Сказкотерапия как метод адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям доу

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Матвеева Наталья Ивановна

Организация: МБДОУ №84

Населенный пункт: РСО - Алания, г. Владикавказ, пгт. Заводской

Не будет открытием ни для родителей, ни для воспитателей, что довольно часто поступление ребенка в детский сад сопряжено с тяжелыми переживаниями ребенка и самих родителей, сопровождается изменением поведенческих реакций дошкольника и даже заболеваниями. Ведь адаптация - это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях - физиологическом, социальном, психологическом. И поэтому, наша общая задача - воспитателей, психолога и родителей - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

Работая воспитателем, я отметила, что дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям.

Именно эти особенности легли в основу построения моего цикла занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.

Сказкотерапия - здоровьесберегающая педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Основной принцип сказкотерапии – это целостное развитие личности, забота о душе (в переводе с греческого – забота о душе и есть терапия).

С помощью сказкотерапии я стараюсь решить ряд задач:

  • Развитие речи
  • Снятие эмоционального и мышечного напряжения
  • Снижение импульсивности и тревожности
  • Развитие навыков взаимодействия
  • Развитие внимания, восприятия, воображения
  • Развитие общей и мелкой моторики, координации движений
  • Облегчение адаптационного периода.

Данная здоровьесберегающая технология предусматривает следующие методы работы:

  • чтение сказок;
  • инсценировка сказки (кукольные спектакли);
  • песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге).

Утром, по приходу в группу, малыша может встретить Петрушка, колобок и любой другой сказочный герой. Это отвлекает детей от расставания с родителями. Они с удовольствием играют, получают положительный эмоциональный настрой.

- Подскажите, детки, из какой сказки наш герой и чему учит нас эта сказка

- Он испекся в русской печке,

-Покатился за крылечко.

-У него румяный бок.

-Это вкусный. (Колобок)

Метод сказкотерапии я реализую через театрализованную деятельность как ООД, как часть ООД, в режимных моментах, в совместной и индивидуальной деятельности с детьми. Стараюсь, чтобы сказкотерапия перекликалась с темой недели.

В своем цикле занятий для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии, я стараюсь использовать:

- Игру-инсценировку (помогает развитию эмоциональной сферы ребенка, формированию умений излагать свои мысли, играть на аудиторию, активизации внимания. Расширяет и обогащает словарный запас детей. Формирует желание перевоплощаться в изображаемые образы, используя различные средства выразительности).

- Настольный театр (помогает детям вспомнить знакомые сказки, вызывает желание рассказать о том, что случилось с героями произведений, развивает речь).

- Сказку на фланелеграфе (помогает стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние героя сказки, учит находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях, стимулировать детей, их инициативу).

- Картинки на картоне (помогает развитию связной речи детей, учит различать и передавать интонации, характеры сказочных персонажей, помогает развивать умение действовать согласованно, развивает мелкую моторику, координацию движений рук).

-Импровизацию (помогает установлению с детьми эмоционально-положительного контакта, развивает интерес к совместной со взрослым деятельности, желание участвовать в общей импровизации).

- Игру-имитацию (помогает формировать у детей имитационные движения в соответствии с текстом, развивает умение воспроизводить воображаемую ситуацию, развивает фантазию, способности к творческим проявлениям).

- Упражнения на релаксацию (помогают снятию психоэмоционального напряжения).

-Песочная и арт-терапия (рисование сказки на песке и бумаге).

Арт –терапия (от англ. Art. Искусство)-направление в психотерапии и психологической коррекции, основанное на применении для терапии искусства и творчества. В узком смысле слова-терапия изобразительным творчеством.

Я предлагаю детям работу со сказкой, сочиненной ими самими. Сказка разыгрывается в песочнице. Ребёнок сначала видит сказку, слышит, а потом имеет возможность ее ощутить (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребенка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности.

А еще можно с помощью песка воздушные шары превратить в волшебные!

Заполнив, с помощью воронки, шарики влажным песком, завязываем узелок, а лишний длинный кончик можно отрезать. Шарик с мешком послушно превращается в детских руках во что угодно!

Когда шарик готов, можно проявить свою фантазию и нарисовать ему рожицу, привязать цветные нитки - волосы.

-Ну вот, наши детки даже стали волшебниками. Давайте немного поиграем с нашими волшебными шарами:

Если только захотим -

Что угодно смастерим.

Лепим, дети, колобок (круговые движения шарика между ладонями)

А теперь - теремок (пальцами придаем форму крыши)

Можно сделать разных рыб (сплюснуть шарик пальцами)

А можно даже белый гриб (придать форму ножки и шляпки гриба)

Шарики легко поддаются лепке, их приятно разминать в руках, можно превращать в разные фигурки. Занятия с такими шариками доставляют детям такую радость, что сразу проходят грусть и обида. Их можно использовать при проведении пальчиковой гимнастики, в ООД, в играх, в художественном творчестве.

Ну и, конечно же, я использую пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.

Фон сказок состоит из произведений, рекомендуемых программой, подбирается по типу характера, но для этого возраста наиболее характерны сказки о животных.

Таким образом, я пришла к выводу, что использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего возраста является весьма эффективным и многофункциональным. Использование метода при комплексном его применении дают положительную динамику в плане адаптации к дошкольному учреждению.

Кроме того, сказка помогает ребенку устанавливать взаимодействие с окружающим миром, формировать эстетические эталоны и представления, что в дальнейшем активно влияет на становление личности.

Сказка обогащает словарный запас, развивает речевую активность и учит четко формулировать свои мысли и излагать их на публике, развивает память и внимание. Дает ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеет в своем сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу.

Сказка для ребенка- это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Каждая история о дружбе, помощи доброте, любви ко всему живому. Питает ум, учит мыслить развивает. Читайте детям сказки!

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Здоровый малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют ему быть достаточно независимым. Тем не менее, многим трёхлетним детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Педагогу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения цикла сеансов с использованием сказкотерапии для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал Константин Дмитриевич Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, Александр Сергеевич Пушкин. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка.

Чем сказка отличается от сказкотерапии? Что это такое?

Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, во время проведения сеанса ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.

Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

Основанием для моей деятельности по внедрению приемов сказкотерапии в работу с дошкольниками в период адаптации послужили следующие причины:

- необходимость организации работы по эмоциональному развитию дошкольников уже в раннем возрасте. Героями наших детей стали персонажи современных мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых не соответствует возрасту детей), которым они подражают, отсюда агрессивность и жестокость в поведении;

- недостаточная информированность родителей о работе с детьми в детском саду по использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Основная цель работы: оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения , выявлять положительное влияние сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника, а также на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.

В работе с педагогами:

  • пополнять теоретические знания;
  • проводить цикл мероприятий с элементами сказкотерапии;
  • обогащать дидактическую базу по данной теме.

В работе с детьми:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения

- снижение импульсивности, тревоги

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом

- развития внимания, восприятия, речи, воображения

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

В работе с родителями:

  • способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-передвижек;
  • вовлекать родителей в воспитательный и оздоровительный процесс как активных его участников.

В работе с детьми я опираюсь на материалы следующих методических пособий:

Татьяна Дмитриевна Зинкевич - Евстигнеева разработала курс сказкотерапии, который включает множество приемов, и форм работы, позволяющих развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказки делятся на пять видов зависимо от предназначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, фактически психотерапевтические, медидативние.

Существует несколько форм работы со сказкой:

4.Постановка сказки с помощью кукол.

Сказкотерапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Конечно, у индивидуальных занятий больше возможностей.

На протяжении нескольких лет мы используем методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, а затем в оздоровительной работе с детьми. Для проведения данной работы привлекались родители, изготовившие специальный ящик для игры с песком, заготовившие цветной песок, игрушки, фигурки, вылепленные из пластилина, природный материал. Прежде чем начать играть, отрабатывались правила игр с песком: не ссориться, не бросаться песком, не разрушать то, что создает другой ребенок. Сеанс сказкотерапии проводится в песочнице, где разыгрывается сказка, которую ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность её ощутить (потрогать героев, построить дом и т.п.), кроме этого имеет значение и песок, который заземляет негативную энергию ребёнка и позволяет ему отвлечься от окружающей действительности. Вместе с детьми мы строим картины из песка, придумывая различные сказки, что способствует развитию их сенсорных навыков, конструктивных и исследовательских способностей.

Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным материалом (камушками, ракушками). Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

Сеансы длительностью 10-15 минут проводятся два раза в неделю, рассчитаны в среднем на 10 сеансов. Каждый сеанс повторяется по 2-3 раза.

В первой части - игры с песком: дети трогают песок руками, копают, лепят, пересыпают.

В основной части - рассказывание и разыгрывание сказки на песке и игры, связанные с главным героем сказки.

В заключение занятия – релаксационные упражнения и переход к другому виду деятельности.

Педагог является непосредственным активным участником занятия – заражает детей своими положительными эмоциями, вызывает желание принять участие в игре, задаёт образцы выполнения действий.

Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Педагог же в процессе работы постоянно поощряет спонтанные, живые и естественные реакции детей.

Для сказкотерапии можно применять всем известные сказки. Уверенна, что вы будете удивлены, если каждую сказку будете не просто читать ребенку, а попытаетесь вникнуть в ее истинный глубокий смысл, который вложили в нее наши далекие предки. Я только начну, а дальше вы сами поймете, как читать сказку и на что акцентировать внимание ребенку.

Давайте разберем самые распространенные сказки:

1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).

2) Волк и семеро козлят - нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).

3) Красная шапочка - нельзя разговаривать с чужими на улице.
4) Петушок золотой гребешок (это где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.

5) Репка - всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.
6) Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

В ходе организации и проведения сеансов сказкотерапии используются различные виды театров: би- ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр.

Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках, а также зрительное представление происходящего события. Дидактические игры учат детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и активизируют зрительные функции.

В работе с детьми по методу сказкотерапии в процессе адаптации все дети дали положительную динамику. Наиболее важным показателем было то, что дети позволили работать с ними воспитателю без родителей, а затем стали более активны при взаимодействие со взрослым и другими детьми. Существенно сократилось время адаптационного периода (от недели до двух), у некоторых детей это время сократилось до четырёх дней (имеется в виду, что после указанного времени дети приходили в группу и оставались спокойно, вспоминали маму лишь к вечеру, играли, были активны). После проведённой работы, большинство детей могут освоиться в новом помещении при доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого за 5-10 минут, а в присутствии родителей активно общаться, играть с предложенными игрушками.

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многуфункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам ДОУ к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Здоровый малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют ему быть достаточно независимым. Тем не менее, многим трёхлетним детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Педагогу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения цикла сеансов с использованием сказка терапии для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К. Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В. Г. Белинский, А. С. Пушкин. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл его поступка.

Чем сказка отличается от сказкотерапии? Что это такое?

Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее. В обычном общении ребёнок привыкает пользоваться лишь небольшим объёмов слов, интонаций и выражений. В такой ситуации объём используемых слов и выражений быстро беднеет, делая интеллект и речь ребёнка маловыразительным и скучным. Напротив, во время проведения сеанса ребёнок, подражая героям, часто пользуется яркими красивыми речевыми оборотами. Это даёт прекрасную возможность овладеть родной речью. Воспитатель берёт в помощники сказку, потому что она богата живыми красивыми оборотами, меткими сравнениями.

Сказкотерапия производит оздоровительный эффект на дошкольников. Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребенка.

Основные причины использования в работе сказок в период адаптации :

- необходимость организации работы по эмоциональному развитию дошкольников уже в раннем возрасте. Героями наших детей стали персонажи современных мультфильмов, компьютерных игр (тематика и содержание которых не соответствует возрасту детей, которым они подражают, отсюда агрессивность и жестокость в поведении;

- недостаточная информированность родителей о работе с детьми в детском саду по использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Основная цель работы: оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, выявлять положительное влияние сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника, а также на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.

В работе с педагогами:

— пополнять теоретические знания;

— проводить цикл мероприятий с элементами сказкотерапии;

— обогащать дидактическую базу по данной теме.

В работе с детьми:

- снятие эмоционального и мышечного напряжения

- снижение импульсивности, тревоги

- развитие навыков взаимодействия детей друг с другом

- развития внимания, восприятия, речи, воображения

- развитие общей и мелкой моторики, координации движений.

В работе с родителями:

— способствовать повышению компетенции родителей по данной теме через проведение консультаций, родительских собраний, бесед, оформление папок-передвижек;

— вовлекать родителей в воспитательный и оздоровительный процесс как активных его участников.

Сказки делятся на пять видов зависимо от предназначения: художественные, дидактические, психокоррекционные, фактически психотерапевтические, медитативные.

Существует несколько форм работы со сказкой :

1. Анализ сказок.

2. Рассказывание сказок.

3. Переписывание сказок.

4. Постановка сказки с помощью кукол.

5. Сочинение сказок.

Сказкотерапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных.

На протяжении нескольких лет используются методы сказкотерапии в процессе адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения, а затем в оздоровительной работе с детьми.

Безусловно, не все дети сразу включаются в процесс и активно в нём участвуют, но на первых порах положительным считается уже то, что ребёнок наблюдает за происходящим, забывая на некоторое время, где он и то, что рядом нет мамы. Педагог же в процессе работы постоянно поощряет спонтанные, живые и естественные реакции детей.

Для сказкотерапии можно применять всем известные сказки. Давайте разберем самые распространенные сказки :

1) Колобок - ушел из дома один и с ним случилась беда (сказка для коррекции поведения).

2) Волк и семеро козлят - нельзя открывать дверь чужим (вы можете 10 раз говорить, что нельзя открывать дверь чужим, но сказка воспринимается и запоминается ребенком легче).

3) Красная шапочка - нельзя разговаривать с чужими на улице.

4) Петушок золотой гребешок (это где Петушок в окошко выглядывал, а Кот и Дрозд спасают его от Лисы) - учит тому, что друзья всегда помогают друг другу в беде.

5) Репка - всем вместе любое дело по плечу, и важна помощь даже самого маленького.

6) Маша и медведь - из любой трудной ситуации всегда можно найти выход, главное не сила, а смекалка.

В ходе организации и проведения сеансов сказкотерапии используются различные виды театров: би- ба- бо, театр на фланелеграфе, театр теней, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр.

Большую помощь в работе с детьми по сказкотерапии оказывают дидактические игры, позволяющие расширять знания о сказках, а также зрительное представление происходящего события. Дидактические игры учат детей сличению, узнаванию классификации, развивают зрительное восприятие и активизируют зрительные функции.

Работа по внедрению методов сказкотерапии в работу с дошкольниками проводится и с родителями.

Таким образом, использование метода сказкотерапии в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многофункциональным. Это позволяет нам рекомендовать этот метод педагогам ДОУ к использованию в работе с детьми раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ "Психолого – педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ"Система психолого-педагогического сопровождения.

Фотоотчет об адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада

Фотоотчет об адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада Мария Воробьева Детский сад для маленького человечка – это новый мир, новое окружение, новая обстановка, новые отношения. Период адаптации.

Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Второй ваш дом. Детки в садике живут, Здесь играют и поют, Здесь друзей себе находят, На прогулку с ними ходят. Вместе спорят и мечтают,.

Программа по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Городищенская СОШ (дошкольный отдел) Программа по адаптации детей раннего возраста.

Сказкотерапия как метод адаптации детей младшего дошкольного возраста к условиям ДОУ Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям,.

Сказкотерапия как метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста Сказкотерапия- как метод формирования психологического здоровья детей дошкольного возраста. Сказка — это один из первых видов художественного.

Сказкотерапия как метод воспитания и развития речи детей дошкольного возраста Дошкольный возраст- важнейший этап в развитии личности, период формирования речевых навыков, приобщения к миру культуры и к общечеловеческим.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Опыт работы по теме:

«Использование элементов сказкотерапии

Глава 1. Проблемы адаптации детей раннего возраста к ДОУ в психолого-педагогической литературе ………………… ……………………………………..…….4

1.1. Особенности и педагогические условия периода адаптации детей раннего возраста к ДОУ ……………………………………………………………….. 4

1.2. Сказкотерапия как одна из новых педагогических технологий в период адаптации детей к ДОУ ………………………………………………………… 10

Глава 2. Опыт работы по организации процесса адаптации у детей раннего возраста к ДОУ с использованием элементов сказкотерапии …………….………….15

2.1. Мониторинг уровня адаптации детей раннего возраста к ДОУ на начало адаптационного периода …………..…………………………………….15

2.2. Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе ……….. . 17

2.3. Организация работы по использованию элементов сказкотерапии в процессе адаптации детей раннего возраста к ДОУ ……………………21

Глава 3. Эффективность работы по организации процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ ……………………………………………………………..………32

Список использованной литературы …………………………………………………36

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Здоровый малыш может посещать детский сад. У него уже появился интерес к общению с людьми, его словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют ему быть достаточно независимым. Тем не менее, многим трёхлетним детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Воспитателю необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу разработки системы работы с детьми раннего возраста в период адаптации с использованием метода сказкотерапии.

Глава 1. Проблемы адаптации детей раннего возраста к ДОУ

в психолого-педагогической литературе

1.1. Особенности и педагогические условия периода адаптации

детей раннего возраста к ДОУ

Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, ещё неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

В педагогической литературе в большей степени освещены вопросы адаптации к дошкольному учреждению детей раннего возраста (А. И. Жукова, Н. И. Добрейцер, Р. В. Тонкова-Ямпольская, Н. Д. Ватутина). Адаптация определяется, прежде всего, как медико-педагогическая проблема, решение которой требует создания условий, удовлетворяющих потребности детей в общении, тесного взаимодействия между семьёй и общественным воспитанием, хорошего медицинского обслуживания детей и правильной организации воспитательного процесса (Н. М. Аксарина, А. И. Мышкис).

Значительное внимание проблема приспособления детей к условиям общественного воспитания уделяется в современных исследованиях учёных стран Западной и Восточной Европы (К. Грош, М. Зейдель, А. Атанасова-Вукова, В. Манова-Томова, Э. Хабинакова). Доказано, что поступление в дошкольное учреждение связано со значительными неблагоприятными эмоционально-психологическими изменениями личности, коррекция которых требует целенаправленного воспитательного воздействия [1].

Если психологическая наука преимущественно изучает адаптивные свойства личности, характер адаптивных процессов и механизмы приспособления личности к социальной среде, то педагогику интересуют вопросы управления и педагогической поддержки социальной адаптации подрастающего поколения, поиск средств, форм, методов профилактики и коррекции неблагоприятных вариантов адаптации, роль различных институтов социализации в адаптации детей.

Сущность адаптации заключается в обеспечении процесса развития личности. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении, то есть каждый ребенок привыкает по-своему.

Трудности, возникающие у детей в процессе адаптации, могут привести к самой неблагоприятной её форме – дезадаптации, которая может проявляться в нарушениях дисциплины, игровой и учебной деятельности, взаимоотношений со сверстниками и воспитателями.

В научной литературе представлены разные группы факторов: внешние и внутренние; биологические и социальные; факторы, которые зависят и не зависят от педагогов ДОУ. Следует отметить, что более полно изучены и охарактеризованы в психолого-педагогической литературе факторы, затрудняющие адаптацию дошкольников и приводящие к дезадаптации личности. [15]

При поступлении в дошкольное учреждение у малышей происходит ломка стереотипов: из знакомой домашней обстановки ребенок попадает в непривычную среду детского сада. Соблюдение режима дня, новые требования, постоянный контакт со сверстниками, совершенно другая обстановка, стиль общения становятся для малыша источником стрессовых ситуаций. Возрастная незрелость системы адаптационных механизмов детей приводит к психическому напряжению, происходит нарушение в поведении, физиологических процессах, эмоциональном состоянии.

Проблема адаптации ребенка раннего возраста остается практически неразработанной. До сих пор специально не изучалось, как происходит включение маленького ребенка в новую действительность, какие психологические трудности он испытывает в процессе адаптации, каким образом можно оценить его эмоциональное состояние в этот период, каковы психологические критерии адаптационных возможностей ребенка раннего возраста и каковы способы установления контакта взрослого. Сегодня количество детей, имеющих отклонения в поведении (агрессивность, тревожность, гиперактивность и т.д.), невротические расстройства, продолжает расти. Таким детям труднее адаптироваться к новым социальным условиям. Следует отметить, что невротические расстройства – приходящие состояния, то есть их отличает динамизм, они могут быстро возникать при стрессовых ситуациях и достаточно быстро исчезать, даже при небольшой помощи, устраняющей психогенные факторы. Особенно это касается невротических реакций, они являются начальной формой психической дезадаптации, то есть поведенческой реакцией, неадекватной внешнему стимулу. Например, ребёнок, который не хочет ходить в детский сад, потому что боится воспитателя, вернулся домой. Там его окружают любящие родители, он попадает в привычную ситуацию, но по-прежнему плачет, боится оставаться один, плохо ест и засыпает, хотя до поступления в детский сад таких изменений в поведении ребенка в домашних условиях не было. Ориентация педагога на более ласковое отношение к этому ребенку способствовало его привыканию к детскому саду и, особенно, к воспитателю. При этом изменения поведения исчезли без медикаментозной коррекции. [8]

При отсутствии своевременной помощи таким детям невротические реакции трансформируются в более стойкие расстройства – неврозы. При этом усиливаются вегетативные расстройства, нарушается регулирующая функция нервной системы, деятельность внутренних органов и могут возникать различные соматические заболевания. Доказано, что более половины хронических заболеваний (до 80%) – это психо- и нейросоматические болезни. У ребёнка также важно оценивать показатели нервно-психического развития: в раннем возрасте детей (первые 3 года жизни) это, прежде всего, речевое, моторное развитие, эмоциональное состояние.

Следовательно, во все возрастные периоды при оценке психического здоровья необходимо давать характеристику эмоционального состояния ребенка, его социальной адаптации. [25]

Если говорить о причинах частых нарушений психического здоровья детей, то среди их многообразия особо хотелось бы остановиться на двух аспектах.

Второй аспект частых нарушений психического здоровья – стрессовые ситуации в жизни ребенка. Они могут быть обусловлены как социально-экономическим неблагополучием семьи, так и неправильным воспитанием ребенка. Стрессовые ситуации могут возникать при отрыве ребенка от семьи, когда он поступает в дошкольное учреждение или школу. Причиной их может быть и плохая успеваемость, конфликты со сверстниками и педагогами. Особая роль отводится наказанию ребенка. [18]

Неблагоприятному течению адаптации детей часто предшествуют имеющиеся с раннего возраста нарушения психического здоровья. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять эмоциональные нарушения и проводить их коррекцию.

С другой стороны, неблагоприятное течение адаптации к детскому саду ведёт к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, то есть к дальнейшему ухудшению показателей психического здоровья. При продолжительной стрессовой ситуации у этих детей возникают неврозы и психосоматическая патология, а это затрудняет дальнейшую адаптацию ребенка к новым факторам среды. Возникает замкнутый круг. Особая роль в длительном сохранении стрессовой ситуации отводится межличностному конфликту. Неслучайно в последнее время стали актуальными проблемы дидактогенных заболеваний, вызванных непедагогическим поведением воспитателя. Следует отметить, что воспитатели сами часто имеют нарушения здоровья, сходные по структуре с заболеваниями воспитанников, у них нередко выявляется неврастенический синдром. Воспитатель и его воспитанники, находясь в едином психоэмоциональном кольце, оказывают взаимозаражающее действие. Поэтому в системе охраны здоровья детей очень важно нормализовать психоэмоциональное состояние воспитателя. [20]

Поступление ребенка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. И не напрасно. Известно, что изменение социальной среды сказывается и на психическом, и на физическом здоровье детей. Особого внимания, с этой точки зрения, требует ранний возраст, в котором многие малыши впервые переходят из достаточно замкнутого семейного мира в мир широких социальных контактов. Если трехлетний малыш, готовящийся к детскому саду, уже владеет речью, навыками самообслуживания, испытывает потребность в детском обществе, то ребенок младенческого и раннего возраста менее приспособлен к отрыву от родных, более слаб и раним. Установлено, что именно в этом возрасте адаптация к детскому учреждению проходит дольше и труднее, чаще сопровождается болезнями. В этот период происходит интенсивное физическое развитие, созревание всех психических процессов. Находясь на этапе становления, они в наибольшей степени подвержены колебаниям и даже срывам. Изменение условий среды и необходимость выработки новых форм поведения требуют от ребенка усилий, вызывают появление стадии напряженной адаптации. От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависят и течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, и дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит, в первую очередь, к нарушению эмоционального состояния. Для адаптационного периода характерны эмоциональная напряженность, беспокойство или заторможенность. Ребенок много плачет, стремится к контакту со взрослыми или, наоборот, раздраженно отказывается от него, сторонится сверстников. Таким образом, его социальные связи оказываются нарушенными. Эмоциональное неблагополучие сказывается на сне, аппетите. Разлука и встреча с родными протекают подчас очень бурно, экзальтированно: малыш не отпускает от себя родителей, долго плачет после их ухода, а приход вновь встречает слезами. Меняется его активность и по отношению к предметному миру: игрушки оставляют его безучастным, интерес к окружающему снижается. Падает уровень речевой активности, сокращается словарный запас, новые слова усваиваются с трудом. Общее подавленное состояние в совокупности с тем обстоятельством, что ребенок попадает в окружение сверстников и подвергается риску инфицирования чужой вирусной флорой, нарушает реактивность организма, приводит к частым болезням. [2]

Состояние здоровья, умение общаться с взрослыми и сверстниками, сформированность предметной и игровой деятельности ребёнка – вот основные критерии, по которым можно судить о степени его готовности к поступлению в детское учреждение и благополучного привыкания к нему.

На основе исследований Л. Я. Олифренко, Т. И. Шульги, И. Ф. Дементьевой видится организация комплексного сопровождения адаптации ребенка как в семье, так и в рамках дошкольного учреждения.

Таким образом, проблема адаптации зависит от возраста ребенка, состояния здоровья, уровня развития. Период привыкания детей к ДОУ – неизменно сложная проблема. От того, как пройдет привыкание ребенка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависят его физическое и психическое развитие, дальнейшее благополучное существование в детском саду и в семье. [15]

2.1. Сказкотерапия как одна из новых педагогических технологий в период адаптации детей к ДОУ

По определению Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. Сказкотерапия – это и процесс переноса сказочных смыслов в реальность, процесс активизации ресурсов, потенциала личности. [12]

Не каждый взрослый человек способен разобраться во всей гамме своих переживаний, а для ребенка эта задача является еще более трудной. Дети не всегда правильно понимают даже простые эмоции, тем более трудно им осознать те разнообразные переживания, которые возникают по мере расширения их связей с окружающим миром.

При рассказывании сказки детям важно соблюдать три главных принципа, которые представлены в таблице 1.

Сказкотерапия в группе раннего возраста

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для малыша. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные динамические стереотипы, иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям. Возникает необходимость преодоления психологических преград.

Адаптивные возможности ребёнка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям. Педагогу необходимо помочь детям преодолеть стресс поступления и успешно адаптироваться в дошкольном учреждении.

Дети раннего возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться как положительными, так и отрицательными, эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Эти особенности легли в основу проведения цикла сеансов с использованием сказкотерапии для детей раннего дошкольного возраста в период адаптации.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни.

Чем сказка отличается от сказкотерапии? Что это такое?

Основанием для моей деятельности по внедрению приемов сказкотерапии в работу с дошкольниками в период адаптации послужили следующие причины:

- необходимость организации работы по эмоциональному развитию дошкольников уже в раннем возрасте.

- недостаточная информированность родителей о работе с детьми в детском саду по использованию методов сказкотерапии в работе с дошкольниками.

Основная цель : оказать помощь в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения , выявлять положительное влияние сказкотерапии на эмоциональное благополучие дошкольника, а также на снижение уровня детской конфликтности и агрессивности.

Сказкотерапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных. Конечно, у индивидуальных занятий больше возможностей.

Базовыми средствами работы служат игры с песком, природным материалом (камушками, ракушками). Они быстро вовлекают детей в свой ритм, переключают их с дружного плача на взаимодействие с песком, объединяют детей, задают положительный эмоциональный настрой.

В работе с детьми по методу сказкотерапии в процессе адаптации дети дают положительную динамику. Наиболее важным показателем является, что дети позволяют работать с ними воспитателю без родителей, а затем становятся более активны при взаимодействие со взрослым и другими детьми. После проведённой работы, большинство детей могут освоиться в новом помещении при доброжелательном отношении к ним незнакомого взрослого за 5-10 минут, а в присутствии родителей активно общаться, играть с предложенными игрушками.

Читайте также: