Школьная программа дрофа анализ текста

Обновлено: 07.07.2024

На современном этапе главным является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях. Чтобы воспитать такую личность, прежде всего необходимо научить ребёнка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения. Использование языка как средства общения требует от говорящего знания социальных, ситуативных и контекстуальных правил, которые должен учитывать носитель языка: почему, что, где, когда, как говорят, какое значение придаётся отдельным словам и выражениям в зависимости от конкретных обстоятельств.

В дидактике на первое место выдвигаются задачи развития речи, формирования у школьников языкового чутья, привития любви и интереса к родному языку. Развитие речи опирается на развитие познавательных способностей ученика через обогащение лексического запаса, умение правильно сочетать слова, использовать их в речи, логически и стилистически оправданно употреблять различные грамматические средства, связно излагать свои мысли, подчиняя высказывание, текст, выразительно-изобразительные средства основному замыслу.

Основной дидактической единицей обучения в связи с этим признаётся текст. Целенаправленный отбор текстов способствует созданию развивающей речевой среды, что благоприятно влияет на совершенствование чувства языка, языковой интуиции. Кроме того, мало знакомить ученика с яркими текстами, учить понимать их, видеть и слышать изображённое в них. Учащиеся должны непроизвольно запоминать образцовые тексты, уметь легко воспроизводить их, использовать в своей речи как образцы. И большое значение имеет текст художественный, анализ которого помогает ученику ощутить своеобразие эстетической функции языка.

Лингвостилистический анализ текста - одна из важнейших методических и лингвистических проблем современного преподавания русского языка. Умение понимать текст и работать с ним вырабатывает у учащихся чувство языка, развивает аналитические и творческие способности - как на уровне содержания, так и на уровне языковых средств. Факультативный курс направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают учащиеся на уроках русского языка. Решая задачу повышения предметной компетентности, курс знакомит учащихся с одним из двух основных аспектов всестороннего полного анализа художественного текста – лингвостилистическим анализом художественного текста (вторым является литературоведческий анализ).

Предлагаемый факультативный курс дает возможность через лингвистический анализ художественного текста показать ученикам 7-го класса величие, необычайную красоту, выразительность родной речи, ее неисчерпаемые богатства, которые заложены во всех областях языка и которыми мастерски пользуются русские поэты и писатели. Продолжая такую работу в старших классах, учитель-словесник может больше внимания уделять языковому анализу отдельных произведений художественной литературы. При этом ранее приобретенные навыки такого анализа будут углубляться и совершенствоваться, а перед учениками еще полнее и многограннее раскроются тайны родной речи, секреты художественного творчества.

Цель курса: помочь учащимся в ходе практической работы приобрести лингвистическую и речевую компетенцию для понимания текста как произведения словесного искусства, сформировать навык лингвостилистического анализа художественного текста.

Задачи курса:

  • дать представление об уровневой структуре лингвостилистического анализа текста;
  • способствовать овладению учащимися методикой и техникой лингвостилистического анализа текста;
  • способствовать развитию языкового и стилистического чутья.
  • знать основные сведения о языке как развивающемся явлении и как части духовной культуры русского народа;
  • понимать эстетическую ценность художественного текста, своеобразие языка писателя;
  • знать определения языковых понятий, предусмотренных программой, изобразительно-выразительные средства разных языковых уровней и способы их создания;
  • уметь правильно находить верный стиль, форму, манеру высказывания, средства выразительности в зависимости от речевых ситуаций;
  • создавать собственный текст с опорой на анализируемые тексты.

Содержание программы факультативного курса “Лингвостилистический анализ художественного текста”

Текст (7 часов)

Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста. Тема текста. Основная мысль (идея) текста. Типы речи: повествование, рассуждение, описание. Разговорный и книжные стили речи: научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Композиция словесного произведения. Внесюжетные элементы. Система образов.

Звуковые образные средства русского языка (4 часа)

Звуковая организация художественного текста. Аллитерация. Ассонанс. Смысловая функция звукописи. Приём звукоподражания.

Смысловая функция ударения. Стихотворный размер. Двухсложные и трёхсложные размеры стиха. Дольник. Акцентный стих.

Основные элементы интонации и их смыслоразличительная роль. Изобразительные возможности интонации.

Изобразительные ресурсы словообразования (3 часа)

Русское словообразование. Морфема и её значение.

Приёмы, основанные на значимости морфем: приём семантизации морфем, словообразовательный повтор.

Паронимы. Приём паронимического противопоставления.

Изобразительные ресурсы лексики (7 часов)

Слово как основная единица языка. Прямое и переносное значение слова. Типы переноса значения: по сходству, по смежности, по функции.

Основные виды тропов: эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, синекдоха. Омонимы и похожие на них языковые явления: омофоны, омоформы, омографы. Экспрессивное использование омонимов в тексте. Синонимы и антонимы. Антитеза и оксюморон и языковые средства из создания. Устаревшие слова и их виды. Роль в художественной речи.

Морфологические средства выразительности русской речи (5 часов)

Синтаксическое богатство русского языка (9 часов)

Экспрессивное использование предложений разного типа. Стилистические фигуры речи: анаколуф, анафора, антитеза, бессоюзие, многосоюзие, градация, инверсия, риторические вопросы, восклицания, обращения, эллипс, эпифора.

Тематическое планирование занятий факультативного курса

№ п\п

Дата

Тема занятия

Кол-во часов

Текст (7 часов)

Текст. Признаки и определение текста. Способы и средства связи предложений текста.

Л. Н. Толстой. Война и мир. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения

Серия "Школьная программа" состоит из книг небольшого объема. Каждая из них посвящена отдельному писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобразовательных школ.

Книги эти могут быть использованы как на уроках при прохождении отдельных тем, так и для повторения пройденного материала, при подготовке к семинарам, зачетам, читательским конференциям. Они будут полезны и во время подготовки к школьным выпускным и вступительным экзаменам в высшие учебные заведения. Обо всём этом и не только в книге Л. Н. Толстой. Война и мир. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения

Средний балл:
Средний балл:

Учебно-методические материалы по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (5-11 классы).

Информационный ресурс для работников образования

В этой теме Вы сможете ознакомиться с учебно-методическими материалами по РУССКОМУ ЯЗЫКУ (5-11 классы). Напоминаем, что выложенные здесь материалы, предназначены только для ОЗНАКОМЛЕНИЯ. Все права принадлежат только АВТОРАМ книг. Если какие-то издания повторяются, большая просьба сообщить об этом.

CDmp3 Мещанин во дворянстве. 7кл

В сборник вошли три повести о Великой Отечественной войне: "А зори здесь тихие. " Бориса Васильева, "Пастух и пастушка" Виктора Астафьева, "Пойти и не вернуться" Василя Быкова. Все авторы не понаслышке знают о Великой отечественной войне - они сами участвовали в боевых действиях, на себе ощутили и радость побед, и горе утрат. Они пишут об обыкновенных людях, попавших в тяжелейшие условия войны, об их.

Издательство: Стрекоза
Дата выхода: декабрь 2018

А. П. Платонов. Котлован. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения

Издательство: Дрофа
Дата выхода: август 2010

А. П. Чехов

Серия "Школьная программа" состоит из книг небольшого объема. Каждая посвящена отдельному писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобразовательных школ. Книги эти могут быть использованы как на уроках при прохождении отдельных тем, так и для повторения пройденного материала, при подготовке к семинарам, зачетам, читательским конференциям. Они будут полезны и во время подготовки к.

Издательство: Дрофа
Дата выхода: январь 2007

А. С. Пушкин:

Серия "Школьная программа" состоит из книг небольшого объема. Каждая посвящена отдельному писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобразовательных школ. Книги эти могут быть использованы как на уроках при прохождении отдельных тем, так и для повторения пройденного материала, при подготовке к семинарам, зачетам, читательским конференциям. Они будут полезны и во время подготовки к.

Издательство: Дрофа
Дата выхода: январь 2007

А.А.Фет: Стихотворения: Анализ текста, основное содержание, сочинения

Издательство: Дрофа
Дата выхода: июнь 2007

Абсолютная пунктуационная грамотность за 20 дней

Учебное пособие предназначено для старшеклассников и всех желающих овладеть устойчивыми навыками грамотной письменной речи. Учебный материал представлен в виде схем, включающих в себя правила русской пунктуации, и упражнений к каждому правилу. В конце книги даются ключи для проверки правильности выполнения упражнений.

Издательство: АСТ
Дата выхода: сентябрь 2008

Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней

Пособие включает все основные орфографические правила школьного курса в виде доступных и легко запоминающихся схем, которые разделены на 30 занятий. После каждой схемы идут тренировочные упражнения, позволяющие закрепить учебный материал. В конце пособия даны ключи к упражнениям для проверки правильности выполнения заданий. Книга адресована старшеклассникам и всем желающим овладевать.

Издательство: АСТ
Дата выхода: апрель 2009

Абсолютная орфографическая грамотность за 30 дней

Пособие включает все основные орфографические правила школьного курса в виде доступных и легко запоминающихся схем, которые разделены на 30 занятий. После каждой схемы идут тренировочные упражнения, позволяющие закрепить учебный материал. В конце пособия даны ключи к упражнениям для проверки правильности выполнения заданий. Книга адресована старшеклассникам и всем желающим овладевать устойчивыми.

Издательство: АСТ
Дата выхода: ноябрь 2004

Абсолютная пунктуационная грамотность за 20 дней

Учебное пособие предназначено для старшеклассников и всех желающих овладеть устойчивыми навыками грамотной письменной речи. Учебный материал представлен в виде схем, включающих в себя правила русской пунктуации, и упражнений к каждому правилу. В конце книги даются ключи для проверки правильности выполнения упражнений.

Издательство: АСТ
Дата выхода: август 2005

Алгебра. Текстовые задачи

Издательство: АСТ
Дата выхода: апрель 2004

Алгебра. Задачи с параметром

В пособии содержится краткое изложение методов решения типовых задач с параметром, научаемых в школьном курсе алгебры. Пособие позволит быстро и качественно подготовиться к школьным зачетам, контрольным работам, выпускным и вступительным экзаменам.

Издательство: АСТ
Дата выхода: ноябрь 2005

Алгебра. Тригонометрические уравнения и неравенства

Издательство: АСТ
Дата выхода: январь 2003

Алгебра. Логарифмические уравнения и неравенства

В пособии содержится краткое изложение темы школьного курса алгебры "Логарифмические уравнения и неравенства". Пособие позволит быстро и качественно подготовиться к выпускным зачетам, контрольным работам, выпускным и вступительным экзаменам.

Издательство: АСТ
Дата выхода: август 2004

Алые паруса. Бегущая по волнам

Издательство: Стрекоза
Дата выхода: ноябрь 2017

Английский язык в таблицах. 5-11 классы

В справочном пособии в виде доступных наглядных таблиц представлены все основные правила английской грамматики. Материал запоминается легко и быстро, навыки грамотной письменной и устной речи вырабатываются автоматически. Книга будет полезна для повторения и обобщения правил по английскому языку при подготовке к урокам и выпускным экзаменам. Ее могут использовать абитуриенты и репетиторы для.

Издательство: АСТ
Дата выхода: май 2005

Анна Ахматова: Лирика

Как писала сама Анна Ахматова (1889-1966) она жила для великой земной любви и всегда пела об этом. Но вместе с тем она любила и жизнь во всем ее многообразии, а ее творчество всегда предельно правдиво и искренне. Поэтому Лирика Ахматовой в целом - это откровения человеческой души, отразившие трагические и героические события ХХ века. В сборник Анны Ахматовой вошли стихотворения из книг "Вечер", "Четки", "Белая.

Издательство: Стрекоза
Дата выхода: декабрь 2018

Ася

Издательство: Стрекоза
Дата выхода: декабрь 2017

Ахматова. Стихотвор. Поэма. Анализ текста

Серия "Школьная программа"

Издательство: Дрофа
Дата выхода: январь 2004

Ахматова А.А. Стихотворения. Поэма. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения

Серия "Школьная программа" состоит из книг небольшого объема. Каждая из них посвящена отдельному писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобразовательных школ. Книги эти могут быть использованы как на уроках при прохождении отдельных тем, так и для повторения пройденного материала, при подготовке к семинарам, зачетам, читательским конференциям. Они будут полезны и во время.

Издательство: Дрофа
Дата выхода: август 2005

Б. Л. Пастернак. Стихотворения. Анализ текста. Основное содержание. Сочинения

Издательство: Дрофа
Дата выхода: январь 2002

Б. Л. Пастернак. Стихотворения: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения

Серия "Школьная программа" состоит из книг небольшого объема. Каждая посвящена отдельному писателю, творчество которого изучается в старших классах общеобразовательных школ. Книги эти могут быть использованы как на уроках при прохождении отдельных тем, так и для повторения пройденного материала, при подготовке к семинарам, зачетам, читательским конференциям. Они будут полезны и во время подготовки к.

Издательство: Дрофа
Дата выхода: январь 2002

Басни. Крылов

В нашей новой серии "Школьная программа" издаются произведения, которые изучают в школах по программам младшего и среднего школьного возраста, а также рекомендуются для внеклассного чтения.

Читайте также: