Сравнительный анализ стихотворений незнакомка и в ресторане блок кратко

Обновлено: 06.07.2024

1. Каким является фон, на котором происходит действие?
2. Как меняется Он и Она в стихотворении "В ресторане"?
3. Какова символика красок в этом стихотворении?
4. В какой части стихотворения действие как будто переносится в мир" Незнакомки"?
5. Зачем этот приём использует Блок?
6. Как последняя строфа заставляет нас почувствовать, что поэт не может спасти Любовь от унижения и пошлости?
7. Какие препятствия приходится преодолеть героям этой драмы?

неужели трудно в инете открыть 2 стихотворения и прочитать их?
ВЫБИРАЙ САМА
Сравнительный анализ стихотворений А. А. Блока В ресторане и Незнакомка

Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью
свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о
возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к
восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то
теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, -
незнакомкой, продажной женщиной.
Рассмотрим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Незнакомка и В
ресторане .
В стихотворении Незнакомка лирический герой встречает свою возлюбленную в
ресторане, она является ему в пьяных мечтах, ее образ приобрел реальные черты
(кольца, вуаль). Впервые он встречает женщину в новом для него обличье. Его не
радует мир, в котором она появилась: пыль переулочная, испытанные остряки ,
среди канав . И даже луна уже не романтический символ, и лишь бессмысленно
кривится диск . Лишь с помощью вина лирический герй пытается примириться с
действительностью, хотя давно разочаровался в своих мечтах и потерял смысл
жизни. Но образ незнакомки еще не совсем потерял таинственность. Даже ее
реальные черты ( девичий стан, рука в кольцах ) не контрастируют резко с ее
туманным, расплывчатым образом ( дыша духами и туманами, она садится у окна ).
Под траурными перьями, за темной вуалью не видно ее лица.
Множество загадок, которые надо раскрыть, пронизывают стихотворение. Что такое
берег очарованный и очарованная даль? Нет прямого ответа, так символ этот
многозначен. Я думаю, что это своеобразная грань между реальным миром и
ирреальным, между пошлостью и прекрасным, духовностью и бездуховностью, добром
и злом.
Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях:
лексики: высокий стиль ( стан, очи ) с низким ( кривится, торчат, пьяницы
с глазами кроликов ); звуковой организации (в начале сочетания согласных
пвчрм, ндрстм и т. д., а потом аллитерация на л, м, н ( Иль это только
снится мне? )
Дисгармония первой части противостоит гармонии второй.
И лишь размер четырехстопный ямб остается все тем же, придает размеренность
и одновременно динамичность.
Лирический герой одинок ( И каждый вечер друг единственный//В моем стакане
отражен+ )
Мир, построенный на его фантазиях и переменившийся с появлением Незнакомки,
рожден лишь пьяными мечтами о прекрасном.
Но путь, по которому движется идеал красоты у Блока, подходит к концу. Путь был
непростым: из заоблачных высот в мрак и быт земной жизни.
Героиня стихотворения В ресторане, идя по ступеням вниз, на этом пути
окончательно утрачивает таинство своей неземной красоты, наконец, формируются
черты не только земной, но даже приземленной женщины. Из предмета поклонения и
обожания она стала предметом купли продажи. Однако, незнакомка показана с
сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит любовный
поединок, длящийся доли секунды, но эта любовь по силе, может быть, равна
чувству,. Развивающемуся долгое время.
Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это было уже в
Незнакомке : Он был или не был этот вечер? А дальше пейзажный штрих:
петербургская заря желтый фонари на желтом. Северное небо, рождающее
отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире, говорит
о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как и в Незнакомке .
Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом
говорит фраза: И этот влюблен . Но она выделяет его из толпы обожателей,

Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом
говорит фраза: И этот влюблен . Но она выделяет его из толпы обожателей,
незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Но, несмотря на
это, их встреча не столько счастье, удача, сколько досадное недоразумение: он
красив, умен, образован, романтичен, но это еще больше отдаляет их друг от
друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не
ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на
час.

Драма отношений усиливается ( грянули, исступленно запели ) и, наконец,
завершвется: взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: Лови! Зеркала, отражая
и дробя образ новой незнакомки, рассеивают ее красоту, уникальность гибнет,
загадка исчезает. Все это происходит под соответствующую музыку : бренчит
монисто пляшущей цыганки, которая не поет, а визжит о любви. Эта вакханалия
звуков адресована желтой заре так круг замыкается. Она бросает свой отблеск
на грешную жизнь людей. Красота погублена,. Поругана, уничтожена, растворена в
желтом мире желтого города.

Она таинственна, загадочна и необыкновенна. Эти качества хорошо передают следующие строки:

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

Герой и сам сомневается в её существовании:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Мне показалось интересным и удивительным то, что поэт снова сомневается в реальности происходящего:

Никогда не забуду (он был, или не был

Этот вечер): пожаром зари…

Полезный материал по теме:

Жанр лирического стихотворения отлично гармонирует с сюжетом и композицией произведения Блока, а трехстопный анапест, которым оно написано, помогает плавному переходу от одной части к другой, поэтому и благодаря широкому ряду символов, вполне эпический сюжет не теряет лиризма и блоковской философии о двоемирии.

Как и в большинстве других стихотворений Блока, здесь пересекаются, сталкиваясь, и вновь расходятся два совершенно непохожих мира: реальный и выдуманный. Поэтому, наверное, лирическому герою так сложно понять, существовала ли эта встреча или это был всего лишь красивый сон:

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер)…

А вслед за молниеносным крушением ирреального мира вечности развивается вполне обычный сюжет, только переполненный символикой, за которой прячется болезненное восприятие лирическим героем действительности.

Я сидел у окна в переполненном зале…

Под любовную песню смычков рождается в строфе один из самых ярких символов – символ черной розы в бокале с золотым вином, которую лирический герой посылает прекрасной незнакомке:

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, Аи.

Этот поступок достаточно дерзкий, ведь судя по всему, дама пришла в ресторан со спутником. Но черная роза – это не просто провокация. Она символизирует глубокую печаль лирического героя, тоску по ушедшей мечте. Хотя роза, даже черная, остается прекрасным цветком, несмотря ни на что. Этим символом герой дал понять, что образ милой дамы все еще является для него неземным. Неслучайно розу герой преподнес в бокале вина, сравнив его с небом. В этих символах и поступках смешалось земное и небесное, пошлое и вечное: смелый вызов лирического героя и пошлый, и возвышенный, неземной одновременно.

В следующей строфе происходит обмен взглядами и рождение взаимного притяжения:

Ты взглянула. Я встретил смущенно и дерзко

Взор надменный и отдал поклон.

Одно из самых сложных произведений Блока, стихотворение “В ресторане” наполнено множеством смыслов. Лучше понять его поможет краткий анализ “В ресторане” по плану. Этот разбор может быть использован на уроке литературы в 11 классе как основной материал или в качестве дополнительной информации.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В ресторане.
История создания – стихотворение написано в 1910 году и посвящено звезде питерской богемы Ольге Судейкиной.

Тема – разочарование в любви и надежда на встречу с человеком, который может излечить разбитое сердце.

Композиция – это одночастное произведение, описывающее сюжетную сцену с началом, кульминацией и завершением.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – разностопный анапест с перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.

Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.

Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

История создания

Стихотворение “В ресторане” написано в 1910 году и в значительной степени перекликается с тем, которое было написано ранее, гораздо более известным – “Незнакомкой”. Однако у этой истории есть совершенно определенная героиня – Ольга Судейкина. Блок был знаком с этой женщиной с детства, и впоследствии она станет его близким другом. Но пока что написанное им посвящение наполнено горечью и разочарованием – в женщинах, в любви и даже в себе.

Дело в том, что именно в этот период Блок переживал очень сложный в личном плане период – та, которую он считал своей судьбой, ушла от него к другому мужчине. Супруга не просто изменяла ему, но родила ребенка от одного из своих любовников. Поэт, не переставая любить жену, все же не может не чувствовать боль. Он выплескивает ее со свойственным ему изяществом – в творчестве.

Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, — незнакомкой, продажной женщиной. Рассмотрим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Незнакомка и В ресторане . В стихотворении Незнакомка лирический герой встречает свою возлюбленную в ресторане, она является ему в пьяных мечтах, ее образ приобрел реальные черты (кольца, вуаль). Впервые он встречает женщину в новом для него обличье. Его не радует мир, в котором она появилась: пыль переулочная , испытанные остряки , среди канав . И даже луна уже не романтический символ, и лишь бессмысленно кривится диск . Лишь с помощью вина лирический герй пытается примириться с действительностью, хотя давно разочаровался в своих мечтах и потерял смысл жизни. Но образ незнакомки еще не совсем потерял таинственность. Даже ее реальные черты ( девичий стан , рука в кольцах ) не контрастируют резко с ее туманным, расплывчатым образом ( дыша духами и туманами, она садится у окна ). Под траурными перьями, за темной вуалью не видно ее лица. Множество загадок, которые надо раскрыть, пронизывают стихотворение. Что такое берег очарованный и очарованная даль ? Нет прямого ответа, так символ этот многозначен. Я думаю, что это своеобразная грань между реальным миром и ирреальным, между пошлостью и прекрасным, духовностью и бездуховностью, добром и злом. Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях: лексики: высокий стиль ( стан , очи ) с низким ( кривится , торчат , пьяницы с глазами кроликов ); звуковой организации (в начале сочетания согласных пвчрм , ндрстм и т.д., а потом аллитерация на л , м , н ( Иль это только снится мне? ) Дисгармония первой части противостоит гармонии второй. И лишь размер четырехстопный ямб остается все тем же, придает размеренность и одновременно динамичность. Лирический герой одинок ( И каждый вечер друг единственный//В моем стакане отражен+ ) Мир, построенный на его фантазиях и переменившийся с появлением Незнакомки, рожден лишь пьяными мечтами о прекрасном. Но путь, по которому движется идеал красоты у Блока, подходит к концу. Путь был непростым: из заоблачных высот в мрак и быт земной жизни. Героиня стихотворения В ресторане , идя по ступеням вниз, на этом пути окончательно утрачивает таинство своей неземной красоты, наконец, формируются черты не только земной, но даже приземленной женщины. Из предмета поклонения и обожания она стала предметом купли продажи. Однако, незнакомка показана с сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит любовный поединок, длящийся доли секунды, но эта любовь по силе, может быть, равна чувству,. Развивающемуся долгое время. Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это было уже в Незнакомке : Он был или не был этот вечер? А дальше пейзажный штрих: петербургская заря желтый фонари на желтом. Северное небо, рождающее отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире , говорит о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как и в Незнакомке . Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом говорит фраза: И этот влюблен . Но она выделяет его из толпы обожателей, незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Но, несмотря на это, их встреча не столько счастье, удача, сколько досадное недоразумение: он красив, умен, образован, романтичен, но это еще больше отдаляет их друг от друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на час. Драма отношений усиливается ( грянули , исступленно запели ) и, наконец, завершвется: взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: Лови! Зеркала, отражая и дробя образ новой незнакомки , рассеивают ее красоту, уникальность гибнет, загадка исчезает. Все это происходит под соответствующую музыку : бренчит монисто пляшущей цыганки , которая не поет, а визжит о любви. Эта вакханалия звуков адресована желтой заре так круг замыкается. Она бросает свой отблеск на грешную жизнь людей. Красота погублена,. Поругана, уничтожена, растворена в желтом мире желтого города.

Композиция

Композиционно это произведение действительно совершенно: и сюжетная составляющая, и смысловое наполнение развиваются параллельно, начинаясь и завершаясь в одной точке.

Сюжет на первый взгляд достаточно прост: респектабельный мужчина сидит в ресторане и наблюдает за очаровавшей его незнакомкой. Он посылает ей черную розу, несмотря на то, что у дамы уже есть спутник. И она отвечает ему заинтересованными взглядами.

Герой много выпил, так что он сам уже не уверен, что все происходящее – не сон. Однако атмосфера неприкрытой пошлости и свободных нравов передана настолько явно, что нельзя не заметить, что рассказ ведется от лица искренне страдающего человека.

Но это только поверхностное восприятие произведения, которое на самом деле наполнено художественными символами. И история, которая скрывается за ними, очень печальна: человек, разочарованный в любви, тот, кому нанесли глубокую рану, приходит в ресторан, чтобы забыться. И прекрасная незнакомка для него – это островок спасения. И она, поначалу восприняв знак его внимания за поступок очередного влюбленного в нее мужчины, внезапно понимает, что между ними существует душевная связь, они на одной волне. И она бросает ему взгляды, давая понять, что искренне заинтересована в его персоне.

Сравнительный анализ стихотворений А. А. Блока В ресторане и Незнакомка

Среди других поэтов серебряного века Блок выделяется значительностью

свершившейся в его лирике эволюции любовной тематики. От возвышенной мечты о

возлюбленной, которая казалась мистической и недостижимой, он приходит к

восприятию образа реальной женщины. Если раньше она была Прекрасной Дамой, то

теперь этот образ теряет свою волшебную ауру и становится реальным, –

незнакомкой, продажной женщиной.

Рассмотрим эту эволюцию на примере двух его стихотворений: Незнакомка и В

В стихотворении Незнакомка

лирический герой встречает свою возлюбленную в

ресторане, она является ему в пьяных мечтах, ее образ приобрел реальные черты

. Впервые он встречает женщину в новом для него обличье. Его не

радует мир, в котором она появилась: пыль переулочная, испытанные остряки,

среди канав. И даже луна уже не романтический символ, и лишь бессмысленно

кривится диск. Лишь с помощью вина лирический герй пытается примириться с

действительностью, хотя давно разочаровался в своих мечтах и потерял смысл

жизни. Но образ незнакомки еще не совсем потерял таинственность. Даже ее

реальные черты не контрастируют

туманным, расплывчатым образом .

Под траурными перьями, за темной вуалью не видно ее лица.

Множество загадок, которые надо раскрыть, пронизывают стихотворение. Что такое

берег очарованный и очарованная даль? Нет прямого ответа, так символ этот

многозначен. Я думаю, что это своеобразная грань между реальным миром и

ирреальным, между пошлостью и прекрасным, духовностью и бездуховностью, добром

Резкое противопоставление двух миров находит выражение на нескольких уровнях:

лексики: высокий стиль с низким ( кривится, торчат, пьяницы

с глазами кроликов ); звуковой организации (в начале сочетания согласных

пвчрм, ндрстм и т. д., а потом аллитерация на л, м, н ( Иль это только

Дисгармония первой части противостоит гармонии второй.

И лишь размер четырехстопный ямб остается все тем же, придает размеренность

и одновременно динамичность.

Лирический герой одинок ( И каждый вечер друг единственный В моем стакане

Мир, построенный на его фантазиях и переменившийся с появлением Незнакомки,

рожден лишь пьяными мечтами о прекрасном.

Но путь, по которому движется идеал красоты у Блока, подходит к концу. Путь был

непростым: из заоблачных высот в мрак и быт земной жизни.

Героиня стихотворения В ресторане, идя по ступеням вниз, на этом пути

окончательно утрачивает таинство своей неземной красоты, наконец, формируются

черты не только земной, но даже приземленной женщины. Из предмета поклонения и

обожания она стала предметом купли продажи. Однако, незнакомка показана с

сочувствием и участием. Между героиней и лирическим героем происходит любовный

поединок, длящийся доли секунды, но эта любовь по силе, может быть, равна

чувству,. Развивающемуся долгое время.

Стихотворение открывается сомнением лирического героя, как это было уже в

Незнакомке : Он был или не был этот вечер? А дальше пейзажный штрих:

петербургская заря желтый фонари на желтом. Северное небо, рождающее

отчаяние, усиливающее усталость романтика, живущего в страшном мире, говорит

о неизбежной грусти и неудовлетворенности реальной жизнью, как и в Незнакомке.

Лирический герой лишь один из длинной череды надоевших поклонников. Об этом

говорит фраза: И этот влюблен. Но она выделяет его из толпы обожателей,

незаурядного, посмевшего быть дерзким, чтобы скрыть смущение. Но, несмотря на

это, их встреча не столько счастье, удача, сколько досадное недоразумение: он

красив, умен, образован, романтичен, но это еще больше отдаляет их друг от

друга. Между ними пропасть: она женщина для развлечений, а он господин не

ее круга. Между ними ничего не может быть серьезного, ее можно купить лишь на

Драма отношений усиливается и, наконец,

завершвется: взоры, отражаясь в зеркалах, пошло кричат: Лови! Зеркала, отражая

и дробя образ новой незнакомки, рассеивают ее красоту, уникальность гибнет,

загадка исчезает. Все это происходит под соответствующую музыку : бренчит

монисто пляшущей цыганки, которая не поет, а визжит о любви. Эта вакханалия

звуков адресована желтой заре так круг замыкается. Она бросает свой отблеск

на грешную жизнь людей. Красота погублена,. Поругана, уничтожена, растворена в

желтом мире желтого города.

Средства выразительности

Этот стих прежде всего наполнен символами, однако Блок использует в нем и привычные выразительные средства, создавая два слоя повествования. Это:

  • Эпитеты – “бледное небо”, “желтая заря”, “черная роза”, “золотой аи”, “испуганная птица”.
  • Сравнения – “золотой как небо”, “словно сон мой”.
  • Метафоры – “небо сожжено пожаром зари”, “запели смычки”, “движенье испуганной птицы”, “вздохнули духи”, “задремали ресницы”, “зашептались тревожно шелка”.

Все художественные приемы работают на выражение идеи автора, у каждого использованного им образа есть несколько смыслов, которые исследователи его творчества пытаются разгадать не одно десятилетие. Стихотворение с полным правом считается самым загадочным и неоднозначным в лирическом наследии Блока.

Потом появляется лирический герой, вынужденный жить в этой обстановке и сам ставший частью этого места:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен…

Он привык находить утешение в вине, потому что окружающие его люди приучили героя к этому:

И пьяницы с глазами кроликов

Но внезапно появляется спасительный образ, который уже вначале вызывает сомнение в своей подлинности:

И каждый вечер, в час назначенный

(Иль это только снится мне?),

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И чем больше мы узнаем об этой незнакомке, тем меньше верим в ее существование:

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

И в последнем абзаце лирический герой сам признает, что она – лишь плод его воображения и что истинно только то, что на самом деле существует:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Основным художественным приемом в стихотворении является антитеза (пьяницы с глазами кроликов – очи синие бездонные), что подчеркивает параллельность двух миров.

Также использовано много метафор (И веют древними поверьями/ Ее упругие шелка; И очи синие бездонные/ Цветут на дальнем берегу; В моей душе лежит сокровище/ И ключ поручен только мне!),

которые придают образу незнакомки оттенок волшебства.

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на желтой заре – фонари.

Метафора, которая употреблена в данном четверостишии, указывает на неповторимость этого вечера, на то, каким особенным является вечер для лирического героя. Во втором четверостишии появляется сам автор и символ великой печали:

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Лирический герой через этот цветок сообщает девушке о чувстве, которое она в нем пробудила.

Но девушка на подарок отвечает «надменным взглядом, в котором сквозит даже презрение:

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

Использованные сравнения (Ты рванулась движеньем испуганной птицы, /Ты прошла, словно сон мой легка…) и олицетворения (…задремали ресницы, / Зашептались тревожно шелка) передает страх девушки перед своим чувством, она боится броситься в него с головой, ведь так можно и утонуть.

Какой бы период творчества Блока ни затронуть, мы всегда найдем в его стихотворениях образ красоты и женственности, будь то Прекрасная Дама или таинственная незнакомка. Действительно женщина для него была вечным источником вдохновения, он умел видеть мельчайшие детали и составлять из них идеальный женский образ.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

И в стихотворении “Незнакомка”, и в стихотворении “В ресторане” в центре внимания – женский образ. Но в “Незнакомке” этот образ нереален, появляется только в мечтах, а во втором стихотворении он приобретает более конкретные четкие черты.

В композиционном плане стихотворения сходны только по началу (по месту действия). Но если в стихотворении “Незнакомка” Блок описывает грязный зловонный кабак, что усиливает прием антитезы, то в стихотворении “В ресторане” слово “ресторан” – нейтрально, не имеет эмоциональной

Итак, в первом стихотворении вначале показан наполненный “детским плачем” и “женским визгом” город.

Потом появляется лирический герой, вынужденный жить в этой обстановке и сам ставший частью этого места:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен…

Он привык находить утешение в вине, потому что окружающие его люди приучили героя к этому:

И пьяницы с глазами кроликов

“In vino veritas!” кричат.

Но внезапно появляется спасительный образ, который уже вначале вызывает сомнение в своей подлинности:

И каждый вечер, в час назначенный

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

И чем больше мы узнаем об этой незнакомке, тем меньше верим в ее существование:

Смотрю за темную вуаль,

И вижу берег очарованный

И очарованную даль.

И в последнем абзаце лирический герой сам признает, что она – лишь плод его воображения и что истинно только то, что на самом деле существует:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Ты право пьяное чудовище!

Я знаю: истина в вине.

Основным художественным приемом в стихотворении является антитеза (пьяницы с глазами кроликов – очи синие бездонные), что подчеркивает параллельность двух миров.

Также использовано много метафор (И веют древними поверьями/ Ее упругие шелка; И очи синие бездонные/ Цветут на дальнем берегу; В моей душе лежит сокровище/ И ключ поручен только мне!),

Которые придают образу незнакомки оттенок волшебства.

Стихотворение “В ресторане”, в отличие от стихотворения “Незнакомка”, сразу начинается с сомнения в реальности произошедшего события:

Никогда не забуду (он был, или не был,

Этот вечер): пожаром зари

Сожжено и раздвинуто бледное небо,

И на желтой заре – фонари.

Метафора, которая употреблена в данном четверостишии, указывает на неповторимость этого вечера, на то, каким особенным является вечер для лирического героя. Во втором четверостишии появляется сам автор и символ великой печали:

Я послал тебе черную розу в бокале

Золотого, как небо, аи.

Лирический герой через этот цветок сообщает девушке о чувстве, которое она в нем пробудила.

Но девушка на подарок отвечает “надменным взглядом, в котором сквозит даже презрение:

Обратясь к кавалеру, намеренно резко

Ты сказала: “И этот влюблен”.

Далее мы видим, что, несмотря на ее поведение, герой тронул сердце холодной красавицы. И кончается это стихотворение под звуки цыганской мелодии, то есть, в отличие от стихотворения “Незнакомка”, у него оптимистичный конец:

А монисто бренчало, цыганка плясала

И визжала заре о любви.

Использованные сравнения (Ты рванулась движеньем испуганной птицы,/Ты прошла, словно сон мой легка…) и олицетворения (…задремали ресницы,/ Зашептались тревожно шелка) передает страх девушки перед своим чувством, она боится броситься в него с головой, ведь так можно и утонуть.

Но следующая за ними метафора (Но из глуби зеркал ты мне взоры бросала/И, бросая, кричала: “Лови. ”) говорит, что любовь оказывается сильнее, чем осторожность, и только лирический герой понимает смысл этого взгляда.

Какой бы период творчества Блока ни затронуть, мы всегда найдем в его стихотворениях образ красоты и женственности, будь то Прекрасная Дама или таинственная незнакомка. Действительно женщина для него была вечным источником вдохновения, он умел видеть мельчайшие детали и составлять из них идеальный женский образ.

Читайте также: