Современные педагогические технологии в начальной школе в беларуси

Обновлено: 06.07.2024

  • Педагогическая технология – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И. П. Волков).
  • Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М. Монахов).
  • Педагогическая технология – это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

В приведенных определениях педагогической технологии отражаются новые подходы и системные преобразования, происходящие сегодня в образовании, стремление педагогики соответствовать тем требования, которые предъявляются к ней как к науке, формирующей поколения, которые должны интегрироваться в новый меняющийся мир.

Признаки педагогической технологии

С развитием педагогических технологий возникает проблема определения того, в чем ее отличие от традиционной методики. В педагогических исследованиях, в частности в работах Г. Е. Муравьевой, мы читаем следующие мнения по этому поводу:

  1. Технология – это методика с жестко запрограммированным результатом, которого можно достичь и определенными средствами, предназначенными для достижения этого результата.
  2. Технология и методика – равнозначные понятия, но в последнем большее внимание уделяется личности ученика и учителя и способам их взаимодействия.
    1. Методика – более широкое понятие, она может включать в себя несколько технологий. В этом случае чаще всего методика и рассматривается в качестве целостной педагогической системы.

    Технология – это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. Функция технологии – в построении образовательного процесса, обеспечивающего заданный результат.

    Педагогическая технология начинается с диагностируемого целеполагания, где цели должны быть представлены в действиях ученика или эталонах этих действий; затем образовательные цели трансфор­мируются в адекватные им учебные задачи (обобщенные цели де­ятельности), предъявляемые учащимся в виде учебных заданий и составляющие основу их учебной деятельности; далее (в различных вариантах) проектируются блоки диагностики; структуры учебного процесса, методического инструментария педагога, организующего его управляющую деятельность, к которому относятся активные методы и средства обучения, методы интенсификация обучения, новые технологии обучения, контроля, коррекции и оценки результата с использованием.

    Е.О. Иванова указывает на то, что к наиболее важным признакам педагогических технологий относятся:

    • педагогическая идея, то есть определенная методолоческая, философская позиция (технология процесса передачи знаний и технология развития личности);
    • фиксированная последовательность педагогических действий, операций, коммуникаций, выстраиваемая в соответствии с целевыми установками, конкретным ожидаемым результатом;
    • процесс взаимодействия учителя и учащихся с учетом их индивидуальных характеристик и дидактических принципов обучения;
    • воспроизводство любым учителем элемента педагогической технологии, что гарантирует достижение планируемых результатов (государственного стандарта) всеми школьниками;
    • диагностические процедуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий измерения результатов деятельности.

    Основные методологические требования, предъявляемые к педагогическим технологиям, (критерии технологичности) выделены Селевко Г .К.:

    • концептуальность – каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию;
    • системность – педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех частей, целостностью;
    • управляемость – возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов;
    • эффективность – педагогическая технология должна гарантировать достижение определенного результата при оптимальных затратах;
    • воспроизводимость – возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

    Классификация педагогических технологий

    Существует множество различных классификаций педагогических технологий. Эти классификации создавались в различное время, и каждая из них несёт в себе авторскую особенность.

    Классификации образователь­ных технологий выполняются по широкому спектру оснований: по видам педагогического воздействия на учащихся; по возможности сочетания с традиционной системой обуче­ния; по компонентам методической системы обучения; по технологическим моделям обучения; профессионально ориентированные технологии и др.

    Многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут быть классифицированы в несколько обобщенных групп

    Классификация педагогических технологий

    по требуемым ресурсам

    • технологии, реализуемые на отдельных этапах урока
    • технологии, охватывающие отдельное занятие
    • технологии, реализуемые в масштабах учебного предмета
    • технологии, требующие реорганизации педагогического процесса в учебном заведении
    • технологии, реализуемые с помощью технических устройств
    • технологии, реализуемые с помощью печатных материалов
    • технологии, предъявляющие особые требования к расстановке мебели в аудитории

    по целевой ориентации

    СОВРЕМЕННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

    В условия, предъявляемые современными требованиями к образовательному процессу, хорошо вписываются известные педагогические технологии, направленные на развитие обучаемого, формирование у него компетенций, необходимых для приобретения знаний, жизненного опыта и социализации:

    1. Технология проблемного обучения – развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся через поисковые методы, постановку познавательных задач.
    2. Технология модульного обучения – обеспечение гибкости учения, приспособление его к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки через использование самостоятельной работы обучающихся с индивидуальной учебной программой.
      1. Технология развивающего обучения – развитие личности и способностей через вовлечение обучаемых в различные виды деятельности, ориентацию учебного процесса на потенциальные возможности человека.
      2. Технология дифференцированного обучения – создание оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов учащихся через применение методов индивидуального обучения, создания возможности усвоения материала на различных планируемых уровнях.
      1. Активное (контекстное) обучение – такая организация активности обучаемых, при которой активно используется моделирование предметного и социального содержания учебной (профильной, профессиональной) деятельности.
      2. Игровое обучение – обеспечение личностно-деятельного характера усвоения знаний, навыков, умений через использование игровых методов, позволяющих вовлечь обучаемых в творческую деятельность.
      3. Обучение развитию критического мышления – обеспечение развития критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс с использованием интерактивных методов обучения, вовлечение учащихся в различные виды деятельности, соблюдение трех этапов реализации технологии: вызов (актуализация субъектного опыта), осмысление, рефлексия.

      ТЕХНОЛОГИЯ ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

      При программированном обучении учащийся осваивает содержание небольшими порциями. После каждой дозы информации получает задание, а после выполнения – указание о правильности выполнения. Если задание выполнено правильно – переход к следующей порции материала, если нет – даются соответствующие пояснения и указания.

      Ключевые элементы программированного обучения:

      • подача материала небольшими порциями;
      • установка проверочного задания для контроля усвоения каждой порции информации;
      • предъявление ответа для самоконтроля;
      • варьирование указаний в зависимости от правильности ответа.

      Реализация

      Основным компонентом программированного обучения является обучающая программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, изложенный по темам, которые разделены на небольшие части, именуемые кадрами, удобные для усвоения. В этом материале отражено не только содержание подлежащего изучению предмета, но и программа действий, которую должен выполнять учащийся для овладения учебным материалом.

      Достоинства:

      • индивидуализация обучения;
      • большая самостоятельность и активность учащихся;
      • наличие постоянной процессуальной обратной связи между педагогом и учащимися.

      Ограничения

      Данная технология эффективна лишь в том случае, когда изучаемый материал поддается формализации. Нецелесообразно программировать учебный материал, который носит описательный, образный и эмоциональный характер. Более подходящим для программирования является материал, содержащий факты, понятия, законы, правила, алгоритмы и т.д.

      ТЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

      Сущность модульного обучения состоит в разделении учебного процесса на относительно самостоятельные содержательно-технологические единицы (модули), включающие целевую программу действий, банк информации, средства обучения, методическое руководство для учащихся и систему контроля.

      Ключевые элементы:

      • четкая структуризация содержания обучения;
      • законченность и относительная самостоятельность блоков содержания;
      • наличие визуально представленного методического руководства для каждого учащегося;
      • индивидуальная скорость работы с учебным материалом;
      • контроль усвоения каждой порции учебного материала каждым учащимся.

      Реализация

      Основными средствами реализации модульного обучения являются модульная программа и учебные модули. Модульная программа – систематизированный, логически упорядоченный учебный материал, который разделен на большие или меньшие части, именуемые модулями, удобные для самостоятельного усвоения. Учебный модуль – основное средство модульного обучения, которое является логически завершенной единицей учебного материала, а также заключает в себе целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

      Модульная программа состоит из отдельных модулей, каждый из которых, в свою очередь, состоит из необходимого количества учебных элементов + 3:

      УЭ – 0 содержит интегрированную дидактическую цель модуля,

      УЭ – n-1 содержит резюме или обобщение материала модуля,

      УЭ – n содержит задания для выходного контроля.

      Наиболее распространенным способом оформления модулей является таблица, состоящая из трех столбцов (смотри таблицу 3.2). В первом столбце записываются номера учебных элементов, во втором – размещается подлежащий усвоению учебный материал, в третьем – методические рекомендации для учащихся.

      Наталья Кузьмич

      Добрый день, поделитесь, пожалуйста докладом по теме: Использование современных педагогических технологий и активных методов обучения

      Дарья Ковалёва

      Здравствуйте! У меня
      есть полный комплект технологических карт уроков за 1 и 2 классы по программе "Школа России" (+ презентации к каждому уроку, раздаточный материал). Плюс по 1 классу есть видеоуроки по предметам, которые я покупала платно.
      Пишите в личку.

      Марина Скалабан

      Может у кого есть доклад на тему "Реализация внутрипредметных и межпредметных связей на учебных занятиях как условие достижения предметных и метапредметных результатов обучения учащихся начальных классов." Очень надо.

      Таня Кивачук

      Вера Белоус

      Руслан Седько

      Руслан Седько

      1 вопрос - Методы и приёмы развития творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

      Руслан Седько

      Руслан Седько

      2 вопрос - Использование современных образовательных технологий для повышения качества образования на уроках литературного чтения.

      Руслан Седько

      Руслан Седько

      очень нужно 4 заседание МО по теме "Эффективность контрольно - оценочной деятельности на уроке как необходимое условие овладения учащимися начальных классов знаниями, умениями, навыками. "

      Валентина Радюк

      Майя Рыбалко

      Вера Белоус

      Здравствуйте! У кого есть доклад на тему: Методика подготовки учащихся различным видам пересказа художественного текста. Заранее спасибо!

      Дарья Демешкевич

      Здравствуйте, может у кого-то есть доклад на тему "Проектирование содержания воспитательной работы с детьми в современной социокультурной ситуации"

      Майя Рыбалко

      Добрый вечер. Поделитсь, пожалуйста, протоколом по теме *Эффективность контрольно-оценочной деятельности на уроке как необходимое условие овладения учащимися начальных классов знаниями, умениями, навыками, приобретения опыта деятельности при оперировании ими (общие подходы, с учетом предметной специфики. Не успеваю. Ждем проверку. Спасибо

      Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса.

      Методический кабинет

      Сайт Областного исполнительного комитета

      ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
      ИМЕНИ ИВАНА СЧАСТНОГО

      Нажмите, чтобы узнать подробности

      Известный дидакт, одна из ведущих разработчиков проблемы формирования интереса в процессе учёбы, Щукина Г. И. считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:

      • личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
      • содержания учебного материала;
      • применения современных обучающих технологий.

      Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.

      Тема работы по самообразованию «Использование современных технологий обучения

      Цель работы: обеспечение каждому ученику условия для развития как субъекта, способного сделать осознанный выбор, критически мыслящего, обладающего коммуникативными навыками.

      Задачи:

      • Повышать уровень квалификации через обучение на курсах и вебинарах
      • Изучать теоретические основы ФГОС II поколения
      • Развивать интеллектуальные способности учащихся
      • Формировать субъектность через участие в олимпиадах (очных, заочных, дистанционных), проектную деятельность
      • Привлекать родителей к участию в учебно-воспитательном процессе

      Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих ключевых компетенций:

      • инициативность (активная жизненная позиция)
      • коммуникативная культура (умение работать в паре, группе)
      • аргументированно излагать точку зрения, отстаивать свои позиции
      • принимать решения и нести ответственность
      • самостоятельность

      Общая идеология стандарта, нацеленность учебного процесса на достижение основных ожидаемых результатов образования налагает особые требования и на отбор образовательных технологий.

      Отвечают особенностям новых стандартов следующие образовательные технологии:

      От меня, как от современного учителя, требуется дать детям не только образование в виде системы знаний-умений-навыков, я должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников, воспитывать личность. Целью моей работы стало: развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формирование желания и умения учиться; опыта осуществления разнообразных видов деятельности; сохранение и укрепление физического здоровья детей.

      Традиционные методы обучения ориентированы на средний уровень готовности учащихся и в новых условиях не дают достаточно высокого результата, поэтому я стала внедрять в свою практику инновационные технологии, которые способствуют формированию у детей ключевых компетенций и успешности в современном обществе.

      1. Технологии дифференцированного обучения

      Обучение детей, разных не только по уровню подготовки, но даже по учебным возможностям — это сложная задача, стоящая перед учителем. И решить её невозможно без дифференцированного подхода к обучению. Свои уроки я строю с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использую трехуровневые задания, в том числе и контрольные работы. У меня появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Учащиеся с удовольствием выбирают варианты заданий, соответствующие своим способностям и пытаются выполнять задания 1-го и 2-го уровней. Они ощущают себя успешными и уверенными; возрастает степень их психологического комфорта на уроках.

      Её актуальность определяется развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке.

      Эта технология привлекла меня новыми возможностями построения любого урока, где ученики не остаются пассивными слушателями и исполнителями, а превращаются в активных исследователей учебных проблем. Учебная деятельность становится творческой. Дети лучше усваивают не то, что получат в готовом виде и зазубрят, а то, что открыли сами и выразили по-своему. Чтобы обучение по этой технологии не теряло принципа научности, выводы учеников обязательно подтверждаю и сравниваю с правилами, теоретическими положениями учебников, словарных и энциклопедических статей. Технология проблемного обучения универсальна, так как применима к любому предметному содержанию и на любой ступени обучения.

      Технология критического мышления развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне. Одна из основных целей данной технологии - научить ребёнка самостоятельно мыслить и передавать информацию, чтобы другие узнали о том, что нового он открыл для себя. Использую на уроках и во внеурочной деятельности некоторые приемы развития критического мышления:

      • написание творческих работ;

      Эти приемы использую на уроках русского языка, литературного чтения, математики, окружающего мира. Применение их на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал.

      Уроки, выстроенные по технологии "критического мышления", побуждают детей самим задавать вопросы и активизируют к поиску ответа.

      Игровые формы обучения на уроке – эффективная организация взаимодействия педагога и учащихся. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Учащиеся не замечают, что в ходе игры они учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазию. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.

      Цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи, учебный материал используется в качестве средства игры; в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешность выполнения дидактического задания связывается с игровым результатом.

      На уроках математики игра развивает вычислительные навыки, на уроках русского языка позволяет повысить грамотность учащихся, на уроках окружающего мира расширяет представление о природе и красоте родного края.

      Здоровьесберегающие технологии обеспечивают школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, формируют у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни и применение полученных знаний в повседневной жизни. Здоровьесберегающие технологии применяются на всех этапах урока, поскольку предусматривают чёткое чередование видов деятельности. Для того, чтобы дети не уставали на уроке, я провожу физкультминутки и специальные упражнения для снятия напряжения с мышц опорно-двигательного аппарата, упражнения для рук и пальцев, упражнения для формирования правильного дыхания, упражнения для укрепления мышц глаз и улучшения зрения.

      Проектная деятельность эффективно используется мной, начиная с 1 класса, при этом не заменяет традиционную систему, а органично дополняет, расширяет её. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

      Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:

      - социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

      -коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.

      -мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

      На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

      Проектная деятельность – важная составляющая процесса обучения в соответствии с требованиями ФГОС. Она позволяет повысить познавательную активность, мотивацию учащихся, обеспечить деятельностный подход в обучении, разнообразить формы работы учителя и учащихся.

      1. Информационно – коммуникационные технологии

      В настоящее время инновационные технологии занимают важное место в профессиональной деятельности учителя. Необходимость применения средств ИКТ в работе учителей начальных классов диктуется возрастными особенностями учащихся, а именно потребностью в наглядной демонстрации учебного материала, процессов и явлений. Сегодня ИКТ можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний.

      Средства мультимедиа позволяют обеспечить наилучшую, по сравнению с другими техническими средствами обучения, реализацию принципа наглядности, которому принадлежит ведущее место в образовательных технологиях начальной школы. Кроме того, средствам мультимедиа отводится задача обеспечения эффективной поддержки игровых форм урока.

      Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ: для проверки домашнего задания, объяснения нового материала, закрепления темы, контроля за усвоением изученного, обобщения и систематизации, пройденных тем, для уроков развития речи и т.д. К каждой из изучаемых тем можно выбрать различные виды работ и действий: разноуровневые задания, тесты, презентации и проекты.

      Основными направлениями моей работы при использовании ИКТ являются:

      Применение различных технологий и информационно-компьютерной, в особенности, сопровождаю обязательно в комплексе со здоровьесберегающей технологией (физминутки, гимнастики для глаз, слуха, упражнения на релаксацию, танцевально-ритмические паузы под музыку, оздоровительные игры на переменах, рефлексии), так как формирование ответственного отношения к здоровью подрастающего поколения – важнейшее и необходимое условие успешности современного человека. Данная технология проходит красной линией через все этапы урока.

      Таким образом, можно сделать вывод, что современные технологии обучения, которые я эффективно использую, развивают личность ребенка, его творческие возможности, сохраняют физическое здоровье, достигаются высокие результаты в учебной деятельности.

      Ограничений в применении современных технологий обучения нет. Закон “Об образовании” и ФГОС НОО дают право учителю самому выбирать средства и способы обучения, которые не противоречат основным педагогическим принципам.

      Современный педагог просто обязан владеть современными образовательными технологиями и использовать их в процессе обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

      Использование современных образовательных технологий позволяет учителям добиваться высокого качества обучения, увеличивается число учащихся, принимающих участие в олимпиадах, исследовательских проектах и различных творческих конкурсах.

      Таким образом, применение новых технологий в начальной школе способствует развитию у школьников познавательной активности, творчества, креативности, умения работать с информацией, повышению самооценки, а главное, повышается динамика качества обучения.

      Читайте также: