Школьная библиотека как центр формирования и развития читательской компетентности

Обновлено: 05.07.2024

Презентация на тему: " ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Докладывает : Белозеров Игорь Николаевич, заместитель." — Транскрипт:

1 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БИБЛИОТЕК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Докладывает : Белозеров Игорь Николаевич, заместитель министра образования и науки УР 29 ноября 2010 г. Министерство образования и науки Удмуртской Республики

2 отсутствие социокультурных стимулов к чтению ; слабое освоение современного информационного поля : не сложились отчетливые принципы отбора, оценки качества нужной печатной продукции, ее адекватного использования в учебной деятельности и обыденной жизни ; недостаточная организация работы по формированию информационной культуры всех участников образовательного процесса ( основ библиотечно - библиографической грамотности – в прошлом ); дефицит современного методического обеспечения системы образования в области чтения ; неподготовленность преподавательских кадров для обеспечения учащимся необходимого на современном этапе уровня читательской компетентности. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ПРИЧИНЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Министерство образования и науки Удмуртской Республики

3 Включенность в общекультурную компетентность ; Читательская компетентность как система ; Связность и последовательность обучения чтению и работе с письменными источниками ; Активность взаимодействия учителей, библиотекарей и учащихся ; Технологичность процесса обучения работе с письменными текстами. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ Министерство образования и науки Удмуртской Республики структурных и культурно-содержательных аспектов письменных текстов различных типов; технологий поиска информации и ее качественных характеристик; репрезентации информации (в текстах, таблицах, графиках) и способов прочтения, интерпретации, понимания их культурной семантики; технических приемов работы с письменными текстами и культурной значимости ее конечного результата.

4 включенность в учебные планы образовательных учреждений всех типов, а в их рамках – в контекст всех учебных дисциплин разделов, связанных с приобретением социально необходимого уровня читательской компетентности ; обеспеченность соответствующих программ инструментарием обучения : программным, теоретическим, практическим и методическим ; фиксированность распределения информационных ресурсов, необходимых в учебном процессе : Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕН ТНОСТИ Министерство образования и науки Удмуртской Республики фонды печатной и электронной продукции, библиотечные каталоги; техника (в том числе компьютерная) доступа к этим каталогам и фондам; средства доступа к удаленным отечественным и мировым ресурсам письменной информации.

5 знание о распределении и функционировании письменных текстов в современном обществе ; их классификация по культурному содержанию, стилям и жанрам ; приемы эффективного поиска письменных источников информации разных классов ; способы работы с письменными источниками разных классов ; навыки понимания и интерпретации письменных текстов, представленных в разных культурных ( терминологических ) языках ; умение построения и репрезентации письменных текстов разных стилей и жанров. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ОБУЧЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Министерство образования и науки Удмуртской Республики

6 государственная система производства, хранения и распространения книг ( библиотеки, архивы и т. п.); продукция печатных СМИ ; письменные официальные и архивные документы ; письменные тексты, содержащиеся в электронных СМИ и на электронных носителях ; личные библиотеки и архивы. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности СОСТАВ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ Министерство образования и науки Удмуртской Республики

7 расширения возможностей доступа в отношении количества, качества, разнообразия письменных документов ; формирования упорядоченного и доступного социокультурного пространства чтения, обеспечивающего благоприятные условия для поиска и квалифицированного обсуждения информации, почерпнутой из письменных источников ; обеспечения обучения и консультирования, связанных с адекватной ориентацией в этом пространстве. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ДОСТИЖЕНИЕ ТАКОГО УРОВНЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ВОЗМОЖНО ПРИ ПРЕДОСТАВЛЕНИИ БИБЛИОТЕКАМИ УСЛОВИЙ ДЛЯ : Министерство образования и науки Удмуртской Республики

8 Библиотека как информационно - поисковая система. Это знания о структуре библиотеки как системы для поиска и работы с письменной информацией ; о назначении и функциях абонемента, специализированных читальных залов, справочно - библиографического отдела, межбиблиотечного абонемента ; о типах библиотек ( публичные, специализированные, школьные, вузовские ), их функциях и информационных возможностях. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ Министерство образования и науки Удмуртской Республики

9 Новые информационные технологии в контексте современной письменной культуры : Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ Министерство образования и науки Удмуртской Республики персональный компьютер и система телекоммуникаций как составляющие социокультурного пространства чтения; роль новых информационных технологий с точки зрения возможностей развития чтения и препятствующие этому факторы; последствия распространения новых информационных технологий для традиционных форм письменной культуры.

10 Автоматизированные информационные ресурсы, их структура как основа порождения новых типов информационных продуктов и услуг, письменных текстов : Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОБЛАСТИ ЗНАНИЙ И НАВЫКОВ Министерство образования и науки Удмуртской Республики базы и банки данных, представленных в письменной форме, их типология и характеристики каждого из типов с точки зрения количества, качества, доступности информации; гипертекстовые, мультимедийные информационные ресурсы и их отличительные особенности, ситуативные преимущества и недостатки по сравнению с традиционной печатной продукцией; организация телекоммуникационного доступа к базам и банкам данных.

12 определение круга сведений, значимых для решаемой жизненной, профессиональной, досуговой задачи ; выделение источников нужной информации, их распределение по степени охват насти рассматриваемой темы, отбор наиболее авторитетных и инновационных из них ; первоначальное знакомство с отобранными источниками и выбор опорных ; углубленная работа с источниками, направленная на освоение и понимание содержащейся в них культурной информации с точки зрения решаемой задачи ; использование полученных знаний для решения задачи. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности СОВОКУПНОСТЬ НЕОБХОДИМЫХ ДЕЙСТВИЙ Министерство образования и науки Удмуртской Республики

13 совершенствование навыков чтения и работы с письменными документами различных категорий педагогов, осуществляющих такое обучение ; консультирование учащихся и преподавателей по вопросам : консультирование родителей относительно помощи детям в работе с письменными источниками разных видов ; участие в разработке и использования методик диагностики и критериев оценки уровня читательской компетентности ; систематизация и классификация представленных в письменной форме информационных ресурсов, необходимых в системе образования : разработке способов взаимодополнительного использования печатной и компьютерной продукции ; участия в разработке методов дистанционного обучения работе с письменными документами. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности МЕРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ Министерство образования и науки Удмуртской Республики технологий чтения письменных документов разных видов; поиска нужных источников письменной информации; анализа письменных документов; построения письменных текстов разных видов; на разных ступенях обучения; для каждой учебной дисциплины; в качестве обязательных, дополнительных, рекомендуемых.

14 учебные программы ; обучающие семинары и тренинги на базе библиотек, информационных центров ; научно - практические конференции ; презентации научной, учебной, научно - популярной, художественной литературы ; конкурсы читателей и фестивали книги ; дистанционные формы обучения чтению и работе с письменными текстами. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности Министерство образования и науки Удмуртской Республики ИСПОЛЬЗУЮТСЯ :

15 литературные и книжные марафоны с участием писателей, библиотекарей и др. Преподаватели и учащиеся в ходе такого рода мероприятий становятся пропагандистами литературы – учебной, научно - популярной, научной, художественной, – включенной в образовательные программы в качестве обязательной, дополнительной, рекомендуемой ; книжные фестивали и праздники книги различного масштаба. Преподаватели и учащиеся под руководством библиотекарей принимают участие : Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОБРАЗЦЫ ПРОЕКТОВ Министерство образования и науки Удмуртской Республики в разработке тематики и сценариев таких мероприятий; в организации в их рамках театральных представлений и мероприятий, проводимых в общественных местах; в костюмированных шествиях, связанных с литературной тематикой; в опросах мнения родителей, посвященных чтению и книгам; в организации литературных игр, викторин, конкурсов, связанных с тематикой образовательных программ;

16 проекты, связывающие книжно - литературное и реальное жизненное пространство людей : туристические маршруты ; литературные карты районов, поселений, их частей ; архитектурные сооружения и интерьеры, описанные в литературе. Преподаватели и учащиеся принимают участие в разработке тематики, проведении экскурсий, связанных с литературной топологией, относящейся к учебным программам ; организация неформальных читательских объединений ( клубов, литературных гостиных, любителей определенных литературных направлений и т. п.), формирующихся на базе их библиотек с участием преподавателей гуманитарных дисциплин ; организация конференций, семинаров - тренингов, курсов по проблемам чтения. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ОБРАЗЦЫ ПРОЕКТОВ Министерство образования и науки Удмуртской Республики

17 знать об информационных ресурсах, зафиксированных в учебной литературе, и соответствующих поисковых средствах, уметь организовать эти ресурсы для решения конкретных задач, значимых для учащихся ; иметь адекватное представление о строении культурно - коммуникативного пространства и передавать учащимся знания и навыки адаптации в различных его областях, умение владеть различными кодами письменной культуры ; осуществлять совместно с педагогами диагностику и оценку уровня читательской компетентности на разных стадиях ее формирования ; выстраивать упорядоченную социокультурную среду, благоприятную для освоения и эффективного использования навыков работы с письменными источниками разных видов и для решения различных задач ; Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ Министерство образования и науки Удмуртской Республики

18 знать основные теории и концепции, которые относятся к формированию социально необходимого уровня читательской компетентности, владеть соответствующими технологиями и методиками, уметь подбирать их применительно к этапам социализации и личностным характеристикам ее субъектов ; консультировать школьников, их родителей ; организовывать внеучебные мероприятия, связанные с реализацией приобретенных учащимися читательских знаний и навыков, в формах праздников книги, читательских соревнований, викторин, дискуссий, литературных дебатов, организованных вокруг учебной, дополнительной, рекомендованной литературы по разным изучаемым дисциплинам ; владеть техниками развития речевых ( риторических ) и письменных навыков учащихся на основе информации, полученной в результате чтения ; Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ Министерство образования и науки Удмуртской Республики

19 строить программу дальнейшего развития читательской компетентности так, чтобы стимулировать и развивать познавательный ( рациональный ), образный ( эстетический ), оценочный ( эмоциональный ) и креативный компоненты отношения учащихся к прочитанному ; способствовать самоидентификации учащихся как читателей ; обучать учащихся свободно переходить от одного кода письменной культуры к другому ( от одних стилей, жанров, форм письменных текстов, от одних понятийных систем к другим ), переводить информацию из одной терминологии в другую, интерпретировать тексты по - разному в зависимости от социокультурного контекста их представленности ; стимулировать формирование читательской компетентности путем движения от более низкой ступени понимания текстов к более высокой, от интерпретации чужих текстов к построению собственных. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НАВЫКИ И УМЕНИЯ Министерство образования и науки Удмуртской Республики

20 подготовка и переподготовка педагогических и библиотечных кадров с акцентом на приобретение знаний и навыков, необходимых для обучения чтению и пониманию текстов разных классов, работе с письменными документами разных видов ; повышение уровня читательской компетентности преподавателей и библиотекарей, по использованию технологий обучения чтению в контекстах всех учебных дисциплин ; организация в школах образовательных курсов и консультаций для родителей, с тем, чтобы они могли помогать детям в повышении уровня общей читательской компетентности и с чтением при подготовке домашних заданий. Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЙСТВИЙ Министерство образования и науки Удмуртской Республики

22 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ ! Деятельность библиотек образовательных учреждений республики по формированию читательской компетентности Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Школьная библиотека как центр формирования читательских компетенций у школьни.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Школьная библиотека как центр формирования читательских компетенций у школьни.

Причины спада интереса к чтению: 1. Усиление влияния массовой информации. 2.

Причины спада интереса к чтению: 1. Усиление влияния массовой информации. 2. Возрастание числа неблагополучных семей. 3. Нарушение общения родителей с детьми. 4. Отсутствие системы формирования читательской деятельности школьников.

Основные функции библиотеки 1.Образовательная 2.Информационная 3.Культурная 4.

Основные функции библиотеки 1.Образовательная 2.Информационная 3.Культурная 4.Досуговая

ФГОС определяет планируемые результаты освоения: I. 4-х междисциплинарных пр.

Система планируемых результатов освоения образовательной программы: 1. лично.

Система планируемых результатов освоения образовательной программы: 1. личностные 2. метапредметные 3. предметные

Оценка личностных результатов основным объектом личностных результатов служи.

Оценка личностных результатов основным объектом личностных результатов служит сформированность УУД: 1. сформированность гражданской идентичности. 2. готовность к переходу к самообразованию на основе учебно-познавательной мотивации. 3. сформированность социальных компетенций.

Метапредметные универсальные учебные действия: 1. Регулятивные – умение став.

Метапредметные универсальные учебные действия: 1. Регулятивные – умение ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию, формирование способности к проектированию. 2. Коммуникативные – уметь сотрудничать с учителем и сверстниками, уметь работать в группе, владеть техникой общения, развитие речевой деятельности. 3. Познавательные – практическое освоение основ проектно-исследовательской деятельности, развитие смыслового чтения и работа с информацией.

Формирование ИКТ-компетентности учащихся Обращение с устройствами ИКТ. Фиксац.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности Выпускник научится.

Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности Выпускник научится: самостоятельно задумывать, планировать и выполнять учебное исследование, учебный и социальный учебный проект; использовать догадку, озарение, интуицию; использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук: целостное отображение мира, абстрагирование, художественный вымысел; осознанно развивать свои коммуникативные способности; осознавать свою ответственность за достоверность полученных знаний, за качество выполненного проекта.

Основы смыслового чтения и работы с текстом Поиск информации и понимание проч.

Основы смыслового чтения и работы с текстом Поиск информации и понимание прочитанного. Преобразование и интерпретация информации. Оценка информации.

Направления деятельности школьного библиотекаря по ФГОС I. Содействие формир.

Направления деятельности школьного библиотекаря по ФГОС I. Содействие формированию информационной компетентности учащихся и развитию их навыков самообразования и самостоятельной работы с информацией в разных форматах. II. Содействие формированию читательской компетентности, которая включает навыки чтения и работы с текстом, формирование потребности в чтении путем реализации программ поощрения чтения для удовольствия и личностного роста. III. Работа по учебно-методическому и информационному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования.

I. Содействие формированию информационной компетентности учащихся и развити.

I. Содействие формированию информационной компетентности учащихся и развитию их навыков самообразования и самостоятельной работы с информацией в разных форматах. Органическое соединение информативности и занимательности, серьезных размышлений - с игрой, рассказ и показ с практическими действиями в библиотеке и сети Интернет, использование красочных презентаций, элементов проектной и исследовательской деятельности, подготовка наглядных и методических материалов, консультирование учащихся, индивидуальная работа с ними обеспечит эффективность и результативность библиотечных уроков. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход.

Требования к библиотечному уроку Содержание библиотечных уроков должно форм.

Требования к библиотечному уроку Содержание библиотечных уроков должно формировать умение работать с информацией, расширять первоначальные умения поиска необходимой информации в словарях и в сети Интернет. На занятиях необходимо создавать условия для формирования у обучающихся умения организовывать свою деятельность - определять её цель и задачи, выбирать средства их реализации, применять на практике, оценивать достигнутые результаты. Презентации к уроку направлены на визуализацию информации посредством наглядных образов. При составлении библиотечного урока должны быть включены ролевые и дидактические игры, позволяющие активизировать занятия, усилить деятельностную сторону урока.

II. Содействие формированию читательской компетентности Содействие формирован.

II. Содействие формированию читательской компетентности Содействие формированию читательской компетентности включает: навыки чтения и работы с текстом. формирование потребности в чтении путем реализации программ поощрения чтения для удовольствия, личностного роста.

II. Содействие формированию читательской компетентности В ФГОС ОО особое вн.

II. Содействие формированию читательской компетентности В ФГОС ОО особое внимание уделяется формированию читательской компетентности учащихся. Для начального образования это: овладение навыками смыслового чтения текстов; осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; владение элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных и научно-популярных текстов. Для основного образования это: воспитание квалифицированного читателя с сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его письменно и устно.

формы и направления развития личностных результатов при организации внеурочн.

Проектная деятельность библиотеки – один из путей формирования у обучающихся.

Проектная деятельность библиотеки – один из путей формирования у обучающихся УУД согласно ФГОС. Цели и задачи проекта решаются через поиск ответа на проблемные вопросы. Проект – образовательная, исследовательская, творческая деятельность школьников, в процессе которой приобретают новые знания. Дети в ходе составления проекта не соревнуются, а обучаются коммуникации и сотрудничеству.

Структура работы над проектом Первый этап – мотивация, целеполагание, планиро.

Структура работы над проектом Первый этап – мотивация, целеполагание, планирование. Второй этап – построение оригинальной схемы действий. Стадии работы над проектом – самообразование, продумывание хода деятельности, распределение обязанностей, отбор материала для проекта(организационная часть дается как домашняя работа). Третий этап – исследовательская деятельность. Организация - практическая работа с учащимися(анализ текстов, комментарии, комментированное чтение, беседа по вопросам и т.д.) Четвертый этап – рефлексия. Стадии работы над проектом: обобщение и выводы, анализ положительных сторон в работах. Пятый этап – оценка. Защита проекта. Участники представляют свои работы в виде рефератов, презентаций, макетов, литературных произведений и т.д.

Достижение метапредметных и предметных результатов учащихся с книгами. Формы.

Этапы подготовки и проведения викторины с использованием Интернет- ресурсов У.

Этапы подготовки и проведения викторины с использованием Интернет- ресурсов Устная подготовка информации о викторине (в классах). Письменная подготовка информации (на сайтах). Подведение итога работы. Поощрения.

Реклама книги через блоги и социальные сети Печатные плакаты в библиотеке и.

Реклама книги через блоги и социальные сети Печатные плакаты в библиотеке используются для того, чтобы лучше передать текст, графику, изображения и другую вспомогательную информацию, но сегодня они не соответствуют современным требованиям учебного процесса. Современные способы рекламы книги это : популяризация книги через создание рекламных материалов с помощью интернет-сервисов; современные плакаты – это электронное средство представления информации, где используется тот же текст и графика, но к ним добавляются и ссылки на веб-ресурсы и Интернет-документы.

Назначение плаката в библиотеке Библиотечная агитация (реклама, привлечение ч.

Назначение плаката в библиотеке Библиотечная агитация (реклама, привлечение читателя в библиотеку). Библиотечная информация (ориентация читателя в библиотечной среде). Пропаганда (рекомендация) книг (руководство чтением). Организация (рационализация) чтения (методика и гигиена чтения, борьба с вредителями книг). Популяризация знаний (передача через плакат конкретных знаний из газет, журналов, книг).

III. Работа по учебно-методическому и информационному обеспечению реализации.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Большое место в образовательном процессе занимают самообразование, самоорганизация познавательной деятельности, приобретение школьниками способности учиться непрерывно. Библиотека важна для всех обучающихся, поскольку обеспечивает доступ к информационным ресурсам, консультирует и учит детей работать с информацией, повышает их уровень читательской и информационной грамотности.

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Организация работы современной школьной библиотеки представляется в модели, где меняется спрос на библиотечные услуги и этот спрос направлен на реализацию ФГОС.Следовательно, при смене стандартов образования школьная библиотека становится центром творчества учащихся, а также местом реализации индивидуальных способностей учащихся и огромной лабораторией для инновационного развития педагогов.

Главное – научить детей работать с различными источниками информации, правильно подбирать материал, учить их читать и выбирать из разных источников знания необходимые при подготовке к урокам. Необходимо добиться, чтобы полезную библиографическую информацию ученики воспринимали с интересом.

В условиях перехода на ФГОС библиотека гимназии сегодня становится информационно-библиотечным центром, обеспечивающим информационную поддержку. Библиотека, как информационно-библиотечный центр должна постоянно обеспечивать широкий и устойчивый доступ к любой информации для всех участников образовательного процесса.

Читательская самостоятельность школьников является важным качеством личности и необходимым навыком учебного труда. Развивать этот вид деятельности необходимо начинать с начальной школы.

Знакомстводетей с библиотекой проходит, как правило, в игровой форме. Задача школьного библиотекаря - приобщить ребёнка к книге и чтению, ведь от того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба.

В духовный мир читателя начальной школы должно войти самое ценное, то, что соответствует уровню его развития – умственного, эмоционального, эстетического – и, в тоже время, способствует его дальнейшему развитию. Школьники, достигшие 13 – 14 лет, стоят на пороге активной творческой и общественной деятельности. Библиотекарь должен способствовать формированию у них не только устойчивого интереса к книгам, но и к молодёжным газетам и журналам, так как периодическая печать очень многое может дать подросткам.

Руководство гимназии два раза в год делает подписку на периодические издания, учитывая не только все направления работы школы – темы самообразования и исследовательской деятельности, необходимые для выполнения ФГОС, но и формы, методы работы школьной библиотеки по формированию навыков культуры чтения.

Приведу некоторые наиболее активные формы библиотечной работы по воспитанию культуры чтения учащихся:

Первое - это конечно же библиотечные уроки.



Книжные выставки.

Одной из наиболее эффективных форм наглядной пропаганды книги является книжная выставка. Читатель видит на выставке книги и статьи периодической печати, объединенные одной темой, представленные в определенной последовательности. Это помогает систематизировать чтение юных читателей.

Тематика книжных выставок разнообразна, так как организуются выставки с разными целями.

В эпоху Интернета Глобальная сеть стала важной частью культурной жизни в целом и жизни учреждений культуры в частности. Эпоху модернизации переживают и библиотечные выставки, адаптируясь к удаленному виду обслуживания пользователей.

Так и у нас, виртуальные выставки прочно заняли свое место в деятельности библиотеки по популяризации книги и чтения. Они мобильны, компактны, содержательны и являются актуальным проводником в обширном потоке информации. Мультимедийность выставок позволяет более эффективно решать содержательные задачи, а их интерактивность – вовлекать читателя в мир книг, создавать обратную связь.

В гимназии организован сетевой информационный ресурс - блог. Блог позволяет школьному библиотекарю решать основные задачи в работе с учащимися - продвижение чтения, воспитание интереса к книге, развитие информационной грамотности детей. Ведется активная рассылка информации в социальной сети, что позволяет привлечь молодежный сегмент пользователей к деятельности библиотеки и дает возможность достаточно быстро установить неформальный контакт.

Литературные поэтические вечера.

Такие вечера способствуют художественному воспитанию читателей, пробуждению у них интереса к искусству, содействие эстетическому воспитанию, формирования литературного вкуса школьников.



Встречи с писателями и знатными людьми, посещение музеев.

Например, встреча с земляками-писателями, чьи книги с интересом читают дети.

Недавно прошла встреча с известным жителем нашего города - замечательным и отзывчивым человеком, врачом, писателем и поэтом Егоровым Валентином Владимировичем. Ребята подготовились к встрече и прочитали его стихи, показали инсценировку его сказок.Необычная встреча со сказочником запомнилась им надолго. И в конце встречи, учащиеся подарили подарок- сборник отзывов.



Актив школьной библиотеки.







Анализ проведённых мероприятий показывает, что интерес у учащихся школы к поэзии и художественной литературе вырос.




Библиотека и семья

Совместно с родителями выходим на мероприятия, проводимые в районной библиотеке. Это конкурсы, викторины, юбилейные даты писателей, встречи, награждения за участие в различных мероприятиях, проводимые Городскими библиотеками.Такое сотрудничество полезно не только библиотекарю, так как содействует повышению качества его работы с читателями, но оно помогает также повышению роли семьи в руководстве чтением, поднимает престиж библиотеки в семье.





Итак, можно сделать следующий вывод, что формированиенаправленности читательского интереса у учащихся зависит от нескольких факторов. Самое главное - это совместная работа в данном направлении, как библиотекаря, учителя, так и родителей. Наша задача — вызвать интерес у ребёнка, увлечь его книгой, заставить сопереживать, сочувствовать героям произведения. Привитый с детства интерес к книге никогда не исчезнет, а со временем будет становиться только сильней,таким образом, оказывая влияние на формирование ребёнка как целостную личность, ответственного и честного гражданина своей страны.





Все перечисленные мероприятия библиотека проводит для повышения читательской компетентности и для развития духовно-нравственного компонента в системе непрерывного педагогического образования.Благодаря умелой совместной организации этой работы мы добиваемся хороших результатов.


Содержимое разработки

Филиал муниципального общеобразовательного учреждения

Староюрьевской средней общеобразовательной школы

в с. Вишневое Староюрьевского района Тамбовской области

«Формирование информационной и читательской компетентности

Учитель русского языка и литературы

Скоробогатова Татьяна Николаевна

- с. Вишневое-

В связи с этим перед учителями, а особенно перед нами, филологами, встает проблема: каким образом обогащать духовный и культурный уровень своих учеников, способствовать развитию их внутренней культуры, творческого начала. Современному обществу нужен не просто гражданин, нужна Личность, а в системе личностного развития подрастающего поколения вопрос об особенностях восприятия детьми Книги, Литературы является одним из самых актуальных.

Основным фактором отношения ребенка к книге и критерием ее оценки является наличие или отсутствие интереса к чтению. Главной задачей - воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умения слушать и понимать художественный текст, развитие художественной культуры.

Пробуждение интереса к книге происходит в раннем возрасте. И здесь ведущую роль должна играть семья. Частое чтение детям раннего возраста литературных текстов, умелое его сочетание с жизненными наблюдениями и различными видами детской деятельности способствуют постижению ребенком окружающего мира, учат его понимать и любить прекрасное, закладывают основы нравственности. Если не заниматься воспитанием ребенка как читателя, чтение может принести ему вред, закрепить в его сознании неадекватные стереотипы. И, к сожалению, множество факторов нашего общества приводят к тому, что семья не справляется с данным делом

На мой взгляд, формирование интереса к книге и чтению у детей будет более эффективным, если будут осуществляться следующие педагогические условия:

- установление последовательности (этапности) формирования у детей интереса к художественной литературе;

- работа по формированию интереса детей к книге и чтению будет проходить совместно с родителями детей, с учетом преемственности начальной и средней школы;

- работа по сохранению и повышению интереса к чтению будет строиться на основе психологических особенностей подростков и отличаться разнообразием форм и методов.

Методы и приемы работы над повышением интереса к книге:

Перед учителем-словесником встает проблема весьма сложная – показать подростку ценность и красоту художественных произведений.

Метод творческого чтения - вызывает работу воображения, эмоциональную взволнованность. Надо учить школьников слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им, учиться самим говорить и писать выразительно.

Для метода творческого чтения нужны следующие методические приемы:

- выразительное (в идеале – художественное) чтение учителя,

- чтение мастеров по телевизору и компьютеру (в Интернете сейчас много примеров);

- чтение учителя художественного текста с комментариями (комментированное чтение)

- беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанных произведений;

- постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической), вытекающей из прочитанного и углубляющей художественное восприятие школьников;

- творческие задания по наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Эвристический метод (частично-поисковый), если коротко, здесь важны подбор материала из художественного произведения, из критической статьи, учебника и других пособий для ответа на заданный вопрос; пересказ с элементами анализа текста; анализ эпизода, сцены, всего (небольшого) произведения; анализ образа героя; сравнительный анализ героев, эпизодов, пейзажей, стилевых особенностей произведения; составление плана к развернутому ответу, докладу, сочинению; конспективное изложение результатов анализа произведения; постановка проблемы и ее решение с привлечением не только литературных источников, но и материалов из смежных искусств; выступление на диспуте; сочинение на частные и обобщающие темы.

Исследовательский метод. Его цель - раскрыть некоторые новые аспекты изучаемого предмета, не освещавшиеся ранее на занятиях, развитие умения самостоятельного анализа произведения, оценки его идейных и художественных достоинств, совершенствование художественного вкуса.

Это достигается путем постановки проблемных вопросов, исследовательских заданий.

Исследовательский метод применяется на уроках, но особенно на семинарских занятиях, литературных конференциях. Приемы проявления исследовательского метода: выдвижение учителем проблемы для всего класса, причем ряд аспектов этой проблемы разрабатывается группами школьников или индивидуально; подготовка докладов и выступлений в качестве оппонента; самостоятельный анализ произведения, не изученного по программе; выполнение заданий творческого характера по эстетическим, литературоведческим, нравственным проблемам. Выдвигая темы, учитель консультирует учащихся, стимулируя их поиск, обеспечивает правильное идейное направление их работы.

Виды деятельности учащихся при исследовательском методе : самостоятельный анализ части изучаемого произведения; анализ целого, не изучаемого в школе произведения; сопоставление двух или нескольких произведений; сопоставление литературного произведения с его экранизацией; самостоятельная оценка спектакля; оценка просмотренной кинокартины, выставки живописи и т.д.; краеведческие изыскания и другие работы. Результаты могут быть оформлены в виде докладов (на семинарских или обычных классных занятиях); в том числе для учащихся других классов; в сочинениях; в выступлениях на диспутах; в статье для газеты или школьного литературного журнала.

Репродуктивный метод (больше для слабых классов)

Сущность его заключается в том, что учащиеся получают знания как бы в готовом виде – в слове или лекции учителя, в учебнике, в учебном пособии, научно-популярных книгах, критических статьях и пр.

Приемы репродуктивного метода: рассказ учителя о жизни и творчестве писателя; обзорная лекция с демонстрацией учебных пособий, использованием технических средств; задания по учебнику, по учебным пособиям: ответы на вопросы с привлечением материала, подобранного учеником, подготовка иллюстративного материала.

Из них для пробуждения читательского интереса наиболее полезен исследовательский метод, поскольку именно этот метод не только ориентирован на максимальное включение в работу над произведением ученика, привлечение его читательского и жизненного опыта, но и дает навыки самостоятельного анализа произведения, что отразится не только на школьном изучении произведения, но и на развитии читательского восприятия вообще.

Исследовательский метод ведет к овладению методами научного познания, к самостоятельному и (в идеале) творческому их применению, которое выражает внутреннюю потребность, и общественную направленность личности ученика. А ведь интерес к изучению художественных произведений у подростков зависит от того, насколько урок литературы соответствует их возрастным психологическим и умственным потребностям и возможностям.

В целом ситуация в чтении детей и подростков стала значительно сложнее, поскольку именно сейчас как у детей, подростков, так и у взрослых развиваются новые практики чтения. Чтение во многом переходит в электронную среду, и этот процесс динамично и активно развивается дальше.

Учителям необходимо осваивать новые формы работы для сохранения интереса детей к чтению.


-75%

Читайте также: