Скоро стану добычею тленья некрасов анализ кратко

Обновлено: 08.07.2024

Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок-диалог

1.Образовательные:

-углубление и систематизация знаний учащихся о жизни и деятельности Н.А. Некрасова как о жизни – служении народу, высокой идее. Вызвать интерес к личности поэта и его творчеству;

-формирование общего представления об особенностях некрасовской лирики;

-формирование навыков работы с текстом, библиографическими источниками;

-обеспечение в ходе урока усвоения литературоведческих понятий.

2.Развивающие:

-развитие художественно-образного мышления школьников;

-совершенствование умений выделять главное, сравнивать, обобщать, логично излагать свои мысли;

-развитие поведенческих умений при работе в группах;

-формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

-воспитание диалоговой речевой культуры учащихся;

-развитие мотивации к получению знаний;

-развитие культуры исследовательской деятельности на уроках литературы;

-способствование развитию мышления обучающихся, самостоятельности, познавательного интереса к предмету, потребности общения.

3.Воспитательные:

-воспитание потребности в самостоятельной деятельности;

-воспитание активной жизненной позиции, гражданственности;

-создание условий для профессионального самоопределения обучающихся.

I . Этап постановки целей и задач урока.

II .Этап актуализации и обобщения первичных знаний. (Это этап эмоционального настроя, проверки домашнего задания, диалога, когда ученики в сжатом виде повторяют известные им факты из жизни и творчества писателя).

1.Первичное восприятие текста стихотворения.

2.Подробный анализ стихотворения. (Ученики все пометки делают в тексте стихотворения, напечатанном на отдельном листочке).

4.Работа с определением эпиграфа к уроку. (Лист с высказываниями о Н.А. Некрасове и строками из его стихов).

IV .Создание творческой работы.

Написание Слова о поэте.

V .Чтение работ. Итог урока.

VI .Домашнее задание (по группам).

I . Этап постановки целей и задач урока.

1)Тема урока записана на доске. Портрет поэта.

Мы немного необычно построим урок, посвящённый личности Некрасова: это урок-исследование, урок-диалог. Итогом этого урока станет написание небольшого эссе, посвящённого поэту.

II Этап актуализации и обобщения первичных знаний. (Это этап эмоционального настроя, проверки домашнего задания, диалога, когда ученики в сжатом виде повторяют известные им факты из жизни и творчества писателя).

Запишите тему урока.

Подчеркните два, с вашей точки зрения, главных слова в названии темы. (МИР- СЛАВА -эту пару отмечают ученики). Учитель подчёркивают их на доске.

Добавьте 3 слово: (не ради).

Учитель: Скажите, ради чего ещё может прийти человек в этот мир?

(Ученики отвечают: ради того, чтобы принести пользу Родине; ради служения народу; ради высокой идеи; ради денег; ради счастья; чтобы просто жить…)

Учитель: Подчеркните цель, с которой, по вашему мнению, пришёл в этот мир Некрасов.

Вы хорошо знакомы со стихами Некрасова, посвящёнными простому народу, дома вы готовили его биографию.

-Постройте цепочку из, с вашей точки зрения, важнейших фактов, событий, имён, строк стихов, явившихся главными, определяющими в жизни Некрасова.

(Ребята по порядку зачитывают получившиеся материалы. Каждый последующий не читает то, что было у предыдущего).

-Давайте ещё раз обратимся к лицам родных и близких Некрасову людей.

На экране фотографии Карабихи, Грешнева, портреты родителей, семьи.

Текст читает учитель или подготовленный ученик.

Первичное восприятие текста стихотворения.

Учитель: Какое настроение рождает стихотворение? (Пессимизм, неудовлетворённость, одиночество)

-Каким вам представляется лирический герой произведения? (Грустный, больной, задумчивый, разочарованный)

-Как вы думаете, на каком этапе жизненного пути было создано это стихотворение?

-Как вы определите его жанровую форму? (Монолог).

Подробный анализ стихотворения. (Ученики все пометки делают в тексте стихотворения, напечатанном на отдельном листочке)

Анализ 1,2 строк.

Скоро стану добычею тления.

Тяжело умирать, хорошо умереть.

-Может ли так быть? (Да, если человек не видит смысла в жизни, разочарован тем, что идеалы рушатся).

-Что произошло с человеком, если он делает такой страшный вывод? (Тяжёлые физические страдания (непрекращающиеся боли), потеря близких…)

-Но почему так спокойно звучат эти 4 последних слова? (Наконец-то закончатся страдания). Подчеркните антитезу. (Тяжело умирать - хорошо умереть).

На экране появляются портреты последних лет жизни Н.А. Некрасова.

Учитель: Как душевные мучения отразились во внешнем облике поэта? Запишите ответ в тетради. ( Глубокая сосредоточенность во взгляде, скорбь, устремлённость взгляда внутрь, словно человек ведёт напряжённый внутренний монолог).

Ничьего не прошу сожаленья.

Да и некому будет жалеть

Учитель: Почему поэт приходит к такому заключению? (Умерли друзья, с которыми он вместе боролся против крепостного права. Многие бывшие друзья отдалились, пошли другим путём. Например, И.С. Тургенев. Поэт понимал, что дни его сочтены, что ему не удастся увидеть того светлого будущего, о котором он так страстно мечтал. А ещё это человек, предъявляющий очень высокие требования к себе. Н.А. Некрасов очень много работал, но считал, что сделал мало.)

-Подчеркните слова, которые являются наиболее важными в этих строках (не прошу, некому).

Я дворянскому нашему роду

Блеска лирой моей не стяжал.

Я настолько же чуждым народу

Умираю, как жить начинал.

Учитель: О каком дворянском роде идёт речь? (Не о семейном принадлежности, а о сословной).

-Подчеркните антитезу. (Дворянский род – народ). Случайна ли она в этом стихотворении?

-Почему сделан такой горький вывод? (Некрасов скептически относится к деятельности дворян, которые ничего не сделали для освобождения крестьян от крепостного рабства, а после освобождения народу не стало жить легче).

Учитель: Именно из этой антитезы можно понять основную боль и главное противоречие жизни поэта.

Узы дружбы, союзов сердечных-

Всё порвалось: мне с детства судьба

Посылала врагов долговечных,

А друзей уносила борьба…

На экране проходят лица друзей и близких.

Учитель: Мысль о том, что он одинок, терзала поэта в последние годы. Именно поэтому так трагично звучат первые строки его стихотворения.

Анализируя стихотворение, мы поняли, что волновало поэта в самые последние дни его жизни: неудовлетворённость от того, что происходило в обществе. Ему казалось, что своё главное предназначение он не выполнил: не помог народу стать счастливым. Он чувствует вину перед ушедшими из жизни друзьями.

Работа с определением эпиграфа к уроку.

Лист с высказываниями о Некрасове и со строчками из его стихов:

1.Некрасов-целое поэтическое государство, живущее по своим законам. (Р. Гамзатов)

2.Господи! Сколько я работал! Уму непостижимо, сколько я работал! (Н.А. Некрасов)

3.Это было раненное в самом начале жизни сердце… (Ф.М. Достоевский)

4.У нас одним из самых могучих поставщиков общенародного поэтического репертуара в 19 веке был Некрасов… (А.Т. Твардовский)

5.С высоких нравственных позиций судит он свои несовершенства и слабости… (М. Бойко)

6.Понятие – Некрасовская школа – масштабно, как понятие народ. (С. Смирнов) и т.д.

Учитель: Проанализируйте эти высказывания, предложите строки, которые могут стать эпиграфом к уроку, мотивируют свой выбор.

-Подчеркните наиболее яркие слова и словосочетания о поэте, предложенные в высказываниях. (Важно, чтобы они отметили высокую гражданственность лирики Некрасова, его постоянную неудовлетворённость от проделанной работы, оттого что его народ, его Русь живёт в нищете и бесправии).

IV . Создание творческой работы.

V .Чтение работ. Итог урока.

Учитель: Скажите, пожалуйста, с какой стороны перед вами открылся Н.А. Некрасов?

Домашнее задание.

Не следующем уроке мы будем составлять небольшой сборник стихов Некрасова, будет работать творческая мастерская.

1 группа готовит из собранных творческих работ вступительную статью к сборнику.

2 группа готовит анализ лирики: тема поэта и поэзии, гражданские мотивы, стихи, посвящённые соратникам.

3 группа – тема народа, тема Родины.

4 группа – любовная лирика поэта.

От каждой группы небольшой анализ своеобразия раскрытия той или иной темы поэтом, художественное чтение наизусть стихотворения, которое может сопровождаться музыкой. Подбор иллюстраций.

Скоро стану добычею тленья.
Тяжело умирать, хорошо умереть;
Ничьего не прошу сожаленья,
Да и некому будет жалеть.

Я дворянскому нашему роду
Блеска лирой моей не стяжал;
Я настолько же чуждым народу
Умираю, как жить начинал.

Узы дружбы, союзов сердечных —
Всё порвалось: мне с детства судьба
Посылала врагов долговечных,
А друзей уносила борьба.

Песни вещие их не допеты,
Пали жертвою насилья, измен
В цвете лет; на меня их портреты
Укоризненно смотрят со стен.

Читать похожие стихи:

Отзывы к стихотворению:

Читать стих поэта Николай Некрасов — Скоро стану добычею тленья на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

Огромная база, сборники стихов известных русских и зарубежных поэтов классиков в Антологии РуСтих | Все стихи | Карта сайта

Все анализы стихотворений, краткие содержания, публикации в литературном блоге, короткие биографии, обзоры творчества на страницах поэтов, сборники защищены авторским правом. При копировании авторских материалов ссылка на источник обязательна! Копировать материалы на аналогичные интернет-библиотеки стихотворений - запрещено. Все опубликованные стихи являются общественным достоянием согласно ГК РФ (статьи 1281 и 1282).

Основное меню:

Библиография:

Писатели - классики:

Советский период:

Русский язык:

Поиск по сайту:

Анализ творчества литераторов НЕКРАСОВ Н. А. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПОЭТА

ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ ЖИЗНИ ПОЭТА

О муза! Я у двери гроба!

Пускай я много виноват,

Пусть увеличит во сто крат

Мои вины людская злоба

- Не плачь! завиден жребий наш.

Не надругаются над нами:

Меж мной и честными сердцами

Порваться долго ты не дашь

Живому, кровному союзу!

Не русский - взглянет без любви

На эту бледную, в крови,

Кнутом иссеченную Музу.

Скоро стану добычею тленья.

Тяжело умирать, хорошо умереть;

Ничьего не прошу сожаленья,

Да и некому будет жалеть.

Читайте также: