Симеон полоцкий кратко педагогические идеи

Обновлено: 06.07.2024

Симеон Полоцкий (1629-1680) Самуил Гаврилович Петровский- Ситниянович, имя получил тогда, когда принял монашевство, а фамилию такую приобрел в Москве. Родился в Полоцке, там же получил начальное образование, затем учился в Киевской братской коллегии, в Виленской иезуитской коллегии. Несколько лет работал в Полоцке в братской школе. Свою жизнь делит на два периода: русский и белорусский. В 1660г. с группой своих учеников ездил в Москву к русскому царю с просьбой не допустить поляков на Беларусь.Царь не пообещал помощь, но человек этот ему пригля нулся и когда Полоцк был занят польскими войсками, С. Полоцкий уезжает в Москву (1664г.), его хорошо принимает царь Алексей Михайлович. При содействии царя открывает при Спасском моностыре дипломатическую школу, с 1667 учит детей царя ( Алексея, Федора и Софью), наблюдает за воспитанием Петра. В Кремле была открыта типография, которой руководил С. Полоцкий. Издает ряд книг "Тестомент Василия царя Греческого", "Псалтырь"(переложенный в стихотворную форму)," Букварь" с "Предисловием к юношам учиться хотящим". Написал сборники стихов "Вертоград многоцветный", "Рифмологион"и др, которые посвещены воспитанию и обучению.

Педагогические идеи С. Полоцкого.

Педагогические идеи формировались под влиянием народной педагогики, практической работы братских школ, западноеропейской педагогики.

• Основную роль в формировании взглядов и привычек ребенка играют воспитание и среда, родители и учителя.

• Целенаправленность в воспитании;

• Вся будущая жизнь человека и его поведение зависят от воспитания полученного в детстве;

• Большую роль отводил книгам, влияние искусства и литературы на воспитание;

• Говорил о повышении профессионального уровня учителей и обучению педагогическим знаниям родителей;

Возрастная периодизация по Я. А. Каменскому:

*Второй период – от 6 до 12 лет – именуется отрочеством. Для него характерно развитие памяти и воображения с их исполнительными органами – языком и рукой. В этом возрасте Я.А. Коменский рекомендует посещать элементарную школу родного языка. В ней, под руководством учителя, ребёнок осваивает чтение, письмо, арифметику, начала геометрии, географии, природоведения, а также знакомится с различными ремеслами. Кроме этого, важное место отводится изучению Священного писания.

Симеон Полоцкий (мирское имя – Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) (1629–1680) – деятель восточнославянской культуры XVII в., поэт, переводчик, драматург и богослов, один из идейных лидеров "латинствующих".
Уроженец Полоцка, белорус по происхождению. Учился в Киево-Могилянской коллегии и, по некоторым предположениям, в Виленской иезуитской академии. До конца жизни Симеон Полоцкий оставался тайным униатом, скрывавшим свою принадлежность к Базилианскому ордену.

Содержание

1. Введение.
2. Педагогические взгляды С. Полоцкого.
3. Педагогические воззрения П.П. Блонского.

Прикрепленные файлы: 1 файл

Педагогические взгляды С.Полоцкого, П.П. Блонского.doc

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Витебский Государственный Университет имени П.М. Машерова

Педагогические взгляды С.Полоцкого, П.П. Блонского

Выполнил студент 4-го курса

2. Педагогические взгляды С. Полоцкого.

3. Педагогические воззрения П.П. Блонского.

Симеон Полоцкий (мирское имя – Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович) (1629–1680) – деятель восточнославянской культуры XVII в., поэт, переводчик, драматург и богослов, один из идейных лидеров "латинствующих".

Уроженец Полоцка, белорус по происхождению. Учился в Киево-Могилянской коллегии и, по некоторым предположениям, в Виленской иезуитской академии. До конца жизни Симеон Полоцкий оставался тайным униатом, скрывавшим свою принадлежность к Базилианскому ордену.

После смерти многие его книги были запрещены, как "прельщающие" латинской мудростью, а рукописи изъяты и скрыты в патриаршей ризнице. Патриарх Иоаким осудил Симеона Полоцкого, как человека "мудрствоваше латинская нововы мышления". А о самих книгах, издаваемых Симеоном, патриарх Иоаким говорил: "Мы прежде печатного издания не видали и не читали тех книг, а печатать их не только благословления, но и изволения нашего не было".

Таким образом, Симеон Полоцкий стал первым в истории древнерусской религиозно-философской мысли деятелем, который стремился утвердить в древнерусском сознании совершенно иную, новую систему мышления – рационалистическую.

Среди выдающихся ученых, внесших большой вклад в строительство советской школы и развитие научной педагогики, видное место занимает Павел Петрович Блонский (1884 – 1941). Широко и разносторонне образованный и эрудированный человек – философ, психолог, педагог, – он отличался глубиной и смелостью мысли в постановке и решении актуальных научных проблем. С его именем связаны первые попытки перестройки педагогики и психологии на основе марксистско-ленинской философии, а также первые этапы строительства советской школы.

П.П. Блонский оставил после себя богатое творческое наследие. Его перу принадлежит около 200 трудов. Среди них – капитальные монографии, экспериментальные исследования, учебники и методические рекомендации. В первые послеоктябрьские годы они оказывали помощь в разрешении острых проблем становления и развития советской педагогики, психологии, народного образования и школы. Много работ Блонского по психологии и педагогике издано на иностранных языках.

Педагогические взгляды С. Полоцкого

В трудах С.Полоцкого можно найти очень много ссылок на древнегреческих и западноевропейских философов, цитат из их произведений. Авторитет этих признанных во всем мире мудрецов, как бы позволял ему доказывать собственную правоту.

Симеон Полоцкий очень много сделал для развития системы образования в России. К этому стоит добавить подготовленные и изданные им буквари и другую просветительскую литературу. Множество призывов о необходимости образования разбросаны по разным его сочинениям. Здесь можно встретиться с главным обоснованием необходимости образования, – чем образованнее человек, тем ближе стоит он к постижению Бога.

Особую роль в образовании Симеон Полоцкий уделял "семи свободным наукам" – традиционному набору наук, преподаваемых в западноевропейских университетах (тривиум – грамматика, риторика, диалектика; квадриум – арифметика, геометрия, астрология, музыка). Необходимо помнить, что в древнерусской традиции не признавалась актуальность этого набора, тем более, что в него входила астрология, запрещаемая православием. Тем не менее, Симеон Полоцкий положил много сил для того, чтобы привить эти "свободные науки" на русской почве.

Славу России он видит именно в расширении пределов знания, в развитии образования, сокрушаясь о том, что многие его современники не понимают его устремлений.

Гл. задачу воспитания С. П. возлагал на родителей, которые не должны губить ребёнка чрезмерным "ласканием" и "ненаказанием", обязаны изолировать его от "злого общества", с ранних лет учить рукоделию, прививая трудолюбие. Чтобы эффективней воздействовать на ученика, следует учитывать его темперамент ("4 преобладающих темперамента"). Из семи свободных искусств им особо выделялась логика (диалектика), которую вслед за "достойным Платоном" он провозглашал "матерью всех наук". Занятия логикой развивают в человеке "быстрый и острый разум" - ценнейшее, по мнению С. Полоцкого, качество, без которого невозможно успешное участие в учёном диспуте.

Он сформулировал важную мысль о педагогической функции поэзии, стихотворной речи, которые полезны тем, что облегчают запоминание сложного материала, а также "в немнозе пространстве многшая заключат могут". Есть данные, свидетельствующие о том, что С. Полоцкий был знаком с некоторыми работами Эразма Роттердамского и Я. А. Коменского. Он поддерживал прогрессивные для того времени принципы и методы обучения: наглядность, доступность, увлекательность, повторение и закрепление пройденного, учет индивидуальных особенностей учащихся, положительный пример учителя и др. В одном из произведений С. Полоцкий уподобляет душу ребёнка "скрижали ненаписанной", что близко к учению Дж. Локка, ставшего известным в России почти через 10 лет после смерти С. Полоцкого. Многое из того, что касалось вопросов развития личности, было взято им из опыта католических академий и коллегий. В России того времени он нашел благодатную почву для совершенствования и творческого применения этого опыта.

Симеона Полоцкого вряд ли можно отнести к самым известным и почитаемым отечественным авторам и общественным деятелям, тем не менее, именно с этого имени начинается в России, как история стихосложения, так и история драматургии. С его именем связаны первые проекты высшего образования в России. Таким образом, Симеон Полоцкий был европейски образованным человеком, обладающим энциклопедическими знаниями.

Педагогические воззрения П.П. Блонского

П.П. Блонский, сыграл значительную роль в решении ряда сложных проблем содержания образования и методов обучения.

Обращает на себя внимание программа образования, разработанная им для советской школы в период ее становления и первоначального развития. При её составлении он руководствовался учением классиков марксизма о коммунистическом воспитании нового человека, который знал бы основы.

Еще в дореволюционное время П.П. Блонский пытался рассматривать вопрос о всестороннем развитии личности, опираясь на идею К. Маркса о соединении обучения с производительным трудом. В начале 20-х годов для него марксизм был уже методом, которым следовало бы пользоваться для решения педагогических проблем. Трудно указать на такие вопросы в педагогике, на которые он не обратил внимание. Его интересы шли от дошкольного воспитания до вузовского преподавания. На протяжении всего своего творческого пути он энергично проводил идею связи школы с жизнью, уделял большое внимание вопросам дидактики, трудового воспитания и политического образования. Значительна роль Блонского в составлении учебных программ для школ и создании новых учебников.

Наряду с Н. К. Крупской ему принадлежит попытка разработки схемы программы по организации труда для школы 2-й ступени и примерного содержания курса, раскрывающего научные основы организации труда. П.П. Блонский был не только педагогом-теоретиком, но и педагогом-практиком, сыгравшим крупную роль в подготовке новых педагогических кадров. Выступая всегда за педагогический эксперимент, он не боялся высказывать спорные положения.

Его творческое наследие имеет большое значение для овладения достижениями советской школы и педагогики в период их становления и первоначального развития.

Положительно отмечались труды П.П. Блонского известными педагогами того времени (А.П. Пинкевич, И.И. Демидов, Б. Комаровский, В.Я. Струминский и др.).

В дореволюционных работах он разделяет такие идеи К. Д. Ушинского, как народность как основа образования и культуры; подготовка учащихся к творческому труду; построение педагогики на научных основах; необходимость строгой рационализации всей системы школьного обучения; обязательность для учителей самой серьезной теоретической и практической подготовки к преподавательской деятельности и др.

Отмечая связь педагогики с биологией, физиологией и психологией, П.П. Блонский ставил вопрос об открытии законов развития и воспитания детей.

Поставив целью воспитания всестороннее развитие человеческой личности, П.П. Блонский считал возможным решить ее путем соединения умственного образования с эстетическим, физическим, нравственным, трудовым воспитанием и политехническим обучением. Много ценного мы находим в его работах, где он высказывает свои взгляды на эти стороны развития подрастающего поколения, рассматривая их как составные части коммунистического воспитания.

П.П. Блонский проделал большую работу по освобождению содержания образования от словесно-догматических и религиозно-нравственных предметов, которые доминировали в старой школе. В содержании школьного образования он отводил должное место наукам о природе и обществе, формирующим материалистическое мировоззрение. Важнейшими требованиями к содержанию образования он считал научность, идейно-политическую направленность обучения, связь школы с жизнью учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Эти требования к содержанию школьного образования предъявляются и в настоящее время.

Симеон Полоцкий ($1629-1680$) является одним из известных русских мыслителей $XVII$ века.

По происхождение Симеон был белорусом, его родным городом был Полоцк. Образование он получил в Киево-Могилянской академии. Несмотря на то, что он принял православное монашества, оставался тайным униатом.

В $60$-е гг. $XVII$ века Симеон приезжает в Москву. При дворе царя Алексея Михайловича он находит признание и поддержку как философ и богослов. В Москве он преподает в тогда существовавших богословских школах (Заиконоспасской и Богоявленской), открывает типографию, где печатается богословская литература. По поручению царя Алексея Михайловича Симеон разрабатывает проект высшего учебного заведения, который впоследствии лег в основу Славяно-греко-латинской академии.

Симеон Полоцкий принимал активное участие в церковной реформе в Русском государстве $XVII$ века. Многие исследователи отмечают сравнительную слабость аргументов против старообрядчества, предлагаемых Симеоном. Для него характерно считать греческую традицию Православия истинной, русские же церковные традиции признавать как сомнительные и ложные. К тому же в литературном наследии Симеона прослеживается невнимание к русской истории и культуре как таковым.

После смерти сочинения Симеона Полоцкого По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Гомилетические настовления в трудах святителя Григория Двоеслова подробнее были осуждены и изъяты Патриархом Иоакимом как содержащие в себе католические идеи.

Литературное наследие

Его перу принадлежат переводы, оды и стихотворения, богословские труды. Среди них стоит отметить следующие:

Теолого-философские и педагогические идеи Симеона Полоцкого

Основной целью в рамках русской интеллектуальной культуры Симеон Полоцкий поставил распространение в ней европейских идей рационализма и гуманизма. Этому служила его практика популяризации светских наук.

Готовые работы на аналогичную тему

Разделение веры и рационального познания. В таком разделении главная роль отводилась рацио. Разумное познание – это одно из самых главных элементов всякого познания.

Главная цель познания – это достижение пользы.

Рационалистическая установка Симеона Полоцкого проявилась и в его поэтической деятельности. Им была переведена Псалтирь в виде стихов, которые впоследствии были положены на музыку, что в России той эпохи считалось недопустимым.


Лекции


Лабораторные


Справочники


Эссе


Вопросы


Стандарты


Программы


Дипломные


Курсовые


Помогалки


Графические

Доступные файлы (1):

1.1. Жизнь и деятельность Симеона Полоцкого.

1.2. Философская мысль Симеона Полоцкого – основа его педагогических взглядов.

1.3. Педагогические взгляды и педагогическая деятельность Симеона Полоцкого.

3. Требования к личности учителя революционеров – демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.

^ Жизнь и деятельность Симеона Полоцкого.

Весной 1664 года Симеон окончательно перебирается в Москву.

Благожелательное отношение царя Алексея Михайловича к ученому белорусу, покровительство советником государя по церковным делам – ученым Паисиен Лигаридом, другими церковными иерархами, все это способствовало тому, что Симеон получил возможность являться во дворец по всем торжественным случаям со своими стихотворными поздравлениями.

^ 1.2. Философская мысль Симеона Полоцкого.

Что касается познавательности мира, то первообразный (Бог) непознаваем. В него надо только верить. Другие две части: природа и человек – познаваемы. Чувственное познание является первой и необходимой ступенью в постижении природы и человека. Человек представляет собой, по мнению ученого, город с пятью входными воротами (зрением, слухом, обонянием и вкусом) через которые он и приобретает первичные знания.

^ Второй – в нерассудии (в необдуманности, некритическом заимствовании знаний).

Третий – в скородумии (в поспешных выводах).

Четвертый – в непостоянстве ума.

^ Пятый – в упрямстве (в нежелании признать свои взгляды ошибочными).

Шестой – мудрствовании плоти (в направленности разума на удовлетворения телесных наслаждений, когда человек живет не разумом – сердцем, а телом).

Седьмой – в желании узнать то, что меньше всего дает человеку пользы.

Симеон Полоцкий отмечает, что интеллектуальные способности совершенствуются в процессе полезной практической деятельности и учебы. Целью познания является истина. Мыслитель является сторонником учения о двойственной истине. Истина религиозная – предмет веры, философская достигается с помощью разума.

Учение о человеке философ решает с христианско-гуманистических позиций. Он выступает за активный, общественно – полезный образ жизни. Ему чужд суровый аскетизм (особенно он выступает против постов, которые изматывают человеческий ум, истребляют силу, рождают дух уныния и печали), бездеятельное времяпрепровождение. Симеон Полоцкий рассматривает человека во взаимосвязи с социальной общностью (семьей, общиной, государством), вне которой не может происходить становление его как личности. Симеон Полоцкий неоднократно подчеркивал и роль самовоспитания в формировании гражданина. По наследству ему не передаются родительские добродетели. Каким он станет в будущем, зависит от самого человека, от его добрых дел:

Родителей на сына честь не прехождает,

Анзе добродетелей их не подражает.

Лучше честь собою комуждо стяжати,

Нежели предков си честию снятии.

(из истории философской и общественно – политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI – нач.XIX вв. Мн., 1962, стр.283).

Поэтому благо, если у человека есть друг, утверждает ученый. Другом может быть далеко не каждый, а только тот, кто смело в глаза осуждает твои недостатки, помогает в нужде и добрых делах, не оставляет в дни печали. И, наоборот, надо сторониться людей, которые в веселии с тобой, а в трудное время бросают.

Одной из главных добродетелей Симеон Полоцкий считал мудрость, образованность, которые необходимо решить в делах – таково требование философа. Бездеятельность не только безнравственна, но и преступна, считает он.

Человек обладает свободой, которая не зависит ни от судьбы, ни от звезд, а от него самого. Поэтому человек ответственен за свои поступки. Для недопущения зла у него с детских лет надо воспитывать добродетели:

Древо старое трудно пресаждати,

Також де правы стариков изменяти,

Древо младое удобно клонится,

Тако юноша всяческим учится.

Иже таком сосуд новый исполнится,

Чрез многая лета в нем сохранится:

Тако нрав юноши от детства всажденный,

Даже до старости бывает храненный.

(из истории философской и общественно – политической мысли Белоруссии. Избранные произведения XVI – нач.XIX вв. Мн., 1962, стр.263).

Просвещенность и добродетель, усердие в труде (как в интеллектуальном, так и физическом) на благо людям и отчизне формирует у человека личные достоинства (2,165-170).

Философская мысль Симеона Полоцкого легла в основу его педагогической деятельности и педагогических взглядов.
^ 1.3. педагогическая деятельность и педагогические взгляды

Симеона Полоцкого.

В Полоцке мощное братство сложилось при Богоявленском монастыре, где построили братскую школу. Воспитание в ней было поставлено на высокий уровень. Во второй половине XVII столетия в братской школе преподавал Симеон Полоцк ий. При школе он организовал театр, для которого писал морально-поучающие произведения на церковную тематику. на первое место в братских школах выдвигалось обучение на славянском языке. В братских школах также изучались греческий, латинский язык, грамматика, диалектика, красноречие, арифметика, геометрия, астрономия, музыка (3,58).

В 1664 году, после возвращения в Полоцк поляков, Полоцкий переехал в Москву. В 1665 году преподавал в Спасской школе грамматику, риторику, латинскую философию богословие, вероятно и польский язык. Главной целью школы была подготовка переводчиков для Посольского приказа. С 1667 года был воспитателем царевичей Алексея Алексеевича и Федора Алексеевича, а с 1679 года наблюдал за учителем Петра 1 (Никитой Зотовым). Симеон Полоцкий обучал также детей других знатных лиц (4,447).

Симеон Полоцкий составляет проект устава академии – высшего учебного заведения (славяно-греко-латинская академия), с обширным кругом преподаваемых дисциплин, в которой учились бы люди всех сословий, получая образование, как для духовной, так и для светской деятельности. В устав закладывалось обязательное изучение славянского, греческого, латинского и польского языков, свободных наук, церковного и гражданского права (2,165).

Царевич Федор. ты же, глянь-ка, хворый!

К заутрени собрался? Не спеши.

А хлебы-то зачем к себе принес?

Ты, Федор, про кормленье это, что ли?

Бывает часом, заповедь нарушу

И в пост чего-нибудь сжую.

Неможется когда, поесть потребно

Аты-то, яко сиплый уголек…

Что умоленью здравия не чинит,

То по закону надо соблюдать.

Греховное изрек ты ныне, отче.

И далее Симеон дает наставления будущему царю Федору, в которое вкладывает весь смысл своих педагогических взглядов и нравственного определения правления государством.(8,стр.10,11, 12,13,14,15).

Святой не согрешит.

Что ни содеет, все во имя Бога…

Архиереям на слово не верь.

Они лишь сторожа при горнем храме.

И правили бы дело хорошо,

Когда бы суетой не соблазнялись…

Тебе владыко ныне враг.

И патриарх, и всяк его сподручник…

Враг не содеет столько, сколь невежда…

Слепцы слепцов наставить, не способны.

Погибло стадо, если пастырь вор.

Заметь себе, что сатрясает царства-

Не нищета, не темнота, но зависть-

Первопричина нищеты и тьмы.

В пучину опускаются державы,

В каких великодушья не сыскать,-

Там ни богатств, ни света знанья нету…

Царь – божий перст!

А я б изрек пространней, но точнее:

Закон – вот что такое государь.

Ни римляне, ни греки дураками

не прозябали. И своих царей

они учили долго и надежно,

и тот, кто был воистину учен,

прославился свершеньем богатырским…

царь должен слышать каждое дыханье в своей державе…

Кто трудится, тому дает судьба…

Лишь тот печатью вечности отмечен,

В ком сходятся умелец и мудрец,

Кто всем другим - заботливый отец…

Уйти богатырем во тьму веков –

Вот путь царя! Пусть будет твой таков.

В педагогической системе Каменского нашла свое выражение пантеистическая точка зрения на мир, согласно которой Бог отождествляется с природой. Принцип природосообразности воспитания составляет методологическую основу его педагогики. Человек – часть природы и подчиняется, как частица природы, ее главнейшим, всеобщим законом.

Исходя из многолетних наблюдений и своего педагогического опыта, Каменский выделил шесть типов способностей у детей и соответственно различные методы работы учителя (например, дети тупые, равнодушные и вялые требуют от учителя большого терпения).

Несмотря на различные способности, всех детей надо обучать и воспитывать (3, 57).


  • Детство

  • Отрочество

  • Юность

  • Возмужалость

  • Материнская школа

  • Школа родного языка

  • Латинская школа или гимназия

  • Академия

Кроме принципа наглядности в обучении он выдвинул также принцип сознательности, систематичности, последовательности, прочности и развития познавательных способностей учащихся.

Все эти принципы не потеряли своей актуальности до нашего времени, хотя за несколько столетий некоторые из них развились, уточнились и обогатились.

Таким образом, Ян Амос Каменский изложил основы новой дидактики и новых организационных форм обучения. В этом его огромная заслуга перед человечеством (2, 55-56).


^ 3. Требования к личности учителя революционеров – демократов В.Г. Белинского, Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов.


  • При определении объема и характера материала и самих приемов обучения строго учитывать особенности учащихся, их силы и способности;

  • Соблюдать в процессе обучения и воспитания строжайшую постепенность и последовательность;

  • В изложении, в определениях, в формулировании выводов и заключений обеспечить максимальную ясность, точность и определенность;

  • Действовать на учащихся главным образом мерами убеждения и средствами, возбуждающими интерес к обучению, а не принуждением.

Предъявляя требования к учителю, Чернышевский говорил, что предмет и задачи педагогического труда очень сложны и ответственны. Учителю очень важно заниматься своим делом усердно и добросовестно, надо непременно знать ученика, уважать в нем человека и никогда не пользоваться негуманными мерами воздействия на него. Учитель при каждом своем занятии должен обеспечить высокий уровень его совершенства, как со стороны содержания, так и со стороны его формы. Тогда все учащиеся будут заниматься с интересом, непринужденно и с охотой, всякая невнимательность и недисциплинированность будут исключены сами собой. Чернышевский считал, что учитель, призванный всеми своими силами служить благу родины и народа, не может ограничиваться занятиями с детьми, он непременно посвятит себя в свободное от этих занятий время распространению знаний среди населения.

В наглядности обучения Добролюбов видел средство, при помощи которого достигается ясность и конкретность восприятия, обеспечивается наиболее глубокое понимание, а дети избавляются от убийственного догматического способа обучения. Он требовал и самого внимательного отношения к индивидуальным особенностям ученика.

Добролюбов дает конкретные указания применительно к преподаванию отдельных дисциплин. Преподавание русского языкеа нужно начинать с изучения литературных произведений. Желательно при этом использовать материалы из истории и других областей знаний, как напимер теории словесности.

Читайте также: