Сколько выделяют уровней результатов внеурочной деятельности в начальной школе

Обновлено: 30.06.2024

1. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно проекту Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

2. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально значимая волонтерская деятельность);
  7. трудовая (производственная) деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. туристско-краеведческая деятельность.

В проекте Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации выделены основные направления внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная деятельность, проектная деятельность.

Для успеха в организации внеурочной деятельности школьников принципиальное значение имеет различение результатов и эффектов этой деятельности.

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

На наш взгляд, образовательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

(В случае младшего школьника выход в пространство социального действия должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределенность должны быть в известной степени ограничены для ученика начальной школы).

Приведем лаконичную формулировку трех уровней результатов внеурочной деятельности школьников:

  • 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь;
  • 2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;
  • 3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

  • формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
  • формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков граждановедения. Даже самый лучший урок граждановедения может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе), и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

4. Выделение трех уровней результатов внеурочной деятельности позволяет:

  • во-первых, разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением о результате;
  • во-вторых, подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;
  • в-третьих, выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;
  • в-четвертых, диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;
  • в-пятых, оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.).

В стоимостном выражении могут быть оценены как сами образовательные программы внеурочной деятельности (ОП, обеспечивающая первый уровень результатов; ОП, обеспечивающая второй уровень результатов; ОП, обеспечивающая третий уровень результатов), так и итоги их реализации (на основании мониторинга социальных знаний, отношений, достижений школьников). Это закладывает основу для построения стимулируюшей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

5. В основу наших методических рекомендаций мы положили Методический конструктор внеурочной деятельности (его содержательная модель представлена в Таблице 1). Используя этот конструктор, педагоги смогут самостоятельно разрабатывать образовательные программы внеурочной деятельности с учетом имеющихся в их распоряжении ресурсов, желаемых результатов, специфики образовательного учреждения.

Конструктор состоит из 9 блоков (по числу видов внеурочной деятельности).

Каждый блок включает в себя:

  • краткое описание специфики данного вида внеурочной деятельности школьников;
  • описание основных образовательных форм, в которых может быть развернут вид внеурочной деятельности;
  • представление тех форм и способов деятельности, которые обеспечивают достижение каждого из трех уровней результатов внеурочной деятельности.

Ниже будет приведено описание трех блоков – познавательной, туристско-краеведческой деятельности, проблемно-ценностного общения.

С помощью Методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ:

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности.

Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

  1. Спортивно-оздоровительное
  2. Художественно-эстетическое
  3. Научно-познавательное
  4. Военно-патриотическое
  5. Общественно-полезная деятельность
  6. Проектная деятельность
  1. Игровая;
  2. Познавательная;
  3. Проблемно-ценностное общение;
  4. Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. Художественное творчество;
  6. Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. Техническое творчество
  8. Трудовая (производственная) деятельность;
  9. Спортивно-оздоровительная деятельность;
  10. Туристско-краеведческая деятельность.

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности в формах, таких как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, клубы интеллектуалов, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т. д.

Внеурочная деятельность позволит в полной мере реализовать требования ФГОС 2 поколения. Часы, отводимые на данную деятельность, используются по желанию учащихся.

Организация занятий по направлениям является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Образовательные учреждения предоставляют учащимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие школьника.

Занятия могут проводиться не только учителями одного общеобразовательного учреждения, но и другими преподавателями, в том числе педагогами учреждений дополнительного образования.

Результаты работы представляются на показательных выступлениях, соревнованиях, открытых внеклассных мероприятиях.

Какими должны быть результаты внеурочной деятельности педагога

Оценка результатов внеурочной деятельности

Образовательные результаты внеурочной деятельности можно разделить на три уровня.

Первый уровень результатов — приобретение школьниками социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной ему социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Рекомендуем посмотреть:

Спасибо автору за статью. Вы дали замечательный повод поразмышлять на данную тему. Результат - это итог участия во внеурочной деятельности. Это призовые места, это участие в конкурсах разного уровня, это участие в проектной деятельности, это распространение опыта, это умение взаимодействовать за пределами школы.
А чтобы увидеть результат во внеурочной деятельности:

Находите время для работы - это условие успеха!
Находите время для раздумий - это источник силы!
Находите время для игры - это секрет молодости!
Находите время для чтения - это основа знаний!
Находите время для дружбы - это условие счастья!
Находите время для мечты - это путь к звездам!
Находите время для творчества - это муза души!
(из журнала "Последний звонок" №2, 2005г., с.11)

Внеурочная деятельность имеет большое значение для развития школьника. И это данный материал конкретно подчёркивает. Будем информированы спасибо.

Спасибо за представленный материал. Внеурочная деятельность преподавателя (не классного руководителя)важная составляющая нашей работы.Для анализа собственной деятельности ваша статья хорошее подспорье.

Спасибо автору за стать .Внеурочная деятельность преподавателя -важная составляющая нашей работы. Спасибо! Беру на заметку

Организация внеуадиторной работы требует постоянного поиска новых идей и оценки результатов деятельности.О третьем уровне результатов догадывалась и на практике это выражалось с сотрудничеством студентов студенческого совета,который я координирую, в наших походах к ветеранам,писателям; организовывали несколько мероприятий с общественными организациями. Больше делала это по интуиции,после прочтения Вашей статьи все систематизировалось. Благодарю автора,систематизация деятельности большое дело.

Сейчас, когда внеурочная деятельность приобретает все большее значение, эта статья представляет интерес для многих учителей. Но в связи с этим, лаконичность, сжатость информации для меня скорее минус, чем плюс. Что послужило основанием деления на уровни? На какие источники опирался автор при написании статьи? Соглашусь с автором одного из комментариев, что данная статья - "повод для размышления". Спасибо за это.

Создавая программу внеурочной деятельности по своему предмету, учителю обязательно нужно подумать о результатах, которые перечислены в данной статье.Внеурочная деятельность по предмету в старших классах (10-11 классы) также способствует профессиональному самоопределению учащихся, поэтому здесь учителю надо приложить максимум своих умений, чтобы организовать внеурочную деятельность подростков в соответствии с их профилем обучения.

Согласна полностью, что внеурочная деятельность имеет большое значение для развития школьников. Именно в наших силах мотивировать учащихся заниматься тем предметом, который будет его профилем в старших классах.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в системах как основного, так и дополнительного образования) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), выработка ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в рамках защищенной, дружественной просоциальной (т.е. ориентированной на благо группы) среды. Именно в такой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в процессе самостоятельного общественного действия юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как им стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

При организации внеурочной деятельности школьников педагогам необходимо понимать взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Только такое понимание поможет разработать:

- образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением результатов;

- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

- оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности:

§ комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

§ тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);

§ образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов).

§ образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;

§ возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);

§ индивидуальные образовательные программы для учащихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Методические рекомендации

По оценке результатов внеурочной деятельности




Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в системах как основного, так и дополнительного образования) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), выработка ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в рамках защищенной, дружественной просоциальной (т.е. ориентированной на благо группы) среды. Именно в такой среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергать).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в процессе самостоятельного общественного действия юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как им стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

При организации внеурочной деятельности школьников педагогам необходимо понимать взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности. Только такое понимание поможет разработать:

- образовательные программы внеурочной деятельности с четким и внятным представлением результатов;

- подбирать такие формы внеурочной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня;

- выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к другому;

- диагностировать результативность и эффективность внеурочной деятельности;

- оценивать качество программ внеурочной деятельности (по тому, на достижение какого результата они претендуют, соответствует ли избранные формы предполагаемым результатам и т.д.). Это закладывает основу для построения стимулирующей системы оплаты труда педагогов за организацию внеурочной деятельности школьников.

С помощью методического конструктора могут быть разработаны различные типы образовательных программ внеурочной деятельности:

§ комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности;

§ тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности и т.п.);

§ образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня (образовательная программа, обеспечивающая первый уровень результатов; образовательная программа, обеспечивающая первый и второй уровни результатов; образовательная программа, обеспечивающая второй и третий уровни результатов).

§ образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности;

§ возрастные образовательные программы (образовательная программа внеурочной деятельности младших школьников; образовательная программа внеурочной деятельности подростков; образовательная программа внеурочной деятельности старшеклассников);

§ индивидуальные образовательные программы для учащихся.

Читайте также: