Способности к управленческой деятельности кратко

Обновлено: 05.07.2024

Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств ру­ководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Иными словами, главны­ми факторами ее эффективности выступают специфические управлен­ческие способности. [36] Не только эффективность, но даже сама возмож­ность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. В связи с этим понятие способностей играет особую роль при изучении управленческой дея­тельности.

Понятие управленческих способностей. В основном из-за сложности управленческой деятельности эта проблема остается в настоящее вре­мя все еще недостаточно изученной. Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможна разработка научно обоснованных и конструктивных проце­дур не только отбора управленцев, но и аттестации, подготовки. В на­стоящее время, однако, существует лишь ряд, как правило, слабо со­гласующихся друг с другом подходов к разработке данной проблемы.

Способности — это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой- либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овла­дения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Вы­деляют три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений: 1) способности — это индивидуально- психологические особенности, отличающие одного человека от другого; 2) это — только те особенности, которые имеют отношение к успешно­сти выполнения деятельности или нескольких деятельностей; 3) спо­собности не сводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже вы­работаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Способности характеризуются двумя основными аспек­тами — качественным и количественным. Рассматриваемые со сторо­ны их качественных особенностей, способности выступают как слож­ный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих успешность деятельности, как своеобразный их симптомокомплекс, структура. Количественная характеристика способностей предполага­ет определение меры их выраженности, развития — уровня способно­стей. [37] В структуре способностей принято разделять две их основные категории — общие и специальные способности. Первые определяют успешность выполнения не одной (или даже нескольких), а многих ви­дов деятельности. Вторые являются деятельностно-специфическими и определяют эффективность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. [38]

Вместе с тем данный подход не дает ответа на вопрос о том, какова структура управленческих способностей, как они взаимосвязаны и каковы осо­бенности их организации. [42]

Фактор возрастной. В целом отсутствует какая-либо прямая и од­нозначная связь между ним и успешностью деятельности. Однако. во-первых, показана связь между ним и иерархическим уровнем руко­водителей. Обычно наиболее крупные руководящие посты (особенно в японском менеджменте) занимают люди очень зрелого или даже пре­клонного возраста.

Фактор культурно-образовательного уровня. характеризуется пря­мой позитивной связью с эффективностью управленческой деятельно­сти.

Фактор социально-экономического статуса. Он не обусловлен со­держанием управленческой деятельности, но на практике, как показы­вают исследования, оказывает сильное влияние на успешность. [47]

Вторую группу характеристик эффективного менеджера составля­ют личностные качества, обусловливающие успешность управлен­ческой деятельности и выступающие тем самым в функции способно­стей. Наиболее известной, содержащей характеристики этих качеств, является работа Р. Стогдилла, в которой обобщены данные более чем 3500 исследований. [48] В результате сравнительно-частотного анализа им выделены следующие главные менеджерские качества: доминант­ность, уверенность в себе, эмоциональная стабильность, стрессоустой- чивость, креативность, стремление к достижениям, предприимчивость, ответственность, надежность в выполнении заданий, независимость, общительность. [49]

Способности первой группы наиболее полно были раскрыты извест­ным отечественным психологом Л. И. Уманским. [53] По его мнению, основными среди них выступают следующие:

• Практический психологический ум имеет, по Л. И. Уманскому, следующие проявления: адекватное распределение обязанностей коллективной деятельности с учетом индивидуальных особенно­стей людей; быстрая ориентация в ситуациях, требующих прак­тического применения знаний людей; находчивость в примене­нии психологического состояния, настроения людей к данным условиям жизни и деятельности; способность вызвать стиму­лирующие мотивы деятельности, найти пути и способы заинте­ресовать людей делом; учет взаимоотношений, личных симпатий и антипатий, психологических различий людей при группировке их для выполнения коллективной деятельности; высокая степень обучаемости при формировании организаторских знаний, навы­ков и умений; тенденция решать практические вопросы сквозь призму наличных людских возможностей.

• Склонность к организаторской деятельности.

Далее, общеорганизационные способности [55] дополняются и конкре­тизируются более локальными способностями, которые обусловли­вают эффективное выполнение отдельных управленческих функций (там же). Основными из них являются:

• способность к целеполаганию (способность к генерированию целей управляемой системы; способность к формулировке целей перед подчиненными);

• способность к прогнозированию;

• способность к планированию;

• способность к принятию управленческих решений;

• способности контроля (способность использовать контроль не как самоцель, а как средство повышения эффективности индиви­дуальной деятельности подчиненных, а в итоге — организацион­ного функционирования).

К числу общих способностей, значимо влияющих на успешность управленческой деятельности, должны быть отнесены интеллект, креа­тивность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция. [59]

В отличие от общих способностей специальные способности связаны с успешностью управленческой деятельности прямой зависимостью. Чем выше уровень их развития, тем выше и показатели эффективно­сти деятельности. Так, например, связь уровня развития мнемических процессов с параметрами управленческой деятельности, безусловно, является прямой и сильной. И долговременная память (как психо­логическая основа профессионального опыта), и оперативная память (как основа реализации функций оперативного управления) являют­ся условиями успешности деятельности руководителя. Столь же оче­видна и непосредственная — прямая связь мыслительных способно­стей с успешностью управленческой деятельности. Аналогичную роль играют, по существу, и все иные специальные способности — перцеп­тивные, волевые, аттенционные (развитие процессов внимания), има- жинативные (развитие процессов воображения). [60]

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Иными словами, главными факторами ее эффективности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. В связи с этим понятие способностей играет особую роль при изучении управленческой деятельности.

Предельно общий статус понятия способностей, их нерасторжимая связь как с деятельностью, так и с личностью обусловливают и трудности изучения собственно управленческих способностей.

Менеджерские характеристики, строго говоря, — это те свойства индивида, которые выступают в функции способностей, но не являются ими. Вместе с тем их влияние и на успешность управленческой деятельности, и на саму возможность ее осуществления, и на предпочтение личностью этой деятельности в качестве своего профессионального выбора (склонность к ней) чрезвычайно велико. Абстрагироваться от них на основе сугубо академического критерия нецелесообразно или даже недопустимо. Основными менеджерскими характеристиками являются следующие.

1) собственно деятельностное, организационно-административное измерение требует развитых общеуправленческих навыков, способностей и умений;

Такой подход предполагает обширный перечень управленческих способностей, включающий в себя различные по степени обобщенности и характеру свойства психики и личности.

Из общей совокупности управленческих качеств выделяют ряд категорий, которые либо являются управленческими способностями, либо выступают в функции способностей.

Эти характеристики делятся на две группы: общесоциальные, биографические и собственно личностные качества эффективного менеджера.

2. Категория собственно управленческих способностей, рассматриваемая как управленческие способности в узком смысле. Она делится на две группы: общеуправленческие способности, определяющие эффективность данного типа деятельности в целом, и частные управленческие способности, помогающие успешному выполнению ее отдельных функций.

Две эти категории выделяются по деятельностно-функциональному критерию, но в психологии управления есть еще один критерий выделения способностей -- структурно-психологический. Его основа -- структура психики.

В управленческой деятельности по этому критерию различают общие и специальные способности.

К общим способностям, влияющим на эффективность управленческой деятельности, относятся интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция. Существует специфическая криволинейная зависимость успешности управленческой деятельности от меры развития общих способностей руководителя. Этот факт экспериментально доказан в отношении интеллекта, рефлексивности и креативности. Относительно способности к обучаемости данных пока нет. Но ситуация здесь должна быть аналогичной.

Слабая обучаемость является негативным фактором управленческой деятельности, но и слишком высокая обучаемость не благоприятствует эффективности управления. Усиливаются репродуктивные стратегии управленческой деятельности. Обеспечивая ее высокую надежность, они, в отличие от продуктивного стиля, не дают максимальных результатов. Кроме того, слишком высокая обучаемость повышает рискованность деятельности и снижает ее качественные показатели, являясь предпосылкой для постоянного экспериментирования, стремления сразу апробировать то, чему научился.

Специальные способности связаны прямой зависимостью с успешностью управленческой деятельности. Чем выше развиты специальные способности, тем выше при прочих равных условиях показатели эффективности деятельности. Например, долговременная память (психологическая основа профессионального опыта) и оперативная память (основа реализации функций оперативного управления) являются объективными условиями эффективности деятельности руководителя. Так же очевидна непосредственная, прямая связь с успешной управленческой деятельностью мыслительных способностей. Такую же роль играют перцептивные, волевые, аттенционные (развитие внимания), имажинативные (развитие воображения) способности.

Психика включает в себя три основные подсистемы: когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Отдельные способности, которые проявляются в управленческой деятельности, соответственно подразделяются на три класса: когнитивные, регулятивные и коммуникативные.

Когнитивные -- это свойства отдельных основных психических процессов и функций. Все процессы, которые принадлежат к регулятивной подсистеме, имеют индивидуальную меру выраженности. Поэтому выделяются способности целеобразования, прогнозирования, принятия решения, самоконтроля. Связь строения и организации управленческой и собственно психической деятельности проявляется в том, что состав этих способностей аналогичен более общим способностям и выделяемым по деятельностному критерию способностям, описанным выше.

И психическая и управленческая деятельность основываются на сходных механизмах и процессах, требуют высокого уровня их сформированности и предполагают наличие соответствующих регулятивных способностей.

Кроме уже названных способностей, это толерантность (устойчивость) к неопределенности, которая является наиболее интегральной регулятивно-когнитивной способностью.

Процессы, входящие в состав коммуникативной подсистемы и обеспечивающие ее функционирование, тоже имеют индивидуальную меру выраженности, сформированности. Это процессы эмпатии, аттракции, идентификации, речепорождения и др. Различия в уровне коммуникативных способностей зависят от меры сформированности этих процессов.

Специфические регулятивные и коммуникативные способности, обусловленные структурой психики, требуют дополнения общей системы способностей еще одним их типом. Они более интегративны, чем частные, специальные, но являются одновременно менее обобщенными, чем общие -- интеллект, креативность и др.

В психологической структуре способностей макроуровень составляют общие способности, а микроуровнъ -- частные, специальные. Мезоуровнь занимают интегральные способности, располагающиеся между ними.

Наиболее важен и специфичен для природы управленческой деятельности центральный, переходный уровень. Способности, которые входят в его состав, тождественны основным управленческим функциям (целеобразования, планирования и др.).

Заключение

Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема.

Способности - индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида -- его задатках.

Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то.

Высокая способность к конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, -- одаренность.

Таким образом, развитие человека, в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений.

Список использованной литературы

3. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера. - 2002. - 1092 с.

4. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.

5. Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций) / Н.Е.Ревская. - СПб.: Альфа, 2001.- 240 с.

1) собственно деятельностное, организационно-административное измерение требует развитых общеуправленческих навыков, способностей и умений;

Такой подход предполагает обширный перечень управленческих способностей, включающий в себя различные по степени обобщенности и характеру свойства психики и личности.

Из общей совокупности управленческих качеств выделяют ряд категорий, которые либо являются управленческими способностями, либо выступают в функции способностей.

Эти характеристики делятся на две группы: общесоциальные, биографические и собственно личностные качества эффективного менеджера.

2. Категория собственно управленческих способностей, рассматриваемая как управленческие способности в узком смысле. Она делится на две группы: общеуправленческие способности, определяющие эффективность данного типа деятельности в целом, и частные управленческие способности, помогающие успешному выполнению ее отдельных функций.

Две эти категории выделяются по деятельностно-функциональному критерию, но в психологии управления есть еще один критерий выделения способностей -- структурно-психологический. Его основа -- структура психики.

В управленческой деятельности по этому критерию различают общие и специальные способности.

К общим способностям, влияющим на эффективность управленческой деятельности, относятся интеллект, креативность, обучаемость, рефлексивность, активность, саморегуляция. Существует специфическая криволинейная зависимость успешности управленческой деятельности от меры развития общих способностей руководителя. Этот факт экспериментально доказан в отношении интеллекта, рефлексивности и креативности. Относительно способности к обучаемости данных пока нет. Но ситуация здесь должна быть аналогичной.

Слабая обучаемость является негативным фактором управленческой деятельности, но и слишком высокая обучаемость не благоприятствует эффективности управления. Усиливаются репродуктивные стратегии управленческой деятельности. Обеспечивая ее высокую надежность, они, в отличие от продуктивного стиля, не дают максимальных результатов. Кроме того, слишком высокая обучаемость повышает рискованность деятельности и снижает ее качественные показатели, являясь предпосылкой для постоянного экспериментирования, стремления сразу апробировать то, чему научился.

Специальные способности связаны прямой зависимостью с успешностью управленческой деятельности. Чем выше развиты специальные способности, тем выше при прочих равных условиях показатели эффективности деятельности. Например, долговременная память (психологическая основа профессионального опыта) и оперативная память (основа реализации функций оперативного управления) являются объективными условиями эффективности деятельности руководителя. Так же очевидна непосредственная, прямая связь с успешной управленческой деятельностью мыслительных способностей. Такую же роль играют перцептивные, волевые, аттенционные (развитие внимания), имажинативные (развитие воображения) способности.

Психика включает в себя три основные подсистемы: когнитивную, регулятивную и коммуникативную. Отдельные способности, которые проявляются в управленческой деятельности, соответственно подразделяются на три класса: когнитивные, регулятивные и коммуникативные.

Когнитивные -- это свойства отдельных основных психических процессов и функций. Все процессы, которые принадлежат к регулятивной подсистеме, имеют индивидуальную меру выраженности. Поэтому выделяются способности целеобразования, прогнозирования, принятия решения, самоконтроля. Связь строения и организации управленческой и собственно психической деятельности проявляется в том, что состав этих способностей аналогичен более общим способностям и выделяемым по деятельностному критерию способностям, описанным выше.

И психическая и управленческая деятельность основываются на сходных механизмах и процессах, требуют высокого уровня их сформированности и предполагают наличие соответствующих регулятивных способностей.

Кроме уже названных способностей, это толерантность (устойчивость) к неопределенности, которая является наиболее интегральной регулятивно-когнитивной способностью.

Процессы, входящие в состав коммуникативной подсистемы и обеспечивающие ее функционирование, тоже имеют индивидуальную меру выраженности, сформированности. Это процессы эмпатии, аттракции, идентификации, речепорождения и др. Различия в уровне коммуникативных способностей зависят от меры сформированности этих процессов.

Специфические регулятивные и коммуникативные способности, обусловленные структурой психики, требуют дополнения общей системы способностей еще одним их типом. Они более интегративны, чем частные, специальные, но являются одновременно менее обобщенными, чем общие -- интеллект, креативность и др.

В психологической структуре способностей макроуровень составляют общие способности, а микроуровнъ -- частные, специальные. Мезоуровнь занимают интегральные способности, располагающиеся между ними.

Наиболее важен и специфичен для природы управленческой деятельности центральный, переходный уровень. Способности, которые входят в его состав, тождественны основным управленческим функциям (целеобразования, планирования и др.).

Заключение

Проблема способностей человека - одна из основных теоретических проблем психологии и важнейшая практическая проблема.

Способности - индивидуально-психологические возможности личности в различных видах деятельности, базирующиеся на природных психофизиологических особенностях индивида -- его задатках.

Способности существуют только к известной деятельности, и потому, пока неясно, какой деятельностью будет заниматься человек, нельзя ничего сказать о его способностях к этой деятельности. Каждый человек индивидуален и способности отражают его характер, склонность к чему-то.

Высокая способность к конкретному виду деятёльности - талант, а комплекс способностей, обеспечивающих успех в определенной сфере деятельности, -- одаренность.

Таким образом, развитие человека, в отличие от накопления опыта, овладения знаниями, умениями, навыками, это и есть развитие его способностей, а развитие способностей человека это и есть то, что представляет собой развитие как таковое, в отличие от накопления знаний и умений.

Список использованной литературы

3. Оксфордский толковый словарь по психологии / Под ред. А.Ребера. - 2002. - 1092 с.

4. Психология индивидуальных различий. Хрестоматия / Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.Я.Романова. - М.: ЧеРо, 2000. - 776 с.

5. Ревская Н.Е. Психология менеджмента (конспект лекций) / Н.Е.Ревская. - СПб.: Альфа, 2001.- 240 с.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

В современном мире каждый руководитель фирмы, отдела или службы ежедневно осуществляет деятельность по управлению сотрудниками, подчинёнными, подразделениями. Иными словами, он выполняет функцию управления.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………3
1 Понятие способностей управленческой деятельности……………………………………..4
2 Исследование способности к управленческой деятельности ……………………………..7
3 Анализ и вывод полученных результатов исследования………………………….………..9
Заключение…………………………..…………………………………………………………10
Список литературы……………………………………………………………………..………11

Файлы: 1 файл

Психология менеджмента К.р..docx

Государственное образовательное учреждение высшего

«Нижегородский государственный технический университет

студент группы 11МЕНзТ-2

1 Понятие способностей управленческой деятельности……………………………………..4

2 Исследование способности к управленческой деятельности ……………………………..7

3 Анализ и вывод полученных результатов исследования……………… ………….………..9

В современном мире каждый руководитель фирмы, отдела или службы ежедневно осуществляет деятельность по управлению сотрудниками, подчинёнными, подразделениями. Иными словами, он выполняет функцию управления.

Управленческая деятельность, как и любая иная деятельность, может характеризоваться разным уровнем ее качественных параметров, выполняться с большей или меньшей эффективностью. Это определяется многими факторами, но в первую очередь зависит от тех личностных и профессиональных качеств руководителя, необходимость в которых определяется содержанием и характером управленческой деятельности. Иными словами, главными факторами ее эффективности выступают специфические управленческие способности. Не только эффективность, но даже сама возможность реализации управленческих функций зависит от того, обладает или нет человек такого рода способностями. В связи с этим понятие способностей играет особую роль при изучении управленческой деятельности.

Вместе с тем в основном из-за сложности управленческой деятельности эта проблема остается в настоящее время все еще недостаточно изученной, а вопрос о составе и структуре управленческих способностей в должной мере не решенным. Практическая значимость этого вопроса очевидна и связана с тем, что только на основе его решения возможна разработка научно обоснованных и конструктивных процедур отбора управленцев, а также их аттестация, подготовка. В настоящее время, однако, существует лишь ряд, как правило, слабо согласующихся друг с другом подходов к разработке данной проблемы.

Целью данной работы является изучение способностей к управленческой деятельности методом тестирования.

Задачи данной работы:

  1. Изучение управленческой деятельности;
  2. Исследование способностей к управленческой деятельности;
  3. Анализ полученных результатов и рекомендации.

1 ПОНЯТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ

Способности — это индивидуально- психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления какой- либо деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Выделяют три основных признака, отличающие способности от всех других психических явлений; способности — это индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; это — только те особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей; способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обусловливают легкость и быстроту их приобретения.

Способности характеризуются двумя основными аспектами качественным и количественным. Рассматриваемые со стороны их качественных особенностей, способности выступают как сложный комплекс психологических свойств человека, обеспечивающих успешность деятельности, как своеобразный их симптомокомплекс, структура. Количественная характеристика способностей предполагает определение меры их выраженности, развития — уровня способностей.

В структуре способностей принято разделять две их основные категории — общие и специальные способности. Первые определяют успешность выполнения не одной (или даже нескольких), а многих видов деятельности; к ним, например, относится интеллект. Вторые являются деятельностно-специфическими и определяют эффективность выполнения какого-либо конкретного вида деятельности. Способности формируются и развиваются в деятельности на основе задатков. Это — морфологические и функциональные особенности нервной системы и организма в целом, которые выступают в качестве природных — биологически обусловленных, врожденных предпосылок для развития способностей.

Под управлением понимают осуществление воздействий, выбранных (на основании определённой информации) из множества возможных и направленных на поддержание или улучшение функционирования какой-либо системы. Являясь специфически человеческой функцией, управление в обществе, где в качестве субъекта и объекта выступают человек либо разнообразные социальные группы и организации, может быть определенно как целенаправленное, планомерное и систематическое информационное воздействие субъекта управления на его объект, с корректирующим учётом изменений, происходящих в последнем. Управление предполагает не подавление, манипуляцию, навязывание объекту противоречащих его природе требований, а напротив - максимальный учёт его особенностей, согласование каждого действия с логикой его развития, понимание совокупности его возможностей.

2 ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В последнее время большое внимание уделяется психологическим методам оценки предрасположенности человека к управленческой деятельности.

Психологические методы включают тесты для определения личных качеств и оценки возможностей работника. Практически нет такого вида деятельности, пригодность к которой нельзя было бы определить с их помощью.

1. Легко ли вы беретесь за решение управленческих задач, которые не решаются по типовой схеме?

2. Вам сложно отказаться от приемов управления, которые вы применяли, когда работали на более низкой должности?

3. Когда вы ушли на повышение, то долго ли вы отдавали предпочтение подразделению, которое возглавляли раньше?

4. Стремитесь ли вы создать универсальный стиль управления, который бы подходил для многих ситуаций?

5. Способны ли вы безошибочно оценить целостно своих подчиненных (руководителей более низкого ранга), квалифицировав их сильными или слабыми руководителями?

6. Легко ли вы можете выйти за рамки своих симпатий и антипатий при кадровых назначениях?

7. Считаете ли вы, что нет универсального стиля управления и в зависимости от специфики ситуации нужно сочетать разные стили управления?

8. Считаете ли вы, что для вас избежать конфликта с высшим руководством легче, чем с подчиненным?

9. Есть ли у вас желание стереть стереотипы управления, которые возникли в подразделении, которое вы возглавляете?

10. Часто ли ваше первое интуитивное впечатление о руководящих качествах человека оказывается верным?

11. Часто ли вы объясняете неудачи в управлении неблагоприятными объективными факторами ( сбоями в материально-техническом обеспечении, нехваткой жилья и т.д.)?

Читайте также: