Школьный класс как фактор воспитания

Обновлено: 29.06.2024

Презентация на тему: " Уклад школьной жизни как главный фактор воспитания и социализации детей, их личностного развития." — Транскрипт:

1 Уклад школьной жизни как главный фактор воспитания и социализации детей, их личностного развития

2 Стр Презентация Факторы социализации мир планет а космос страна общество государство этнос регион субкультура Тип поселения СМИ Личност ь семья микросоци ум школа группа сверстников детский сад

3 Стр Презентация ОПРЕДЕЛЕНИЕ Под укладом школьной жизни понимается установившийся в образовательном учреждении порядок жизнедеятельности и сложившиеся условия бытия членов школьного сообщества, обусловленные действующими явно и неявно нормами и правилами поведения и отношений.

4 Стр Презентация Уклад школьной жизни – это особый дух, особая атмосфера, которые в не меньшей степени определяют воспитательные и образовательные эффекты. А.Н. Тубельский

5 Стр Презентация Уклад школьной жизни (УШЖ) – это современная форма организации образовательной деятельности, обеспечивающая соответствие результатов, содержания, технологий и условий образовательного процесса потребностям всех его субъектов в самореализации, в интеллектуальном, социальном, эмоциональном, духовно-нравственном развитии путем интеграции образовательных сред (предметно-пространственной, коммуникативной, социальной, информационной, территориально-культурной, школьно-семейной и др.) на основе коллегиально формируемых и сознательно принимаемых всеми участниками образовательного процесса (обучающимися, педагогами, родителями) духовно-нравственных, гражданских ценностей и традиций, социально-культурных целей и приоритетов. Т.П. Хренова

6 Стр Презентация Организация уклада школьной жизни Педагоги школы Обучающиеся Родители Уклад школьной жизни Учреждения дополнительного образования Религиозные организации Общественные организации

7 Стр Презентация Развитие уклада школьной жизни Во-первых, он встраивает отдельное образовательное учреждение в образовательное пространство страны, обеспечивая его единство. Во-вторых, закладывает и поддерживает традиции, которые, создают неповторимый облик школы, являясь важным источником стабильности и преемственности в ее развитии. В-третьих, способствует созданию и поддержанию атмосферы доверия, взаимопонимания между учащимися, учащимися и педагогами, педагогами, учащимися и администрацией; установлению согласия и сотрудничества между ними, переходу от непосредственного воздействия на человека к формированию среды, в которой школьники и педагоги реализуют себя как личности. В-четвертых, единая система ценностей интегрирует все виды деятельности школы, все процессы образовательного учреждения, центрирует их вокруг решения главной задачи – воспитание Человека.

8 Стр Презентация Значимость формирования уклада школьной жизни Сформированный уклад школьной жизни позволяет преодолевать самоизоляцию детства, обеспечивать духовное развитие и полноценное социальное созревание школьников.

11 Стр Презентация Совершенствование уклада школьной жизни осуществляется через создание систем: взаимоотношений всех участников образовательного процесса (педагогических работников данного общеобразовательного учреждения, обучающихся, их родителей (законных представителей), так называемый школьный этикет; отношений участников образовательного процесса и других официальных и неофициальных лиц, заинтересованных и участвующих в деятельности школы (представителей региональных, муниципальных органов власти, органов управления образованием, попечителей, спонсоров и др.), так называемый протокол официальных встреч; нормативных правовых документов и локальных актов, регулирующих все направления деятельности школы; символов и атрибутов (флаги, знамена, гимны, вымпелы, гербы, награды и др.), используемых в воспитательном процессе школы, так называемый фирменный стиль; традиционных мероприятий и торжеств, включая государственные праздники, общепринятые школьные, праздники, отражающие национально-культурные и этноспецифические особенности региона; организационных мер и технологий деятельности руководящих и педагогических работников, а также учебно-вспомогательного персонала; требований к материально-технической базе образовательного учреждения, эстетике оформления; - комфортных и безопасных условий для организации учебно- воспитательного процесса.

12 Стр Презентация Состав и структура уклада школьной жизни Уклад школьной жизни представляет собой каркас, который выстраивает, обеспечивает взаимосвязи всех сфер деятельности школы, играет интегративную функцию и связывает воедино когнитивные целостные, регулятивные смыслы жизнедеятельности школьного организма. Т.П. Хренова

13 Стр Презентация Классный руководите ль Учитель- предметник Взаимо- действие Виды совместной деятельности Учебная Внеклассная Уроки, дополнительные занятия, участие в олимпиадах, конкурсах, проектная деятельность Связана с интересами педагога, увлечениями детей :праздники, предметные недели, вечера

14 Стр Презентация Классный руководитель Педагог дополнительного образования Взаимодействие

15 Стр Презентация РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Семья Школа Партнёрство Виды совместной работы с родителями Учебная Внеклассная Урок-наблюдение Урок-практическое участие родителей Урок-соревнование детей и родителей Уроки - совместное изучение информационных технологий Открытый урок День открытых дверей Связана с интересами педагога, увлечениями родителей и детей

16 Стр Презентация Школьное самоуправление

19 Стр Презентация Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов; Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и ссоциальных практик; Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику; Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности; Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско- юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Уклад школьной жизни

Модель развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков

В статье описывается модель развития школьного класса как фактора воспитания старших подростков, на основе которой велась опытно-экспериментальная работа в одном из подростковых классов. При анализе объекта исследования мы опирались на системный, субъектный, деятельностный, рефлексивный и информационный подходы, содержательный анализ которых применительно к теме исследования представлен в статье. Характеризуются целевой, нормативно-теоретический, организационно-методический и результативно-оценочный компоненты. Выделены параметры развития школьного класса, а также показатели уровней развития личности подростка в контексте развития класса как группы. Приведен комплекс психолого-педагогических условий, благодаря которым возможна эффективная реализация модели. Сделано предположение, что если в ходе развития класса у большинства учеников формируется положительный опыт совместной деятельности, группового общения и проявления творческой индивидуальности, то класс можно рассматривать как фактор воспитания старших подростков.

воспитание, факторы воспитания, модель, развитие школьного класса, развитие личности, старшие подростки, Психолого-педагогические условия, совместная деятельность, групповое общение, проявление творческой индивидуальности.


2. Джексон Ф. Жизнь в классе / Пер. с англ. А. Сидоркина, Т. Соколова. М.: Высшая школа экономики, 2016 248 с

Уклад школьной жизни – трудноуловимая её характеристика, тем не менее оказывающая существенное (некоторые исследователи даже говорят - решающее) влияние на то, какой образовательный результат будет получен: чему и как ребенок научится за время обучения в школе, какие ценности станут для него определяющими. Различные аспекты проявления уклада школьной жизни и его влияния на развитие ребенка проанализированы в работах С.Т. Шацкого, И.Д. Фрумина, А.Н. Тубельского [1], Ф. Джексона [2] и других исследователей

В статье Т.В. Плаховой [3] рассмотрены основные элементы уклада школьной жизни - это и нравственная культура школы, и культура взаимоотношений участников образовательного процесса, и история школы, и показано, что в настоящее время педагоги и руководство школ уделяют недостаточно внимания проектированию уклада, без чего невозможно выстроить эффективную воспитательную систему.

Л.П. Кезена, в прошлом руководитель департамента образования города Москвы, отмечает в своем интервью важность создания творческой, свободной атмосферы в школе [4].

При этом важно, что для личностного развития необходим определенный уровень напряженности среды, определенный дискомфорт, преодоление которого и создает условия /возможность развития. Еще в 20-е годы К.Н. Вентцель писал, что в целях нравственного развития для ребенка надо создать такую среду, которая постоянно пробуждала бы в нем активные чувства, вызывала бы его самодеятельность, заставляла бы его сознательно и обдуманно действовать [7].

Материал и методы исследования

Для анализа существующего уклада школьной жизни было приведено исследование, включающее в себя: анализ сайтов 15 общеобразовательных учреждений г. Красноярска, выбранных случайным образом, и анкетный опрос представителей уполномоченного по правам ребенка в территориях Красноярского края. Всего в опросе приняло участие 40 человек: 20 – из сельских районов, и 20 из малых городов края и г. Красноярска. Подавляющее большинство опрошенных – женщины (среди участников был только один мужчина). Среди участников большую часть составляли работники образования (учителя, социальные педагоги) и представители учреждений социальной защиты населения.

Единицами анализа школьных сайтов были следующие параметры:

  • наличие в образовательных программах школ и других материалах, представленных на сайтах, информации об укладе школьной жизни;
  • описание истории, традиций школы, основателей, лучших выпускников и т.д.;
  • описание роли ученического самоуправления, родительской общественности, социальных партнеров в системе управления учреждением.

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ сайтов показал следующее:

Мы не утверждаем, что этих органов в школах нет; важно, что им не придается значения в реальном участии в делах школы; руководство школ, которое, безусловно, проектировало содержание сайтов, разрабатывало образовательные программы, не видит в этих органах реальной силы, не рассматривает их как реальных партнеров в развитии школ.

Важность отдельных параметров школьной среды для психологического благополучия и развития ребенка


Дарья Кузнецова

Практикующий психолог-конфликтолог. Имеет 12-летний опыт работы с детьми с различными особенностями психофизиологического развития.

При этом, образовательный процесс – явление многогранное и исключительность роли школы не только в формировании определенной базы знаний, но и в воспитании основополагающих человеческих качеств и обучении основам социального поведения.

В классе ребенок учится вливаться в коллективе, определяя свою роль в социуме, получает нравственный опыт и осознание собственной ответственности. В этом плане влияние школы на личность сложно переоценить. Здесь школьник встречается с четко сформированной системой моральных принципов, учится понимать общие ценности и задачи, а также управлять своим поведением в соответствии с ними. Поскольку большую часть времени он проводит в учебном учреждении, принято считать, что именно в стенах школы во многом формируется его личность.

Какое негативное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?

Комментарий психолога:

К сожалению, человеческий фактор в общении с учителями, атмосфера в школе и классе влияют на обучение не всегда положительно. В качестве минуса я отметила бы и то, что школа всё больше снимает с себя воспитательную функцию, перекладывая её на плечи родителей. Туда же сползают и требования к качеству обучения. Сейчас принято считать, что хорошее образование дети получают тогда, когда в учебном процессе активно участвуют родители. Как результат, объём опеки с их стороны вынужденно растет. Им становится сложнее быть друзьями и советчиками для своих детей. Надзирающие и карающие функции более актуальны. Итог – с одной стороны, углубление извечного конфликта отцов и детей, усугубление трудностей переходного возраста, с другой – избалованность и инфантильность подростков. Находясь под неусыпным родительским контролем, они не учатся принимать серьезные решения, им более привычны потребительские функции.

Влияние школы на развитие ребенка

Ребенок, подобно губке, впитывает элементы как доброжелательной, так и негативной атмосферы. Его социальное положение, кругозор, материальное состояние, условия жизни и способности к обучению – все это в той или иной степени формирует основу для дальнейшего развития. Учебное учреждение влияет на все стороны личности. Важно, чтобы это влияние было позитивным.

Ведь школа – это социальное пространство, в котором контактируют люди разных темпераментов, характеров, возрастов. Важно, чтобы в этой среде создавалась возможность для реализации себя в общении, учебе, физическом развитии и играх. Ребенку необходимо постигать культуру межличностного общения, учиться относиться к людям с уважением и толерантностью, понимать важность сотрудничества. И эти задачи актуальны во все времена и для любого поколения.

Начните заниматься, а по окончании пробного периода оплатите выбранный формат!

littleBoy

начать заниматься!

Задачи педагога в работе с учениками

Влияние школы на развитие ребенка во многом определяется подходом педагогов к образовательному процессу. Интерес к занятиям у школьников напрямую связан с качеством преподавания, поэтому в число первостепенных задач учителя входят:

  • грамотная и интересная подача материала;
  • мотивация к обучению;
  • понятные и доходчивые объяснения;
  • развитие способностей учеников;
  • контроль усвоения новых знаний.

Педагоги также играют важную роль в формировании личности учеников. При выборе форм организации учебной и внеучебной деятельности учитель выступает в качестве воспитателя.

Комментарий психолога:

Хочется напомнить, что школа школе рознь и для того, чтобы позитивного влияния было больше, чем негативного, стоит уделить внимание её выбору. Изучите педагогический состав и отзывы тех, кто уже имеет опыт обучения там. И уж точно не стоит пытаться сберечь на этом время или средства. Потому что важность основ, которые закладывает школа, сложно переоценить, а потери образовательных возможностей в этом возрасте невосполнимы.

Кроме того, все мы знаем, что каждый ребёнок уникален и обладает способностями, присущими только ему. Однако чрезмерное подчёркивание этого не всегда идёт ему на пользу. Возвеличивание собственной значимости очень мешает общению. Ребёнок перестает прислушиваться к другим и предъявляет социуму слишком завышенные требования в плане отношения к своей персоне. Важно помнить, что общих черт в людях больше, чем отличий. Во всём должен быть баланс.

Почему школьные учителя не справляются

Влияние школы на развитие личности ребенка

В процессе получения базовых знаний, у каждого ученика формируются свои приоритеты и специальные интересы. С возрастом школьники начинают осознавать собственные возможности и жизненные перспективы, а так же области будущей профессиональной деятельности. Важная задача учителя, в этот момент, поддержать подростка, помочь определить свое назначение и, возможно, сформировать алгоритм действий, с учетом правильных идеалов и ценностей.

Известно, что мотивация к обучению существенно повышается, когда человек понимает практическую значимость определенных знаний. Поэтому задача педагога не сводится к сухой подаче теории и контроле усвоения школьного курса. В идеале, учитель прививает или не прививает общий интерес к обучению, как к таковому. Осознание смысла и назначения получаемых знаний, их значимости стимулирует учащихся и обогащает их интеллект.

Важно, чтобы педагог позволял ученикам вести дискуссии и отстаивать свою точку зрения. Возможность общаться и высказывать свою позицию вызывает интерес к процессу обучения и прививает навыки ведения полемики.

При всем осознании российским педагогическим сообществом необходимых шагов для получения качественного школьного образования, предпринимаются они, к сожалению, далеко не везде и не так быстро как хотелось бы. В итоге, множество родителей и учеников недовольны уровнем практических знаний, которые даются в школе. Упускается множество аспектов, которые могут пригодиться ребенку во взрослой жизни и помогают сформировать всесторонне развитую личность. Поэтому сейчас все больше родителей задумываются о преимуществах новых форматов обучения. В частности все популярностью пользуется дистанционное образования.

Получение школьного образования с использованием современных технологий, привлекает все большее внимание родителей и учеников. Кроме прочего, далеко не все папы и мамы довольны тем, как школа влияет на ребенка, а также качеством учебных программ при очной форме обучения.

  • возможность выбрать любую образовательную программу;
  • возможность составить собственный график занятий и распределять тем самым нагрузку;
  • подробная обратная связь по выполненным заданиям;
  • профессиональные педагоги;
  • полный контроль учебного процесса и пр.

Подход к обучению и методики досконально отработаны и подтверждены опытом тысяч учащихся.

Какое позитивное влияние может оказывать школа на развитие личности ребенка?

Комментарий психолога:

В статье справедливо отмечена социализация как важный элемент или навык, даваемый школой. По сути, это первый общественный институт, где параллельно с освоением общеобразовательных дисциплин ребёнок общается со сверстниками, определяет своё место среди них, проявляет толерантность и сопереживание. Общаясь с учителями, он учится уважать старших, дружить с ними и находить контакт, получает понимание ранжирования, справедливости и объективности. Школа даёт примеры поведения разных людей в разных жизненных ситуациях. Кроме того, для многих учащихся коллектив сам по себе является мотивирующим к учёбе фактором, а примеры увлечений сверстников наводят на мысль попробовать и себя в новом деле. Расширяется мировосприятие ученика.

Но все мы понимаем, что эти преимущества – палка о двух концах. Насильственная социализация полезна далеко не каждому школьнику. А коллектив может как мотивировать, так и отбить интерес к учёбе.

Поэтому как позитивные я отметила бы и другие моменты. Редко встречаются ученики, которым интересны и легко даются абсолютно все изучаемые предметы. При освоении некоторых приходится прилагать усилия. И это ценно, так как воспитывает упорство в достижении цели, усидчивость, внимательность, терпение и дисциплину. Эти качества необходимы для того, чтобы достичь успеха. Без них не бывает ни великих открытий, ни действительно значимых дел. Получаемые оценки мотивируют на развитие волевых качеств.

Каждая школьная дисциплина, помимо конкретных знаний и навыков, вырабатывает различные способности. Математика учит думать, структурировать информацию и развивает логическое мышление. Русский язык и литература – это творчество и логика в более жизненном и прикладном аспекте. Ребёнок учится улавливать суть в большом количестве данных, определяет приоритеты. Химия прививает интерес к экспериментированию. Полный комплекс школьных предметов в идеале должен давать человеку возможность разобраться в себе, в потребностях общества и выбрать то будущее, в котором он сможет достичь максимальных успехов.

Кроме того, полученные знания, даже не будучи востребованными в каждодневной жизни, позволяют чувствовать себя полноправной единицей общества и претендовать на повышение своей роли и значимости в нём.

Читайте также: