

Урок " Строение и работа сердца" для учащихся 8 класса построен с использованием деятельностного метода Л.Г. Петерсон, информационно-коммуникативных технологий, работы в группах приемов, активизирующие познавательную деятельность.

Тип урока: введения нового знания

Цель урока: изучить строение и особенности работы сердца человека, чтобы сохранить здоровье и работоспособность сердца

Задачи:
  1. знать расположение сердца в организме человека и строение сердца;
  2. понимать принципы работы сердца – сердечный цикл;
  3. понимать принципы работы сердца – автоматизм сердечной деятельности
Учащиеся развивают УУД:
  • умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
  • у учащихся формируется сознание о значении сердца в сохранении своего здоровья, потребности в ведении ЗОЖ

Регулятивные: Выпускник будет учиться:

  • целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
  • самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

Познавательные: Выпускник будет учиться:

  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе работы;
  • основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;
  • структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Коммуникативные: Выпускник будет учиться:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • организовывать учебное сотрудничество со сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия;
Критерии достижения планируемых результатов (признаки успешности):

Основные понятия: правый желудочек, аорта, миокард, левый желудочек, верхняя и нижняя полые вены, створчатые клапаны, левое предсердие, правое предсердие легочная артерия, полулунные клапаны, инфаркт миокарда, сердечный цикл, автоматизм.

Формы работы: групповая и фронтальная работа

Технологии, методы и приемы работы: деятельностный метод Л.Г. Петерсон, информационно-коммуникативные технологии, работа в группах приемы, активизирующие познавательную деятельность (учебную мотивацию) учащихся: прием новизны и создания проблемных ситуаций; работа с таблицей.

Ресурсы:

Ход урока

I этап

Мотивация к учебной деятельности (самоопределение) (5 мин)

До урока при входе в класс учащиеся выбирают табличку с качеством (на обратной стороне номер группы), которое поможет им работать на уроке:

  1. Стремление к новому: любознательность, пытливость ума, способность, критичность мышления, интеллектуальность, умение учиться;
  2. Стремление к творчеству:оптимизм, инициативность, креативность, коммуникабельность, целеустремленность, изобретательность
  3. Способность к преобразованиям: упорство, настойчивость, терпение, надежность, энергичность, работоспособность
  4. Организаторские способности (обладатели волевых качеств): энтузиазм, ответственность, уверенность в себе, смелость, активность.

Слайд 1 – А для того, чтобы урок наш был продуктивным, предлагаю Вам самостоятельно разбиться на 4 группы так, чтобы в каждой группе был представитель – обладатель каждого вида качества (на слайде классификация) например: любознательность – 1, оптимизм– 2, упорство– 3, организаторские способности -4.Также на обратной стороне у Вас есть номера, которые указывают, к какому виду относится ваше качество.

Прошу группы занять место за столами (учитель помогает учащимся занять места)

Сядьте так, чтобы Вам было комфортно, возьмите в руки карты урока и заполните пункт № 1.

II этап

Актуализация и пробное учебное действие. Выявление места и причины затруднения (3 мин)

Слайд 3 Слово учителя:

– Что это? (это сердце)

Слайд 4 – (тоже что и в 3 и вопросы)

У: Ребята, а что вы знаете о своем сердце? Что такое сердце?

Что Вам уже известно о сердце с точки зрения науки биологии? Согласны ли Вы с древними учеными? Достаточно ли у Вас знаний для того чтобы ответить на данные вопросы?

– Обсудите в группах вопросы, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того кто будет отвечать – 1 минута

Опрос групп

– Знаний не достаточно.

– Как вы думаете, чему мы посвятим наше занятие?

Обсудите тему нашего урока в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд

Опрос групп – это сердце, строение сердца

III этап

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (2 мин)

– Подумайте и напишите, зачем нам нужно знать строение и работу сердца?

– Обсудите в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд.

Опрос групп

– Как вы думаете, какова цель нашего урока?

– Обсудите цельнашего урока в группах, зафиксируйте ответ в карте урока и выберите того, кто будет отвечать – 30 секунд.

Опрос групп

Слайд 6 – Цель урока: изучить строение и особенности работы сердца человека.

  1. знать расположение сердца в организме человека;
  2. знать строение сердца;
  3. понимать особенности работы сердца;
  4. осознавать важность ведения ЗОЖ для работы сердца и функционирования всего организма человека.

IV этап

Осуществление деятельности по изучению нового знания (20 мин)

Решение 1 задачи урока (10 мин)

Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач

Учитель: Во все века сердце было в почете у поэтов, мыслителей, врачей. Сколько стихов, поэм, песен написано о нем!

Слайд 7 –

Слайд 8 – Постановка проблемы: Так какое же оно сердце? Это мы сейчас с вами и узнаем.

1. Самостоятельная работа в группах

Оборудование: ноутбук, видеофильм, торс человека, модель сердца, учебник § 22, стр. 110

Собрать пазл «Строение сердца и подписать основные разделы сердца.

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Ответы групп в виде фронтального опроса (по 1 вопросу для группы):

– Где находится сердце?

– Так какой же сердце орган? (четырехкамерный, полый, мышечный орган)

– Может ли сердце быть золотым? Про каких людей говорят, что у них золотое сердце?

Отзывчивых, добрых, открытых)

2. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Давайте проверим, все ли группы запомнили строение сердца, для этого в ноутбуках откройте электронный учебник и выполните интерактивное задание № .

Интерактив в ноутбуках – работает вся группа. Учитель оценивает

Слайд 9 – проверка по эталону, группы оценили свою работу, выставили оценку

Решение 2 задачи урока (5 мин)
Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач
Постановка проблемы:

Слайд 10 – Учитель: Только задумайтесь ребята!

На протяжении жизни сердце совершает 3 миллиарда ударов.

За 1 час сердце перекачивает – 360 л. крови.

За 24 часа сердце перекачивает – 10 тыс. л. крови

Работа, которую выполняют желудочки равна 180.000 кДж.

Такую работу выполняет подъемный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.

Если бы можно было использовать работу сердца, то за 8 часов удалось бы поднять человека на высоту здания Московского университета, а за 30дней на вершину Джомолунгмы – высочайшую точку земного шара (8848м.)

– Ребята у вас не возникает вопроса?

Слайд 11 – Проблемный вопрос: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни? В чем же заключается секрет неутомимости и долголетия сердца?

– Для того чтобы ответить на это вопрос предлагаю продолжить работу в группах, выполнить задание, ответить на вопросы, зафиксировать ответ в кате урока, выбрать отвечающего и представить результаты своейработы – 2 минуты.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

образовательные:

познакомить со строением сердца; раскрыть связь строения сердца с его функциями;

дать понятия: сердечный цикл, автоматия сердца, проводящая система сердца;

реализовать возможности гигиенического воспитания.

развивающие:

активизировать познавательную деятельность учащихся путем решения проблемных вопросов;

продолжить формировать информационную компетентность, умение делать выводы.

воспитательные:

воспитание добра, чуткого, взаимного уважения к окружающим.

Планируемые результаты:

называть структурные компоненты сердца, называть фазы сердечного цикла, определять понятия по теме, описывать механизм протекания сердечного цикла, объяснять явление автоматии, высокой работоспособности сердца, называть виды регуляции кровообращения, описывать механизмы нервной и гуморальной регуляции кровообращения, влияние алкоголя, табака на сердечно-сосудистую системы; объяснять: обосновывать необходимость ведения здорового образа жизни; работать с различными источниками информации.

Тип урока: урок усвоения новых знаний методом проблемного изложения нового материала

План изучения нового материала:

Определение размеров и положение сердца в грудной полости.

Регуляция работы сердца.

Влияние факторов окружающей среды на сердце.

Проблемные вопросы:

Почему кровь движется только в одном направлении?

Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает?

Почему сердце “ведет” себя по-разному? Что происходит с ним?

Новые термины и понятия:

околосердечная сумка, створчатые клапаны, полулунные клапаны, автоматизм, сердечный цикл, фазы сердечного цикла; сокращение предсердий, желудочков, пауза, симпатический и блуждающий нервы, адреналин.

I . Организационный момент.

II . Мотивация знаний.

Каждый человек всегда, всю жизнь думает о любви, нуждается в ней, ждет ее, стремится к ней!

Странно, о любви мы говорим на уроке биологии.

Может биология каким то образом связана с символом любви?

Что изображают, когда кого-то любят? (слайд 1)

Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос, почему именно сердце?

А не глаза, не уши, не желудок являются символом любви?

Ребята, а что вы знаете о нашем сердце?

Как высчитаете, что мы должны изучить на нашем уроке?

Цель: изучить строение и работу сердца.

III . Изучение нового материала

1.-Разве сердце выглядит так, как изображает этот символ?

Познакомимся со строением сердца. И начнем с его местоположения. (Слайд 2)

Размеры сердца человека примерно равны размерам его кулака.

Представим его размеры.

2. Сердце – это полый мышечный орган, по форме напоминает конус. Мышечная стенка сердца состоит из трёх слоёв:

Эпикард наружный слой, состоит из соединительной ткани.

Эндокард - внутренний слой, образован клетками эпителия.

Миокард средний слой. Это сердечная мышца, образована поперечно-поло- сатой мышечной тканью, которая обладает способностью сокращаться не- зависимо от воли человека.

Сердце находится в соединительно-тканном мешке, который называется околосердечной сумкой. Она неплотно прилегает к сердцу и не мешает ему работать. Кроме того внутренние стенки околосердечной сумки выделяют жидкость, которая снижает трение о стенки сердечной сумки. (Слайд 4).

Вспомните, из каких отделов состоит сердце млекопитающих?

В сердце различают 4 камеры: 2 предсердия и 2 желудочка. Между левой и правой частями находится перегородка, которая препятствует смешиванию крови.

Возникает проблемный вопрос: Если кровь не может двигаться сквозь перегородку, как же тогда кровь движется через сердце?

Предлагаю работу с учебником с.80, 2, 3 абзацы, рис. 41 , маршрутном листом, который лежит у каждого на парте.

Задание1.Ответьте на вопросы.

1.Из каких отделов состоит правая и левая части сердца?

3.Для чего нужны клапаны?

4.Куда поступает кровь из желудочков и какие клапаны там находятся?

Время выполнения (5мин)

Кровь движется в одном направлении: из предсердий в желудочки, из желудочков в артерии.

Запишем вывод 1 в маршрутный лист.

Еще раз рассмотрим строение сердца, используя модель сердца. Обратите внимание, что стенки левого желудочка толще, чем стенки правого желудочка, потому что левый желудочек выполняет большую работу - он выталкивает кровь по большому кругу кровообращения. От него отходит самая крупная артерия – аорта, от правого желудочка - легочная артерия, а к сердцу кровь поступает по венам.

Посмотрите внимательно, одинакова ли толщина стенок сердца?

(Нет, стенки предсердий тоньше, чем стенки желудочков).

Как вы думаете от чего это зависит?

(Это связано с тем, что предсердия совершают небольшую работу. При их сокращении кровь поступает только в желудочки, а желудочки проталкивают кровь по всей длине кровеносных со- судов, т.е. совершают большую работу).

А почему стенки левого желудочка толще правого?

(Левый желудочек совершает большую работу, он проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения).

Да, действительно толщина мышечных стенок сердца зависит от нагрузки.

Задание. Поработаем с маршрутным листом.

hello_html_5570a459.jpg

Итак, мы рассмотрели строение сердца.

Как вы думаете, в чём заключается основная функция сердца? (Обеспечение непрерывного тока крови по сосудам).

3.Посмотрим видеофрагмент о работе сердца.

Сердце – удивительный и надежный орган – насос, который неутомимо работает в течение всей жизни, без остановки и ремонта.

Учёные подсчитали, что за сутки сердце перекачивает 10 тыс. литров крови и расходует на это такое количество энергии, которой хватило бы для поднятия груза весом 900 кг на высоту 14 метров.

А ведь сердце работает непрерывно 70-80 и более лет! Кровью, которую перекачивает сердце в течение жизни человека, можно наполнить 4375 железнодорожных цистерн. А если бы сердце перекачивало не кровь , а воду, то из перекаченной им воды за 70 лет можно было бы создать озеро глубиной 2,5 м, шириной 7 км и длиной 10 км. Вы видите, что работа сердца очень значительна.

Вы увидели, что сердце работает постоянно, и днем и ночью, независимо от сознания. Проталкивая около 5 литров крови в минуту, оно обеспечивает кислородом каждую клетку в организме. В среднем сердце совершает около 3 млрд. сокращений.

Вы знаете, что любая мышца, сокращаясь, постепенно утомляется, и ей необходим отдых, чтобы восстановить работоспособность. А наше сердце работает круглосуточно, всю жизнь.

Какую задачу можно поставить на данном уроке, исходя из приведенных данных?

(Учащиеся отвечают: как работает сердце? Почему не утомляется?)

Учитель ставит проблему:

Возникает проблемный вопрос: Почему сердце может сокращаться в течение всей жизни без заметного утомления? Когда оно отдыхает? (Слайд 6)
Сердечный цикл. Рассказ учителя:

Работает сердце ритмично. В состоянии покоя в минуту сокращается 70-75 раз. В начале сокращаются предсердия – систола предсердий, затем сокращаются желудочки – систола желудочков.

При сокращении желудочков кровь проталкивается с большой силой в артерии, затем наступает общее расслабление – диастола.

При сокращении предсердий створчатые клапаны открыты, при сокращении желудочков – закрыты, а полулунные открыты. Сердечный цикл состоит из 3 фаз: I – сокращение предсердий, II – сокращение желудочков, III – общее расслабление.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Изучить особенности строения и работы сердца человека, чтобы научиться применять эти знания на практике, а также выяснить в чем заключается функция автоматизма сердца.

Задачи урока:

Образовательные:

Развивающие:

  • Развивать универсальные учебные действия (УУД):
  • коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);
  • информационные (поиск нужной информации);
  • познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);
  • здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).

Воспитательные:

  • Формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и пропагандировании правил и норм ЗОЖ.
  • Воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.
  • Формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.
  • Фундаментальные образовательные объекты: сердце, сердечный цикл, автоматизм сердца, механизм регуляции сердца, факторы, влияющие на сердце.
  • Проблемные вопросы урока: Как устроено сердце? Как оно работает? Какие факторы влияют на его работу? Каковы причины ритмичности сокращения сердца и автоматизма? Как сохранить работоспособность сердца?

План-конспект урока биологии на тему:


Выполнила: Учитель биологии

План-конспект открытого урока по биологии на тему:

Тип урока: Урок изучения нового материала.

Цель урока: Изучить особенности строения и работы сердца человека, чтобы научиться применять эти знания на практике, а также выяснить в чем заключается функция автоматизма сердца.

Задачи урока:

Образовательные:

Научить связывать особенности строения и функционирования сердца со здоровьем человека и применять эти знания в жизни.

Развивающие:

Развивать универсальные учебные действия (УУД):

коммуникационные (участие в эвристическом диалоге);

информационные (поиск нужной информации);

познавательной деятельности (поиск решений проблемных ситуаций);

здоровьесбережения (умение применять знания о строении и работе сердца в целях сохранения своего здоровья).

Воспитательные:

Формировать бережное отношение к своему здоровью через осознание влияния вредных факторов на строение и функционирование сердца, потребности в соблюдении и пропагандировании правил и норм ЗОЖ.

Воспитывать культуру общения при участии в беседе, в работе в парах.

Формировать нравственные качества у учащихся: чувство доброты, внимания к окружающим и др.

Фундаментальные образовательные объекты: сердце, сердечный цикл, автоматизм сердца, механизм регуляции сердца, факторы, влияющие на сердце.

Проблемные вопросы урока: Как устроено сердце? Как оно работает? Какие факторы влияют на его работу? Каковы причины ритмичности сокращения сердца и автоматизма? Как сохранить работоспособность сердца?

словесный (беседа, рассказ);

наглядный (демонстрация презентации, видеофильма, работа с рисунками, схемами);

практический (выполнение заданий, создание образовательного продукта).

частично-поисковый (эвристическая беседа);

символического видения (ассоциация объекта с рисунком, с цифрами)

сравнения версий (сравнение своей работы с работами других и аналогом, представленным учителем)

стимулирования и мотивации учения (познавательные и занимательные факты, создание ситуаций успеха);

Формы организации деятельности на уроке:

фронтальная (демонстрация наглядностей по теме, беседа, решение проблемных задач)

работа в парах (выполнение заданий в парах).

Оборудование:

Техническое:

ПК на базе процессора не ниже Pentium IV

Принтер (на подготовительном этапе)

Экран Программные:

Учебный комплект:

Основной учебник Биология. Человек. 8 класс Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев. Дрофа 2007.

Другие материалы: карточки с заданиями для работы в парах.

1.Организационный момент. Подготовка учащихся к усвоению материала. (2,5 мин)

Слайд №1. (0,5мин)

Учитель: Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодняшний урок будет посвящен особому, в своем роде уникальному органу человека.

Греки считали его вместилищем духа

Китайцы верили, что в нем сосредоточено счастье

Египтяне полагали, что в нем рождаются эмоции и интеллект и изображали в виде сосуда

Слайд №2. (0,5мин)

Этот орган ежедневно вырабатывает энергию, достаточную, чтобы проехать на машине 32 км.

Он может работать даже вне тела человека.

25 сентября люди всего мира отмечают его День.

Секундная стрелка в часах была изобретена специально для изучения его работы.

В честь него в г. Пермь установлен памятник из красного гранита

Учитель: Наверное, вы все уже догадались, что это…. (сердце).

Слайд №3 (0,5мин)

Слайд №4 (0,5мин)

Учитель: Сердце действительно особый орган. Во все времена и во всех культурах оно было символом мужества, широты натуры, человеческого сострадания и, конечно, любви. Может поэтому личностные качества человека, часто связывали с сердцем. Говорили:

У отчаянного, смелого человека - сердце…

У доброго, хорошего человека – сердце…

У равнодушного, жестокого человека - сердце….

Ученики: называют соответствующие слова.

Слайд №5 (0,5мин)

Учитель: О значимости сердца говорит и то, что люди посвятили ему огромное количество стихов, песен, сложили пословица и поговорки. Попробуем вспомнить некоторые из них:

С глаз долой, из…

2. Целеполагание (3 мин)

Слайд №6. (2,5 мин)

Учитель: Ребята, а что вы знаете о своем сердце? Что вы пока не знаете? Что вам хотелось бы узнать о нем? А каким образом мы можем получить эти знания? И самое главное - для чего нам нужны эти знания?

Ученики: дают ответы в ходе беседы

Слайд №7 (0,5 мин)

Цель: Изучить особенности строения и работы сердца человека, чтобы научиться применять эти знания на практике.

Задачи: 1. Ознакомиться с особенностями строения и работы сердца, с новыми понятиями, связанными с ними.

2. Научиться распознавать на рисунке составные части сердца, объяснять его работу, обосновать его значимость для здоровья человека.

3. Создание образовательной напряженности (постановка проблемы).

Слайд №8. ( 2-3 мин)

Учитель: Ребята! А как каждый из вас может ощутить работу своего сердца?

Ученики: дают ответы (положить ладонь в область сердца, по пульсу, используя фонендоскоп и т.д.)

Учитель: А теперь проведем небольшой эксперимент.

Находим пульс на запястье и обращаем внимание на его частоту, силу и ритмичность.

Встаем на одну ногу, и, держась за край парты (только для сохранения равновесия) делаем медленные приседания (кто сколько может).

Находим снова пульс и обращаем внимание на изменения.

Ученики: выполняют указания учителя.

Учитель: Ребята! ПОЧЕМУ МЫШЦЫ НОГИ УТОМЛЯЮТСЯ, А СЕРДЦЕ МОЖЕТ БЕЗОСТАНОВОЧНО РАБОТАТЬ В ТЕЧЕНИЕ ЖИЗНИ?

ПОЧЕМУ ЖЕ СЕРДЦЕ СОКРАЩАЕТСЯ РИТМИЧНО, ПРИЧЕМ ЕГО РИТМ МОЖЕТ МЕНЯТЬСЯ?

Что мы должны сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

Ученики: отвечают, что нужно изучить строение сердца.

Слайд №9 (0,5 мин)

Учитель: Что такое сердце?

Ученики: отвечают на поставленный вопрос.

Слайд №10 (4 мин)

Давайте по рисункам попробуем рассказать о нем.

Ученики: составляют рассказ по рисункам: где расположено, какие слои имеет и др.

Учитель: Дополняет рассказ. Расположено сердце в грудной полости и чуть смещено в левую сторону. По форме сердце напоминает конус. Находится внутри околосердечной сумки (перикарда). Внутренняя поверхность околосердечной сумки выделяет жидкость. При сокращениях сердца наружная оболочка скользит по внутренней поверхности околосердечной сумки. Жидкость внутри перикарда уменьшает трение скользящих поверхностей.

Сердце полый мышечный орган и в нем различают три слоя. Эпикард – наружный слой из соединительной ткани. Эндокард – внутренний слой сердца. Миокард – это сердечная мышца.

А сейчас я предлагаю вам прочитать самостоятельно текст § с. 112, который даст вам более полное представление о строении и работе сердца. (2 мин.)

Слайд №11 (1 мин)

Учитель: несколько слов о клапанах. В сердце и в кровеносных сосудах кровь всегда течет в одном направлении благодаря клапанам. В сердце два вида клапанов - створчатые и полулунные (в виде кармашков, напоминающих полумесяц).

Слайд №12 (4 мин)

Учитель: На ваших столах лежат карточки с заданиями. Из моего рассказа и чтения текста учебника вы получили информацию о строении и работе сердца.

Задание 1. Составьте схему строения сердца с использованием цифр. (Какие части сердца с какими цифрами ассоциируются?)

Задание 2. Что можете сказать о строении сердца по предложенному рисунку?

Задания по строению сердца

Задание №1. Напишите, какие части сердца, с какими цифрами ассоциируются?

Части сердца, связанные с цифрой

Задание №2. По рисунку составьте краткий рассказ о сердце.


Учитель: решению задания помогут вам рисунки.

Слайд №14 (1 мин)

Учитель: А теперь проверим выполнение задания. Выводит в режиме анимации цифры и рисунок.

Задания по строению сердца

Задание №1. Напишите, какие части сердца, с какими цифрами ассоциируются?

Части сердца, связанные с цифрой

Сердце, околосердечная сумка, перегородка

Половинки (правая и левая),

Виды клапанов (створчатые и полулунные)

Оболочки сердца (эпикард, миокард, эндокард)

Клапаны (2 створчатых, 2 полулунных)

Задание №2. По рисунку составьте краткий рассказ о сердце.


Сердце расположено в околосердечной сумке. Правая и левая части отделены перегородкой. В правой части- венозная, в левой части артериальная кровь. В сердце имеется 4 камеры.

Ученики: отвечают учителю по своим записям.

Учитель: А теперь оцените свою работу по 5-балльной шкале. Чем ближе ваши ответы с ответами на слайде, тем выше балл.

Слайд №15 (1 мин)

Учитель: Для закрепления знаний попробуем назвать по рисунку части сердца

Ученики: называют всплывающие в режиме анимации части сердца

Слайд №16 (2,5мин)

Учитель: А теперь, ребята, вернемся к нашему эксперименту.

Постановка проблемы: ПОЧЕМУ СЕРДЦЕ БЕЗОСТАНОВОЧНО МОЖЕТ СОКРАЩАТЬСЯ В ОТЛИЧИЕ ОТ МЫШЦ ТЕЛА?

Ученики: пытаются найти ответ.

Учитель: подводит учеников к решению, задавая вопросы:

1) Любая мышца, в том числе и сердечная, при продолжительной работе утомляется. Чтобы восстановить работоспособность, она что должна делать?

Ученики: предполагаемый ответ - расслабиться и отдохнуть

Учитель: 2) Чтобы узнать, когда сердечная мышца отдыхает, нам что нужно узнать?

Ученики: предполагаемый ответ – как она работает.

Учитель: Правильно. Сердце сокращается с частотой примерно 70-80 ударов в минуту, значит, период от одного сокращения до другого занимает меньше секунды, примерно 0,8 сек. Что за это время успевает происходить в сердце? Найдите ответ на этот вопрос в тексте § с.112-113.

Ученики: работают с учебником.

Учитель: Таким образом, когда отдыхает сердце?

Ученики: Когда наступает общее расслабление.

Учитель: Правильно, ребята. Сердечный цикл – это период от одного сокращения сердца до другого. Его продолжительность – 0,8 сек. Мы нашли ответ на поставленную проблему – почему сердце может безостановочно работать? Всего за 0,4 сек. Сердце успевает восстановить работоспособность.

Слайд №17 (1 мин).

Учитель: Итак, мы выяснили, что сердце сокращается примерно 70 раз в минуту. Давайте подсчитаем, какую работу совершает ваше сердце за время одного урока? (показывает в режиме анимации слайд).

Задача: Сердце сокращается 70 раз в минуту. За одно сокращение сердце перекачивает 200 мл крови. Сколько литров крови перекачивает ваше сердце в течение одного урока?

Ученики: делают вычисления. Решение: 200мл х 70 = 14000 мл (14л) в минуту. 14 х 40 = 560л (больше полутонны).

Слайд №18 (1,5мин)

Учитель: Сердце – уникальный орган. Чтобы убедиться в этом, вначале посмотрим немое кино о сердце лягушки, и вы скажете, в чем необычность увиденного (включает видеоролик в беззвучном режиме). Фильм демонстрирует сердце лягушки, сокращающееся в чашке, вне организма.

Ученики: смотрят фильм

Учитель: Что вас удивило в этом ролике?

Ученики: предполагаемый ответ: сердце сокращается вне тела лягушки.

Учитель: А теперь ознакомьтесь с историческим фактом, который имеет прямую связь с явлением, увиденным только что в фильме.

Однажды Андрей Везалий (врач, основатель научной анатомии) вскрыл труп, чтобы установить причину его смерти. Каков же был ужас его и всех присутствующих, когда после вскрытия грудной клетки трупа они увидели слабо сокращающееся сердце.

Его обвинили в убийстве, хотя человек действительно был мертв, и приговорили к смерти. Потом смертный приговор заменили паломничеством в Палестину, во время которого он умер.

Сейчас бы этот факт никого бы не удивил, потому что известно - сердце может работать автоматически при поступлении в него питательных веществ и кислорода.

Слайд №19 (1 мин.)

Учитель: Автоматизм – это способность сердца ритмично сокращаться под влиянием импульсов, возникающих в самом сердце. Запись термина в тетради.

Ученики: записывают термин.

Слайд №20. (1,5 мин)

Учитель: А теперь, ребята, вернемся к нашему эксперименту, в ходе которого мы убедились, что ритм сокращения сердца может меняться. В каких случаях ваше сердце бьется чаще и сильнее? В каких случаях бьется ровно и спокойно?

Ученики: предполагаемые ответы: во время стресса, страха, при физических нагрузках бьется чаще и сильнее, во время отдыха, покоя – реже и слабее.

Слайд №21. (5 мин)

Учитель: Мы выяснили, что на работу сердца влияют различные факторы. Ребята, перед вами рисунки, которые их отображают. Следующее задание заключается в следующем: По ним сформулируйте и запишите для себя правила, соблюдение которых позволит вам сохранить и укрепить работоспособность вашего сердца. Обратите внимание на % влияния этих факторов на сердце. Можно разработать правила, опираясь на уже имеющиеся у вас знания.

Ученики: формулируют правила.

Слайд № 22. (1 мин)

Учитель: А теперь зачитаем эти правила.

Ученики: по очереди произносят правила.

Учитель: А теперь сравните свои правила с теми рекомендациями, которые разработали ученые-медики, для профилактики сердечных заболеваний:

Избегать стрессов и чрезмерных физических нагрузок.

Вести здоровый образ жизни: отказ от курения и алкоголя, соблюдать режим дня, выполнять регулярно физические упражнения, хорошо высыпаться.

Не допускать ожирения.

Употреблять полезные для сердца продукты, не питаться всухомятку.

Чаще бывать на природе.

Поддерживать хорошее настроение, побольше шутить и смеяться.

Заниматься любимым делом.

Теперь снова оцените свою работу по 5-балльной шкале и передайте мне свои карточки.

Ученики: передают работы учителю

Слайд № 23. (1 мин)

Учитель: Ребята, настало время подвести итоги урока. Для начала я бы хотела, чтобы вы кратко высказали свое мнение о работе на уроке, материале, который мы изучали.

Ответьте одним предложением

Мне было интересно больше всего…

Мне запомнилось больше всего…

Меня удивило больше всего…

Я испытал затруднения, когда…

Я хотел бы еще узнать…

Полученные знания я смогу применить с целью…

Выставление отметок

Слайд № 24. (0,5 мин)


Слайд № 25. (0,5 мин)

Учитель: Запишите пожалуйста домашнее задание

* Изучить §22, рис.53, 54 – выучить строение сердца и основные термины.

Почему сердце стучит? Каковы причины?

Случаи об уникальных операциях на сердце

Необъяснимые факты, связанные с сердцем человека.

3) ***Выполнить письменно задания на стр.114

(обозначены восклицательным знаком)

И в заключение давайте вместе составим синквейн на слово СЕРДЦЕ.

Стих из 5 строчек:

1- существительное (объект)

2-два прилагательных

3- три глагола

4- фраза из нескольких слов (емко и кратко отражает объект)

5- слово –резюме (обобщает, передает отношение, значение)

Учитель: Мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы! Работа каждого из вас заслуживает высокой оценки. Хочется пожелать, чтобы ваши сердца всегда были наполнены добротой и любовью, чутко относились к окружающим, щадили сердца своих близких и конечно свое сердце!

IV. Сердечный цикл.

Сердце – удивительный и надёжный насос, который работает всю жизнь без остановки.

Сердце перекачивает за сутки 10 тонн крови. Суточная работа сердца 170000 = железнодорожный вагон 1 м.

В чём секрет неутомляемости и высокой работоспособности?

Выдвижение гипотез.

Почему не наступает утомление?

Высокий уровень обмена веществ 10% крови по венечной артерии. – ритмичность.

В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат много митохондрий и ткань хорошо снабжается кровью:

масса сердца составляет 0,5% от массы тела, при этом 10% крови, выбрасываемой аортой, идёт в коронарные, или венечные, сосуды, питающие само сердце

Вывод. Высокая работоспособность сердца обусловлена:

Высоким уровнем обменных процессов, происходящих в нём.

Усиленным снабжением его мышц кровью.

Строгим ритмом его деятельности (фазы работы и отдыха каждого отдела строго чередуются).

Развивающая: Развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции сердца.

Воспитательная: Продолжить формирование научно-атеистического мировоззрения: на конкретных примерах научных открытий, успехов медицины.

Ход урока

I. Мотивационный этап (подготовка к активному осознанному восприятию темы).

Раздается звук “сердца” (проекция на компьютере).

Учитель, обращаясь к сердцу, лежащему на столе, читает отрывок стихотворения Э. Межелайтиса “Сердце”.

Что такое сердце?


Камень твердый?
Яблоко с багрово – красной кожей?
Может быть, меж ребер и аортой,
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе, все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.

Много произведений посвящено “сердцу”. Кто знает хоть одно из них?

  • М. Горький – “смелое сердце Данко”.
  • Вильгем Гауф – “Холодное сердце”.

Учащийся – “Горячее сердце и холодное, бескорыстное и жадное, умное и глупое, отзывчивое, доброе и жестокое, смелое, гордое и злое, каменное, чуткое и щедрое, открытое и черствое, глухое, черное сердце и золотое, раненое, разбитое, сердце матери и сердце друга. Какое оно мое сердце?

Вот об этом и пойдет речь на нашем уроке.

Предлагаю провести урок в музее.

Маршрутный лист по экспозиции музея “Кардиология”

Тема занятия: “строение и работа сердца”.

Цель:

  • Знать: строение, механизм, регуляцию работы сердца.
  • Уметь: ориентироваться в понятиях и терминах.
  • Научиться: определять работоспособность сердца.
  • Вспомните правила поведения в музее:
    • передвигаться тихо;
    • разговаривать нельзя;
    • задавать вопросы можно;
    • трогать экспонаты нельзя.
    • Восстановление в памяти изученного материала:
      • кровь;
      • иммунитет;
      • органы кровообращения.

      оформить методическое пособие.

        • Выполнить творческое задание.
        • Презентация методического пособия.

        Чтобы посетить музей необходимо приобрести абонемент, для этого необходимо выполнить задание.

        II. Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

        Задание 1 (индивидуальный опрос)

        1. Кровь, межклеточное вещество и лимфа образуют – … (внутреннюю среду организма).
        2. Жидкая соединительная ткань – … (кровь).
        3. Растворенный в плазме белок, необходимый для свертывания крови, – … (фибриноген).
        4. Плазма крови без фибриногена называется – … (сыворотка крови).
        5. Безъядерные форменные элементы крови, содержащие гемоглобин, – … (эритроциты).
        6. Состояние организма, при котором в крови уменьшается количество эритроцитов либо содержание гемоглобина в них, – … (анемия).
        7. Человек, дающий свою кровь для переливания, – … (донор).
        8. Защитная реакция организма, например, против инфекций – … (воспаление).
        9. Способность организмов защищать себя от болезнетворных микробов и вирусов – … (иммунитет).
        10. Культура ослабленных или убитых микробов, вводимых в организм человека, – … (вакцина).
        11. Вещества, вырабатываемые лимфоцитами при контакте с чужеродным организмом или белком, – … (антитела).
        12. К органам кровообращения относятся – … (сердце и сосуды).
        13. Сосуды, по которым кровь течет от сердца – … (артерии).
        14. Мельчайшие кровеносные сосуды, в которых происходит обмен веществ между кровью и тканями – … (капилляры).
        15. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия – … (большой круг кровообращения).
        1. В одной популярной книге по физиологии образно сказано: “в каждую секунду в красном море миллионы кораблей терпят крушения и опускаются на дно. Но миллионы новых кораблей выходят из гаваней вновь в плавание”. Что подразумевается под “кораблями” и “гаванями”. (Корабли – эритроциты, Гавани – красный костный мозг).
        2. И.П. Павлов сказал: “в организме имеется “чрезвычайная” реакция, при которой организм жертвует какой то частью для спасения целого”. Про что это сказано? (Фагоцитоз).
        3. Известно, что за сутки у человека заменяется около 25000 миллиграмм крови. Сколько крови образуется за 70 лет? (630 кг)

        Каждый получает абонемент и посещает музей.

        • Директор музея – Лапин Олег – проф. кафедры анатомии.
        • Зам директора по информационным технологиям – доктор мед. наук.

        Директор музея: Я рад, что вы заинтересовались экспонатами нашего музея. Наш музей называется “Кардиология”. Кардиология – раздел медицины, изучающий строение, функции и заболевания сердечно-сосудистой системы, а также разрабатывающий методы их диагностики, лечения и профилактики. Образован музей в 2005 году, на базе 8 “а” класса, школы N 5.

        С музеем вас познакомят наши сотрудники:

        Пермякова Оля – доцент кафедры анатомии;

        Винокурова Анастасия – к. б. н.;

        Смердова Маша – аспирант.

        III. Изучение нового материала.

        (Рассказ с элементами беседы).

        Экскурсовод (диктор, показ пульсирующего сердца): Прислушайся. Чтобы ты не делал, спал, ел, бежал всегда раздается приглушенный, ритмичный стук- это бьется твое сердце. Сожми свою руку в кулак, и ты, увидишь какой оно формы и размера. Сердце представляет собой полный комок мышц, который постоянно сокращается и заставляет кровь двигаться по твоему телу.

        Экскурсовод: Сердце расположено в грудной полости за грудиной, от середины сдвинуто несколько влево, масса его около 300 грамм. Сердце – “середина”.

        Оно покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок – околосердечную сумку или перикард.

        Ученик: Хотелось бы знать, какова роль околосердечной сумки?

        Экскурсовод: В околосердечной сумке содержится серозная жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях.

        Стенка сердца имеет три слоя:

        эпикард – наружный серозный слой, покрывает сердце (срастается с перикардом);

        миокард – средний мышечный слой, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей (каждое мышечное волокно содержит 1-2 ядра, множество митохондрий);

        эндокард – внутренний слой (из эпителия).


        Экскурсовод (показывает рисунок): Давайте разберемся, из чего же состоит твое сердце? Условно оно делится перегородкой на две половинки, левую и правую. Левая состоит из левого желудочка и левого предсердия. Между ними находится двухстворчатый клапан. У него только две створки и по-другому он называется митральным. Правая половина сердца состоит из правого желудочка и правого предсердия. Они тоже отделены клапаном, но этот клапан имеет три створки и поэтому называется трехстворчатым. Клапаны открывают и закрывают проход между предсердиями и желудочками, заставляя кровь течь в одном направлении.

        Экскурсовод: Между желудочками и артериями расположены полулунные клапаны, каждый из которых состоит из трех кармашков. Клапан (нем.) “клаппе” – “крышка”. Клапаны сердца и сосудов обеспечивают движение крови строго в одном направлении: по артериям – от сердца, по венам – к сердцу, из предсердий – в желудочки. Артерии – “воздушные жилы”. Предсердие (лат.) – “атриум” – “передний двор”, желудочки – мускульные образования.

        Стенки камер различаются по толщине в зависимости от выполняемой работы. При сокращении стенок предсердия, выполняется небольшая работа – кровь подается в желудочки, поэтому эти стенки относительно тонкие. Правый желудочек проталкивает кровь по малому кругу кровообращения, а левый – выбрасывает кровь в большой круг кровообращения, поэтому его стенки в 2–3 раза толще стенок правового.

        В сердце чрезвычайно интенсивно протекают обменные процессы, так как клетки мышечной ткани содержат множество митохондрий, и ткань хорошо снабжается кровью: масса сердца составляет 0,5% от массы тела при этом 10% крови выбрасываемой аортой, идет коронарные или венечные сосуды, питающие само сердце. Аорта (греч.) – “прямая артерия”.

        Ученик: Что обеспечивает быстрое сокращение камеры сердца?

        Экскурсовод: Мышечные волокна разветвляются и соединяются между собой концами, образуя сложную сеть – это обеспечивает быстрое сокращения камеры как единой структуры.

        Ученик: Как же работает сердце?

        Экскурсовод (показывает бьющееся сердце): Сердце – это неутомимый мотор, который не знает ни выходных, ни праздников, ни каникул, ни дня, ни ночи или времени года, работает, работает и работает, приводя в движение весь твой организм. За день твое сердце сокращается почти сто тысяч раз и перекачивает за час около триста литров крови (показ “сердце – насос”). На один удар сердце затрачивает столько энергии, что ее хватило бы, чтобы поднять груз весом двести грамм на высоту один метр, а за одну минуту сердце могло бы поднять этот груз на высоту почти двадцати этажного дома.

        Экскурсовод: А сейчас рассмотрим работу сердца на примере одного сердечного цикла.

        Сердечный цикл – это последовательность событий, происходящий во время одного сокращения сердца. Длится оно менее 1 секунды.

        Сердечный цикл состоит из трех фаз (см. рис.).

        1. Сокращение предсердий – систола предсердий – длиться около 0,1 сек. При этом желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные закрыты.
        2. Сокращение желудочков – систола желудочков – длиться около 0,3 сек, при этом предсердия расслаблены, створчатые клапаны закрыты. (Сухожильные нити не дают им прогибаться, а крови – затекать в предсердие), кровь устремляется в легочную артерию и аорту.
        3. Полное расслабление сердца – сердечная пауза или диастола, – длиться около 0,4 сек.

        Итак, серия событий, образующих 1 полный цикл прокачивания крови называется сердечным циклом. Он прослушивается как сердцебиение. Воронежские физики и медики Ю.Д. Сафонов и Л.И. Якименко определили, что в течение 1 сердечного цикла клапаны и сердечная мышца участвуют в 40 последовательных движениях.

        Оптимальный режим работы сердца: предсердия работают 0,1 сек., а 0,7 отдыхают. Желудочки работают 0,3 сек., а 0,5 сек. отдыхают.

        Самостоятельная работа (заполнить таблицу “сердечный цикл”).

        2. Сокращение желудочков (систола)

        Створчатые – открыты.
        Полулунные – закрыты.

        Створчатые – закрыты.
        Полулунные – открыты.

        Задача (для экскурсантов). Человеку 80 лет. Определите, сколько лет отдыхали у него желудочки сердца. В среднем частота биения сердца 70 ударов в минуту. (46 лет)

        Ученик: Чем обусловлено высокая работоспособность сердца?

        Ученик: организм предъявляет к сердечно-сосудистой системе меняющиеся требования. Сердце отвечает на это изменением частоты сокращений. Что же влияет на работу сердца?

        Экскурсовод: Вспомним известные нам способы регуляции функций в организме.

        1. Нервная регуляция. ЦНС постоянно контролирует работу сердца посредством нервных импульсом. В продолговатом мозге находится центр кровообращения, оттуда выходит одна пара парасимпатических нервов, уменьшающих частоту и силу сокращений. Сильное возбуждение блуждающего нерва вызывает остановку сердца (опыт Гольца), например, удар по животу может оказаться смертельным; раздражение органов брюшной полости замедляет сердечные сокращения. Из шейного симпатического узла выходят симпатические нервы, учащающие и усиливающие сердечные сокращения. И так сердце имеет двойную иннервацию – парасимпатическую и симпатическую.

        2. Гуморальная регуляция активности сердца обеспечивается веществами, циркулирующими в крови.

        Работу сердца тормозят: ацетилхолин, соли натрия, увеличение рН крови.

        Усиливают работу сердца: адреналин (при остановке сердца его вводят прямо в сердечную мышцу), соли калия, уменьшение рН.

        Изменяют сердечную деятельность гормоны – секреты эндокринных желез: тироксин (щитовидная железа), инсулин (поджелудочная железа), кортикостероидные гормоны (надпочечники), гормоны гипофиза. Нервная и гуморальная регуляция тесно взаимосвязаны и составляют единый механизм регуляции сокращений сердца.

        Ученик: Почему сердце сокращается даже вне организма?

        Экскурсовод: Оно имеет собственный “встроенный” механизм, обеспечивающий сокращение мышечных волокон. Импульсы идут от предсердий к желудочкам. Эту способность сердца ритмично сокращаться без внешних раздражений, под влиянием импульсов, возникающих в нем, называют автоматизмом. Автоматизм обеспечивают особые мышечные клетки. Они иннервируются окончаниями вегетативных нейронов. В этих клетках мембранный потенциал может достигать 90 мВ, что и приводит к генерации волны возбуждения. Изменение этих потенциалов можно зарегистрировать специальной аппаратурой – их запись представляет собой электрокардиограмму.

        Таким образом, сердце сокращается:

        • 70 ударов в минуту;
        • 100 тыс. в сутки;
        • 40 млн. в год;
        • 2,5 млд за всю жизнь.
        • 1 минута – 5.5 литра;
        • в сутки – 8тыс. литров;
        • за 70 лет – 200 млн. литров.

        Ученик: Имеются ли достижения в области кардиологии?

        Экскурсовод: 3.08.1903 г. А.А. Кулябко – оживил сердце ребенка спустя 20 часов после его смерти.

        Читайте также: