Школа вежливых наук 3 класс внеурочная деятельность

Обновлено: 05.07.2024

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.

Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.

Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.

Программа в 3 классе включает в себя 34 занятий по 35 - 45 минут . Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у

Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.

Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.

Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.

Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.

Занятия проводятся в форме уроков, тренингов, внеурочных мероприятий и игровых программ, позволяющих школьникам приобретать опыт нравственного поведения.

Реализация программы предполагает формирование первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры в процессе проведения бесед, экскурсий, заочных путешествий, участия в творческой деятельности, такой, как театральные постановки, литературно-музыкальные композиции, художественные выставки, просмотр видеофильмов.

Обеспечение органической, двусторонней связи урочной и внеурочной деятельности, приближенность к естественно мотивированной коммуникации, расширение и варьирование урочной тематики в новых ситуациях;

заинтересованность учащихся в тематике предлагаемых внеклассных мероприятий;

информативность используемого материала;

привлекательность форм внеурочной работы;

обязательность выполнения взятых учащимися поручений;

целенаправленность и регулярность внеурочных мероприятий;

массовость охвата учащихся разными видами внеклассной деятельности.

В результате прохождения программного материала, к концу года обучающиеся должны знать:

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в общественных местах.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.

10. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

11. Проявлять тактичность и доброжелательность в общении.

12. Быть сострадательными к чужому горю.

13. Не обижать животных и птиц.

14. Различать добро и зло, давать правильную оценку поступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

15. Проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках.

Программа по внеурочной деятельности по ФГОС включает в себя: цели и задачи, формы работы, воспитательные идеи, планируемые результаты освоения учащимися
программы внеурочной деятельности, содержание занятий и
тематическое планирование.

Оценить 2725 0

Пояснительная записка.

Актуальность.

В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности.

Кризис человечности, захвативший все слои населения, является следствием, за которым стоит причина – дефицит духовности общества и человека. Поэтому важнейшим объектом познания в школе должен быть человек, его мировосприятие, отношение к самому себе, окружающим людям, к природе.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей.

Основным методом преподавания является игровой тренинг. Вся информация теоретического характера даётся в виде игры. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе разыгрывания ситуационно-ролевых игр.

Цель программы:освоение учащимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе.

Содержание рабочей программы предполагает решение следующих задач:

обучить навыкам общения и сотрудничества;

сформировать у младших школьников навыки речевого этикета и культуры поведения;

развивать коммуникативные умения в процессе общения;

ввести в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности;

Воспитательные идеи программы:

Старайся делать добро.

Бойся обидеть человека.

Люби и прощай людей.

Поступай по отношению к другим, так как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе.

Формы организации внеурочной деятельности:

Коллективные творческие дела;

Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране;

Просмотр и обсуждение кинофильмов, мультфильмов, презентаций.

Планируемые результаты освоения учащимися

программы внеурочной деятельности

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи, образовательного учреждения и родного города, бережное отношение к ним.

Программа адресована учащимся 3 Б классов и рассчитана на34 часа Периодичность занятий – 1 час в неделю.

Содержание занятий.

1 занятие. Вспомнить и осмыслить прежние занятия, когда они учились жить вместе.

2 занятие. Осознание значимости и необходимости умения принимать и осуществлять не только совместные, но и индивидуальные решения.

28 занятие. Осознание, что не всякое решение целесообразно, овладевают ключевыми словами: компетентность, компетентный, компетенция.

29 занятие. Понимание, что принимать решение – трудное дело; овладевают смыслом ключевых слов: вариант, жизненный опыт.

31 занятие. Убеждение, что каждый самостоятельно принимает то решение, которое подходит больше всего именно ему.

Список литературы.

Для учителя:

Белопольская Н.А. и другие. “Азбука настроения: Развивающая эмоционально-коммуникативная игра”.

Костылёва О.Г., Лукина И.Г. Учись быть вежливым. – М.: Чистые пруды, 2006.

Пахомова О.А. Добрые сказки. Этика для малышей. – М.: Книголюб, 2006. -88с.

Для обучающихся:

Лихачева Л.Уроки этикета в рассказах, картинках и задачках. Екатеринбург, Средне-Уральское издательство, 1996.

Маяковский В.В. Что такое хорошо и что такое плохо.

Милн А.А. Винни-Пух и все-все-все: Пер. со шведск. Л.З. Лунгиной/Вступ. ст. Л.З.Лунгиной; ил. Р.В. Давыдова. – М.: Правда,1985.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основными методами реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

На реализацию программы отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

Содержание предполагает решение следующих задач:

обучение навыкам общения и сотрудничества;

формирование у младших школьников навыков речевого этикета и культуры поведения;

развитие коммуникативных умений в процессе общения;

введение в мир человеческих отношений, нравственных ценностей, формирование личности.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Класс: 3 (8 – 9лет)

Срок реализации: 2013-2014 уч. год

В соответствии с требованиями Стандарта, Концепция и Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся являются ориентиром для формирования всех разделов основной образовательной программы начального общего образования.

Приобщение детей к духовным богатствам человечества будет способствовать формированию гармоничной, творческой личности будущего человека, способной к сопереживанию, распознаванию добра и зла, доброжелательному отношению ко всему окружающему, овладению своими эмоциями и чувствами, пониманию величия человеческой жизни и умению найти своё место в ней.

Программа духовно-нравственного развития образовательного учреждения содержит теоретические положения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства духовно-нравственного развития младшего школьника, определяемого как уклад школьной жизни интегрированного в урочную (окружающий мир, литературное чтение, русский язык), внеурочную, внешкольную, семейную деятельность учащихся.

Актуальность и социальная значимость данного курса состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитания, саморазвития. Курс предполагает активное включение в творческий процесс учащихся, родителей, учителей, классных воспитателей.

Цель: формирование знаний, умений и навыков культурного общения и норм поведения в различных жизненных ситуациях.

продолжать знакомить учащихся с правилами, нормами поведения в общественных местах;

развивать коммуникативные способности школьников;

содействовать формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

формировать устойчивую положительную самооценку школьников.

Основными методами и приемами по реализации программы являются изучение речевого этикета, приучение школьников к выполнению правил культурного поведения и разъяснение им соответствующих норм морали на основе игровой деятельности, решения проблемных ситуаций.

2. Общая характеристика курса

необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство

учащихся, в свободном общении поможет ребенку задуматься о нравственных качествах,

отличить хорошее от плохого, почувствовать на себе высокомерие и доброту. Робкий

ребенок, может быть, впервые попробует стать смелым , агрессивный – добрым,

несобранный – аккуратным. Следует отметить, что речь пойдет о тех качествах личности,

которые получают в обществе моральную оценку.

Кружковая деятельность организуется во внеурочное время и связана с уроками трудового обучения, изобразительного искусства, литературного чтения. В работе используются различные как традиционные формы и методы (беседа, рассказ, практические работы, экскурсии), так и нетрадиционные (познавательные игры, конкурсы).

Для изучения выбраны те качества и отношения, которые знакомы, понятны школьникам, а именно:

отношение к людям (добрый – злой, уважение – высокомерие);

отношение к труду ( трудолюбивый – ленивый);

отношение к вещам (аккуратный – неряха, щедрый – жадный);

честность ( честный – лживый);

смелость (смелый – трусливый).

В программе используются драматизация и ролевые игры по сюжетам

литературных произведений. Ребенок, действуя в воображаемой ситуации за другого,

присваивает черты другого, начинает чувствовать себя другим и становится другим

в игре. При организации трудовой деятельности дет ей надо стремиться к тому, чтоб

перед ее участниками вставала необходим ость в реальном сотрудничестве,

Методические приемы программы:

- чтение и анализ сказок, обсуждение личных качеств героев;

- проигрывание этюдов (отрывков из сказок, сценок из жизни);

- проведение развивающих и словесных игр;

- рисование эпизодов из сказок, раскрашивание;

- проигрывание этюдов с неопределенным концом ("Как бы ты поступил в этой ситуации?").

Программа построена с учетом возрастных особенностей третьеклассников, на основе принципа доступности и посильности изучаемого материала.

Работа курса проводится в двух направлениях: теоретическом и практическом. Эти направления реализуются через следующие виды работы: беседы, наблюдения, викторины, подбор литературы, творческие работы, поисковые задания, сюжетно - ролевые игры, просмотр мультфильмов, праздники и др.

Материал и форма конкретных заданий, которые дети выполняют в сотрудничестве с руководителем, подобраны с учетом возрастных особенностей детей. Задания содержат элементы рисования, практических действий, игр.

При организации занятий кружка особое значение уделяется подбору заданий. Прежде всего, они должны являться продолжением программного материала и ориентироваться на общедидактические принципы: научность, доступность, системность, поэтапность, связь с реальной жизнью, но и одновременно задания должны быть достаточно сложными, чуть выше сегодняшних возможностей и способностей. Это лучший стимул к личностному росту.

3. Место предмета в учебном плане

4. Ценностные ориентиры содержания курса

ФГОС начального общего образования определяет ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования следующим образом:

1. Ф ормирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательност ь, доверие и внимание к людям;

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

2. Р азвитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

3. Р азвитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- готовность к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

5. Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса

Проявление эмоционально-положительного отношения и интереса к родной стране, ее культуре, истории, традициям.

- Освоены и приняты идеалы равенства, социальной справедливости, разнообразия культур как демократических гражданских ценностей.

- Сформировано общее представление об окружающем мире в его природном, социальном, культурном многообразии и единстве.

- Понимание чувств других людей и сопереживание им.

- Сформирована внутренняя позиция на уровне понимания необходимости учения, выраженного

в преобладании учебно-познавательных мотивов.

- Понимание искусства как значимой сферы человеческой жизни.

- Адекватная оценка своих возможностей. Осознанная ответственность за общее благополучие.

- Сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу .

- Толерантное отношение и уважение к культуре других народов .

- Сформирована внутренняя позиция на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выр аженного в преобладании учебно- познавательных мотивов .

- Понимание и следование в деятельности нормам эстетики .

- Умение осуществлять коллективную постановку новых целей, задач .

- Сформировано осознание своей этнической принадлежности. Проявление готовности следовать основным нравственным нормам (отношение к людям , объективная оценка себя) .

- Сформированы основы гражданской идентичности в поступках и деятельности.

- Заложены основы устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни .

- Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков - как собственных, так и других людей .

- Следование в поведении моральным и этическим требованиям .

- Ориентация на нравственное содержание и смысл поступков .

- Сформирована способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении .

- Умение ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем .

- Способность самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.

- Умение адекватно понимать причины успеха/ неуспеха в учебной деятельности.

- Умение планировать действия в соответствии с поставленной задачей.

- Умение систематизировать подобранные информационные материалы в виде схемы .

- Умение вносить необходимые коррективы в действии после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок .

- Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве .

- Умение учитывать разные мнения и интересы, представлять собственную позицию .

- Умение аргументировать свою позицию при выработке общего решения в совместной деятельности .

- Умение находить наиболее эффективные способы решения .

- Умение адекватно использовать речь и речевые средства .

- Понимание разных мнений и подходов к решению проблемы .

- Использование речи для регуляции своего действия.

- Адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач .

- Умение продуктивно разрешать конфликт на основе учета интересов и позиций всех его участников .

- Готовность принимать различные точки зрения. Умение формулировать собственное мнение .

- Умение осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернет .

- Умение осуществлять выбор эффективных способов решения поставленной задачи с ориентиром на ситуацию успеха .

- Понимание причин своего успеха/ неуспеха .

- Способность осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи .

- Умение ос уществлять анализ объектов .

- Умение осуществлять синтез как составление целого из частей .

- Умение строить простые рассуждения об объекте, его строении, свойствах и связях .

- понимание значимости национальной и мировой культуры, средствами сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

- формирование представлений о мире, российской культуре, первоначальных этических представлениях, понятий о добре и зле, нравственности;

- формированию адаптивного типа взаимодействия со сверстниками и взрослыми, уважительного и тактичного отношения к личности другого человека;

- умение осознанно воспринимать и оценивать поступки людей, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков;

- умение самостоятельно пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Планируемые воспитательные результаты:

В результате прохождения программы внеурочной деятельности предполагается достичь следующих результатов:

Первый уровень результатов – учащиеся должны знать о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп.

Для достижения данного уровня результатов необходимо: сформировать позитивное отношение учащихся к занятиям этической грамматикой и к этическим нормам взаимоотношения с окружающими.

Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Для достижения данного уровня результатов необходимо:

1. Воспитать взаимоотношения обучающихся на уровне класса, то есть дружественной среды, в которой каждый ребенок получает практическое подтверждение приобретенных знаний и начинает их ценить.

2. Учащиеся должны получить опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.

Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельной общественной деятельности, ощущение себя гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

Для его достижения необходимо:

• сформировать навык взаимодействия обучающихся с представителями различных социальных субъектов, в том числе за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постоянным.

В результате реализации настоящей программы могут быть достигнуты следующие воспитательные результаты:

• начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения;

• нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;

• неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

• способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

• уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;

• знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.

Читайте также: