Школьный класс как социальная система

Обновлено: 05.07.2024

1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся.

2. Режим жизнедеятельности в школьном классе.

4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе.

Индивидуальный социальный опыт— это синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива­ний, знаний, умений и навыков, способов общения, мышления и дея­тельности, стереотипов поведения и интериоризированных ценност­ных ориентации. Это определение позволяет ут­верждать, что школьный класс способен стать сферой формиро­вания практически всех компонентов индивидуального социаль­ного опыта школьника, что, в свою очередь, обеспечивает (в зна­чительной мере) его социальную адаптацию как в сегодняшней школьной жизни, так и в будущем.

Быт школьного класса — это неотъемлемая часть культуры, включающая предметно-пространственную среду, сложившиеся тра­диции, режим жизнедеятельности, нормы этикета.

Быта школьного класса включает: помещение школьного класса, предметно-пространственную среды школьного класса, техническую оснащенностью и бла­гоустроенность классного помещения.

Режим жизнедеятельности школьного класса. В самом общем понимании режим предусматривает логику распределения во вре­мени определенных событий и занятий в классе, их продолжи­тельность, разумность нагрузки учащихся, чередование различ­ных видов их деятельности, выполнение санитарно-гигиениче­ских требований в соответствии с принципом природосообразности.

При планировании жизнедеятельности класса необходимо учи­тывать годовой, четвертной, недельный и дневной режимы, при­держиваясь таких известных требований, как целесообразность, точность и общность (обязательность) режима для всего класса. По­мимо этого, полезно помнить о некоторых требованиях к режиму: посильность, событийность, сочетание общешкольных и общеклассных дел, гибкость.

Коммуникативное пространство, включающее сеть взаимоотношений (микроклимат), а также со­держание и способы взаимодействия на каждом из названных уров­ней. Опираясь на эти составляющие, попробуем описать некото­рые коммуникативные связки внутри школьного класса.

Взаимодействие в классе— это организация совместных дей­ствий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на дости­жение совместных целей в процессе выполнения общей работы.

Задача социального педагога обучить своих воспитанников гуманному взаимодействию: деловому и неформальному, межличностному и межгрупповому, творческому и интеллектуальному. Навыки и опыт, получаемые в классе успешно приме­няют и в повседневной жизни.

- обучение взаимодействию школьников — один из важней­ших аспектов социального воспитания: недостаток коммуника­тивных знаний и навыков затрудняет приобретение ими позитивного социального опыта;

- обучение взаимодействию в классе может быть или включен­ным в совместную деятельность школьников, или специально, организованным: оба этих способа должны дополнять друг друга;

- организованное общение — один из самых эффективных спо­собов обучения взаимодействию; сам процесс организованного общения создает прекрасные возможности и для социального при­способления, и для позитивного обособления школьников в классе.

1. Быт школьного класса как фактор организации индивидуального социального опыта учащихся.

2. Режим жизнедеятельности в школьном классе.

4. Организация социального взаимодействия в системе социального воспитания в школьном классе.

Индивидуальный социальный опыт— это синтез различного рода запечатленных ощущений и пережива­ний, знаний, умений и навыков, способов общения, мышления и дея­тельности, стереотипов поведения и интериоризированных ценност­ных ориентации. Это определение позволяет ут­верждать, что школьный класс способен стать сферой формиро­вания практически всех компонентов индивидуального социаль­ного опыта школьника, что, в свою очередь, обеспечивает (в зна­чительной мере) его социальную адаптацию как в сегодняшней школьной жизни, так и в будущем.

Быт школьного класса — это неотъемлемая часть культуры, включающая предметно-пространственную среду, сложившиеся тра­диции, режим жизнедеятельности, нормы этикета.

Быта школьного класса включает: помещение школьного класса, предметно-пространственную среды школьного класса, техническую оснащенностью и бла­гоустроенность классного помещения.

Режим жизнедеятельности школьного класса. В самом общем понимании режим предусматривает логику распределения во вре­мени определенных событий и занятий в классе, их продолжи­тельность, разумность нагрузки учащихся, чередование различ­ных видов их деятельности, выполнение санитарно-гигиениче­ских требований в соответствии с принципом природосообразности.

При планировании жизнедеятельности класса необходимо учи­тывать годовой, четвертной, недельный и дневной режимы, при­держиваясь таких известных требований, как целесообразность, точность и общность (обязательность) режима для всего класса. По­мимо этого, полезно помнить о некоторых требованиях к режиму: посильность, событийность, сочетание общешкольных и общеклассных дел, гибкость.

Коммуникативное пространство, включающее сеть взаимоотношений (микроклимат), а также со­держание и способы взаимодействия на каждом из названных уров­ней. Опираясь на эти составляющие, попробуем описать некото­рые коммуникативные связки внутри школьного класса.

Взаимодействие в классе— это организация совместных дей­ствий взрослых, школьников и микрогрупп, направленных на дости­жение совместных целей в процессе выполнения общей работы.

Задача социального педагога обучить своих воспитанников гуманному взаимодействию: деловому и неформальному, межличностному и межгрупповому, творческому и интеллектуальному. Навыки и опыт, получаемые в классе успешно приме­няют и в повседневной жизни.

- обучение взаимодействию школьников — один из важней­ших аспектов социального воспитания: недостаток коммуника­тивных знаний и навыков затрудняет приобретение ими позитивного социального опыта;

- обучение взаимодействию в классе может быть или включен­ным в совместную деятельность школьников, или специально, организованным: оба этих способа должны дополнять друг друга;

- организованное общение — один из самых эффективных спо­собов обучения взаимодействию; сам процесс организованного общения создает прекрасные возможности и для социального при­способления, и для позитивного обособления школьников в классе.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Социальная группа — это совокупность индивидов, имеющими какой-либо общий значимый социальный признак, на котором базируется их участие в некой деятельности, регулируемой неформальными или же формальными социальными институтами.

Стоит отметить, что Т. Гоббс первым определил группу как некое число людей, объединенных каким-то общим делом.

Под социальной группой понимают устойчивую совокупность людей, которые связаны определенной системой отношений. В социологии общество рассматривается не как монолитная система, а как совокупность множества социальных групп. Эти группы взаимодействуют между собой и зависят друг от друга.

Каждый индивид принадлежит к нескольким таким группам, среди которых есть семья, студенческая группа, школьный класс, нация и другие. Формированию той или иной группы способствуют сходные цели, интересы, характеры людей. Создание какой-либо группы происходит тогда, когда люди начинают понимать, что при объединении они смогут достичь желаемого результата намного быстрее, чем в одиночку. Социальные действия каждого человека во многом зависят от деятельности тех групп, в которые он входит. К тому же, на социальную активность человека влияет еще взаимодействие внутри групп и между ними. Только в социальной группе человек сможет стать личностью и самовыражаться.

Социальные группы — это важнейший элемент социальной структуры общества. Они являются формой социального взаимодействия и направлены на удовлетворение потребностей каждого человека.

Социальные группы характеризуются:

  • взаимодействием, которое обеспечивает стабильность существования группы;
  • высокой степенью сплоченности;
  • однородностью состава, которое предполагает наличие тех признаков, которые присущи всем членам группы;
  • возможность вхождения в другие, более широкие социальные общности.

Готовые работы на аналогичную тему

Каждый человек в процессе своей жизни входит в самые разные социальные группы, которые различаются по размерам, способу взаимодействия и другим признакам. Именно из-за этого возникает необходимость в классификации социальных групп по определенным критериям.

Классификация социальных групп

Все социальные группы делят на:

  • номинальные и реальные;
  • большие и малые;
  • формальные и неформальные;
  • первичные и вторичные.

Если с большими и малыми, формальными и неформальными группами все просто, то с остальными, к сожалению, нет.

Номинальная группа — это выделенная по какому-либо признаку совокупность людей, которые никак не связаны между собой. Участниками такой группы можно назвать избирателей, покупателей помидоров одного сорта, людей с высшим образованием.

Номинальные группы формируются для решения научных и практических задач. Большие номинальные группы, которые выделяются по социально значимым признакам (возраст, пол), называют социальными категориями. Они нужны для решения серьезных социально-экономических проблем.

Реальная группа — это совокупность людей, взаимодействующая с другими группами.

В реальной группе люди связаны между собой и взаимодействуют друг с другом. К реальным группам относят семью, нацию, класс. Члены реальной группы часто чувствуют свою принадлежность к ней и осознают отличие от других групп.

Первичной группой называют кооперацию людей, которые взаимодействуют друг с другом лицом к лицу. Это маленький круг людей, которые имеют устойчивые тесные отношения, отличающиеся симпатией и пониманием.

Вторичные группы характеризуются отсутствием межличностных отношений. Все члены вторичной группы связаны между собой только для достижения общей цели. Стоит отметить, что внутри вторичных групп могут образоваться первичные. Например, два студента, хорошо общающиеся между собой — это первичная группа, а остальной студенческий коллектив — вторичная группа.

Школьный класс как социальная группа

Школьный класс — это малая социальная группа. Дети, которые обучаются в классе являются членами этой группы. Для полноценного существования и развития классного коллектива огромное значение имеет межличностное взаимодействие. Когда школьники взаимодействуют между собой, они обмениваются социальным опытом, передают какие-то важные знания, умения и навыки. Стоит отметить, что именно в процессе межличностного взаимодействия у школьника закладывается успешность или не успешность процесса становления личностью.

Школьный класс является группой учеников, которые объединены социально значимой, единой для всех целью. Класс отличается сплоченностью учеников, их ответственностью, равенством в правах и обязанностях.

Любой школьный класс представляет собой реальную социальную группу. Малые группы в классе характеризуются разной степенью социальной зрелости. Другими словами, школьники контактируют друг с другом только ради общения, времяпровождения с людьми, которые имеют похожие интересы. Такие группы называют диффузными. Когда ребята во дворе играют в футбол, они также являются диффузной группой. Вообще, любой новый формирующийся класс является диффузной группой. С первого класса в школе начинается процесс превращения группы в коллектив. Когда это случается, школьники уже осознают свою принадлежность к данной социальной группе и вместе идут к общей цели.

Можно сделать вывод, что школьный класс отличается единством членов, их общим занятием и целью, а это значит, что он является социальной группой. Но и внутри класса тоже могут образовываться другие социальные группы, которые состоят из нескольких человек, имеющих общие интересы и симпатию друг к другу.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школьный класс как социальная общность.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Школьный класс как социальная общность.

Школьный класс как социальная общность.
Этапы развития класса как группы
Автор: Суханова Т.В.

План Школьный класс как социальная группа Этапы развития класса как группы.

Школьный класс как социальная группа
Этапы развития класса как группы
-Стадии группообразования в классе по
Стэнфорду и Роарку
-Стадии развития класса как группы по
Уманскому
Вывод
Список литературы

Основные определенияМалая группа – небольшое по численности объединение людей.

Основные определения
Малая группа – небольшое по численности объединение людей, в котором выполняются два условия:
Непосредственное общение лицом к лицу;
Общие цели.
(Марина Битянова)

Школьный класс как малая группа? Проблема.

Школьный класс как малая группа?

Проблема
?
Школьный класс = Малая группа
Традиционная современная психология
Марина Битянова

Стадии группообразования в школьном классе (по Стенфорду и Роарку) 1 ста.

Стадии группообразования в школьном классе (по Стенфорду и Роарку)

1 стадия – процесс знакомства
-формируются представления о учащихся о классе и друг о друге;
-микрогруппы практически не существуют;
-общение протекает в диадах;
-учитель – основной авторитет в классе.

Стадии группообразования в школьном классе (по Стенфорду и Роарку)2 ст.


Стадии группообразования в школьном классе
(по Стенфорду и Роарку)
2 стадия – это период формирования групповых норм, начало возникновения группового самосознания
-в процессе общения школьники приноравливаются
друг к другу;
-начинают вырабатывать общие правила поведения, общие ориентации;
- группа ориентирована на решение эмоциональных проблем

Стадии группообразования в школьном классе (по Стенфорду и Роарку)3 стади.

Стадии группообразования в школьном классе (по Стенфорду и Роарку)4 стадия –.

Стадии группообразования в школьном классе
(по Стенфорду и Роарку)
4 стадия – завершение перехода от конфликтности к групповой сбалансированности
-общение между учащимися становится более открытым и конструктивным;
-отмечаются первые первые проявления групповой солидарности и сплочённости.

Стадии группообразования в школьном классе (по Стенфорду и Роарку)5 стадия –.

Стадии группообразования в школьном классе (по Стенфорду и Роарку)6 стадия –.

Стадии группообразования в школьном классе (по Стенфорду и Роарку) 7 стадия.

Стадии группообразования в школьном классе
(по Стенфорду и Роарку)
7 стадия – высший этап групповой зрелости
-группа сплочена и одинаково активна в обоих сферах;
-группа открыта для проявления и разрешения конфликтов;
-расхождение во взглядах допускается до тех пор, пока не выработана общая точка зрения на проблему

Стадии развития группы (по Л.И. Уманскому)1. Номинальная группа характеризует.

Стадии развития группы (по Л.И. Уманскому)2. Группа ассоциация характеризуетс.

Стадии развития группы
(по Л.И. Уманскому)
2. Группа ассоциация характеризуется:
- Имеет общую цель, официальную структуру,
- Есть лидеры, стабильные деловые отношения,
- Стабильный актив, группировки,
- Отсутствие единства, общих интересов, стремления работать сообща.

Стадии развития группы (по Л.И. Уманскому3. Группа кооперация: - Стабильная с.

Стадии развития группы
(по Л.И. Уманскому
3. Группа кооперация:
- Стабильная структура, характерно сотрудничество, положительные эмоционально – психологические отношения,
- Актив авторитетный, ведет всех за собой,
- Работа группы не ритмична,
- Выражен пассив.

Стадии развития группы (по Л.И. Уманскому)4. Группа автономия: - Характерна в.

5. Группа – коллектив: - Согласованность личных и общественных интересов, Акт.

5. Группа – коллектив:
- Согласованность личных и общественных интересов,
Активность,
- Инициативность.
Стадии развития группы
(по Л.И. Уманскому)

ВыводШкольный класс следует рассматривать как малую группу, функционирующую п.

Вывод
Школьный класс следует рассматривать как малую группу, функционирующую по собственным внутренним законам, а не как некую аморфную диффузную общность, требующую интеграционных мероприятий извне

Список литературы1.Битянова, М.Р.Социальная психология.-М.,2001. – с.376-383.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации

Курс повышения квалификации

Деятельность классного руководителя в соответствии с ФГОС в условиях современной школы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 614 754 материала в базе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.02.2022 46
  • PPTX 189 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Суханова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

ГИА для школьников, находящихся за рубежом, может стать дистанционным

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: преподавание блогинга и архитектуры, подготовка аспирантов и другие

Время чтения: 16 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Группа – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков (характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и т.д.).

Содержание совместной деятельности членов группы опосредствует все процессы внутригрупповой динамики: развитие межличностных отношений, восприятие партнерами друг друга, формирование групповых норм и ценностей, форм сотрудничества и взаимной ответственности. В свою очередь, сформировавшиеся в группе отношения влияют на эффективность групповой деятельности [4].

В учебном процессе все его участники, так или иначе, оказываются тесным образом связанными между собой, их взаимодействие становится очевидным и ожидаемым. Будь то школьники или учителя, они определенно представляют собой группу людей, имеющую одно направление деятельности, то есть социальную группу.

Социальная группа - общность, в которой люди объединяются по общему участию в определенной деятельности, проявляющемуся в общности целей, интересов или других социальных или социально-психологических характеристик [5].

Поскольку границы социальных групп в педагогическом процессе являются достаточно четко определенными, и в каждой группе наблюдается прямое личное взаимодействие всех участников процесса, становится очевидным, что это малая социальная группа.

Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов [1].

Школьный класс – малая социальная группа, а обучающиеся в нем дети – члены этой группы. В рамках существования и развития внутриклассного коллектива как малой группы ведущую роль играет процесс межличностного взаимодействия. В процессе взаимодействия школьники обмениваются социальным опытом, делятся различными знаниями и навыками. И именно в процессе межличностного взаимодействия закладывается либо успешность, либо не успешность процесса социализации.

Читайте также: