Средства театрализованной деятельности в доу

Обновлено: 04.07.2024

Вся жизнь детей насыщена игрой. Каждый ребенок хочет сыграть свою роль. Научить ребенка играть, брать на себя роль и действовать, вместе с тем помогая ему приобретать жизненный опыт, – все это помогает осуществить театр.

Театр – это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, смелость, дружба и т.д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.

Цель: Организовать реализацию данных задач, через все виды детской деятельности, направленных на формирование в детях творческого начала и личности ребенка.

  1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений, интонации и т.д.).
  2. Приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами, с разными видами кукольных театров).
  3. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе (музыкальные занятия, физкультурные досуги, экскурсии и т.д.).
  4. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей старших групп перед младшими).
  5. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека.

Проектирование предметно-развивающей среды:

  1. Учитывать индивидуальные социально – психологические особенности ребенка.
  2. Особенности его эмоционально – личностного развития.
  3. Интересы, склонности, предпочтения и потребности.
  4. Любознательность, исследовательский интерес, творческие способности.
  5. Возрастные и полоролевые особенности.
Тема занятия
Форма
Цель Месяц Дополнения
1. Беседа – диалог: “Мы идем в театр”

2. Игра: “Попробуем измениться”

1. Развивать способность понимать собеседника.
2. Продолжать знакомить детей с понятиями “мимика”, “жест”.

2. “Словесное комментирование”


3. Кукольный спектакль: “Непослушная Маша”

1. Учить доводить до детей замысел сказки.
2. Активизировать в речи детей фразеологизмы (душа в пятки ушла, задирать нос).

1. Создать эмоционально благоприятную атмосферу в детском саду.
2. Продолжать учить видеть детей в сказке добро и зло, переживать вместе с героями.
3. Активизировать в речи детей образные выражения.

Чтение сказки “Зайка – зазнайка”

Педагоги,
музыкальный руководитель

2. Пантомимы: “Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”

1. Учить детей представлять собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа.
2. Учить передавать ритмизацией движения героя.

Педагоги, родители, дети


2. Драматизация
сказки: “Теремок”


3. Изготовление масок и костюмов по сказке: “Рукавичка”

1. Учить детей узнавать героев по характерным признакам.
2. Совершенствовать умение детей передавать образы героев сказки.
3. Формировать дружеские взаимоотношения.

1. Привлечь родителей и детей к изготовлению атрибутов, масок к сказке.
2. Развивать творчество, фантазию, выдумку.
3. Воспитывать уважение к старшим.

Театральная зона, костюмы, маски

2. Оформление фотоальбома:
“Наш театр”

1. Развивать у детей интерес к сценическому мастерству.
2. Активизировать познавательный интерес к театру.
3. Воспитывать у детей “зрительскую культуру”.
4. Активизировать словарь детей: сцена, занавес, спектакль, аплодисменты, сценарист, дублер и т.д.

2. Чайнворды,
головоломки по теме: “Театр”

3. Просмотр видеокассеты по сказке: “Двенадцать месяцев”

4. Рисование по сказке “Двенадцать месяцев”.
Оформление творческой выставки

1. Занятие: “Веселые стихи читаем и слово-рифму добавляем”

2. Упражнения на ритмизацию: “Движения героев сказки”

1. Продолжать учить детей разгадывать головоломки на тему о театре, театральных жанрах, средствах художественной выразительности на определенную букву: р, к, а.
2. Развивать стимул для активного общения между педагогами и детьми.

1. Помочь детям понять и осмыслить смысл сказки, настроение ее героев.
2. Продолжать учить детей логично и полно отвечать на вопросы по содержанию сказки, используя в речи сложноподчиненные предложения.
3. Совершенствовать умение детей давать характеристику персонажам сказки.

1. Упражнять детей в создании сюжета по данному произведению, в передачи взаимосвязи между создаваемыми образами.
2. Развивать фантазию, творчество.

1. Создать положительный эмоциональный настрой.
2.Упражнять детей в подборе рифм к словам.
3. Закрепить понятие “рифма”.
4. Поощрять совместное стихосложение.

1. Продолжать учить детей передавать ритмизацией движения героев сказок.
2. Побуждать к выразительной передаче в мимике и движениях эмоционального состояния.

В дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи.

Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.

В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, получает удовлетворение от деятельности, что способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала. Ребенок имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.

• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;

• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;

•обогащать и активизировать словарь;

•развивать диалогическую и монологическую речь;

• воспитывать гуманные чувства у детей.

Структура технологии :

Часть 1. Вводная

Цель вводной части – установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу.

Основные виды работы – чтение сказок, рассказов, стихов, экскурсии в театр, просмотр спектаклей в дошкольном учреждении и беседа по увиденному, просмотр иллюстраций, видеоматериалов.

Часть 2. Продуктивная

В нее входит художественное слово, объяснение материала, рассматривание иллюстраций, рассказ воспитателя и музыкального руководителя, направленный на активизацию творческих способностей детей.

Элементы театрализованной деятельности : сказкотерапия с элементами импровизации, разыгрывание этюдов, стихотворений, потешек, сказок, небольших рассказов с использованием мимики и пантомимики.

А так же игры на развитие воображения, внимание, памяти, восприятия, мышления, этюды на выражение основных эмоций.

Часть 3. Завершающая

Цель театрализованной деятельности – получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А так же получение ребенком положительных эмоций.

Технология организации театрализованной деятельности в ДОУ

Игра, как основной вид деятельности в дошкольном возрасте, интересна ребенку, а в сочетании с театрализованной деятельностью она позволяет решать множество педагогических задач. Озвучивая определенный персонаж, дети передают голосом его настроение, а значит, обучаются интонационной выразительности. Также они учатся правильной постановке пауз, грамотной постановке логического ударения, учатся произносить фразу в определенном темпе. В ходе инсценировок дети стараются координировать свою речь и дыхание.

Показывая движение персонажа и одновременно озвучивая его, ребенок обучается координации речи с движением.

Проговаривая реплики своего персонажа, ребенок должен быть внимательным к речи других детей. Таким образом, развивается слуховое внимание и уважение к собеседнику, способность выслушать другого, что очень важно в процессе коммуникации. Театрализованная деятельность позволяет автоматизировать звуки, поставленные и закрепленные на более простом материале ранее. По этому принципу распределяют роли между детьми.

Содержание текстов возможно соотносить с лексической темой. Причем язык сказки ритмичен, слова зарифмованы, героям даются определения – это также позволяет обогатить словарь и лучше понять содержание сказки. С развитием речи у ребенка начинает развиваться мышление.

Ребенок учится прослеживать по сюжету начало, середину и окончание процесса.

Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности детей является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная деятельность помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в диалог и раскрываются.

Принципы формирования творческой деятельности :

- гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми);

- интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности);

- творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Основные специфические методы работы :

- метод моделирования ситуаций;

- метод творческой беседы;

Необходимо отметить, что общими методами руководства театрализованной игрой являются прямые способы действия (воспитатель сам показывает способы действия) и косвенные приемы (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

Основные требования к организации театрализованных игр

- Содержательность и разнообразие тематики.

- Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы педагогического процесса.

- Максимальная активность детей на этапах и подготовки, и проведения игр.

- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.

- Последовательность и усложнение содержания тем и сюжетов, избранных для игр, соответствуют возрасту и умениям детей.

Театрализованная деятельность по возрастным группам

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью.

В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц.

В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. Воспитатель учит их самостоятельно находить способы образной выразительности.

В подготовительной группе игра-драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить.

На что направлена театрализованная деятельность?

- На развитие у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

- На развитие мышления, воображения, внимания, памяти;

- На развитие фантазии;

- На формирование волевых качеств;

- На развитие многих навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т. д.)

Влияние театрализованной игры на развитие речи ребенка

Театрализованная игра :

- Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса;

- Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства (динамику, темп, интонацию и др.);

- Совершенствует артикуляционный аппарат;

- Формируется диалогическая, эмоционально насыщенная, выразительная речь.

Театрализованные игры (классификация Л. В. Артемовой) :

- Настольный театр.

- Теневой театр.

- Театр на фланелеграфе

- Игры-драматизации с пальчиками.

- Игры-драматизации с куклами бибабо.

- Инсценировки и спектакли.

Речь ребенка и различные виды театра :

Пальчиковый театр

*Способствует развитию речи, внимания, памяти;

*формирует пространственные представления;

*развивает ловкость, точность, выразительность, координацию движений;

* повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.

Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития

Театр картинок и фланелеграф

- Развивают творческие способности;

- Содействуют эстетическому воспитанию;

- Развивают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Вязаный театр

- Развивает моторно-двигательную, зрительную, слуховую координацию;

- Формирует творческие способности, артистизм;

- Обогащает пассивный и активный словарь.

Конусный, настольный театр

- Помогает учить детей координировать движения рук и глаз;

- Сопровождать движения пальцев речью;

- Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр-топотушки

- Помогает расширять словарный запас, подключая слуховое и тактильное восприятие;

- Знакомит с народным творчеством;

- Обучает навыкам общения, игры, счета.

Театр на перчатке

- Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие: помогает бороться с нарушениями речи, неврозами;

- Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.

Театр кукол Би-ба-бо

Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Самый разговорный вид театрализованной деятельности.

- Целостное воздействие на личность ребенка: его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов;

- Способствует самопознанию и самовыражению личности;

- Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и речи, как игра-драматизация

Занимаясь с детьми театром, мы ставим перед собой цель – сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества. Мы стремимся к тому, чтобы навыки, полученные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализованной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.

Организация уголка театрализованной деятельности

В уголке располагаются:

• различные виды театров (бибабо, настольный, теневой, пальчиковый, театр на фланелеграфе и др.);

• реквизит для разыгрывания сценок и спектаклей (набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски);

Назначение театрального уголка — обеспечить условия для полноценной работы, связанной с театрализацией. Но в каждой возрастной группе есть свой определённый круг задач, для решения которых можно использовать тот или иной вид театра.

1. Первая младшая группа. Дети знакомятся с пальчиковым театром, в котором куклы создаются (шьются из ткани или фетра, делаются из бумаги, лепятся из полимерной глины и т. д.) для каждого пальца и по желанию украшаются пуговицами, нитками, тесьмой и кружевом. Задача — научиться управлять движениями собственных пальчиков.

2. Вторая младшая. Малыши учатся работать с куклами на столе или перчаточными игрушками. Персонажи настольного театра изготавливаются из бумажных конусов, цилиндров, или представляют собой тканевые куклы-перчатки — бибабо. Задача — тренировать координацию, мелкую моторику.

3. Средняя группа. Кроме тренировки уже полученных навыков, ребята учатся работать с театром ложек, в котором персонажи делаются на основе пластиковой посуды, знакомятся с театральной ширмой (работающей как занавес или/и декорация-фон, куклой на деревянном стержне — гапите, а также осваивают азы кукловождения. Задача — согласовывать движения с сюжетом повествования, работать над развитием координации, мелкой моторикой.

4. Старшая группа. Ребята знакомятся с куклами-марионетками. Они приводятся в движение с помощью крестовины — держателя ниток, на которые подвешена игрушка. Задача — освоение тонкостей интонации голоса, передающих разные эмоции.

5. Подготовительная группа. Работа в качестве актёра костюмированного театра, где ребёнку необходимо полностью перевоплотиться в своего героя, повторяя его движения, манеру поведения, голос и прочее. В некоторых дошкольных образовательных учреждениях, которые располагают подобным реквизитом, малыши также имеют возможность работать с напольными и платковыми куклами.

Однако такое разделение всё -таки весьма условно: элементы костюмированной постановки можно включить в сценарий праздника для средней группы, а перчаточных кукол использовать для организационной части какого-либо занятия со старшими дошкольниками. Педагог должен ориентироваться на реальную ситуацию и свой опыт.

Содержание уголков для разных возрастов по видам театрализации

Наполнение театрального уголка должно быть понятно детям, то есть они должны уметь взаимодействовать с куклами, манипулировать ими.

Для младшего возраста:

• пальчиковый театр (этюды на руках);

• настольный театр (различные виды);

• театр мягкой игрушки (этюды с предметами);

• театр вязаной игрушки (этюды с предметами);

• театр игрушки из конуса (этюды с предметами).

Для среднего возраста:

• пальчиковый театр (этюды на руках);

• настольный театр (различные виды);

• кукла на гапите, на резинке (работа с предметами на стержне или на нитках);

• куклы перчатки (пластические этюды на руках).

Для старшей группы:

• пальчиковый театр (этюды на руках);

• куклы перчатки (пластические этюды на руках);

• куклы-марионетки (постановка этюдов-импровизаций).

Для подготовительной группы:

• пальчиковый театр (этюды на руках);

• куклы-перевертыши (игры-перевоплощения);

• куклы перчатки-варежки (пластические этюды на руках);

• куклы-марионетки (постановка этюдов);

• ростовые куклы (музыкально-пластические этюды);

• тростевые куклы (постановка этюдов, сказок).

Центр театрализованной деятельности в детском саду

Центр театрализованной деятельности в детском саду Представляю вашему вниманию, Центр театрализованной деятельности в детском саду. Театрализованная деятельность в детском саду – это прекрасная.

Фотоотчет о театрализованной деятельности в детском саду

Фотоотчет о театрализованной деятельности в детском саду Главной целью нашей работы является создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, психологической защищенности и самореализации.

Использование персонажей из мультиков в театрализованной деятельности в детском саду

Использование персонажей из мультиков в театрализованной деятельности в детском саду .

Шапочки овощей для театрализованной деятельности в детском саду

Шапочки овощей для театрализованной деятельности в детском саду Отпуска подходят к концу, и уже за окном август. Еще чуть-чуть и осень заглянит в оконце. И начнется новый учебный год, а вместе с ним.

Шапочки животных для сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в детском саду. Часть 2

Шапочки животных для сюжетно-ролевых игр и театрализованной деятельности в детском саду. Часть 2 Здравствуйте, дорогие коллеги! Сегодня я бы хотела бы поделится идеей шапочек для театрального уголка. Я уже выставляла шапочки овощей.

Технология организации труда в детском саду

Технология организации труда в детском саду Технология организации труда в природе чаще всего включает пять этапов: 1. Теоретическое осмысление работы. Воспитатель разъ­ясняет содержание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Средства организации театральной деятельности

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимание, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. Поэтому, наряду со словесным творчеством драматизация или театральная постановка, представляет самый частый и распространенный вид детского творчества.

Это объясняется двумя основными моментами: в - первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личным переживанием.

Театрализованная деятельность это форма изживания впечатлений жизни лежит глубоко в природе детей и находит свое выражение стихийно, независимо от желания взрослых.

В драматической форме осуществляется целостный круг воображения, в котором образ, созданный из элементов действительности, воплощает и реализует снова в действительность, хотя бы и условную. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации, которое заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.

Другой причиной близости драматической формы для ребенка является связь всякой драматизации с игрой. Драматизация ближе, чем всякий другой вид творчества, непосредственно связана с игрой, этим корнем всякого детского творчества, и поэтому наиболее синкретична, т. е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества .

В этом и заключается наибольшая ценность детской театрализованной деятельности и дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям. Изготовление бутафории, декораций, костюмов дает повод для изобразительного и технического творчества детей. Дети рисуют, лепят, шьют, и все эти занятия приобретают смысл и цель как часть общего, волнующего детей замысла. И, наконец, сама игра, состоящая в представлении действующих лиц, завершает всю эту работу и дает ей полное и окончательное выражение

Театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических знаний физического совершенства.

Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональности театрализованной деятельности дают возможность использовать их в целях всестороннего развития личности и развитие творческих способностей .

Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Это способствует развитие творческих способностей проявляются в том, что дошкольники объединяют в игре разные события, вводят новые, недавние, которые произвели на них впечатления, иногда включают в изображение реальной жизни эпизоды из сказок.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики.

Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших .

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия. Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Тематика и содержание театрализованной деятельности, как правило, имеют нравственную направленность, которая заключена в каждой сказке . Ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимся образом, перевоплощается в него, живет его жизнью это самый частый и распространённый вид театрализованной деятельности как развитие детского творчества. Поскольку положительные качества поощряются, а отрицательные осуждаются, то дети в большинстве случаев хотят подрожать добрым, честным персонажам. А одобрение взрослым достойных поступков создаёт уних удовлетворение, которое служит стимулом к дальнейшему контролю за своим поведением. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей.

Эстетическое влияние на детей оказывает выполненное со вкусом оформление спектакля. Активное участие ребят в подготовке атрибутов, декораций развивает вкус, воспитывает чувство прекрасного. Эстетическое влияние театрализованных игр может быть более глубоким: восхищение прекрасным и отвращение к негативному вызывают нравственно-эстетические переживания, которые, в свою очередь, создают соответствующее настроение, эмоциональный подъем, повышают жизненный тонус ребят.


Сегодня перед педагогом поставлена задача совершенствования традиционных методов дошкольного воспитания детей и поиска новых подходов к организации образовательного процесса. Формирование коммуникативной компетентности у будущих школьников, их подготовка к обучению в рамках ФГОС общего образования является одной из задач образовательного учреждения.

Основным направлением становления и развития коммуникативной компетентности детей является театрально-игровая деятельность в детском саду. Именно она позволяет развить у ребёнка выразительность речи, повысить уровень его интеллектуальной культуры, воспитать эстетически развитую личность, привить любовь к родной культуре, помочь каждому почувствовать уверенность к себе, выработать у ребёнка эмоциональную отзывчивость, и при этом имеет ярко выраженный оздоровительный характер. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Мышление дошкольников более свободно, чем мышление более взрослых детей. Оно более независимо. И это качество необходимо развивать.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Поэтому задача приобщения детей к театрализованной деятельности становится актуальной для педагогов дошкольных учреждений.

Цель и задачи
Цель педагогической деятельности - развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Задачи:
• развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;
• развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления;
• совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творческие способности дошкольников;
• обогащать и активизировать словарь;
• развивать диалогическую и монологическую речь;
• воспитывать гуманные чувства у детей.
Методы и приёмы организации театрализованной деятельности
Принципы проведения театрализованной деятельности:
- наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения);

- доступность – театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

- проблемность – направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

- развивающий и воспитательный характер обучения – направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Методы работы по организации игр – драматизаций:
• метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

• метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

• метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правила драматизации:

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка – см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

Виды драматизации:
• игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
• ролевые диалоги на основе текста;
• инсценировки произведений;
• постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
• игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
Методы работы:
• метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

• метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

• метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

В качестве результатов работы по организации театрализованной деятельности детей в ДОУ можно назвать следующие: дети становятся более эмоциональными, более мобильными; учатся понимать искусство и высказывать свои впечатления, открыто и честно. Ребенок умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческой личностью.

Читайте также: