Специфика воспитательной деятельности педагога госпитальной школы
Обновлено: 07.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Смысл и содержание воспитания………………………………………………3
Принципы воспитательной деятельности в рамках личностно ориентированной педагогики…………………………………………………..4
Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя……………………………………………………………………5-8
Перспективный план воспитательной работы классного руководителя…9-13
План воспитательной работы………………………………………………..14-25
Список используемой литературы…………………………………………….. 27
Смысл и содержание воспитания
Мы рассматриваем воспитание как составляющую целостного педагогического процесса, как совокупность последовательных действий (взаимодействий) воспитателя и воспитанника с целью образования, развития и формирования личности последнего в различных видах деятельности под руководством воспитателя.
Принципы воспитательной деятельности в рамках личностно ориентированной педагогики
Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни. Воспитание – это крона.
Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче школьная (классная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.
Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психологического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.
Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.
Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.
Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя
Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса. Он составляется с учётом возраста учащихся и отражает различные направления деятельности классного руководителя.
В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.
Приступая к составлению плана, необходимо учитывать следующие источники планирования:
– документы нормативно-правового характера федерального и муниципального уровней,
– план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения,
– рекомендации учителей класса и пожелания учащихся и их родителей.
Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе. В конце учебного года рекомендуется провести с помощью школьного психолога диагностические ;срезы; в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности. Таким образом, подготовка к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее определяются доминирующие воспитательные задачи.
План воспитательной работы должен отвечать требованиям:
целеустремленность и конкретность образовательных задач;
краткость плана, его компактность;
разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;
преемственность, систематичность и последовательность;
сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;
единство педагогического руководства и активности воспитанников;
реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;
связь внутриклассной работы с работой вне школы;
согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;
гибкость и вариативность планирования.
План воспитательной работы имеет следующие разделы:
1. Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем.
2. Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.
3. Цели воспитательной работы в классе.
4. Задачи воспитательной работы в классе.
5. Коллективные творческие дела класса и образовательного учреждения.
6. Занятость учащихся во внеурочное время.
7. Собственно план по направлениям:
7.1 Работа с коллективом учащихся, с активом класса.
7.2 Работа с родителями.
7.3 Индивидуальная работа с учащимися.
7.4 Работа с учителями-предметниками, координация воспитательных взаимодействий со службами образовательного учреждения.
Если план воспитательной работы составляется для 1 класса, то, следовательно, первые два пункта опускаются.
Когда план в целом сформирован, наступает период его доводки. Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.
Перспективный план воспитательной работы классного руководителя
Перспективный план на год включает в себя, как правило, краткую характеристику класса, групп и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной работы и перечень основных дел по направлениям воспитания (экономическое, политическое, нравственное, правовое, эстетическое и т.д.). там указаны сроки, ответственные участники дел. Для перспективы воспитательного процесса это прекрасно. Но для повседневной работы такой план неудобен: уследить за всем трудно, можно упустить что-то значительное. Поэтому в текучке будней в практике воспитательной работы школы используют календарный план-сетку. Он удобен для повседневной работы, хотя здесь не видна перспектива, не просматривается логика воспитательного процесса, трудно прослеживается задача всестороннего развития детей.
Цель воспитательной работы с классом на год: стратегические и тактические задачи.
Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, участие детей в делах класса и школы, предложения по плану работы и т.д.).
Главный раздел – это сам план, который можно представить в таком виде.:
Содержание планирования
Календарные сроки проведения дел
Классного руководителя и актива (в начале недели)
Организация коллективной творческой деятельности учащихся (содержание воспитания)
Общественно полезная деятельность
Деятельность по профилю класса
Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса
Дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся
Взаимодействие с малым педагогическим коллективом
Работа с родителями учащихся
Методические основы работы с перспективно-календарным планом: на план отводится 10 страниц – по количеству месяцев учебного года (подрежьте страницы, чтобы параметры планирования записать один раз на все месяцы).
Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный план-сетку. Причём отдалённые по временам дела можно писать карандашом (это даёт возможность перенести мероприятия). Дела, которые являются прерогативой детской активности, выделите цветом, чтобы чётче представить себе деятельность ребят и работу учителя. В работе по такому плану отпадает необходимость писать отчёт, что экономит ваше время. В плане отметьте выполненные и невыполненные дела, а те, что проводить нецелесообразно, зачеркните. В конце года проведите педагогический анализ.
А теперь рассмотрим, как планируются конкретные коллективные дела. Выбор форм и методов внеклассной работы зависит от цели, задач, содержания деятельности.
Подготовка и структура внеклассного занятия. Результат воспитательной работы зависит от изучения детского коллектива педагогом и умения моделировать воспитательные занятия, структура которых состоит в следующем:
Цель, задачи.
Оборудование.
Форма проведения.
В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно быть лаконичным, привлекательным по форме и точно отражать содержание. Цель формулируется как общее направление работы, а задачи должны быть конкретными, направленными на развитие личностных качеств, отношений в классе и отражать содержание занятия.
К оборудованию внеклассного занятия относятся различные пособия, игрушки, схемы, литература, аудио- и видеосредства записи. Формой проведения может быть викторина, конкурсы, экскурсии и т.д. , должны быть указаны способы организации деятельности детей (распределение на команды, размещение детей). Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания, может представлять собой подробное описание как от первого лица, так и тезисный план с основным содержанием. При моделировании содержания важно учитывать его продолжительность и структуру.
Начинающему педагогу при моделировании содержания внеклассного занятия необходимо подобрать несколько дополнительных заданий, т.к. не выработано ещё чувство времени. Ход занятия включает в себя четыре основных этапа:
Организационный момент (1-3 мин.)
Цель : переключить детей на другой вид деятельности, вызвать интерес и положительные эмоции.
Вводная часть (9-15 мин.)
Цель : активизировать детей, расположить их к творческому участию. Можно использовать разные средства активизации задания на смекалку: ребус, кроссворд, шараду, головоломку, проблемную беседу и т.д.
Основная часть (20-25 мин.), по времени самая продолжительная.
Цель: реализация основной идеи занятия требует особой эмоциональной атмосферы. Педагог использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения, воспитывающие ситуации, игры, поручения и т.п.
Заключительная часть (9-11 мин.)
Цель: систематизация детьми полученного опыта. Педагог использует конкретные задания тестового характера в форме кроссвордов, мини-викторин, игровых ситуаций.
План воспитательной работы
В школе создана воспитательная система, которая охватывает весь педагогический процесс, включая учебные знания и внеурочную деятельность.
Поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе.
I этап – самопознание;
II этап – самоопределение;
III этап – самореализация;
IV этап – саморегуляция.
Цели и задачи воспитательного процесса:
Цели: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
- на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей;
- развивать индивидуальность каждого, подготовить детей к взрослой жизни;
- воспитание гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки;
- воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся;
- укрепление связей с семьёй, распознавание психолого – педагогических знаний среди родителей.
Задачи на учебный год
1. Формирование классного коллектива, воспитание уважительного отношения к каждому члену коллектива.
2. Учить быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье.
3. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, её истории, традициям.
4 . Прививать любовь к природе.
5. Прививать любовь к чтению, бережному отношению к школьному имуществу.
Сергей Шариков (на фото – справа)
Дети в больницах учились и раньше, но госпитальная педагогика не считалась чем-то заслуживающим внимания. Для учителей визиты в больницу были эмоциональной нагрузкой и отвечали простой схеме: ребенок болеет, он несчастный, ему нужно чуть-чуть знаний, чтобы не отстал. И только когда появился наш проект, нам удалось вытащить эту тему с задворок системы образования,
– рассказывает Сергей Шариков.
Экскурс в прошлое
Госпитальная педагогика берет свое начало с возникновения педиатрии как раздела медицины. Ведь не всегда детей лечили отдельно от взрослых. Педиатрия появилась в начале XIX века, первая детская больница – в 1804 году в Европе, а вторая – в России, в Санкт-Петербурге, знаменитая Филатовская. К началу прошлого века в нашей стране было уже около двух десятков детских больниц. Они содержались на средства меценатов, а уход и присмотр за детьми осуществляли сестры милосердия. Они также занимались развитием ребят: читали сказки, задавали простейшие задачки, то есть несли свою воспитательную миссию, понимая, что ребенок, находящийся на лечении, нуждается в этом. После войны появилось много детей, больных туберкулезом, а это длительное и тяжелое заболевание. В туберкулезных больницах впервые возникли подобия школ как средового пространства. Но в целом понимание важности учебы для маленьких пациентов пришло гораздо позже.
Сергей Витальевич, первые шаги в госпитальной педагогике были сделаны в 2013–2014 годах, с появлением вашего проекта в НМИЦ им. Д. Рогачева. В чем его суть?
Главное – чтобы каждый день ребенка был насыщен событиями. Когда у тебя время чем-то наполнено, то и жизнь по-другому течет. Не забывайте, что эти дети проходят через боль, у них тревожные мысли и страхи. Поэтому школа нужна не только для того, чтобы не отстать от учебы, но и чтобы восстановить нормальную жизнь во всем ее многообразии. Это и для родственников важно: зная, что ребенок занят делом, увлечен, они и сами успокаиваются.
Ваши педагоги преподают только в стационаре или еще и в обычной школе? И кто платит им зарплату?
Не секрет, что для некоторых ребят сама учеба – источник стресса: отметки, контрольные, волнения. А в больнице ко всему этому прибавляются еще и плохое самочувствие, операции и процедуры. Не накладывается ли один стресс на другой?
Учеба вообще не должна быть стрессом. Российская система образования построена на контроле и надзоре, а нужно ее строить на личных достижениях и успехах, доверии. Учебой можно поднять ребенка с кровати, а можно, наоборот, в нее загнать. Здесь нельзя вообразить, чтобы учитель кричал на подопечного, обзывал его и заставлял учиться. Мы стараемся говорить с детьми тактично, уважительно, серьезно, оценивать адекватно, но бережно. Госпитальная педагогика основана на потребностях и особенностях ребенка в сложной жизненной ситуации. Это не только передача знаний и навыков, но и восстановление когнитивных функций, которые утрачиваются или нарушаются во время лечения. Есть два пути – формальное образование и неформальное. С формальной точки зрения, под каждого ученика выстраивается адаптивная образовательная программа. Учителя, имеющие двойную квалификацию – педагог и тьютор, – узнают у родителей об особенностях ребенка; за его эмоциональное состояние отвечают психологи нашей службы. То есть в основе индивидуальной программы – совокупность информации, собранной из разных источников. Если врачи говорят, что пациенту можно вот столько, и не больше, – ищем главные приоритеты в его учебе. И делаем это вместе с ребенком и его родителями.
Что же такое неформальное образование?
Представьте себе: ребенок демотивирован, ему ничего не хочется делать, его, возможно, тошнит, кругом унылые стены палаты… Попробуйте в такой ситуации зажечь в нем искру интереса! И тут начинается творческий поиск. По С. Выготскому, мы идем через зону ближайшего развития ребенка. Допустим, ему нравится живопись, музыка, любит что-то мастерить, а может, даже в политике разбирается – заходим с этой стороны и пытаемся разбудить азарт, интерес. Наш постоянный помощник – цифровая образовательная среда. Педагог приходит к нему с планшетом, в котором море информации по многим темам. Конечно, современный ребенок не живет без гаджетов, особенно когда болеет: для него это выход в другой мир, яркий и волшебный. Но мы предлагаем отвлечься, подумать, что-то сделать руками, хотя бы пописать ручкой, чтобы мелкая моторика развивалась, даем интерактивные задания. Физика у нас преподается через робототехнику, на уроках учителя физики Александра Лоскутова ребята собирают вручную всякие занимательные штуки. Историю также легко преподавать в игровой форме, там ведь целый калейдоскоп событий и личностей. С учителем истории Иваном Долуевым ученики играют в исторические настольные игры, а победители получают памятные монеты, распечатанные на принтере. Главное – научить ребенка ставить цели, зажечь огнем познания.
А бывали случаи, когда учеба способствовала выздоровлению?
Как вы налаживаете отношения с врачами? Нет ли недовольства, мол, отвлекаете пациентов, мешаете?
Госпитальная педагогика основана на понимании ценностей, и на ценности жизни в первую очередь.
-->
Воспитательный процесс и роль педагога в его организации.
В целостном педагогическом процессе важное место занимает процесс воспитания. Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд особенностей[1].
Во-первых, воспитание - процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.
Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.
В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.
В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.
В-пятых, особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.
В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание.
Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности[2]; это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания - это организованное, целенаправленное руководство воспитанием школьников в соответствии с целями, поставленными обществом[3].
Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых личность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержанию совпадают влияния организованной воспитательной деятельности и объективных условий, тем успешнее осуществляется формирование личности.
Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный. Комплексность в данном контексте означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педагогическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформированное не соответствуют развитию других качеств.
Комплексный характер воспитательного процесса требует соблюдения целого ряда важных педагогических требований, тщательной организации взаимодействия между воспитателями и воспитанниками[4].
Воспитательному процессу присущи значительная вариативность и неопределенность результатов[5]. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться. Это обусловлено действиями названных выше субъективных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспитанию. Уровень профессиональной подготовленности воспитателей, их мастерство, умение руководить процессом также оказывают большое влияние на его ход и результаты.
Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его течение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распоряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воздействие.
Важным аспектом изучения воспитательного процесса как определяющего компонента педагогического процесса является содержание воспитания. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами[6]. Умственное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспитания - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.
В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и сегодня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.
В основе современной идеологии воспитания лежат следующие компоненты[7]:
- совместная деятельность детей и взрослых. Поиск совместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе;
- самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной позицией. Важнейший элемент содержания воспитания - культура жизненного самоопределения человека. Жизненное самоопределение - понятие более широкое, чем только профессиональное и даже гражданское. Культура жизненного самоопределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение;
- личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подросток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической заботы. Надо развивать их индивидуальные склонности и интересы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинства. Движение от ближайших интересов воспитанников к развитию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания;
- коллективистская направленность. В содержании воспитательной работы предстоит преодолеть отношение к коллективу как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравственные силы.
Следовательно, устремленность школы в жизнь - залог обновления содержания и способов воспитания, открывающего путь от нивелирования личности к ее разностороннему развитию; от заучивания догм к познанию и преобразованию мира; от авторитарности и отчужденности к гуманности и сотрудничеству[8].
Как практически должно быть организовано воспитание в рамках педагогического процесса для осуществления этих идей? Сегодня мало сообщить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбежно возникают практические вопросы - для чего это нужно, что это дает? Пожалуй, именно эта практическая сторона должна выйти на первый план и стать мощным стимулом выработки положительного отношения к процессу воспитания. Здесь особая роль в воспитательном процессе возлагается на педагога, его особенности организовывать свое взаимодействие с воспитуемыми.
Характер этого взаимодействия определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной внешне проявляющейся организаторской деятельности. Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели[9].
Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога. Воспитательная работа, отмечал
А.С. Макаренко, есть прежде всего работа организатора[10]. Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности.
Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.
В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей: усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи; подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения; определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных; распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж; внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей; учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи; определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование; работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность; итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности[11].
Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к организаторской деятельности педагога.
Специфика организаторской деятельности педагога проявляется, прежде всего, в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. Л. И. Уманский отмечал в связи с этим, что конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей[12].
Своеобразная отстраненность организаторской деятельности педагога от результатов деятельности детей, тем не менее, обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивных и непродуктивных видов деятельности. В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы школьников. Однако основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический характер.
Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов[13]. Отсюда организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.
Общие функции организаторской деятельности специфически проявляются в деятельности педагога. Первое место среди них занимает функция групповой интеграции, формирования межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установившиеся взаимосвязи, взаимоотношения и скоординированные действия внутри группы, т.е. внутренние коммуникации.
Вторая функция - внешнекоммуникативная, направленная на установление связей и координацию действий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими организациями (вертикальная коммуникация). Третья и четвертая функции вытекают из понимания самой сущности организаторской деятельности и связаны с обучением и воспитанием, понимаемых в самом широком смысле этих явлений. В деятельности педагога эти четыре функции проявляются в единстве и взаимообусловленности, выступая в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой.
Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех составных частей школы, всех её состояний, в процессе которых происходит: во-первых, передача положительного опыта старшего поколения; во-вторых, формирование способности воспользоваться этим капиталом.
Следовательно, взаимодействие педагогов и воспитанников в педагогическом процессе должно быть направлено на развитие личности, социального и профессионального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой. Для этого необходимо при организации воспитательных отношений использовать потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включать обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей, готовности к осознанному выбору профессии, экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, эстетическое отношение к окружающему миру, потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры, активной жизненной позиции.
[1] См.: Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, 2000. С.27-33.
[2] Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого.С.49.
[3] Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. С.31.
[4] Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т.1. С.55.
[5] Смирнова Г. Воспитательная система средней школы // Воспитание школьников. 2003. № 8. С.94.
[6] Караковский В.А. Воспитательная система школы. М., 1997. С.71.
[8] Подласый И.П. Указ. соч. С.72.
[9] Кураковский В.А. Указ. соч. С.60.
[10] Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М., 1978. Т.1. С.27.
[11] Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М., 1980. С.32-25.
Воспитательный процесс с точки зрения разных факторов. Роль педагога в воспитательном процессе.
Что такое воспитательный процесс?
Педагог в воспитательном процессе.
Воспитание является очень важным звеном в педагогическом процессе. Воспитание как процесс представляет собой целенаправленное формирование личности. Оно имеет совокупность взаимных действий самого педагога (воспитателя) с его воспитанниками. Такое взаимодействие определенным образом организовано, оно управляется и контролируется. Итогом воспитательного процесса будет являться сформированная личность, которая станет полезна и нужна обществу.
Воспитание представляет собой непрерывный процесс. Как важное звено в педагогическом процессе, воспитание представляет собой систематическое взаимодействие педагога (воспитателя) с воспитанниками. В случае если процесс воспитание является нерегулярным, то усвоенный воспитанником опыт забывается, и тогда возникает необходимость повторного усвоения.
Процесс воспитания с точки зрения целенаправленного процесса имеет высокую эффективность тогда, когда педагогом (воспитателем) ставится определенная цель воспитания. Эффективность будет намного больше в том случае, если данная цель воспитания, преследуемая педагогом, будет ясна и понятна самому воспитаннику, который согласиться ее принять.
В конце – концов, воспитательный процесс не имеет быстрых видимых результатов. Итог воспитания охарактеризовывается отсроченностью результатов от непосредственного начала воспитательного воздействия.
Большую роль в процессе воспитания играет педагог. В его задачи входит грамотно построить систему духовного воспитания и обучения воспитанников, а также правильно и логично организовать этот процесс.
Педагог должен контролировать не только ход воспитательного процесса, но и становление личности каждого воспитанника, становление его нравственных качеств, самовоспитания и саморазвития и т.п. Для достижения этих целей педагог сам должен представлять собой пример, содержать в себе необходимые нравственно-волевые свойства, объективность, чуткость к воспитанникам, ответственность, любовь к детям. В связи с чем, очень важны личностные качества самого педагога, его характер, педагогическое мышление, моральные ценности. Таким образом, педагог обязан иметь не только научную подготовку, но и должен обладать педагогическим талантом необходимо им а также организаторская деятельность.
Особое место в структуре целостной деятельности педагога занимает организаторская деятельность, благодаря которой воспитанники включаются в различные виды деятельности
Педагог в процессе воспитания должен одновременно выполнять и учитывать множество действий и факторов для успешного достижения конечной цели. В связи с многофакторностью воспитательного процесса, при его осуществлению педагогу необходимо вести учет и использовать в деятельности огромное количество как субъективных, так и объективных факторов. Воспитанники в воспитательном процессе подвергаются воздействию различных влияний, накапливая как положительный так и отрицательный опыт, который в последствии вновь подлежит корректировке. Поэтому многофакторность дает пояснение такому моменту, как неоднозначность результатов воспитания.
Читайте также:
- Что такое розгами кратко и понятно по литературе
- Что вы знаете о декабристах и их судьбе поэма дедушка кратко
- Как начиналось освоение новых земель география 8 класс кратко
- Статья 46 право на занятие педагогической деятельностью кратко
- Объясните значение выражения казанская богоматерь какие иконы богоматери вы знаете назовите кратко