Совместная деятельность в детском саду старшая группа

Обновлено: 02.07.2024

Автор: Соловьева Елена Петровна

Организация: ГБДОУ детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района

Населенный пункт: г. Санкт-Петербург

Совместная деятельность взрослых и детей – одно из требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса.

В деятельности творческой и самостоятельной по своему характеру люди и их психика не только проявляются, но и созидаются, формируются, развиваются.

Схема развития деятельности:

- совместная деятельность с взрослым

- совместная деятельность с сверстниками

Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Совместная деятельность – это субъект – субъектные отношения.

Совместная деятельность – взаимосвязь двух явлений, взаимодействия и взаимные отношения которых отличаются высокой динамичностью и процессуальностью. (Е.В. Шорохова)

Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности. При этом совместная деятельность взрослого и ребенка – это не только этап в развитии любого вида деятельности, но еще и особая система взаимоотношений и взаимодействия. Сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – не руководство, а наличие партнерской позиции и партнерской формы организации.

Что значит быть партнером детей? (по Н.А. Коротковой):

- Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми.

- Добровольное присоединение детей к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения.)

- Свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства.)

- Открытый временной конец занятия (каждый работает в своем темпе.)

Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.

Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.

3. Отмечается сужение уровня развития сюжетно-ролевой игры дошкольников, что приводит к недоразвитию мотивационно-потребностной сферы ребенка, а также его воли и произвольности.
4. Неразвитость тонкой моторики рукистарших дошкольников, отсутствие графических навыков.
5. Недостаточная социальная компетентность детей дошкольного возраста, их беспомощность в отношениях со сверстниками, неспособность разрешать простейшие конфликты.
6. Большое количество детейтс нарушениями речевого развития

7. Серьезную тревогу вызывает нежелание значительной части сегодняшних дошкольников познавать окружающий мир
8. Низкий уровень коммуникативной компетентности.

9. Все больше становится детей с эмоциональными проблемами, находящихся в состоянии аффективной напряженности из-за постоянного чувства незащищенности, отсутствия опоры в близком окружении и потому беспомощности.

- в процессе наблюдения во время прогулки воспитатель сам комментирует увиденное, дети молча слушают рассказ воспитателя;

- все действия с материалами в процессе экспериментальной деятельности осуществляет взрослый, дети только наблюдают;

- совместное обсуждение отсутствует;

- выводы по результатам опытов делает взрослый;

- воспитатель ставит перед детьми проблему и сам же предлагает вариант, как ее решить;

- на всех этапах игры дети действуют по указанию воспитателя, детская инициатива и самостоятельность отсутствуют и т.д.

Это еще раз доказывает, что деятельность воспитателя с детьми должна быть не просто формально совместной, а партнёрской, являлась сотрудничеством взрослого и ребёнка. Воспитатели должны решать образовательные задачи в совместной партнерской деятельности с детьми и создавать условия для свободной самостоятельной деятельности дошкольников. Совместная партнерская деятельность воспитателя и ребенка – оптимальная форма сотрудничества.

Рассмотрим основные компоненты совместной деятельности - сотрудничества:

1. Общая цель. Совместное выполнение задания.

2. Общий мотив. Всегда объединяет усилия партнеров. Приводит их к сотрудничеству.

3. Совместные действия. Направлены на то, чтобы достичь общую цель. Вначале необходимо понять цель, распределить самостоятельные и совместные действия, определить очередность этих действий, уточнить и скорректировать.

4. Общий результат. Завершающий этап совместной деятельности, который объединяет всех участников. Он позволяет оценить индивидуальные и совместные действия на основе полученного результата.

Какие требования должен соблюдать педагог, какие качества помогут грамотно организовать партнерскую деятельность:

  • Наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации деятельности.
  • Педагога – партнёра отличает особый стиль взаимоотношений, взаимодействия с детьми.
  • Он уважает мнение детей, умеет слушать и слышать своих воспитанников, в общении с ними предпочитает диалог, предоставляет детям свободу выбора ( выбор партнёра, материалов, способов действия).
  • Педагог - партнёр не забывает о том, что ребенок – это полноценный участник образовательных отношений.

Партнёрские формы организации деятельности с детьми различны:

1) Проведение круглого стола.

Обычно педагог выделяет волнующие вопросы детей, конфликтные ситуации или желание просто организовать подготовку к празднику, например:

  • Новогодние самоделкины
  • Мастерская флористов (изготовление цветов для мам)
  • “Мальчики и девочки. Какие они?”
  • “Я и моя семья” (или “Семейные традиции”)
  • “Учимся весело и быстро учить стихи” (с помощью мнемотаблиц, логоритмических упражнений, пальчиковых игр и т.д.)
  • круглые столы, в которых в деятельность включены педагоги, дети и их родители

2) Серия совместной деятельности под лозунгом “Кто может или хочет помочь мне? (помощнику воспитателя)

3) Такой вид деятельности, как “Кто может меня научить. ”

  • “В поисках угощения” (приурочена дню города)
  • “Осеннее путешествие”
  • “Пасхальные игры”
  • “Я знаю правила дорожного движения”
  • “Зеленый огонек” (приурочена дню Земли)
  • “Сбережем природу вместе”

Правильно организованная совместная деятельность со взрослым способствует достижению целевых ориентиров развития дошкольника:

Программа: “Развитие” /Под ред. О.М.Дьяченко – М.: Новая школа, 1994.– 64с.

Классификация: совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач.

  • “Познание” – развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей, формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
  • “Художественное творчество” – развитие продуктивной деятельности детей;
  • “Социализация” – развитие игровой деятельности, приобщение к моральным правилам взаимоотношений со взрослым и детьми.
  • “Коммуникация” – развитие свободного общения со взрослым и детьми.

Форма организации детей: подгрупповая.

  • изготовление сердечек, снежинок (с обратной стороны снежинки приклеить контактную ленту);
  • изготовление варежек из белой бумаги;
  • чтение сказок: русские народные сказки (“По щучьему велению”, “Мороз Иванович”, “Снегурочка”, “Морозко”), белорусская народная сказка “Два Мороза”, С. Маршак “Двенадцать месяцев”, Г. Х. Андерсен “Снежная королева”, братья Гримм “Бабушка Метелица”;
  • заучивание стихов о зиме: С. Есенин “Белая береза”, С. Маршак “Декабрь”, И. Токмакова “На свете так бывает”;
  • рассматривание иллюстраций в детских энциклопедиях;
  • сезонные наблюдения в природе.

Методические указания к проведению:

1. Организационный момент.

Воспитатель: Доброе утро, поприветствуем друг друга ладошками. Давайте поиграем в игру “Сердечко” (достает сердечко). Какое оно красивое, правда? И у каждого из вас есть сердечко.

– Положите руку на грудь и прислушайтесь, как бьется ваше сердечко. Почувствуйте его тепло ладонью, постарайтесь сохранить это тепло.
– А теперь, сложите ладони в виде сердца, прикоснитесь “сердцем” друг к другу и подарите частичку своего тепла тому, кто с вами рядом.

2. Метод выяснения ожиданий и опасений дошкольников “Что я знаю о зиме?”

Цель: выявить умение детей оценивать свой багаж знаний, нацелить на тему деятельности, активизировать интеллектуальный потенциал ребенка.

– Ребята, давайте подойдем к окну. Какое время года сейчас? Какая зима? Как сказать красиво?

Вы уже догадались, что сегодня мы будет рассуждать о зиме. Кто считает, что он много знает о зимних явлениях в природе, может рассказать, как меняется жизнь животных и растений, человека, возьмите белые снежинки и украсьте ими елку (панно “Елка” закреплена на мольберте). Кто сомневается, что он сможет уверенно рассказать о зиме, украсьте елку синими снежинками (рассуждения детей о зиме).

3. Динамические упражнения “На дворе мороз и ветер”.

Воспитатель: Ребята, зимой очень холодно. Я предлагаю погреться.

На дворе мороз и ветер.
На дворе гуляют дети (гуляют).
Ручки, ручки потирают (потирают руки).
Ручки, ручки согревают.
Чтоб не зябли наши ручки,
Мы похлопаем в ладошки (хлопают).
Вот как хлопать мы умеем,
Вот как ручки мы согреем.
Чтоб не зябли наши ножки,
Мы потопаем немножко (топают).
Вот как топать мы умеем.
Вот как ножки мы согреем.
Нам мороз теперь не страшен
Все мы весело попляшем.
Вот как мы плясать умеем.
Вот как ножки мы согреем. (А. Ануфриева, О. Милюкова).

4. Дыхательная гимнастика.

Как подул Дед Мороз в воздухе морозном,
Полетели, закружились ледяные звезды.
Дети берут снежинки на ниточках и долго дуют на них, наблюдая за кружением снежинок, пока педагог читает стихотворение:
Кружатся снежинки в воздухе морозном.
Падают на землю кружевные звезды.
Вот одна упала на мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка, подожди немножко. (Н. Нищева).

5. Игра “Угадай эмоцию”.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у каждой снежинки свое настроение. Маша, какая эмоция у твоей снежинки? (радость, грусть, восторг, удивление, злость, страх, горе). Пока мы играли со снежинками, у меня замерзли руки. Как их можно согреть? (подышать на них, потереть друг о друга, надеть варежки).

6. Творческая работа (раскрашивание в парах).

Воспитатель: Посмотрите, я принесла варежки, которые мы вырезали вместе. Вспомните, какие у вас варежки? (разноцветные). Как можно украсить эти варежки? (ответы детей). Чтобы работа спорилась, я предлагаю работать в парах.

Воспитатель: Договоритесь и придумайте свой узор. (Каждая пара детей раскрашивает свою пару варежек).

Детям предлагается разнообразный изобразительный материал. Рефлексия деятельности детей. Вопросы воспитателя:

– От одной ли пары ваши варежки?
– Нравятся ли вам ваши варежки?
– Хотели бы вы их носить?
– Как вы выполняли работу?

Отметить ситуацию, если у пары детей узор не совпадает, подчеркнуть, что для выполнения общей работы необходимо уметь договариваться.

7. Викторина “Знатоки сказок”.

Воспитатель: Зимнее время – это время новогодних праздников, волшебства, сказок. Сейчас мы с вами поиграем и узнаем, хорошо ли вы знаете сказки о зиме.

Задание 1. Разделиться на две команды (мальчики и девочки).
Задание 2. Дать название своей команде.
Задание 3. Назвать сказочных героев, совершающих добрые поступки.
Задание 4. Назвать отрицательных сказочных персонажей, мотивировав свой ответ.
Задание 5. Назвать сказочный транспорт.
Задание 6. Назвать волшебные предметы.

Результаты игры фиксируются наглядно с помощью фишек. Дети самостоятельно определяют победителя.

8. Задание “Закончи предложение” (составление сложных предложений со значением противопоставления). Дети заканчивают предложение, а затем повторяют его полностью.

– Зимой бывает снегопад, а осенью…
– Зимой бывает снег, а летом…
– Зимой снег падает, а весной…
– Зимой катаются на санках, а летом…
– Зимой лес спит, а весной…
– Зимой катаются на коньках, а летом…
– Зимой бывает холодно, а летом…
– Зимой деревья белые, а осенью…
– Зимой растут сугробы, а летом растут…
– Зимой лепят снеговика, а летом…
– Зимой насекомые прячутся, а летом…

9. Итог.

По выполнению задания предложить детям украсить елку серебряными снежинками (приклеены блестки), если они считают, что сделали сегодня для себя открытие, узнали что-то новое о зиме, услышали красивое сравнение, высказывание и т.д.

Воспитатель: Ребята, мне понравилось, как вы договаривались сегодня, порадовали ваши знания зимних явлений и умение составлять сложные предложения, у нас царила доброжелательная атмосфера доверия и взаимопомощи.

Воспитатель: Ребята, вы все большие молодцы! На этом наши приключения заканчиваются. Я хочу подарить вам на память сердечки (на которых подписаны положительные качества человека).

Воспитатель, раздавая сердечки, проговаривает пословицы:

– Учись добру — плохое на ум не пойдёт.
– Смелость города берет.
– Человек без друга, что земля без воды.

Оценка результата: Если на макете елки появились серебряные снежинки, то цель достигнута, так как дети смогли выполнить рефлексию своей деятельности, вычленив для себя новые знания.

Тема недели - Весна

День недели

Интеграция ОО

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

самостоятельная деятельность детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

худ-эст. развитие; физическое развитие.

Настольно-печатные игры: - развивать мышление, сообразительность, наблюдательность .

Уход за комнатными растениями в уголке природы - взрыхлить землю, полить цветы.

Физкультура по плану инструктора по физическому воспитанию

Наблюдение за небом - предложить детям описать весеннее небо, рассказать о взаимосвязи вида неба и погоды; предложить понаблюдать за облаками, рассказать, на что они похожи, придумать о них истории.

Цель: развивать ловкость, быстроту бега, внимание. Позн.исслед. Знакомство с термометром. Формирование представлений о теплопередаче, нагревании и охлаждении.

Выносной материал: лопаты, ведра

Самостоятельная игровая деятельность

16:25 – 16:40 Чтение

худ-эст. развитие; физическое развитие

Постепенный подъём, гимнастика после сна.

Оформление выставки книг о космосе.

Упражнять в конструировании ракет ;Совершенствовать конструкторские навыки;

Развивать внимание, сообразительность.

худ-эст. развитие; физическое развитие

п/г На горе мы видим дом

Схемы, настольно -печатные игры,

Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.

ФЭМП Деление квадрата на 4 равные части. Продолжать знакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. закреплять знание цифр от 0 до 9.

По плану инструктора по физическому воспитанию

речевое развитие; физ.развитие

Наблюдение за неживой природой - формировать представление об апреле

как месяце пробуждения природы; развивать

умение замечать новые изменения в неживой

Полиной , Ариной, Соней

15.10-15.35 (1), 15.35-16.00 (2)

худ-эст. развитие; физическое развитие физическое развитие.

Постепенный подъём , гимнастика после сна. Хореография

Самостоятельная художественная деятельность - лепка овощей из глины и пластилина

Цель: развиваем логическое мышление, память и внимание. ДимаР, Ваня,

Рассматривание иллюстраций, альбомов, фотографий с видами города- знакомить детей с родным городом, обратить внимание на разнообразие зданий, воспитывать любовь к родному городу.

Самостоятельная деятельность в центрах активности.

худ-эст. развитие; физическое развитие физическое развитие

звуков в словах

Самостоятельные игры в уголке игрушек цель: воспитывать умение самостоятельно организовывать игру.

Обучение грамоте. Звуковая культура речи: дифференциация звуков Л -Р Упражнять детей в различении звуков Л – Р в словах, фразовой речи; учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. Стр. 98 , зан. 1

На свежем воздухе по плану инструктора по физо.

худ-эст. развитие; физ. развитие

Индивидуальная работа: прыжки с продвижением вперед на двух ногах.

Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору.

Игры по интересам на участке.

Развивать восприятие образа человека. Учить создавать в рисунке образ героя литературного произведения. Упражнять в изображении человека. Учить передавать в рисунке любимый литературный образ (пропорции фигуры, характерные особенности одежды, детали). Закреплять умение рисовать простым карандашом с последующим закрашиванием цветными карандашами. Отрабатывать навык аккуратного закрашивания. Развивать умение оценивать свои рисунки и рисунки сверстников. Стр. 91 , зан 86

худ-эст. развитие; физическое развитие.

Настольные игры по желанию детей

Упражнять детей в умении выкладывать предметы по образцу из счетных палочек .

Наблюдения за облаками (форма, цвет, как движутся, почему?) Самостоятельная игровая деятельность детей на участке, игры по выбору. Игры по интересам на участке.

Читайте также: