Шукшин что написал школьная программа

Обновлено: 08.07.2024

Русская литература

Фольклор

Устное народное творчество
"Помню, я еще младшенька была…"
"Ай вы, ветры, ветры буйные…"

Исторические песни
"Ермак готовится к походу на Сибирь"
"Пугачев в темнице"

Народный театр
"Озорник Петрушка"

Древнерусская литература

Литература XVIII века

М.В. Ломоносов
"Ода на день восшествия на престол Елисаветы Петровны"
"1847 г."
"Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния"
"Разговор с Анакреонтом"
"Случились вместе два астронома в пиру"
"К статуе Петра Великого"

Литература XIX века

А.Н. Островский
"Гроза"
"Бесприданница"
"Снегурочка"
"Свои люди - сочтемся"
"Доходное место"
"Бедность не порок"

Л.Н. Толстой
"Детство"
"Отрочество"
"Юность"
"Кавказский пленник"
"После бала"
"Война и мир"

Н.Г.Чернышевский
"Что делать?"

И.А.Гончаров
"Обыкновенная история"
"Обломов"
"Обрыв"
"Мильон терзаний"

И.О. Никитин
"Русь"
"Утро"
"Встреча зимы"
"Ярко звезд мерцанье"
" Лес "

Литература ХХ века

К.Г.Паустовский
"Рождение сказки" ? .
"Теплый хлеб"
"Телеграмма"

И.А. Бунин
"Танька"
"Лапти"
"Сверчок"
"Цифры"
"Господин из Сан-Франциско"
"Солнечный удар"
"Иоанн-Рыдалец"
"Чистый понедельник"
Стихотворения:
"Густой зеленый ельник у дороги"
"Осыпаются астры в садах"
"Перед закатом набежало"
"Вечер"
"Слово"
"Сказка"
"Помню долгий зимний вечер"
"Летняя ночь"
"Первым утренник, серебряным мороз"
"Еще и холоден и сыр"
"Детство"
"Чистый понедельник"
"Родина" В. Брюсов
"За веком век"
"Труд"

К.Д.Бальмонт
"У чудищ"
" Осень "
"Снежинка"
"Золотая рыбка"

И.С.Шмелев
"Мартовская капель"
"Как я встречался с Чеховым"
"За карасями"

А.М.Ремизов
"Змей"

Е.И.Замятин
"Мы"
"Огненное А"

А.И. Куприн
"Олеся"
"Гранатовый браслет"
"Поединок"
"Тапер"
"Мой полет"
"Добрый доктор"
"Белый пудель"
"Мой полет"

М. Горький
"Мещане"
"Егор Булычев и другие"
"Фома Гордеев"
" Мать "
" На дне "
Литературные портреты ("В.И.Ленин", "Л.Н.Толстой")
"Мои университеты"
" Старуха Изергиль "
" Макар Чудра "
"Детство"
" Песня о Соколе "
" Челкаш "
"Сказки об Италии" - 1-4
"Ма-аленьская!"
"Несвоевременные мысли"
Публицистика

А.Веселого
"Россия, кровью умытая"

Б.Пильняк
"Голый год"

Д.Фурманов
"Чапаев"

В.Вересаев
"В тупике"

Н.А.Тэффи
"Ностальгия"

А.А.Прокофьев

М.М. Зощенко
"Великие путешественники"
"Галоша"
"Встреча"
"Монтер"

А.Т. Аверченко
"Дюжина ножей в спину революции"
Рассказы
А.Т. Аверченко
Рассказы Рассказы
"Смерть африканского охотника"

А.А. Ахматова
" Реквием "
" Мужество "
"А там мой мраморный двойник"
"Стихи о Петербурге"
"Песня о песне"
"Молитва"
" Сразу стало тихо в доме "
" Я спросила у кукушки "
" Мне голос был "
"Дальний глас"
" Муза "
"Двустишие"
" Пушкин "
"Перед весной бывают дни такие…"
" Клятва "
"Песня мира"
"Сероглазый король"
"Из книги "Четки"
"Из книги "Белая стая"
"Из книги "Вечер"
"Из книги "Подорожник"
"Из книги " ANNO DOMINI "
"Из книги "Тростник"
"Ветер войны"
" Не с теми я, кто бросил землю "
"Что ты бродишь неприкаянный…"
"И упало каменное слово…"

А.П. Платонов
"Чевенгур"
"Волшебное кольцо"
"Неизвестный цветок"
"На заре туманной юности"
"Корова"
"Юшка"
"Сокровенный человек"
"Шарманка"
"Впрок"

А.Грин
"Зеленая лампа"

М.А. Булгаков
"Кабала святош"
"Бег"
"Дни Турбиных"
"Собачье сердце"
"Мастер и Маргарита"
"Собачье сердце"
"Похождения Чичикова"

А.Т. Твардовский
"Василий Теркин"
"За далью даль"
"Страна Муравия"
" Я убит подо Ржевом "
"Братья"
"Спасибо"
"Снега потемнеют синие…"
"Июль, макушка лета…"
" На дне моей жизни. "
"Урожай"
"Родное"
"Весенние строчки"
"Матери"

Ю.Тынянов
"Смерть Вазир-Мухтара"

Произведения писателей и поэтов второй половины ХХ века:

Л.Леонов
"Нашествие"

Ф.А. Абрамов
"О чем плачут лошади"
Тетралогия "Пряслины":
" Две зимы и три лета "
" Братья и сестры "
" Пути-перепутья "
"Дом"
"Поездка в прошлое"

Чингиз Айтматов
"И дольше века длиться день…"

В.П. Астафьев
"Вам продолжать эту жизнь" (письмо, адресованное юной читательнице)
" Васюткино озеро "
"Игры"
"Конь с розовой гривой"
"Фотография, на которой меня нет"
" Царь-рыба "
" Печальный детектив "

В.И. Белов
"Скворцы"

К.Булычев
" Заповедник сказок "
"Когда мне было 12 лет"

В.Г. Распутин
"Уроки французского"
"Последний срок"
" Прощание с Матерой "
"Живи и помни"

Р.П.Погодин
"Тишина"
" Дубравка "

Ф.Искандер
"Тринадцатый подвиг Геракла"

Е.И. Носов
"Кукла" ("Акимыч")
"Живое пламя"

А.М.Володин
"Старшая сестра"
"Пять вечеров"

А.В.Вампилов
"Свидание"
"Прошлым летом в Чулимске"
"Старший сын"

Ю.П. Казаков
"Тихое утро"

А.Арбузов
"Иркутская история"
"Жестокие игры"

В.Розов
"В добрый час!"
"Гнездо глухаря"

Н.М. Рубцов
" Звезда полей "
"Тихая моя родина…"
"Посвящение другу"

Д.С. Лихачев
"Земля родная"

Р.И. Рождественский
Стихи

Литературные произведения, предназначенные для самостоятельного чтения и обсуждения в классе:

Критика

В.Белинский
"Сочинения Александра Пушкина" (Пушкин)
"Стихотворения М.Лермонтова" (Лермонтов)
"Герой нашего времени". Сочин5ение М.Ю.Лермонтова" (Лермонтов)

Н.А.Добролюбов
"Луч света в темном царстве" (Островский)
"Что такое обломовщина?" (Гончаров)

Д.И.Писарев
"Обломов" (Гончаров)
"Базаров" (Тургенев)

А.А.Григорьев
"После "Грозы" Островского" (Островский)
"Письма к Ивану Сергеевичу Тургеневу" (Островский)

А.В.Дружинин
"Обломов", роман И.А.Гончарова" (Гончарова)

Н.Н.Страхов
"Отцы и дети" И.С.Тургенева" (Тургенев)

М.А.Антонович
"Асмодей нашего времени"

Зарубежная литература

Мифы:

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Несомненно, эта мысль ещё долго будет сохранять свой духовный потенциал. А в неостывающих спорах о Василии Шукшине, его месте и значении в современном искусстве эти слова во многом объясняют тот общественный резонанс, который вызвала безвременная смерть и который превратился в глубокий и устойчивый интерес ко всему, что сделано Шукшиным.

Широкое признание, которое получили его книги и фильмы, интерес к личности и судьбе Шукшина и обусловлены в первую очередь редким единством жизни и творческой практики, тесной, кровной связью личной судьбы писателя и судеб его героев.

За эпизодом из жизни героя и почти до мелочей совпадающим эпизодом из биографии самого Шукшина стоит одна личность, для которой Правда жизни – главный критерий искусства. Своеобразие творчества Шукшина, поразительное единство его художественного мира и основаны прежде всего на неповторимой личности самого художника, выросшего на народной почве и сумевшего выразить целое направление духовной жизни народа.

Со времён Ломоносова русская деревня посылала в город многих смекалистых, умных и деятельных, очень серьёзно относящихся к жизни и искусству детей своих. Они прославили Землю Русскую, овладели высотами мировой науки и культуры, но навсегда остались верными своему деревенскому первородству, своей “малой” родине. Эта целая плеяда писателей (среди них, например, В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин), в судьбе которых соединилась духовная память народа и общечеловеческая культура.

Для Василия Шукшина деревня – не столько географическое понятие (хотя и географическое тоже), сколько национальное и нравственное, где сходится весь сложнейший комплекс человеческих отношений. И как это бывает по непреложному человеческому закону, желание сказать своё слово о людях, которые близки, выливается в размышления обо всей народной жизни.

В то время, когда некоторые критики упорно причисляли Шукшина к “деревенщинам”, попеременно объявляли его то певцом деревенской патриархальности, то ненавистником города, видели в его рассказах противопоставления душевного здоровья рефлексии, писатель задумывался не только о деревне и о городе – о России. О русском национальном характере.

Есть в художественной позиции Шукшина, в его размышлениях о деревне один аспект, особый, я думаю, очень актуальный – проблема духовных ценностей. Шукшин, мне кажется, как никто другой, много и упорно думал о том, почему деревня не всегда получает настоящую культуру и искусство , протестовал против тех, кто создаёт так называемые “варианты произведения села”.

Шукшин был убеждён, что самое главное в жизни – это взаимоотношения людей, их любовь и жалость друг к другу, способность воспринимать чужую боль как свою. В наше время, к сожалению, и любовь, и жалость друг к другу встречаются не так уж часто.

К творчеству Шукшина я обратилась потому, что я считаю, что данный писатель близок мне своими рассказами о деревне. Также хотелось поглубже изучить его творчество, показать его привлекательные черты личности.

Актуальность данной темы, на мой взгляд, очевидна. Во-первых, востребованность произведений В.М.Шукшина в наши дни, во-вторых, некоторые его произведения входят в школьную программу.

Отводя на изучение творчества Шукшина больше часов, можно научить учащихся понимать Шукшина, его героев, можно повлиять на нравственный мир учеников.

Глава 1. Творчество В.Шукшина в школьной программе.

1. Деревенская проза.

1 В.Шукшин. Вопросы самому себе. - М., Молодая гвардия, 1981г., с.197

и боль за её настоящее, тревога за её будущее.

Деревня представилась Василию Шукшину, Валентину Распутину, Фёдору Абрамову, Виктору Астафьеву, Василию Белову воплощением традиции народной жизни – нравственных, бытовых, эстетических. В их книгах заметна потребность окинуть взглядом всё, что связано с этими традициями.

Писатели тонко чувствуют глубинную культуру народа.

Писатели показали несовершенство, неустроенность повседневной жизни героев, несправедливость, чинимую над ними, их полную беззащитность, что не могло не привести к вымиранию деревни.

2. Личность Василия Шукшина.

Особое место среди писателей, писавших или пишущих в жанре деревенской прозы, занимает Василий Макарович Шукшин. Его своеобразное творчество привлекало и будет привлекать сотни тысяч читателей не только в нашей стране, но и за рубежом. Ведь редко можно встретить такого мастера народного слова, такого искреннего почитателя родной земли, каким был этот выдающийся писатель.

В творчестве Василия Шукшина, в его личности, биографии самобытно выразились характер народа, духовное состояние, условия его бытия в эпоху 40-70 годов – послевоенного тридцатилетия.

«- Как всегда,- сказал он с улыбкой.- Материя первична.

- А дух – потом. А что?

- Это входит в минимум? Вы извините, мы тут… далеко от общественных

… - Типичный демагог-кляузник!- возмущённо сказал кандидат, обращаясь к жене.- Весь набор фраз, все приёмы и ухватки…

- Не попали. За всю свою жизнь ни одной анонимки или кляузы ни на кого не написал.- Глеб посмотрел на мужиков: мужики знали, что это правда… 3

1 Шукшин В.М. Рассказы. – С.: Приволжское книжное издательство. 1988г.- с.111

2 Шукшин В.М. Рассказы. – С.: Приволжское книжное издательство. 1988г.- с.113

3 Шукшин В.М. Рассказы. – С.: Приволжское книжное издательство. 1988г.- с.114

4 Шукшин В.М. Рассказы. – С.: Приволжское книжное издательство. 1988г.- с.114

5 Шукшин В.М. Рассказы. – С.: Приволжское книжное издательство. 1988г.- с.114

автор, хотя некоторые суждения Глеба небезосновательны.

Через всё творчество Василия Шукшина проходит резко отрицательное

отношение к псевдоинтеллигенту, человеку полукультуры, самонадеянному.

1 В.М.Шукшин. Рассказы. Повести. – М.: Дрофа,2002г.- с.306

2 В.М.Шукшин. Вопросы самому себе. - М., Молодая гвардия, 1981г., с.32

Бригадир даже всплакнул от бессилия: не мог понять, зачем они так упорно врут.

И вот много-много лет спустя пришёл взрослый человек на деревенское кладбище – помянуть покойных родных. Поминает и дядю Ермолая:

1 Шукшин В.М. Рассказы. – М.: Детская литература,1990г. – с.165

относятся не только и не столько к красноглазому вахтёру (ему уже поздно

постигать подобные нравственные нормы), сколько к людям, которые героя окружают, и прежде всего к самому себе. Он многозначны.

С одной стороны, этот рассказ о достоинстве человека, о настоящей человечности, с другой стороны, о необходимости активной борьбы против зла, хотя и не такими средствами, какие избрал Ванька. Герой непримирим к несправедливости, к ущемлению человеческого достоинства.

человеком – значит быть личностью. Не случайно мы узнаём о грустном настроении Ивана от пребывания в городской больнице, которое исходит от ощущения его одиночества. С явной иронией пишет Василий Шукшин , что в

горбольнице героя устроили хорошо, стали называть тематическим больным.

Тоскует Ванька не только по родному саду, селу, но и по доброму человеческому отношению, которое бы включало в себя, прежде всего, понимание людьми его индивидуальности. Тоскливое состояние усугубляется и видом из окна: люди все казались ему одинаковыми.

1 В.М.Шукшин. Вопросы самому себе. - М., Молодая гвардия, 1981г., с56

2 Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова. М.: Дрофа, 2003г. – с.453

Столкновение Ваньки Тепляшина и красноглазого также обрисовано с помощью контраста. Если вахтёр с презрением относится к людям, не считает нужным реагировать на их просьбы и объяснения, разве что его могут смягчить деньги, то Ванька с достоинством требует уважения к себе, даже в драке не нападает, а отбивается, чтобы поменьше летели стулья и тумбочки.

Основная тема рассказа – выражение чувства человеческого достоинства. В произведении три раза говорится об униженной просьбе матери, которая

щемила душу героя. Его поразило, какой у матери стал «жалкий голос, даже

Знакомство с писателем Василием Шукшиным мы с ребятами начинаем в

1 Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова. М.: Дрофа, 2003г. – с.457

2 Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова. М.: Дрофа, 2003г. – с.45

сознаваясь в проступке. Анализируем текст с опорой на предложенные учителем вопросы:

- Что вас поразило в рассказе?

-Почему, солгав, мальчики так упорно стояли на своём?

-Как вы думаете, сознаются ли они потом, когда пройдёт время?

-Зачем дядя Ермолай добивался, чтобы дети сказали правду?

-В чём, по-вашему, заключается основная мысль текста?

-Ради чего он был написан?

В пятом классе мы формируем навык беглого и выразительного чтения, поэтому заостряем внимание на центре рассказа – диалога дяди Ермолая с мальчиками (чтение по ролям).

Дети не сознались, что не были на току, куда их отправил дядя Ермолай досмотреть за обмолоченным хлебом. Не сознались и потом. Не потому ли случившееся не отпускает всю жизнь, снится? (Рассказ написан в 1971году, а произошло это в детстве.) Надо помнить то, что оставило неизгладимый след в детской душе.

Вывод. Человек должен жить по совести и правде (ключевые проблемы рассказа – память, совесть, правда).

2. Формы и методы проведения урока

В седьмом классе мы встречаемся с нравственным максимализмом учащихся, свойственным возрасту.

Сам Шукшин не делает выводов, не поучает. Просто поведал историю Сёмки, но какая трагедия открывается за этим?

Лев Толстой однажды заметил, что утрата смысла жизни равносильна смерти.

- Можем ли мы вообразить, какова его дальнейшая судьба?

Подводим итоги по изучению творчества Василия Шукшина в обобщающей беседе.

- Кто герои его произведений?

-Что их отличает от других?

- При помощи каких деталей Василий Шукшин воссоздаёт портреты своих героев?

1 Шукшин В.М. Избранное. – М.: Просвещение, 1992г. – с.44

Работая над рассказом как жанром литературного произведения, анализируем поведение героя, постигаем содержание рассказа методом эвристической беседы.

- Кто таков Ванька Тепляшин?

- Расскажите, как он очутился в городской больнице.

Центр рассказа – диалог Ваньки Тепляшина с красноглазым вахтёром. Поскольку у Василия Шукшина своеобразный показ внутреннего мира героев – не со стороны, а изнутри, то здесь уместна инсценировка. Здесь мы уже попутно обращаем внимание на мастерство Василия Шукшина – рассказчика (ёмкость слова, его многозначность, образные сравнения).

1 Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова. М.: Дрофа, 2003г. – с.448

2 Литература 9класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Т.Ф.Курдюмова, Н.А.Демидова. М.: Дрофа, 2003г. – с.452

Сложное развитие внутреннего конфликта, напряжение которого возрастает к финалу, завершается главным нравственным выводом (идеей): обкрадывая других, человек прежде всего обкрадывает себя!

Раскрытию этой мысли автор подчиняет и свои сатирические приёмы.

сами герои много выбалтывают: Аристарх считает украденные деньги своими премиальными за энергичность, так как общество живёт

Б) Обилие прямой речи, диалогов – средство разоблачения внутреннего мира героев (не со стороны, а изнутри).

Г) В пьесе нет положительных героев, то есть законы сатирической типизации обусловили сокращение масштабов индивидуализации героев (только два героя имеют имена, у всех остальных клички: Чернявый, Брюхатый, Курносый, Лысый, Простой человек. Это результат их внутренней обезличенности и вместе с тем это приём комического снижения).

Д) Наличие саркастических сравнений. Вот, например, Простой человек сравнивает всю кампанию с кладбищем, а каждого в отдельности – с памятником на нём.

В повествовании прослеживаются элементы драмы. Сценические приёмы потеснили повествование (диалог – ведущий приём раскрытия характеров, основной конфликт развёртывается на узкой площадке трёхкомнатной квартиры. Страх перед разоблачением – двигатель действия).

Перед изучением сатиры Василия Шукшина даны индивидуальные опережающие задания:

- Традиции М.Е.Салтыкова-Щедрина в сатире Василия Шукшина.

При выполнении второго и третьего заданий использую такой вариант: один учащийся выступает, другой рецензирует его по плану:

- Богатство фактического материала.

- Культура речевого оформления.

А в завершении разговора о сатире Василия Шукшина подвожу учащихся к размышлениям о роли сатиры в жизни, о том, с кого брать пример, каким быть, как жить.

довольны ли вы собой и как вам живётся?

Знакомо ли вам чувство неловкости, стыда и боли?

Бывает ли вам страшно за себя и окружающих?

Чем вы особенно дорожите в себе и близких?

Рассказ интересен и доступен для восприятия, поэтому учащиеся читают и делают выводы сами.

6. Разработки урока и литературного вечера, посвященные творчеству и личности В.М.Шукшина.

Организационный момент.

- Какие рассказы Василия Шукшина вы читали? (Ученики заранее получили

задание прочитать рассказы Василия Шукшина ).

- Какие традиции продолжил в своём творчестве Василий Шукшин?

О чём думают, размышляют шукшинские герои?

- Каким мы видим главного героя рассказа?

- Как реагируют на его выходки окружающие? Как он сам воспринимает их?

-Есть ли основание для позиции чудика?

- Каково соотношение внешнего и внутреннего мира героя?

- Почему имя главного героя мы узнаём только в конце рассказа?

- Какие ещё чувства вызывает изображённая Василием Шукшиным ситуация?

- Перечитайте монологи и реплики Глеба Капустина и подумайте, как оценить его эрудицию, для чего она ему нужна? Почему он гордиться ею? Какими чувствами сопровождаются его высказывания?

- Почему кандидаты наук оказались побеждёнными в глазах мужиков? Почему Глеб Капустин срезает их вроде бы и без особенного усилия?

6. Слово учителя.

Итак, мы видим, что в центре большинства рассказов Василия Шукшина – оригинальные характеры, несущие в себе яркие приметы жизни, эпохи, их сформировавшей. Характер изображается на фоне узнаваемых черт обыкновенной жизни.

Писатель, выделяя те или иные социально- психологические признаки и качества характеров, проницательно распознаёт в обыкновенной жизни важное и сокровенное. Так, в Глебе Капустине писатель увидел тип психологии, порожденной жизнью.

7. Домашнее задание :из прочитанных рассказов Шукшина выбрать особенно понравившийся, сделать анализ рассказа.

Цели: обобщить впечатления о том мире, в котором вырос самобытный писатель, актёр, режиссёр Василий Макарович Шукшин; выявить связь писателя с родным селом, родным домом, матерью.

Оформление: портрет Шукшина, письма-воспоминания родных, друзей; на сцене стол, лавочки, на столе самовар.

(Юрий Григорьев, кинорежиссёр.)

Разметалось село в предгорьях,

Где Катунь расплескалась светло,

Знало вдоволь и лиха, и горя

Стародавнее это село.

Здесь мальчишка торил дорожку,

Пряный ветер вдыхал с лугов,

В огороде тяпал картошку,

На Катуни тягал чебаков…

Край сибирский, пейзаж неброский.

Бьёт о берег Катуни волна.

Знает каждый в России, что Сростки

Это родина Шукшина.

Мария Сергеевна, мать, целиком была поглощена его делами, памятью о нём. Она по нескольку раз перечитывали написанное сыном, пересмотрела все фильмы, снятые им, и фильмы с его участием, кропотливо собирала всё, что было где-либо написано о нём, вела обширную переписку.

Я когда читаю его рассказы, узнаю героев – я же их в жизни знаю, - и его самого узнаю, по языку. Он таким языком и говорил.

(Наталья Макаровна, сестра.)

(Валентина Безменова, одноклассница).

Читаешь рассказы Василия Макаровича, смотришь его фильмы и постоянно встречаешь народную песню, частушку.

Песни вошли в жизнь Шукшинв с детства. Дома с матерью и сестрой Талей (Наташей) они пели по вечерам. Мария Сергеевна много знала песен. Она начинала, Таля подхватывала, Вася же пел по-мужски негромко, но очень точно и задушевно. Позже, когда Василий Макарович приезжал домой со съёмочными группами, то родные обязательно собирались за праздничным столом в честь дорогого гостя и обязательно пели старинные песни.

«Василий был не очень разговорчив, но иногда, по настроению, любил пошутить. Жил тогда в Сростках украинец, Афанасий Алексеенко. Чудной такой мужик был! Станет что-нибудь рассказывать, так со смеху помрёшь! Так вот, Вася любил подражать ему, да так ловко, что мы хохотали над ним до слёз…

Летом 1964года Василий очень часто наведывался в Сростки – отдохнуть, собраться, как он говорил, с силою… А в один из приездов повезли Василия на мотоцикле по окрестным сёлам: Берёзовке, Суртайке, Быстренке. Василий очень радовался большой перемене сёл, строительству клубов, магазинов и жилых домов с хорошими удобствами.

(Александр Куксин, друг).

«Наша семья переехала в Низовку, где жили Поповы, в 1943 году. Под этой фамилией мы знали тогда Шукшиных. Это было связано, наверное, с тем, что их отца, Макара Леонтьевича Шукшина, репрессировали. Во всяком случае, они писались по фамилии матери.


Очень рада, что произведения В.М. Шукшина включены в школьную программу

Буквально недавно в десятый раз перечитывала рассказы Шукшина. Впервые читала их еще в старших классах.

До сих пор не перестаю удивляться простой житейской мудрости произведений Василия Макаровича. Все сюжеты его рассказов "из жизни", ни интригующей тебе завязки, ни экшена, но при всем при этом глубина мысли и ясность изложения просто дух захватывают. Самыми простыми словами Василий Макарович разъясняет порой очень непростые вещи. Вещи, которые и не все академики-то смогли бы лучше и понятнее разжевать и донести до слушателя.

Вот поэтому я бесконечно рада, что Шукшина включили в школьную программу. Пожалуй это те произведения и тот язык, который доступен абсолютно любому читателю. Нужный молодому уму.

Много писателей, пишущих и красиво, и витиевато строящих сюжетные линии, и мастерски владеющих красотой слова. А вот Шукшин, мне кажется, один из немногих, кто писал сердцем, и кого читать нужно тоже именно сердцем.

Мой старенький сборник рассказов Шукшина давно потерян, наверное при переезде из региона в регион. Пришлось скачать электронную версию. Но это одна из немногих книг, которую после прочтения не спешу удалять. Знаю, что ко многим рассказам ещё не раз вернусь. На столько они жизненные и в некоторых ситуациях помогающие расставить все на свои места. Именно правильно расставить.

Если вдруг кто-то не читал - советую обязательно. Мои самые любимые рассказы все, но особенно:

Чудик, Беспалый, Горе, Два письма, Материнское сердце, Жил человек, Срезал, Мой зять украл машину дров!

Школьная программа по литературе, 5-11 класс: список произведений

Каждый год, отправляясь на долгожданные летние каникулы, школьники получают задание на лето, чтобы не забыть то, что учили весь год. Особое внимание при этом уделяется школьной программе по литературе на будущий год, но цель этого задания совсем другая. Школьная программа составлена таким образом, что на изучение литературного произведения отводится не так много времени, и школьникам будет очень сложно читать произведения по программе в течение учебного года. Именно для этого, на лето школьникам 5-11 классов выдают список литературы, которую им необходимо прочитать.

Литература, 5 класс: список произведений на лето

Школьная программа для пятиклассников подразумевает изучение различных жанров, как русской, так и зарубежной литературы. Сюда входят проза, пьесы сказок, поэзия. Чтобы школьнику легче было учиться в течение года и не испытывать чрезмерные нагрузки, которые могут привести к общему утомлению, ухудшению зрения, повышению внутричерепного давления и прочим заболеваниям.

Чтобы успеть за лето осилить весь список того, что задано по литературе, пятикласснику придется читать не меньше 7-10 страниц ежедневно. Это важно учитывать, если кому-то из школьников придется закапывать глаза для расширения зрачков и диагностики болезней глаз. Обычно эту процедуру врачи откладывают на лето, чтобы не вмешиваться с прохождением диагностики в учебный процесс. После процедуры школьник не сможет читать от 7 до 15 дней, поэтому этот факт нужно учитывать.

Список произведений по русской литературе для изучения в 5 классе выглядит так:

А вот список произведений для изучения в 5 классе по зарубежной литературе.

Литература, 6 класс: список произведений на лето

Учащиеся пятых классов постепенно осваивают чтение, как литературный вид искусства, а в шестом классе школьники совершенствуют полученные умения. Именно поэтому школьникам 6 классов в летнюю программу по литературе включают приключенческие произведения, фантастику, детективы и мистику. Кроме этого в школьной программе появляются исторические произведения, а также повести о сверстниках, живой и растительной природе. Словом, школьникам шестых классов предоставляется уникальная возможность получить общие представления о всех литературных жанрах.

Литературное чтение для школьников шостого класса не только повышает их технику чтения, но и позволяет формировать у них свое собственное отношение о прочитанном, осмысливать прочитанную литературу, как словесный вид искусства.

Список произведений по русской литературе для изучения в 6 классе выглядит следующим образом.

А вот список произведений для изучения в 6 классе по зарубежной литературе.

Литература, 7 класс: список произведений на лето

Литературное чтение для школьников этого возраста позволяет формировать у них личностное отношение о прочитанном, осмысливать литературу, как словесный вид искусства. Постепенно у школьников формируется понимание и осознание прочитанного, развивается читательская культура.

Помимо художественных произведений семиклассники начинают знакомится с критикой, читают биографии писателей и многое другое, новое для них, в программе появляются описательные тексты.

Школьная программа по литературе.jpg

Седьмой класс в средней школе считается переходным для стершего звена. В 5-6 классе на уроках литературы школьники учатся больше разговаривать и активно тренируют разговорную устную речь. В старших классах основной упор уделяется чтению, а именно в 7-8 классах устная речь и литературное чтение имеют одинаковое значение. Кроме того, произведения становятся более сложными, требующими глубокого осмысления прочитанного.

Список произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 7 классе выглядит так.

Литература, 8 класс: список произведений на лето

Целью литературного чтения в восьмом классе является знакомство школьников с классическими произведениями, как русской, так и зарубежной словесной культуры. Эти произведения несут важную задачу: они формируют у школьников высоконравственные понятия и чувства, воспитывают патриотические чувства и чувства собственного достоинства.

Техника чтения восьмиклассника уже позволяет ему быстро осмысливать прочитанное, уметь формировать собственное мнение о книге, ее героях, сюжете.

Уроки литературы и школьная программа позволяют восьмиклассникам по прочитанным произведениям формировать собственное мнение о культуре разных народов и стран, обогащать собственные знания, понимания прочитанного, осознавать многообразие и богатство литературы как особого вида словесного искусства. Школьники не только воспитывают в себе культуру чтения, но и формируют потребности в чтении книг, повышают свой словарный запас, учатся грамотно, красиво и лаконично излагать сои мысли.

Список литературных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 8 классе включает в себя следующие произведения.

Изучение произведений зарубежных авторов варьируется самим педагогом, он определяет, каких авторов они будут проходить с учениками и в каком объеме.

Литература, 9 класс: список произведений на лето

Школьная программа список произведений.jpg

В девятом классе наступает последний этап в освоении чтения и окончание периода литературного образования в концентрическом плане. Помимо художественных произведений школьники читают различные очерки русской литературы, включая исторические заметки и произведения, изучают биографические статьи русских и зарубежных писателей.

Какие же цели преследует учитель на уроках русской и зарубежной литературы в 9 классе? Прежде всего, он старается сформировать у учащихся эмоциональный и ценностный опыт изучения художественных произведений в литературе. Также учитель пытается добиться от школьников осознания эстетических ценностей художественных произведений, их роли в истории отечественной и мировой литературы.

Список художественных произведений по русской и зарубежной литературе для изучения в 9 классе включает в себя следующие произведения.

Литература, 10 класс: список произведений на лето

Школьная программа по литературе, 5-11 класс.jpg

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение в 10 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников.

Список литературы на лето для 10 класса:

Литература, 11 класс: список произведений на лето

В старших классах учащиеся уже умеют анализировать прочитанное, делать выводы, составлять литературные портреты персонажей. Чтение и развитие речи в 11 классе направлено на совершенствование этих навыков, формирование моральных ценностей у подрастающего поколения, обеспечение гражданского, трудового, нравственного, эстетического и этического поведения и воспитания школьников, способствует развитию памяти, мышления, помогает формировать у школьников навыки самостоятельной деятельности.

Список литературы на лето для 11 класса:

Некоторые произведения проходят школьники разных классов, но это не значит, что они читают одно и то же из года в год. Просто в среднем звене они проходят произведение в сокращенном варианте, а в старших классах читают уже полное произведение. Некоторые педагоги по литературе могут корректировать программу изучения произведений, поэтому мы встречаем в программе повторяющиеся пункты.

Читайте также: