Специфика воспитательной деятельности педагога госпитальной школы

Обновлено: 07.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Смысл и содержание воспитания………………………………………………3

Принципы воспитательной деятельности в рамках личностно ориентированной педагогики…………………………………………………..4

Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя……………………………………………………………………5-8

Перспективный план воспитательной работы классного руководителя…9-13

План воспитательной работы………………………………………………..14-25

Список используемой литературы…………………………………………….. 27

Смысл и содержание воспитания

Мы рассматриваем воспитание как составляющую целостного педагогического процесса, как совокупность последовательных действий (взаимодействий) воспитателя и воспитанника с целью образования, развития и формирования личности последнего в различных видах деятельности под руководством воспитателя.

Принципы воспитательной деятельности в рамках личностно ориентированной педагогики

Принцип природосообразности. Недопустимо, бессмысленно, вредно пытаться переделывать ребёнка. Природа – это корни. Воспитание – это крона.

Деятельностный принцип. Воспитывает не педагог, не нравоучения, а организация жизни детей, её живые уроки, которые образуют личностный опыт каждого воспитанника. Чем богаче школьная (классная) деятельность, тем сильнее она задевает сердца и души детей.

Принцип целостности в воспитании. Надо научиться понимать и принимать ребёнка как неразрывное единство биологического и психологического, социального и духовного, сознания и самосознания, рационального и иррационального.

Эгоцентрированный принцип. Индивидуальный подход, личностно-ориентированная педагогика означают отношение к ребёнку как к неповторимой, уникальной личности.

Возрастной принцип. Знание половозрастных особенностей детей.

Общие требования к составлению плана воспитательной работы классного руководителя

Работа над планом начинается с определения основных задач воспитательного процесса. Он составляется с учётом возраста учащихся и отражает различные направления деятельности классного руководителя.

В целях обеспечения гармоничного развития личности каждого школьника, отбирая содержание, классный руководитель должен включить в план, а затем и в реальный педагогический процесс познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, физкультурно-оздоровительную, ценностно-ориентационную и другие виды деятельности. При этом важно, чтобы и внутри названных видов деятельности достигалось достаточное разнообразие их конкретных видов.

Приступая к составлению плана, необходимо учитывать следующие источники планирования:

– документы нормативно-правового характера федерального и муниципального уровней,
– план учебно-воспитательной работы образовательного учреждения,
– рекомендации учителей класса и пожелания учащихся и их родителей.

Классный руководитель должен начинать работу над планом в конце предыдущего учебного года, когда становится известным распределение учебной нагрузки и классного руководства на новый учебный год. Если классный руководитель принимает новый класс, ему необходимо познакомиться с личными делами воспитанников, их семьями, изучить сложившуюся систему воспитательной работы в классе, традиции, официальную и неофициальную структуру коллектива. Все это поможет осуществлению преемственности в воспитательной работе. В конце учебного года рекомендуется провести с помощью школьного психолога диагностические ;срезы; в классе с целью выявления психологической атмосферы, сплоченности и других параметров коллективной жизнедеятельности. Полезно выявить преобладающие отношения воспитанников между собой, а также к учебе, труду, природе, искусству и другим явлениям и процессам окружающей действительности. Таким образом, подготовка к составлению плана воспитательной работы классного руководителя сводится к сбору информации о классном коллективе и отдельных воспитанниках. В ходе ее определяются доминирующие воспитательные задачи.


План воспитательной работы должен отвечать требованиям:

целеустремленность и конкретность образовательных задач;

краткость плана, его компактность;

разнообразие содержания, форм и методов, оптимальное сочетание просвещения и организации деятельности детей;

преемственность, систематичность и последовательность;

сочетание перспективности и актуальности намеченных видов работы;

единство педагогического руководства и активности воспитанников;

реальность, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, уровня их подготовленности и условий жизни;

связь внутриклассной работы с работой вне школы;

согласованность плана с деятельностью школы и детских общественных организаций;

гибкость и вариативность планирования.

План воспитательной работы имеет следующие разделы:

1. Анализ работы за прошедший учебный год, выделение проблем.
2. Общая и психолого-педагогическая характеристика класса.
3. Цели воспитательной работы в классе.
4. Задачи воспитательной работы в классе.
5. Коллективные творческие дела класса и образовательного учреждения.
6. Занятость учащихся во внеурочное время.
7. Собственно план по направлениям:
7.1 Работа с коллективом учащихся, с активом класса.
7.2 Работа с родителями.
7.3 Индивидуальная работа с учащимися.
7.4 Работа с учителями-предметниками, координация воспитательных взаимодействий со службами образовательного учреждения.

Если план воспитательной работы составляется для 1 класса, то, следовательно, первые два пункта опускаются.
Когда план в целом сформирован, наступает период его доводки. Классный руководитель обсуждает его отдельные разделы с коллегами, учителями, работающими с классом, родителями и учащимися, а также осуществляет корректировку с планами работ класса, детских общественных организаций. План классного руководителя богаче плана жизнедеятельности коллектива, поскольку содержит воспитательные мероприятия, касающиеся как коллектива в целом, так и отдельных воспитанников, их изучения, направления работы с родителями. Он, образно выражаясь, составляет своеобразный фон, на который налагается план работы класса, его актива, органов ученического самоуправления и отдельных учащихся. В своей совокупности, дополняя друг друга, эти планы предусматривают необходимое содержание тех учебных и общественно полезных дел, организация и выполнение которых направлены на формирование ценных деловых и нравственных качеств у школьников.

Перспективный план воспитательной работы классного руководителя

Перспективный план на год включает в себя, как правило, краткую характеристику класса, групп и отдельных учащихся, цель и задачи воспитательной работы и перечень основных дел по направлениям воспитания (экономическое, политическое, нравственное, правовое, эстетическое и т.д.). там указаны сроки, ответственные участники дел. Для перспективы воспитательного процесса это прекрасно. Но для повседневной работы такой план неудобен: уследить за всем трудно, можно упустить что-то значительное. Поэтому в текучке будней в практике воспитательной работы школы используют календарный план-сетку. Он удобен для повседневной работы, хотя здесь не видна перспектива, не просматривается логика воспитательного процесса, трудно прослеживается задача всестороннего развития детей.

Цель воспитательной работы с классом на год: стратегические и тактические задачи.

Результаты изучения классного коллектива и отдельных учащихся (обработанные анкеты, тесты, различные опросники, ролевые игры, участие детей в делах класса и школы, предложения по плану работы и т.д.).

Главный раздел – это сам план, который можно представить в таком виде.:

Содержание планирования

Календарные сроки проведения дел

Классного руководителя и актива (в начале недели)

Организация коллективной творческой деятельности учащихся (содержание воспитания)

Общественно полезная деятельность

Деятельность по профилю класса

Изучение учащихся, классного коллектива, хода учебно-воспитательного процесса

Дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся

Взаимодействие с малым педагогическим коллективом

Работа с родителями учащихся

Методические основы работы с перспективно-календарным планом: на план отводится 10 страниц – по количеству месяцев учебного года (подрежьте страницы, чтобы параметры планирования записать один раз на все месяцы).

Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный план-сетку. Причём отдалённые по временам дела можно писать карандашом (это даёт возможность перенести мероприятия). Дела, которые являются прерогативой детской активности, выделите цветом, чтобы чётче представить себе деятельность ребят и работу учителя. В работе по такому плану отпадает необходимость писать отчёт, что экономит ваше время. В плане отметьте выполненные и невыполненные дела, а те, что проводить нецелесообразно, зачеркните. В конце года проведите педагогический анализ.

А теперь рассмотрим, как планируются конкретные коллективные дела. Выбор форм и методов внеклассной работы зависит от цели, задач, содержания деятельности.

Подготовка и структура внеклассного занятия. Результат воспитательной работы зависит от изучения детского коллектива педагогом и умения моделировать воспитательные занятия, структура которых состоит в следующем:

Цель, задачи.

Оборудование.

Форма проведения.

В названии отражается тема внеклассного занятия. Оно должно быть лаконичным, привлекательным по форме и точно отражать содержание. Цель формулируется как общее направление работы, а задачи должны быть конкретными, направленными на развитие личностных качеств, отношений в классе и отражать содержание занятия.

К оборудованию внеклассного занятия относятся различные пособия, игрушки, схемы, литература, аудио- и видеосредства записи. Формой проведения может быть викторина, конкурсы, экскурсии и т.д. , должны быть указаны способы организации деятельности детей (распределение на команды, размещение детей). Ход занятия включает в себя описание содержания, методов воспитания, может представлять собой подробное описание как от первого лица, так и тезисный план с основным содержанием. При моделировании содержания важно учитывать его продолжительность и структуру.

Начинающему педагогу при моделировании содержания внеклассного занятия необходимо подобрать несколько дополнительных заданий, т.к. не выработано ещё чувство времени. Ход занятия включает в себя четыре основных этапа:

Организационный момент (1-3 мин.)

Цель : переключить детей на другой вид деятельности, вызвать интерес и положительные эмоции.

Вводная часть (9-15 мин.)

Цель : активизировать детей, расположить их к творческому участию. Можно использовать разные средства активизации задания на смекалку: ребус, кроссворд, шараду, головоломку, проблемную беседу и т.д.

Основная часть (20-25 мин.), по времени самая продолжительная.

Цель: реализация основной идеи занятия требует особой эмоциональной атмосферы. Педагог использует разнообразные методы формирования поведения: упражнения, воспитывающие ситуации, игры, поручения и т.п.

Заключительная часть (9-11 мин.)

Цель: систематизация детьми полученного опыта. Педагог использует конкретные задания тестового характера в форме кроссвордов, мини-викторин, игровых ситуаций.

План воспитательной работы

В школе создана воспитательная система, которая охватывает весь педагогический процесс, включая учебные знания и внеурочную деятельность.
Поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка, для решения каждой личностью четырёх задач на каждом возрастном этапе.
I этап – самопознание;
II этап – самоопределение;
III этап – самореализация;
IV этап – саморегуляция.

Цели и задачи воспитательного процесса:
Цели: воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной научными знаниями, готовой к сознательной трудовой деятельности и нравственному поведению.
Задачи:
- на основе изучения личности учащихся создать максимальные условия для физического, интеллектуального и нравственного развития детей;
- развивать индивидуальность каждого, подготовить детей к взрослой жизни;
- воспитание гражданской позиции, правовой культуры и ответственности за свои поступки;
- воспитание у детей ценностного отношения к своему здоровью и укрепление здоровья учащихся;
- укрепление связей с семьёй, распознавание психолого – педагогических знаний среди родителей.

Задачи на учебный год

1. Формирование классного коллектива, воспитание уважительного отношения к каждому члену коллектива.
2. Учить быть здоровым душой и телом, стремиться творить своё здоровье.
3. Воспитывать патриотические чувства к своей Родине, её истории, традициям.
4 . Прививать любовь к природе.
5. Прививать любовь к чтению, бережному отношению к школьному имуществу.

Сергей Шариков (на фото – справа)

Дети в больницах учились и раньше, но госпитальная педагогика не считалась чем-то заслуживающим внимания. Для учителей визиты в больницу были эмоциональной нагрузкой и отвечали простой схеме: ребенок болеет, он несчастный, ему нужно чуть-чуть знаний, чтобы не отстал. И только когда появился наш проект, нам удалось вытащить эту тему с задворок системы образования,

– рассказывает Сергей Шариков.

Экскурс в прошлое

Госпитальная педагогика берет свое начало с возникновения педиатрии как раздела медицины. Ведь не всегда детей лечили отдельно от взрослых. Педиатрия появилась в начале XIX века, первая детская больница – в 1804 году в Европе, а вторая – в России, в Санкт-Петербурге, знаменитая Филатовская. К началу прошлого века в нашей стране было уже около двух десятков детских больниц. Они содержались на средства меценатов, а уход и присмотр за детьми осуществляли сестры милосердия. Они также занимались развитием ребят: читали сказки, задавали простейшие задачки, то есть несли свою воспитательную миссию, понимая, что ребенок, находящийся на лечении, нуждается в этом. После войны появилось много детей, больных туберкулезом, а это длительное и тяжелое заболевание. В туберкулезных больницах впервые возникли подобия школ как средового пространства. Но в целом понимание важности учебы для маленьких пациентов пришло гораздо позже.

Сергей Витальевич, первые шаги в госпитальной педагогике были сделаны в 2013–2014 годах, с появлением вашего проекта в НМИЦ им. Д. Рогачева. В чем его суть?

Главное – чтобы каждый день ребенка был насыщен событиями. Когда у тебя время чем-то наполнено, то и жизнь по-другому течет. Не забывайте, что эти дети проходят через боль, у них тревожные мысли и страхи. Поэтому школа нужна не только для того, чтобы не отстать от учебы, но и чтобы восстановить нормальную жизнь во всем ее многообразии. Это и для родственников важно: зная, что ребенок занят делом, увлечен, они и сами успокаиваются.

Ваши педагоги преподают только в стационаре или еще и в обычной школе? И кто платит им зарплату?

Не секрет, что для некоторых ребят сама учеба – источник стресса: отметки, контрольные, волнения. А в больнице ко всему этому прибавляются еще и плохое самочувствие, операции и процедуры. Не накладывается ли один стресс на другой?

Учеба вообще не должна быть стрессом. Российская система образования построена на контроле и надзоре, а нужно ее строить на личных достижениях и успехах, доверии. Учебой можно поднять ребенка с кровати, а можно, наоборот, в нее загнать. Здесь нельзя вообразить, чтобы учитель кричал на подопечного, обзывал его и заставлял учиться. Мы стараемся говорить с детьми тактично, уважительно, серьезно, оценивать адекватно, но бережно. Госпитальная педагогика основана на потребностях и особенностях ребенка в сложной жизненной ситуации. Это не только передача знаний и навыков, но и восстановление когнитивных функций, которые утрачиваются или нарушаются во время лечения. Есть два пути – формальное образование и неформальное. С формальной точки зрения, под каждого ученика выстраивается адаптивная образовательная программа. Учителя, имеющие двойную квалификацию – педагог и тьютор, – узнают у родителей об особенностях ребенка; за его эмоциональное состояние отвечают психологи нашей службы. То есть в основе индивидуальной программы – совокупность информации, собранной из разных источников. Если врачи говорят, что пациенту можно вот столько, и не больше, – ищем главные приоритеты в его учебе. И делаем это вместе с ребенком и его родителями.

Что же такое неформальное образование?

Представьте себе: ребенок демотивирован, ему ничего не хочется делать, его, возможно, тошнит, кругом унылые стены палаты… Попробуйте в такой ситуации зажечь в нем искру интереса! И тут начинается творческий поиск. По С. Выготскому, мы идем через зону ближайшего развития ребенка. Допустим, ему нравится живопись, музыка, любит что-то мастерить, а может, даже в политике разбирается – заходим с этой стороны и пытаемся разбудить азарт, интерес. Наш постоянный помощник – цифровая образовательная среда. Педагог приходит к нему с планшетом, в котором море информации по многим темам. Конечно, современный ребенок не живет без гаджетов, особенно когда болеет: для него это выход в другой мир, яркий и волшебный. Но мы предлагаем отвлечься, подумать, что-то сделать руками, хотя бы пописать ручкой, чтобы мелкая моторика развивалась, даем интерактивные задания. Физика у нас преподается через робототехнику, на уроках учителя физики Александра Лоскутова ребята собирают вручную всякие занимательные штуки. Историю также легко преподавать в игровой форме, там ведь целый калейдоскоп событий и личностей. С учителем истории Иваном Долуевым ученики играют в исторические настольные игры, а победители получают памятные монеты, распечатанные на принтере. Главное – научить ребенка ставить цели, зажечь огнем познания.

А бывали случаи, когда учеба способствовала выздоровлению?

Как вы налаживаете отношения с врачами? Нет ли недовольства, мол, отвлекаете пациентов, мешаете?

Госпитальная педагогика основана на понимании ценностей, и на ценности жизни в первую очередь.

Метод

Директорская -

-->


Воспитательный процесс и роль педагога в его организации.

В целостном педагогическом процессе важное место зани­мает процесс воспитания. Сущ­ность, а также место и роль этого процесса легче всего понять, рассматривая его в структуре общего процесса формирования личности. Воспитание имеет ряд особенностей[1].

Во-первых, воспитание - процесс целенаправленный. Воспитание становится эффективным, когда педагог специально выделяет цель воспитания, к которой он стремится. Наибольшая эффективность достигается в том случае, когда эта цель известна и понятна воспитаннику, и он согласен принять ее.

Во-вторых, это процесс многофакторный. При его осуществлении учитель должен учитывать и использовать огромное количество объективных и субъективных факторов. Личность подвергается воздействию множества разнофакторных влияний и накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки. Многофакторность объясняет эффект неоднозначности результатов воспитания.

В-третьих, огромную роль в процессе воспитания играет личность педагога: его педагогическое мышление, черты характера, личностные качества, ценностные ориентиры.

В-четвертых, воспитательный процесс характеризуется отдаленностью результатов от момента непосредственного воспитательного воздействия. Воспитание не дает мгновенного эффекта. Его результаты не так ощутимы, не так явно обнаруживают себя, как, например результаты процесса обучения.

В-пятых, особенностью воспитательного процесса выступает его непрерывность. Воспитание, осуществляемое в ходе педагогического процесса – это процесс систематического взаимодействия воспитателей и воспитанников. Одно мероприятие, каким бы ярким оно ни было, не способно сильно повлиять на поведение воспитуемого, в частности ученика. Если же процесс воспитания не регулярен и идет от случая к случаю, то воспитателю приходится заново закреплять то, что уже осваивалось учеником, а затем забылось.

В той части, где формирова­ние личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, дей­ствуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соот­ветствии с поставленными задачами, и проявляется воспита­ние.

Воспитание - процесс целенаправленного формирования личности[2]; это специально организованное, управляемое и кон­тролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

В учебных пособиях по педаго­гике прежних лет была распространена формулировка, соглас­но которой процесс воспитания - это организованное, целе­направленное руководство воспитанием школьников в соответ­ствии с целями, поставленными обществом[3].

Установлено, что соответствие субъективных факторов, выражающих внутренние потребности личности, объективным условиям, в которых лич­ность живет и формируется, помогает успешно решать задачи воспитания. Чем больше по своему направлению и содержа­нию совпадают влияния организованной воспитательной дея­тельности и объективных условий, тем успешнее осуществляет­ся формирование личности.

Безусловно, процесс воспитания - процесс комплексный. Комплекс­ность в данном контексте означает единство целей, задач, со­держания, форм и методов воспитательного процесса, подчи­ненное идее целостности формирования личности. Формирование личностных качеств происходит не поочередно, а одновременно, в комплексе, поэтому и педаго­гическое воздействие должно иметь комплексный характер. Это не исключает, что в какой-то момент приходится уделять большее внимание тем качествам, которые по уровню сформи­рованное не соответствуют развитию других качеств.

Ком­плексный характер воспитательного процесса требует соблюде­ния целого ряда важных педагогических требований, тщатель­ной организации взаимодействия между воспитателями и вос­питанниками[4].

Воспитательному процессу присущи значительная вариа­тивность и неопределенность результатов[5]. В одних и тех же условиях последние могут существенно отли­чаться. Это обусловлено действиями названных выше субъек­тивных факторов: большими индивидуальными различиями воспитанников, их социальным опытом, отношением к воспи­танию. Уровень профессиональной подготовленности воспита­телей, их мастерство, умение руководить процессом также ока­зывают большое влияние на его ход и результаты.

Процесс воспитания имеет двусторонний характер. Его те­чение необычно тем, что идет в двух направлениях: от воспи­тателя к воспитаннику и от воспитанника к воспитателю. Управление процессом строится главным образом на обратных связях, т. е. на той информации, которая поступает от воспитанников. Чем больше ее в распо­ряжении воспитателя, тем целесообразнее воспитательное воз­действие.

Важным аспектом изучения воспитательного процесса как определяющего компонента педагогического процесса является содержание воспитания. Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами[6]. Умствен­ное, физическое, трудовое и политехническое, нравственное, эстетическое воспитание, слитые в целостном педагогическом процессе, и дают возможность достичь главную цель воспита­ния - формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

В последние годы взгляды на содержание воспитательного процесса быстро и радикально менялись. Нет единства и се­годня: наше общество, а вместе с ним и школа переживают трудный период постижения объективной истины. Взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания.

В основе современной идеологии воспитания лежат следующие компоненты[7]:

- совместная деятельность детей и взрослых. Поиск со­вместно с детьми нравственных образцов, лучших образцов ду­ховной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни состав­ляют содержание работы воспитателя, обеспечивая активную личную позицию школьника в воспитательном процессе;

- самоопределение. Развивающее воспитание предполагает формирование целостной личности - человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и жизненной по­зицией. Важнейший элемент содержания воспитания - куль­тура жизненного самоопределения человека. Жизненное само­определение - понятие более широкое, чем только профес­сиональное и даже гражданское. Культура жизненного самооп­ределения характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья. Именно в гармонии человека с самим собой должно идти гражданское, профессиональное и нравственное самоопределение;

- личностная направленность воспитания. В центре всей воспитательной работы школы должны стоять не программы, не мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, подрос­ток, юноша - высшая цель, смысл нашей педагогической за­боты. Надо развивать их индивидуальные склонности и инте­ресы, своеобразие характеров, чувство собственного достоинст­ва. Движение от ближайших интересов воспитанников к разви­тию высоких духовных потребностей должно стать правилом воспитания;

- коллективистская направленность. В содержании воспи­тательной работы предстоит преодолеть отношение к коллек­тиву как к сугубо дисциплинарному средству, способному лишь подавлять личность, а не возвышать ее духовные, нравствен­ные силы.

Следовательно, устремленность школы в жизнь - залог обновления содер­жания и способов воспитания, открывающего путь от нивелирования личности к ее разностороннему разви­тию; от заучивания догм к познанию и преобразованию мира; от авторитарности и отчужденности к гуманности и со­трудничеству[8].

Как практически должно быть организовано воспитание в рамках педагогического процесса для осуществления этих идей? Сегодня мало сооб­щить воспитаннику: человек должен получить умственное, нравственное, эстетическое и т. д. воспитание. У него неизбеж­но возникают практические вопросы - для чего это нужно, что это дает? Пожалуй, именно эта практическая сторона должна выйти на первый план и стать мощным стимулом выработки положительного отношения к процессу воспитания. Здесь особая роль в воспитательном процессе возлагается на педагога, его особенности организовывать свое взаимодействие с воспитуемыми.

Характер этого взаимодействия определяется качеством осуществления педагогом относительно самостоятельной внешне проявляющейся организаторской деятельности. Организаторская деятельность, будучи отнесенной к отдельному человеку, есть не что иное, как система взаимосвязанных действий (технологий), направленных на объединение групп людей для достижения общей цели[9].

Особое место организаторская деятельность занимает в структуре целостной деятельности педагога. Воспитательная работа, отмечал

А.С. Макаренко, есть прежде всего работа организатора[10]. Благодаря организаторской деятельности педагога учащиеся включаются в различные виды деятельности.

Содержание деятельности педагога на этапе осуществления педагогического процесса может быть представлено взаимосвязанной системой таких педагогических действий, как постановка перед воспитанниками целей и разъяснение задач деятельности; создание условий для принятия задач деятельности коллективом и отдельными воспитанниками; применение отобранных методов, средств и приемов осуществления педагогического процесса; обеспечение взаимодействия субъектов педагогического процесса и создание условий для его эффективного протекания; использование необходимых приемов стимулирования активности учащихся; установление обратной связи и своевременная корректировка хода педагогического процесса.

В теории управления организаторскую деятельность в ее собственно узком смысле принято рассматривать конечным, завершающим звеном в широкой системе управления людьми. В развернутом виде ее структура отражает последовательность относительно самостоятельных этапов и их взаимосвязей: усвоение задачи, установление соотношения организаторов и организуемых к условиям задачи; подбор младших организаторов, ознакомление организуемых с задачей, принятие коллективного решения; определение материальных средств, временных и пространственных условий, планирование на основе оптимальных данных; распределение обязанностей, определение формы организации, инструктаж; внутренняя координация и взаимосвязь, работа с младшими организаторами, обеспечение внешних связей; учет, контроль, анализ эффективности хода выполнения задачи; определение ударных участков, перегруппировка сил, средств и перепланирование; работа по завершению выполнения задачи, сдача работы и материальных средств, отчетность; итоговый анализ выполнения задачи и оценка индивидуальной и коллективной деятельности[11].

Эта структура организаторской деятельности в равной мере относится и к организаторской деятельности педагога.

Специфика организаторской деятельности педагога проявляется, прежде всего, в ее целях. Она не имеет конкретного предметного результата, который можно было бы воспринимать с помощью органов чувств, поскольку направлена на обеспечение эффективности других видов деятельности (учебной, трудовой, научной). Содержание, формы и методы организаторской деятельности педагога всегда подчинены тому или иному виду деятельности детей. Л. И. Уманский отмечал в связи с этим, что конечная цель организаторской деятельности задается, как правило, не самим организатором, а другим человеком или группой людей[12].

Своеобразная отстраненность организаторской деятельности педагога от результатов деятельности детей, тем не менее, обнаруживает свою эффективность в количественно-качественных показателях продуктивных и непродуктивных видов деятельности. В то же время о ее эффективности можно судить и по таким критериям, как уровень развития коллектива, обученность и воспитанность учащихся, характер сложившихся взаимоотношений, сплоченность группы школьников. Однако основной продукт организаторской деятельности всегда носит психологический характер.

Деятельность педагога-организатора, как и любая другая, строится на основе переработки поступающей информации. Важнейшей для организаторской деятельности является психологическая информация о свойствах и состояниях коллектива и его отдельных членов[13]. Отсюда организаторская деятельность представляет собой различные методы, средства и приемы психологического и педагогического воздействия и взаимодействия.

Общие функции организаторской деятельности специфически проявляются в деятельности педагога. Первое место среди них занимает функция групповой интеграции, формирования межличностного внутреннего единства. Результатом осуществления этой функции являются установившиеся взаимосвязи, взаимоотношения и скоординированные действия внутри группы, т.е. внутренние коммуникации.

Вторая функция - внешнекоммуникативная, направленная на установление связей и координацию действий между микрогруппами (горизонтальная коммуникация) и вышестоящими организациями (вертикальная коммуникация). Третья и четвертая функции вытекают из понимания самой сущности организаторской деятельности и связаны с обучением и воспитанием, понимаемых в самом широком смысле этих явлений. В деятельности педагога эти четыре функции проявляются в единстве и взаимообусловленности, выступая в разных сочетаниях при преобладании то одной, то другой.

Основным признаком эффективного педагогического взаимодействия является взаимосвязь всех составных частей школы, всех её состояний, в процессе которых происходит: во-первых, передача положительного опыта старшего поколения; во-вторых, формирование способности воспользоваться этим капиталом.

Следовательно, взаимодействие педагогов и воспитанников в педагогическом процессе должно быть направлено на развитие личности, социального и профессионального становления, гармонизацию взаимоотношений детей с окружающим социумом, природой, самим собой. Для этого необходимо при организации воспитательных отношений использовать потенциал основных и дополнительных образовательных программ и включать обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей гражданственности и патриотизма, уважения к правам и свободам человека, опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей, готовности к осознанному выбору профессии, экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью, эстетическое отношение к окружающему миру, потребности самовыражения в творческой деятельности, организационной культуры, активной жизненной позиции.

[1] См.: Зимняя И.Л. Общая стратегия воспитания в системе непрерывного образования: подход, концепция, стратегия. Ярославль, 2000. С.27-33.

[2] Педагогика / Под ред. И.П.Пидкасистого.С.49.

[3] Азаров Ю.П. Искусство воспитывать. М., 1985. С.31.

[4] Новикова Л.И., Сидоркин А.М. Воспитательная система // Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993. Т.1. С.55.

[5] Смирнова Г. Воспитательная система средней школы // Воспитание школьников. 2003. № 8. С.94.

[6] Караковский В.А. Воспитательная система школы. М., 1997. С.71.

[8] Подласый И.П. Указ. соч. С.72.

[9] Кураковский В.А. Указ. соч. С.60.

[10] Макаренко А.С. Избранные педагогические сочинения. М., 1978. Т.1. С.27.

[11] Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности. М., 1980. С.32-25.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитательный процесс с точки зрения разных факторов. Роль педагога в воспитательном процессе.

Что такое воспитательный процесс?

Педагог в воспитательном процессе.

Воспитание является очень важным звеном в педагогическом процессе. Воспитание как процесс представляет собой целенаправленное формирование личности. Оно имеет совокупность взаимных действий самого педагога (воспитателя) с его воспитанниками. Такое взаимодействие определенным образом организовано, оно управляется и контролируется. Итогом воспитательного процесса будет являться сформированная личность, которая станет полезна и нужна обществу.

Воспитание представляет собой непрерывный процесс. Как важное звено в педагогическом процессе, воспитание представляет собой систематическое взаимодействие педагога (воспитателя) с воспитанниками. В случае если процесс воспитание является нерегулярным, то усвоенный воспитанником опыт забывается, и тогда возникает необходимость повторного усвоения.

Процесс воспитания с точки зрения целенаправленного процесса имеет высокую эффективность тогда, когда педагогом (воспитателем) ставится определенная цель воспитания. Эффективность будет намного больше в том случае, если данная цель воспитания, преследуемая педагогом, будет ясна и понятна самому воспитаннику, который согласиться ее принять.

В конце – концов, воспитательный процесс не имеет быстрых видимых результатов. Итог воспитания охарактеризовывается отсроченностью результатов от непосредственного начала воспитательного воздействия.

Большую роль в процессе воспитания играет педагог. В его задачи входит грамотно построить систему духовного воспитания и обучения воспитанников, а также правильно и логично организовать этот процесс.

Педагог должен контролировать не только ход воспитательного процесса, но и становление личности каждого воспитанника, становление его нравственных качеств, самовоспитания и саморазвития и т.п. Для достижения этих целей педагог сам должен представлять собой пример, содержать в себе необходимые нравственно-волевые свойства, объективность, чуткость к воспитанникам, ответственность, любовь к детям. В связи с чем, очень важны личностные качества самого педагога, его характер, педагогическое мышление, моральные ценности. Таким образом, педагог обязан иметь не только научную подготовку, но и должен обладать педагогическим талантом необходимо им а также организаторская деятельность.

Особое место в структуре целостной деятельности педагога занимает организаторская деятельность, благодаря которой воспитанники включаются в различные виды деятельности

Педагог в процессе воспитания должен одновременно выполнять и учитывать множество действий и факторов для успешного достижения конечной цели. В связи с многофакторностью воспитательного процесса, при его осуществлению педагогу необходимо вести учет и использовать в деятельности огромное количество как субъективных, так и объективных факторов. Воспитанники в воспитательном процессе подвергаются воздействию различных влияний, накапливая как положительный так и отрицательный опыт, который в последствии вновь подлежит корректировке. Поэтому многофакторность дает пояснение такому моменту, как неоднозначность результатов воспитания.

Читайте также: