Сила слова план урока 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Раздел долгосрочного плана:

Культура: язык и общение

Школа №16 , Жылыойский район,

Цель (и) обучения, которым способствует данный урок

Понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему (5.Ч1);

определять основную мысль на основе содержания и композиции (5.Ч2);

пересказывать содержание текстов (повествование, описание), используя эмоционально-окрашенные слова (5.СГ3);

4 )использовать слова в прямом и переносном значении (5.СРН2).

Все у чащиеся умеют формулировать основную мысль текста ,определять тему, используя жесты и мимику для усиления выразительности речи.

Большинство учащихся умеют составлять текст на любую тему,выделять слова в прямом и переносном смысле и определять их значение

Некоторые учащиеся умеют составлять текст-повествование, включающие элементы описания, воссоздавая текст по заголовку,по основной мысли, использовать полученные задания для анализа, повествования о событиях

Языковая цель

Предметно-специфический словарь и терминология :

прямое и переносное значение слова, легенда,жесты,мимика,диалог.

Полезный набор (ы) фраз для диалогов и письма:

-Что может быть лучше/хуже…

-Я думаю, что…, я согласен…, я не согласен…

Привитие ценностей

Сотрудничество ,уважение, открытость, обучение на протяжении всей жизни.

Межпредметные связи

Изучение данного раздела предполагает межпредметную связь с предметами,как литература и самопознание. Учащиеся будут опираться на свои знания, полученные на других предметах, а также расширят свой кругозор по этой теме.

Предшествующее обучение

Это 2 урок данного раздела построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися на предыдущем уроке, рассчитан на обогащение активного словарного запаса и развитие языковых навыков.

Навыки использования ИКТ

Актуализация

Деление на группы.

(проверка предыдущего обучения)

Соотнесите части пословиц о языке и слове:

Где слова редки

Слово не воробей

вылетит — не поймаешь

там они вес имеют

- Что мы узнали на предыдущем уроке?Что мы делали, чему научились?

(перескаывали,исправляли окончания существительных, также говорили ,как должны правильно использовать язык).

Словесная оценка учителя.

Мозговой штурм

- Прочитайте, пожалуйста, эпиграф к уроку. Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке, какова тема нашего урока?( о слове).

-Молодцы,ребята! Вы правильно определили тему урока.А теперь давайте уточним цели урока?

-Ознакомление с целями урока.

Как вы понимаете слова Сухомлинского?

Слово , которое несет добро-это слово …(доброе)

А каким слово еще бывает?(злое)

-Как называются такие слова?(антонимы)

В процессе социального взаимодействия обучающиеся будут практиковать свои навыки говорения и слушания.Учитель наблюдает и делает заметки.

Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее.

Эзоп купил языки и приготовил из них три блюда.

Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки.

Эзоп ответил: «Ты велел купить самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка!

При помощи языка строятся города, развивается культура народов.

При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания,при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви.

Вопросы по содержанию:( направлены на поддержку уч-ся с красным жетоном)

- Кто такой Эзоп? Какое значение придавал Эзоп

-Как озаглавили бы вы услышанный отрывок?

о чем заставляет задуматься название?

-Как язык может выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги? В каком значении употреблены эти словосочетании?

( в переносном значении).

Задание на дифференциацию.

1 группа -выписать сл/сочет.с прямым значением

2 группа - выписать сл/сочет. с переносным значением

Знают и понимают

прочитали чётко и выразительно

правильно подобраны вопросы по тексту

После того, как учащиеся пересказали часть текста, они предполагают, что может произойти дальше по их мнению. Учащиеся должны подтвердить свои предположения, преобразовывая несплошной текст в сплошной.

Цель:извлечение и осмысление текстовой информации.

Работа в группе . Каждая группа составляет текст, используя графический органайзер.

Взаимооценивание.

1.текст из 10 предложений

3.использованы слова в прямом и переносном значении.

Слово учителя.

-Теперь вы полностью узнали содержание этой легенды. Как озаглавили бы? Или оставили бы предыдущий вариант? Какой вывод сделали бы вы?

Предлагаю вам посмотреть видеоролик.

Эксперимент с рисом .

Какой вывод мы можем сделать из просмотренного фильма? (Таким образом, если слова оставляют свой отпечаток на неживых предметах, безусловно, они оставляют ещё больший след в душах окружающих нас людей.)

-Помните, в начале урока вы говорили друг другу комплименты. Что вы почувствовали?

(нужно всегда стараться использовать слова в речи правильно, и слова эти должны быть добрыми.)

Работа с текстом легенды .

Дифференциация.

Все: знают, что такое тема текста;

Большинство: определяет тему и основную мысль текста;

Некоторые: определяет основную мысль, выделяют части текста( завязка, развитие действия, кульминация, завязка)

1.определяет тему текста;

2. определяет основную мысль текста

3. называет персонажей

4.выделяет части текста

Некоторые учащиеся смогут: делать дневниковую запись, выражая эмоциональное отношение к прочитанному.

Языковая цель:

Установить значение эмоционально-окрашенных слов в построении своего собственного суждения

Ключевые слова и фразы: доброе слово, злое слово, композиция, повествование

Полезные фразы для диалога / письма:

по моему мнению, я думаю, что…

Я считаю, что…

Предыдущее обучение

Умеют определять тему и идею текста, составлять простой план.


Мотивация.Приветствие, добрые пожелания учащимся.

Работа слово – тончайшее прикосновение к сердцу. Наше слово должно нести в себе добро, справедливость, красоту.

В. А. Сухомлинский

Как ты понимаешь слова В. А. Сухомлинского?

Что такое доброе слово? Злое слово?

Напиши на бумажном сердечке добрые слова своему соседу по парте

Актуализация. Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлых уроках и постараемся, глядя на наши сердечки, сформулировать тему сегодняшнего урока.

Постановка цели урока: Сегодня нам с вами предстоит вспомнить структурные особенности текста-повествования, научиться их самостоятельно определять и восстанавливать в тексте; мы попробуем написать синквейн.

На интерактивной доске опорные речевые конструкции: по моему мнению, я думаю, что…

Я считаю, что…

Работа с текстом. Найди глаголы. Какова их роль в повествования. Опираясь на текст, восстановите структуру текста-повествования.

Письмо. Выпишите из текста выделенные существительные и определите их разряд.

Упражнение 58 А. в притче перепутаны абзацы. Восстановите порядок следования абзацев. Составьте план притчи. П

Критерий и дескрипторы

Демонстрирует хорошее понимание текста

определяет тему и основную мысль текста

находит структурные части текста-повествования

составляет план к тексту

Упражнение 58Г. Запишите свои впечатления о притче в тетрадь в виде дневниковой записи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все учащиеся смогут: понимать основную информацию текста, определять тему, основную мысль на основе содержания.

Большинство учащихся смогут: понимать, в чём заключается сила слова, использовать слова в прямом и переносном значении, находить в тексте синонимы, выразительно читать стихотворение.

Некоторые учащиеся смогут: моделировать ситуацию, комментировать высказывание.

Кол-во присутствующих:

Кол-во отсутствующих:

Тема раздела, подраздела

Культура: язык и общение

1.2 Сила слова

Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке:

5Ч1: понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему.

5Ч2: определять основную мысль на основе содержания и композиции.

5СРН2: использовать слова в прямом и переносном значении, синонимы.

Языковая цель:

Все учащиеся смогут: понимать основную информацию текста, определять тему, основную мысль на основе содержания.

Большинство учащихся смогут: понимать, в чём заключается сила слова, использовать слова в прямом и переносном значении, находить в тексте синонимы, выразительно читать стихотворение.

Некоторые учащиеся смогут: моделировать ситуацию, комментировать высказывание.

Ключевые слова и фразы: сила слова, доброе и злое слово, основная мысль

Полезные фразы: по-моему, по моему мнению, я думаю, что. я считаю, что . , мне кажется

Вопросы для обсуждения. В чем сила слова? Почему и как словом можно убить? Почему слово можно считать поступком? Почему со словом надо обращаться бережно?

Предыдущее обучение:

Учащиеся понимают основное содержание текста, определяют главную информацию; пересказывают содержание текстов (повествование, описание), используя эмоционально окрашенные слова.

Планируемое время и этапы

Запланированная деятельность

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Учитель выбирает 6-х учащихся по количеству групп. Каждый из учащихся выбирает по одному ученику в свою команду. Вновь выбранные учащиеся продолжают выбирать до тех пор, пока все ученики не разделятся по группам.

Совместное определение темы урока. Целеполагание.

Ребус+= слово

Какое значение слово играет в жизни человека?

Цель работы: вовлечение учащихся в тему урока, формирование умений комментировать высказывание.

Как вы понимаете это высказывание?

Какое слово или словосочетание является ключевым в данном высказывании?

Приведите пример ситуации, в которой вы употребили бы данное выражение.

Работа в паре.

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев, и говорят:

желаю (соприкасаются большими пальцами);

во всём (безымянными);

и везде (мизинцами);

Здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

Работа в группе.

Отгадывают слово, зашифрованное в ребусе, отвечают на вопрос учителя, высказывая свои предположения и аргументируя их.

Учащиеся С составляют предложение, записывают в тетрадь.


Учащиеся А приводят примеры ситуации.

Предлагает учащимся разрозненные части пословиц в конверте, которые необходимо собрать, объяснить их смысл.

Доброму слову – добрый ответ.

Доброе слово и кошке приятно.

Доброе слово сказать – посошок в руки дать

Доброе слово человеку - что дождь в засуху.

Добрым словом и бездомный богат.

Какие мудрости (ценности) вы вынесли из этих пословиц?

Какие пословицы о слове вы можете еще привести?

Нет силы сильнее, чем слову дана.

И властвует в мире над всеми она.

И гнев ли священный, порыв ли святой –

Всё будит в нас слово, луч сердца живой.

Свободное слово к народу дойдёт,

Укажет дорогу не вспять, а вперёд,

Заронит желанье учиться и знать,

Заставит бороться и твёрдо стоять.

Правдивое слово в сердца западёт,

И – дайте лишь время – плоды принесёт.

Цель работы: формировать умения учащихся читать и понимать стихотворение, определять его основную мысль, выделять слова, использованные в прямом и переносном смысле.

Задание 1. Выделите слово, словосочетание, строку, которая может стать заглавием стихотворения (записать на доске).

Задание 3. Соотнесите слова из стихотворения с их современными синонимами.

Задание 4. Выберите строки, в которых слова употреблены в переносном значении. Нарисуйте к слову из данной стихотворной строки рисунок, в котором отражалось бы прямое и переносное значение слова.

Учащиеся В, С в группе собирают пословицы, разбитые на части, используя слова подсказки, устанавливают между ними связь. Обсуждают смысл пословиц.

Учащиеся А говорят о ценностях, которые скрыты в подтексте пословиц.



Выполняют упражнения, связанные с лексическим материалом стихотворения (подбор синонимов, определение слов в переносном значении)

КСП урока русского языка в 5 классе по теме

использовать слова в прямом и переносном значении (5.СРН2).

Понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему;

использовать слова в прямом и переносном значении

Результаты изучения темы

Все учащиеся смогут определить главную информацию, выделить слова приветствия в прослушанном тексте

Большинство учащихся смогут написать письмо другу, используя слова приветствия

Некоторые учащиеся смогут дать объяснение новой, не понятной некоторым информации и сделать из текста выводы для жизни

Языковая цель

Учащиеся смогут:

- строить речь логично и последовательно, демонстрируя нормы устной и письменной речи;

- отвечать на вопросы на основе информации прочитанного текста.

Привитие ценностей

Гражданская ответственность и казахстанский патриотизм воспитываются через изучение и осознание уникальности родной страны, академическая честность.

Межпредметная связь

Литература, самопознание, этика

Предыдущее обучение

Учащиеся активизируют знания и навыки, приобретенные в процессе обучения на предыдущих уроках русского языка.

Критерии оценивания:

узнать, в чём сила слова;

понять содержание стихотворения, определить его тему и основную мысль;

выразительно прочитать стихотворение.

понимает содержание текста, содержащего знакомые лексические и грамматические единицы.

создает текст письма другу с использованием слов приветствии.

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Начало урока

Стадия вызова

- Ребята, я бросаю мяч, кому он достанется, тот отвечает на вопрос.

Самооценивание.

«Правдивое слово в сердца западет,

Как отличить злое слово от доброго?

Середина урока

Актуализация.

Чтение и анализ легенды об Эзопе. Упр. 55

ü Как можно озаглавить текст?

ü О чем говориться в тексте?

ü Почему он подал дважды одно и то же блюдо?

ü Работа со словом язык (словесный портрет).

ü Синтаксический разбор предложения Эзоп купил язык и приготовил блюдо.

ü Когда слово несет добро, а когда зло?

ФО: Взаимооценивание. Комментарии

ü Можно ли считать легенду повествованием? Ответ обоснуйте.

ü Какая часть речи помогает нам определить тип текста?

Открытие нового

ü В чем сила музыки?

ü Какая музыка была в каждом случае?

Определение разряда выделенных существительных. Искусства, месте, кюи, правитель.

Работа по развитию речи.

Упр. 59. – анализ пословиц, формирование орфографической зоркости, составление словесного портрета от копья.

Написать письмо другу, используя слова приветствия.

- Давайте и мы попробуем свои силы в эпистолярном жанре, напишем письмо другу, используя слова приветствия.

- Обратите внимание на структуру письма. С чего мы начнем свое послание?

- Правильно, с обращения.(Привет, Юра! Салют, Дима! Здравствуй, Зоя! Доброе утро! Саша! Добрый день, Катя! Добрый вечер, Олег!)

- Затем идет основная часть. Мы сообщаем другу то, из-за чего решили написать ему письмо. Например, хотите рассказать ему о своих успехах в спорте или в учебе. Мечтаете о совместном культпоходе в кино или цирк.

Затем в конце текста мы с ним прощаемся. И можем подписать письмо.

До свидания! Твой друг, Миша. До встречи! Твой друг, Саша!

Пока! Твоя подруга, Зина.

-У вас на партах лежат образцы неофициальных писем. Внимательно их прочитайте.

Читайте также: