Школьные приемы анализа приемы активизации сотворчества читателей

Обновлено: 02.07.2024

1. Анализ литературного произведения - творческий процесс.

2. Приемы постижения авторской позиции (литературоведческие приемы).

3. Приемы активизации сотворчества писателя (методические приемы).

Ключевые слова: авторская позиция, комментарий, сопоставление, сюжет, образ героя, наблюдение, стиль писателя, сравнение, сотворчество, рассказывание, устное словесное рисование, киносценарий, инсценировка.

Не следует также смешивать прием анализа литературного произведения и формы изучения литературного материала. Многие приемы рассмотрения текста могут осуществляться в форме лекции учителя, и в ходе беседы или самостоятельной работы учеников. Например, сопоставление произведения с его реальной основой может быть проведено лекционно, стать предметом беседы или быть рекомендовано как самостоятельная работа. Арсенал школьных приемов работы над литературным произведением разнообразен.

Учителю требуется выбрать способы рассмотрения текста, родственные художественной природе произведения и необходимые для развития учеников. Необходимость выбора, компоновки, реализации приемов изучения литературного текста для педагога - творческий процесс. И в этой творческой деятельности преподавателя никто не может заменить, хотя литературоведение, психология, педагогика и методика преподавания литературы постоянно оказываются его помощниками.

Оправданный выбор приемов анализа - дело далеко непростое. Его обосновали ученые-методисты М.А. Рыбникова, В.В. Голубков. Современные методисты так же настойчиво ищут принципы классификации приемов анализа для более целесообразного их применения (Н.И. Кудряшев, В.А. Никольский, И.Д. Хмарский). Наметим основные приемы работы над литературным текстом и определим их функцию в школьном анализе.

Приемы анализа литературного произведения в школе имеют различные функции. По некоторым, самым основным качествам эти приемы можно разделить на две группы: приемы постижения авторской позиции в литературном произведении (литературоведческие) и приемы активизации сотворчества читателя, куда входят специфические школьные виды работы.

Главное назначение литературоведческих приемов анализа - освоение текста, его композиции, стиля писателя, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начал. Рассмотрим их:

1. Комментарий исторического, бытового, общекультурного или литературного типа восстанавливает в глазах учеников реальную действительность, изображенную художником, тем самым проясняется в ходе анализа намерения писателя. Без определенных знаний по истории культуры и общества в читательском восприятии искажаются или весьма неполно осознаются позиции автора.

Например, незнание античной мифологии, библейских легенд затрудняет восприятие пушкинской лирики. Без хотя бы элементарного представления о литературной и общественной борьбе 50-60-х гг. Х1Х в. ученики вряд ли поймут смысл базаровского отрицания Пушкина и Рафаэля.

3. Наблюдения над стилем писателя. Стиль, как и композиция, проясняет авторскую концепцию, авторское отношение к изображаемому. Приемы изучения стиля разнообразны. Наблюдения над стилем писателя начинаются с элементарных упражнений. Нахождение эпитетов или глаголов действия позволяет ученикам 1У-У классов заметить тонкость и мотивированность художественной организации произведения. Иногда этим целям способствует и игровое задание: вставить слово, пропущенное в художественном тексте, а затем объяснить, почему писатель употребил иной синоним, чем предложенные учениками слова.

В лицеях и колледжах работа над стилем усложняется до осознания художественной манеры писателя в целом, сопоставления стилистических пластов, характерных для речи персонажей, с авторским повествованием.

Сопоставление художественного произведения и жизненного сюжета, реального характера и героя, созданного писателем, несет двойную функцию. Во-первых, при этом обнаруживается, что искусство отражение жизни. Вместе с тем этот прием позволяет показать, что отражение это не зеркально, что художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к ней.

Учитель выбирает лишь опорные звенья разных редакций. Так необходимо преображается в школьных условиях литературоведческий прием анализа.

7. Сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов (пейзаж, портрет и т.д.). В средних классах оно обычно проводится для подчеркивания общности нравственной коллизии, художественной ситуации, сходства героев и их различия.

Рассказывание. В процессе подготовки к нему ученики заново переживают и осваивают события произведения. Важность этой работы несомненна с многих точек зрения, однако ценность она приобретает лишь во втором случае, если строится разнообразно. Чаще всего в IV- V1 классах используются такие виды пересказа и рассказывания:

1. Логически последовательный рассказ. Он заставляет вникать в цепь фактов и их внутреннюю связь, обостряя первоначальные представления школьников.

2. Выборочный рассказ о впечатлениях от произведения (что сильнее всего запомнилось, что произвело наибольшее впечатление, что яснее всего представляется). При таком рассказывании школьник раскрепощен в выборе фактов и поэтому наиболее активен в творческом их освоении.

3. Творческое рассказывание произведения или его отдельных эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т.п.). Подобное рассказывание развивает воображение учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст, увидеть его как бы изнутри. Особенно это относится к пересказу (или рассказыванию) от лица рассказчика.

Творческий пересказ обеспечивает не только развитие определенных читательских качеств ученика, обогащает его речь, но и способствует постижению смысла литературного произведения.

Устное словесное рисование способствует углублению субъективного начала разбора. Введение этого приема требует особого такта педагога. В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, с другой - возможность произвольных, внеконтекстных ассоциаций.

Там, где писатель детализирует описание, дети не могут выразить свое видение героя. Поэтому не следует , например, словесно рисовать портрет Кости после описания его Тургеневым по первому впечатлению. А вот предложить им представить Костю в тот момент, когда он рассказывает о русалочке, уместно. Тургенев не дает здесь портрета мальчика, но речь его настолько выразительна, что возникает возможность представить себе его облик, опираясь на детали портрета, нарисованного писателем, но не воспроизводя его буквально.

Составление киносценария (видеосценария). Киновпечатления школьников изменяют характер читательского восприятия, обогащают и углубляют изучение литературных явлений. Увлечение детей кино не надо считать бедствием. Кинематограф близок детскому сознанию. В кино дети признают искусство, родственное природе их видения. В самом деле, школьник видит мир в движении, смена зрительных впечатлений захватывает его. Динамизм - неотъемлемый признак киноискусства. Детское мышление конкретно. В кино мысль не может быть передана в объемлемой форме, изобразительность необходима фильму. Детское мышление ассоциативно. В кино ассоциация строит фильм.

Современный школьник часто откладывает недочитанный роман ради новой киноленты. Мы иногда подавляем интерес учеников к кино. И через это развитие, через сопоставление кино и литературы убеждать школьников в том, что виды искусства не могут взаимозаменять друг друга, что есть целые области жизни, подвластные только литературе и выразимые только литературе и выразимые ей.

Чем полезно составление киносценария для юных читателей? Киносценарий усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения. Киносценарий оживляет образное видение и помогает видеть деталь в свете целого.

В начале урока или на внеклассных занятиях учитель покажет кинофрагмент знакомого ученикам фильма и, опираясь на понятия, как крупный, средний, общий план. При этом важно показать детям смысловое значение смены планов. Почему и когда используется крупный план? Что дает общий план для понимания того или иного эпизода? Является ли средний план только средством перехода от крупного к общему или он имеет самостоятельное значение? в той или иной форме эти вопросы помогут школьникам осознать организацию кадра. Процесс построения фильма не может миновать и вопроса о монтаже. Нужно сказать, что практически дети в элементарной форме отвечают на эти вопросы легче, чем можно предположить, но и близость самых привычных для них видов искусства - кино и телевидения.

Затем вместе с классом намечаем границы киноэпизодов в У1 главе: 1. Комната Дубровского. 2. Разговор с Архипом. 3. Обход дома. 4. Поджог. 5. Гибель приказных. 6. Спасение кошки. 7. Пепелище.

Обдумывание каждого эпизода позволяет ответить на вопросы: в чем горе Владимира Дубровского? Почему он решает сжечь дом? Отчего этого хотели дворовые? Почему Архип людей погубил, а кошку спас? И т. д. Работа над первым эпизодами протекает в классе коллективно. На доске и в тетрадях учеников - план записи кадра.

Инсценирование. Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам произведения - трудный, но издавна практикуемый в школе вид работы. Повествование при инсценировке часто приходится переводить в диалог, это задача для учеников сложна. Трудности инсценирования побуждают использовать его в основном в старших классах. В чем же привлекательность инсценирования? Каковы же условия успешного применения этого приема?

Другое успешное условие инсценирования состоит в том, что необходимо подготовить учащихся, дать им возможность войти в произведение, сжиться с ним. На первых этапах анализа инсценирование, как правило, невозможно.

Сначала намечаем основные эпизоды, которые могут составить общий сюжет инсценировки по городским главам: 1. В казенной палате. 2. Обед у полицмейстера. 3. Бал. 4. Разговор двух дам. 5. Собрание у полицмейстера. 6. Ноздрев у Чичикова. 7. Бегство Чичикова из города.

Собственно инсценирование делаем коллективной для класса работой и выбираем для этого эпизод бала, где и происходит драматический поворот в судьбе Чичикова.

Сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства. Включение смежных видов искусства изучение литературы приветствуется и учеными, установившими, что зрительная информация во много раз превышает возможности слуховой, и педагогами, находящими в искусстве ключ к эмоциональному преображению уроков, и учениками, которым интересна всякая новизна. Задача использования смежных видов искусства - обострить эстетическую восприимчивость, развитить ассоциативное и образное мышление, углубить и расширить представления об искусстве, сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников.

Сплав искусства на уроке создает в сознании учащихся яркий образ определенного явления. Поясним это примером.

Использование смежных видов искусства при анализе литературного произведения помогает стимулировать возникновение определенных представлений в сознании писателя.

И здесь смежные виды искусства оказываются необходимыми для того, чтобы школьники в столкновении своего нового представления о Гамлете и трактовки образа в живописи, музыке, кино сумели защитить рожденную анализом точку зрения.

Сумеют ли учащиеся самостоятельно выявить концепцию каждого из этих произведений? И главное - что они противопоставят этим художественным трактовкам Гамлета, как они будут защищать убеждения, сложившиеся в ходе анализа? Литературный анализ должен пробудить творческую активность школьников.

Деление приемов на первую и вторую группу, как всякая классификация, в значительной мере условно. На примере сопоставления разных видов искусства мы убедились, что один и тот же прием может быть использован и для усиления субъективной стороны разбора, и для прояснения объективного смысла произведения.

Приемы анализа художественного текста должны избираться так, чтобы уравновешивать читательское восприятие. Если оно суммарно, отвлечено, мы включаем в анализ преимущественно приемы второго ряда, развивая читательское сотворчество. Если восприятие произведения эмоционально, конкретно, субъективно, мы в большей степени опираемся на приемы анализа, проясняющие авторскую мысль, общую концепцию произведения. В каждом конкретном анализе необходимо присутствие как приемов первой, так и второй группы. Мотивированный выбор приемов анализа создает основу для соединения школьного разбора произведения с читательским восприятием и тем самым способствует глубокому проникновению читателя в художественный текст, в авторскую мысль.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Тема: Приемы изучения литературного произведения в школе

1. Анализ литературного произведения как творческий процесс.

2. Приемы постижения авторской позиции (литературоведческие приемы).

3. Приемы активизации сотворчества (методические приемы).

Не следует также смешивать прием анализа литературного произведения и формы изучения литературного материала. Многие приемы рассмотрения текста могут осуществляться в форме лекции учителя, в ходе беседы или самостоятельной работы учеников. Например, сопоставление произведения с его реальной основой может быть проведено в форме лекции, стать предметом беседы или быть рекомендовано в качестве самостоятельной работы. Арсенал школьных приемов работы над литературным произведением разнообразен.

Учителю требуется выбрать способы рассмотрения текста, родственные художественной природе произведения и необходимые для развития учеников. Необходимость выбора и реализации приемов изучения литературного текста для педагога – творческий процесс. И в этой творческой деятельности преподавателя никто не может заменить, хотя литературоведение, психология, педагогика и методика преподавания литературы постоянно оказываются его помощниками.

Оправданный выбор приемов анализа – дело далеко не простое. Его обосновали ученые-методисты М.А. Рыбникова, В.В. Голубков. Современные методисты так же настойчиво ищут принципы классификации приемов анализа для более целесообразного их применения (Н.И. Кудряшев, В.А. Никольский, И.Д. Хмарский). Наметим основные приемы работы над литературным текстом и определим их функцию в школьном анализе.

Приемы анализа литературного произведения в школе имеют различные функции. Эти приемы можно разделить на две группы: приемы постижения авторской позиции в литературном произведении (литературоведческие) и приемы активизации сотворчества читателя, куда входят специфические школьные виды работы.

Главное назначение литературоведческих приемов анализа – освоение текста, его композиции, стиля писателя, приближение читателя к авторской мысли в единстве образного и логического начал. Рассмотрим их:

1. Комментарий исторического, бытового, общекультурного или литературного типа восстанавливает в глазах учеников реальную действительность, изображенную художником, тем самым проясняется в ходе анализа намерения писателя. Без определенных знаний по истории культуры и общества в читательском восприятии искажаются или весьма неполно осознаются позиции автора.

Например, незнание античной мифологии, библейских легенд затрудняет восприятие пушкинской лирики. Без хотя бы элементарного представления о литературной и общественной борьбе 50-60-х гг. Х І Х в. ученики вряд ли поймут смысл базаровского отрицания Пушкина и Рафаэля.

3. Наблюдение над стилем писателя. Стиль, как и композиция, объясняет авторскую концепцию, авторское отношение к изображаемому. Приемы изучения стиля разнообразны. Наблюдения над стилем писателя начинаются с элементарных упражнений. Нахождение эпитетов или глаголов действия позволяет ученикам заметить тонкость и мотивированность художественной организации произведения. Иногда этим целям способствует и игровое задание: вставить слово, пропущенное в художественном тексте, а затем объяснить, почему писатель употребил иной синоним, чем предложенные учениками слова.

В лицеях и колледжах работа над стилем усложняется до осознания художественной манеры писателя в целом, сопоставления стилистических пластов, характерных для речи персонажей, с авторским повествованием.

4. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде – героя с прототипом, всегда обнаруживает авторские намерения.

Сопоставление художественного произведения и жизненного сюжета, реального характера и героя, созданного писателем, несет двойную функцию. Во-первых, при этом обнаруживается, что искусство – это отражение жизни. Вместе с тем этот прием позволяет показать, что отражение это не зеркально, что художник преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к ней.

Пересказ. В процессе подготовки к нему ученики заново переживают и осваивают события произведения. Важность этой работы несомненна с многих точек зрения, однако ценность она приобретает лишь во втором случае, если строится разнообразно. Чаще всего в V-VI классах используются такие виды пересказа:

1. Логически последовательный пересказ. Он заставляет вникать в цепь фактов и их внутреннюю связь, обостряя первоначальные представления школьников.

2. Выборочный пересказ о впечатлениях от произведения (что сильнее всего запомнилось, что произвело наибольшее впечатление, что яснее всего представляется). При таком рассказывании школьник раскрепощен в выборе фактов и поэтому наиболее активен в творческом их освоении.

3. Творческое рассказывание произведения или его отдельных эпизодов (от автора, от самого себя, от имени действующего лица и т.п.). Подобное рассказывание развивает воображение учащихся. Здесь необходимо изменить точку зрения на знакомый текст, увидеть его как бы изнутри. Особенно это относится к пересказу от лица рассказчика.

Составление киносценария (видеосценария). Современный школьник часто откладывает недочитанный роман ради новой киноленты. Мы иногда подавляем интерес учеников к кино. Составление киносценария усиливает сопереживание и воспитывает навыки вдумчивого, медленного чтения. Киносценарий оживляет образное воображение и помогает видеть деталь в свете целого. В начале урока или на внеклассных занятиях учитель демонстрирует кинофрагмент знакомого ученикам фильма, опираясь на понятия крупный, средний, общий план. При этом важно показать детям смысловое значение смены планов. Почему и когда используется крупный план? Что дает общий план для понимания того или иного эпизода? Является ли средний план только средством перехода от крупного к общему или он имеет самостоятельное значение? В той или иной форме эти вопросы помогут школьникам осознать организацию кадра.

Инсценирование. Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам произведения – трудный, но издавна практикуемый в школе вид работы. Повествование при инсценировке часто приходится переводить в диалог, это сложная задача для учеников. Трудности инсценирования побуждают использовать его в основном в старших классах. В чем же привлекательность инсценирования? Каковы же условия успешного применения этого приема?

Приемы анализа художественного текста должны выбираться так, чтобы уравновешивать читательское восприятие. Если оно отвлечено, мы используем приемы, развивающие читательское сотворчество. Если восприятие произведения эмоционально, конкретно, субъективно, то мы в большей степени опираемся на приемы анализа, объясняющие авторскую мысль, общую концепцию произведения. В каждом конкретном анализе необходимо присутствие как приемов первой, так и второй группы. Мотивированный выбор приемов анализа создает основу для соединения школьного разбора произведения с читательским восприятием, тем самым способствует глубокому проникновению читателя в художественный текст, в авторскую мысль.

Рекомендованная литература

1. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы : учеб. для студентов вузов, обучающихся по пед. специальностям / О.Ю. Богданова, С.А. Леонов, В.Ф. Чертов; Под ред. О.Ю. Богдановой. – 2. изд., стер. – М. : Academa, 2002. – 397 с.

3. Ляпина А.В. Методика преподавания литературы : учебно-методическое пособие / А.В. Ляпина ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное образовательное учреждение высш. проф. образования Омский гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского. – Омск : Изд-во Омского гос. ун-та, 2014. – 203 с.

4. Пешикова Л.В. Методика преподавания мировой художественной культуры в школе : пособие для учителя / Л.В. Пешикова. – М. : Гуманитар.-издат. центр ВЛАДОС, 2002. – 92 с.

Характерной приметой нашего времени не только в России, но и во всем мире стал уход от гуманистической культуры. Смена социальных ориентиров в 90е годы изменила точки опоры в сознании подрастающего поколения. Образовавшиеся нравственные пустоты разрушают личность. Вдиапазон достоинств уже не входят ни интеллект, ни глубина и сила чувств, ни порыв, ни социальный протест.

Отказ от чтения и замена его зрелищем продиктованы не только желанием комфорта или пассивностью. Чтение по природе созидание, сотворение мира из букв и собственного воображения. Охлаждению читателя способствовала и слабость литературы в 90е годы и безликость, вторичность литературы последнего десятилетия. В век телевидения и других СМИ утрачена и традиционная верховность литературного образования.

В технически развитом обществе мы постоянно сталкиваемся с актами вандализма, немотивированных убийств, жестоких пыток. По мнению член.-корр. РАО., д.п.н., профессора В.Г.Маранцмана, гуманитарное образование в современной школе приобретает роль спасательного круга, который культура бросает в водоворот современных конфликтов. Искусство воспитывает терпимость, восхищение красотой мира и возможным совершенством человека, отзывчивость души, способной чужое горе или чужую радость ощутить как собственное, личное потрясение.

Гуманитарное образование в школе помогает растущему человеку обрести ценностные ориентации, найти противоядие хаосу в гармонии, избавиться от агрессии.

Для того, чтобы это произошло необходимы стройные программы, ориентированные на возраст ученика, развивающие его творческую активность, учебники, способные увлечь школьника и учителя, не только дающие поток информации, но и помогающие ученикам личностно освоить ее.

Формирование способности учащихся к интерпретации литературного произведения, соотнесению личностного отношения к тексту с его объективным смыслом, и его художественных интерпретаций в изобразительном искусстве, музыке, театре, кино может стать существенным направлением школьной работы по литературе.

В своём опыте в качестве главной проблемы я бы выделила включение в урок литературы приёмов, активизирующих ученика как читателя. Именно эти приёмы помогают развитию литературных способностей учащихся :

*Способность выразить в слове чувство , представление , мысль и добиться адекватного их соотношения;

* Способность образной конкретизации слова, перевод его в зрительные, слуховые и иные ассоциации;

* Эмоциональная чуткость к слову, интонациям и стилям речи;

* Целостное отношение к литературному произведению, общий взгляд на его построение;

* Различение индивидуальных художественных систем.

Урок литературы в силу его специфики и отличия от урока по предметам , где материалом работы не является искусство, предъявляет к учителю ряд требований, связанных с эффективностью процесса общения: вызывания в учениках потребности в предлагаемой информации и создание установки на чтение и анализ литературного произведения, новизна информации по отношению к тем представлениям, которые сложились у ученика, нахождение совместного ритма общения и поддерживание внимания собеседников друг к другу.

Урок литературы оценивается по тому, на сколько он насыщен материалом самого искусства, которое неприменно должно в нём присутствовать. Эмоциональное восприятие учениками уроков литературы является одним из первейших требований к нему.

Наличие проблемной ситуации и способность учеников активно участвовать в ее разрешении, соотнесенность приемов работы, всей методической инструментовки с характером темы и уровнем развития класса, разнообразие и оправданность видов деятельности школьников, органичность включения в урок аудио- и видеоматериалов, сопряженность проводимого урока с предшествующим и последующим, очевидность для самих учеников сдвига в развитии, который произошел в результате урока,- таковы основные параметры, по которым может быть оценен урок литературы.

II. Теоретическая база опыта

Поэтому первое условие , необходимое для того, чтение протекало как чтение именно художественного произведения, состоит в особой установке ума читателя, действующей во время чтения.В силу этой установки читатель относился к читаемому или к видимому посредством чтения не как к сплошному вымыслу или небылице, а как к своеобразной действительности.

Второе условие чтения вещи как вещи художественной может показаться противоположным первому. Чтобы читать произведение как произведение искусства, читатель должен во всё время чтения сознавать, что показанный автором посредством искусства кусок жизни не есть всё же непосредственная жизнь, а толька её образ. Веря в то,что нарисованная художником картина есть воспроизведение самой жизни, читатель понимает вместе с тем, жизнь, а только её изображение.

И первая и вторая установка – особая деятельность сознания читателя, особая работа его воображения,сочуствующего внимания и понимания.

Ум читателя во время чтения активен.

Герои художественного произведения последовательно вводятся автором в кадры повествования, а читателем в ходе чтения – в кадры читательского восприятия. Но в сознании читателя это восприятие жизни рождается как что-то целостное, большое, объемлющее все частности отдельных кадров. Характеры героев не только узнаются, раскрываются, но и оцениваются читателем, вызывают в нем определенные чувства.

Содержание художественного произведения воспроизводится, воссоздается самим читателем – по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя.

Деятельность эта есть творчество. Никакое произведение не может быть понято, если читатель сам, самостоятельно, не пройдет в собственном сознании по пути, намеченному в произведении автором. Воспринятое,воссозданное, осмысленное у каждого читателя будет в сравнении с воссозданным и осмысленным другим, своеобразным.

Разность результатов прочтения может быть обусловлена и множеством уровней способностей воспроизведения, доступных различным читателям; может определяться и развитием одного и того же читателя. Между двумя прочтениями одной и той же вещи одним и тем же лицом – в лице этом происходит процесс перемены. Часто эта перемена одновременно есть рост читателя, обогащение емкости, дифференцированности, проницательности его воспроимчивости.

Подлинным первым прочтением может быть только вторичное прочтение, в ходе которого восприятие отдельного кадра уверенно относится читателем к целому. Анализ произведения искусства строится на взаимодействии субъективного опыта воспринимающего и объективной логики художественной структуры произведения. Недооценка каждого из этих начал ведет к искажению эстетического развития, к притуплению его интереса к искусству.

2. Реализация образов, возникших при чтении, в устном словесном рисовании также содействует углублению субъективного начала разбора. Введение этого приема пребует особого психологического и художественного такта. С одной стороны, в устном рисовании есть опасность простого пересказа текста, с другой – устное рисование, пробуждая воображение читателя, создает возможность проявления произвольных, внеконтекстных ассоциаций.

Таким образом, прием работы, пробуждающий читательское творчество, должен сочетаться с приемом, способствующим выявлению авторской мысли, логике художественной структуры произведения. Такое соединение позволяет активизировать восприятие и в то же время уводит его от произвольности..

III. Ведущая идея педагогического опыта .

Теория и методика преподавания литературы в ХХ веке обозначила границы огромного поля знания, в центре которого – литература как искусство слова. Учет возрастных особенностей восприятия и анализа художественного произведения, уровни развития разных сторон читательского восприятия (эмоциональная отзывчивость, активность и объективность читательского воображения – воспроизводящего и творческого, постижение содержания произведения, осмысление художественной формы) – вот фундаментальные принципы современной методики, которые служат основой для построения и реализации урока литературы в школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе указана модель личности выпускника начальной школы,описана идея учителя и пути её осуществления.Подробно рассмотрены противоречия, с которыми столкнулась учитель.Поставлен ряд задач и намечены пути осуществления этих задач.Рассмотрена инновационная практика учителя.Описаны приёмы "ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ". "Паутинка ассоциаций",технология обучения вслух и про себя. Описаны приёмы такие как Синквейн, слайд газета.



Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ ООШ с. Митягино Ауловой Галины Алексеевны

Слайд 1 –День за днём всё быстрее проходят года,

Оставляя вопросы, меняя ответы.

Слайд 2. В ногу со временем.

Знанье – сила и свет, и кому, как ни нам,

Знать, что жизнь отличает стремление к свету.

По новым образовательным стандартам, выпускники начальной ступени должны быть деятельными, любознательными, доброжелательными и отзывчивыми. У них должно быть чувство собственного достоинства, исследовательский интерес, уважительное отношение к окружающей среде, навыки самоорганизации и здорового образа жизни.

Слайд 4. Актуальность

Развитие читательского интереса – большая педагогическая проблема.

Сегодня необходимо вооружить ребёнка таким важным умением, как умение учиться. Читательская компетентность - это не бегание глазами по строкам, а качество человека, которое совершенствуется на протяжении всей его жизни.

Слайд 6- противоречия

В нашем информационном веке я столкнулась с противоречиями:

- между необходимостью много читать и количеством часов по литературному чтению;

- между новым взглядом на воспитание читателя в начальной школе и отсутствием интереса детей к чтению.

От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе.

Из главной цели вытекает ряд задач
Научить:

извлекать из текста интересную и полезную информацию;

самостоятельно выбирать книги для чтения;

работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях);

высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении;

развивать потребность в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности.

Слайд 9.
Находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой.

В основу моего опыта обучения чтению положена модель, состоящая из трёх стадий: деятельность до чтения, во время чтения и после чтения.

На первой стадии для активизации читательской деятельности применяю элементы технологии развития критического мышления.

Данный прием стимулирует учащихся к высказыванию дополнительных идей.

На второй стадии применяю технологию обучения чтению вслух и про себя.

В результате этого вида деятельности у обучающихся формируется:

-умение слышать и слушать.

Используя этот прием, мы подходим с ребятами к пониманию основной мысли текста. Они учатся слушать друг друга, отстаивать свою точку зрения.

Ребёнок изучает предложенные статьи, выполняет увлекательные задания, которые направлены на формирование УУД (поиск, понимание смысла, применение информации, формулировка выводов на основе прочитанного).

Мои воспитанники учатся пользоваться информационно-коммуникационными технологиями: работать с учебником и справочной литературой, пользоваться электронными источниками информации.

В результате у обучающихся формируются такие качества как креативность, социальная ответственность, любознательность, умение

работать в группе.

Также он способствует активному сотрудничеству ребёнка с учителем и родителями. Ибо помочь детям может только тот, кто войдёт в детские души, согреет их сердца, защитит от социальных и других невзгод.

Выводы. Достигнутые результаты.

Свою работу по формированию читательской компетентности считаю эргономичной , т.е. комфортной, так как она эффективна и создаёт ситуацию успеха.

Это говорит о том, что у обучающихся активно формируются универсальные действия, отражающие учебную самостоятельность и познавательные интересы.

Вывод: уроки литературного чтения, основанные на современных и инновационных методах, играют ведущую роль в формировании читательской компетентности, являются приоритетом для дальнейшего развития и успешного обучения младших школьников.

Помочь ребенку осознать необходимость чтения, пробудить интерес к лучшим книгам и талантливо их прочесть — задача взрослых, задача всех, кто верит в силу чтения и болеет душой за возрождение культуры и интеллектуальной мощи страны.

Читайте также: