Скаткин михаил николаевич педагогические идеи кратко

Обновлено: 07.07.2024

В современном понимании дидактикапредставляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы обучения и образования. Впервые это слово появилось в сочинениях немецкого педагога Вольфганга Ратке(Ратихия) для обозначения искусства обучения. В том же значении употребил это понятие и чешский педагог Ян Амос Коменский. Неизменными со времен Ратихия остаются и основные задачи дидактики– разработка проблем: чему учить и как учить; современная наука интенсивно исследует также проблемы: когда, где, кого и зачем учить. Дидактика– теоретическая и одновременно нормативно-прикладная наука. Ее основой является общая теория образования, основы этой теории являются основополагающими для всех воспитательно-образовательных наук. Объектом изучения дидактикиявляются реальные процессы обучения. Дидактические исследования своим объектом делают реальные процессы обучения, дают знания о закономерных связях между различными его сторонами, раскрывают сущностные характеристики структурных и содержательных элементов процесса обучения. В этом заключается научно-теоретическая функция дидактики. Полученное теоретическое знание позволяет решать многие проблемы, связанные с обучением, а именно: приводить в соответствие с изменяющимися целями содержание образования, устанавливать принципы обучения, определять оптимальные возможности обучающих методов и средств, конструировать новые образовательные технологии и т. д. Все это говорит о нормативно-прикладной (конструктивной) функции дидактики. Дидактика охватывает систему обучения по всем предметам и на всех уровнях учебной деятельности. По ширине охвата изучаемой действительности выделяют общую и частную дидактику. Общая дидактикаисследует процесс преподавания и учения вместе с факторами, которые его порождают, условиями, в которых он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Частные (конкретные) дидактикиназываются методиками преподавания. Они изучают закономерности протекания процесса, содержания, формы и методы преподавания различных учебных предметов. Каждый учебный предмет имеет свою методику. Являясь отраслью научного знания, дидактика решает ряд теоретических задач: – установление целей и задач теории; – анализ процесса обучения, установление его закономерностей; – обоснование принципов и правил обучения; – определение содержания и форм организации обучения; – разъяснение методов и средств обучения; – характеристика материальных средств обучения. Прослеживается взаимодействие и взаимосвязь дидактики с другими науками, например с философией, социологией, логикой, психологией, кибернетикой, математикой и т. д. Методологическую основу дидактики составляет философская теория познания. Изучение законов функционирования и развития общества, социальных отношений сближает дидактику с социологий. Развитие современной дидактической системы носит название процесса демократизации и гуманизации. Отличие современной дидактики в том, что целью обучения является общее развитие индивида, процесс обучения рассматривается как двусторонний процесс, управляемый учителем, при этом учитываются интересы и потребности обучаемых.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

В отечественной педагогической традиции всегда были люди-судьбы и люди – духовные скрепы. Такой личностью, безусловно, являлся выдающийся отечественный ученый-педагог, признанный лидер, теоретик и практик отечественного образования Михаил Николаевич Скаткин (29.07.1900‑7.08.1991).

Ученый, педагог, просветитель

Михаил Николаевич Скаткин – академик АПН СССР, доктор педагогических наук, профессор – безусловно, входит в плеяду отечественных педагогов. Он создатель более 600 научных работ, среди которых монографии, статьи, учебные пособия и методические рекомендации для учителей, учебники для средней школы. В его образе олицетворяются лучшие качества замечательного российского ученого-педагога, патриота и просветителя. Ему всегда были присущи мудрость, ясность духа, доброжелательность, профессионализм. В самых сложных жизненных обстоятельствах он оставался верным подлинной науке.

На протяжении всей долгой научной деятельности М.Н.Скаткину были присущи принципиальность, щепетильность в научных и повседневных вопросах, а также свойственны удивительная скромность, природный такт и врожденная интеллигентность. Его имя служило безусловным нравственным маяком для деятелей педагогической науки, ибо он был подлинным воплощением научного этоса, педагогической совестью.

Путь в педагогику

На становление жизненного и педагогического мировоззрения Михаила Скаткина большое влияние оказали факты его личной биографии. Михаил Николаевич родился 29 июля (11 августа) 1900 года в селе Козлово Клинского уезда Московской губернии (ныне Конаковского района Тверской губернии) в многодетной семье земского санитарного врача Николая Ивановича Скаткина.

С сердечной благодарностью Михаил Николаевич всегда вспоминал мать Валентину Петровну, посвятившую всю жизнь семье.

В 1908 году, когда семья переехала в Москву, родители Михаила Николаевича решили взять на воспитание двух осиротевших детей сельского учителя. Данный жизненный факт характеризует их как милосердных людей, совершивших высокоморальный поступок, являющийся образцом подлинного гуманизма и человечности и ставший притягательным примером для их детей.

Все это, безусловно, определило в дальнейшем присущее для М.Н.Скат­кина ярко выраженное гуманистическое мировоззрение, его особую любовь и заботу о детях. Характерно и то, что М.Н.Скаткин постоянно обращал внимание на необходимость всемерного педагогического просвещения родителей, объективно являющихся первыми учителями своих детей, на органичную взаимосвязь семьи и школы.
В сентябре 1910 года Михаил Скаткин поступил в Московскую 8‑ю гимназию имени Григория Шелапутина. Эта гимназия была одной из лучших в Москве и выделялась подчеркнуто русской православно-патриотической направленностью.

Гимназия входила в состав свое­образного педагогического комплекса, состоявшего из гимназии, реального училища и педагогического института. Здесь впервые в отечественной педагогике была реализована идея последипломной подготовки преподавателей. Главной инновацией являлась непрерывная педагогическая практика студентов в гимназии и реальном училище. Методике преподавания учили непосредственно во время проводимых слушателями уроков. Причем в качестве методистов для непрерывной педагогической практики привлекались лучшие московские преподаватели. Несомненно, обучение в этом уникальном педагогическом комплексе во многом сформировало первоначальные методические взгляды М.Н.Скаткина, в известной степени заложило ориентацию на практическую подготовку и переподготовку педагогов.

По окончании в июне 1918 года гимназии М.Н.Скаткин из-за стесненных жизненных обстоятельств приступил к работе лаборантом Валуйской опытно-оросительной и солончаковой станции Новоузенского уезда Саратовской области. Этот первоначальный опыт работы сыграл во многом определяющую роль в его дальнейшем становлении как исследователя агробиологического естествоведческого направления образования.

В числе откликнувшихся на этот призыв был и Михаил Николаевич Скаткин. Он начал педагогическую деятельность в мае 1919 года учителем начальной школы, располагавшейся на хуторе в Новоузенском районе Саратовской области, что затем во многом обусловило его центрацию на разработке проблем начального образования.

С Шацким навсегда

С 1920 года и на протяжении 10 лет М.Н.Скаткин осуществлял профессиональную деятельность под руководством выдающегося деятеля образования Станислава Теофиловича Шацкого в коллективе Первой опытной станции Наркомпроса РСФСР, куда его пригласил брат Лев Николаевич Скаткин, уже работавший там педагогом.

Общепризнанные успехи в работе станции были во многом обусловлены продуктивной подготовкой учительства. С.Т.Шацким были организованы педагогические курсы, среди форм работы которых использовались мастер-классы, консультации, постоянные встречи с учителями, творческие контакты и обмен опытом коллег.

На этих курсах М.Н.Скаткин проходил подготовку на протяжении шести лет – с мая 1920 по май 1926 года. Будущие учителя получали трудовые навыки: косили, пахали, ухаживали за скотом, чтобы потом все эти знания и умения передать ученикам. По его воспоминаниям, «у Шацкого была идея: все, что вы в школе будете делать с детьми, сначала испытайте на себе, обучаясь на курсах. Если вы будете заниматься с детьми трудом, так потрудитесь сами освоить трудовую технику, которую вы впоследствии предложите детям!
Собираетесь выращивать овощи? Вот вам земля, вот вам лопата и грабли, тяпки, ведра и лейки. Действуйте, вам поможет агроном. Пройдите ту трудовую школу, которую будете организовывать осенью с детьми.
Будете заниматься рисованием? Вот вам художница, известная, опытная. Она на курсах привьет вам первоначальные знания и умения в области рисования.

Будете организовывать игры? Вам поможет руководительница, которая хорошо знает физиологию и психологию детей, умеет организовывать подвижные игры с педагогических позиций. Она поможет вам проанализировать ту или иную игру, показать, для чего эта игра служит. И мы с интересом играли, снова и снова проигрывая те игры, которые были рекомендованы для проведения в первых-четвертых классах.
Были у нас еще и музыкальные занятия – хор. Мы разучивали песни, которые нам предстояло потом учить с детьми в своих школах, поскольку предполагалось, что в каждой деревенской школе этот предмет должен быть. Затем нам ввели и ритмику: движение под музыку.

Нам давали содержание и методику работы с детьми на первых шагах их обучения по всем этим предметам. Читали лекции по философии, педагогике и по современной жизни в России и мире. Иными словами, нам давали подготовку не абстрактную, чтобы сдать зачеты и экзамены, а для того, чтобы мы могли организовывать жизнедеятельность детей по всем направлениям, на которых основывалась трудовая школа, дающая всестороннее и по возможности гармоническое развитие.

Отметим, что окончанием курсов, по сути, закончилось систематичное педагогическое образование М.Н.Скаткина. Удивительно, но он стал академиком АПН СССР, докто­ром педагогических наук и профессором, не имея ни среднего специального, ни высшего профессионального образования.

С 1920 по 1925 год М.Н.Скаткин работал учителем сначала начальной школы в деревне Кривское, а затем в школе деревни Самсоново, входивших в состав Первой опытной станции. В 1923 году Михаил Николаевич женился на Клавдии Петровне Канарейкиной, молодой учительнице и слушательнице педагогических курсов.
Вместе супруги прожили в любви и уважении почти 60 лет. В семье выросли замечательные дети: две дочери и сын.

Для молодого педагога в его деятельности в 20‑е годы доминировала направленность на то, чтобы обучение и воспитание детей в школах шли с учетом особенностей жизни села, традиций и обычаев, через убеждение их реальными примерами улучшения условий жизни и окружающей среды, которое в свою очередь оказывало общее благотворное влияние на социум. В процессе такой деятельности, решая образовательно-воспитательные задачи, учащиеся вносили элементы нового в местную культуру, совершали конкретный созидательно-творческий вклад в преобразование и улучшение окружающей среды.

Безусловно, тесная совместная работа со Станиславом Теофиловичем Шацким явилась для Михаила Скаткина судьбоносной.

Бесконечную благодарность и высочайшее уважение к своему учителю Михаил Николаевич пронес через всю жизнь. Он много сделал для публикации трудов С.Т.Шацкого, пропаганды его педагогической системы.

Новые ориентиры

В начале 1930‑х годов осуществилась существенная трансформация политической и социальной основы Советского государства и общества, что самым непосредственным образом сказалось на образовательной политике. Каждое из новых партийно-правительственных постановлений и их набор в совокупности имели направленность, противоположную деятельности, которой занимался М.Н.Скаткин на протяжении 1920‑х годов, составляли альтернативу проблематики, которая определяла доминанту его творческого поиска. Добавим к этому, что в 1937 году его брат Валентин Николаевич Скаткин, являвшийся сотрудником Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), был репрессирован.

Создав весомые предпосылки для обучения основам биологии, ученый во второй половине 30‑х годов обратился к проблеме процесса преподавания в целом. Одним из сложных и актуальных вопросов общей дидактики в то время было совершенствование урока, преодоление формализма. М.Н.Скаткин вместе с другими учеными-педагогами много внимания уделил проблеме подготовки и планирования урока, методике его организации и проведения. Все это свидетельствует, что уже в 1930‑е годы Михаил Николаевич занимал ведущие позиции в разработке основ дидактики и методики преподавания.

Несомненно, именно деятельность Михаила Скаткина как секретаря Учебно-методического совета НКП РСФСР и высокая оценка личностных и профессиональных качеств В.П.Потемкиным обусловили его назначение в 1944 году ученым секретарем АПН РСФСР, первым президентом которой являлся В.П.Потемкин.

Священная война

Как истинный патриот своей любимой Родины, М.Н.Скаткин с началом Великой Отечественной войны добровольно вступил в ополчение и стал бойцом истребительного батальона, а со 2 сентября 1941 года четыре месяца находился на оборонительных работах.

Судьбоносным событием в жизни и деятельности М.Н.Скаткина стало создание Академии педагогических наук РСФСР 6 октября 1943 года. Как один из активных и ярких организаторов деятельности АПН РСФСР, ученый неразрывно связал с ней всю свою дальнейшую научно-педагогическую деятельность. В 1944‑1947 годах М.Н.Скаткин находился на ответственном посту ученого секретаря Президиума академии и внес большой трудовой и научный вклад в организацию ее деятельности.

Обобщение передового опыта

Учителя, директора школ и организаторы народного образования страны остро нуждались в передовом практическом педагогическом опыте по организации обучения и обустройству материально-технической базы школ. Первые проявления передового опыта в данном направлении тщательно изучались и обобщались исследовательской группой под руководством М.Н.Скаткина, и на данной основе предлагалась конкретные меры по осуществлению образования школьников.

М.Н.Скаткин вел богатую картотеку фактов разнообразного положительного опыта и рекомендовал делать это своим многочисленным ученикам и слушателям. Ученый разработал и систематизировал методику сбора и обобщения своеобразного банка передовых приемов и методов педагогического труда, обеспечивающих осуществление политехнического образования. Коллеги и последователи отмечали, что он очень хорошо и удачно пользовался своей картотекой, в которой было накоплено большое количество фактического материала. При сборе фактов положительного опыта помимо личного наблюдения им предлагалось широкое привлечение для этого учительского актива.

Признанием большого личного вклада ученого в развитие педагогической науки явилось его избрание в 1950 году членом-корреспондентом АПН РСФСР, а в 1951 году М.Н.Скаткин был награжден орденом Ленина. В 1954 году он был удостоен медали имени К.Д.Ушинского.

Со второй половины 1950‑х годов М.Н.Скаткин сосредоточился на теоретическом и методическом обеспечении осуществления политехнического образования. Вокруг него сформировалась оригинальная, разносторонняя и плодотворная первая отечественная научная школа педагогов-политехнистов.

Культурологическая концепция

Со второй половины 1960‑х годов научная мысль М.Н.Скаткина была приоритетно направлена на решение масштабных проблем, связанных с определением критериев и принципов определения содержания образования, дальнейшим развитием отечественной дидактики.

По суждению профессора И.М.Ос­мо­ловской, «М.Н.Скаткин – это эпоха в дидактике. Величие его личности и вклада в науку трудно переоценить. Его работы отличаются мастерством систематизации состояния дидактики и отдельных ее проблем, что придает их совокупности концептуальную целостность.

Вместе с И.Я.Лернером и В.В.Кра­евским М.Н.Скаткин разработал признанную всем педагогическим сообществом культурологическую концепцию содержания образования. Цель этой концепции была доброй – помочь учащимся стать свободнее, научить их думать, раскрыться навстречу всей культуре, а не замыкаться в рамках знания основ наук.

Авторы предвосхитили современный взгляд на содержание образования как проекцию всей современной культуры, они предложили подход, объединяющий подходы дидактики и теории воспитания, иными словами, опережающе воплотили положения современной теории развивающего обучения.

Многие работы М.Н.Скаткина были переведены на иностранные языки и изданы во Франции, Японии, социалистических странах и очень высоко оценивались.

Среди приоритетных направлений неустанного творческого поиска М.Н.Скаткина особое место занимали исследования по прогнозированию процессов развития советской системы образования и педагогики как науки.

Остаться навсегда

В первой половине 80‑х годов в научной школе М.Н.Скаткина осуществлялась плодотворная деятельность по определению нового содержания образования, которая существенно обогатила теорию и практику.

Круг его научных интересов в области педагогики в это время отличался широтой охвата различных актуальных проблем. Разрабатывая пути и средства осуществления общего образования подрастающих поколений, ученый подходил к этому комплексно.

Новый импульс развитию М.Н.Скат­­киным проблем образования был придан предпринятой в 1984 году реформой общеобразовательной и профессиональной школы. Время со второй половины 1980‑х годов по август 1991 года включило анализ ученым процессов модернизации содержания и форм осуществления образования в условиях перестройки социальной и общественно-политической жизни советского общества.
Особое место занимало философское осмысление им своей педагогической деятельности и в целом образовательной проблематики.

Несомненно, что в процессе длительной, разносторонней научно-теоретической и педагогической деятельности, направленной на совершенствование педагогической науки и практики, М.Н.Скаткин внес свой оригинальный творческий вклад в разработку проблем образования подрастающих поколений. Ему были присущи особый педагогический подход к трактовке проблем образования, центрация на потребностях, интересах ребенка.

Но такие люди уходят только затем, чтобы остаться навсегда. В целом имя и научно-педагогическое наследие М.Н.Скаткина навечно вписаны в скрижали отечественного образования и педагогики, являются неотъемлемой составляющей общей истории российской культуры. Его деятельность аккумулировала в себе педагогические традиции российского социума, достижения и прорывы отечественной политической, общественной и научной мысли.

Михаил БОГУСЛАВСКИЙ, заведующий лабораторией истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, председатель Научного совета по проблемам истории образования и педагогической науки при отделении философии образования и теоретической педагогики РАО;
Сергей ЗАНАЕВ, старший научный сотрудник лаборатории истории педагогики и образования Института стратегии развития образования РАО, кандидат педагогических наук

От редакции

Вклад в развитие педагогики.

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин). Тип познавательной деятельности (ТПД) — это уровень самостоятельности (напряженности) познавательной деятельности, которого достигают учащиеся, работая по предложенной учителем схеме обучения. Эта характеристика тесно сопряжена с уже известными нам уровнями мыслительной активности учащихся. В данной классификации выделяются следующие методы:

Если, например, познавательная деятельность, организованная учителем, приводит лишь к запоминанию готовых знаний и последующему их безошибочному воспроизведению, которое может быть и неосознанным, то здесь имеет место достаточно низкий уровень мыслительной активности и соответствующий ему репродуктивный метод обучения. При более высоком уровне напряженности мышления учащихся, когда знания добываются в результате их собственного творческого познавательного труда, имеет место эвристический или еще более высокий — исследовательский метод обучения.

Данная классификация получила поддержку и распространение. Рассмотрим сущность выделенных в ней методов.

Сущность информационно- рецептивного метода выражается в следующих его характерных признаках:

2) учитель организует различными способами восприятие этих знаний;

3) учащиеся осуществляют восприятие (рецепцию) и осмысление знаний, фиксируют их в своей памяти.

При рецепции используются все источники информации (слово, наглядность и т.д.), логика изложения может развиваться как индуктивным, так и дедуктивным путем. Управляющая деятельность педагога ограничивается организацией восприятия знаний.

В репродуктивном методе обучения выделяются следующие признаки:

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

4) необходимая прочность усвоения обеспечивается путем многократного повторения знаний.

Главное преимущество данного метода, как и рассмотренного выше информационно-рецептивного метода, — экономность. Он обеспечивает возможность передачи значительного объема знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Прочность знаний, благодаря возможности их многократного повторения, может быть значительной.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительской или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, поэтому игнорировать ее в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

Метод проблемного изложения является переходным от исполнительской к творческой деятельности. На определенном этапе обучения учащиеся еще не в силах самостоятельно решать проблемные задачи, а потому учитель показывает путь исследования проблемы, излагая ее решение от начала до конца. И хотя учащиеся при таком методе обучения не участники, а всего лишь наблюдатели хода размышлений, они получают хороший урок разрешения познавательных затруднений.

Сущность частично-поискового (эвристического) метода обучения выражается в следующих его характерных признаках:

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т. д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Метод получил название частично-поискового потому, что учащиеся не всегда могут самостоятельно решить сложную учебную проблему от начала и до конца. Поэтому учебная деятельность развивается по схеме: учитель — учащиеся — учитель — учащиеся и т. д. Часть знаний сообщает учитель, часть учащиеся добывают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или разрешая проблемные задания. Одной из модификаций данного метода является эвристическая (открывающая) беседа.

Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что

1) учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени;

3) деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач;

4) учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Его недостатки — значительные затраты времени и энергии учителей и учащихся. Применение исследовательского метода требует высокого уровня педагогической квалификации.

Значительна его роль в выявлении путей совершенствования процесса обучения в 60-80-е гг. М. Н. Скаткин отличался мастерством систематизации состояния дидактики и отдельных её проблем, придавая их совокупности концептуальную целостность.

Развитию методики преподавания природоведения как науки в 60—80-е годы способствовали известные методисты этого времени П. А. Завитаев, М. Н. Скаткин, Л. Ф. Мельчаков, 3. А. Клепинина и др. Завитаев Петр. Скаткин Михаил Николаевич — методист по естествознанию в начальных классах. Он является автором программ по природоведению в начальной школе, учебников природоведения для учащихся III—IV классов, занимается вопросами методики проведения природоведческих экскурсий, ведения календарей, наблюдений в природе, внеклассной работы по природоведению, большое внимание уделяет разработке проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. При составлении первых программ по природоведению ставились задачи: усилить связь обучения с жизнью, больше внимания уделять вопросам современности и краеведения, устранить перегрузку учащихся.

Автором программ и учебников по природоведению для 4 класса более 20 лет был Михаил Николаевич Скаткин (1900-1992). Им разработаны принципы политехнизации обучения, приемы активизации познавательной деятельности учащихся на уроках природоведения. М.Н. Скаткин создал серию наглядных пособий к курсу природоведения и методические руководства к ним. Много внимания он уделял методике внеклассной работы по природоведению.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Скаткин Михаил Николаевич (11.08.1900 — 7.08.1991 гг.) — советский педагог

Скаткин Михаил Николаевич — методист по естествознанию в начальных классах. Он является автором программ по природоведению в начальной школе, учебников природоведения для учащихся 3 и 4 классов, занимается вопросами методики проведения природоведческих экскурсий, ведения календарей, наблюдений в природе, внеклассной работы по природоведению, большое внимание уделяет разработке проблемы активизации познавательной деятельности учащихся. При составлении первых программ по природоведению ставились задачи: усилить связь обучения с жизнью, больше внимания уделять вопросам современности и краеведения, устранить перегрузку учащихся.

М.Н. Скаткин был автором программ и учебников по природоведению для 4 класса более 20 лет. Создал серию наглядных пособий к курсу природоведения и методические руководства к ним. Много внимания он уделял методике внеклассной работы по природоведению.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основная идея педагогической теории содержания образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В. В. Краевского представлена в сближении человека, образования культуры, т.е. идеи гуманизации и гуманитаризации содержания образования. Так, воспитывающее обучение “вторгается” во всесторонне развитие личности всеми гранями. Постижение научных истин обогащается нравственным содержанием. Обучение приобретает гуманистический смысл. Оно развивается, усложняется и вместе с ним формируется, созревает во всем богатстве и многообразии проявлений целостная личность индивида.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АДАПТИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПЫТ (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В.В.Краевский);

Выполнил: магистрант 1 курса

Специальность: 7М019 Дефектология

Почему мы говорим о содержании образования и о содержании обучения?

-Вероятно, дело в том, что педагог всегда считался в первую очередь воспитателем, его предмет, его уроки были средствами воспитания, что вместе с обучением и составляло всегда основу образования человека

Содержание образования – отечественная дидактика Лернер Скаткин Исаак Яковлевич Михаил Николаевич (1917 – 1996) (1900 – 1991) Володар Викторович Краевский (1926 – 2010)

Содержание образования – отечественная дидактика

Исаак Яковлевич Михаил Николаевич

(1917 – 1996) (1900 – 1991)

Основная идея педагогической теории содержания образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В. В. Краевского – сближение человека, образования культуры , т.е. идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования Культурологическая теория содержания образования, которая содержание образования не сводит к науке

Основная идея педагогической теории содержания образования И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В. В. Краевского –

сближение человека, образования культуры , т.е. идея гуманизации и гуманитаризации содержания образования

которая содержание образования

не сводит к науке

Содержание образования - отечественная дидактика (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский и др). - это элемент культуры. Культура - накопленный человечеством социальный опыт: опыт познавательной деятельности опыт осуществления деятельности опыт творческой деятельности ; опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и людям. (фиксированный в форме ее результатов (знаний); (интеллектуальные и практические умения, умение действовать по образцу) (в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; ) (к миру, к людям, к себе и т. д.)

Содержание образования - отечественная дидактика (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин, В.В. Краевский и др). - это элемент культуры.

Культура - накопленный человечеством социальный опыт:

  • опыт познавательной деятельности
  • опыт осуществления деятельности
  • опыт творческой деятельности ;
  • опыт эмоционально-ценностного отношения к миру и людям.

(фиксированный в форме ее результатов (знаний);

(интеллектуальные и практические умения, умение действовать по образцу)

(в форме проблемных ситуаций, познавательных задач и т.п.; )

(к миру, к людям, к себе и т. д.)

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В структуру знания входят: а) важнейшие понятия и термины науки; б) научные факты; в) законы науки; г) теории и идеи, составляющие цельную систему в данной отрасли научного знания; д) знания о способах деятельности, методах познания, истории науки; е) критерии или оценочные знания о нормах отношения к явлениям повседневной жизни в обществе.

ОПЫТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В структуру знания входят:

а) важнейшие понятия и термины науки;

б) научные факты;

г) теории и идеи, составляющие цельную систему в данной отрасли научного знания;

д) знания о способах деятельности, методах познания, истории науки;

е) критерии или оценочные знания о нормах отношения к явлениям повседневной жизни в обществе.

ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ, ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. творческую деятельность учащегося: а) умение самостоятельно переносить полученные знания в новую ситуацию для решения какой-либо новой учебной или другой задачи; б) умение видеть новую проблему в уже известной ситуации; в) использование знаний, умений и навыков для того, чтобы из известного вывести или поставить новую проблему и решить ее; г) умение использовать окружающие предметы или явления к достижению оставленной цели; д) умение самостоятельно комбинировать уже известные способы деятельности, превращая их в новый способ; е) умение разбираться в структуре предмета и явления, нового текста, новой задачи и устанавливать соотношение частей структуры; ж) альтернативное мышление, то есть такое мышление, которому доступны различные и разносторонние способы доказательств и решений; з) поиск и построение принципиально новых способов решения проблем и задач

ОПЫТ ТВОРЧЕСКОЙ, ПОИСКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

творческую деятельность учащегося:

а) умение самостоятельно переносить полученные знания в новую ситуацию для решения какой-либо новой учебной или другой задачи;

б) умение видеть новую проблему в уже известной ситуации;

в) использование знаний, умений и навыков для того, чтобы из известного вывести или поставить новую проблему и решить ее;

г) умение использовать окружающие предметы или явления к достижению оставленной цели;

д) умение самостоятельно комбинировать уже известные способы деятельности, превращая их в новый способ;

е) умение разбираться в структуре предмета и явления, нового текста, новой задачи и устанавливать соотношение частей структуры;

ж) альтернативное мышление, то есть такое мышление, которому доступны различные и разносторонние способы доказательств и решений;

з) поиск и построение принципиально новых способов решения проблем и задач

ОПЫТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И ЛЮДЯМ. Воспитание культуры чувств составляет важную часть содержания образования. Ведь без эмоций нет познания, эмоции в значительной степени определяют мотивы поступков. Усвоение социального опыта регулирует соответствие деятельности человека его потребностям и в свою очередь расширяет сферу этих потребностей, систему ценностей, мотивы деятельности.

ОПЫТ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ И ЛЮДЯМ.

Состав содержания образования

В обучении не столько сообщается информация, сколько организуется самостоятельная познавательная деятельность, направленная на то, чтобы научить их самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике .

Опыт эмоционально-ценностных отношений

Опыт творческой деятельности

Структура содержания образования (по М. Н. Скаткину, И. Я. Лернеру)

Любой из этих блоков и уровней усвоения оказывает влияние на развитие личности. При этом усвоение каждого элемента содержания образования определяет качество усвоения других его элементов. В этом заключается особенность взаимосвязи всех составляющих содержания образования, которая включает:

– содержание общего образования;

– содержание политехнического образования;

– содержание профессионального (специального) образования.

Педагогические умения и навыки, необходимые специалистам

Уровни усвоения

Знания о мире и способах деятельности

Восприятие. Осмысление. Запоминание

Опыт осуществления способов деятельности

Эмпирическое осуществление способов деятельности

Применение знаний в знакомой ситуации

Опыт творческой деятельности

Выявление и формулировка проблемы

Применение знаний в незнакомой ситуации

Осуществление способов деятельности по образцу

Осуществление способов деятельности в незнакомой ситуации

Учебно-исследовательская деятельность. Творческая деятельность

Особенности применения классификации методов обучения по характеру познавательной деятельности (М. Н. Скаткин, И. Я. Лернер)

Название метода обучения и его

краткая характеристика

Особенности деятельности

Информационно-рецептивный

педагога в процессе обучения

Особенности деятельности ребенка

метод — экономный путь передачи

Предъявление информации,

Распознающее наблюдение (формирование представлений о свойствах, качествах предметов и явлений: величина,

Восприятие знаний, осознание,

организация действий ребенка с

Репродуктивный метод основан на

в процессе обучения

многократном повторении ребенком

объектом изучения

структура, форма, цвет и пр.), рассматривание картин, демонстрация кино- и диафильмов, просмотр компьютерных

запоминания

Предъявление заданий на

Проблемный метод (метод проблемного

Упражнения на основе образца воспитателя, катехизическая беседа (с использованием вопросов на воспроизведение

Актуализация знаний,

воспроизведение знаний и способов

информации или способа деятельности с

презентаций, рассказы воспитателя или детей, чтение.

деятельности, руководство их

изложения) — педагог ставит проблему

материала), составление рассказов с опорой на предметную или предметно-схематическую модель

Постановка проблемы и раскрытие

целью формирования навыков и умений,

воспроизведение знаний и способов

пути ее решения в процессе

Рассказ воспитателя о способе решения проблемы, воссоздающее наблюдение (идет применение знаний на основе

закрепления представлений

Восприятие знаний, осознание знаний

и показывает путь ее решения

действий по образцам, запоминание

организации опытов, наблюдений в

и проблемы, мысленное

воображения), наблюдение за изменением и преобразованием объектов, рассматривание картин и разрешение

природе и др.

прогнозирование способов решения,

изображенной коллизии, дидактические игры: лото, домино и др

запоминание

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Таким образом, воспитывающее обучение “вторгается” во всесторонне развитие личности всеми гранями. Усваивая знания, овладеваем обобщенными познавательными умениями, формируется творческое отношение к деятельности. Постижение научных истин обогащается нравственным содержанием. Обучение приобретает гуманистический смысл. Оно развивается, усложняется и вместе с ним формируется, созревает во всем богатстве и многообразии проявлений целостная личность индивида.

Таким образом, воспитывающее обучение “вторгается” во всесторонне развитие личности всеми гранями. Усваивая знания, овладеваем обобщенными познавательными умениями, формируется творческое отношение к деятельности.

Постижение научных истин обогащается нравственным содержанием. Обучение приобретает гуманистический смысл. Оно развивается, усложняется и вместе с ним формируется, созревает во всем богатстве и многообразии проявлений

Читайте также: