Социально психологические проекты в школе

Обновлено: 05.07.2024

Развитие новообразований и человеческих качеств участников психологического проекта “Солнечный город” за счет ситуаций и условий, когда каждый ребенок может в соответствии со своими индивидуальными способностями погрузиться в деятельность, почувствовать себя в ней значимым, успешным, способным к коммуникативному взаимодействию с другими участниками деятельности.

  1. Изготовить план Солнечного города.
  2. Спроектировать объекты Солнечного города.
  3. Презентация объектов Солнечного города.
  1. Развитие системы жизненных ценностей, развитие чувства самоуважения, уверенности, адекватной самооценки своих способностей, принятие себя, самоопределение в успешных для индивида видах деятельности.
  2. Познавательная активность личности, интерес к миру и к самому себе
  3. Компетентность личности в системе современного знания, информационных технологий, способов получения и преобразования знаний, практическое использование знаний.
  4. Компетентность личности в общении: развитие навыков сотрудничества, взаимопонимания, навыков речевого этикета, убеждающей речи, навыков публичного выступления.
  5. Развитие функциональной грамотности: навыков целеполагания, решения поставленных задач, презентации своих достижений

3. Группы учащихся :ученики 6-8 классов.

4. Взрослые, задействованные в реализации основных задач развивающей работы:

Педагог-психолог совместно с классным руководителем организует и стимулирует проективную деятельность детей, оказывает эмоционально-регулирующую, направляющую или обучающую помощь каждому участнику, исходя из его индивидуальных потребностей.

Администрация школы помогает в организации презентации результатов проекта “Солнечный город” (место и время проведения, организация зрителей, организация видеосъемки, финансовая поддержка)

Материалы: компьютеры, диски CD для записи мультимедийных презентаций учащихся, листы ватмана – 12 шт. , фломастеры – 3 комплекта, клей 2 тюбика, ножницы - 3 шт. , кнопки и скотч для развешивания листов, коробки для голосования с названиями проектов, воздушные шары, билеты для зрителей, которые будут также использоваться при голосовании, плакаты и лозунги, которыми зрители поддерживают выступающих.

Награды: дипломы и призы участникам.

Техническое оснащение: компьютеры, оборудование для мультимедийной презентации проектов (экран, проектор) радиомикрофон.

Организация пространства для презентации:

Стулья в несколько рядов (для 50-60 человек) по периметру актового зала расставлены в полукруг, который замыкается местом для презентации проектов (магнитная доска, магниты, экран, микрофон). Также предусмотрено место для жюри: стол и стулья.

5. Общий план работы в рамках системы развивающей работы

Самоопределение в деятельности, развитие навыков целеполагания, самоконтроля и самооценки результатов деятельности. Формирование умения работать с информацией. Развитие трудолюбия, ответственности, самостоятельности.

Знакомство с литературой и другими источниками информации.

Подготовка и репетиция выступлений

участников, дискуссия с аудиторией, выставка проектов.

6. Основные направления и формы развивающей работы, которые были использованы и их обоснование

В этой части работы я в первую очередь ориентировалась на особенности возраста и индивидуальные характеристики учеников. Например, в 6 классе - 11 мальчиков и 5 девочек. То есть творчество, интуиция, пространственное и конструктивное мышление, гиперактивность – у большинства ярко выражены. Особенности личностного развития характерные для раннего подросткового возраста ярко выражены и проявляются в поведении: стремление к проявлениям взрослости, выраженное в разных формах.

Урок – “Логическая цепочка”

Составление выступления к групповой или индивидуальной защите проекта

Развитие навыков публичного выступления

Развитие коммуникативных навыков через

7. Описание содержания основных программ и мероприятий.

Урок по теме: “Банк идей – объекты Солнечного города”

Цель для учеников: сформировать банк идей - объекты Солнечного города.

Цель педагога-психолога: стимулирование творческой активности и продуктивности на основе высказывания на предложенную тему учениками любых идей или мыслей, не оценивая их при этом как истинные или ложные, бессмысленные или странные.

Методика: мозговая атака. Данная методика позволяет организовать обсуждение и решение проблем таким образом, что появляются новаторские идеи и тормозятся контрольные механизмы сознания, которые могут сковывать поток этих идей под давлением привычных, стереотипных форм принятия решений.

Творческая среда: непринужденная свободная обстановка: ученики разместились в комнате для групповых занятий психолога так, как им хотелось: кто на стульях, кто в креслах и на диванах, один сел прямо на стол. Психолог – ведущий демонстрирует участникам в процессе занятия, что их идеи имеют ценность.

  • Авторы идей высказываются свободно, критические замечания запрещаются.
  • Поощряется свободный полет мысли – чем оригинальнее идеи, тем лучше.
  • Идей должно быть высказано много, тогда больше вероятность найти среди них дельные.
  • Желательно, чтобы участники подхватывали идеи других, строили комбинации и развивали их.
  • Мозговая атака проходит весело с элементами игры.

Инструкция участникам: “Принимаются все вопросы и любые самые необычные идеи. Всякая критика отменяется, можно только восхищаться друг другом”.

В результате получился следующий список идей: виртуальный клуб, автосалон, картинг, роледром, комната пыток для педагогов, американские горки, выставочный зал, комп-клуб, танцплощадка, компьютерные классы по предметам, видеокамеры в классах, зоопарк, аква-парк, клуб “Мужской стиль”, клуб “Шарм”, площадка для битвы роботов, туалет, курилка, клуб читателя, цветочные клумбы, зеленые аллеи и уголки для влюбленных, лазерное освещение и цветомузыкальные фонтаны, скульптурные композиции из кустарников и деревьев, электронная реклама: виртуальный экскурсовод по Солнечному городу.

Урок-дискуссия по теме: “Как нескучно проводить свободное время?”

Цель для учеников: Выбрать самые интересные объекты Солнечного города для творческой разработки в группах.

Цель педагога-психолога: Научить учеников слушать других, высказывать свое мнение. Выбрать критерии для оценки предлагаемых решений, фиксировать результаты.

Организация пространства: все ученики сидят в кругу, в центре которого список объектов Солнечного города, составленный на предыдущем уроке.

Процедура: простой обмен мнениями по каждому объекту и выявление желающих заниматься его разработкой. Одна из участниц записывает результаты голосования по каждому объекту и желающих им заниматься.

Результат работы: список проектов, наиболее интересных для разработки: битвы роботов, автосалон, виртуальный клуб, комната пыток для педагогов, американские горки, танцплощадка, клуб “Мужской стиль”, клуб “Шарм”.

Урок по теме: “Найди единомышленников”

Цель учащихся: формирование групп для поиска и сбора информации.

Цель педагога-психолога: актуализация творческих компонентов мышления, стимуляция творческого поиска, развитие умений находить единомышленников и налаживать с ними деловое сотрудничество

Творческая разминка, работа в кругу, в процессе которой ученики решали творческие задачки

Задачи для творческой разминки (актуализация творческих компонентов мышления:

1. Вы видите пять символов. Выберите из них тот, который отличается от остальных.

2. Иллюзии восприятия. Данные рисунки не согласуются с нашей нормальной точкой зрения (ученикам были предложены рисунки на иллюзию восприятия)

3. Что это за фигура? (в одном рисунке можно было увидеть знак вопроса, птицу и куницу, играющую мячом)

4. Перед вами римская цифра семь, превратите ее в восемь, добавив только одну линию: VII - ответ прост – VIII. А теперь превратите в шесть римскую девятку IX.

Ответ сложнее - SIX.

5. Вот стандартная газета. Рвать ее нельзя. Попробуйте двое встать на нее лицом друг к другу и не касайтесь друг друга.

Поиск единомышленников. Работа в малых группах.

Вопросы участникам (стимуляция творческого поиска):

- Можно ли это расширить? Увеличить в пространстве и времени, повторить, усилить, увеличить количество составляющих, утолщать, надстроить.

- Можно ли это уменьшить? Сжать в пространстве и времени, укоротить, уменьшить, ограничить увеличить частоту, устранить, облегчить.

- Можно ли это перестроить? Изменить во времени, сварить, заморозить, смягчить, упростить, абстрагировать, разобрать на части.

- Каковы внутренние факторы?

- Каковы внешние факторы?

- Можно ли это переделать? С чем это схоже? Какого оно рода? Каковы его виды? Что оно делает? Для чего оно нужно?

- Можно ли это разделить на части? Что оно из себя представляет? Каковы его характерные черты? Какого оно вида? Какого типа?

- Имеет ли это логические или эмоциональные характеристики? Из чего оно состоит?

- Какова его форма? Какова его величина? Каково его количество? Какое воздействие оно оказывает на ощущения? Какие эмоции вызывает?

- Может ли это быть превращено в обратное ему? Есть ли его противоположность?

- Может ли это быть реорганизовано? Частью чего оно является? Каковы его неделимые и делимые части? Можно ли это изменить его образец или модель? Можно ли менять местами части?

- Каковы комбинации? Что представляет собой интегральная совокупность компонентов объекта? Каковы их части? Можно ли их использовать в различных целях? Может ли это быть разделено? Или быть составным?

- Каковы альтернативы? Что можно в этом заменить? Другие части, материалы, кратность?

- Может ли это быть изменено? Что можно заменить? Значимость, цель, характер использования, назначение?

- Каковы характеристики сходства?

Подведение итогов: мы определили название проектов и участников групп, которые будут выполнять эти проекты. Каждый ученик выбирал себе задание, которое более всего подходили ему для самовыражения, для удовлетворения его потребностей, более соответствовало его способностям. Не прошел только один проект: комната пыток для педагогов.

Самостоятельная работа “Я у психолога”

Основные занятия детей: знакомство с литературой, составление коллажей, рисование, обсуждение проектов, работа за компьютером в программе Power Point, работа в интернете.

Организация пространства: Кабинет для групповых занятий, компьютер, аудиомагнитофон, чай, сушки.

Участникам предложен информационный материал – база для развития творческих идей.

В ходе решения основной творческой задачи психолог задавала участникам вопросы (логические конструкты творческого мышления), стимулирующие творческий поиск.

Участники получали организующую, эмоционально - регулирующую и обучающую помощь.

После урока “Найди единомышленников” произошло непредвиденное мной: ребята после уроков являлись ко мне и объявляли, что у них сейчас как раз есть время поработать над проектом. Поэтому мне пришлось выделить им комнату для групповых занятий, расставить столы для работы в группах, раздать журналы для поиска картинок при оформлении коллажа и информационные журналы, снабдить детей клеем, ножницами, фломастерами и прочим. Конечно, я поила их чаем и заходила проведывать: “как идут дела?” - каждые 20 минут. Интересно отметить, что самостоятельно работали ученики, которые выбрали технические проекты: автосалон, автогонки, битвы роботов. При этом они так увлекались, что у меня не было проблем с дисциплиной. Некоторые задерживались часа на два после уроков. Группы, которые выбрали темы: мужской клуб и женский клуб, а также танцплощадку - отличались гиперактивностью, часто отвлекались на игры между собой, хотя они также увлекались проектом, а их презентация была впоследствии более артистичной.

Урок-“Презентация своего дела”

Цель учащихся: нарисовать что-то связанное с бизнесом, который им больше всего нравиться и придумать для него рекламу

Цель педагога-психолога освоение способов и приемов проектной деятельности, приобретение навыков оформления работ. Развитие навыков публичного выступления, защиты и доказательства своих идей.

Организация пространства. Столы стоят по периметру класса вдоль стен. Участники сидят как бы по кругу, который замыкает пространство для выступления и стол для жюри.

1. Психолог дает задание участникам: в течение 10 минут нарисовать рекламу для бизнеса, который каждому особенно нравиться и приготовить выступление по рекламе этого бизнеса.

2. Каждый выходит перед классом и представляет свой рекламный проект. Слушатели на пальцах показывают свою оценку (поднимает руку и показывает от 1 до 5 пальцев) Жюри подсчитывают балы и проставляют общее количество очков, набранное каждым выступающим в специальном бланке.

3. Победителю каждый говорит приятные слова.

Процедура:

Под музыку пред зрителями вышли с шарами в руках ученики 6 класса. Плакаты с проектами уже примагничены к доске, мультимедийные проекты готовы к презентации на компьютере. Каждая группа участников защищала свой проект. Например, ученики 6 класса защищали следующие проекты: план Солнечного города, битвы роботов, автосалон, виртуальный клуб, американские горки, танцплощадка, клуб “Мужской стиль”, клуб “Шарм”. Они выходили группами по 3-4 человека. Каждая группа показывала свой плакат, мультимедийную презентацию, рассказывали (иногда пели) содержание проекта, а некоторые дополняли свои проекты в пантомиме. В процессе презентации участники использовали музыку. Представление проектов сопровождалось обсуждением темы проекта со зрителями. Жюри выбирали лучшие проекты и награждали участников.

Зрители в поддержку участников хлопали, поднимали плакаты поддержки. Члены жюри выставляли баллы. В конце каждый участник получил подарок и сертификат участника для своего портфолио. А проекты развесили по школе.

Предлагаем изучить творческие исследовательские проекты по психологии, выполненные учащимися 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классов школы, в которых представлены сведения о психологии как о науке, дается определение психологии, рассматривается профессия психолог в контексте выбора будущей специальности. В творческих работах и проектах по психологии изучаются такие направления, как психология человека и его характера, психология лидерства и общения, психология подростков и толпы, психология управления, исследуются такие психологические явления, как эмоции, темперамент и конфликты, агрессия, феномен улыбки, сквернословие и замкнутость, их причины и способы проявления.

Проект "Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка"


В предложенном исследовательском проекте по психологии на тему "Неблагополучная семья как фактор риска для ребёнка" учащаяся 9 класса школы изучает признаки неблагоприятных семей и особенности развития детей в такой среде.

Проект "Конфликты и пути их решения"


Ученический исследовательский проект по психологии на тему "Конфликты и пути их решения" содержит интересные сведения о конфликтологии, а также подробно разбирает все виды конфликтов и дает рекомендации по их решению и профилактике.

Синдром выученной беспомощности у детей


Исследовательский проект по психологии на тему "Синдром выученной беспомощности у детей" посвящен изучению данного явления, проблемы его возникновения и способов ее решения для сохранения психологического здоровья и правильного формирования личности ребенка.

Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростков


Готовый исследовательский проект по психологии на тему "Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростков " содержит интересные сведения об актуальной сегодня проблеме использования ненормативной лексики в речи подростков.

"Приёмы театральных методик в освоении учебных навыков в школе"


В предложенном исследовательском проекте по психологии на тему "Приёмы театральных методик в освоении учебных навыков в школе" учащаяся 9 класса школы изучает развитие и овладение навыками межличностного общения и сотрудничества между обучающимися.

Проект "Реклама в жизни общества"


Ученический исследовательский проект по психологии на тему "Реклама в жизни общества" содержит интересные сведения из истории появления рекламы, а также подробно разбирает все виды рекламы, способы ее создания и воздействие не общество.

Проект "Гибкость мышления и способы его развития"


Проект "Левополушарные и правополушарные типы людей"


Готовый исследовательский проект по психологии на тему "Левополушарные и правополушарные типы людей" содержит интересные сведения о том, как понять, какое полушарие мозга у человека развито лучше всего и как это может повлиять на его жизнедеятельность.

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

ПЕДАГОГИ-ПСИХОЛОГИ

Педагогический проект "Психологическая готовность детей к школе"

Проект включает в себя создание модели взаимодействия педагога-психолога с родителями, учителями начальных классов, педагогами подготовительной группы в подготовке детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению формирование навыков взаимодействия, само регуляции, самооценки и самоконтроля.

Каждый ребенок может найти в социальном проекте что-то по своим силам и почувствовать свою значимость. В результате ученики не готовятся к жизни, а проживают ее в полной мере. Деятельность идет от задачи, которая не спущена сверху, а найдена совместно учениками и педагогами, часто с привлечением родителей.

Начав заниматься проектной деятельностью, вы реально увлечетесь, и это, предупреждаю, очень заразное дело! Давайте объясню, с чего надо начинать.


0. Проектное обучение

Чтобы заработала модель, перво-наперво нужна команда взрослых, готовая ее транслировать, пройти вместе с ребятами все этапы проекта. Педагог не должен вести учеников, прибегать первым и командовать. Его задача — быть наставником.

Проект — это всегда про уникальность. Важно выявить проблему, которую не решали ранее. Пример, конечно, можно найти в соседнем городе или вообще в мире, но для конкретного учебного заведения она должна быть новой. Ни в коем случае это не из года в год повторяемое действие, событие или акция.

На этом этапе надо объяснить детям, в чем отличие проекта от обычной текущей деятельности и как важно, чтобы все были включены в процесс.

1. Создание проблемного поля

Первое — надо понять, какие есть проблемы, поискать ситуации, которые не устраивают не только отдельного человека, но и людей вокруг. Тем, кто только осваивается в социальном проектировании, не стоит замахиваться на нечто глобальное. Проще начать с решения внутришкольных задач.

В момент поиска проблемных полей дети изучают социологические форматы. Они узнают, как провести фокус-группу с ключевыми участниками, как взять интервью, как составить анкету и обработать ее результаты.

2. Выбор проблемы

Хорошо, если проблема выбирается на целый учебный год, и она интересна большинству. Обычно тему предлагают самые активные дети, и надо помочь, чтобы каждый ученик определился. Если кто-то не согласен с большинством, пусть собирает свою команду единомышленников и решает ту задачу, которую считает наиболее острой. В таком случае класс разбивается на несколько групп — по числу лидеров — и каждая работает над отдельным проектом. Одни и те же ребята могут работать одновременно в разных группах.

Бывает, что проблемы решает команда учителей без участия детей. Тогда дети понимают, что социальное проектирование — это не для того, чтобы их воспитывать, а прием изменять жизнь к лучшему.

3. Поиск решений

Когда дети сами принимают участие в формировании списков проблем, сразу же появляются задумки или гипотезы, как их решать.

Тут есть два подхода: от идеи или от цели. Идея подразумевает ответ на вопрос, как решать проблему. А цель — это идеальный результат.

Важно провести мозговой штурм, чтобы на первом этапе вариантов по решению проблем было несколько, а на втором пригодятся способы, которые могли бы уже привести к нашему идеальному результату. В финале объединяем несколько идей, либо выбираем наиболее продуктивную.

Хорошо, если в процессе генерации идей наравне с детьми участвуют родители. Тогда у школьников расширяется картина мира, потому что опыт мамы или папы, конечно, намного шире. Бывает, правда, что родители давят. Учителю-наставнику важно знать, кто из взрослых может органично войти в детскую команду и не перетащить одеяло на себя.

4. Разработка социального проекта

Мы описываем целевую группу, для которой делаем проект, формируем календарный план, прописываем ожидаемые результаты, составляем смету. Это часть проекта похожа на составление бизнес-плана или заявки на грант. Все по-взрослому!

5. Привлечение ресурсов

Родителей можно собирать не по классам, а по роду деятельности — всех медиков, например. И проект, который связан со здоровьем, ребята будут представлять именно этой аудитории.

Ярмарки успешно можно проводить даже на встречах выпускников. Часто школа сама не знает, что делать на этих мероприятиях: идет концерт, дальше по классам разошлись, потом в кафе.

Очень много благодарных выпускников, которые помнят школу и хотели бы что-то сделать для нее. Среди них есть, конечно, крутые бизнесмены, которые могут поменять окна или оплатить ремонт. Но есть те, кто хотел бы сказать спасибо родной школе, но не владеет большими финансовыми возможностями. И тут детские проекты кстати. Выпускники — люди разных профессий и с разными возможностями. Кто-то может напечатать что-то в типографии, кто-то на время даст колонки для мероприятия, а кто-то камаз песка, чтобы сделать детскую площадку.

Выпускники, с одной стороны, узнают, чем живет школа, а с другой, помогают ей решать важные социальные задачи.

Примеры успешных социальных проектов

Одинокие пенсионеры. В течение всего учебного года ребята из гимназии Новосибирска решали проблему низких пенсий одиноких пенсионеров. На уроках труда шили постельное белье, пижамы и халаты для них. Купили посуду, расписали ее. Ребята проводили ярмарки и на вырученные средства покупали стиральный порошок и предметы гигиены для стариков. Школьники пытались минимальными затратами решить серьезную задачу государственного уровня.

Автобусная остановка. В селе Листопадовка Воронежской области на автобусной остановке никогда не было павильона, и люди в непогоду были вынуждены мокнуть под дождем. Ребята из местной школы взяли и построили специальное укрытие.

Помощь хоспису. Ученики Девицкой школы Воронежской области помогали хоспису. Ребята выяснили, в чем нуждается персонал, чего не хватает пациентам, и через областное радио обратились ко всем жителям Воронежа с просьбой помочь лекарствами, памперсами, одеждой. И люди откликнулись!

Плохая освещенность в школе. Ученики школы № 62 г. Воронежа провели исследование уровня освещенности в школе и влияние его на здоровье. Родители, послушав детей и увидев проблему, инициировали замену всех ламп, добившись финансирования от районного управления образованием.

Читайте также: