Социальное развитие разработка и реализация приоритетных национальных проектов кратко

Обновлено: 03.07.2024

В документе отсутствуют и прямые рекомендации в отношении обязательности формирования аналогичных проектов на муниципальном уровне. Однако, положение о том, что при необходимости на уровне органов местного самоуправления закрепляется персональная ответственность за выполнение региональных проектов, на наш взгляд, свидетельствует о том, что это допускается и, кроме того, логично и в целом соответствует принципам целеполагания.

ОБЩИЙ АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЕКТОВ

Целевые показатели, определённые Указом № 204, должны быть последовательно детализированы и закреплены соответствующими органами власти в национальных, федеральных и региональных проектах. Одновременно, в случае, если в формулировке цели отсутствует целевой показатель, определяются дополнительные показатели и задачи, позволяющие однозначно оценить достижение цели национального проекта.

  • иерархический принцип построения системы целеполагания (принцип каскадирования);
  • показатели конечного (НП/ФП/РП) и непосредственного результата (Планы мероприятий по реализации проектов);
  • наличие ответственного за достижение результата на каждом уровне системы целеполагания.

Иерархия проектов, подлежащих разработке в целях реализации национальных проектов (программ)

— представить в правительство предложения по динамике значений целевых показателей реализации нацпроектов, уточнению перечня задач, определение источников и параметров финансирования с учётом разграничения полномочий между различными уровнями власти в Российской Федерации в срок - до 29 июня ;

— обеспечить разработку (или доработку) соответствующих национальных проектов (программ) и представить их в правительство в срок - до 15 августа ;

— обеспечить разработку проектов планов мероприятий по их реализации и представить их в правительство в срок – до 1 октября 2018 года .

Разработка соответствующих национальных проектов (программ) и планов мероприятий по их реализации должна осуществляться путём взаимодействия ФОИВ с Минэкономразвития России, Минфином России, Минвостокразвития России, Минкавказа России, Федеральным проектным, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, должна быть произведена работа по интеграции национальных проектов (программ) и приоритетных проектов (программ) в государственные программы Российской Федерации. Данное поручение дано Минэкономразвития России, Минфину России и Федеральному проектному офису с одновременным указанием о том, что в основу должен быть заложен принцип формирования единого документа стратегического и бюджетного планирования.

Таким образом, за этот период все документы стратегического планирования, включая Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2024 года, будут полностью трансформированы в целях обеспечения достижения национальных целей развития Российской Федерации, определённых Указом № 204.


ТАСС-ДОСЬЕ. 11 февраля на сайте правительства РФ были опубликованы информационные материалы о национальных проектах, утвержденных в рамках указа президента РФ Владимира Путина от 7 мая 2018 года. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку об истории нацпроектов в РФ.

Начало реализации нацпроектов

С начала 2000-х годов в России разрабатывали различные концепции и программы стратегического развития страны. Первым инструментом комплексного решения целевых задач стали федеральные целевые программы (ФЦП), их начали принимать с 2002 года.

5 сентября 2005 года Путин на расширенном совещании с членами правительства, руководством Федерального собрания РФ и членами президиума Госсовета объявил о начале реализации в РФ приоритетных национальных проектов. Цель этих программ заключалась в концентрации бюджетных и административных ресурсов по главным направлениям социально-экономического развития РФ, что должно было привести к повышению качества жизни граждан России.

21 октября 2005 года для разработки мер, направленных на реализацию нацпроектов, при главе государства был образован Совет по реализации приоритетных национальных проектов (в 2006-2010 годы и в 2012-2016 годы - Совет при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2010-2012 годы - Комиссия при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике; в 2016-2018 годы - Совет при президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам).

С 1 января 2006 года в России началась реализация четырех нацпроектов: "Здоровье", "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", "Образование" и "Развитие агропромышленного комплекса (АПК)".

Нацпроект "Доступное и комфортное жилье - гражданам России"

Целью национального приоритетного проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" было заявлено формирование рынка доступного жилья и обеспечение комфортных условий проживания российских граждан. Сроки реализации - 2006-2010 гг. Одной из поставленных задач был рост ежегодного объема жилищного строительства в РФ к 2010 г. до 80 млн кв. м. Однако этого показателя достичь в оговоренные сроки не удалось: в 2008 г. объем жилищного строительства, по данным Росстата, составил 64,1 млн кв. м, в 2010 г. - 58,4 млн кв. м. Показатель в 80 млн кв. м в год был достигнут только по итогам 2014 г. В рамках реализации нацпроекта было также запланировано увеличение объемов выдаваемых ипотечных кредитов с 20 до 415 млрд руб. в год. В 2010 г., по данным Банка России, в стране было выдано ипотечных кредитов на сумму 380,1 млрд руб., в 2011 г. - 716,9 млрд руб.

Нацпроект "Развитие АПК"

Задачей нацпроекта "Развитие АПК" было объявлено увеличение производства сельскохозяйственной продукции в России и улучшение социально-экономического положения сельского населения. Нацпроект включал в себя три направления: "ускоренное развитие животноводства" (основная цель - сделать доступными кредиты как для крупных, так и для мелких фермерских хозяйств); "стимулирование развития малых форм хозяйствования" и "обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе". В ходе его реализации предполагалось увеличение производства мяса на 7%, молока - на 4,5%. Также на 6% должен был вырасти объем продукции личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Планировалось построить 1 млн 392,9 тыс. кв. м жилья и улучшить жилищные условия 31,64 тыс. молодых специалистов на селе. Объем финансирования проекта в 2006-2007 гг. составил 34,9 млрд руб. По данным Минсельхоза, по итогам 2007 г. контрольные целевые показатели по всем трем направлениям нацпроекта оказались выполненными. В 2008 г. нацпроект был преобразован в Государственную программу развития сельского хозяйства.

Нацпроект "Здоровье"

Проект "Здоровье" предусматривал повышение доступности и качества медицинской помощи, подготовку медицинских специалистов, обеспечение дополнительных выплат врачам и медперсоналу, строительство центров высоких медицинских технологий и др. В 2006 г. на осуществление этих целей из бюджета было выделено 62,6 млрд руб. Всего в 2006-2010 гг. в рамках реализации нацпроекта "Здоровье" было потрачено 607 млрд руб. С 2006 г. участковым врачам и медсестрам к основной зарплате осуществлялись дополнительные выплаты в размере 10 тыс. руб. и 5 тыс. руб. в месяц соответственно. Работники скорой помощи и фельдшерско-акушерских пунктов также получили прибавку: для врачей она составляла 5 тыс. руб., фельдшеров - 3,5 тыс., медсестер - 2,5 тыс. руб. В 2006-2010 гг. в России, по словам вице-премьера правительства РФ Александра Жукова, в рамках нацпроекта более 10 тыс. клинических учреждений были оснащены современным диагностическим оборудованием, обновлено около 70% парка автомобилей скорой помощи. 20 марта 2006 г. постановлением правительства был определен перечень из 15 федеральных центров высоких медицинских технологий (14 в регионах и один в Москве), которые планировалось построить. В ходе реализации нацпроекта "Здоровье" было завершено строительство 13 федеральных медцентров. В рамках нацпроекта с 1 января 2006 г. начала действовать программа "Родовой сертификат". Она позволяет каждой беременной женщине самостоятельно выбрать родильный дом, а также получить диспансерное наблюдение ребенка в течение первого года жизни.

Нацпроект "Образование"

В рамках национального проекта "Образование" осуществлялась поддержка лучших учебных заведений, внедрение современных образовательных технологий, стимулирование вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы, обеспечение всех российских школ интернетом. В 2006-2010 гг. общий объем финансирования нацпроекта "Образование" составил 280 млрд руб. Государственную поддержку получили 3 тыс. инновационных школ (по 1 млн руб. каждая) и 10 тыс. лучших учителей (по 100 тыс. руб.). Семнадцати лучшим инновационным университетам России были предоставлены гранты в сумме 5 млрд руб. Более пяти тысяч победителей различных олимпиад и конкурсов получили премии для поддержки талантливой молодежи по 60 и 30 тыс. руб. Программа подключения российских школ к интернету была завершена досрочно в 2008 г. В Южном и Сибирском (в Ростове- на-Дону и Красноярске) федеральных округах в 2006 г. были созданы федеральные университеты (еще восемь федеральный университетов сформированы в 2010-2014 гг.). Решением Совета при президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 19 января 2010 г. нацпроект "Образование" стал одним из инструментов реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".

Продление сроков реализации нацпроектов, госпрограммы

29 июля 2010 г. на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике под председательством главы государства Дмитрия Медведева были утверждены основные параметры нацпроектов на период с 2011 по 2013 г. Всего на реализацию трех проектов ("Здоровье", "Образование", "Доступное жилье") было запланировано выделить 1 трлн 392 млрд руб., в том числе около 798 млрд руб. из федерального бюджета.

В частности, в рамках проекта "Здоровье" было запланировано достичь увеличения продолжительности жизни на 2,3 года до 71,3 лет (фактически этот показатель был достигнут в 2015 г.). Нацпроект "Образование" предполагал в 2011-2013 гг. финансирование программы развития ведущих российских университетов на сумму в 41 млрд руб., ежегодную поддержку не менее 25 региональных программ, направленных на оптимизацию сети образовательных учреждений и внедрение новых экономических механизмов управления, дополнительное обучение более 17 тыс. школьных педагогов и др.

В 2010 г. правительство утвердило новые документы государственного стратегического планирования - государственные программы ("Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ", "Доступная среда на 2011-2020 гг." и др.). В по состоянию на конец 2018 г. в России действовали 43 госпрограммы.

Майские указы 2012 года

7 мая 2012 г., в день своей инаугурации, президент РФ Владимир Путин подписал 11 так называемых майских указов, в которых были обозначены основные направления социально- экономического развития страны до 2020 г. Документы затрагивали основные вопросы экономической и социальной политики, здравоохранения, образования и науки, обеспечения граждан доступным жильем и повышения качества услуг ЖКХ, совершенствования системы госуправления, а также развития Вооруженных сил РФ.

В пакете законов, подписанных президентом, был определен ряд социально-экономических показателей, которые должны быть достигнуты до 2018 или 2020 г. в рамках исполнения майских указов. Среди них рост в 1,5 раза реальной зарплаты и производительности труда; создание 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, где зарплата выше средней по отрасли; переоснащение армии новейшими видами вооружений на 70%; достижение 20 места в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса; рост ожидаемой продолжительности жизни в стране к тому же сроку до 74 лет; увеличение объема инвестиций в основной капитал не менее чем на 27% валового внутреннего продукта (ВВП); рост продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВВП в 1,3 раза относительно уровня 2011 г.; увеличение доли публикаций российских ученых в иностранных научных изданиях до 2,44%.

По итогам 2018 г. ожидаемая продолжительность жизни в России составила 72,84 года (оценка Росстата, в 2012 г. - 70,5 лет, целевой показатель в 2018 г. - 74 года).

Продукция высокотехнологичных и наукоемких отраслей ВВП в 2017 г. достигла 21,7% (цель в 2018 г. - 30%).

Численность высокопроизводительных рабочих мест в 2017 г. составляла 17,6 млн при целевом показателе 25 млн к 2020 г.

Уровень современных образцов вооружений и техники в российской армии в 2017 г., по словам министра обороны Сергея Шойгу, достиг 59%, что в 3,6 раза выше, чем в 2012 г. (тогда показатель составлял 16%). - Всего в 2012-2017 гг. в войска поступили более 58 тыс. единиц и различных комплексов.

Доля российских научных публикаций в международных научных журналах выросла с 2,08% в 2010 г. до 2,45% в 2016 г., превысив плановый показатель в 2,44%.

В рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса, опубликованном в мае 2018 г., Россия заняла 31-е место (в 2012 г. - 120, целевой показатель в 2018 г. - 20-е место).

Приоритетные проекты 2016-2018 гг.

30 июня 2016 г. президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Этим же решением были упразднены два других консультативных органа, действовавших при главе государства: советы по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике, а также по жилищной политике и повышению доступности жилья. Совет был создан для подготовки предложений главе государства по разработке и реализации основных направлений стратегического развития страны, определения ключевых параметров наиболее важных государственных проектов и программ.

13 июля 2016 г. на заседании Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден перечень из 11 основных направлений стратегического развития РФ на период до 2018 г. и до 2025 г.: здравоохранение; образование; ипотека и арендное жилье; ЖКХ и городская среда; международная кооперация и экспорт; производительность труда; малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы; реформа контрольной и надзорной деятельности; безопасные и качественные дороги; моногорода; экология. Тогда же было принято решение о формировании к 1 декабря 2016 г. "пилотного портфеля" приоритетных проектов для их реализации.

15 октября 2016 г. в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в РФ были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Департамент проектной деятельности Аппарата правительства РФ.

В 2016-2018 г. были утверждены паспорта 29 приоритетных проектов (например, "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации", "Формирование здорового образа жизни" и др.). С 2018 г. также ряд государственных программ бы переведен на проектное управление. В 2017 г. в федеральном бюджете на реализацию приоритетных проектов было выделено в общей сложности порядка 177 млрд руб., в 2018 г. - 168 млрд руб.

Национальные проекты – что это такое, в чем их назначение и какие результаты уже есть в 2020 году?

Чтобы изменить жизнь к лучшему необходимо предпринимать кардинальные решения и действовать. Так решил и В.В. Путин, в 2018 году подписав указ о Национальных проектах 2019-2024. Это масштабные мероприятия, вследствие которых планируется рост экономики и улучшение качества жизни в стране.

Что такое национальные проекты 2019-2024?

Это планы, стратегии и задачи сразу по 13 направлениям, которые разделили на три основные группы:

За реализацию нацпроектов отвечают кураторы из министерств и Правительства РФ. Чтобы выполнить все задуманное до 2024 года планируется выделить 25,7 триллиона руб. На каждый год запланированы определенные мероприятия по каждому из нацпроектов.

Ежемесячно ответственные по каждому из них делают отчет и рассказывают о планах на ближайшее будущее. Многие из них уже перевыполнили план и продвигаются быстрее, чем было задумано.

  • снизить уровень младенческой смертности на 19,6%;
  • уменьшить показатели смертности населения трудоспособного возраста в 4 раза;
  • снизить смертность от злокачественных образований на 7,8%;
  • снизить смертность заболеваний системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. человек – на 23,4%.

Планируется обеспечить городские, сельские больницы, амбулатории достаточным количеством медперсонала, оборудования и препаратов. Лечение станет более качественным и доступным, а общение пациента с врачом выйдет на новый уровень.

Теперь будет электронная очередь, в которую все записываются заблаговременно. Ждать по три часа под кабинетом врача – это уже прошлое. Идет работа над оптимизацией медицинской инфраструктуры.

Реализация проекта

До 2024 года построят два современных онкологических диспансера в Костромской, Томской областях и пять корпусов в Волгоградской и Липецкой областях, Хакасии, Мордовии, Башкортостане.

На 2020 год запланировано:

  • создание 18 референс-центров для исследований при онкозаболеваниях;
  • обучение 8 тысяч специалистов в области педиатрии, неонатологии и перинатологии.

Проводится переоснащение 500 сосудистых центров РФ. Минздрав контролирует создание 1300 выездных медкоплексов и 1500 фельдшерско-акушерских пунктов. Идет строительство 70 вертолетных площадок – развивается санитарная авиация.

Это одно из основных направлений модернизации по части нацпроектов. За 6 лет планируется довести систему образования до европейского уровня и по итогам этого войти в топ-10 стран-лидеров по качеству образования, и на это государство выделило 784,5 млрд руб. Часть денег пойдет на строительство новых школ в больших, маленьких городах, сельской местности.

Реализация проекта

С осени 2019 года в учебные заведения России проводят высокоскоростной интернет, их оборудуют мультимедийными системами, микроскопами и другим современным оборудованием для всестороннего развития детей.

Также, было важно предоставить возможность всем россиянам получать непрерывное качественное образование – на 2020 год в программах непрерывного обучения задействованы 2 млн. человек.

В январе 2020 года установили основные принципы системы профессионального роста педагогических работников. Их цель – формирование механизмов оценки профессиональных компетенций, стимулирование педагогов к непрерывному профессиональному росту, внедрение инновационных технологий в работу и обучение педагогов.

Это совокупность программ, целью которых стали увеличение продолжительности и качества жизни, а также рост рождаемости. Люди предпенсионного возраста смогут пойти на курсы переквалификации и быть востребованными на рынке труда. А еще нацпроект нацелен мотивировать граждан страны заниматься спортом и правильно питаться. На выполнение проекта будет выделено 3,1 трлн руб.

Реализация проекта

Согласно отчету главы Минздрава, в 2020 году реализация проекта идет по плану, а некоторые даже опережают его.

Процент младенческой смертности сократился, и достиг показателя, предполагаемого к 2023 году. Продолжительность жизни с 67 лет выросла до 73,7 лет – это на 0,8 года больше сравнительно с 2019 годом. И это только про мужчин, у женщин ситуация еще лучше – это 78,5 лет.

Перевыполняется план переобучения людей предпенсионного возраста, который реализуют через центры службы занятости. Обучение уже прошли больше 100 тыс. человек и столько же есть в планах на 2020 год. Повышение квалификации и переобучение во время отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет уже прошло 40 тыс. женщин.

В мае 2020 года до 15 июня продлили конкурсный отбор частных медорганизаций для получения грантов на оказание медико-социальных услуг гражданам от 65 лет и старше. Пилотный проект предусматривает привлечение к нему частных клиник в 18 регионах, а россияне будут получать помощь бесплатно даже в них.

По итогам реализации нацпроекта планируется сократить смертность на автодорогах вдвое, создать надежную транспортную инфраструктуру и обеспечить комфорт во время передвижения. Для этого выделили и выделят почти 4,8 трлн руб.

Реализация проекта

На июль 2020 года нормативным требованиям соответствует 45% дорог. Количество мест концентрации ДТП на дорогах уменьшилось на 20%.

Больше всего работ проведено в Республике Башкортостан, Чеченской республике и Самарской области. Сообщить о проблемах в своем городе может каждый на официальном сайте проекта и в социальных сетях.

В конце апреля прошло совещание-видеоконференция по вопросам развития Омской области, там рассматривались вопросы относительно строительства нового аэропорта в Омске и развития города. Бюджет регионального проекта на 2020 год составляет 3,842 млрд рублей. Планируется провести ремонт 33 дорожных объектов протяжённостью 152 км.

Проект направлен на оказание помощи россиянам в улучшении жилищных условий. Основные цели: снизить ставки по ипотечным кредитам до 8% годовых и увеличить объем жилищного строительства минимум до 720 млн. квадратных метров.

Планируется рост индекса качества городской среды на 30 пунктов и сокращение количества городов с неблагоприятной средой в два раза. Чтобы система работала эффективнее, правительство планирует привлекать граждан к участию в формировании комфортной городской среды.

Модернизации подлежит более 200 тыс. объектов. Проект затронет больше 7,5 тыс. городов и других населенных пунктах в регионах.

Реализация проекта

Для реализации выделяют более триллиона рублей, 507,2 млрд из них будут израсходованы на то, чтобы расселить аварийные дома, 287,8 млрд руб. потратят на создания комфортной городской среды, 271,2 млрд руб. потратят на строительство жилых домов.

Согласно дайджесту программы, на июль 2020 года активно ведутся работы в Пермском крае, Ингушетии, Сахалинской, Самарской, Свердловской, Брянской и Амурской областях. В Пермском крае и Ингушетии волонтеры, рабочие и местное население очищают водные объекты, русла, берега рек и озер. Всеобщими силами удалось убрать больше 10 тонн мусора.

Сахалинские предприятия компенсируют до 1 млн. рублей водителям при переводе машин на газ. В Амурские лесхозы поступила новая лесохозяйственная и лесопожарная техника, общей суммой до 12 млн. руб.

В Свердловской области начинают поэтапный переход на раздельный сбор коммунальных отходов. В Брянской области реконструируют или построят 14 объектов для обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения.

Это проект, цели которого направлены на развитие, поддержку российских, зарубежных ученых в стране, модернизацию отрасли. Для реализации нацпроекта выделено 635,9 млрд руб. За 6 лет планируется войти в топ-5 стран по количеству научных статей в приоритетных областях, обновить 50% базы ведущих научных организаций, и запустить в работу минимум 5 агробиотехнопарков с выручкой от 1 млрд рублей в год за каждый.

В феврале 2020 года начали проводить заседания по вопросам анализа уровня публикаций российских ученых в разных областях. Минобрнауки опубликовало первый протокол заседания комиссии по проведению отбора заявок ведущих организаций на обновление их приборной базы. Был введен конкурс на приборные гранты, определены их объемы для каждой ведущей организации. В текущем году это мероприятие будет профинансировано на 10 млрд. рублей.

За 6 лет планируется внедрить новые технологии для повышения эффективности ведущих отраслей экономики, с учетом сквозной цифровизации подготовить кадры будущего. На развитие проекта выделили 1 837,7 млрд руб.

В создание фонда развития цифровой экономики рассчитано вложить 20 млрд рублей. Он будет предоставлять средства на развитие ведущих проектов: робототехника, искусственный интеллект, блокчейн.

Какие еще планируются проекты?

Нацпроекты 2019-2024 спроектированы для улучшения качества жизни каждого в стране. Это рабочая система, которая до 2020 года достигла некоторых результатов и не останавливается даже в условиях пандемии и вызванного ею кризиса.


Таким образом, национальные проекты – это инструмент реализации целей национального развития, имеющих приоритетное значение на определенном этапе развития государства и требующих для своего решения значительных ресурсов, предполагающих четко обозначенный конечный результат. Например, как это было в период индустриализации страны. В зависимости от этапа развития государства, состояния его бюджета и уровня развития предпринимательства к таким проектам могут привлекаться частные инвесторы, что выражается в развитии проектов по моделям государственно-частного партнерства.

Если говорить о сотрудничестве государства с частными инвесторами в процессе реализации масштабных национальных проектов, можно привести много успешных примеров такого партнерства из истории других государств. Например, уже в XVII в. во Франции прибегают к использованию концессии для строительства каналов (Canal du Midi). Примерно в это же время модели государственно-частного партнерства начинают применяться в Великобритании и на Северо-Американском континенте. В России данная форма реализации крупных инфраструктурных проектов начинает активно использоваться на рубеже XIX-XX вв., особенно в отношении строительства железных дорог (пример – Транссибирская магистраль).

В наши дни тема национальных проектов за рубежом не менее актуальна и затрагивает как отрасли экономики, ставшие традиционными (развитие космоса, энергетики, социальной сферы), так и новые направления (как, например, развитие искусственного интеллекта). При этом, во многих странах повышается роль привлечения частного капитала через механизмы ГЧП. В этом вопросе важно найти то оптимальное соотношение в распределении затрат между публичным и частным партнером, которое обеспечит финансирование проектов и которое может варьироваться от страны к стране, от отрасли к отрасли, с учетом соотношения рисков и доходности запускаемых проектов. В проектах, приближенных по своим условиям к рыночным, роль государства может быть ниже. В проектах, не позволяющих извлечь требуемую частным бизнесом доходность, роль государства повышается. Например, величина государственного финансирования национальных проектов в Индии находится на уровне 90%. На других, более продвинутых и менее рискованных рынках, она может быть существенно ниже.

Практика применения государственных программ и национальных проектов в современной России

В период развития Российской Федерации после распада Советского Союза тема национальных проектов принимала различные очертания и организационные формы управления. Государство постоянно пыталось найти оптимальные формы осуществления инвестиций в масштабные проекты и привлечь к этим проектам частных инвесторов:

Анализ исполнения описанных выше национальных проектов и государственных программ свидетельствует о том, что независимо от формата, в котором они готовились, и от организационных структур, созданных для управления этими проектами / программами, целевые показатели, установленные в них, зачастую не достигались или достигались с большими задержками по срокам [1]:

Казначейское выполнение национальных проектов и государственных программ носило и носит неритмичный характер, что также сказывается на достигаемых результатах и качестве выполняемых работ. При этом, конечно, нельзя полностью отрицать позитивный вклад государственных программ в социально-экономическое развитие страны и повышение ее обороноспособности [1]: многократно выросла доля современных образцов вооружений и техники в российской армии; превышен целевой показатель доли российских научных публикаций в международных научных журналах; по итогам 2018 г. Россия заняла 31 место в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (в 2012 г. она была на 120 месте), что можно назвать успешным, несмотря на то, что целевой показатель был – 20 место; уровень оснащения образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, социальной поддержки населения в этих сферах также существенно улучшился.

Анализ исполнения национальных проектов и государственных программ является исключительно важным с точки зрения повышения эффективности государственного управления и показывает, что по многим направлениям по-прежнему существует большой потенциал. В этой связи представляется интересным как с научной, так и с практической точки зрения изучение факторов, влияющих на уровень успешности тех или иных национальных проектов / государственных программ. Такой факторный анализ позволит выйти на существенно более высокий уровень государственного планирования и управления, что должно позитивно сказаться на социально-экономической ситуации в условиях внутренних и внешних ограничений, привести к повышению уровня жизни граждан, независимо от этих ограничений.

Анализ успешности государственных программ и их инвестиционной привлекательности: проблемы и решения

На наш взгляд, можно выделить три основные группы причин невыполнения государственных программ / национальных проектов в Российской Федерации:

1.Системные управленческие проблемы.

Как было отмечено выше, 15 октября 2016 г. в качестве постоянных органов управления проектной деятельностью в РФ были утверждены президиум Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, а также Департамент проектной деятельности Аппарата правительства РФ. Однако, требуется не просто добавление новых звеньев в систему управления, а ее кардинальная реконструкция, учитывающая как собственный предыдущий опыт осуществления масштабных проектов (полученный в период существования СССР), так и зарубежный опыт (например, опыт Китая). Отсутствие полноценной сквозной системы стратегического планирования, учитывающей межотраслевые и межрегиональные связи, в настоящее время демонстрирует очевидную институциональную слабость системы управления.

2.Низкое качество планирования при формировании системы показателей программ и проектов.

Говоря о данной причине невыполнения государственных программ / национальных проектов, можно сказать, что она носит методологический характер и при наличии системного подхода легко исправима. Представляется целесообразным сделать отсылку к исследованию на эту тему, проведенному К.Я. Серковой [2], в котором достаточно полно описываются все составляющие проблемы и даются предложения по их решению. Также данные вопросы рассмотрены в [3, 4, 5].

3. Мотивационные проблемы.

Успешность реализации проектов национального масштаба, как показывает опыт, напрямую определяется тем, как их воспринимают основные группы акторов: национальная элита, население и бизнес. Специфика нынешней ситуации в России состоит в том, что, в отличие от развитых стран, где активно формируется нетократия, интеллектуальная элита представлена слабо, доминирует бизнес-элита, не ассоциирующая себя и свои интересы с развитием страны. Именно это и демонстрирует процесс утечки умов и капиталов за границу.

В связи с этим, высокую важность в успехе осуществления национальных проектов и государственных программ играет мотивация бизнеса, как неотъемлемого и одного из ключевых участников, которая, в свою очередь, зависит от инвестиционной привлекательности национальных проектов и государственных программ. Следует отметить, что низкая инвестиционная привлекательность как страны, так и государственных инвестиционных проектов, носит глубокий и стратегический характер. Это те вопросы, которые детально обсуждались на Петербургском международном экономическом форуме в 2019 г. и в предыдущие годы, во время других саммитов, а также в научной и периодической литературе.

С учетом всего массива имеющихся знаний и проведенного анализа представляется обоснованным обозначить следующие пять ключевых групп проблемных факторов, влияющих на уровень инвестиционной привлекательности государственных программ / национальных проектов, по которым государство должно активно работать: проблемы законодательства и судопроизводства; проблемы в области подготовки и запуска проектов; проблемы, связанные с государственным влиянием; проблемы, влияющие на развитие предпринимательства; проблема негативной геополитической обстановки. Рассмотрим их далее более детально.

Говоря о законодательстве, в контексте привлечения частных инвестиций к участию в проектах государственной важности, в первую очередь речь должна идти о регулировании государственно-частного партнерства. Качество законодательства в данной сфере требует существенного улучшения по таким направлениям, как права инвесторов, гибкость утвержденных моделей ГЧП и государственных органов власти, эффективность и скорость решения вопросов по запуску новых проектов, конкурсные процедуры, процедуры заключения, изменения и прекращения соглашений и др. Зачастую принимаемые нормативно-правовые акты противоречат уже принятым нормам, что создает правовые коллизии и является причиной возникновения хозяйственных споров, повышая в целом риски работы на российском рынке. Экспертное сообщество занимает достаточно активную позицию в данной сфере и не раз высказывало предложения законодателям по сути данного вопроса. Достаточно детально данные предложения изложены в исследовании одного из авторов данной статьи [7]. К сожалению, несмотря на то, что многие из предлагаемых изменений положительно оцениваются практиками и исполнительными органами власти, очень небольшая часть из них находит свое отражение в новых законодательных актах.

Следующая группа проблем – это проблемы, влияющие на развитие предпринимательства, которые включают в себя высокий уровень коррупции, низкий уровень предпринимательской активности, недостаточный уровень лидерства и командного подхода к реализации проектов. Для решения первой проблемы необходимо внедрение более жесткого законодательства по борьбе с коррупцией и его систематичное применение. А для развития предпринимательства нужно проводить системную работу, связанную с воспитанием нового поколения граждан, которые бы стремились стать предпринимателями и не боялись брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Проведенный авторами статьи анализ успешности государственных программ и национальных проектов в России показывает, что, несмотря на позитивный вклад в развитие экономики, существует огромный потенциал для повышения успешности осуществления стратегически важных для государства инициатив. Как показывает история России и зарубежных стран, немаловажную роль в этом должен играть бизнес. Для его привлечения должны быть созданы определенные условия, которые делают участие в таких проектах выгодным и безопасным. Чтобы повысить инвестиционную привлекательность национальных проектов и программ, государству необходимо решать следующие задачи: повысить качество принимаемых нормативно-правовых актов, кардинально улучшить судебную систему, повысить качество подготовки проектов, снизить негативное влияние государства и оптимизировать государственную поддержку, развить предпринимательство и повысить уровень финансового суверенитета страны.

Читайте также: