Социализация обучающихся с овз как фактор инновационного развития школы

Обновлено: 08.07.2024

Важность социализации детей с ОВЗ

Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.

Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:

  • Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
  • Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
  • Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
  • Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
  • Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.

Механизмом социализации особых детей является деятельность, как способ, условие и форма выражения культурно-исторического воспроизведения социального опыта. В том числе:

  1. Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
  2. Предметно-практическая деятельность.
    • Самообслуживающий труд.
    • Использование бытовых устройств.
    • Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
    • Художественно-прикладной труд.
  3. Творческая деятельность.
  4. Спорт.

Если с ребенком трудно

Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ

  • Разработать специальные программы социальной адаптации.
  • Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
  • Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
  • Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
  • Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
  • Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
  • Обеспечить педагогическое сопровождение
  • Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.

Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ

  • Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
  • Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
  • Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
  • Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
  • Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
  • Научить оценивать свои навыки и способности.
  • Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
  • Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.

Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание

3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.

  • Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
  • Воспитать толерантное отношение к социуму.
  • Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
  • Сформировать адекватную жизненую позицию.
  • Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
  • Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
  • Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
  • Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
  • Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
  • Сформировать положительную реальную Я-концепцию.

Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.

Самая важная книга для родителей

2 Цель педсовета: способствовать созданию Программы социальной адаптации и реабилитации обучающихся, воспитанников ГБС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 5 VIII вида" г. Сосногорска путём формирования теоретических и практических представлений.

3 Задачи педсовета: 1. Раскрыть основные понятия социализации, социальной адаптации, инновации. 2. Выделить основные направления деятельности педагогического коллектива, которые повышают эффективность работы по социализации обучающихся, воспитанников. 3. Определить дальнейшие действия педагогов по социальной адаптации обучающихся, воспитанников. 4. Наметить основные разделы для создания Программы социальной адаптации и реабилитации обучающихся, воспитанников ГБС(К)ОУ "Специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната 5 VIII вида" г. Сосногорска.

7 Социализация – это процесс и результат освоения человеком знаний и навыков общественной жизни, общепринятых стереотипов поведения, ценностных ориентаций, позволяющих полноценно участвовать в различных ситуациях общественного взаимодействия. Социальная адаптация – процесс активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения ценностей, правил и норм поведения, принятых в обществе, а также процесс преодоления последствий психологической и/или моральной травмы

8 Интеграция – полноценное включение лиц с ограниченными возможностями в стандартную социокультурную жизнь, при которой его дефект в результате компенсации не мешает ни ему, ни окружающим в процессах социального взаимодействия. Реабилитация – восстановление пригодности, способности. Система медико- педагогических мер, направленных на включение аномального ребенка в социальную среду, приобщение к общественной жизни на уровне его психофизических возможностей.

9 Проект СФГОС для детей с ОВЗ Категория детей с ОВЗВарианты СФГОС Глухие дети 1234 Слабослышащие дети 123- Слепые дети 1234 Слабовидящие 123- Дети с речевыми нарушениями 123- Дети с двигательными нарушениями 1234 Дети с ЗПР123- Умственно отсталые дети 34 Дети с расстройствами аутистического спектра 1234

12 Для повышения качества социальной адаптации детей с умственной отсталостью необходимо создание в школе-интернате адаптивной среды – это проектируемая и создаваемая субъектами образования (педагогами, обучающимися, их родителями и т.д.) область их совместной деятельности, где между ними и образовательными системами (их элементами) начинают выстраиваться определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования и развитие коммуникативных навыков

13 При планировании коррекционной работы, направленной на организацию социализирующей адаптивной образовательной среды, необходимо опираться на приоритетные коррекционные направления работы: - укрепление здоровья и физического развития; - психическое развитие (морально-волевое); - гражданское становление; - приобретение опыта индивидуального жизнеобеспечения; - образовательная деятельность; - трудовая деятельность; - правовое образование и воспитание; - профессиональное развитие; - творческое развитие.

14 Таким образом, социальная адаптация умственно отсталых обучающихся, воспитанников в нашей школе-интернате заключается в формировании готовности к самостоятельной жизни и деятельности, которая в свою очередь состоит из: - социальной готовности, - трудовой готовности, - морально-волевой (психологической) готовности, - физической готовности.

15 Социальная готовность : 1. адаптация к своему социальному статусу; 2. формирование навыков межличностного общения (со своими сверстниками, сверстниками из другой социальной среды, младшими, старшими детьми, взрослыми); 3. формирование навыков коллективной деятельности и общения; 4. формирование навыков социально- бытовой ориентации; 5. формирование навыков организации самостоятельной жизни и деятельности.

16 Трудовая готовность : 1. готовность к труду по самообслуживанию, 2. сформированность общих житейских умений и навыков; 3. готовность к труду в домашнем хозяйстве; 4. подготовка к будущей профессиональной деятельности; 5. профессиональное самоопределение.

17 Морально-волевая (психологическая) готовность : 1.самооценка, чувство самоуважения; 2. волевая организация личности; 3. психологическая готовность к труду в условиях рынка.

18 Физическая готовность : 1. формирование индивидуального стиля здорового образа жизни; 2. отсутствие вредных привычек; 3. элементы самодиагностики уровня физического развития; 4. развитие физических качеств, обеспечивающих успешную адаптацию к труду и различным видам деятельности.

20 Общее речевое развитие занимает важное место в обучении и воспитании и в значительной мере зависит от объема словарного запаса и умения владеть им в различных ситуациях. В связи с этим формирование и расширение активного словаря является одной из главных задач.

21 Главная цель моей работы - научить ребят осваивать то, что очень важно в жизни каждого человека – умение передавать информацию, поддержать беседу, устанавливать контакт, пересказать ( к случаю) поучительную или смешную историю, написать письмо, поздравительную открытку, найти способ уйти от ссоры во время спора и т. д. Цель работы по теме самообразования- поиск эффективных методов и приемов для формирования активного словарного запаса у обучающихся с ОВЗ.

22 Задачи: -Пополнение, уточнение, активизация словаря обучающихся разными частями речи. -Установление связи между предметами и явлениями окружающего мира, пополнение словаря образными выражениями (сравнения, метафоры). -Умение употреблять синонимы, антонимы, образные выражения как на уроках, так и в повседневной жизни. -Обучение употреблению предложений в устной и письменной речи (составление вопросительных предложений и ответа на вопрос; использование утвердительных и отрицательных предложений, коммуникативных предложений). -Умение строить диалоги как бытового характера, так и выходящих за пределы быта. -Развитие умений и навыков анализировать текст (тема, идея, построение и т.д. - это нужно и на уроках биологии, географии и т.д.) -Обучение построению связного высказывания, отбору языкового материала.

23 Методы и приемы: - изложение, сочинение, творческие диктанты; - работа с текстами на уроках чтения; - работа с загадками, пословицами, афоризмами, фразеологизмами; - кроссворды; - подбор синонимов, антонимов, слов с переносным значением; - подбор однокоренных слов – разных частей речи; - работа с деформированным предложением или текстом-схемой, которые необходимо дополнить своими словами на заданную тему; - игры со словами; - работа над выразительностью речи: интонация, ритм, мелодика, логическое ударение и т.д. - заучивание наизусть.

25 Коррекционные задачи: 1. развитие психомоторики, укрепление общего физического состояния; 2. формирование базовых сенсорных процессов; 3. исправление недостатков познавательной деятельности; 4. развитие речи и коррекция речевых дефектов; 5. совершенствование социального опыта, формирование социально-бытовых знаний и умений.

30 Культурно-гигиенические навыки - важная составная часть культуры поведения.

31 Воспитание культурно- гигиенических навыков имеет значение не только для сохранения здоровья, но и для успешной социализации воспитанников.

32 Правила коллективной работы для обучающихся, воспитанников: - В общей работе учись уступать друг другу, имея в виду общие интересы. - Не капризничай и не бери силой, а договаривайся. - Распределяй работу по справедливости, т.е. поровну раздели интересное и неинтересное, лёгкое и трудное, приятное и неприятное. - Помоги, научи, покажи тому, у кого не ладится работа. - Учись у других тому, чего не умеешь, охотно принимай советы, их помощь и поддержку, если она необходима.

33 Воспитанник учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным. Круг проблем, связанных с безопасностью воспитанника, невозможно решить только в рамках школы-интерната, поэтому мы стараемся обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между школой- интернатом и семьей.

34 Актуальность проблемы безопасной жизнедеятельности человека с каждым годом становится все более очевидной. Обучение воспитанников основам безопасного поведения является важнейшей составной частью системы общественной безопасности.

36 Уроки профессионального трудового обучения направлены на: - воспитание обучающихся в духе трудолюбия, уважения к людям труда; - формирование у детей навыков культуры труда, бережного отношения к окружающей среде; - обучение приемам работы с различными материалами, ознакомление с элементами техники, с доступными для понимания детей профессиями.

37 Важной составной частью трудовой деятельности являются умственные действия, выраженные в различных умениях: -ориентировка в заданиях; -осознание цели рабочих движений (операций), организация их по определенному плану; -контролирование правильности выполнения работы на всех этапах.

38 Технические знания Практические конструктивно-технические технологические материаловедческие

39 Три этапа усвоения знаний: 1 этап - обучающийся должен осознанно воспринять изучаемую информацию, запомнить ее. 2 этап - обучающийся должен освоить способы применения знаний по образцу или по вариации этого образца. 3 этап - уровень усвоения знаний обучающегося характеризуется готовностью его применить усвоенные знания в новой, незнакомой ситуации.

41 Решение педсовета: Считать основными направления деятельности педагогического коллектива школы – интерната по социализации обучающихся, воспитанников следующие направления: -формирование социальной готовности; -формирование трудовой готовности; - формирование морально –волевой ( психологической) готовности; -формирование физической готовности..Создать группу для разработки Программы социальной адаптации и реабилитации обучающихся, воспитанников (ГБС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат 5 VIII вида" г. Сосногорска) в следующем составе: Селиванова Л.В.- социальный педагог, Кожокарь Л.Л. – педагог- психолог, Денисова О.А. – учитель социально- бытовой ориентировки. Разработать программу социальной адаптации и реабилитации обучающихся, воспитанников (ГБС(К)ОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 5 VIII вида" г. Сосногорска) до года

Процесс социализации актуален в любой сфере жизнедеятельности человека. Особенно значима социализация для школьников с ограниченными возможностями здоровья. Школа один из важнейших социальных институтов, где ребенок приобретает знания, умения, навыки, претерпевает некоторые изменения личности. Совершенно ясно, что процесс социализации детей с ограниченными возможностями значительно отличается от процесса социализации других учащихся. И он всегда будет актуален, потому что, жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями особенна и требует специального подхода со стороны взрослых.

Основной задачей коррекционной школы в ракурсе положений ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка школьников данной категории к социализации и социально-трудовой адаптации. Достижение этой задачи обеспечивает вся система коррекционной учебно-воспитательной работы в школе. (Приложение 1)

АООП (адаптированная основная общеобразовательная программа) разрабатывается на основе Стандарта с учетом особенностей указанных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивает коррекцию нарушений развития и их социальную адаптацию.

В основу Стандарта для обучающихся с ОВЗ положены деятельностный и дифференцированный подходы, осуществление которых предполагает развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации. Определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей.

К особым образовательным потребностям, являющимся общими для всех обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), относится развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающегося к обучению и социальному взаимодействию со средой. Введение учебных предметов, способствующих формированию представлений о природных и социальных компонентах окружающего мира.

Интегративным результатом реализации указанных требований является создание комфортной, коррекционно-развивающей образовательной среды для обучающихся, построенной с учетом их образовательных потребностей, которая обеспечивает высокое качество образования, его доступность. Открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей), нравственное развитие обучающихся, гарантирует охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся.

Организация создает условия для реализации АООП, обеспечивающие возможность расширения социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья. Участия педагогических работников, родителей (законных представителей) обучающихся и общественности в разработке АООП, проектировании и развитии социальной среды организации, а также в формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к личностным результатам, которые включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированности мотивации к обучению и познанию.

Достижение личностных результатов обеспечивается содержанием отдельных учебных предметов и внеурочной деятельности, овладением доступными видами деятельности, опытом социального взаимодействия.

В Федеральном государственном образовательном стандарте представлен учебный план, который включает обязательный предмет – основы социальной жизни. В нем представлены направления работы:

  • Развитие навыков самообслуживания,
  • самостоятельного ведения домашнего хозяйства,
  • ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации,
  • обеспечения безопасности жизнедеятельности,
  • усвоение морально-этических норм поведения,
  • навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях,
  • понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства ,

- в воспитании и развитии ребенка,

- сохранении и укреплении его соматического, физического и

- формировании правильного уклада семейных отношений.

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья с каждым годом увеличивается, данные статистики заставляют нас задуматься о будущем. Поэтому работа с данной категорией детей приобретает особое значение и актуальность. Социализация является наиболее приоритетной в плане становления, самореализации и самоутверждения ребенка–инвалида в современном обществе. В процессе занятий развиваются знания, умения, позволяющие добиться положительных результатов в адаптации и социализации детей с ОВЗ в обществе.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Казённое учреждение образования Республики Алтай

Тема: « Социализация обучающихся с

учитель I категории,

руководитель МО учителей надомного обучения

Черепанова Антонида Александровна

г. Горно – Алтайск,

Социализация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через различные формы организации учебно-воспитательного процесса.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми.

Социализация обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - важнейшая и первостепенная задача коррекционного обучения.

Процесс социализации детей с задержкой психического развития осложняется не только интеллектуальными нарушениями, но и трудностями в общении. Общение - это фундаментальная основа человеческой жизни. Оно является основой существования и жизнедеятельности. Такой ребенок, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными.

Новый стандарт образования предполагает развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации.

Деятельность по социализации учащихся осуществляется в соответствии со следующими принципами:

принцип социального взаимодействия ( активного включения всех участников образовательного процесса);

принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов, классного руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и др.);

принцип семейно-ориентированного сопровождения (участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка).

В нашем классе процесс социализации учащихся происходит постепенно на каждом этапе обучения, через внеурочную деятельность, участие в мероприятиях различного уровня направленности, кружки дополнительного образования, досуговую и социально-значимую деятельность.

Учить самостоятельности, активности и инициативности необходимо начинать с начальной ступени образования, закрепляя и совершенствуя данные качества в дальнейшем. Именно сейчас дети должны быть вовлечены в социальные проекты, для развития способности к межнациональному и межрелигиозному взаимодействию, способности к толерантному общению. В нашем классе, ребята совместно сделали дерево с вырезанными из цветной бумаги ладошками. Это символический знак того, что все люди независимо от их вероисповедания, национальности или ограничения возможностей здоровья имеют право на уважение и признание в обществе.

Именно сейчас необходимо вовлекать учащихся в творческие занятия. На уроках предметно-практической деятельности во время выполнения творческой деятельности учащиеся параллельно знакомятся с классической музыкой, слушая произведения Моцарта и Шопена, репродукциями известных художников. Как известно, произведения классической музыки и картины позитивно влияют на познавательную деятельность и интеллектуальное мышление детей. Таким образом, осуществляется метапредметная связь уроков предметно – практической деятельности и музыки, а также рисования, что способствует развитию эстетических чувств и творческого восприятия мира у детей с ОВЗ. На уроках и занятиях ребята преодолевают трудности в общении и самоидентификации, участвуя в тренингах и творческих заданиях.

Быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать свои возможности ученики УУО-2 класса учатся на досуговых мероприятиях. Мы планируем организовывать выездные мероприятия и на базе нашей школы, привлекая к участию родителей.

Планируется участие в олимпиадах и конкурсах различного уровня, благодаря чему ученики будут приобретать опыт положительной мотивации.

На уроках мною используются групповые формы работы, что позволяет эффективно развивать коммуникативные навыки, позволяющие ученикам успешно социализироваться среди своих сверстников.

Комплексное и систематическое обучение направленное на социализацию позволяет ребенку:

накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях;

найти свое место в социуме, несмотря на имеющийся дефект.

Практический опыт показал, что создание развивающей, адаптивной, комфортной среды позитивно и качественно меняют личность особого ребенка.

Л.С. Выготский говорил о том, что социальное воспитание (социализация) ребенка с интеллектуальной недостаточностью является единственно состоятельным научным путем его воспитания .

Современная педагогика под социализацией личности понимает процесс взаимодействия человека и общества, развитие человека на протяжении всей его жизни во взаимодействии с окружающей средой, предполагающее усвоение социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит.

Процесс социализации детей с интеллектуальной недостаточностью осложняется не только выраженными интеллектуальными нарушениями, но и трудностями в общении. Ребенок, имеющий интеллектуальные нарушения, вступая в различные социальные контакты, чаще всего терпит неудачу, т.к. его попытки общения либо не имеют цели, либо не обеспечены необходимыми коммуникативными средствами, из-за чего и являются непродуктивными.

Мы понимаем, что эти дети никогда не станут настолько самостоятельными, чтобы обходиться без помощи и поддержки взрослого человека. Важно научить их быть коммуникабельными, разумно активными, обращаться за помощью и принимать ее, воспитать хорошие привычки, культурное поведение, быть социально адаптированными.

Новый стандарт образования предполагает развитие личности обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации .

В нашем образовательном учреждении работа по социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями реализуется через следующие формы организации УВП: интегрированное обучение; психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на дому; открытие класса для детей с умеренной умственной отсталостью.

Свою деятельность мы осуществляем в соответствии со следующими принципами:

- принцип социального взаимодействия ( активного включения всех участников образовательного процесса);

- принцип междисциплинарного подхода (взаимодействие педагогов, учителя, осуществляющего обучение на дому, классного руководителя, учителя-логопеда, педагога-психолога и др.);

- принцип семейно-ориентированного сопровождения (участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами школы).

В нашей школе реализуется интернальная форма интеграции - интеграция внутри системы специального образования. Вариант интегрированного образования мы используем при организации обучения детей, которым ЦПМПК рекомендовало обучение на дому. Но, учитывая их индивидуальные особенности, возможность непродолжительное время находиться в условиях класса, с согласия родителей, нами был разработан вариант частичной интеграции этих детей в школьное сообщество.

Частичная интеграция - дети (1чел.), еще не способный наравне со сверстниками овладевать программными требованиями, пребывает лишь часть дня в группе. Учебно - воспитательный процесс с такими учащимися осуществляется следующим образом: вместе со своим учителем обучающийся (в индивидуальной форме), осваивают ЗУН по предметам включенным в АООП. Вместе с коллективом класса они посещают уроки труда, ИЗО, физической культуры, пения и внеклассные мероприятия.

Интегрированное обучение позволяет ребенку:

- накопить полезный социальный опыт, научиться общаться с окружающими людьми в реальных, обычных условиях;

- найти свое место в социуме, несмотря на нарушения в развитии;

- не чувствовать себя изгоем, неполноценным человеком.

Только такой подход позволяет комплексно и эффективно решать проблемы ребенка и его семьи, оптимально используя ресурсы специалистов, участвующих в командной работе, на всех этапах психолого - педагогического сопровождения, полного вовлечения и включения особого ребенка в школьную жизнь.

Следующим направлением в процессе социализации учащихся с интеллектуальными нарушениями является психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на дому, которые не посещают школу.

Цель: с оздание условий для расширения жизненного опыта обучающегося на дому и социальных контактов в доступных для него пределах , создание условий для многогранного развития и социализации, согласно ФГОС.

Организация деятельности по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся на дому осуществляется совместно с педагогами и службами школы. Учащиеся посещают школу раз в неделю. В этот день они занимаются с педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителем-дефектологом, учителем ЛФК. Занятия проходят в групповой и индивидуальной форме (в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка).

При организации работы с данной категорией обучающихся, педагоги и специалисты школы решают следующие задачи :

- формирование самостоятельности, ответственности, произвольности в поведении и деятельности;

- преодоление отчужденности и формирование коммуникативных навыков;

- развитие психических функций: памяти, мышления, воображения, внимания;

- развитие двигательной сферы;

- коррекция эмоционально-волевой сферы и т.д.

Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся на дому включает также взаимодействие с родителями . Сотрудничество с семьей обучающегося направленно на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов школы и родителей (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи.

Взаимодействие с семьей реализуется через консультации, занятия, беседы, направленные на психологическую поддержку семьи, воспитывающей ребенка; повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка; обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в ОУ.

В нашем учреждении создан класс для обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Дети с умеренной умственной отсталостью - многочисленная категория, разнородная по своему составу. Поэтому очень важно, чтобы эти дети могли получать образование в оптимальной для них форме.

Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:

- существенным изменением содержания образования, предполагающим включение учебных предметов, отсутствующих при обучении обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- использованием специфических методов и средств обучения;

- обязательной индивидуализацией обучения;

- дозированным расширением образовательного пространства внутри организации и за ее пределами;

- организацией обучения в разновозрастных классах (группах);

- организацией взаимодействия специалистов, участвующих в обучении и воспитании обучающегося, и его семьи, обеспечивающей особую организацию всей жизни обучающегося (в условиях организации и дома).

Важно осознать, что в образовательном процессе необходимо не только оказать помощь обучающемуся в освоении АООП, но и обеспечить ребенку успех в доступных ему видах деятельности.

Для дальнейшей социализации детей с ОВЗ необходимо расширить границы образовательного пространства: обеспечить обучающемуся возможность выхода за пределы своей школы и возможность введения в социум.

Социализация — это процесс и результат усвоения и активного воспроизведения индивидом социального опыта (норм, умений, стереотипов, установок, принятых в обществе форм поведения и общения). Первичная социализация, закладывающая основу всего последующего функционирования человека, происходит в семье.

Читайте также: