Составление тезисного плана подготовка детей к школе

Обновлено: 07.07.2024

Тяжёлая адаптация к школе тесно связана с уровнем здоровья, а также со степенью развития у детей, так называемых школьно – необходимых функций – моторики пальцев рук, речи и интеллекта, поэтому очень важно с самого начала пребывания детей в подготовительной к школе группе стимулировать их развитие.

При написании тезисов, выделить три категории детей: готовые к обучению, условно готовые к обучениюи не готовые к обучению в школе

При выполнении работы отобразить медицинские и психолого – педагогические параметры готовности детей к обучению в школе, определить, что такое школьная зрелость, какие факторы риска могут присутствовать.

В заключение отметить, какие медицинские показания существуют к отсрочке поступления детей в школу.

Критерии оценивания

Тема: Гигиенические требования к воздушному и световому режиму ДОУ
Самостоятельная работа № 3
Анализ воздушного и светового режима в дошкольном учреждении
Задание. Проанализировать воздушный и световой режим в дошкольном учреждении
Изучение данной темы способствует закреплению представлений о том, что среди многих факторов, влияющих на правильное воспитание, развитие и здоровье детей, важное значение имеет организация гигиенических условий среды и выполнение санитарно – противоэпидемических мероприятий в ДОУ.

Студенты должны знать, что создание в ДОУ гигиенических условий организации жизни детей регулируется законодательным документом САНПиН, которые периодически пересматриваются и обновляются. Знание этого документа необходимо для педагогического персонала, а выполнение обязательно для всего коллектива сотрудников.

Пользуясь учебными материалами, САНПиН и данными педагогической практики, проанализировать требования к световому и воздушному режиму в дошкольном учреждении, сравнить показатели, сделать выводы.

Приёмная средней группы

Раздевальная средней группы

Критерии оценивания

Рекомендуемая литература:


  • возрастные особенности высшей нервной деятельности,

  • индивидуальные особенности ребёнка,

  • особые состояния детей,

  • период выздоровления,

  • адаптации к дошкольному учреждению,

  • условия жизни дома,

  • время года.

  • переводить ребёнка на следующий возрастной режим можно только постепенно, если он физиологически уже подготовлен к этому переходу.

После изучения принципов, ознакомиться с режимом дня детей до одного года, с одного года до трёх лет и, наконец, с режимом дня детей с трёх до семи лет.

Определить какова роль воспитателя в организации оптимального режима дня в разновозрастных группах детей, особенно детей страдающих острыми и хроническими заболеваниями.

Кроме этого студентам необходимо знать этиологию, симптоматику ангины и хронического тонзиллита, знать, что заболевание протекает с чередованием обострений и периодов ремиссии (период отсутствия симптомов болезни), возможные осложнения и их профилактику. При усвоении данного материала, студентам будет достаточно легко выполнить работу.

При составлении режима дня, обратить особое внимание на продолжительность сна ребёнка перенесшего заболевание, ограничения в питании и физической нагрузке. Форма составления конспекта по выбору.
Критерии оценивания

Рекомендуемая литература:

Тема: Заболевания сердечно - сосудистой системы у детей. Роль воспитателя в профилактике рецидивов ревматизма у дошкольников.
Самостоятельная работа № 5
Составление опорного конспекта
Задание. Составить опорный конспект по данной теме в форме схемы
Прежде всего, необходимо познакомиться с наиболее распространёнными болезнями сердечно - сосудистой системы у детей дошкольного возраста (пороки сердца, ревматизм) и своевременно преостановить рецидивы (обострение) болезни. Получить представление о том, что эти заболевания могут оставлять тяжёлые последствия для здоровья детей, что причины их возникновения часто кроются в периоде внутриутробного развития, если мать ребёнка злоупотребляла алкоголем, сильнодействующими препаратами, курением. Большую роль в возникновении патологий со стороны сердечно - сосудистой системы играет также наследственная предрасположенность (наличие данных патологий в предыдущих поколениях).
Так как в развитии ревматизма немаловажная роль принадлежит хроническим воспалительным заболеваниям, профилактика направлена в первую очередь на оздоровление детей, противорецидивное лечение хронического тонзиллита, витаминотерапию, дыхательную гимнастику.
Дети с таким диагнозом находятся на диспансерном учёте и им необходимо два раза в год (весной и осенью) проходить профилактическое противорецидивное лечение.

В период между приступами болезни дети могут посещать дошкольное учреждение. Они находятся на общем режиме. Однако в некоторых случаях назначается индивидуальный режим закаливания, физкультурных и других учебных занятий, особенно с детьми подготовительной к школе группы.
Кроме этого необходимо знать, что дети, перенёсшие ревматическую атаку, нуждаются в удлинённом пребывании на свежем воздухе, удлинённом дневном сне; таких детей надо первыми укладывать спать и последними поднимать после дневного сна, первыми одевать и выводить на прогулку, первыми накормить.
О случаях появления у ребёнка повышенной утомляемости, плаксивости, плохого сна, потливости, мелких подёргиваний мышц лица воспитатель должен немедленно поставить в известность врача. Это поможет своевременному предупреждению обострения заболевания.

Программа разработана для дополнительного дошкольного развития и образования детей.

Программа рассчитана на средний и старший дошкольный возраст ребенка 4-6 лет.

Срок реализации 1 год.

Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребенка, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому виду деятельности – учебному. Готовность к обучению - это не только определенный уровень знаний, умений, навыков ребенка. Понятие готовности к учению значительно шире и многообразно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень – психологическая готовность к учебе. Но и это не все. Фундаментом успешной учебной деятельности являются хорошо развитые познавательные процессы: мышление, память, речь, восприятие, внимание, работоспособность.

Подготавливая ребенка к школе, необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. В связи с этим и разработана данная программа подготовки детей к школе. В ходе занятий по этой программе дети приобретают элементарные вычислительные навыки, делают первые шаги в чтении слогов, слов, предложений, узнают, чем буква отличается от звука. Осуществляется развитие коммуникативных навыков, познавательных процессов, творческих способностей. Все это закрепляется в игровой и адаптированной к возрасту форме.

Цель программы – планомерная подготовка детей к обучению в школе с реализацией мероприятий по профилактике возможных трудностей при адаптации и формирование осознанного отношения к здоровому образу жизни.

Реализация программы будет способствовать решению

  • развивать познавательную сферу ребенка через организацию занятий по ознакомлению с социальной действительностью;
  • определить готовность детей к школе при помощи педагогического и психологического тестирования;
  • формировать речевую активность детей через организацию занятий по развитию и формированию связной речи;
  • обучить основам чтения;
  • формировать элементарные математические представления через организацию специальных мероприятий;
  • развивать творческие способности ребенка через организацию художественно – продуктивной деятельности на занятиях по развитию мелкой моторики рук;
  • приобщать к навыкам здорового образа жизни при помощи организации динамических и физкультурных пауз.

Содержание программы предполагает 1 год обучения для детей 4-6 лет, Занятия проходят в форме урока – путешествия, урока – игры, с частой сменой деятельности, физкультминутками. При организации занятий учитываются возрастные, психологические и физиологические особенностей детей 4 – 6 лет, применяются в обучении в основном игровые технологии. Продолжительность занятий от 25 – 30 минут. Группы формируются с учетом психофизиологических особенностей детей. В группах от 12 - 15 человек.

Особенности организации занятий

В дошкольном возрасте ребенок при помощи взрослых впервые выходит из узкого семейного мирка в мир взрослых людей и разнообразными способами моделирует этот мир. Поэтому основными психологическими новообразованиями дошкольного возраста являются :

- возникновение первого схематичного цельного детского мировоззрения (Л.С.Выготский);

- возникновение первых этических представлений (Л.С.Выготский);

- возникновение соподчинения мотивов (А.Н.Леонтьев);

- возникновение произвольного поведения (Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец);

- возникновение личного сознания.

Поэтому, во второй половине дошкольного детства ребенок уже психологически готов к деятельности учения.

Формы организации образовательного процесса

Основной формой является занятие, в форме игры – путешествия, так как у шестилетнего ребенка необходимо начать развивать положительную мотивацию к процессу обучения. На занятии разыгрываются: путешествия с главными героями домовенком Кузей и куклой Аней, соревнования, конкурсы, викторины, творческие задания, отгадывание загадок. Главное, чтобы каждое занятие было для ребенка интересным, увлекательным и полезным. Занятия проходят в основном в игровой форме.

Приемы и методы организации образовательного процесса

  • словесный;
  • наглядный;
  • игра – путешествие.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия

Объяснительно – иллюстративный, репродуктивный, частично – поисковый, исследовательский, индивидуально – фронтальный.

  • игры;
  • работа по образцу;
  • показ иллюстраций, видеоматериалов.

Формы подведения итогов

Игры, практические задания, тесты, творческие задания, диагностика

Текущая аттестация – оценка качества усвоения учащимися содержания компонентов какой – либо части образовательной программы на занятиях.

Промежуточная – оценка качества усвоения учащимися содержания какой – либо части, темы образовательной программы, по итогам полугодия, учебного года.

Итоговая аттестация – оценка овладения учащимися уровня достижений, заявленных в образовательной программе по завершению ее.

Формы проведения аттестации:

  • оценка процесса и результата прохождения программы (тесты - задания);
  • оценка качества личности;
  • оценка социальной роли детей.

(Занятия проходят один раз в неделю по 30 мин, 10 минут перемена)

1.Программные задачи обучения 4-5 лет

- обучить приемам умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, исключение, моделирование, конструирование;

- способствовать обогащению активного, пассивного, потенциального словаря;

- развивать грамматический строй речи, связную речь с опорой на речевой опыт ребенка – носителя языка;

- сформировать у детей элементарные математические представления. Способствовать увеличению объема внимания и памяти, формированию нестандартного мышления, ввести в активную речь простейшие математические термины, развить умение сравнивать, обобщать, группировать, анализировать, синтезировать;

- расширять представление об окружающем мире, явлениях действительности с опорой на жизненный опыт ребенка;

- активизировать навыки использования полученных знаний .

- развивать образную ассоциативную память, внимание, творческие способности, развивать воображение как основу творческой деятельности, развивать логическое мышление, вариативность мышления,

- развивать умение доводить начатое до конца; работать внимательно, сосредоточено, планировать и контролировать свои действия;

- развивать умение говорить и слушать, развивать интерес и внимание к слову, к собственной речи и речи окружающих;

- развивать умение оперировать единицами языка: звуком, слогом, словом, словосочетанием, предложением;

- развивать координацию, мелкой моторики рук;

- развивать чувство юмора.

- воспитывать умение общаться со взрослыми, со сверстниками;

- воспитывать умение видеть мир глазами другого человека;

- воспитывать доброту, сочувствие, сопереживание, умения радоваться успехам других детей;

- воспитывать умение заниматься в коллективе, взаимодействовать друг с другом без конфликтов;

- воспитывать чувство патриотизма и любви к родному краю, Родине;

- воспитывать заботливое отношение к живой и неживой природе;

- воспитывать привычку к аккуратности, порядку;

- воспитывать дисциплинированность, вежливость;

- воспитывать привычку следовать определенным правилам поведения в общественных местах.

Рабочая программа занятий для подготовки детей дошкольного возраста к школе

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую. Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий (УУД), коммуникативными и речевыми компетенциями. Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Учебный план

Окружающий мир и развитие речи

Письмо и развитие мелкой моторики

Математика и логическое мышление

Место занятий в учебном плане

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме.

В соответствии с принципом обучения деятельности занятия с дошкольниками строятся с использованием проблемно-диалогической технологии, адаптированной к данному возрасту. Старшим дошкольникам не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой как на уровне содержания, так и на уровне технологии, когда обучение строится на деятельностной основе.


Общая схема организации занятия (30 мин).

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе ее в деятельности ребенка не возникало затруднения. Дети сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия. Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – четкое объяснение правил игры. В результате каждый ребенок должен:
- понимать, что от него требуется в игре;
- определить, может он играть в эту игру или не может;
- определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это еще не умеем. ). Учитель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин).
Учитель с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия.
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (2–3 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребенком нового материала. Происходит самооценка ребенком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи: а) что нового узнали; б) где новое пригодится.
Учитель прививает старшим дошкольникам следующие учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Учитель поддерживает усилия дошкольников качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения дошкольников, способствует становлению у детей положительной самооценки.

1. Обогащение активного, пассивного, потенциального словаря.

2. Развитие грамматического строя речи.

3. Развитие умений связной речи с опорой на речевой опыт ребенка.

4. Развитие фонематического слуха, совершенствование звуковой культуры речи детей.

5. Обучение звуко-слоговому анализу слов.

6. Развитие мелкой моторики руки.

Результаты освоения программы (УУД)

Регулятивные УУД:

- учиться определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
- учиться работать по предложенному учителем плану;
- учиться проговаривать последовательность действий на занятии;
- учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с материалом (иллюстрациями) учебного пособия;
- учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
- учиться совместно с учителем и другими ребятами давать эмоциональную оценку своей деятельности на занятии и деятельности всего класса;
- учиться оценивать результаты своей работы.



Познавательные УУД:

- учиться ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- учиться ориентироваться в учебном пособии (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
- учиться находить ответы на вопросы в иллюстрациях;
- сравнивать и группировать различные объекты (числа, геометрические фигуры, предметные картинки);
- классифицировать и обобщать на основе жизненного опыта;
- учиться делать выводы в результате совместной работы с учителем;
- учиться преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять математические рассказы на основе предметных рисунков и простейших моделей, заменять слово, предложение схемой).



Коммуникативные УУД:

- называть свои фамилию, имя, домашний адрес;
- слушать и понимать речь других;
- учиться ориентироваться на позицию других людей, отличную от собственной, уважать иную точку зрения;
- учиться оформлять свои мысли в устной форме;
- строить понятные для партнера высказывания;
- уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получать необходимые сведения от партнера по деятельности;
- совместно с учителем договариваться с другими ребятами о правилах поведения и общения и учиться следовать им;
- сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях конфликтов интересов;
- учиться выполнять различные роли при совместной работе.

Предметными результатами дошкольной подготовки является формирование следующих умений.

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте:
- отвечать на вопросы учителя по содержанию услышанного произведения;
- задавать свои вопросы по содержанию услышанного литературного произведения;
- рассказывать наизусть небольшое стихотворение;
- конструировать словосочетания и предложения;
- определять количество слов в предложении;
- составлять устный рассказ по картинке, серии сюжетных картинок;
- выделять отдельные звуки в словах, определять их последовательность, подбирать слова на заданную букву;
- делить слова на слоги, выделяя ударный слог;
- различать звуки и буквы;
- узнавать и различать буквы русского алфавита;
- правильно держать ручку и карандаш;
- аккуратно выполнять штриховку, раскрашивание, обведение по контуру.

Введение в математику:
- продолжать заданную закономерность;
- называть числа от 1 до 10 в прямом и обратном порядке;
- вести счет предметов в пределах 10;
- соотносить число предметов и цифру;
- сравнивать группы предметов с помощью составления пар;

Рабочая программа по подготовке детей-дошкольников в школу

Переход из детского сада в школу — сложный психологический процесс для ребенка. Важно, чтобы в новый этап своей жизни дети вошли подготовленными. Программа подготовки к школе помогает решить ряд образовательных аспектов. В период обучения продолжается активное развитие ребенка как личности, освоение необходимых навыков для начальной школы.

Программа для дошкольников по подготовке к школе

Часто программа подготовки детей к школе ориентируется только на обучение письму, счету и грамоте. Но такой подход может привести к тому, что при вхождении в новый коллектив ребенок начинает испытывать трудности из-за интеллектуальной пассивности. Задача педагогов — развивать интерес у ребенка к образовательному процессу. Он должен не просто научиться считать, а хотеть считать. Задачей государственных программ является развитие желания и стремления узнать что-то новое, познакомиться с новыми людьми.


Задачи и структура занятий

Целью рабочего стандарта всестороннего развития в детском дошкольном возрасте является формирование готовности к обучению, развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей. Все это поспособствует успешному адаптированию и поможет в достижении успехов.

Основными задачами программы считаются:

  • Организация процесса воспитания, развития и обучения на подготовительном этапе к школе с учетом потребностей этого возраста.
  • Побуждение в ребенке желания получать знания, укрепление положительного отношения к школе.
  • Формирование необходимых социальных черт будущего первоклассника, которые необходимы для благополучного прохождения адаптации.

Обратите внимание! Программа рассчитана на детский возраст от шести лет. Ее задачами является формирование в ребенке умения самостоятельно познавать мир через творчество, умение создавать новое.

Структура программы включает в себя несколько предметов:

Обратите внимание! Основной метод работы с дошкольниками — игра. Используются различные методики, например, игра-путешествие или игра-урок, викторина.


Рабочая программа по подготовке к школе дошкольников по новым ФГОС

План подготовки дошкольника к школе очень богат по содержанию. Задачей программы является знакомство ребенка с многосторонней окружающей средой. Методы обучения построены таким образом, что они направлены на усвоение знаний, а также на развитие эмоциональной сферы. В соответствии с методиками, необходимым условием получения знаний является создание высокого уровня эмоционального тонуса в период прохождения обучающего процесса.

Языковая часть программы

В основу системы развития речи положен комплексный подход. Он должен быть направлен на достижение в рамках одного занятия нескольких сторон речевого развития. Важно обращать внимание на следующее:

  • фонетику;
  • грамматику;
  • лексику.

Обратите внимание! У ребенка в процессе подготовки к школе должно быть сформировано четкое представление о связывании предложений в одно высказывание. Должна быть налажена работа над смысловой стороной.

Большую роль в реализации задач играет чтение художественной литературы.

Основной метод работы — игра. В ее процессе должны реализовываться следующие задачи:

  • развитие восприятия слухового и зрительного плана;
  • развитие мышления и речи, внимания и наблюдательности;
  • формирование навыков фантазии, воображения;
  • формирование этических представлений.


Чтение художественной литературы в детском саду

Развитие элементарных математических представлений

Формирование начальных математических представлений относится к важной части программы развития детей дошкольного возраста. В соответствии с ФГОС, это первая ступень подготовки к школе.

Под элементарными математическими представлениями понимается следующее:

  • ориентация в величинах и размерах предметов;
  • владение счетом;
  • развитие пространственных отношений;
  • знакомство с геометрическими фигурами;
  • изучение представления о времени;
  • измерение мер;
  • знакомство с понятием долей;
  • умение сравнивать предметы.

Процесс работы предполагает организацию упражнений, в результате которых у ребенка повторяются практические действия.

Важно! Наглядные материалы представлены в виде таблиц, иллюстраций, рассмотрения наглядных моделей. В качестве словесных методов используются дидактические игры.


Обучение математическим навыкам

Составляющая программы по ИЗО и художественному труду

Государственная программа для дошкольников по подготовке к школе должна включать в себя многогранную деятельность. Дети должны знакомиться с разнообразными промыслами России, творческими направлениями.

Программа основана на внедрении интеллектуальной, творческой, изобразительной и театрализованной деятельности.

Цели образовательной деятельности:

  • формирование у детей интереса к изобразительному искусству;
  • развитие образного эстетического восприятия;
  • занятие продуктивной деятельностью (лепкой, аппликациями, художественным трудом).

Обратите внимание! Каждое направление деятельности имеет свои задачи.

Если речь идет о предметном рисовании, то в процессе занятий достигаются следующие цели:

  • Совершенствование умения изображать предметы, развитие наблюдательности, памяти.
  • Улучшается техника изображения, у ребенка развивается свобода воображения.
  • Формируется точность движения руки, острота зрения.
  • Развивается способность у ребенка увидеть красоту, тренируется умение изображать четкие линии, создавать плавные цветовые переходы.
  • При сюжетном рисовании формируется умение создавать композиции на бумаге, самостоятельность в выборе тематик.

Весь процесс проходит как в организационных группах, так и индивидуально. Задания предлагаются с учетом возраста и уровня первоначальных навыков. Такой подход способствует успешной подготовке ребенка к школе, благодаря этому происходит успешное овладение навыками учебной деятельности.


Основы ИЗО в детском саду

Формирование коммуникативных навыков дошкольников и другие

Переход в начальные классы — это сложный эмоциональный процесс. Дети должны быть всесторонне подготовлены. Немаловажную роль при этом играют коммуникативные навыки. Их грамотное развитие поможет быстро адаптироваться в новом коллективе.

Чтобы коммуникативные способности развивались всесторонне, рекомендуется использовать два метода:

Обратите внимание! Хороших результатов помогает достичь театрализация.

Она позволяет детям не только раскрепоститься, но и обогатить словарный запас. В процессе разыгрывания сказки, воплощения в одного из сказочных персонажей, они учатся смотреть на окружающий их мир другими глазами.

Такой метод очень полезен для ребенка, который в реальной жизни детского сада никак свою активность не проявляет. В условиях постановок у него появляется возможность более широкого взаимодействия со сверстниками. Таким образом удается расширить круг общения.

Смена образов положительно влияет не только на развитие навыков коммуникации, но и на обогащение речи. Ребенок сам не заметит, как начнет по-другому произносить звуки, стараться четче выговаривать слова.

С помощью театрализованной деятельности удается достичь следующих результатов:

  • раскрепощение детей;
  • расширения их лексикона;
  • развитие артистизма и избавление от страха выступления перед публикой.

Обратите внимание! Такая деятельность помогает научиться легко контактировать с разными людьми.

Ведущим типом деятельности для дошкольников является игра. Многие коммуникативные способности передаются в игровой деятельности. Наибольшее раскрепощение происходит у детей во время подвижных игр. Это важный аспект деятельность для застенчивых ребят.

Комбинация различных методов для развития коммуникативных способностей, применяемая регулярно в дошкольном возрасте, эффективно готовит ребенка к школе. Такие методики предупреждают проблемы, которые могут возникнуть у детей с педагогами и будущими одноклассниками.


Развитие коммуникации во время активных игр

Ожидаемые результаты и способы их проверки

В результате завершения года обучения по подготовительной программе к школе ребенок должен уметь следующее:

  • Четко и ясно произносить слова, выделять звуки, определять место звука в слове, составлять предложения на заданную тему, пересказывать сказки и небольшие рассказы, писать элементы букв.
  • Считать до десяти и обратно, уметь сопоставлять цифру с предметами, понимать арифметические знаки, решать задачи в одно действие, измерять длину предметов, используя условную меру.
  • Перечислять в правильной последовательности времена года, суток, знать их признаки.

Итоговый контроль проводится в виде тестирования, а также в процессе игровой деятельности. В последний год перед школой проводится диагностика знаний детей психологом.


Проверка знаний дошкольников

Методическое обеспечение программы

Для реализации целей программы используются пособия и материалы, утвержденные стандартами образования. Воспитателю необходимы:

  • учебно-тематические конспекты, планы;
  • рабочие тетради;
  • прописи;
  • наглядные пособия, таблица, схемы;
  • счетный материал;
  • мультимедийные презентации.

Обратите внимание! Дидактические материалы и необходимые пособия по творчеству могут быть изготовлены самостоятельно.

Грамотный и комплексный подход при подготовке к школе помогает ребенку успешно адаптироваться в новых условиях и коллективе. Благоприятная социальная обстановка в свою очередь способствует успешному освоению знаний.

Актуальность: Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку образа жизни и деятельности ребенка. Отношение ребенка к школе формируется до того, как он в нее пойдет. И здесь важную роль играет информация о школе и способ ее подачи со стороны родителей и воспитателей детского сада. Ряд авторов подчеркивает необходимость воспитания положительного отношения к школе, как условие успешного обучения в дальнейшем (Дж.Локк, И.Г.Песталоцци, Н.А.Добролюбов). Теоретический анализ литературы и учения данных практиков, убедили нас в проведении целенаправленной работы по воспитанию положительного отношения к школе у детей подготовительной группы с помощью разнообразных форм и методов работы, через создание предметно-развивающей среды, через педагогическое просвещение родителей, взаимодействие с учителями начальных классов.

Тип проекта: познавательно-творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: среднесрочный (3 недели 7.11-25.11).

Состав участников проекта: воспитатель группы, воспитанники подготовительной группы, родители, учитель и библиотекарь МОУСОШ № 35

По характеру контактов: с воспитанниками одной подготовительной группы

Продукт проекта:

Проблемная ситуация: несформированность мотивационной готовности детей к обучению в школе. Профилактика дезадаптации в начале обучения ребенка в школе и создание условий для его успешности

Цель проекта:

  • формирование у детей мотивационной готовности к обучению в школе, воспитание положительного отношения к школьной жизни.
  • создание условий для информационной подготовки родителей к новым жизненным и социальным переменам в связи с поступлением детей в школу.

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • воспитывать положительные качества в детях.
  • воспитывать умение слушать взрослых и детей.
  • воспитывать культуру общения и культуру поведения в общественных местах

Обучающие:

  • формировать представления детей о школе и её значении.
  • активизировать словарный запас.

Развивающие:

  • развивать творчески активную личность.
  • развивать навык общения.
  • развивать основные психические процессы, необходимые для успешного обучения в школе (внимание, память, мышление).

Предполагаемый результат:

Интеграция образовательных областей:

  • познавательное развитие: рассматривание картин, просмотр мультфильмов и презентаций.
  • речевое развитие: словесные игры, составление рассказов по картинам, отгадывание загадок, знакомство с пословицами и поговорками об учении, чтение стихотворений о цифрах.
  • социально-коммуникативное развитие: беседы на тему проекта, сюжетно-ролевые игры.
  • художественно-эстетическое развитие: рисование, аппликация.

По предметно-содержательной области: интегративный (четыре образовательные области).

Предметно-пространственная развивающая среда: мероприятия проекта реализуются на базе группы и МОУСОШ № 35.

Средства и оборудование:

  • Технические: ноутбук, проектор, экран, звуковые колонки.
  • Методические: Дидактические игры, , конспекты бесед, занятий, книги.
  • Организационные: столы, краски, пластилин, бумага, клей, ножницы, счетные палочки

Работа с родителями:

Список литературы

Этапы проекта,
указать временные рамки

Деятельность воспитателя группы МБДОУ по проекту

Деятельность детей

1 этап Поисковый, постановка проблемы

Принимают задачу проекта.

2 этап Аналитический

- Анализ опыта работы по данной теме. Сбор информации, материалов по теме;
- Создание предметно-развивающей среды в соответствии с тематикой;
- Изготовление и подбор дидактических игр;
- Разработка конспектов мероприятий, консультаций по теме;
- Анкетирование родителей по теме

3 этап практический

4 этап
презентационный - рефлексивный

5. Мониторинг, предполагаемой педагогический диагностики

  • Количество участников проекта детей до 100%.
  • Количество участников проекта родителей (законных представителей) до 75%.
  • Количество реализованных мероприятий – 100%.
  • Уровень удовлетворенности родителей (законных представителей) результатами проекта до 80%.
  • Количество педагогов (воспитателей). последователей, реализующих данный проект в своих группах не менее 3-х.

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями

Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей

Индивидуальная деятельность с детьми

Образовательная деятельность в режимных моментах

Задача: познакомить детей со школой, создание положительных установок на школу

1 неделя

Задача: расширять представления детей о школе

2 неделя

Задача: формировать у детей желание и понимание в необходимости учиться в школе

3 неделя

Читайте также: