Согласно технике безопасности разрешено ли работать с бензолом в школьном кабинете химии

Обновлено: 04.07.2024

в образовательных учреждениях N 9, 2012

Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) "химия" и "физика"

При организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) "химия" и "физика" в образовательных учреждениях необходимо пользоваться Правилами по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики общеобразовательных школ (утв. заместителем министра просвещения СССР 27.12.82 г.), и Правилами техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ (утв. заместителем министра просвещения СССР 19.06.87 г.). Указанные документы действующие, однако в них имеются ссылки на устаревшие или отмененные нормативно-правовые акты. Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.03.2008 N 26 были утверждены Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) "химия" и "физика". С целью их практического использования в нашей стране сотрудниками редакции указанные правила переработаны и актуализированы с учетом нормативно-правовой базы Российской Федерации.

1. Общие требования безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) "химия" и "физика"

Основные положения

1. Правила безопасности при организации образовательного процесса по учебным предметам (дисциплинам) "химия" и "физика" в образовательных учреждениях (далее - Правила) устанавливают требования к мерам безопасности при проведении уроков (учебных занятий), научно-исследовательских работ, стимулирующих, поддерживающих и факультативных занятий, в том числе курсов по выбору (далее - занятия), а также определяют обязанности участников образовательного процесса в образовательных учреждениях по обеспечению безопасного проведения таких занятий по учебным предметам (дисциплинам) "химия" и "физика".

2. Правила являются обязательными для выполнения образовательными учреждениями независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, осуществляющими деятельность на территории, и учитываются при проектировании, строительстве, реконструкции и их эксплуатации.

3. За создание здоровых и безопасных условий при проведении занятий руководитель образовательного учреждения, заведующий кафедрой, кабинетом, лабораторией, преподаватель, учитель несут персональную ответственность в соответствии с законодательством.

4. Руководитель образовательного учреждения обеспечивает:

- организацию образовательного процесса по учебным предметам "химия" и "физика" только в специально оборудованных кабинетах (лабораториях), изолированных от учебно-производственных мастерских, спортивных и актовых залов, помещений пищеблока, помещения которых соответствуют требованиям технических нормативных правовых актов в зависимости от типа образовательного учреждения;

- здоровые и безопасные условия обучающихся при организации образовательного процесса;

- здоровые и безопасные условия труда работников;

- проведение заведующим кафедрой, кабинетом, лабораторией, преподавателем, учителем инструктажа по охране труда с лаборантом;

- прохождение заведующим кафедрой, кабинетом, лабораторией, преподавателем, учителем проверки знаний по вопросам охраны труда в комиссии образовательного учреждения, решение которой оформляется протоколом в порядке, определяемом Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда;

- разработку и утверждение инструкций по охране труда для лаборанта.

5. Инструкции по охране труда разрабатываются на основании приказа руководителя образовательного учреждения работником, обеспечивающим образовательный процесс по учебным предметам "химия" и "физика", в соответствии с Порядком разработки, согласования и утверждения инструкций по охране труда.

6. Заведующий кафедрой, кабинетом, лабораторией, преподаватель, учитель обязаны:

- обеспечить нахождение на видном месте наглядных пособий по пожарной безопасности и оказанию первой доврачебной помощи в виде плакатов, макетов;

- не реже одного раза в шесть месяцев проводить с лаборантом повторный инструктаж по охране труда. Инструктаж оформлять в журнале регистрации инструктажей по охране труда в порядке, определенном Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда;

- перед проведением занятий в кабинете (лаборатории) визуально проверить исправность оборудования, вентиляции, системы электрического питания;

- в случае обнаружения неисправностей в течение рабочего дня доложить об этом руководителю или заместителю руководителя образовательного учреждения. Проводить занятия в кабинете (лаборатории) до устранения выявленных неисправностей запрещается;

- ознакомить обучающихся, занимающихся в кабинетах химии и (или) физики, с требованиями безопасности при проведении занятия по учебным предметам (дисциплинам) "химия" и "физика";

- перед началом выполнения лабораторной работы, экспериментального исследования, демонстрационного опыта по учебным предметам (дисциплинам) "химия" и "физика" обеспечить обучение безопасным приемам их проведения. Запись об обучении безопасным приемам выполнения лабораторной работы, экспериментального исследования, демонстрационного опыта осуществить в классном журнале в графе "Тема урока".

При использовании для проведения занятий по учебному предмету "химия" реактивов, относящихся к 1, 2 и 3-му классам опасности и перечисленных в перечне химических реактивов, требующих особого обращения при их хранении и использовании, согласно приложению 1 к настоящим Правилам, проверка знаний по безопасности оформляется протоколом по форме согласно приложению 2. Протокол, утвержденный руководителем образовательного учреждения, подписанный учителем, преподавателем, означает допуск обучающегося к самостоятельному выполнению лабораторной работы экспериментального исследования, демонстрационного опыта;

- применение лаборантом и обучающимися средств индивидуальной защиты, перечисленных в пункте 40 настоящих Правил;

- исключение образования и выделения токсических веществ, пыли;

- герметичность и прочность используемого оборудования;

- проведение рациональной планировки находящегося в помещении оборудования.

7. Лаборант обязан перед проведением лабораторной работы (экспериментального исследования, демонстрационного опыта) проверить:

- подходы к средствам пожаротушения, кранам выключения газа и воды, вытяжным шкафам и электрощитам;

- правильность сборки лабораторных установок;

- соответствие требованиям используемых веществ, указанным в описании работы;

- при необходимости выдать обучающимся средства индивидуальной защиты глаз, органов дыхания, кожных покровов;

- по окончании занятий:

- убрать наглядные пособия, приборы, отключить электрооборудование;

- проверить водопроводные краны, закрыть двери кабинета (лаборатории).

Не допускается выполнение функций лаборанта обучающимися учреждений образования.

8. При возникновении несчастного случая заведующий кафедрой, кабинетом, лабораторией, преподаватель, учитель, лаборант обязаны принять меры по предотвращению воздействия травмирующего фактора на потерпевшего, вызову на место происшествия медицинских работников или доставке потерпевшего в организацию здравоохранения.

Несчастные случаи с обучающимися или воспитанниками образовательных учреждений, прошедшие во время образовательного процесса, подлежат расследованию и учету в соответствии с Положением о расследовании несчастных случаев с учащейся молодежью и воспитанниками системы образования, утв. приказом Госкомитета СССР по народному образованию от 01.10.90 N 639.

9. К работе в кабинетах (лабораториях) допускаются заведующий кабинетом, преподаватель, учитель, лаборант, имеющие соответствующую квалификацию, прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда.

10. Лаборант работает под руководством заведующего кабинетом, преподавателя, учителя и отвечает за сохранение противопожарного инвентаря, правильность хранения приборов и аппаратуры, их профилактическое обслуживание и своевременную подготовку для демонстрационных опытов, лабораторных и практических работ.

11. Запрещается использовать кабинет (лабораторию) химии и (или) физики в качестве учебного класса, аудитории для проведения занятий по другим учебным предметам (дисциплинам), групп продленного дня, кроме внеклассных занятий (кружка, факультатива) по учебным предметам (дисциплинам) "химия" и "физика".

12. Допуск обучающихся в кабинет (лабораторию) и во вспомогательные помещения (препараторские, кладовые) осуществляется с разрешения преподавателя, учителя, лаборанта.

13. В случае возникновения пожара действия руководителя образовательного учреждения должны быть направлены на обеспечение безопасности обучающихся, работников и их эвакуацию в соответствии с Правилами пожарной безопасности.

Общие требования к помещениям, оснащению и оборудованию кабинетов (лабораторий) химии и физики учреждений образования

14. Помещения кабинетов (лабораторий) химии и физики должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов в зависимости от типа образовательного учреждения.

15. Кабинеты (лаборатории) химии и физики должны быть изолированы от учебно-производственных мастерских, спортивных и актовых залов, помещений пищеблока.

16. Кабинеты (лаборатории) химии и физики оборудуются специальной мебелью в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов: столами ученическими лабораторными, столами демонстрационными, стульями, металлическими сейфами для хранения реактивов.

17. Рабочие столы и вытяжные шкафы в кабинетах (лабораториях) химии, предназначенные для работы с пожаро- и взрывоопасными веществами, должны быть покрыты негорючим материалом, а при работе с кислотами, щелочами и другими химически активными веществами - материалами, стойкими к их воздействию, а также должны быть оборудованы бортиками высотой 20 мм.

18. Каждый обучающийся обеспечивается учебным местом в соответствии с его ростом, состоянием здоровья, зрения и слуха.

19. В кабинетах химии и физики эксплуатируются вентиляционные системы, полностью прошедшие предпусковые испытания и имеющие инструкцию по эксплуатации, паспорт, журналы ремонта и эксплуатации. Вентиляционные системы должны проходить проверку состояния и прочности стенок и элементов крепления воздуховодов, вентиляционных устройств и очистных сооружений в сроки, установленные администрацией образовательного учреждения, но не реже одного раза в год.

20. Вентиляционные системы в кабинетах (лабораториях), в которых проводятся работы с веществами, вызывающими коррозию, выполняются из антикоррозионных материалов или имеют антикоррозийные покрытия.

21. Вытяжные шкафы, в которых проводятся работы, сопровождающиеся выделением вредных и горючих паров и газов, должны быть оборудованы верхними и нижними отсосами, а также бортиками, предотвращающими растекание жидкости. Вытяжной шкаф изнутри должен быть облицован легко моющимся химически стойким покрытием.

22. Створки или дверцы вытяжного шкафа должны подниматься и опускаться в вертикальном направлении. Во время работы их следует держать закрытыми (опущенными) с небольшим зазором внизу для тяги. Открывать створки и (или) дверцы разрешается только на время обслуживания приборов и установок, приподнятые створки прочно укрепляются приспособлениями, исключающими их неожиданное падение.

23. Металлические детали вытяжных шкафов, а также металлические трубопроводы должны иметь антикоррозийное покрытие.

24. Кабинеты (лаборатории) и помещения для лаборантов должны быть оборудованы водопроводом. Один водопроводный кран оборудуется насадкой для смыва с кожи едких веществ, а на другой кран надевается резиновая трубка с насадкой для промывания глаз.

25. Трубопроводы горячей и холодной воды окрашиваются соответственно в красный и синий цвет, газа - в желтый.

26. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха в кабинетах (лабораториях) и помещениях для лаборантов осуществляются в соответствии с требованиями технических нормативных правовых актов.

27. Воздухообмен, температурный режим и влажность воздуха в помещениях кабинетов (лабораторий) должны соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов.

28. Помещения кабинетов (лабораторий) во время перемен необходимо проветривать. Перед началом уроков, занятий и по их окончании, а также между сменами проводить сквозное проветривание. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах или форточках.

29. Для обеспечения нормального температурно-влажностного режима запрещается оклеивать и забивать фрамуги и форточки. Открывание фрамуг или форточек должно производиться механическими приводами.

30. Окна кабинетов (лабораторий) должны находиться в исправном состоянии. С наступлением зимы при необходимости их утеплять.

31. Кабинеты (лаборатории) должны иметь естественное и искусственное освещение, соответствующее требованиям технических нормативных правовых актов.

32. В качестве солнцезащитных устройств необходимо использовать в кабинетах (лабораториях) химии и физики жалюзи, шторы, обладающие достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойствами. Запрещается использовать на окнах в кабинетах (лабораториях) химии и физики шторы с декоративной целью.

33. Стекла окон с наружной стороны очищаются от пыли и грязи 3-4 раза в год, а с внутренней стороны - ежемесячно. В целях обеспечения безопасности очищение окон от пыли и грязи обучающимися не допускается.

34. Применение открытых ламп накаливания для освещения кабинетов (лабораторий) химии и физики не допускается. Использование неисправных электросветильников и светильников с истекшим сроком эксплуатации запрещается.

35. Электросветильники должны очищаться по мере загрязнения, но не реже одного раза в три месяца. Смена ламп и очистка светильников от грязи производятся персоналом, обслуживающим электроустановки.

36. Электрооборудование кабинета (лаборатории) должно быть заземлено (занулено).

37. Используемые в кабинетах (лабораториях) химии и физики демонстрационные и лабораторные электроустановки должны быть в исправном состоянии и соответствовать требованиям технических нормативных правовых актов. Применять самодельные электроустановки и подавать на лабораторные столы напряжение переменного тока выше 42 В и постоянного выше 110 В запрещается.

38. Токоведущие части электрических приборов должны быть изолированы.

39. Проверка состояния электрических сетей, электроприборов и электрооборудования, используемых при организации занятий, осуществляется лицом, ответственным за электрохозяйство образовательного учреждения.

40. В кабинетах (лабораториях) химии должны быть средства индивидуальной защиты, включая:

средства защиты органов зрения, полностью закрытые с непрямой вентиляцией (для защиты глаз от брызг жидкостей и твердых частиц);

Пакеты документов для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Инструкции
для
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документы
для котельной
школы
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документов для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Охрана
труда
в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документы
для котельной
ДОУ

Инструкция
по охране труда при работе с жидкими углеводородами


1. Данная инструкция по охране труда при работе с жидкими углеводородами на занятиях в кабинете химии содержит правила техники безопасности при работе с жидкими углеводородами и необходима для использования учителем и лаборантом на уроках химии.

2. Бензол нарушает деятельность центральной нервной системы и костно-мозговое кроветворение; его алифатические производные толуол и ксилол вызывают лейкоцитоз. Бензол проникает в организм через органы дыхания и кожу, хорошо растворяясь в жирах. При длительном контакте незащищенной кожи с бензолом возникает дерматит. Предельно-допустимая концентрация бензола составляет 20 мг/м3.

3. Работать с бензолом следует под тягой и обязательно при этом защищать кожу рук перчатками. Учитывая, что пары бензола имеют нижний предел взрываемости 5—6%, лучше предпочесть другой растворитель.

4. При тяжелых отравлениях препаратами возможно нарушение дыхания и сердечной деятельности. Поэтому первая помощь заключается в удалении пострадавшего из зоны зараженной атмосферы, проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

5. При попадании бензола в желудок следует дать растительное масло для замедления процесса всасывания и экстренно промыть желудок водой.
Аналогичные меры применяются и при работе с бензинами.

6. Гексан в работе сравнительно безопасен, но имеет нижний предел взрываемости паров в смеси с воздухом — 1,2%. Предельно допустимая концентрация (ПДК) его составляет 300 мг/м3.

7. Стирол. Общетоксическое действие стирола гораздо слабее, чем действие бензола, однако он сильнее раздражает слизистые оболочки. Его пары вызывают острые отравления. ПДК составляет 5 мг/м3.
Работать со стиролом следует в исправно действующем вытяжном шкафу, защищая руки перчатками.
Первая помощь — как при действии бензола.

8. Циклогексан весьма взрывоопасен — нижний предел 1,3%. Его ПДК составляет 80 мг/л. Для организма препарат сравнительно безопасен, его можно применять как растворитель вместо бензола и других органических жидкостей.

9. Препараты в исходных формах учащимся не выдаются. Используются только учителем.
— легковоспламеняющиеся жидкости.

При выполнении работы с эфирами, а также с ацетоном учителю и лаборанту необходимо строго соблюдать инструкцию по охране труда при работе с эфирами и ацетоном в кабинете химии.

Инструкцию разработал: __________ (________________)



скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
155 инструкций с учетом изменений законов на 4 февраля 2022 года!



скачать: все Документы по Охране труда для Школы
Инструкции и инструктажи, журналы, акты и протоколы поштучно или пакетом.

1. Общие требования охраны труда
1.1. К работе в кабинете химии допускаются лица в возрасте не моложе 18 лет, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
1.2. Лица, допущенные к работе в кабинете химии, должны соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха.
1.3. При работе в кабинете химии возможно воздействие на работающих и обучающихся следующих опасных и вредных производственных факторов:
- химические ожоги при попадании на кожу или в глаза едких химических веществ;
- термические ожоги при неаккуратном пользовании спиртовками и нагревании жидкостей;
- порезы рук при небрежном обращении с лабораторной посудой;
- отравление парами и газами высокотоксичных химических веществ;
- возникновение пожара при неаккуратном обращении с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями.
1.4. При работе в кабинете химии должна использоваться следующая спецодежда и средства индивидуальной защиты: халат хлопчатобумажный, фартук прорезиненный, очки защитные, перчатки резиновые.
1.5. Кабинет химии должен быть укомплектован медаптечкой с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств в соответствии с Приложением 5 Правил для оказания первой помощи при травмах.
1.6. Кабинет химии должен быть оборудован вытяжным шкафом для проведения демонстрационных опытов.
1.7. Персонал обязан соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
Кабинет химии должен быть оснащен первичными средствами пожаротушения: двумя огнетушителями, ящиком с песком и двумя накидками из огнезащитн ткани.
1.8. О каждом несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить администрации учреждения. При неисправности оборудования, приспособлений и инструмента прекратить работу и сообщить администрации учреждения.
1.9. В процессе работы персонал должен соблюдать правила ношения спецодежды, пользования средствами индивидуальной и коллективной защиты, соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте рабочее место.
1.10. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и, при необходимости, подвергаются внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы

2.1. Надеть спецодежду, при работе с токсичными и агрессивными веществами подготовить к использованию средства индивидуальной защиты.
2.2. Проверить исправность и работу вентиляции вытяжного шкафа.
2.3. Подготовить к работе необходимое оборудование и приспособления.

3. Требования охраны труда во время работы

3.1. Запрещается использовать кабинет химии в качестве классной комнаты для занятий по другим предметам и групп продленного дня.
3.2. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помещении кабинета химии разрешается только в присутствии учителя (преподавателя).
3.3. Учащиеся не Допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета химии.
3.4. Запрещается пробовать на вкус любые реактивы и растворы, принимать пищу и пить напитки в кабинете химии.
3.5. Запрещается использовать в работе самодельные приборы и нагревательные приборы с открытой спиралью.
3.6. Не допускается совместное хранение реактивов, отличающихся по хим природе.
3.7. Запрещается хранить реактивы и растворы в таре без этикеток, растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, а легковоспламеняющиеся и горючие жидкости в сосудах из полимерных| материалов.
3.8. Выдача учащимся реактивов для проведения лабораторных и практических работ производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов концентрацией не выше 5%.
3.9. Не допускается выбрасывать в канализацию реактивы, сливать в нее растворы, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости. Их необходимо собирать для последующего обезвреживания в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л.
3.10. Запрещается хранить любое оборудование на шкафах и в непосредственной близости от реактивов и растворов.
3.11. Приготавливать растворы из твердых щелочей, концентрированных кислот и водного раствора аммиака разрешается только с использованием средств индивидуальной защиты в вытяжном шкафу с включенной вентиляцией в фарфоровой лабораторной посуде. Причем жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.
3.12. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях

5. Требования охраны труда по окончании работы

5.1. Привести в порядок рабочее место, убрать все химреактивы на свои места в лаборантскую в закрывающиеся на замки шкафы и сейфы.
5.2. Отработанные растворы реактивов слить в стеклянную тару с крышкой емкостью не менее 3 л для последующего уничтожения.
5.3. Выключить вентиляцию вытяжного шкафа. Снять спецодежду, средства индивидуальной защиты и тщательно вымыть руки с мылом.

техника безопасности в кабинете химии

Требования правил безопасности при работе на уроках химии в первую очередь направлены на снижение опасности во время лабораторных и практических работ. Факторы риска заключаются в термических и химических ожогах, отравлениях ядовитыми парами, порезами и поражением электрическим током. В связи с этим очень важно знание, понимание и неукоснительное выполнение требований инструкции по охране труда для кабинетов химии, не только преподавателем, но и всеми учащимися без исключения. О том, как вести себя в кабинете химии, читайте в материалах этой статьи.

Общие положения техники безопасности на уроках химии

Химия – предмет, который предполагает изучение и работу с химическими веществами. Во время урока, при работе учащихся могут иметь место вредные и опасные факторы:

  • отравление химическими веществами;
  • получение химических ожогов агрессивными веществами;
  • травмирования осколками стекла;
  • травмирования в результате взрыва или самовозгорания химических веществ, при нарушении условий их хранения.

Техника безопасности в кабинете химии.jpg

  • учащиеся обязаны знать свойства веществ, с которыми они работают и безопасные приемы обращения с ними;
  • выполнять требования безопасности при обращении со стеклянной посудой и ампулами;
  • знать правила обезвреживания и уничтожения вредных веществ;
  • выполнять только порученную учителем работу;
  • выполнять правила эксплуатации используемого оборудования;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • содержать рабочее место в чистоте;
  • правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
  • знать и соблюдать требования пожарной безопасности и уметь пользоваться средствами пожаротушения;
  • немедленно извещать учителя о любой ситуации, угрожающей здоровью и жизни людей (учеников), об инциденте или ухудшении состояния своего здоровья;
  • уметь оказывать первую (доврачебную) помощь при несчастных случаях (отравлении, термическом и химическом ожогах).

В кабинете химии должны быть в наличии:

  • аптечка, содержащая медикаменты для оказания первой медицинской помощи;
  • раствор для нейтрализации токсичных веществ, применяемых в работе;
  • средства индивидуальной защиты;
  • средства пожаротушения (огнетушитель, ящик с песком).

Тара, в которой хранятся химические вещества должна иметь четкие надписи.

В кабинете химии ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  • выполнение работ, не связанных с заданием или во внеурочное время;
  • хранение химических веществ в таре, не имеющей надписи;
  • совместное хранение в непосредственной близости друг к другу веществ, которые могут вызвать в результате химического взаимодействия пожар или взрыв;
  • хранение химических веществ в количествах, превышающих суточную норму;
  • применение химической посуды для личного пользования;
  • бегать и прыгать;
  • принимать пищу.

Перед уроком кабинет химии нужно обязательно проветривать. Во избежание несчастных случаев, учащимся следует внимательно ознакомиться с правилами техники безопасности в кабинете химии и строго соблюдать их выполнение.

Техника безопасности на уроке химии для учащихся

Техника безопасности на уроке химии для учащихся включает следующие требования:

Правила поведения в кабинете химии.jpg

  1. Перед уроком химии:
    • В класс следует заходить спокойно.
    • Приготовить свое рабочее место до начала урока, достав лишь необходимые предметы для занятия.
    • Если обнаружен мусор или продукты питания, их следует немедленно выбросить.
    • Категорически запрещается принимать пищу в кабинете химии.
    • Со звонком нужно занять свое рабочее место и настроиться на работу с учителем.
    • Обо всех обнаруженных недостатках сообщить учителю и до их устранения не приступать к работе.
  2. Во время урока химии:
    • Следует соблюдать тишину.
    • Внимательно слушать учителя и выполнять его требования.
    • Не отвлекаться на посторонние предметы и одноклассников.
    • Работу выполнять только по заданию учителя.
    • При работе с химическими веществами, не нужно торопиться, делать резких движений.
    • Химические реактивы следует использовать строго в требуемом количестве.
    • Следует соблюдать последовательность добавления или смешения реагентов.
    • Категорически запрещается пробовать химические вещества на вкус и определять запах.
    • Работать надо стараться аккуратно, не рассыпая и не проливая реактивы на рабочее место.
    • Работать рекомендуется в средствах индивидуальной защиты: халате и резиновых перчатках.
    • При попадании химического соединения на кожу, нужно сразу и обильно промыть место попадания струей холодной воды.
    • При проливе кислоты или щелочи на стол или пол, следует засыпать песком, а потом нейтрализовать.
    • Запрещается приносить на урок химии собственные химические вещества, а также уносить имеющиеся реактивы и лабораторную посуду из класса.
    • При возникших вопросах, нужно обязательно обратиться к преподавателю, а не пытаться самостоятельно решить проблему.
  3. После урока химии:
    • По окончании работы с химическими веществами, нужно сдать все реактивы и химическую посуду преподавателю.
    • Снять и убрать, если в таковых работали, средства защиты.
    • Вымыть руки.
    • Привести рабочее место в порядок, убрав личные предметы и протерев поверхность стола.
    • Выбросить мусор и ветошь.
    • Проветрить кабинет химии до начала следующего урока.
    • Спокойно покинуть класс.
    • ЗАПРЕЩАЕТСЯ выливать отработанные кислоты и щелочи в канализацию.

Примерный план пожаротушения в кабинете химии

Как вести себя в кабинете химии.jpg

При возникшей пожарной ситуации нужно понять, чем вызван пожар. Способ тушения пожара зависит от вещества, которое его вызвало. Наиболее универсальным средством пожаротушения является пенный огнетушитель. Он должен быть установлен в каждом кабинете химии по правилам пожарной безопасности. Так же часто используют для тушения песок, если он имеется в классе и асбестовое полотно. Если горящее вещество растворимо в воде, то его можно затушить водой. Но если вещество в воде не растворимо, то воду применять для тушения нельзя. Тушить очаг пожара необходимо с самого близкого нему расстояния и так, чтобы при этом не наносить излишнего вреда водой или струей пены огнетушителя оборудованию и мебели, не охваченных пожаром.

Если возник пожар, то в первую очередь нужно сохранять спокойствие, вызвать пожарную охрану, попытаться начать тушить пожар самостоятельно, предупреждая его распространение. При невозможности потушить очаг возгорания, покинуть кабинет химии без паники, суматохи, беготни.

Аптечка первой помощи

Во время урока химии могут возникнуть случаи, требующие неотложной медицинской помощи – порезы рук стеклом, ожоги горячими предметами, кислотами, щелочами, газообразными веществами и парами некоторых веществ.

При особо серьезных случаях травм необходимо немедленно обратиться в медицинский кабинет и вызвать скорую помощь.

Для оказания первой помощи во всех случаях в кабинете химии должна быть аптечка, содержащая:

  • бинты;
  • гигроскопическую вату;
  • 3% раствор йода;
  • 2% раствор борной кислоты;
  • 2% раствор марганцовокислого калия;
  • 2-5% двууглекислого натрия (питьевой соды);
  • активированный уголь.

При попадании на кожу или в глаза кислот и щелочей смыть их струей воды в течение 10 минут, а затем нейтрализовать соответствующими растворами:

  • при попадании кислоты на тело – 5% раствором питьевой соды;
  • при попадании кислоты в глаза – 3% раствором питьевой соды
  • при попадании щелочи в глаза 2-3% раствором борной кислоты;

Также нужно помнить следующие правила оказания помощи пострадавшим в кабинете химии.

  1. При отравлении парами аммиака, хлором, хлористым водородом, сернистым газом, окислами азота пострадавшего немедленно нужно вывести на свежий воздух.
  2. При попадании внутрь химического реактива нужно немедленно принять активированный уголь.
  3. При ожогах горячими предметами или паром пораженные участки нужно смочить 2% раствором марганцовокислого калия.
  4. При мелких порезах стеклом края раны нужно смазать йодом и наложить повязку, а в более серьезных случаях обратиться к врачу.

Помните, химия – очень интересный и увлекательный предмет, но она требует аккуратности, внимания и соблюдения техники безопасности.

Читайте также: