Сша как федеративное государство кратко

Обновлено: 06.07.2024

Все штаты — государственные образования, хотя и не обладающие государственным суверенитетом и правом на выход из федерации.* Они равноправны и имеют свои конституции, свое гражданство, свое законодательство и исполнительные органы, собственные системы права и судебные системы и т.д. Штаты обладают широкими полномочиями в области управления образованием, здравоохранением, земле­пользованием, внутренней торговлей, поддержания общественного по­рядка, организации и проведения выборов, определения системы мест­ного самоуправления и др. Во главе штатов стоят избираемые губерна­торы, имеющие достаточно широкие полномочия и руководящие всей исполнительно-распределительной деятельностью органов штатов. Они подписывают законы штатов и имеют право отлагательного вето, являются главнокомандующими национальной гвардией и т.д. Вместе с тем Конституция США (ст.6) устанавливает, что конституции шта­тов должны соответствовать федеральной Конституции и что законы федерации обладают верховенством по отношению к законам штатов. Она достаточно жестко разграничивает исключительные предметы ведения федерации и штатов (см ст.1 разделы 8, 9 и 10). В целом США сравнительно децентрализованная федерация, в которой штаты обла­дают большими правами и сегодня наблюдается дальнейшее расшире­ние их полномочий в осуществлении многих социальных программ при одновременном усилении финансовой зависимости штатов от феде­рального центра.

Все штаты — государственные образования, хотя и не обладающие государственным суверенитетом и правом на выход из федерации. Они равноправны и имеют свои конституции, свое гражданство, свое законодательство и исполнительные органы, собственные системы права и судебные системы и т. д. Штаты обладают широкими полномочиями в области управления образованием, здравоохранением, земле­пользованием, внутренней торговлей, поддержания общественного по­рядка, организации и проведения выборов, определения системы мест­ного самоуправления и др. Во главе штатов стоят избираемые губерна­торы, имеющие достаточно широкие полномочия и руководящие всей исполнительно-распределительной деятельностью органов штатов. Они подписывают законы штатов и имеют право отлагательного вето, являются главнокомандующими национальной гвардией и т. д. Вместе с тем Конституция США (ст. 6) устанавливает, что конституции шта­тов должны соответствовать федеральной Конституции и что законы федерации обладают верховенством по отношению к законам штатов. Она достаточно жестко разграничивает исключительные предметы ведения федерации и штатов.

В целом США сравнительно децентрализованная федерация, в которой штаты обла­дают большими правами и сегодня наблюдается дальнейшее расшире­ние их полномочий в осуществлении многих социальных программ при одновременном усилении финансовой зависимости штатов от феде­рального центра.

Авторы: С. А. Тархов (Общие сведения, Хозяйство: сфера услуг, телекоммуникационные услуги и туризм, транспорт), Н. О. Тельнова (Природа: физико-географический очерк), В. Е. Хаин (Природа: геологическое строение), В. В. Согрин (Исторический очерк), Н. К. Куричев (Хозяйство: промышленность), Л. В. Смирнягин (Население, Хозяйство: сельское хозяйство, сфера услуг, внешняя торговля), В. Д. Нестёркин (Вооружённые силы), В. С. Нечаев (Здравоохранение), В. И. Линдер (Спорт), Л. Б. Макеева (Философия), О. Е. Осовский (Литература), В. А. Крючкова (Архитектура и изобразительное искусство: изобразительное искусство 20 в.), Е. Я. Суриц, Л. Гучмазова. (Балет и танец), Ю. А. Клейман (Театр), Г. В. Краснова (Кино) Авторы: С. А. Тархов (Общие сведения, Хозяйство: сфера услуг, телекоммуникационные услуги и туризм, транспорт), Н. О. Тельнова (Природа: физико-географический очерк); >>

Государственное устройство современных США, как и 200 лет назад основывается на Конституции 1787 г. Как показала история, сформировавшийся в США принцип федерализма и разделения властей оказался очень устойчивым, что доказывает хотя бы тот факт, до в стране никогда не было даже попытки государственного переворота.

Во многом заслуга в обеспечении стабильности государственной системы США принадлежит Конституции. Первоначальный текст Конституции регулировал преимущественно вопросы организации государственной власти США:

• устройство, полномочия, порядок выборов Конгресса США;

• статус, полномочия президента и порядок его избрания;

• структура, порядок формирования и полномочия Верховного суда;

• вопросы организации федерации.

Несмотря на то, что Конституция США состоит всего из семи статей, ее статьи объемнее статей современных конституций и в действительности являются разделами.

Федеративное устройство. США – федеративное государство. Составные части федерации – штаты (англ. state – государство) - обладают признаками государства, поскольку имеют свою конституцию, законы, собственную судебную систему во главе с верховным судом штата, гражданство штата, органы госвласти, символику.

Однако штаты не имеют права выходить из состава федерации, вводить внутреннюю таможню, вводить на своей территории собственную валюту, самостоятельно вести международную политику, иметь свои вооруженные силы (кроме небольшой национальной гвардии, которая ранее называлась милицией).

Штаты имеют свою символику, а также девиз, флаг, гимн штата и печать. Каждый штат США не только не похож друг на друга, но и специально старается отличаться от других штатов во всех отношениях.

В настоящее время в состав США входит 50 штатов, федеральный округ Колумбия (столица США г. Вашингтон), два свободно присоединившихся государства (обладают ограниченным суверенитетом, не избирают своих депутатов в Конгресс, но имеют с США общую экономику и валюту) – Пуэрто-Рико и Гуам, зависимые территории (Восточное Самоа и др. острова Тихого океана). Но федерацию образуют 50 штатов и федеральный округ Колумбия, а 2 свободно присоединившихся государства и зависимые территории находятся с США в конфедеративных отношениях.

Каждый штат имеет свое законодательное собрание, которое может именоваться легислатура (в 27 штатах); Генеральная Ассамблея (в 19 штатах); Законодательная Ассамблея (в 2 штатах - Северная Дакота и Орегон); Генеральный Суд (в 2 штатах -(Массачусетс и Нью-Гемпшир). Во всех штатах (кроме Небраски) законодательное собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Палаты представителей штата и Сената штата.

Исполнительную власть осуществляет избираемый населением губернатор. Срок полномочий легислатуры и губернатора штата обычно 2 или 4 года. Органы исполнительной власти в штатах не подконтрольны общегосударственным ведомствам.

Американцы, в основном, живут интересами своего города, избирательного округа и своего штата, их мало интересует деятельность федеральных структур, положение всего государства и внешняя политика, т.е. зарубежный мир. Их почти не волнует вопрос о том, кто завтра станет президентом США, т.к. в повседневной жизни граждан ничего не изменится.

В каждом штате имеется система местного самоуправления. Наиболее распространенные муниципальные единицы, на которые делится штат, – графства и города. Местное самоуправление обычно осуществляется по одной из трех схем:

• управляющим (его нанимает муниципальный совет);

• мэром (муниципальным главой) совместно с муниципальным советом;

• специальной комиссией, избираемой жителями.

Президент США.Высшее должностное лицо страны, глава исполнительной власти в США – президент, который обладает следующими полномочиями:

• назначает министров с последующим их утверждением Сенатом;

• непосредственно руководит работой кабинета министров, ответственным исключительно перед президентом (Конгресс не может вынести вотум недоверия кабинету министров);

• в любой момент может освободить любого министра от должности;

• самостоятельно назначает (и освобождает) многочисленных чиновников на федеральном уровне, кроме тех, которых утверждает Сенат;

• назначает послов в зарубежных государствах с последующим их утверждением Сенатом;

• является главнокомандующим вооруженными силами страны (может в любой момент самостоятельно принять решение об использовании вооруженных сил);

• осуществляет руководство внешней политикой, подписывает международные договоры и исполнительские соглашения, не требующие ратификации Сенатом;

• осуществляет руководство внутренней политикой, издает указы и административные указы (приказы);

• назначает членов Верховного суда с последующим их утверждением Сенатом;

• обращается с посланиями к стране.

Важнейшее полномочие президента в сфере законодательного процесса – право вето. Президент вправе в 10-дневный срок наложить вето на любой законопроект, принятый Конгрессом. Вето может быть преодолено 2/3 голосов депутатов каждой из палат Конгресса. В условиях США, где партия, имеющая в палате незначительное большинство, а мнения партий по законопроектам часто противоположные, преодолеть вето президента трудно.

Обычно вето президента преодолевается примерно в 10% случаев. Это означает, что президент может самолично (наложив вето) фактически отменять законопроекты, принятые Конгрессом.

Президентом США может быть избран гражданин США по рождению, достигший 35 лет, обладающий избирательным правом, проживший в стране не менее 14 лет.

В одной паре с президентом избирается вице-президент. Он должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты. Вице-президент председательствует в Сенате, помогает президенту в его деятельности, в случае смерти или отставки президента автоматически становится президентом до окончания текущего 4-летнего срока. Если освободился пост вице-президента, то нового вице-президента назначает президент, после чего его должны утвердить обе палаты Конгресса большинством голосов.

Выборы президента США проходят в фиксированный день – первый вторник после первого понедельника ноября високосного года (в первый вторник ноября, кроме 1 ноября), а вступление в должность – 20 января следующего года.

Президент США избирается на 4 года путем двухступенчатых косвенных выборов. В президентских выборах, и в выборах в конгресс принимает участие, как правило, немногим более половины всего самодеятельного населения США. Формируется особый орган – Коллегия выборщиков, избирающая президента. Число выборщиков Коллегии равно количеству конгрессменов (представителей) и сенаторов (каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и представителей), но сами члены Конгресса не могут стать выборщиками. Число выборщиков от каждого штата различно – от 3 (Аляска) до 55 (Калифорния).

Каждая партия в каждом штате выдвигает единый список выборщиков. Голосование проводится за список в целом. Если партия набирает относительное большинство голосов избирателей в рамках одного штата, в Коллегию выборщиков избирается весь ее список (т.е. победившая в штате партия получает все голоса выборщиков от данного штата). Например, партия, за которую проголосовал 51% избирателей Калифорнии, получает все 55 голосов (с выборов 2004 г.) выборщиков от Калифорнии, а партия, набравшая 49% голосов избирателей этого штата, не получает ничего.

Система косвенных выборов президента США достаточно сложна, запутанна и может исказить волю народа. В качестве примера можно привести выборы 1992 г., когда Б. Клинтон набрал 43 млн. голосов избирателей, но получил 75% голосов выборщиков; Д. Буш – 37 млн. и 25% соответственно; Р. Перо – 19 млн. и 0%. Ну и конечно выборы 2000 г., когда была поставлена под сомнение сама система президентских выборов в существующем виде.

В 1971 г. XXVI поправка, снизившая возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет.

В 1968 г. президент Линдон Джонсон предлагал отказаться от косвенных выборов через штаты и ввести классическую систему прямых выборов президента, как в большинстве стран мира. Однако для принятия такого решения необходимо менять Конституцию США, для чего требуется ратификация поправки 3/4 штатов. Предложение вызвало резкое сопротивление средних и мелких штатов (их большинство – около 40), для которых нынешняя система – возможность штата решить судьбу выборов. Кроме того, кандидаты в президенты по новой системе вряд ли будут уделять внимание мелким штатам и бороться за голоса в них. Позиция штатов, скорее всего, не изменится по этому вопросу в ближайшее время, значит, США еще долгое время будут избирать президента по такой архаичной системе.

За все годы существования США судом импичмента были осуждены только четверо судей. К суду импичмента привлекались 3 президента США: в 1868 г. - Э. Джонсон; в 1974 г. – Р. Никсон; в 1999 г. - Б. Клинтон, но ни один из них не был смещен с должности в порядке импичмента. В 1974 г. со своего поста добровольно, чтобы избежать импичмента, ушел президент Р. Никсон.

Законодательная власть. Высший орган законодательной власти страны - Конгресс США, состоящий из двух палат Палаты представителей и Сената.

Палата представителей состоит из 435 депутатов, именуемых конгрессменами, представляющих интересы народа в целом и избирающихся от примерно равных по числу избирателей округов. Срок полномочий конгрессменов – 2 года. Выборы в Палату представителей проходят в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года.

Члены Палаты представителей избираются по мажоритарной системе относительного большинства без требования кворума. Каждый штат избирает число представителей, пропорциональное численности населения штата, с учетом того, чтобы 1 представитель избирался примерно от равного числа избирателей, а каждый штат имел в Конгрессе как минимум 1 представителя. Выборы проходят в одномандатных округах. Палата представителей не может быть досрочно распущена. Членом Палаты представителей может быть избран гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 7 лет, достигший 25 лет, постоянно проживающий в штате, на территории которого находится избирательный округ.

Сенат представляет интересы штатов. Сто сенаторов избираются по два от каждого штата на 6 лет. Каждые 2 года проходят выборы 1/3 сенаторов. Как и Палата представителей, Сенат избирается по мажоритарной системе относительного большинства. Сенатором США может быть избран гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 9 лет, достигший 30 лет, постоянно проживающий на территории штата, от которого он баллотируется.

Любой штат через Сенат имеют прямое отношение к общегосударственным делам, к внутренней и внешней политике страны, так как Сенат имеет два важных специальных полномочия: утверждает все президентские назначения на федеральные посты и ратифицирует международные договоры, заключенные президентом.

Основное полномочие Конгресса США (обеих его палат) – принятие законов.

Сенат участвует также в назначении министров, судей Верховного суда; федеральных судей, принимает окончательное решение по вопросу импичмента.

Палата представителей избирает своего председателя – спикера (третье должностное лицо в стране). Если освободившийся президентский пост не может занять вице-президент, президентом США становится спикер.

Председателем Сената по должности является вице-президент США. Фактически, в связи с тем, что вице-президент часто бывает занят, в Сенате председательствует Временный председатель Сената. Им избирается самый старый сенатор от партии большинства. Палата представителей и Сенат создают комитеты и комиссии.

Партийная система. Определяющую роль при выборах Конгресса, президента США, губернаторов и иных должностных лиц играют политические партии.

В США исторически сложилась двухпартийная система, в результате чего на выборах всех уровней соперничают кандидаты от двух партий - демократической и республиканской.

В прошлом демократическая партия, основанная в 1828 г., представляла интересы рабовладельческого Юга, а республиканская, основанная в 1854 г., – интересы промышленного Севера. После отмены рабства в 1865 г. различия между партиями стали минимальными.

В настоящее время республиканская партия имеет сильные позиции на северо-востоке страны; ее поддерживают, как правило, средние и обеспеченные слои населения, преимущественно белые избиратели. У демократической партии сильные позиции на Юге, часто ее избирателями являются бедные слои населения, а также чернокожие и испаноязычные.

Партии не имеют фиксированного членства, членских билетов, но имеют разветвленный партийный аппарат в каждом штате и в столице. Деятельность партий и их партийных аппаратов мобилизуется по мере приближения выборов. Практически невозможно стать членом Палаты представителей, сенатором, губернатором штата, президентом США без поддержки партии (т.е. не будучи ее кандидатом) и ее организационных структур (аппарата).

Нередко партии в США именуют избирательными машинами. Все выборы в США проходят две стадии:

• праймериз (первичные выборы);

Во время праймериз идет борьба внутри каждой партии за право стать ее официальным кандидатом (в Конгресс по округу, в губернаторы, президенты). Окончательно вопрос о кандидате решают рядовые члены партии путем голосования (в округе, штате, масштабе страны).

Когда от каждой партии определяется единственный кандидат на выборную должность, начинается второй этап. На всех выборных должностях, включая президента США, республиканцы и демократы периодически сменяют друг друга. В то же время, поскольку цели партий схожи, государственный курс в целом остается тем же.

Судебная власть. Отличие судебной системы США в том, что в стране существует параллельно 50 судебных систем (отдельно в каждом штате) и федеральная судебная система.

Во главе судебной системы каждого штата находится верховный суд штата.

Каждый штат самостоятельно устанавливает свою судебную систему, порядок наделения полномочиями судей (они избираются населением, либо легислатурой, либо иными должностными лицами), свою систему наказаний (одно и то же деяние может быть преступлением в одном штате и не быть таковым в другом. За сходное преступление один штат может установить более жесткое наказание, другой - более мягкое). Но законы штатов не могут противоречить общефедеральному закону.

Одновременно действует федеральная судебная система, в структуру которой входят окружные суды (94), апелляционные (12), Верховный суд США.

В каждом штате в зависимости от количества населения действует несколько окружных судов. Территория судебного округа не совпадает с территорией штата. Территория одного апелляционного суда охватывает территорию 3-5 штатов.

Высшая судебная инстанция США - Верховный суд США, состоящий из 9 судей (назначаются пожизненно президентом США с согласия Сената).

Важная особенность судов США в том, что они правомочны осуществлять и осуществляют конституционный контроль.

Читайте также: