Школьные научные мероприятия какие бывают

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " Научные мероприятия: виды, формы и правила участия Школа молодого ученого, г. Киров, 2012 г. О.В. Тулякова, куратор СНО ВятГГУ." — Транскрипт:

1 Научные мероприятия: виды, формы и правила участия Школа молодого ученого, г. Киров, 2012 г. О.В. Тулякова, куратор СНО ВятГГУ

2 Конкурсы студенческих научных работ что это такое и как в них участвовать

4 Уровни конкурсов: Международные Всероссийские Региональные Внутривузовские

5 Внутривузовские конкурсы ВятГГУ Могут участвовать ВСЕ студенты ВСЕХ курсов и ВСЕХ специальностей Проводятся ежегодно. Заявки принимают с 1 ноября по 1 февраля в каб. 204 гл.корпуса. Положения конкурсов: - в деканате, - у лидера и куратора СНО, - в НИО (каб. 204 гл. корпуса) Готовьтесь к конкурсам заранее Победителей ждут дипломы и призы

9 Задание: Найти конкурсы научных работ, подходящих вам по тематике исследования

10 Научные конференции что это такое и как в них участвовать

12 Особенности научной конференции Научная конференция (англ. аcademic conference) форма организации научной деятельности, при которой ученые (реже студенты) собираются для обсуждения вопросов, посвященных какой-либо определенной теме. По своему статусу конференция занимает промежуточное положение между семинаром и конгрессом

13 Виды конференций По направлению: Научно-теоретическая конференция Научно-практическая конференция Научно-техническая конференция По составу участников Молодежные (в том числе студенческие) Для зрелых ученых По форме участия Очные Заочные (в том числе электронные)

14 Виды конференций По уровню: Международные конференции Всероссийские конференции (в том числе с международным участием) Межрегиональные конференции Региональные конференции (областные, межвузовские, внутривузовские) По периодичности: Ежегодные Разовые

15 Этапы организация конференции В информационном письме сообщается о теме, времени и месте проведении конференции Сбор оргвзносов и тезисов докладов Готовится программа конференции Печатается сборник материалов конференции Проводится конференция

17 Особенности студенческих конференций Организаторы учитывают уровень научных работ студентов Публикации и участие, как правило, бесплатные Проводятся, в основном, весной

18 Правила участия в конференции Необходимо оформить публикацию согласно с требованиями данной конференции. Отослать публикацию строго в срок. Если необходимо, послать денежный перевод. Участие в конференции может быть очное (присутствие и/или выступление с докладом) и заочное (только публикация тезисов в сборнике конференции)

20 Задание: Изучите сайты – каталоги конференций, выберите 3-5 конференций подходящих вам по тематике исследования

Здесь размещены сценарии, презентации к научным мероприятиям в школе, а также к урокам русского языка и литературы.

ВложениеРазмер
Scenariy_Vtoroy_Nauchno-prakticheskoy_konferencii.doc 41 КБ
Statya_po_Andersenogradu.doc 29.5 КБ
Scenariy_meropriyatiya_Andersenograd.doc 29.5 КБ
Konspekt_uroka_po_Averchenko. doc 76 КБ
Svoeobrazie_satiry_A.ppt 256.5 КБ
Dzhon_Golsuorsi._Urok_vneklassnogo_chteniya..ppt 160.5 КБ
Karty_issledovaniya1234..doc 40 КБ
Prezentaciya_proekta.ppt 1.09 МБ
Scenariy_3-ey_konferencii.doc 33.5 КБ
Scenariy_literaturnoy_gostinoy_dlya_7_klassa.doc 58 КБ
basnya.docx 37.49 КБ
stsenariy_dlya_vystupleniya_komandy_turnir_moskva_i_moskvichi.docx 17.3 КБ
ya_orator.docx 17.18 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий Второй Научно-практической конференции

Давайте мы узнаем этот мир –

Давайте строить каждое сегодня,

Мы говорим о том, что мир непознан,

Но каждый познаёт его, как может –

По мере интересов, мыслей, сил.

Давайте делать чудные открытия,

Исследовать, творить и рассуждать,

О том, как много в мире разных истин,

Давайте захотим свою создать…

Новаторы и классики, давайте

Откроем друг для друга этот мир,

Покажем, как же он неповторим,

Исследуйте, творите, открывайте!

Дорогие гости, молодые исследователи, научные руководители и кураторы студий! Мы рады Вас видеть на Второй Научно-практической конференции учащихся и педагогов нашей школы. Мир науки – это мир, который позволяет нам узнавать тот мир, в котором мы существуем. Делать открытия для себя, для других! Каждое знание, полученное или добытое человеком, продвигает его вперёд и открывает перспективу для получения нового, так человек познаёт всё…в том числе и себя.

Сегодня мы подводим итоги проектной деятельности нашей школы за этот учебный год. На конференцию поступили 17 заявок от учителей и кураторов студий НОУП. Всю неделю работал экспертный совет и сегодня вы увидите лучшие проекты, подготовленные учащимися нашей школы и их научными руководителями. Вторая научно-практическая конференция объявляется открытой!

Куда же в нашем мире без бумаг?

Бумажный мир для человека важен

Не потому, что он такой бумажный,

Бумаги информацию хранят.

Куда, зачем уехал, опоздал

Ввиду какой причины не пришёл,

В какое место завтра приглашён,

За что в ответе, если что-то взял.

Расписка, заявленье, объявленье,

На свадьбу, день рожденья приглашенье…

И столько путаницы с тем, как их писать,

Что нужно бы пособие издать.

2 проект: Лобков Виталий

Ключ к будущему прошлое, в нём тайна настоящего,

В архивах запылённое вдруг оживёт оно,

Когда с живыми чувствами к нему ребёнок тянется,

Когда так звонко, весело в годах 60-ых так…

Потом в 80-х так…и в 90-х тоже так

И до сих пор звенит для всех нас на урок звонок.

Любимые книги всегда рядом с нами,

Читаем мы в школе, читаем в семье…

Маршак – это имя, Маршак – это знамя

Читателей маленьких первый поэт.

История важна и интересна.

Без Маршака не могут малыши…

А как же порезвиться и развлечься?

Тогда аттракционы нам нужны.

Басня – это мудрость и наука,

Древний жанр и очень-очень сложный,

Наши дети сотворили чудо –

Написали чудо - побасёнки.

Сняли по сюжетам их мультфильмы

Сами себе стали режиссёры –

И теперь осталось снять им фильмы

Ну и Оскаров набрать наборы.

Оратором родиться или стать?

Быть им или не быть – вот в чём вопрос.

Как выступить и как слова сказать,

Чтоб душу они трогали до слёз,

Ласкали слух, пленили…или мысль

Они несли, в умах оставив след,

Как так сказать, чтоб сердце они жгли,

Дарили людям красоту и свет?

Свет мыслей, чувств, свет самых добрых слов…

Подскажет нам великий Цицерон.

В четырёх больших пакетах не продукты и не вещи,

Не животные, не птицы и не уголь, не цемент,

Там стратегия ответа самых разных уравнений…

И пакет тоже особый и его прочнее нет.

Кто любит математику? Кто знает математику?

Как знать и полюбить её, как самому творить?

Задачи – дело сложное, а будем создавать мы их

По сказкам знаменитого прекраснейшего сказочника

И имя его Андерсен…а сказки – целый мир.

Математика нужна, математика важна

И повсюду и во всём – математика кругом.

Ну что же…вот и подошёл к своему логическому завершению наш праздник науки. Подведём итоги. Все участники нашей конференции молодцы, все старались и у всех всё получилось или же, если они вначале пути, то обязательно получится. Ибо преодолеет тяжёлую дорогу всяк по ней идущий и не сворачивающий с пути своего.

Для церемонии награждения приглашается на сцену Тарасова Анна Викторовна, заместитель директора по научно-методической работе.

Предварительный просмотр:

В современной образовательной системе широко распространено применение проектной технологии. Использование проектной деятельности в школе - это стремление к тому, чтобы познавательный интерес учащихся находил отклик в той общественной, научной, предметной сфере, которая близка тому или иному учащемуся. Проект – это новое для себя, это новое для других, это творчество и наука одновременно. Проектная технология – это и есть технология Школы Будущего. Проект – это деятельность, нацеленная на результат и на продукт деятельности.

Проектирование в образовательном процессе требует системного подхода. Любая система включает в себя элементы, которые тесно взаимосвязаны друг с другом, но в основе своей имеют одну идею, вокруг которой группируются. Проектная деятельность ГОУ СОШ № 425 школы в основном базируется на работе Научного общества учащихся и педагогов. Это система подготовки и реализации не разрозненных проектов, это единая система проектной деятельности. Подобная системность нами достигается не только за счёт создания и внедрения новой модели НОУП, включающей научные студии, функционирующие на базе медиацентра школы, но, прежде всего, за счёт использования технологии комплексного проекта. Комплексный проект – это цепочка индивидуальных и групповых проектов разных предметных областей, объединённых одной общей ключевой темой, разбитой на темы включающие, благодаря которым каждый учитель-предметник может стать участником и научным руководителем индивидуальных и групповых проектов.

Применение технологии комплексного проекта – это не только возможность проведения общешкольной работы к подготовке продукта массового проекта – мероприятия по защите комплексного проекта, но и способ активизации методом проектирования познавательных интересов учащихся в наиболее интересующей их предметной области и создания интересных неординарных продуктов данной работы.

Предварительный просмотр:

Часть 1. Вступление.

1. Выступление администрации.

Часть 2. Выступление Андерсена.

Часть 3. Постановка сказки.

Потухает свет, бьют часы.

Мы провели анкетирование учащихся нашей школы со 2 по 11 класс включительно и выявили, какие сказки Андерсена и каких героев знают и любят учащиеся нашей школы. Результаты (на диаграмме) таковы, что мы выяснили, что не только малыши, но и старшеклассники великолепно помнят сказки Андерсена. Это значит, что сказки Андерсена помнятся, западают в самое сердце ребёнка с самого раннего детства с первой прочитанной сказки и остаются там.

Часть 5. Поэтическое переложение сказки Андерсена.

Часть 6. Защита проекта по музыке Айшан.

Часть 8. Завершение.

Итак, мы поселились в этом чудном граде сегодня и пусть эти прекрасные сказочные мгновенья и такой прекрасный город поселится в душе каждого из вас, и будет жить в ней, привнося неё частичку волшебства.

Модернизация системы образования невозможна без новых идей, подходов, современных технологий, совместной работы учащихся и педагогов. Создание такого опыта осуществляется в ходе научно-исследовательской деятельности в общеобразовательном учреждении.

Необходимость создания НОУ продиктована всем ходом развития учебно-воспитательного процесса в школе. Основным фактором личностного развития является особая форма организации педагогического процесса в виде научно-исследовательской деятельности.

  • необходимостью дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей, склонностей и отсутствием условий индивидуальной работы с каждым способным учеником;
  • уровнем заданий районных и окружных предметных Олимпиад и недостаточными ЗУН школьников за пределами учебных программ;
  • стремлением учащихся к самостоятельности и неумением организовать свою учебно-познавательную деятельность и управлять ею;
  • необходимостью дифференциации образования и единообразием содержания и технологий обучения.
  1. Субъектами научно-исследовательской работы являются учащиеся и педагоги. Администрация школы организует учителей на постоянный поиск инноваций и преобразований воспитательно-образовательного процесса, привлекает к изучению учебных проблем учащихся, объединяя их в НОУ.
  2. Исследования носят прикладной характер и направлены на разработку и освоение программ совершенствование процесса обучения, воспитание и развитие учащихся, повышение его результативности в конкретном образовательном учреждении.
  3. Итоги школьной научно-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить "первый опыт" подобной деятельности.

В исследованиях интеллектуального развития личности, содержащихся в работах Л.С. Выготского, Ж. Пиаже, С.Л. Рубинштейна, А.Г. Ананьева и др. выделяются различные аспекты данного психического явления, но неизменно отличается ведущая роль развития мышления в становлении структуры интеллекта и познавательных механизмов, что во многом определяет направленность организации всего воспитательно-образовательного процесса.

Задачи развития привычки к умственному труду связаны с научно-исследовательской работой учащихся. Теоретики обучения и воспитания указывают на необходимость стимулирования ученика к умственным усилиям. Для умственного развития вредно, если знания усваиваются только как сумма фактов, а не как сведения, переработанные собственные мысли учащегося. Такая постановка вопроса предполагает рассмотрение проблемы развития личности в тесной связи с задачами формирования эмоциональной сферы, интеллектуальных, волевых и морально-нравственных качеств, культуры умственного труда.

  • Выявление и выращивание интеллектуальных ресурсов общеобразовательного учреждения - учащихся, имеющихся развитые креативные способности.
  • Достижение максимального уровня развития способностей ребёнка.

- расширять кругозор учащихся в области достижений отечественной и зарубежной науки;

- выявлять наиболее способных учащихся в разных областях науки и развитие их творческих способностей;

- активно включать учащихся школы в процесс самообразования и саморазвития;

- совершенствовать умения и навыки самостоятельной работы учащихся, повышать уровень знаний и эрудиции учащихся в интересующих их областях науки;

- организация научно-исследовательской деятельности учащихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации.

  • Научной основой ранней дифференциации детей по интересам служит учение о способностях (Л.С. Выготский, Б.М. Теплов, А.М. Матюшкин, В.Д. Шадриков и др).
  • Способности - это личностные образования, включающие знания и умения, которые сформированы на базе врождённых задатков человека и определяет его возможности в успешном освоении тех или иных деятельности.
  • Одарённость - высокий уровень развития интеллекта, качественно-своеобразное сочетание способностей, обеспечивающей успешное выполнение деятельности.
  • Талант - сочетание способностей, дающее самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.
  • Развитие человека есть развитие его способностей (С.Л. Рубинштейн).
  • Наследуются неспособности, а возможности их развития - задатки (Л.С. Выготский).
  • Способности и интересы формируются и проявляются лишь в деятельности (А.Н. Леонтьев).
  • Основное разделение по способностям - это разделение людей на художественный (правополушарный, первосигнальный), мыслительный (левополушарный, второсигнальный) и средний (без преобладания одного или другого) типа (И.П. Павлов).

Содержание и формы работы НОУ

Основная работа НОУ - это секция, в которую объединяются учащиеся тех классов, возраст которых определён положением НОУ. В секцию объединяются ребята, которые имеют общие интересы в той или иной области знаний.

  • Положение о НОУ (приложение 1)
  • Устав НОУ (приложение 2)
  • Тематическое планирование секций (предметных кружков) НОУ на учебный год.

Научная деятельность включает в себя организационные, трудовые и творческие процессы по управлению этой деятельностью, организацию выполнения ученических научно-исследовательских работ, апробацию и реализацию результатов выполнения ученических научно-исследовательских работ.

Научно-исследовательская работа осуществляется в тесном сотрудничестве учащегося и руководителя. Учащиеся на занятиях получают соответствующие задания для разработки научно-исследовательского проекта, могут создаваться экспериментальные группы, в том числе и междисциплинарные (например: биология-химия-экология и т.д.)

Учащиеся, взаимодействуя с учителями, выполняют творческие задания и вносят свой вклад в разработку темы, что является одним из перспективных средств развития познавательной активности школьников.

Проведение научно-исследовательской работы предполагает наличие основных этапов, характерных для научного поиска: постановка проблемы, ознакомление с научно-популярной литературой по данной тематике, овладение методикой исследования, сбор собственного материала, его анализ, обобщение, выводы.

  • Работа кружков по направлениям;
  • Индивидуальная, групповая работа учащихся под руководством учителей и других специалистов на базе школы;
  • Олимпиады по различным областям знаний;
  • Организация интеллектуальных игр по развитию познавательных интересов и творческих способностей;
  • Рецензирование научных работ учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
  • Редактирование и издание ученических научных сборников.

Планирование работы научного общества учащихся

Эффективность деятельности научного общества учащихся зависит от того, насколько последовательно осуществляется руководство деятельностью учащихся и насколько целесообразно планирование научного общества учащихся.

  1. Познавательно-коммуникативная работа;
  2. Научно-исследовательская деятельность;
  3. Творческая деятельность;
  4. Воспитательская деятельность.

Познавательно-коммуникативная работа. Для того, чтобы ребёнок захотел участвовать в научно-исследовательской работе, у него необходимо разбудить желание, сформировать исследовательскую мотивацию, то есть ребёнок должен захотеть понимать информацию и сообщать её другим. Поскольку человек существо социальное, он должен ещё в школе учиться говорить обдуманно, целенаправленно, решать проблемы, получать и передавать информацию, работать с литературными источниками, дискутировать и выступать с докладами, уметь слушать других и себя. Для того, чтобы этому научить, разбудить у детей исследовательский интерес, задор, радость творчества, на это направлена познавательно-просветительская работа среди членов НОУ. Для проведения занятий данного раздела могут привлекаться школьный библиотекарь, психолог, учитель литературы и все те, кто не равнодушен к детям, занимающимся в НОУ. Школьный библиотекарь учит работать с каталогом, научной литературой, развивает умение делать выписки, аннотации, собирать научную информацию. Школьный психолог развивает интеллектуальные умения и коммуникативную культуру ученика.

  • Посещение предприятий, научных учреждений;
  • Знакомство с людьми, прославившими науку в данной области знаний.

Творческая деятельность. Творческая деятельность каждой секции предполагает подготовку и проведение конкурсов знатоков науки или конкурсов интеллектуалов, научных парадов, викторин, вечеров и т.д. Такая деятельность НОУ и работа в секциях позволяет сделать участие каждого ученика значимым, стимулирует мотивацию участия большого количества ребят в исследовательской и экспериментальной работе.

  • Ответственность перед другими людьми и окружающей средой;
  • Способность к диалогу с представителями других сословий, наций, культур;
  • Понимание и принятие законов гражданского общества;
  • Понимание и потребность в принадлежности к национальной культуре;
  • Ответственное отношение к своему здоровью, образованию, морально-этическим нормам, кругу общения и т.д.

План каждой секции (предметного кружка) рассчитан на 136 часов (4 часа в неделю). Его темы могут перемещаться, расширяться. Количество часов на конкретную тему варьируется руководителем секции (предметного кружка) в зависимости от конкретных условий: тема исследования, уровень подготовки ребёнка, наличие материала, его доступность. Необходимо сочетание индивидуальных и групповых занятий с преобладанием в отдельных темах первых.

По итогам работы за год Совет НОУ готовит отчет по всем позициям плана и выступает с ним на итоговом собрании. На этом же собрании педагоги высказывают своё мнение о работе секций (предметных кружков) и руководстве ими, выступают с предложениями по организации научно-исследовательской деятельности.

Структура организации НОУ

С целью чёткой организации работы сформирована структура, позволяющая осуществлять процесс научно-исследовательской деятельности .

Высший орган НОУ - собрание. Собрание утверждает Совет НОУ, определяет состав каждой секции, утверждает название НОУ, план его работы на год (приложение 3), принимает эмблему и девиз НОУ. Общее собрание НОУ проводится два раза в год.

В Совет НОУ входит не менее пяти человек. Заседания Совета НОУ - 2 раза в год. Заседания совета НОУ дают возможность прогнозировать и осуществлять контроль над организацией научно-исследовательской работы в школе, корректировать деятельность самого совета. Содержание работы Совета НОУ направлено на изучение результатов диагностики, проведения анализа участия членов НОУ в предметных олимпиадах, подготовку интеллектуальных мероприятий, научных конференций.

Вступив в НОУ, ученик работает в одной из секций (предметном кружке), в которой проходят не только консультации, но и регулярные занятия по развитию интеллектуального потенциала и творческих способностей. После того, как ребята определились с тематикой своих научных работ и секцией (предметным кружком), в которой они будут работать, составляется расписание занятий по каждой секции НОУ и определяется место и время их проведения.

Итоговой инстанцией является научно - исследовательская конференция (приложение 4). Она созывается раз в год для обсуждения хода и итогов научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. На конференцию могут быть представлены творческие работы поискового и исследовательского характера, выполненные членами школьных секций индивидуально или в группе в форме доклада или отчета об эксперименте. Защита работы может сопровождаться слайдами, видеофрагментами, рисунками, чертежами, схемами.

  1. Приказ "О проведении школьной научно-исследовательской конференции учащихся" (приложение 5)
  2. Приказ "О результатах работы школьной научно-исследовательской конференции учащихся" (приложение 6)
  3. Положение о научно-исследовательской конференции (приложение 7)
  4. Программа проведения предметных секций и конференции НОУ (приложение 8)
  5. Рекомендации членам жюри по оценке исследовательских работ учащихся (приложение 9)
  6. Оценочный лист исследовательских работ учащихся (приложение 10)
  7. Рекомендации участникам НОУ по подготовке к публичному выступлению (приложение 11)

Организация внутришкольного контроля за деятельностью НОУ

Координацию и контроль за деятельностью НОУ осуществляет методическая служба и администрация школы.

В приложениях представлены справки по проверке журналов и тематического планирования предметных кружков НОУ (приложение 12, приложение 13)

  • овладение учащимися знаниями, выходящими за пределы учебной программы,
  • освоение учащимися методов и приемов научного исследования,
  • овладение навыками работы и дополнительными литературными источниками

И как результат - Старшеклассник, чувствующий вкус к поисково-исследовательской деятельности, пропагандист в значимой для себя области знаний.

(Disclaimer: я не имею очень большого опыта подготовки школьников к участию в разных конференциях, и потому мои представления обо всем этом сформированы зачастую по различным косвенным признакам.)

Сами по себе проекты, конечно, довольно осмысленная вещь, я про это уже писал. Делать разные проекты полезно для расширения кругозора, для практического освоения самых разных областей программирования. (Я буду говорить в первую очередь про программирование, хотя, кажется, все те же аргументы применимы и к другим предметам.) (При этом надо, конечно, помнить, что одних проектов недостаточно, и фундаментальная алгоритмическая подготовка тоже нужна, если даже не нужнее.)

Но проекты имеет смысл делать для себя, для друзей, ну в особых случаях можно их выкладывать в публичное пространство, если полагаете, что кому-то еще они будут полезны (собственно, я могу назвать как минимум несколько примеров проектов, сделанных моими знакомыми школьниками, которые оказались полезны довольно широкой группе людей; заодно такая полезность неплохо стимулирует дальнейшее развитие проекта и вообще выводит его на новый уровень).

Но при этом я довольно плохо понимаю, зачем с этими проектами ездить на различные конференции, и уж тем более зачем делать проект, основной целью которого являются поездки по конференциям. Потому что у таких конференций, как самих по себе, так и в той системе, как это сейчас сложилось в России, есть ряд недостатков.

В олимпиадах же все намного четче: есть система Всероссийской олимпиады школьников, есть система поступательных (перечневых) олимпиад, и тут всё понятно. Конечно, и в олимпиадах есть неадекватные олимпиады, и их много, но наличие единой системы и тех же уровней перечневых олимпиад позволяет намного лучше понимать, кто есть кто.

В-четвертых, на конференциях очень сложно понять, какова роль собственно школьников в проекте, а какова роль их руководителя. В одних проектах школьники вообще делают всё сами (я уже писал, что проект уровня городского НОУ хороший олимпиадник сделает за неделю неспешного труда). В других проектах руководитель может написать 90% кода, поймать и пофиксить все баги и, допустим, полностью поднять и поддерживать какой-нибудь сервер базы данных (условно). Отличить один проект от другого на докладе будет очень сложно (ну если во втором случае школьники не совсем уж раздолбаи и хоть немного разобрались в том, что сделал их руководитель).

(Я помню, как-то довольно давно я читал на Хабре подробный отчет про какой-то нетривиальный школьный проект — что-то там с метеозондом. Заканчивалось все это, насколько я помню, тем, что за неделю до доклада зонд был готов, но его еще надо было запустить — и это всё руководитель делал сам, вплоть до того, что потом на машине ехал и добывал упавший где-то в области зонд. И при том, что в целом всё очень интересно и круто, но всё время вертится вопрос — если школьники очень мало участвовали в запуске зонда, то почему же они потом едут докладывать про это на конференции?)

И совершенно не важно, что в хороших работах ученый напишет то, что считает нужным — если он понимает, что какие-то выводы нужны, он их напишет, если нет, то нет. Если автор хочет рассказать про возможные дальнейшие направления развития, он расскажет, если нет, то нет. И его статья или доклад не станут от этого хуже, зачастую они станут наоборот только лучше. Ну и уж никакой настоящий автор не будет перечислять в своей статье в явном виде цели и задачи исследования; явное выделение целей и задачи — это вообще выдумки философов и методистов, которые настоящих исследований в своей жизни никогда не делали.

Требования обязательного наличия таких разделов — это, конечно, классический карго-культ (см. еще тут) — копирование практик успешных людей без малейшего их понимания. И это на самом деле очень большое зло, это то, что имхо очень убивает весь оставшийся интерес — потому что никакой разумный школьник, никакой школьник, умеющий думать головой, никогда не будет делать то, что не имеет никакого практического смысла, а карго-культ именно никакого смысла в себе и не несет.

И последнее — на конференциях, в отличие от олимпиад, надо еще и выступать, и потому часто говорят, что конференции учат публичным выступлениям. Это, с одной стороны, конечно, правда. Но с другой стороны, у меня постоянно есть ощущение, что когда руководители пытаются собственно научить школьников выступать, это получается очень плохо. Зачастую руководители напишут школьнику прямо текст выступления (да нередко еще и по ролям для всех школьников, участвовавших в проекте), заставят его выучить наизусть — ну и получится конечно очень жалкое зрелище. Школьник, конечно, все скажет, и если школьник хороший, то он даже не просто оттараторит выученную речь, а расскажет ее с минимальным выражением — но все равно сразу видно, что это очень неестественно. Получается опять тот же карго-культ, но на этот раз карго-культ хорошего выступления. А на самом деле хорошее выстуление, имхо, проистекает вовсе не от тщательно разученного доклада, а от глубокого понимания темы; хорошие выступления имхо почти всегда в существенной мере импровизированы. (Это, конечно, не отменяет необходимости планирования и зачастую репетиции доклада, но вовсе не в такой подробности, как это зачастую делают руководители со школьниками.)

Читайте также: