Социально педагогические проблемы в сельской школе

Обновлено: 05.07.2024

В статье поднимается проблема реализации сельской школой задач социального воспитания. Рассматриваются особенности социального воспитания в малокомплектной сельской школе. Авторами определяются воспитательные возможности сельской школы.

ВложениеРазмер
chuhlebovy_statya.docx 69.04 КБ

Предварительный просмотр:

Чухлебова Е.А., заместитель директора

Гладких С.В., учитель начальных классов,

Чухлебова Т.В., учитель начальных классов,

МКОУ Скнаровская ООШ,

Кантемировский район, Воронежская область

в условиях сельской малокомплектной школы

Аннотация: В статье поднимается проблема реализации сельской школой задач социального воспитания. Рассматриваются особенности социального воспитания в малокомплектной сельской школе. Авторами определяются воспитательные возможности сельской школы.

Ключевые слова: социальное воспитание, миссия социального воспитания, сельская школа, воспитание в сельской школе.

За последние десятилетия в ходе осмысления теории социального воспитания сделано немало. Были разработаны различные авторские концепции социального воспитания (В.Г.Бочарова, М.А. Галагузова, Л.В. Мардахаев, А.В. Мудрик и др.) Однако сегодня педагогическая наука больше рассматривает проблему социального воспитания в теории и лишь незначительная часть работ может быть полезна практикам.

С точки зрения современной социальной педагогики миссия социального воспитания – создание условий для формирования таких социальных качеств человека, которые способствуют достижению личностной удовлетворенности самореализацией в том обществе, к которому он принадлежит [3,c 55].

Содержание социального воспитания связано с формированием практических умений, освоением недостающего практически значимого опыта коллективной и трудовой деятельности, т.е. со всем тем, что актуализирует вопросы личной ответственности человека за свои дела и поступки в тех ориентирах, в соответствии с которыми он строит свое поведение [3,c 58]

М.П. Гурьянова рассматривает социальное воспитание как педагогически ориентированную систему государственной и общественной воспитательной помощи ребенку в период его личностного развития [1,c 55].

Социальное воспитание в системе образования рассматривает в своей концепции А.В. Мудрик. Согласно данной концепции, социальное воспитание осуществляется обществом и государством в организациях, создаваемых для этой цели или занимающихся им наряду со своими основными функциями (предприятия, армия, партии и др.).

По мнению А.В. Мудрика, в школе условия для социального воспитания человека, его духовно-ценностной ориентации создаются в процессе взаимодействия субъектов в трех тесно взаимосвязанных аспектах: организации социального опыта человека, образования и индивидуальной помощи [2].

В условиях сельской малокомплектной школы, которую мы представляем, эта связь еще более очевидна и связующее звено всех этих составляющих – учитель, который при отсутствии специализированных психолого-педагогических кадров осуществляет организацию обучения, социального опыта и индивидуальную помощь ребенку. В помощи могут нуждаться и дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию, и дети из семей в социально-опасном положении, которых в сельской глубинке все больше и больше, и дети с признаками одаренности, а также родители учащихся.

В условиях малокомплектной школы именно учитель выполняет функции и педагога-организатора и воспитателя группы продленного дня, и социального педагога, а при необходимости берет на себя функцию педагога-психолога. И в процессе выполнения всех этих функциональных обязанностей повышается роль учителя сельской школы в решении задач социального воспитания.

Социальное воспитание сельская школа осуществляет и по отношению к жителям всего села, поскольку отличается активным характером взаимодействия с внешней средой и зачастую является единственным социокультурным центром на селе. Школа является и организатором досуговой деятельности и центром просвещения граждан и местом оказания социально-педагогической помощи населению.

Перед педагогами-практиками стоит важная задача: с одной стороны, создать условия для дальнейшего образования своих выпускников, а, с другой стороны, создать условия для сохранения и развития села и сельского социума, обеспечивая возвращение выпускников в родное село, воспроизводство квалифицированных и неквалифицированных кадров для сельскохозяйственного производства. Чтобы выпускники возвращались, необходимо сохранить сельскую школы и расширять ее социально-педагогические возможности.

В этой связи было бы важным наличие кружков, секций, творческих объединений по интересам, клубов и др. Однако возможности сельской школы в организации дополнительного образования весьма ограничены возможностями учителей и родителей. Чаще всего это народные промыслы, народная песня, работа на пришкольном участке, работа с сельскохозяйственной техникой. Техническое творчество, спортивные секции, занятия музыкой, чаще всего, не доступны сельскому школьнику из глубинки.

Таким образом, социальное воспитание в сельской школе не должно ограничиваться обучением. А индивидуальная помощь сельскому школьнику и его семье предполагает наличие в школе специалистов с психолого-педагогической подготовкой, которые в современных условиях отсутствуют.

Условие эффективности социального воспитания в сельской школе – наличие возможностей для самостоятельного выбора и осознанного принятия детьми содержания и целей разнообразной воспитывающей деятельности.

Учитель в условиях сельской школы чаще всего организатор деятельности ребенка и социальной воспитательной среды, также он регулятор и контролер взаимодействия социального окружения с каждым учеником.

На процесс самоизменения и самовоспитания детей школа также влияет в зависимости от ее быта, содержания и форм организации жизнедеятельности и взаимодействия, которые создают более или менее благоприятные возможности для развития человека, удовлетворения им своих потребностей, способностей и интересов.

По-прежнему важным для сельской школы является самообслуживание и трудовое воспитание. Сельскохозяйственный труд занимает значительное место в период организации летней практики. Здесь стоит отметить положительное отношение большинства родителей к вовлечению учащихся в трудовую деятельность.

К сожалению, сельская малокомплектная школа вынуждена решать задачи социального воспитания с учетом имеющихся кадровых и финансовых возможностей, которые весьма ограничены в условиях подушевого финансирования.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Актуальные проблемы образования в сельском социуме

Т. И. Тарасенко

На современном этапе сложилась проблемная ситуация в сфере сельского образования: малочисленность детей села и нехватка учреждений дополнительного образования в социуме школы.

1.Анцупов А. Я. Теоретические проблемы управления системой образования в сельском социуме. М.,2003 г.,вып. 41.

2.Гурьянова М. П. Сельская педагогика и социальная педагогика: Пособие для педагогов. Минск: Амалфея, 2008 г.,448 с.

4.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа/ [ сост. Е. С. Савинов].-2 изд., перераб.- М.: Просвещение.-2010.-204 с.

5.Щербакова Е. В. Сельская малокомплектная школа: современное состояние, проблемы и перспективы развития./Е.В.Щербакова//Теория и практика образования в современном мире(11): материалы международной заочной научной конференции ( г. Санкт- Петербург, ноябрь 2012 г.) -СПб: Реноме, 2012-с.107-109.


Задачи у нас общие

Марина Гурьянова, заместитель директора Института социально-педагогических проблем села РАО, отметила особенности, присущие только российским сельским школам: пространственную изолированность школ разных ступеней, их самостоятельное функционирование как юридических единиц, однородный (в отличие от города) социокультурный контингент учащихся. В то же время сельские школы очень отличаются друг от друга, начиная от численности учащихся (от 1 до 1000 человек) и заканчивая экономическим неравенством регионов. Но при всех различиях их объединяют общие задачи: кроме непосредственно образовательной функции – формирование культурно-досугового пространства по месту житель­ства, оздоровительная и производственно-трудовая деятельность. Другими словами, сельская школа – это не только классы и уроки, но и клуб, дискотека, библиотека, медпункт, культурный центр, влияющий на развитие всего села.

68% общеобразовательных школ в России – сельские

Проблемы у сельских школ тоже общие. 600 директоров из 28 регионов России назвали главной проблемой неопределенность существования, ожидание закрытия. А еще – неблагоприятную демографическую ситуацию, старение педагогических кадров, подушевое финансирование, ограниченность средств, отсутствие возможности внебюджетного финансирования и пр.

А модели могут быть разными

Освободите школу от налогов!

Школа должна так обучать ребенка, чтобы он мог и хотел развивать свои таланты на родной земле. Работа по старинке уже никого не привлекает, нужно создавать постиндустриальную деревню, с высокой производительностью труда. По мнению профессора МГУ Александра Мюзгаля, выведение элитных семян и пород скота – это тоже ноу-хау. Имея свой маленький технопарк, вооружившись современными биотехнологиями, сельские школьники смогут выращивать не обычную копеечную картошку, а семенной картофель стоимостью 35-40 рублей за килограмм. Реструктуризация одной сельской школы стоит по самым скромным подсчетам 1 млн. рублей. Если на эти деньги купить для школьной мастерской современный станок по производству чего-нибудь нужного, то за год сбудутся все самые фантастические желания сельских ребят. Главное – им не мешать.

Учеба – это труд

Учтенные души

ENG

В Российской Федерации сельские школы составляют 69,8% от общего числа школ (в Республике Карелия – 60%), в них обучаются 30,6% от общего числа учащихся школ (в Республике Карелия – более 30%).

В результате реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, в Республике Карелия количество сельских школ уменьшилось со 195 в 2000 году до 111 в 2019, а количество обучающихся в них с 27560 в 2000 году, до 11483 в 2015.

Учитывая большое количество сельских школ, высокую численность обучающихся в них, а также продолжающиеся мероприятия по оптимизации сети образовательных организаций необходимы действенные меры по их сохранению и дальнейшему развитию.

Основные проблемы состояния образования в сельской местности России.

Участники телепередачи также поднимали вопросы непродуманности подушевого финансирования малочисленных и малокомплектных образовательных организаций. Эта проблема особенно актуальна для Республики Карелия, где малочисленные школы составляют 85% (в Российской Федерации - 70%). В результате недостаточного финансирования не реализуются положения федерального образовательного стандарта, обучающиеся исключены из системы воспитательной работы школы и дополнительного образования.

К сожалению, основным критерием в решении вопроса о ликвидации малочисленной школы в настоящее время является экономическая эффективность, при этом не учтены прогнозы развития региона, района и поселения, состояние автомобильных дорог, кадровое и материальное обеспечение дополнительных полномочий связанных с подвозом детей к образовательному учреждению и обратно, влияние проводимых мероприятий на здоровье детей и результативность образовательного процесса, не просчитана экономическая эффективность проводимых мероприятий.

Особенности образования в сельской местности.

Особый образ жизни на селе, замкнутость социального пространства, удаленность от других населенных пунктов, школ и культурных центров создают особые условия при организации учебной и внеучебной деятельности. На организацию учебной деятельности в сельской школе большое влияние оказывают социальное окружение, духовно-нравственный потенциал сельского социум, низкий уровень материально-технического оснащения школы, особенности сельских учителей, детей и родителей, а также малочисленность сельской школы.

Благоприятная педагогическая среда сельской школы используется не в должной мере, в первую очередь из-за несоответствия сельских учителей современным требованиям к организации учебного процесса, привыкших в силу преклонного возраста и большого стажа работы к работе старыми методами.

Затруднен и крайне ограничен выбор форм и методов работы в классах, состоящих из нескольких учеников.

Ограниченный круг общения детей не способствует развитию коммуникативных навыков, умения быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке.

В то же время малочисленность класса позволяет использовать в работе с детьми индивидуальные способы организации учебной деятельности, учитывая, что взаимодействие педагогов и учащихся отличается интенсивностью[3, 17-19]. .

При этом руководители образования, учёные, педагоги сельских школ единодушно подчеркивают высокий социальный статус и особую роль сельской школы в подготовке кадров для сельского производства, воспринимают педагогический коллектив школы, как сообщество специалистов, профессионально подготовленных к работе с человеком, осознают значимость педагогического труда, особенно с учетом того, что школа - это единственное образовательное учреждение и поэтому играет особую роль не только в образовательном, но и в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения и в сохранении родного языка.

Я убеждена, что в нынешних непростых социально-экономических условиях именно сельская школа может с успехом играть роль инициатора и организатора внедрения прогрессивных идей, создания новых традиций, способствовать становлению гражданского общества, формированию и активизации деятельности общественных организаций, в первую очередь за счет организации тесной связи между школой, обучающимися и их родителями. И поэтому вопросы ее сохранения и дальнейшего развития должны стоять сегодня на первом месте в государственной образовательной политике.

Список литературы

3. Байбородова Л.В. Сельская малочисленная школа: какая она сегодня // Директор сельской школы. - 2008. - № 1. - С. 17-19.

© 2012 - 2022 Петрозаводский государственный университет
Разработка и техническая поддержка - РЦ НИТ ПетрГУ
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку файлов Cookies
и других пользовательских данных, в соответствии сПолитикой конфиденциальности

Читайте также: