Школа как институт воспитания

Обновлено: 08.07.2024

Институт семьи, как отмечал П.А.Сорокин, представляет собой ту первую группу, куда сразу после рождения попадает ребенок. Она же является и первой мастерской, где из родившейся особи лепится человеческая личность. Продолжить, дополнить этот процесс призвана школа.

Ребенок приходит в нее в шести-, семилетнем возрасте, а покидает уже во многом сформировавшейся личностью в 17—18 лет. Здесь он приобретает знания и умения, необходимые для дальнейшей жизни.

Школа (от греч. schole) первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать философские беседы с учениками, а далее — занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки.

Школа определяется также как общественно-государственная система, призванная удовлетворять социальные запросы общества, государства, личности. Применительно к такому ее пони­манию один из деятелей Великой Французской революции Ж.Дантон говорил, что после хлеба самое важное для народа — (с.177) школа, которая является кладезем знаний, духовным храмом для человека, связующим звеном между личностью и обществом, человеком и человечеством, во многом определяет судьбу народов и государств.

Школа может рассматриваться и как культурно-образовательное пространство, в котором культивируется личностный и профессиональный рост педагогов, учащихся, их родителей как творческих личностей.

Однако чаще всего под школой подразумевается учебное заведение, общеобразовательное или профессиональное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, природе, обществе и художественной культуре. В силу этого цель школы как социального института — всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных условиях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной самореализации в конкретной сфере деятельности.

Школа как развивающаяся система сохраняет то лучшее, что создано предыдущими поколениями, транслирует это достояние новым поколениям в процессе обучения, воспитания, в работе на уроке и во внеурочной деятельности. Она содержится как на средства государства, так и частными лицами, благотворительными обществами.

По характеру реализуемых программ школы делятся на общеобразовательные и профессиональные. По уровню даваемого образования они бывают начальными, неполными средними (основными), полными средними и высшими.

В ряде стран мира, в дореволюционной и современной России они подразделяются по полу учащихся на мужские, женские и совместного обучения.

В зависимости от ориентации на религию школы делятся на светские и конфессиональные, от места нахождения — на городские и сельские, от изучаемого языка и культуры — на русские, армянские, корейские и т.д.

1) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2) единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие национальных культур, региональных (с.178) культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3) общедоступность образования, адаптивность его системы, образовательных программ к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4) светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5) свобода и плюрализм в образовании;

6) демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждении.

В отношении граждан, которые нуждаются в социальной помощи, предусматривается, что государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования. Для тех же, кто имеет отклонения в развитии, государство создает особые условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития, социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Для тех, кто имеет выдающиеся способности, возможно предоставление специальных государственных стипендий.

Таким образом, за счет учета потенциалов разных категорий населения в школе как учебном заведении обеспечиваются соци­ализация человека, подготовка его к самостоятельной жизни за счет формирования самого образа жизни, принятого в обществе, в процессе обучения и воспитания; создаются условия для освоения учеником различных форм жизнедеятельности, развития духовного потенциала его личности.

(с.179) Ведущими функциями школы являются: культурно-образовательная, регулятивно-воспитательная, коммуникативная, организационно-управленческая, социально-интегративная, производственно-экономическая, общественно-политическая (М. В. Шакурова). В новых условиях к ним добавились еще и охранно-защитная, превентивно-предупредительная, позволяющие обеспечивать права всех участников образовательного процесса, оказывать им помощь в социально-культурной адаптации.

Для того чтобы школа как воспитательная организация успешно решала поставленные перед ней задачи, ей должны быть присущи следующие качества:

- открытость, непринужденность общения;

- понимание, небезучастное отношение к человеку;

- гласность, равенство в межличностных отношениях;

- ориентация на проблему;

- сослагательность, а не категоричность.

Кроме того, современная общеобразовательная школа как институт воспитания является социально-психологической группой, влияние которой значимо в процессе свободного общения.

Школа, таким образом, обеспечивает передачу социального опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полноценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, способствует сохранению традиций, преемственных связей, самовоспитанию, формированию особой воспитывающей среды.

В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности большой части населения страны, нарастающего семейного неблаго­получия значительно усиливаются социальные функции школы:

а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая — обеспечивает включение школьника в социальные отношения, поддерживает его социальную мобильность, ориентирует на смягчение социальной напряженности и конфликтов как в детской среде, так и в окружающем микросоциуме в условиях растущего социального расслоения общества;

б) социально-преобразующая — направлена на подготовку новых поколений к жизни в демократическом государстве, их конкурентоспособность в условиях транзитивного общества;

в) социально-защитная — связана с обеспечением прав детей на благополучие, нормальные условия для жизни и развития;

г) реабилитационная и ресоциализирующая — ориентирована на восстановление утраченных и усиление имеющихся социальных потенциалов личности, способствующих преодолению затруднений, возникающих в процессе социализации;

д) инкультурационная — обеспечивает приобщение детей и подростков к культурному наследию человечества.

Таким образом, современная школа призвана осуществлять социально и личностно ориентированное обучение и воспитание.

(с.180) Сделать это она сможет, по мнению В. И. Загвязинского, если, во-первых, в ней сложилась воспитательная система, в которой гармонично сочетаются дидактическая и воспитательная подсистемы, управление и самоуправление, налажена связь со всеми другими институтами социализации. Во-вторых, если школа — открытая социально-педагогическая система. В-третьих, если в школе и в микрорайоне создана развивающая среда, обеспечивающая включение ребенка в доступные возрасту виды жизнедеятельности и отношения, имеющие реальное социальное наполнение или имитирующие это содержание. В-четвертых, если в реализацию целей социального воспитания включен весь педагогический коллектив, а не только социальный педагог. И, наконец, в-пятых, если развивается ученическое самоуправление, имеются возможности для проявления детской инициативы, свобода выбора формы и вида деятельности.

В теории и на практике выделяются разные типы школ. Одни авторы подразделяют их на общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, с гимназическими и лицейскими классами, гимназии, лицеи. Другие — на школу учебы, в задачу которой входит охват как можно большего числа учеников и их вооружение прочными базовыми знаниями; селекционную школу, в которой за счет жесткой дифференциации, профилизации обеспечивается выпуск конкурентоспособной личности; общинную школу, в которой интегрируются образовательные, социокультурные и досуговые функции; школу — социокультурный комплекс.

Таким образом, школа как социальный институт способствует усвоению подрастающими поколениями устойчивого комплекса правил, принципов, норм, установок, позволяющих им вписаться в определенную систему социальных отношений.

«Школа (от греч. schole)первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать фило­софские беседы с учениками, а далее — занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки.

Школа определяется также как общественно-государственная система, призванная удовлетворять социальные запросы обще­ства, государства, личности. Применительно к такому ее пони­манию один из деятелей Великой Французской революции Ж. Дантон говорил, что после хлеба самое важное для народа — школа, которая является кладезем знаний, духовным храмом для человека, связующим звеном между личностью и обществом, человеком и человечеством, во многом определяет судьбу наро­дов и государств.

Однако чаще всего под школой подразумевается учебное заве­дение, общеобразовательное или профессиональное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, приро­де, обществе и художественной культуре. В силу этого цель школы как социального института — всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных условиях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной самореали­зации в конкретной сфере деятельности.

По характеру реализуемых программ школы делятся на общеобразовательные и профессиональные. По уровню даваемого образо­вания они бывают начальными, неполными средними (основны­ми), полными средними и высшими.

В зависимости от ориентации на религию школы делятся на светские и конфессиональные, от места нахождения — на город­ские и сельские, от изучаемого языка и культуры — на русские, армянские, корейские и т.д.

Для того чтобы школа как воспитательная организация успеш­но решала поставленные перед ней задачи, ей должны быть при­сущи следующие качества:

- открытость, непринужденность общения;

- понимание, небезучастное отношение к человеку;

- гласность, равенство в межличностных отношениях;

- ориентация на проблему;

- сослагательность, а не категоричность.

Кроме того, современная общеобразовательная школа как ин­ститут воспитания является социально-психологической группой, влияние которой значимо в процессе свободного общения.

Школа, таким образом, обеспечивает передачу социального опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полно­ценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, спо­собствует сохранению традиций, преемственных связей, самовос­питанию, формированию особой воспитывающей среды.

В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности боль­шой части населения страны, нарастающего семейного неблаго­получия значительно усиливаются социальные функции школы:

а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая —
обеспечивает включение школьника в социальные отношения,
поддерживает его социальную мобильность, ориентирует на смяг­чение социальной напряженности и конфликтов как в детской
среде, так и в окружающем микросоциуме в условиях растущего
социального расслоения общества;

б) социально-преобразующая — направлена на подготовку
новых поколений к жизни в демократическом государстве, их
конкурентоспособность в условиях транзитивного общества;

в) социально-защитная — связана с обеспечением прав детей
на благополучие, нормальные условия для жизни и развития;

г) реабилитационная и ресоциализирующая — ориентирована
на восстановление утраченных и усиление имеющихся социальных
потенциалов личности, способствующих преодолению затруднений, возникающих в процессе социализации;

д) инкультурационная — обеспечивает приобщение детей и
подростков к культурному наследию человечества.




«Школа (от греч. schole)первоначально означала покой, отдых, досуг, приятное времяпровождение в свободное время. Вслед за этим прямым смыслом данным словом стали обозначать фило­софские беседы с учениками, а далее — занятия общеразвивающего характера. Именно в последнем смысле это слово перешло в латинский и затем в новые европейские языки.

Школа определяется также как общественно-государственная система, призванная удовлетворять социальные запросы обще­ства, государства, личности. Применительно к такому ее пони­манию один из деятелей Великой Французской революции Ж. Дантон говорил, что после хлеба самое важное для народа — школа, которая является кладезем знаний, духовным храмом для человека, связующим звеном между личностью и обществом, человеком и человечеством, во многом определяет судьбу наро­дов и государств.

Однако чаще всего под школой подразумевается учебное заве­дение, общеобразовательное или профессиональное учреждение, в котором изучаются основы научных знаний о человеке, приро­де, обществе и художественной культуре. В силу этого цель школы как социального института — всесторонне подготовить человека к жизни в определенных общественных условиях, к осознанному выбору рода профессиональных занятий, к успешной самореали­зации в конкретной сфере деятельности.

По характеру реализуемых программ школы делятся на общеобразовательные и профессиональные. По уровню даваемого образо­вания они бывают начальными, неполными средними (основны­ми), полными средними и высшими.

В зависимости от ориентации на религию школы делятся на светские и конфессиональные, от места нахождения — на город­ские и сельские, от изучаемого языка и культуры — на русские, армянские, корейские и т.д.

Для того чтобы школа как воспитательная организация успеш­но решала поставленные перед ней задачи, ей должны быть при­сущи следующие качества:

- открытость, непринужденность общения;

- понимание, небезучастное отношение к человеку;

- гласность, равенство в межличностных отношениях;

- ориентация на проблему;

- сослагательность, а не категоричность.

Кроме того, современная общеобразовательная школа как ин­ститут воспитания является социально-психологической группой, влияние которой значимо в процессе свободного общения.

Школа, таким образом, обеспечивает передачу социального опыта учащимся, создание благоприятных условий для их полно­ценной самореализации, ориентации их в мире ценностей, спо­собствует сохранению традиций, преемственных связей, самовос­питанию, формированию особой воспитывающей среды.

В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности боль­шой части населения страны, нарастающего семейного неблаго­получия значительно усиливаются социальные функции школы:

а) социально-адаптивная и социально-стабилизирующая —
обеспечивает включение школьника в социальные отношения,
поддерживает его социальную мобильность, ориентирует на смяг­чение социальной напряженности и конфликтов как в детской
среде, так и в окружающем микросоциуме в условиях растущего
социального расслоения общества;

б) социально-преобразующая — направлена на подготовку
новых поколений к жизни в демократическом государстве, их
конкурентоспособность в условиях транзитивного общества;

в) социально-защитная — связана с обеспечением прав детей
на благополучие, нормальные условия для жизни и развития;

г) реабилитационная и ресоциализирующая — ориентирована
на восстановление утраченных и усиление имеющихся социальных
потенциалов личности, способствующих преодолению затруднений, возникающих в процессе социализации;

д) инкультурационная — обеспечивает приобщение детей и
подростков к культурному наследию человечества.

Социальное воспитание — это процесс духовного и нравственного воспитания личности ребенка, посредством вовлечения его в общественно значимую деятельность.

Значение социального воспитания

Социализация – процесс постепенного становления личности ребенка через усвоение им общественных и культурных ценностей, а также посредством взаимодействия с различными социальными институтами (семья, школа и т.д.) на различных этапах жизни.

Социальное воспитание в школе – это целенаправленная деятельность, организуемая педагогами школы и направленная на формирование основных качеств личности учащихся.

Процесс социального воспитания в школе осуществляется в рамках обучения, воспитания и самообразования, в соответствии с психологическими особенностями личности учащегося. Данный процесс, включает в себя все имеющиеся средства педагогической деятельности. Его результатом является формирование общепринятой модели поведения.

Социальное воспитание в школе включает в себя несколько направлений:

  1. Формирование у учащихся социального опыта – достигается посредством создания необходимых условий для самостоятельной и коллективной деятельности в процессе обучения в школе.
  2. Образование – процесс просвещения, направленный на пропаганду культурных и нравственных ценностей.
  3. Оказание учащимся помощи при самостоятельном освоении культурных, нравственных, познавательных и личностных вопросов.

По своему содержанию и предназначению школа является искусственно созданной средой, направленной на полноценное развитие детей, получение ими необходимых основ научных знаний.

Школа – это не просто здание, это среда, которая окружает ребенка и оказывает значительное влияние на формирование его личности. Именно поэтому перед педагогическим коллективом стоит задача создать максимально благоприятную и эффективную среду, в которой каждый учащийся будет не только получать знания, но и сможет развивать свои способности и задатки.

Готовые работы на аналогичную тему

Помимо школьной среды, большое влияние на личность учащегося оказывает коллектив, в котором он обогащается опытом. Детский коллектив является основной средой обитания ребенка. Грамотно организованный коллектив позволяет ребенку развиваться полноценно, как социально активной личности, обладающей необходимыми творческими и познавательными способностями, навыками самостоятельности.

Школа как институт социального воспитания

В настоящее время одним из основных элементов социализации ребенка является социальное воспитание в школе.

Направление социального воспитания в школе – это формирование социально активной и зрелой личности.

Школа имеет большое значение в развитии каждого ребенка. Это связано с тем, что в школе дети не только учатся, но и получают свой первый жизненный опыт. Школа является действенным институтом, так как имеет оптимальный набор факторов, необходимых для социализации учащихся.

Особенности социального воспитания в школе:

  1. Довольно часто результат виден спустя некоторое время.
  2. Школа имеет некоторый элемент принуждения, так как она обязательная для всех.
  3. Деятельность, реализуемая школой в рамках обучения и воспитания, ориентирована на социальный заказ общества.
  4. Школа не изолирована от других социальных институтов, а находится в тесном взаимодействии с ними.
  5. Школа обладает относительной автономией.
  6. Школьное обучение и воспитание сочетает в себе традиции и инновации.
  7. Статус учащегося – это временный статус ребенка.
  8. Основными компонентами воспитания в школе являются – оценивание, содержание, групповое и статусное распределение учащихся.

Таким образом, школа выступает транслятором факторов социализации.

Факторы воздействия на учащегося упрощены и представлены в оптимальной форме, что способствует эффективности их социализации.

Основными факторами социального воспитания в школе являются:

  1. Коллектив сверстников, который содержит в себе систему взглядов и ценностей, которые наиболее понятны ребенку и соответственно лучше им воспринимаются и усваиваются.
  2. Коллектив взрослых (педагоги) – являются основными носителями принципов воспитания.
  3. Школьное сообщество, которое включает в себе все субъекты обучения, являющиеся носителями общешкольной культуры.

Формы и методы социального воспитания в школе

Применение различных методов и форм социального воспитания зависит от индивидуальных возможностей и потребностей учащихся.

В зависимости от возраста учащихся (класса обучения), педагогами используются наиболее оптимальные и эффективные методы и средства социального воспитания. Так же большое значение имеет и его направление в каждой возрастной группе.

Основные направления социального воспитания в школе:

Начальные классы – освоение групповых правил и норм поведения, формирование у младших школьников умения сопереживать.

  • 5-6 класс – формирование у учащихся навыков самоутверждения в различных видах деятельности.
  • 7-8 класс – формирование навыка самоутверждения в коллективе, воспитание навыков ответственного и здорового образа жизни.

Старшие классы – формирование у учащихся способности к самоопределению, воспитания культуры поведения.

Основные методы социального воспитания в школе:

  • методы, направленные на формирование у учащихся сознания;
  • методы, направленные на организацию различных видов деятельности;
  • методы, направленные на стимулирование и мотивацию;

Основные формы социального воспитания:

  1. Индивидуальные формы воспитания – создание комфортных условий каждому учащемуся в зависимости от его возможностей и потребностей.
  2. Групповые формы воспитания – направлены на формирование межличностного общения и взаимодействия. Учащихся объединяют в группы в соответствии с характерными признаками, присущими учащимся. Реализуется в форме кружковой работы, самоуправления и т.п.
  3. Массовая форма воспитания – направлена на воспитание общих норм и правил социального поведения, формирование социального сознания. Достигается посредством проведения общешкольных праздников, встреч с выдающимися людьми и т.д.

Школа объединяет элементы социального воспитания, что позволяет ей стать успешным институтом социализации. Школьному образованию всегда уделялось внимание во всех странах в разные периоды истории. Только оно с поддержкой других институтов способно создать полноценного члена общества и гражданина своей страны.

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка?

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

Вы когда-нибудь задумывались над тем, что такое школа и какую роль она играет в жизни ребенка? Почему каждый ребенок не просто может, а обязан пройти обучение в школе? Только лишь ради получения базовых знаний и навыков? Или быть может потому что так решило наше правительство? Нет, нет, и еще раз нет. Школа важна, прежде всего, тем, что она является мощнейший инструментом социализации ребенка, благодаря которому общество получает не столько образованного, сколько умеющего жить в социуме члена общества.

Несмотря на распространенное мнение, что роль школы, равно как и семьи, в социализации личности заметно уменьшилась, а возросла роль телевидения, средств массовой информации, массовой культуры, некоторые факторы позволяют утверждать, что среди институтов социализации школа и внешкольные учебные заведения по-прежнему занимают одну из ведущих позиций.

Что это за факторы? Давайте вместе их рассмотрим, но для начала разберемся с тем, что такое социализация.

ЧТО ТАКОЕ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Социализация личности - это многогранный процесс, включающий в себя как педагогические (воспитание и самовоспитание), так и социальные (объективные условия жизнедеятельности, различные социальные институты) воздействия, отражающиеся во взглядах и проявляющиеся в поведении личности. Они взаимосвязаны между собой и выступают в совокупности, обеспечивая как непосредственное, так и опосредованное влияние на личность ребенка.

Социализация - это процесс и результат усвоения и воспроизведения личностью социального и культурного опыта, присущего для данного общества, социальной общности, группы (то есть, усвоения и воспроизводства ценностей, норм, образцов поведения). Социализация человека может успешно изучаться только при условии объединения усилий многих наук - философии, истории, психологии, антропологии, культурологии, социологии, педагогики.

ШКОЛА, КАК ИНСТИТУТ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Значимость школьной социализации сегодня обусловлена, в первую очередь, обязательностью и длительностью пребывания ребенка в учебном заведении. Кроме того, для ребенка школа является едва ли не основной моделью социального мира, поскольку именно в школьные годы осваиваются те законы, по которым живут взрослые, и способы существования в рамках этих законов (межличностные отношения, социальные роли и т.д.). При этом отметим, что школьная социализация ребенка осуществляется не столько за счет задушевных бесед с учителями, уроков, общения со сверстниками или публичных выступлений, сколько благодаря особой атмосфере школьной жизни.

Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизма социализация, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации Анатолий Викторович выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Одновременно с признанием школы, как одного из значимых инструментов социализации детей, специалисты констатируют тот факт, что школьная социализация сегодня имеет явную проблему. А именно, современные подходы к социализации личности в школе опираются преимущественно на теоретически-просветительском аспекте, исключая из жизни школьника активное социальное воздействие извне.

Пути решения этой проблемы специалисты видят в:

  • постепенном внедрении в систему работы учебных заведений психолого-педагогического проектирования социального развития личности,
  • стимулировании социально-коммуникативной активности школьников,
  • создании единой системы воспитательных воздействий семьи и школы.

Помимо этого, чтобы вклад учебного заведения в социализации молодого поколения был действенным и влиятельным, необходимо внедрять новейшие социальные программы в теорию и практику социального воспитания молодежи. Поэтому формирование социальной зрелости личности в условиях современного образовательного пространства является одной из наиболее актуальных проблем педагогической науки.

Читайте также: