Согласно какой теории основная цель школы развитие способностей

Обновлено: 02.07.2024

Сторонники этой теории считали, что основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки.

Достоинства

Большой объем информации.

Недостатки

Из-за большего объема информации происходит перегрузка информацией учебных программ.

Необходимость реализации таких программ принуждает учителя к торопливой и поверхностной работе, к проработке с учениками многих тем на дополнительных занятиях.

Дидактический формализ

Исторический период

Суть теории

Сторонники дидактического формализма рассматривали обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Цель работы школы они видели в углублении, расширении и формировании этих способностей и интересов, поэтому главным критерием при отборе учебных предметов, по их мнению, должна служить формирующая ценность учебного предмета, наиболее сильно представленная в математике и классических языках. Теоретическую основу дидактического формализма составляло положение о переносе умений, о существовании так называемого дополнительного трансфера. Трансфером мы называем перенос знаний, приобретаемых в одной области деятельности в другую; чаще всего при этом имеются в виду косвенные результаты, т. е. перенос навыков, приобретенных в ходе выполнения одного вида деятельности, на другой вид деятельности, например совершенствование умения выполнять определенные движения одной рукой под влиянием тренировки в выполнении этих движений — другой.

Достоинства

Заслуга дидактического формализма заключалась в том, что его сторонники обратили внимание на необходимость развития способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, представлений, мышления и т. д.

Недостатки

Слабость же была обусловлена тем, что в программах обучения прежде всего отражались инструментальные предметы (языки, математика, а как известно, нельзя полностью развить интеллект ученика, если в процессе обучения не используется богатый запас фактов, которыми располагают разные предметы обучения.

Дидактический утилитаризм

Исторический период.

Эта теория возникла на рубеже XIX и XX столетий в США, где утилитаристскую концепцию в области отбора и систематизации содержания обучения выдвигал, в частности, Дж. Дьюи. В Европе аналогичные взгляды высказывал немецкий педагог Г. Кершенштейнер, находившийся под сильным влиянием Дьюи.

Суть теории

Источник связи между учебным содержанием отдельных предметов нужно видеть в индивидуальной и общественной деятельности ученика. Поэтому при определении содержания обучения нужно сконцентрировать внимание на занятиях конструктивного характера, учить детей готовить еду, шить, приобщать их к рукоделию и т. п.

Достоинства

Недостатки.

Практическая реализация основных положений дидактического утилитаризма встретилась с острой критикой со стороны многих известных американских ученых, например И. Л. Кандела, Ч. Баглея, Я. С. Брубахера, У. X. Килпатрика и др., уже в 1938 г. Эти ученые, представители так называемого эссенциализма, обвиняли Дьюи и его сторонников в том, что их деятельность привела к значительному снижению уровня образования в США. В волне критики немалую роль сыграли политические аргументы: многие влиятельные лица того времени считали, что ответственность за опережение Советским Союзом США в покорении космоса несет американская система образования, основывающаяся на принципах прогрессивизма.

Проблемно-комплексная теория.

Исторический период.

Автор этой теории — Богдан Суходольский. 20 век

Суть теории.

Основное ее положение состоит в следующем: общее образование составляет необходимую компоненту профессионального образования, но его содержание нельзя определять исключительно с точки зрения потребностей будущей профессиональной деятельности или учебы, потому что оно является основой жизни людей за пределами их профессиональной деятельности. В наше время, когда мы заботимся о преобразовании мира и подъеме культуры людей на уровень, которого требует от них историческое развитие цивилизации, содержание образования должно определяться его ролью в жизни общества. Учебных программы по мнению Б. Суходольского, должны составлять актуальные проблемы современности, а именно: проблемы техники, социологии, экономики, искусства, эстетической культуры и т. д. Содержание обучения в неполных средних школах должно быть единым, на более же высоком уровне его следует постепенно дифференцировать.

Благодаря этому можно было бы изучать отдельные дисциплины не порознь, как до сих пор, а комплексно, делая предметом познавательной деятельности учащихся проблемы, разрешение которых требует использования знаний из разных областей знания.

Достоинства.

Проблемно-комплексный подход к отбору и представлению учебного материала является предпосылкой перестройки не только программ и учебников, но и используемых до сих пор методов обучения.

Недостатки.

На практике, однако, реализовать это предложение не просто. Вероятно, по этой причине настоящий подход и не нашел достаточно полного отражения в известной концепции работы восьмилетней школы, которая была разработана под руководством Б. Суходольского и подвергалась проверке в 60-х годах в нескольких экспериментальных школах в разных районах ПНР.

Структурализм.

Исторический период.

Этот термин был использован К. Сосницким при уточнении принципов отбора содержания и построения учебных программ в социалистической школе. 30года- 20 века.

Суть теории.

Достоинства.

Несомненно правильным является требование К. Сосницкого выделить в содержании каждого изучаемого предмета основные формообразующие элементы, имеющие прочную научную и образовательную значимость, а также второстепенные производные элементы, знание которых для учащихся общеобразовательной школы не обязательно. Представляется правильной и рекомендация не отказываться от систематического представления содержания образования. Особенно это касается программ, предназначенных для старших классов средних школ.

Недостатки.

Функциональный материализм.

Теорию отбора содержания образования под таким названием разработал В. Оконь.

Суть теории.

Теорию отбора содержания образования под таким названием разработал В. Оконь. Автор подчеркивает необходимость разработки теории, которая бы обеспечивала для учащихся как получение знаний, так и приобретение умения пользоваться этими знаниями в своей деятельности. В основе этой теории, таким образом, должно лежать положение об интегральной связи познания с деятельностью.

Можно предположить, что конкретизация перечисленных требований в ходе широкомасштабных экспериментов будет содействовать созданию программ, отвечающих как требованиям, предъявляемым к образованию обществом, так и индивидуальным запросам учащихся. Претворение в жизнь этого требования, однако, зависит от содержания и методов, которые должны содействовать развитию способностей, познавательных интересов учащихся, прежде всего формированию у них самостоятельности мышления и деятельности, побудили бы их к самообразованию.

Достоинства.

Можно предположить, что конкретизация перечисленных требований в ходе широкомасштабных экспериментов будет содействовать созданию программ, отвечающих как требованиям, предъявляемым к образованию обществом, так и индивидуальным запросам учащихся.

Недостатки.

Претворение в жизнь этого требования, однако, зависит от содержания и методов, которые должны содействовать развитию способностей, познавательных интересов учащихся, прежде всего формированию у них самостоятельности мышления и деятельности, побудили бы их к самообразованию.

Теория дидактического программирования

Исторический период.

Появлению в середине 50-х годов программированного обучения сопутствовало развитие характерной для него теории построения учебного материала, называемой иногда теорией операциональной структуризации содержания.

Эта теория в отличие от описанных ранее представляет собой попытку ответить не столько на вопрос, чему учить на определенном уровне учебно-воспитательной работы, а как ее проводить наиболее оптимальным образом. Поэтому-то сторонники рассматриваемой теории уделяют особое внимание тщательному анализу учебного материала, т. е. знаниям, которые входят в это содержание, и существующим между ними связям. Для этой цели пользуются главным образом методом так называемых дидактических матриц, а также методом графов.

Достоинства.

Содержание учебных программ обучения должно быть подобрано таким образом, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно-воспитательную работу с учетом интересов и способностей учащихся. С этой целью наряду с минимальным уровнем требований, устанавливаемых в расчете на самых слабых учащихся, программы должны включать материал, отвечающий, уровню подготовки средних и очень способных учеников. Обеспечивая условия, содействующие осуществлению индивидуализации обучения и поддержанию соответствующего темпа учебы в отношении обязательных предметов, программы должны предоставлять также возможность для развития способностей учащихся в областях знаний, которые выходят за их обязательные рамки. Дополнительные занятия, факультативы для способных должны стать важным элементом новых учебных планов, причем не только на уровне старших классов средней школы.

Недостатки.

Сложную проблему роста знаний, являющуюся следствием так называемого информационного взрыва, нельзя разрешить ни на пути непрерывного пополнения программ новым содержанием, ни на пути дальнейшего увеличения продолжительности обучения. Многие данные указывают на то, что решения, о которых идет речь, следует искать в систематическом пересмотре содержания учебного процесса, объединенном с его рациональным отбором, в сосредоточении внимания на его фундаментальных основах, в интенсификации самого процесса обучения и, наконец, в выработке у учащихся навыков самообразования.

Дидактический материал. Аннотация. Дидактический материал предназначен для закрепления умения выделять предметы по цвету и величине. Для развития у детей, младшего.

Многофункциональный дидактический стол. Игры, опыты, эксперименты

Многофункциональный дидактический стол. Игры, опыты, эксперименты Я с нетерпением ждала лета, чтобы воплотить в жизнь свои идеи. Ведь на летних прогулках дети могут вдоволь наиграться с водой, песком,.

Не торопитесь уходить!

Помните, что лучшим стимулом для развития сайта, является ваша активность на нем.

Проведите на ресурсе больше времени, попробуйте найти для себя еще что-то интересное в разных каталогах, дайте ссылку на сайт знакомым, напишите на форуме в разделе замечания и предложения что бы вы хотели увидеть нового и необходимые Вам материалы будут добавлены быстрее.

Сайты партнеры:

Для быстрого поиска по странице используйте комбинацию клавиш Ctrl+F и в появившемся окне напечатайте слово запроса (или первые буквы)

Дидактика

Какое название имеетнаука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах?
Дидактика
теория воспитания
педагогический менеджмент
педагогическая технология

Кем введен термин “дидактика”?
В. Ратке
Я.А. Коменский
Ж.Ж. Руссо
И.Г. Песталоцци

Какой автор под дидактикой понимал “всеобщее искусство всех учить всему”…
Я.А. Коменский
П.Ф. Каптерев
К.Д. Ушинский
А. Дистервег

Предметом, какой из представленных наук являются процессы преподавания и учения с их условиями и получаемыми результатами?
дидактики
технологии
теории воспитания
теории управления

Что из представленного в ответах является функциями процесса обучения:
образовательная, воспитательная, развивающая
воспитательная, прогностическая, проектировочная
образовательная, воспитательная, объяснительная
развивающая, образовательная, прогностическая

Данная система представлена совокупностью принципов, содержания, методов и средств обучения, образующих целостную структуру, которая подчиняется целям обучения:

дидактическая система
Педагогическая теория
Педагогическая система
Дидактическая теория

Как понимают учение в дидактике?
как деятельность учеников
как взаимодействие учащихся и учителя
как восприятие новых знаний
как формирование умений

Название управления учебно-познавательной деятельности учащихся:
учение
развитие интереса учащихся
формирование личности
Преподавание

Закончите предложение:
Связи между целями, содержанием, методами, средствами, формами обучения относятся к ___ закономерностям
общим
внешним
Внутренним
частным

Какой принцип иллюстрирует эффективность обучения, которая зависит от целесообразного привлечения органов чувств к восприятию и усвоению учебного материала?
доступности
Наглядности
сознательности и активности
прочности знаний

В какой концепции обучения применяют принцип ведущей роли теоретических знаний?
развивающего обучения
проблемного обучения
оптимизации обучения
программированного обучения

Что такое процесс обучения?
преподавание
учебная деятельность
специфический процесс познания, управляемый педагогом
образовательная деятельность

Дидактический принцип:
гуманности обучения
наглядности
систематичности и последовательности
взаимосвязь теории и практики обучения

Что не включает в себя структура учебной деятельности:
овладение системой знаний, познавательных умений и практических навыков
развитие мотивов учения
формирование нравственных качеств и убеждений
овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами

Какое из единств отражает двусторонний характер обучения?
преподавания и учения
развития и воспитания учащихся
школьной и внешкольной деятельности
совместных усилий семьи и школы по формированию у учащихся мотивов учения

Что подразумевает принцип наглядности в дидактике?
использование плакатов, схем, картин в процессе обучения
проведение опытов в процессе обучения
просмотр кино- и видеофильмов
привлечение органов чувств к восприятию учебного материала

Выберите то, что не включает структура процесса обучения:
определение уровня мышления учащихся
определение целей и задач
планирование (отбор содержания, методов, приёмов, средств и форм)
анализ и оценка результатов обучения

Чем является эталонный уровень образования, который необходим для данного общества в определенный исторический отрезок времени?
образовательный ценз
образовательный стандарт
учебный план
школьная программа

Какое название имеет документ, который определяет содержание образования определенного уровня и направленности?
образовательная программа
учебник
рабочий учебный план
авторская программа

Какое название имеет нормативный документ, который определяетсостав учебных предметов, их распределение по годам обучения, количество времени на каждый предмет?
учебник
образовательная область
учебная программа
учебный план

Основоположник теории формального образования:
Я.А. Коменский
Г. Спенсер
И.Ф. Гербарт
А. Дистервег

Какая из теорий близка к идеям программированного обучения?
прагматизм
Бихевиоризм
позитивизм
гуманизм

Какими авторами был включен опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру в состав содержания образования?
В.С. Ледневым, Ю.К. Бабанским
В.В. Краевским, И.Я. Лернером
В.В. Давыдовым, Б.П. Есиповым
М.Н. Скаткиным, Д.Д. Зуевым

Закончите предложение.
При _____ структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, его содержание расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями
Концентрической
линейной
спиральной
смешанной

Чем является приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования?
гуманизацией
демократизацией
Гуманитаризацией
углубленным изучением

Чем является дидактически обоснованная система знаний, умений и навыков, которая отражает содержание науки?
образовательная область
учебный план
образовательная программа
учебный предмет

Название доведенного до автоматизма действия?
умение
знание
Навык
поведение

Что из представленного относится к объектам стандартизации в образовании?
учебно-воспитательный план учителя
содержание
объем учебной нагрузки
уровень подготовки обучающихся

Содержание образования:
совокупность знаний, умений и навыков, развивающих устойчивые особенности отдельных психических процессов
совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности
финансовую поддержку государственных и общественных организаций средней и высшей школе
педагогически адаптированную систему знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру

В каком трудеЯ.А. Коменского дидактика, как отрасль педагогической науки полу-чила наиболее четкое оформление ?

Великая дидактика.

Словесные, наглядные и практические методы являются:

методами по характеру познавательной деятельности учителя и учащегося;

методами по источнику знаний;

методами по особенностям деятельности учителя и учащегося.

Проблемное обучение – … (по М.И. Махмутову)

проблема развития инициативы, творчества детей;

дидактическая система, основанная на закономерностях творческого усвоения знаний и способов деятельности и включающая специфическое сочетание приемов и методов преподавания и учения, которым присущи черты поиска;

разновидность учебной деятельности детей по усвоению сообщаемых знаний.

Группа методов, к которой относятся индуктивные и дедуктивные методы:

Методы по логике передачи и восприятия информации.

Методы по степени управления учебной работой.

Методы по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями.

Какие методы относятся к методам по степени самостоятельности мышления детей при овладении знаниями?

репродуктивные и проблемно-поисковые

Условия, при которых учитель может использовать только словесные методы:

Учитель хорошо владеет словесными методами.

Учитель не располагает временем для проблемного изучения данной темы.

Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями или не может изготовить их самостоятельно.

Особенностиучащихся, при которых рационально применять репродуктивные методы:

Ученики еще не готовы к проблемному изучению этой темы.

Ученики готовы к усвоению информации только словесными методами,

Ученики готовы к самостоятельному изучению данной темы.

Методы стимулирования интереса к учению:

познавательные игры, учебные дискуссии

Название совокупности методов, которые используют в процессе изучения конкретного учебного предмета, его разделов:

Кто создал целостную систему обучения во второй половине XIX века?

Автор двух взаимосвязанных принципов обучения и воспитания – природосообразности ?

Кем с точки зрения психологии обоснованы педагогические принципы?

Какой принцип нацеливает на достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого?

систематичности;

Какой принцип предполагает организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания?

Закончите предложение:

Согласно……………, основная цель школы – развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления:

теории материального образования;

теории дидактического формализма;

теории дидактического утилитаризма;

Что из перечисленного характеризует содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса?

форма организации обучения;

метод обучения;

технические средства обучения;

все ответы неверны.

Что такое классно-урочная система обучения?

организационная форма обучения;

Признак, по которому проще всего определить тип и структуру урока:

по дидактическим целям;

по расположению элементов урока;

по количеству времени, отводимого на достижение главной цели.

по количеству структурных частей.

по деятельности учителя.

Нестандартные уроки:

урок – кроссворд;

урок – викторина.

Вспомогательные формы обучения:

Факторы, которые определяют выбор методов обучения:

цель обучения;

уровень, которого необходимо достигнуть;

уровень мотивации обучения;

реализация принципов, закономерностей обучения;

объем требованийи содержания, который необходимо реализовать;

количество и сложность учебного материала;

уровень подготовленности учащихся;

активность, интерес учащихся;

сформированность учебных навыков;

учебная тренированность и выносливость ;

материально-технические условия обучения;

организационные условия обучения;

применения методов на предыдущих уроках;

тип и структура занятия;

взаимоотношения между учителем и учащимися, сложившиеся в процессе учебного труда.

Принцип обучения, к которому относятся правила: от легкого к трудному; от известного к неизвестному; от простого к сложному?

связи теории с практикой;

систематичности и последовательности.

Сознательности и активности.

Связи теории с практикой.

Отличие дидактического правила от дидактического принципа:

Правила конкретизируют принцип. Принцип носит характер общей закономерности; правило, вытекая из принципа обучения, отражает действия, используемые в определенной педагогической ситуации. Правило указывает учителю, как следует в практической работе реализовать дидактический принцип.

Правило является выражением всеобщей закономерности. Дидактический принцип подчинен правилу и вытекает из правила.

Правило, в отличие от принципа, имеет субъективный характер. Учитель в каждом случае формулирует правило, исходя из своих субъективных суждений. Принцип всего-навсего является продолжением правила.

Название нововведения в педагогической системе, которое улучшает течение и результаты образовательного процесса:

Закончите определение:

Методы … — это конкретные пути влияния на сознание, чувство, поведение детей для решения педагогических задач в совместной деятельности.

Какое название имеет активная деятельность ребенка, которая направлена на формирование положительных качеств и устранение отрицательных?

Какой тип воспитаниянаправлен на формирование ответственного отношения к своей Родине?

2. Дидактику как систему научных знаний впервые разработал:

а) Я.А. Коменский;

в) Я.А. Коменский;

а) англо-американской педагогике;

6. Для западной педагогики первой половины XX в. характерна теория обучения:

б) педоцентрическая;

7. Основоположником педоцентрической дидактики является:

8. Одним из ведущих специалистов в области методологических и теоретических проблем теории обучения в зарубежной педагогике выступает:

9. Проблемы методологии и методики дидактических исследований изучали:

а) Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский и др.;

10. Изучение реальных процессов обучения, установление фактов и закономерных связей между различными сторонами обучения, раскрытие их сущности составляют суть следующей функции дидактики:

а) научно-теоретической;

11. Теории обучения, основанные на тех или иных математических моделях, алгоритмах и т.п., относятся к:

в) формализованным теориям;

12. Для теории обучения особенно важны:

г) индуктивно-дедуктивные теории.

13. Исторически наиболее ранним методом исследования в дидактике является:

б) наблюдение;

14. Выводы, полученные в результате применения метода исследования ограничены по объему, по степени всеобщности и точности:

б) наблюдения.

Тема 2. Образование как многоаспектный феномен

а) синоним воспитания;

3. Примат средств над целью, задач образования над смыслом составляет суть парадигмы образования:

4. Принципы государственного управления обществом выступают в качестве эталона парадигмы образования:

5. Критерием выделения теоретического и прикладного образования выступают:

б) вид доминирующего содержания образования;

6. Модель образования, которая обеспечивает передачу-усвоение только таких культурных ценностей, которые позволяют молодому человеку безболезненно вписываться в существующие общественные структуры, называется:

г) рационалистической моделью образования.

7. Представителями феноменологической модели образования являются:

б) А. Маслоу, К. Роджерс;

Тема 4. Целостность процесса обучения

1. Специфически экспериментальный характер теории обучения придал:

2. Главным систематизирующим фактором в процессе обучения выступает:

б) содержание образования;

3. Впервые обучение разделил на учение и преподавание:

в) И.Ф. Гербарт;

4. Если обучение рассматривается в единстве преподавания и учения, то это:

б) дидактический аспект;

5. Проблемы взаимосвязи обучения и развития относятся к исследованиям:

а) фундаментальным;

б) И.Ф. Гербарт;

а) Б. Паскаль;

8. Система обучения И. Гербарта базируется на теоретических достижения;

г) этики и психологии.

9. Авторами теории содержательного обобщения являются:

б) Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов;

10. Автором теории оптимизации педагогического процесса выступает:

г) Ю.К. Бабанский.

11. Автором теории обучения младших школьников на повышенном уровне трудности является:

а) Л.В. Занков;

12. Проблемы интенсификации обучения с позиций принципов обучения, основных аспектов учебной деятельности, построения педагогических систем изучаются в:

а) дидактическом подходе;

13. Разработка и применение методов активного обучения (деловых игр, aнализа конкретных ситуаций, разыгрывания ролей и т.п.) соответствуют ……….подходу к интенсификации обучения:

а) дидактическому;

14. Программированное обучение соответствует подходу к интенсификации обучения:

б) кибернетическому;

15. Проблемы контроля за результатами обучения изучали:

б) В.М. Полонский, СИ. Руновский;

16. Целостную систему обучения во второй половине XIX века создал:

а) К.Д. Ушинский;

17. Системное использование данных всех наук о человеке и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса составляют суть:

г) антропологического подхода.

18 компонент процесса обучения (по П.И. Подласому) определяет его в аспекте познания учащимися под руководством учителя объективной действительности, фактов и законов природы и общества, самих себя:

б) гносеологический;

19 функциональный компонент педагогической системы (по Н.В. Кузьминой) включает действия, связанные с процессом накопления новых знаний о целях системы и средствах их достижения:

а) гностический;

Тема 5. Педагогические технологии

1. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответствует аспекту их анализа:

а) общепедагогическому;

3. Соответствие современных дидактических технологий требованиям возможности диагностического целеполагания, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики и т.п. характеризует такое ее качество, как:

в) управляемость;

4. Общепедагогические, частнометодические и локальные (модульные) педагогические технологии выделяются по:

г) уровню применения.

5. К педагогическим технологиям, построенным на основе эффективности организации и управления процессом обучения, относится:

б) программированное обучение;

6. На основе эффективности организации и управления процессом обучения созданы:

б) групповые и коллективные способы обучения (В.К. Дьяченко, И.Д. Первин

7. Автором педагогической технологии укрупнения дидактических единиц (УДЕ) является:

г) П.М. Эрдниев.

Тема 6. Принципы и закономерности обучения

1. Два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природосообразности и культуросообразности — сформулировал и раскрыл:

а) И.Г. Песталоцци;

2. С точки зрения психологии одним из первых педагогические принципы обосновал:

б) К.Д. Ушинский;

3. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого нацеливает принцип:

а) систематичности;

4. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания предполагает принцип:

г) научности.

5. Взаимосвязь и взаимоотношения между восприятием и осмыслением, с одной стороны, и запоминанием, с другой, регулирует принцип:

в) прочности;

6. Характеристика изменения структуры процесса обучения в зависимости от возраста и уровня подготовки учащихся относится к группе закономерностей

в) эволюционных;

Тема 7. Содержание обучения

1. Определенные части содержания образования, несущие специфические функции в общем образовании, представлены на:

2. Основные две теории школьного образования (теории материального и формального образования) пределились в:

в) в кoнцeXVIII-нaчaлeXIXв.;

3. Основоположником теории формального образования является:

в) И.Ф. Гербарт;

4. Согласно , основная цель школы — развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления:

б) теории дидактического формализма;

а) материального образования;

б) дидактического формализма;

7. Основу так называемого реального направления в школьном образовании составляет теория:

а) материального образования;

8. Узкий утилитаризм в образовании пропагандировали представители теории:

в) дидактического утилитаризма;

9. Теория формального образования основывается на философии:

а) рационализма;

10. Основоположниками теории дидактического утилитаризма являются:

в) Дж. Дьюи, Г. Кершенштейнер;

11. Умственное развитие считали главной задачей представители теории:

б) формального образования;

12. Проблемы состава и уровней содержания образования относятся к исследованиям:

а) фундаментальным;

13. Традиционное обучение является реализацией следующей теории организации содержания образования:

а) материального образования; . '

14. К идеям развивающего обучения наиболее близка следующая теория организации содержания образования:

б) дидактического формализма;

15. Опыт творческой деятельности и эмоционально-ценностного отношения к миру и друг к другу был включен в состав содержания образования наряду со знаниями и навыками:

б) В.В. Краевским, И.Я. Лернером;

16. Содержательные исследования по проблеме школьного учебника проводились:

в) А.С. Сохором, Д.Д. Зуевым и др.;

17. При структуре содержания образования один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется новыми сведениями, связями и зависимостями:

б) концентрической;

18. При выборе структуры изложения содержания особенно важно придерживаться последовательности, историзма, систематичности, доступности:

19. Для изучения педагогических и психологических наук наиболее приемлем способ структурирования содержания образования:

в) спиральный;

Тема 8. Методы и средства обучения

1. Проблемы методов обучения относятся к исследованиям:

а) фундаментальным;

2. Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса характеризует:

б) метод обучения;

4. Выделены следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, исследовательский, проблемного изложения, эвристический в соответствии:

а) со спецификой усвоения различных видов содержания;

5. Классификацию методов обучения в зависимости от характера познавательной деятельности учащихся разработали:

б) М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер;

6. Исследования по проблеме методов обучения проводились:

г) А.Н. Алексюком, Ю.К. Бабанским и др.

7. Бинарная классификация методов обучения разработана:

б) М.И. Махмутовым;

8. Различные организационные формы процесса обучения изучали:

б) X. Лийметс, В.К. Дьяченко и др.;

9. Зависимость методов обучения от способа усвоения различных видов содержания образования относится к группе……………..закономерностей:

а) структурных;

10. Для развития мышления наиболее эффективен такой метод обучения, как:

б) дискуссия;

11. Умение выявлять, систематизировать и применять знания наиболее эффективно формирует такой метод обучения, как:

в) упражнение;

12. Формированию теоретических знаний в наибольшей степени способствует такой метод обучения, как:

13. Форма организации взаимного обучения в зарубежной педагогике наиболее известна как:

а) белл-ланкастерская система;

14. Разделение детей на сильных, средних и слабых в зависимости от их способностей и успеваемости составляет суть следующей системы обучения:

б) мангейской;

б) дидактического прагматизма;

16. В отечественной педагогике в 20-е гг. активно предпринимались попытки внедрения:

б) дальтон-плана обучения;

в) Дж. Брунер;

18. В зарубежной педагогике под дальтон-планом понимается:

в) система индивидуализированного обучения;

19. Классно-урочная система обучения — это:

б) организационная форма обучения;

20. Основы классно-урочной системы заложил:

а) Я.А. Коменский;

21. Возможности современного урока в решении проблемы разностороннего развития учащихся исследовались:

в) СВ. Ивановым, И.Т. Огородниковым;

22. Вопросы учебного оборудования и технических средств обучения изучались:

в) С.Г. Шаповаленко, Н.М. Шахмаевым;

23. Поэлементное и поэтапное выполнение предметных и речевых операций, необходимых для формирования соответствующих умственных действий и понятий, является одним из основных методов моделей обучения:

в) операциональных;

Тема 9. Модели и типы обучения

1. Основные взаимосвязи различных психологических теорий научения с теоретическими моделями обучения выделил:

б) Л.Б. Ительсон;

2. Модели обучения как управления процессом накопления и переработки чувственного опыта основываются на теориях научения:

а) ассоциативных;

3. На каких психологических теориях научения построена прагматическая теория учения путем решения проблем:

б) условно-рефлекторных;

4. Учение об интериоризации является основой моделей обучения:

б) условно-рефлекторных;

а) традиционное;

6. В наибольшей степени учитываются данные психологии о тесной взаимосвязи процессов обучения (учения) и познания, исследования, мышления при обучении:

б) проблемном;

7. Для проблемного обучения характерно то, что:

в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;

8. Закон ассоциаций, согласно которому повторение и запоминание материала считаются важнейшими условиями усвоения, составляет суть обучения:

а) традиционного;

9. Такие целевые установки, как формирование основ научного мировоззрения, формирование системы знаний, умений и навыков, составляют сущность:

б) проблемного обучения;

10. Процесс учения наилучшим образом моделирует процесс продуктивного мышления, центральным звеном которого является возможность открытия и творчества при:

б) проблемном обучении;

11. Теорию проблемного обучения в отечественной науке разрабатывал(а):

в) М.И. Махмутов;

12. Идея программированного обучения в американской педагогике была выдвинута в:

13. В наименьшей мере применимо для формирования практических умений и навыков:

б) проблемное обучение;

14. Обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме, но не позволяет получить новых знаний обучение:

в) программированное;

15. Идею программированного обучения выдвинул:

а) В.Ф. Скиннер;.

16. Награждение учащихся за соответствующую переработку нужной информации и успешное отыскание целесообразных действий, обеспечивающих успех, а также наказание за ошибочные действия и решения являются одними из основных принципов моделей обучения:

б) условно-рефлекторных;

17. В основе программированного обучения лежит подход:

а) кибернетический;

в) Н.Ф. Талызина;

19. Теорию программированного обучения в отечественной психолого-педагогической науке разрабатывал(а):

в) Н.Ф. Талызина;

20. Программированное обучение наиболее популярным в отечественной науке и педагогической практике было:

в) в конце 60-начале 70-х гг.;

21. Наиболее адекватное и социально-педагогическим целям, и содержанию современного научного знания, и закономерностям познавательной деятельности, и развитию обучаемых:

б) проблемное обучение;

22. В основе программированного обучения лежит дидактический принцип:

б) последовательности;

23. Для традиционалистского обучения характерно то, что:

а) учащиеся усваивают знания в готовом виде, без раскрытия путей доказательства их истинности;

24. Концепция проблемного обучения разрабатывалась: в) Т.В. Кудрявцевым, М.И. Махмутовым;

25. В зарубежной педагогике инициаторами углубленного изучения вопросов проблемного обучения и внедрения его в школьную практику выступают:

  1. Наука о воспитании.
  2. Наука об образовании и обучении.
  3. Наука о развитии.
  4. Все ответы верны.

2. Существуют различные подходы к классификации методов:

a. методы по характеру познавательной деятельности учителя и уча­щегося;

b. методы по источнику знаний;

c. методы по особенностям деятельности учителя и учащегося.

  1. Немецкий педагог В. Ратке.
  2. Чешский ученый-педагог Я.А. Коменский.
  3. Швейцарский педагог И.Песталоцци.
  4. Русский педагог – демократ К.Д. Ушинский.

4.Один из важнейших разделов педагоги – дидактика – изучает…

  1. Общие закономерности обучения.
  2. Принципы и методы обучения.
  3. Организационные формы обучения.
  4. Все ответы верны.

5. Что из перечисленного не относится к основным задачам дидактики?

  1. Определение целей образования и обучения.
  2. Определение содержания образования и обучения.
  3. Разработка методов диагностики способностей.
  4. Определение форм и методов обучения.

6. Работа, какого ученого стала первым фундаментальным трудом, раскрывающим основы дидактики?

  1. Немецкий педагог В. Ратке.
  2. Чешский ученый-педагог Я.А. Коменский.
  3. Швейцарский педагог И.Песталоцци.
  4. Русский педагог – демократ К.Д. Ушинский.

7. Дидактика рассматривает обучение как процесс, именующий две стороны:

  1. Преподавание и учение.
  2. Обучение и воспитание.
  3. Обучение и развитие.
  4. Воспитание и развитие.

8. Овладение знаниями и способами деятельности представляет сущность?

  1. Воспитания.
  2. Учения.
  3. Развития.
  4. Социализация.

9. Основным субъектом педагогического процесса являются?

  1. Учащиеся
  2. Общество.
  3. Педагоги.
  4. Учащиеся и педагогики.
  5. Учащиеся, педагоги и социальная среда.

10. Деятельность ученика и овладение им знаниями, умениями и навыками?

11. Планомерное руководство обучающим учебной деятельностью ученика?

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Преподавание.
  4. Все ответы верны.

12. При каких условиях учитель может использовать только словес­ные методы?

a) Учитель хорошо владеет словесными методами.

b) Учитель не располагает временем для проблемного изучения дан­ной темы.

c) Учитель не располагает необходимыми наглядными пособиями или не может изготовить их самостоятельно.

13. На достижение единства части и целого, элемента и структуры при овладении содержанием изучаемого нацеливает принцип:

14. Организацию педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики, методику преподавания предполагает принцип:

15. Согласно……………, основная цель школы – развитие способностей и познавательных интересов учащихся, их внимания, памяти, мышления:

а) теории материального образования;

б) теории дидактического формализма;

в) теории дидактического утилитаризма;

г) проблемно-комплексной теории.

16. Содержательно-процессуальную, или внутреннюю, сторону учебного процесса характеризует:

а) форма организации обучения;

б) метод обучения;

в) технические средства обучения;

г) все ответы неверны.

17. Классно-урочная система обучения – это:

а) метод обучения;

б) организационная форма обучения;

в) средство обучения;

г) разновидность лекции.

18. Зачет, как метод обучения, относится к методам

  1. поощрения;
  2. учебно-творческого выражения;
  3. воспитания;
  4. усвоения воспроизведения.

19. Внутреннее строение урока, последовательность его отдельных этапов составляет содержание понятия:

  1. диагностика урока;
  2. проектирование урока;
  3. структура урока;
  4. прогнозирование урока.

20. Наглядность является

  1. методом формирования познания;
  2. приемом воспитания;
  3. дидактическим принципом;
  4. методом обучения.

21. Систематичность и последовательность являются

  1. методом стимулирования;
  2. методом воспитания;
  3. приемом обучения;
  4. дидактическим принципом.

22. В том случае, если педагог в процессе обучения предлагает для усвоения подлинные, прочно установленные наукой знания мы имеем дело с

  1. дидактическим методом;
  2. дидактическим принципом;
  3. дидактической формой;
  4. дидактическим замыслом.

23. Оценка различных вариантом проведения будущего урока и выбор оптимального составляет содержание понятия:

  1. прогнозирование урока;
  2. диагностика урока;
  3. планирование урока;
  4. структура урока.

24. Воспитание, образование, обучение, формирование и развитие личности принадлежат категориальному аппарату

  1. психологии;
  2. социологии;
  3. педагогики;
  4. политологии.

Читайте также: