Социально педагогический потенциал сельской школы

Обновлено: 04.07.2024

В селе нет производства, социальная инфраструктура представлена сельской библиотекой и клубом, в которых работают не специалисты. Нет условий для получения детьми дополнительного образования, проведения организованного досуга.

Школа малочисленная, наполняемость классов составляет 1-6 человек, всего обучается 29 человек.

Образовательный уровень родителей низкий, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребёнка.

Это все создает проблемы для организации учебно-воспитательного процесса:

  • ограниченный круг общения детей, препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;
  • ограниченны возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;
  • однообразные обстановка, контакты, формы взаимодействия.

В тоже время особенности сельского социума имеют свои преимущества:

  • социокультурная среда села более консервативна, устойчива и традиционна, вследствие этого односельчане имеют большое влияние на воспитание детей;
  • на селе в большей степени, чем в городе, сохранились внутреннее духовное богатство, правильное отношение к Родине и природе;
  • опыт общения детей ограничен численностью, но отличается детальным знанием окружающих людей.

В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.

Школа в нашем селе является центром всей воспитательной работы, в основу которой должна лечь идея сотворчества педагогов, учащихся и родителей.

Для ее реализации имеются благоприятные условия: близость проживания, хорошее знание особенностей друг друга, атмосфера соборности и семейности, возможность и необходимость собираться всем вместе для обсуждения важных проблем, по случаю праздников.

2. Преимущества организации воспитательного процесса на основе разновозрастных групп

Для обеспечения идеи сотворчества необходимо шире использовать возможности прежде всего самой школы, изменив структуру организации воспитательного процесса: преодолеть ограниченность воспитательного процесса рамками класса. Потому что в условиях малочисленной школы неэффективно проведение воспитательных мероприятий, а иногда даже ряда занятий по классам, где обучаются меньше 10 человек.

Разновозрастное взаимодействие имеет большой воспитательный потенциал и обеспечивает:

Основной задачей школы с учетом вышесказанного является - помощь обучающимся в освоении иных формы общения, взаимодействия и жизненного уклада на селе, предоставляющим им равные с городскими школьниками возможности для обучения.

В основу воспитательной работы легли следующие идеи:

  • идея сотворчества педагогов, обучающихся и родителей, основанием которого является коллективное целеполагание, планирование, совместное обсуждение и решение проблем, совместная деятельность в обучении и воспитании;
  • идея взаимодействия детей разного возраста, которое выполняет множество социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение обучающихся разных классов.

В школе с учетом возрастных особенностей создаются два разновозрастных объединения (РВО): в начальной школе, охватывающее обучающихся 1-4 классов и в основной школе — обучающиеся 5-9 классов.

Деятельность классных руководителей опирается на детское самоуправление и осуществляется также в данных модулях, т. е. классные руководители являются координаторами работы воспитательных модулей.

Цель школьного самоуправления — формирование саморазвивающейся, активной, самостоятельной личности.

Высшим органом школьного самоуправления является общешкольное Собрание, которое проводится два раза в год. Исполняющим органом является Координационный Совет (далее Совет), в состав которого входят руководители модулей (обучающиеся), координаторы (классные руководители). Совет собирается четыре раза в год — в начале каждой четверти. На Совете планируется совместная деятельность обучающихся и классных руководителей по организации воспитательной работы в школе.

В школе в общей сложности обучается 29 человек, это по количеству — один класс. В каждом модуле 5-6 человек из старших классов и 2 человека из младших классов, включая детей с особыми образовательными потребностями.

Структура школьного самоуправления


Воспитательная работа в начальной школе соответствует Программе духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования (далее Программа).

Целью духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся на уровне начального общего образования является социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответсвтенность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Общие задачи духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся на уровне начального общего образования классифицированы по направлениям, каждое из которых раскрывает одну из существенных сторон духовно-нравственного развития гражданина России.

Каждое из направлений духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся основано на определенной системе базовых национальных ценностей и должно обеспечивать их усвоение обучающимися.

Таблица 1. Соответствие модулей воспитательной работы направлениям Программы в начальной школе

Любовь к России, к своему краю, своему народу; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество, закон и правопорядок; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

Нравственное и духовное воспитание

Духовный мир человека, нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль и честность; щедрость свобода совести и вероисповедания; вера, традиционные религии и духовная культура народов России, российская гражданская этика.

Воспитание положительного отношения к труду и творчеству

Уважение к труду, человеку труда; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость; бережливость; трудолюбие, работа в коллективе, ответственное отношение к труду и творчеству, активная жизненная позиция, самореализация в профессии.

Образование; истина; наука; интеллект, интеллектуальная деятельность, интеллектуальное развитие личности, знание.

Здоровье физическое, духовное и нравственное, здоровый образ жизни, здоровьесберегающие технологии, физическая культура и спорт.

Здоровье и экология

Социокультурное и медиакультурное воспитание

Миролюбие, гражданское согласие, социальное партнерство, межкультурное сотрудничество, культурное обогащение личности, духовная и культурная консолидация общества, поликультурный мир.

Культуротворческое и эстетическое воспитание

Красота, гармония, эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве, культуросозидание, индивидуальные творческие способности, диалог культур и цивилизаций.

Правовое воспитание и культура безопасности

Правовая культура, права и обязанности человека, свобода личности, демократия, электоральная культура, безопасность, безопасная среда школы, безопасность информационного пространства, безопасное поведение в природной и техногенной среде.

Воспитание семейных ценностей

Семья, семейные традиции, культура семейной жизни, этика и психология семейных отношений, любовь и уважение к родителям и прародителям, забота о старших и младших.

Формирование коммуникативной культуры

Русский язык, языки народов России, культура общения, межличностная и межкультурная коммуникация, ответсвенное отношение к слову как к поступку, продуктивное и безопасное общение.

Родная земля, заповедная природа, планета Земля, бережное освоение природных ресурсов региона, страны, планеты, экологическая культура, забота об окружающей среде ,домашних животных.

Здоровье и экология

Воспитательные мероприятия планируются в воспитательных модулях по направлениям, согласно Программе духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся на уровне начального общего образования.

Цель воспитательной работы в основной школе: Создание условий для духовно - нравственного развития личности, морального сознания, привития гуманистических, демократических и традиционных ценностей.

Задачи воспитательной работы по направлениям представлены в таблице ниже.

Таблица 2. Соответствие модулей воспитательной работы направлениям и блокам Программы

Духовно - нравственное воспитание

Формирование нравственных чувств, понимание значения нравственности, формирование нравственного поведения.

Формирование компетентности воспитанников в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Формирование осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Формирование и развитие способностей к нравственному самосовершенствованию.

Я и моя культура

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Развитие способности понимать художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции; формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитость эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие способности к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании красоты человека; развитие потребности в общении с художественными произведениями.

Понимание значения веры и религии в жизни человека, знание основ религиозной культуры.

Понимание значения семьи, привитие ценности семейной жизни, формирование уважительного и заботливого отношения к членам своей семьи.

Продолжение таблицы 2

Я и другой человек

Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация себя как полноправного субъекта общения, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к конструированию процесса диалога как конвенционирования интересов, процедур, готовность и способность к ведению переговоров).

Формирование представлений об основах светской этики, понимание значения общества, формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому мнению, другому мировоззрению, к другой гражданской позиции, готовность и способность вести диалог с другим мнением, мировоззрением, гражданской позицией и достигать в нем взаимопонимания.

Продолжение таблицы 2

Способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме ( идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа). Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.

Я и другая культура

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к человеку, который говорит на другом языке, является носителем другой культуры

Формирование терпимого и уважительного отношения к верующим, к их религиозным чувствам, терпимого отношения к отсутствию религиозных чувств у человека, готовность на основе норм морали, нравственных, духовных идеалов культур народов России к сознательному самоограничению в поступках. Готовность и способность вести диалог с представителями другой культуры, веры и достигать в нем взаимопонимания.

Понимание роли традиционных религий в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и российской государственности

Я и другие миры

Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Формирование ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школа на селе: её ругают, смешивая с грязью, умиляются ею, жалеют. Но что же на самом деле означает школа для села? Все, отвечающие на этот вопрос – будь- то учёные – исследователи, руководители всех уровней или сами селяне - обычно единодушны: сельская школа – это сейчас единственный социо- культурный очаг, удерживающий деревню от вымирания, в нравственном, психологическом и физическом смысле.

Все перечисленные трудности тормозят развитие школы, но, несмотря на них, школа должна жить и развиваться. И мы все вместе ищем выходы из создавшегося положения. А ведь самая важная ступенька к выживанию – развитие.

Наша школа сегодня – это центр села, лицо села, его душа. В школе работают преданные своему делу учителя. Функции её постоянно расширяются. На базе нашей школы открыта группа кратковременного пребывания, организовано питание учащихся , ведутся кружки. Школа становится культурным центром. Ведь в школе организуется досуг детей, молодёжи, взрослых, проводятся турпоходы и экскурсии, семейные состязания. Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет (во всяком случае сильно влияет – это точно) на жизнь села, где расположена, а, следовательно, и на жизнь сельского населения. Поэтому школа не может отставать без изменений.

(августовский районный семинар)

ТЕМА ДОКЛАДА:

Развитие сельской школы как фактор

социально-экономического и духовно-

нравственного развития села.

ПОДГОТОВИЛА:

Бадулина Светлана Валерьевна

директор МКОУ

26. 08. 2013год.

в многочисленных и

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА БОЛЬШЕ, ЧЕМ ШКОЛА

Вновь за окошком

Память невольно нас

В детство уносит,

До школьных дверей.

Школа на селе: её ругают, смешивая с грязью, умиляются ею, жалеют. Но что же на самом деле означает школа для села? Все, отвечающие на этот вопрос – будь- то учёные – исследователи, руководители всех уровней или сами селяне - обычно единодушны: сельская школа – это сейчас единственный социо- культурный очаг, удерживающий деревню от вымирания, в нравственном, психологическом и физическом смысле.

Все перечисленные трудности тормозят развитие школы, но, несмотря на них, школа должна жить и развиваться. И мы все вместе ищем выходы из создавшегося положения. А ведь самая важная ступенька к выживанию – развитие.

Наша школа сегодня – это центр села, лицо села, его душа. В школе работают преданные своему делу учителя. Функции её постоянно расширяются. На базе нашей школы открыта группа кратковременного пребывания, организовано питание учащихся , ведутся кружки. Школа становится культурным центром. Ведь в школе организуется досуг детей, молодёжи, взрослых, проводятся турпоходы и экскурсии, семейные состязания. Сельская школа – это гораздо больше, чем просто школа. Это явление культурное, социальное и экономическое, потому что она во многом определяет (во всяком случае сильно влияет – это точно) на жизнь села, где расположена, а, следовательно, и на жизнь сельского населения. Поэтому школа не может отставать без изменений.

Всякое общество начинается со школы, и ею же оно и заканчивается. Возвышается школа – поднимается общество. По моему мнению, сельская школа сегодня является важнейшим фактором жизнеобеспечения сельской семьи, развития сельскохозяйственного производства и стабилизации социальной жизни села. Она формирует менталитет личности. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали.

. Я считаю, что в целом сельская школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, сельского сообщества, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе.

В основе деятельности нашей школы лежат три методологических принципа: открытости (функционирование школы в активном взаимодействии с производственными и социокультурными объектами), единства практической и исследовательской деятельности, равноценности всех видов педагогической деятельности - воспитания, обучения, трудовой подготовки, социальной работы с детьми и их семьями, психологической помощи детям. Каждый из этих видов деятельности требует кадрового обеспечения.

Под миссией нашей школы мы понимаем философскую, социально-педагогическую доктрину, согласно которой традиционно высокий статус сельской школы определяется многими факторами:

• экономическими: сельская школа - кузница кадров для сельскохозяйственного производства;

• социальными: сельская школа — общество немногочисленных на селе профессионально подготовленных к работе с человеком специалистов;

• образовательными: сельская школа - единственное образовательное учреждение на селе;

• культурными: сельская школа — сосредоточение сельской интеллигенции, культурной силы деревни;

• нравственными: сельская школа — духовный очаг жизни села.

Миссия нашей школы может быть реализована только через условия, предъявляемые ребенком, социумом, воспитательным пространством.

Воспитательный потенциал сельской школы как единственного образовательного социокультурного института села, обладающего наиболее высоким уровнем концентрации интеллекта и являющегося наиболее организованным и сплоченным профессионально-педагогическим сообществом, позволяет рассматривать школу в качестве движущей силы социальных преобразований, способной выдвигать идеи, инициативы, предлагать и реализовывать программы, проекты социально-культурного и духовно-нравственного развития села.

Традиционная, исторически обусловленная социокультурная близость сельского учительства к сельской среде, его сопричастность общественным потребностям являются мощным фактором превращения школы в активную, деятельную силу села, способную наиболее эффективно воздействовать на позицию сельских жителей.

В сельской глубинке, где школа остается единственным культуроформирующим центром, родители, население сплачиваются вокруг нее, что превращает школу в наиболее авторитетную и действенную общественную силу, без которой процесс социального реформирования окажется лишь благим пожеланием власти.

Воспитательные возможности, которыми располагает сельская среда, дают школе дополнительные стимулы для того, чтобы укреплять связи с сельским сообществом. Социальное неблагополучие сельского социума, негативно влияющее на процесс воспитания и обучения ребенка, создает предпосылки для активного участия школы в работе по улучшению социальных условий проживания людей. В современном социуме отдаленных поселений центр сельской жизни переместился в школу. Сегодня в школе получают помощь и защиту и взрослые, и дети. И трудно переоценить роль школы в развертывании социально-педагогической работы с молодежью, семьями, позволяющей минимизировать негативные последствия системного кризиса села.

В контексте социально-культурного развития села школа выполняет и такие функции, как культурно-просветительская (просвещение населения в вопросах воспитания и образования, культуры, инновационного опыта по социальному обустройству сельской жизни); информационно-консультативная (обеспечение доступа населения к информации, способствующей расширению его возможностей в решении собственных проблем, приобщению сельских жителей к новым знаниям, идеям); организационно-педагогическая (организация педагогической деятельности на селе, нацеленной на гуманизацию среды, межпоколенных и межличностных отношений на создание атмосферы комфорта на селе, психологической защищенности личности).

Школа и сегодня остается тесно связанной с характером существующих реалий и своеобразием традиций сельской жизни. Несмотря на сложное положение школы и учителя, она не утратила созидающего характера своей деятельности. И эту ее миссию – быть проводником культурной политики на селе – следует ценить превыше всего. Исторический и современный опыт функционирования российской сельской школы позволяют сделать вывод: стать фактором социально-экономического и духовно-нравственного развития села общеобразовательная школа может лишь при создании определенных условий.

Школа является одной из движущих сил, предопределяющих развитие экономики и социальной сферы села, так как в содержании ее деятельности приоритетными являются:

– воспитание детей в духе социальной ответственности за малую родину, уважения к земле и сельскохозяйственному труду;

– формирование жизнеспособной личности на основе общечеловеческих, крестьянских, религиозно-нравственных, демократических ценностей;

– вооружение учащихся знаниями, умениями, навыками для жизни в агросоциуме;

– подготовка учащихся к сельскохозяйственному труду в условиях многоукладной экономики;

– формирование у учащихся мотивации к самореализации в условиях села;

– организация социально-педагогической деятельности с детьми, подростками, молодежью, семьями в социуме;

– выдвижение и реализация идей, инициатив, проектов, программ, способствующих социальному обустройству сельских поселений, решению культурных, экологических, социальных проблем жителей;

– предоставление базы для организации досуга молодежи, семьи, взрослого населения.
.

Школа ведет постоянный и заинтересованный диалог с родителями, видя в них первых и самых важных своих союзников. В нашей школе, благодаря активной поддержке родителей, в этом учебном году, так же как и на протяжении ряда лет, решаются задачи организации оздоровительных мероприятий, школьных праздников, экскурсий. При помощи родителей проводится косметический ремонт кабинетов, приобретается недостающая учебная литература. С целью информирования родителей о жизни школы и успехах детей проводятся родительские собрания. Для информирования общественности о деятельности педагогов и учащихся создан и работает сайт школы.

За последние годы наиболее важными достижениями коллектива являются следующие:

- сложились традиции школы; (день пожилого человека, наша дружная семья, принцесса спорта, состязания между родителями и детьми)

- происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении цели и задач воспитания;

- создана сеть дополнительных образовательных услуг для развития эстетических, коммуникативных, интеллектуальных, спортивных и профессиональных навыков учащихся;

- тесная связь коллектива школы, Центра немецких встреч и Дома культуры: проведение совместных мероприятий стало традицией;

- происходит интеграция учебного и воспитательного процессов в разрешении цели и задач воспитания;

- продолжают развиваться формы взаимодействия семьи и школы. Большое педагогическое значение здесь имеют совместные дела, помогающие устанавливать в семье обстановку взаимопонимания и уважения.

Школа – это жизнь… для каждого учащегося во всех сферах школьной жизнедеятельности: в системе урочных занятий, общественно-полезной ученической деятельности, внеклассных и внешкольных мероприятиях, отдыхе – самая настоящая жизнь, со всеми удачами и неудачами, горестями и радостями . При такой установке все меняется: и отношение учителя, и отношение родителей, и отношение учащихся. От родителей, учителей, общества, в конце концов, зависит – вырастить личность, активно работающую в меру своих сил и способностей на благо этого же общества.

Всегда с душевной теплотой я вспоминаю следующие строки

Здесь корни страны,

Здесь истоки народа,

Снегов белизна,

Алый отблеск восхода

И купол небес ослепительно синий,

И сельская школа – надежда России

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье раскрывется опыт сельской малокомплектной школы по развитию педагогического потенциала в малокомплектной сельской школе.

Развитие педагогического потенциала в малокомплектной сельской школе

Сельская малокомплектная школа существенно отличается от крупных и городских школ. Да, мы считаем, что малокомплектная школа находится в сложных социальных условиях. Модернизация современного образования предъявляет новые требования к педагогическим кадрам. Ключевой фигурой, призванной решать задачи развития образования является Учитель. Именно Учитель является ресурсом повышения качества образования. В связи с этим одной из важнейших задач современного образования является развитие профессионализма педагогов как фактора повышения качества образования.

Сегодня чрезвычайно востребован педагог, личностные и профессиональные качества которого оказались бы на уровне сложности стоящих перед обществом задач. Такие требования должны быть подкреплены соответствующими условиями, ибо без качественной подготовки педагога, без его социальной защиты, без обеспечения его необходимыми условиями труда, без мотивации его успешности - высокого качества образования не достичь. Нередко в малокомплектной школе учителю приходится преподавать два, а то и три-четыре предмета, так как учебная нагрузка по одному предмету невелика.

Наша школа, считаю, обладает необходимым и достаточным педагогическим потенциалом для осуществления качественного учебно-воспитательного процесса.

Остановлюсь на характеристике педагогического коллектива:

- из 13 учителей имеют высшее образование 12 (92%), один педагог получает высшее образование заочно;

- 3 учителя (23 %) имеют высшую категорию, 6 педагогов (46%) – первую;

- средний возраст педагогов – 42 года.

Исходя из вышесказанного мы видим, что большая половина учителей это учителя-стажисты, соответственно предпенсионного возраста. Это большая проблема сегодня: где взять молодые кадры, как повысить статус учительской профессии. Что мы на сегодня имеем? Жилья молодым специалистам нет, заработная плата в малокомплектной школе оставляет желать лучшего. Как мы выходим из положения?

Проблема с учителем физики и информатики. Трёх молодых специалистов привлекали, ушли из-за низкой зарплаты. Нагрузка 10 часов в неделю заработная плата 5000 руб. На сегодня проблема решена. Наша выпускница Дорохова Ю.А. обучалась в БГУ на эколога, убедили перевестись на факультет математики и информатики, в данное время обучается заочно, второй год работает, в прошлом учебном году преподавала физику и информатику (12 ч.), в этом году дали часы математики. Надеемся, что закрепится.

Конечно, мало привлечь, нужно постараться, чтобы остались.

Как я уже сказала выше, все преобразования, происходящие сегодня в сфере образования, направлены на выполнение одной из главных задач – повышение качества и эффективности образования. А решить эту задачу под силу только профессионалам. Остановлюсь на некоторых аспектах развития профессионализма учителя.

Первое – это комфортная образовательная среда учреждения, которая является стартовой площадкой для развития кадрового потенциала и включает в себя материальную базу учреждения, его техническое оснащение и финансовое обеспечение. И опять же здесь школа испытывает большие материальные трудности, недостаточное обеспечение техническими средствами обучения.

Второе - мы делаем ставку на эффективную кадровую политику, способствующую созданию коллектива педагогов, готовых к творчеству и инновации. Именно поэтому создана целая система стимулов для сохранения лучших учителей и пополнения новым поколением педагогов, способных работать в современных условиях. В нашей работе существует несколько правил, которым мы стараемся придерживаться:

Перспектива деятельности: всегда вперед, после каждого совершенного шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что еще предстоит сделать.

Каждый член коллектива должен знать для чего он работает, каким будет конечный результат. Для того чтобы показать или объяснить педагогам перспективу и значимость той или иной деятельности, стараемся донести им, что мы должны увидеть в результате этой деятельности.

Стимулирование. Жизнь человека должна быть наполнена постоянными и неожиданными стимулами, которые будут побуждать его держаться каждый день на самом высоком уровне.

Стимулирование – это мощный рычаг в работе с педагогами. Для каждого педагога существует свой стимул, главное надо этот стимул определить. Речь идёт не только о материальном стимулировании. Понятно, что в школе разработан и эффективно работает механизм по начислению стимулирующей части оплаты труда по результатам работы. Но не нужно забывать, что педагоги ждут и морального одобрения, например - удачно проведенного мероприятия, высоких результатов проведённого среза и т. д. Это правило как никакое другое помогает раскрыться и поверить в свои творческие возможности тем педагогам, которые эти самые возможности скрывали.

Помощь и поддержка.

Предложить педагогу помощь, вселить в него уверенность в себя, определить вместе цели работы и пути их достижения, поддерживать в его начинаниях, ненавязчиво указывать на ошибки - задачи администрации. Ведь вместе любое дело по плечу. В нашем коллективе принято все дела решать коллективно. Если учитель проходит аттестацию, даёт районный семинар, проводится общешкольное мероприятие – никто не стоит в стороне, каждый старается помочь.

Самообразование.

Всё это даёт возможность каждому учителю почувствовать, что накопленный им опыт, его знание позволяют вести за собой своих учеников. Подтверждением профессионализма педагогов являются достижения их учеников. За последние годы мы выпустили 3 серебряных и 1 золотую медалистку. До этого в истории школы медалистов не было. Наши выпускники поступают для продолжения обучения в различные образовательные организации, все выпускники получают аттестаты о среднем образовании.

С целью выяснить, удовлетворены ли педагоги своим трудом, было проведено анкетирование. Размер заработной платы не устраивает 72% опрошенных, уровень квалификации устраивает 80 % педагогов, готовы к профессиональному развитию 60% педагогов, сам процесс выполняемой работы удовлетворяет 60% педагогов. Не видят перспектив своего профессионального роста 30%, а остальные 70% не считают это важным. Условия труда педагогов устраивают, но 50 % опрошенных отмечают недостаточную оснащённость образовательного процесса техническими средствами обучения. 90% опрошенных респондентов увидели в своей педагогической деятельности возможности для проявления самостоятельности и инициативы в работе. Работу как средство достижения успеха в жизни отметил 8 педагогов — 65% . Учителя мотивированы реально повышать качество обучения, многие отмечают необходимость методической помощи.

Все вышеперечисленное позволяет решать вопросы повышения эффективности образования, но все же, остаются нерешенные проблемы, которые не по силам решить одной школе: при поступлении на работу в сельскую малокомплектную школу молодой специалист сталкивается с рядом трудностей. Одно из них — небольшая заработная плата. В крупных школах изыскивают средства для поддержки молодых специалистов. Но малокомплектным школам очень сложно оказывать финансовую поддержку молодых специалистов при существующей системе оплаты труда. Жилищная проблема так же является негативным моментом в закреплении молодых специалистов. Специального жилья для них нет. А снимать квартиру на селе проблематично. Только решив эти проблемы, мы сможем мотивировать молодых специалистов.

Шобонов, Николай Александрович.
Социально-педагогический потенциал сельской школы: историко-педагогический анализ : автореферат дис. . доктора педагогических наук : 13.00.01 / Шобонов Николай Александрович; [Место защиты: Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т]. - Нижний Новгород, 2010. - 52 с.

Документ в свободном доступе.

Общая педагогика, история педагогики и образования
Культура. Наука. Просвещение -- Народное образование. Педагогические науки -- Общеобразовательная школа. Школьная педагогика -- Общеобразовательная школа -- Российская Федерация -- Типы общеобразовательных школ. Отдельные общеобразовательные школы. Детские дома -- Сельская школа
Социология -- Социальные институты -- Социология образования. Педагогическая социология
Шифр хранения:
FB 9 10-6/1525
Читать Электронный заказ

Читайте также: