Специфика прозы как рода литературы кратко

Обновлено: 19.05.2024

Когда мы говорим о литературном роде и жанре, мы говорим о типе литературного произведения. Литературный род и жанр – определенный тип литературного произведения. Дело в том, что литературное произведение не существует само по себе. Оно существует лишь как представитель определенного рода и жанра. Невозможно создать литературное произведение, которое было бы абсолютно непохоже на какие-либо другие литературные произведение. Исторической жизнью произведения также живут лишь как представители определенного рода и жанра.

Литературное произведение представляет собой совмещение уникальных свойств, которые определяют его индивидуальность. С другой стороны в любом литературном произведении есть какие-то типические свойства, которые наоборот, сближают данное произведение с какими-то другими произведениями, т.е. есть типические свойства. Мы выделяем типы литературных произведений. Степень соотношения индивидуальных и типичных зависит от этапа развития словесности, литературного направления.

Определение литературного рода по Тамарченко:

Литературный род – это понятие, которое вводится с одной стороны для обозначения группы жанров, обладающих сходными структурными признаками. С другой стороны для дифференциации (различения) основных возможностей словесного творчества.

Ода, элегия, сонет, послание – лирика. На основе общих (структурных) признаков лирика будет отличаться от других родов. У лирики, эпоса и драмы есть основные возможности словесно-художественного творчества.

Родовые свойства литературного произведения – это наиболее общие, универсальные, надисторические свойства. Жанры – это, наоборот, исторически сложившаяся разновидность литературного произведения.

Критерии разграничения литературных родов

Аристотель рассматривает искусство как подражание прекрасной природе. С точки зрения Аристотеля есть три способа подражания: рассказывание о событии, как о чем-то отдельном от себя (например, эпос Гомера); оставаясь самим собой, не меняя своего лица (лирика); подражать можно, показывая всех изображающих лиц как действующих и деятелей (драма).

В основе разграничения литературных родов Аристотель кладет тип отношения субъекта высказывания и предмета речи.

В XIXвеке литературные роды начали мыслиться как типы художественного содержания. Все объективное по Гегелю в драме является проявленной субъективной воли индивидуума.

Условия повышения эффективности литературного образования дошкольников

. требующая размышления, напряжения душевных сил. На современном этапе у литературного произведения много заместителей: аудио, видео, телевидение, компьютерная игра. Традиционно . функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству .

Гегель рассматривал драму как наивысший род литературы. В начале XXвека появляются лингвистическая и психологическая трактовки литературных родов.

Лингвистическая трактовка соотносит литературные роды с явлениями языка, с категориями лица и времени. Лирика – первое лицо, драма – второе лицо, эпос – третье лицо. Лирика – настоящее время, эпос – прошедшее время, драма – будущее время.

Психологическая трактовка соотносит литературные роды с категорией психики. Эпос – воспоминание, лирика – представление, драма – воля.

Не учитывая аспекты самого литературного произведения, Кожинов перечисляет признаки, связанные со структурой самого литературного произведения: разный объем словесного текста (сжатость в лирике, ограниченные размеры в драме, просторность, протяженность в эпосе), природа времени и темп развития (мгновенность, точность в лирике, перфектность, замедленность в эпосе, устремленность в будущее в драме), способ присоединения (свободное присоединение в эпосе, жесткая причинно-следственная связь между эпизодами – драма, единство лирического сюжета – лирика), специфика композиционно-речевых форм (лирика – монолог, драма – диалог, эпос – смешение).

Кожинов пишет о том, что родовые свойства литературного произведения – наиболее общие, универсальные, которые существуют как на поверхности текста, так и на его глубине.

В современном литературоведении учитываются все предшествующие критерии (условия)

Современный подход принято описывать по трем критериям:

1) Композиционно-речевая организация

Каждый литературный род имеет свой предмет изображения. Один субъект речи – лирика, первичный и вторичный субъект речи – эпос, чередование реплик плюс авторские ремарки – драма. Это самый поверхностный критерий

2) Характер развития действия в литературном произведении. Тип, ситуация, события, композиция, которые лежат в основе развития действий. P.S. может оказаться решающим.

3) Предметно-смысловая сфера. Литературный род имеет свой предмет изображения. Современное литературоведение литературные роды рассматривает как архитектонические формы, т.е. как формы организации жизненных ценностей.

(48)Драма, как литературный род. Драматические жанры

Помимо межродовых форм существуют еще и внеродовые формы (произведения, которые лишь в незначительной степени обладают родовыми признаками, а то и лишены их вовсе) (эпиграмма, очерк).

Лирика как род литературы

1. Предмет лирики как литературного рода

2. Специфика лирического события и лирического сюжета.

3. Семантическая структура лирического произведения

О моде.(Часть 1.) Мода. Мода — слово, которое знает каждый. Подразумевая в п

. хотят показать свою индивидуальность и при этом одеться максимально по моде. Это взаимоисключающие потребности. Главная проблема моды. Несмотря на то, что наиболее общие каноны меняются достаточно медленно, в . т.д. Все это очень сильно напоминает обычные правила и клиширование, стандартизацию. Иными словами, мода с одной стороны позволяет людям легче понимать друг друга. Так, например, если .

Как раз в силу обобщенности лирического персонажа читателю легко отождествить себя с ним. При этом логические связи между словами в лирике могут отсутствовать. Однако, несмотря на отсутствие логических связей, лирика все равно обладает большой внушающей заражающей читателя силой. Способность лирики обладать большой внущающей заражающей читателя силой называется суггестивностью.

3. Семантическая структура лирического произведения. (по концепции Тамары Исааковны Сильман).

Это и миг, и вечность одновременно. Обобщающая часть фиксирует миг постижения субъектом переживания вневременной сути происходящего, вневременного смысла происходящего.

Н-р. моностих Джузеппе Унгаретти

. Такая прозаизация (в негативном значении этого слова) нередко оборачивается изменой основному принципу лирического творчества, безуспешной попыткой со стороны лирики освоить то, что уже давно освоено прозой. . литературы, все-таки недооценил возможности трансформации эпических и драматических начал в лирике. О соотношении в лирической поэзии внешней и внутренней ситуации (а ведь именно такое .

Эмпирическая часть в лирическом произведении может вообще отсутствовать, обобщающая часть присутствует в любом лирическом произведении, потому что универсальное время – одно из основных свойств лирики.

Примеры похожих учебных работ

Мотив любви в лирике Теодора Шторма

Тема № 8. Изучение лирических произведений.

. с нарушениями слуха эпических произведений. Анализ произведений разной эпической формы. Анализ характера литературного героя и задачи анализа. Тема № 8. Изучение лирических произведений. Лирика как особый род художественной литературы. Особенности .

Глава I. Специфика драмы

. драмы Драма в литературе занимает особое положение, так как она одновременно и полноправный литературный род, . лирическом произведении, но их роль и значение в эпическом и лирическом . Предмет . родов поэзии. Своеобразие драмы, ее отличие от эпоса и лирики .

Особенности образных систем в произведении Чынгыза Айтматова «Тополек мой, в .

Речевая деятельность учащихся в системе изучения литературной темы

. их диалогического общения на занятиях по литературе вместе с углублением анализа художественного произведения, расширением литературной эрудиции. Обучению школьников диалогическому общению во многом может способствовать анализ образцов .


Многие знаменитые произведения известных авторов написаны в прозе. В данной статье рассмотрим, что такое прозаическое произведение, каковы его особенности, какова жанровая специфика прозы.

Определение

Прозаическое произведение – это произведение, написанное без рифмы.

Прозаическое произведение не всегда является художественным произведением.

Особенности

Главное отличие прозаического произведения от поэтического заключается в отсутствии рифмы.

В большинстве случаев прозаическое произведение от поэтического можно отличить по форме: прозаическое произведение, как правило, имеет нестихотворную форму. Однако данная характеристика не единственная для определения того, прозаическое перед нами произведение или нет.

В прозаическом произведении, в отличие от поэтического, описываются конкретные явления, которые были в прошлом реально или вымышленно. Для поэзии важны чувства, для прозы – четкое описание изображаемого.

Прозаическое произведение эпично по своей природе.

В прозаическом произведении у автора насчитывается больше средств для выражения своей идеи и своего замысла.

Прозаические произведения усваиваются и понимаются читателями намного проще, чем поэтические произведения.

Особенности прозаических произведений

Рис. 1. Особенности прозаических произведений.

Жанры

В литературе существуют следующие прозаические жанры: роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и др.

Все эти жанры имеют свои особенности, но объединяет их отсутствие рифмы и конкретика описания.

Что мы узнали?

Прозаическое произведение – это произведение, написанное без рифмы. Главное отличие от поэтического произведения заключается в отсутствии рифмы. Прозаическое произведение имеет нестихотворную форму, но это не всегда так. Для прозаического произведения характерно описание конкретных явлений, четкое описание изображаемого, так как прозаическое произведение эпично по своей природе. Существует такие прозаические жанры, как роман, повесть, рассказ, новелла, очерк, мемуары, дневник, басня, притча, сказка, предание и др.

Открытая тетрадь и чернильница

В подобном наивном определении есть доля правды. Но мы сформулируем значение термина более чётко, а также вспомним, на какие жанры делится проза.

Проза — это.

Проза — это устный или письменный текст, в котором отсутствуют ритм и рифма как признаки поэтической речи.

С этой точки зрения, прозу можно рассматривать как противоположность поэзии. Однако существуют исключения, рождающиеся на стыке литературных жанров (что это?). О них мы поговорим позже.

Из истории прозы

Исторически поэзия древнее прозы. Она родилась как синтетическое искусство, близкое к музыке. Функции поэзии долгое время были сакральными.

В различные исторические эпохи в непохожих друг на друга социумах поэтическая речь использовалась как язык заклинаний, заговоров, мистериальных действ, а позже – молитв и народных песен. Проза возникла в период поздней античности, и её функции были совершенно иными.

В истории развития литературы периоды торжества прозаических жанров над поэтическими последовательно сменяют друг друга.

На рубеже столетий, когда общественные течения сдвигают привычные ценности, словно литосферные плиты, наступает потребность в поэтическом слове. Когда же наступают периоды стабильности, на первые позиции вновь выходят повести (что это такое?) и романы.

Также замечено, что в творчестве писателей по мере развития их дара закономерен переход от поэтической к прозаической речи. Мало кто знает, что в ранней юности стихи писали Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский.

К ХХ веку проза стала доминирующим жанрово-родовым явлением в литературе. Она наиболее соответствует масштабу задач и глубине проблем, стоящих перед современными авторами.

Прозаические жанры

Традиционно проза делится на крупную, среднюю и малую.

К жанрам крупной прозы относят:

  1. — сагу;
  2. — эпопею;
  3. — роман-эпопею;
  4. — роман.

Средняя проза представлена:

Малая проза включает в себя:

Отдельно выделяют фольклорные прозаические жанры, к которым относят сказ, сказку, побасенку или прозаическую басню (фаблио), побасенку.

Поэзия и проза

Заключение

Писать и анализировать прозу можно без особой литературоведческой подготовки, но это не значит, что труд прозаика легче, чем вдохновенный взлёт поэта.

Чтобы написать добротную повесть или пухленький роман, нужно хорошо знать предмет, о котором собираешься рассказать, обладать особым взглядом на мир, жизненным опытом и, конечно, усидчивостью!

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

В статье приведена абсолютно всем известная информация. Зачем все это так подробно расписывать? Не уверена, что кому-то статья будет полезной. Неужели есть такие, кто не может отличить прозу от поэзии?

В равной степени люблю как прозу, так и поэзию, не стоит преуменьшать одно за счет другого, я считаю. В мире много гениальных прозаиков, которые могут посоперничать с поэтами.

Литература относится к письменному творчеству, две ее распространенные формы – проза и поэзия.

  • Проза – это обычный стиль письма в литературе, который включает в себя сюжет, среду, персонажей, тему, настроение, точку зрения и т. д. Проза написана с использованием предложений, образующих абзац. Она также может включать диалоги.
  • Поэзия – это то, что вызывает чувства и образы. Автор тщательно выбирает стиль и отдельные слова, упорядочивая их таким образом, чтобы создать ритм и рифму. Именно наличие последней определяет поэзию, помогает на слух уловить разницу между ней и прозой. Стихотворение чаще всего разделено на строфы, законченную синтаксическую и смысловую организацию.

Организация поэтического слова

В поэзии каждый из речевых отрезков относится к отдельной строке. Она измеряется словами, слогами или группой слогов, иначе говоря стихотворной стопой.

Отечественные литературоведы делят систему организации слова в поэзии на 3 основные системы:

Системы стихосложения

  1. Силлабическая предполагает, что количество слогов в стихотворной строке должно быть строго одинаковым (см. творчество А. Кантемира)
  2. Тоническая основывается на размеренном проявлении ударного слога в строке, при этом количество безударных слогов не важно. Так слагается акцентный стих (см. произведения В. Маяковского).
  3. Силлабо-тоническая система состоит в чередовании ударных и безударных слогов.

Ключевые различия между прозой и поэзией

Различия между прозой и поэзией

Виды и жанры поэзии

  • Лирическая поэзия
  • Эпическая поэзия
  • Философская поэзия
  • Сатирическая поэзия

К жанрам причисляют балладу, лирику, лимерик, поэму, роман в стихах, рубаи, хайку, элегию и др.

Читайте также: