Школа как адаптер и транслятор влияний факторов социализации

Обновлено: 02.07.2024

Презентация на тему: " ВЛИЯНИЕ ОБЩНОСТИ ОБУЧАЮЩИХ И ОБУЧАЕМЫХ НА ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ 54 г.Липецк." — Транскрипт:

1 ВЛИЯНИЕ ОБЩНОСТИ ОБУЧАЮЩИХ И ОБУЧАЕМЫХ НА ПРОЦЕССЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ МОУ СОШ 54 г.Липецк

2 Цель Выработка новых подходов к воспитанию и обучению в условиях гуманизации образования. Задачи 1. Рассмотреть сущность, особенности, формы процесса социализации и возможность целенаправленного влияния на него. 2.Определить приоритетные качества личности, способствующие самореализации и самоактуализации в современных социально- экономических условиях и пути их формирования в условиях класса, школы.

3 Повестка педсовета 1. Функции воспитания по управлению процессом социализации личности. (Докладчик зам.директора по УВР Корнилова В.И.) 2. Оценка образовательной среды, влияющей на процессы социализации в школе: - результаты анкетирования удовлетворённости всех участников образовательного процесса жизнью в школе (учителя Попова Л.А., Шпикалова С.В., Пашкова М.В.); - тест по определению общей направленности развития образовательной среды школы (учитель Рожнова Л.А.). 3. Приоритетные качества личности, способствующие самореализации и самоактуализации в современных социально-экономических условиях и пути их формирования в условиях школы. ( Из опыта работы учителей-предметников и классных руководителей). Содокладчики Пескова С.Б., Архипенко В.С.

6 Как создать ситуацию успешности Прежде всего, развить в ученике поисковую активность, которая проявляется: - в познавательной и творческой активности, - в самостоятельном поиске источников необходимой информации, - в готовности к принятию решений в ситуации выбора.

7 Реализация потенциальных воспитательных возможностей каждой образовательной области Естественно-математический цикл формирует мировоззрение, дисциплинирует мысль, формирует единую модель мира, развивает экологическую культуру личности. Гуманитарные предметы способны влиять на развитие нравственной культуры личности, структуру ценностей и потребностей учащихся.

9 Реализация потенциальных воспитательных возможностей каждой образовательной области Информационные технологии, экономические знания, иностранные языки обеспечивают функциональную грамотность будущего специалиста в любой сфере деятельности, самореализацию и конкурентоспособность личности в современных социально- экономических условиях. Предметы эстетического цикла формируют человека культуры, расширяя кругозор, творческий потенциал личности и формируя способность подходить к явлениям действительности и искусства с эстетической мерой.

10 Функции воспитательной деятельности по управлению позитивной социализацией учащихся Первая функция - компенсация недостатков первичной социализации Вторая функция - предупреждение или коррекция детских комплексов: неудовлетворенности своим внешним обликом

11 Функции воспитательной деятельности по управлению позитивной социализацией учащихся Функции воспитания, связанные с открытостью, синергетичностью воспитательной системы, основанные на взаимодействии с социальной средой. Корректировочная функция воспитания, направленная на обеспечение нравственной устойчивости личности к влиянию негативных факторов среды.

12 Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: целевой установки на обеспечение готовности к позитивной социализации в форме интеграции; определения общих и частных воспитательных задач с учетом психологических особенностей возрастного развития, потенциальных возможностей различных образовательных областей и сфер деятельности, сложившихся ситуаций педагогического взаимодействия;

13 Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: гуманизации позиции педагога, способного с уважением и оптимистической позицией принять ребенка, проявить симпатию, создать благоприятный нравственно- психологический климат в коллективе; выполнения функций компенсации недостатков первичной социализации; коррекции детских комплексов;

14 Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации подрастающего поколения при определенных условиях: расширения воспитательного пространства на основе связи с социальной средой; обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды; возвышения потребностей и структуры ценностей на основе воспитания бережного отношения к истории, культуре и традициям народа, стремления быть ценителем, хранителем, создателем и транслятором культурных ценностей.

15 Результаты анкетирования МОУ СОШ 54

16 АНКЕТА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ ВопросыСогласен Затруд Не согласен 1.Я иду утром в школу с радостью В школе у меня обычно хорошее настроение В нашем классе хороший классный руководитель К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации У меня есть любимый учитель В классе я могу всегда свободно высказать своё мнение

17 АНКЕТА УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНЬЮ ВопросыСогласен Затруд Не согласен 7.Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей У меня есть любимые школьные предметы Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни На летних каникулах я скучаю по школе Количество опрошенных

18 АНКЕТА удовлетворённости родителей учащихся работой школы Вопросы СогласенТрудно сказать Не согласен 1. Класс, в котором учится наш ребёнок, можно назвать дружным В среде своих одноклассников наш ребёнок чувствует себя комфортно Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребёнку Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребёнка В классе, в котором учится наш ребёнок, хороший классный руководитель 11893

19 АНКЕТА удовлетворённости родителей учащихся работой школы Вопросы СогласенТрудно сказать Не согласен 6. Педагоги справедливо оценивают достижения в учёбе нашего ребёнка Наш ребенок не перегружен учебными занятиями и домашними заданиями Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребёнка В школе проводятся дела, которые полезны и интересны нашему ребёнку В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок

20 АНКЕТА удовлетворённости родителей учащихся работой школы Вопросы СогласенТрудно сказать Не согласен 11. Педагоги дают нашему ребёнку глубокие и прочные знания В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребёнка Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребёнка Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребёнка Школа по-настоящему готовит нашего ребёнка к самостоятельной жизни Количество опрошенных

21 Результаты анкетирования педагогического коллектива по оценке образовательной среды в школе Результаты показали, что администрация у нас лояльная (14 чел), требовательная (13 чел), демократичная (9 чел), разобщённая (8 чел), отзывчивая (7 чел), думающая (5 чел), дружная (5 чел), внимательная к своим работникам (4 чел), активная (4 чел), строгая (4 чел). Педагогическое сообщество требовательное (15 чел), разобщённое (10 чел), думающее (11 чел), грамотное (7 чел), строго исполняющее свои обязанности (10 чел), внимательное к своим ученикам (4 чел), активное (3 чел), компетентное(3 чел), инертное (2 чел), демократичное (2 чел). Администрацию и педагогический коллектив хочется видеть дружными, а не разобщёнными. Кроме того, педагоги высказали пожелание видеть в школе грамотного психолога. Большинство педагогов считает, что дети понимают только авторитарный стиль руководства (17 чел.), детский коллектив разобщённый (7 чел), безразличный (7 чел), безответственный (3 чел). Лишь единицы назвали детей активными (4 чел), внимательными (3 чел), серьёзными (2 чел).

22 Векторное моделирование образовательной среды

23 Приоритетные качества личности, способствующие самореализации и самоактуализации 1. Целеустремленность и настойчивость в достижении цели. 2. Работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора 3. Умение планировать деятельность. 4. Есть качества личности, которые наиболее успешно развиваются в подростковом возрасте: - коллективизм; готовность к сотрудничеству, взаимопомощи взаимной поддержке; - самостоятельность и общественная активность; -коммуникативные качества личности. 5. Старший подростковый и младший юношеский возраст ха­ рактеризуются. - процессом индивидуализации, - стремлением познать себя, свои потенциальные возможности, - способностью определить путь жизненного и профессионального развития.

24 1. Классным руководителям разрабатывать план воспитательной работы с учётом рекомендаций, полученных на педсовете. 2. Спланировать работу на новый учебный год с учётом возможностей решения задач социализации средствами образовательных предметов. 3. Считать обязательным и важным при оценке работы педагога - переход с монологических методов к диалогу и полилогу, - использование интерактивных форм организации учебного процесса для активизации учащихся, Проект решения

25 - предоставление права выбора ученикам уровня достижений и способа выполнения задания, - дифференциация и профилизация содержания образования на завершающем этапе. 4. Активизировать работу всех служб школы по компенсации недостатков первичной социализации. 5. Создать каждому ребенку, подростку ситуации успешности, а для этого - включать их в ту деятельность, которая позволит самореализоваться, почувствовать себя значимыми для других. Проект решения

26 6. Отметить стабильность работы педколлектива по формированию предметных знаний, умений и навыков. 7. Отметить положительную работу по вопросу посещаемости следующих классных руководителей: Сынковой Н.С. (1а), Набойченко С.А. (1б), Шарнёнковой Т.И. (1в), Симанковой Г.И. (2а), Севостьяновой Е.П. (2б), Ляпиной Л.С. (3а), Коротун Н.П. (3б), Сорокиной М.А. (4а), Лавровой К.Д. (4б), Аксёновой О.А. (5б), Васильевой Л.А. (5в), Казаковой Г.Н. (6а), Андросовой О.А. (6б), Мозговой С.А. (6в), Пашковой М.В. (6г), Цветковой С.А. (7б), Самсоновой Т.А. (7в), Великодневой Е.Н. (8в), Абрамовой Т.К. (8г), Песковой С.Б. (9а), Шалимовой И.В. (9г), Шамрай Н.Л. (9в), Косенковой Т.Н. (10а), Багринцевой О.Е.(11а), Будыкиной С.В. (11б) Проект решения

Термин "социализация", несмотря на его широкую распространенность, не имеет однозначного толкования среди различных представителей психологической науки [11]. В системе отечественной психологии употребляются еще два термина, которые порой предлагают рассматривать как синонимы слова "социализация": "развитие личности" и "воспитание".

Социализация личности – это процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом. Это непрерывный процесс становления и развития материальной и духовной культуры, социальных и личностных отношений, характерных для конкретных условий его жизни и деятельности.
Процесс социализации личности имеет две взаимосвязанные стороны. С одной стороны, человек присваивает социальный опыт. С другой – проявляется индивидуальность. Понятие "социализация" стало широко применяться на Западе уже с 30-х годов нашего века, в связи с началом систематического исследования противоречий между практикой детского воспитания и требованиями общества.

Социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека. Выделяются три сферы, в которых осуществляется, прежде всего, это становление личности: деятельность, общение, самосознание. На протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением “каталога” деятельностей [13], т.е. освоением всё новых и новых видов деятельности. При этом происходит ещё три чрезвычайно важных процесса. Во-первых, это ориентировка в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности и между её различными видами. Она осуществляется через посредство личностных смыслов, т.е. означает выявление для каждой личности особо значимых аспектов деятельности, причём не просто уяснение их, но и их освоение. Можно было бы назвать продукт такой ориентации личностным выбором деятельности. Как следствие этого возникает и второй процесс – центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нём и соподчинения ему всех остальных деятельностей. Наконец, третий процесс – это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.

В социологии выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют их. Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д.

В социологии обращено внимание на тот факт, что ценность семьи как социального института долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание будущего индивида пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, но которые впоследствии обернулись крупными издержками в трудовой и общественно– социальной жизни. Именно в этом смысле мы говорим о необходимости повышения педагогической культуры родителей, о выполнении человеком гражданских обязанностей, о соблюдении правил межличностного общения.

Эстафету социализации личности принимает школа. Школа расширяет возможности ребенка в плане его общения: здесь, кроме общения с взрослыми, возникает устойчивая специфическая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации. Привлекательность этой среды в том, что она независима от контроля взрослых, а иногда и противоречит ему. Мера и степень значимости групп сверстников в процессе социализации варьируют в обществах разного типа [5]. Школа представляет собой общество в миниатюре – именно здесь происходит формирование личности ребенка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует их попыткам искать “козлов отпущения” и другим проявлениям антиобщественного поведения; во многом это напоминает, как в большом социуме устанавливаются правила, регулирующие поведение в общественных местах. Социализация, осуществляемая в школе, значительно отличается от домашнего воспитания, переходный период от дома к школе может быть связан с трудностями. Школа по сути своей воспринимается как бездушное заведение с казенной обстановкой и авторитарной властью, чуждое для ребенка, который воспитывался дома. Когда в классе 25 и более учеников, учитель не может быть нежным и ласковым, как родители. Дети должны также приспособиться к тому, что они становятся членами большого коллектива, а не маленькой группы из трёх-четырех ребят, играющих вместе. Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами, каждый этап которых сопровождается двумя взаимодополняющими друг друга процессами: десоциализацией и ресоциализацией. Десоциализация – это процесс отучения от старых ценностей, норм, ролей и правил поведения. Ресоциализация – это процесс обучения новым ценностям, нормам, ролям и правилам поведения взамен старых.

Психологические механизмы социализации (по Фрейду): имитация, идентификация, чувство стыда и вины. Имитацией называется осознанная попытка ребенка копировать определенную модель поведения. Идентификация – это способ осознания принадлежности к той или иной общности. Основное влияние здесь оказывает ближайшее окружение ребенка. Чувства стыда и вины тесно связаны друг с другом и почти неразличимы, однако между ними имеются определенные различия. Стыд обычно ассоциируется с ощущением, что вас разоблачили и опозорили. Это чувство ориентированно на восприятие поступков индивида другими людьми. Ощущение вины связано с внутренними переживаниями, с самооценкой человеком своих поступков. Наказание здесь совершается самим собой, контролирующей формой выступает совесть. Для успешной социализации, (по Д. Смелзеру), необходимо действие трех фактов: ожидания, изменения поведения и стремления соответствовать этим ожиданиям. Процесс формирования, по его мнению, происходит по трем различным стадиям: 1) стадии подражания и копирования детьми поведения взрослых; 2) игровой стадии, когда дети осознают поведение как исполнение роли; 3) стадии групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей. По отношению к трудовой деятельности можно выделить три основные стадии процесса социализации: дотрудовую, трудовую, послетрудовую. [3],[6]. Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. В свою очередь эта стадия разделяется на два более или менее самостоятельных периода: а) ранняя социализация, охватывающая время от рождения ребенка до поступления его в школу, т.е. тот период, который в возрастной психологии именуется периодом раннего детства; б) стадия обучения, включающая весь период юности в широком понимании этого термина. К этому этапу относится, безусловно, все время обучения в школе. Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, хотя демографические границы "зрелого" возраста условны; фиксация такой стадии не представляет затруднений – это весь период трудовой деятельности человека. Послетрудовая стадия социализации представляет собой еще более сложный вопрос. Проблемы пожилого возраста становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Не случайно сейчас переживают период бурного развития такие дисциплины, как геронтология и гериатрия. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э.Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – "зрелость" (период после 65 лет) может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности [4]. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском заведении, школе, средства массовой информации и т.д.

Подводя итоги изложения темы, следует помнить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой “Я” – образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” – образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. В школьной практике психологам приходится работать с так называемыми детьми “группы риска”. Благодаря тесному взаимодействию с классными руководителями, соц. педагогом в нашей школе удалось снизить количество учащихся по данной категории – с 17% до 10%. Данные результаты были достигнуты благодаря четко спланированной системе работы педколлектива по этому направлению. Психологом школы были подготовлены и проведены серия семинаров-практикумов с педагогами по темам: “Преодоление отчуждения подростков в семье и школе”, “Что такое социализация? Роль учителя в этом процессе”. В настоящее время постоянными вопросами педконсилиума стали: социализация учащихся. На его заседаниях составляется программа психолого-педагогического сопровождения.

Социализация – непрерывный процесс…

Современная школа переориентируется с сугубо образовательных (обучающих) технологий, вооружающих учащихся только некоторым объемом знаний, на более глубокое личностно-ориентированное воспитание. С прошлого учебного года я веду спец. курс “Мой выбор” для учащихся 5-6 классов. Программа курса составляет по 34 часа в каждом классе. Целью курса является создание условий для успешной социально-психологической адаптации учащихся и их всестороннего личностного саморазвития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Курс начинается с доступного пятиклассникам обзора психологических качеств личности, как бы приводя в некоторую систему имеющиеся у них представления о своей личности, помогая детям понять себя, создать осознаваемый образ своего “Я”. Основу самосовершенствования личности составляют процессы самовоспитания или “Сделай себя сам”, которые рассматриваются в 6-м классе. Принципиальная новизна данного курса заключается в том, что по завершении его изучения у учащихся будет накоплен определенный опыт, способный стать основой дальнейшего формирования ключевых компетентностей личности:

– получение социально-значимой информации из различных источников, ее осмысление;
– использование полученной информации в типичных жизненных ситуациях, предполагающих выбор;
– участие в проектной деятельности, играх, социальной практике;
– взаимодействие со сверстниками: в паре, малой группе, большой группе; взаимодействие со старшими: педагогами и работниками школы, родителями. Представителями различных организаций; взаимодействие с младшими: учащимися школы, учителями и воспитанниками системы дополнительного образования;
– конструктивное разрешение конфликтных ситуаций в моделируемых учебных задачах и реальной жизни;
– совместная деятельность в учебных социальных проектах в школе, микрорайоне.

Данный курс включает в себя как теоретические занятия, так и практические. Ученик должен научиться критически, смотреть на свою деятельность, видеть и понимать, что он делает, зачем, почему он так делает (рефлексия).

Спец. курс “Мой выбор” продолжается в 7-8 классах, что является пропедевтическим курсом в рамках подготовки к осознанному выбору элективных курсов по предпрофильному обучению учащимися в 9 классе.

Знания и умения, приобретенные учащимися в процессе курса занятий, являются базой для их успешной социально-психологической адаптации в настоящем и будущем.

Учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь человеческого общества и отдельного человека. Прямое и опосредованное влияние глобальных проблем человечества на социализацию подрастающих поколений.

Рубрика Педагогика
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 14.03.2019
Размер файла 15,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФГБОУ ВПО "Таганрогский государственный педагогический институт имени А.П. Чехова"

Факультет педагогики и методики начального образования

Мегафакторы социализации

Каламитра Юлия Николаевна

Руководитель: канд.пед.наук, доцент Виневская А.В.

Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания очень неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих - совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.

Первая - мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.

Вторая - макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).

Третья - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный) - условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.

Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.

Мегафакторы социализации: космос. Космос (или Вселенная) и проблема его влияния на жизнь людей на планете Земля привлекали внимание уже мыслителей древности. И хотя по сей день большая часть представителей естественных наук скептически относится к идее о зависимости человеческой жизни от космических влияний, на протяжении истории постоянно возникали различные учения и теории, авторы и последователи которых усматривали в космосе источник мощного влияния на жизнь человеческого общества и отдельного человека.

Так, в первой трети XX в. выдающиеся русские ученые психиатр В.М. Бехтерев, геофизик П.П. Лазарев, биофизик А.Л. Чижевский отмечали зависимость отношений в социальной среде от количества притекающей к нам мировой энергии и предполагали, что "изучение явлений общественных в связи с явлениями геофизическими и космическими должно. дать возможность научного обоснования изучения законов человеческого общества" (Лазарев). А.Л. Чижевский выявил, что эпохи концентраций исторических событий (таких, как открытие Америки, революций в Англии, Франции и России и др.) совпадают с эпохами максимумов солнце деятельности. общество социализация глобальный

Представляется вполне вероятным, что накопление новых знаний позволит содержательно охарактеризовать космос как мегафактор социализации. Возможно, что в отдаленной перспективе выявятся зависимости характера и жизненного пути человека от неких космических влияний, что может стать одной из естественных основ индивидуального подхода в воспитании человека.

Планета. Планета - понятие астрономическое, обозначающее небесное тело, по форме близкое к шару, получающее свет и тепло от Солнца и обращающееся вокруг него по эллиптической орбите. На одной из крупных планет - Земле - в процессе исторического развития образовались различные формы социальной жизни населяющих ее людей.

Мир - понятие в данном случае социолого-политологическое, обозначающее совокупное человеческое сообщество, существующее на нашей планете.

Планета и мир органично взаимосвязаны и взаимозависимы. Мир возник и развивался в природно-климатических условиях, отличающих планету Земля от других планет. В процессе своего развития мир оказывал влияние на состояние планеты. Это влияние стало наиболее очевидным в XX столетии, породив так называемые глобальные планетарно-мировые процессы и проблемы: экологические (загрязнение окружающей среды и др.), экономические (увеличение разрыва в уровне развития стран и континентов), демографические (неконтролируемый рост населения в одних странах и уменьшение его численности в других), военно-политические (рост числа и опасности региональных конфликтов, распространение ядерного оружия, политическая нестабильность).

Все эти и другие проблемы и процессы прямо и опосредованно влияют на социализацию подрастающих поколений.

Так, осознание человечеством в 50-е гг. XX в. как глобальной проблемы атомной угрозы жизни на Земле - пример прямого влияния глобальных проблем на социализацию. Это осознание сыграло большую роль в том, что значительная часть подростков и юношей в развитых странах стала ориентироваться не на жизненные перспективы, а исключительно на сиюминутные потребности, желания, стремления, на ценность жизни "здесь и теперь" (сама по себе такая ориентация естественна; беспокоить она должна в том случае, если становится единственной). Аналогичное влияние оказали и экологические проблемы на поколения 80-90-х гг.

Опосредствованное влияние глобальных процессов и проблем на социализацию подрастающих поколений проявляется в различных аспектах. Хозяйственная деятельность, ведущая к загрязнению окружающей среды, отражается на условиях жизни (и, следовательно, социализации) всего населения земного шара (естественно, в одних его частях больше, в других - меньше). Глобальные экономические и политические процессы определяют условия жизни людей в той или иной стране, влияя на распределение валового национального продукта той или иной страны между сферами обороны, производства, социальных инвестиций, потребления и накопления.

Развитие средств массовой коммуникации привело к тому, что планета и мир могут прямо влиять на процесс социализации, ибо СМК позволяют человеку "не сходя с места" видеть, как живут люди в любой точке земного шара. Тем самым "раздвинулись" границы действительности. Естественно, что следствием этого явились изменения в восприятии жизни. Планы, мечты детей, подростков, юношей в модернизированных обществах стали формироваться, ориентируясь не только на нормы, ценности, характерные для их непосредственного окружения, но и на те образцы, которые манят к себе, даже оставаясь недоступными.

Государство можно рассматривать: как фактор стихийной социализации (характерные для государства политика, идеология, экономическая и социальная практика создают определенные условия для жизни его граждан); как фактор относительно направляемой социализации (государство определяет обязательный минимум образования, возраст его начала, возраст вступления в брак, сроки службы в армии и т. д.) как фактор социально контролируемой социализации (государство создает воспитательные организации: детские сады, общеобразовательные школы, колледжи, учреждения для детей, подростков и юношей с существенно ослабленным здоровьем и др.).

Наличие и роль мегафакторов социализации необходимо иметь в виду и учитывать, определяя задачи, цели и содержание воспитания. Поэтому большое значение приобретает реализация принципа природосообразности воспитания.

2. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга, 1924.

Социальное воспитание в современной школе - главный элемент социализации человека . Направлено оно на формирование активной, зрелой личности.

Школа играет немалую роль в развитии ребенка. Дети не только учатся. В современном, перегруженном информацией мире они практически живут в учебном заведении. Иногда посещение школы становится способом сбежать от насущных проблем ( семейное насилие, неблагополучие).

Современная школа - единая система, целостный механизм, основание которого образует взаимодействие компонентов воспитания, обладающая собственным образом жизни, психологическим климатом. Это небольшое общество со своими законами и правилами, которые не противоречат установкам реального общественного строя.

Школа - действенный институт при становлении личности человека . Оптимальный набор факторов социализации, действующих на учеников, позволяет использовать их эффективно при патриотическом воспитании гражданина страны.

Особенности школьной социализации

Есть некоторые особенности социального воспитания в школе:

  • Результаты можно увидеть спустя длительное время;
  • Школа обязательна для всех. Она имеет элементы принуждения. Заказ на деятельность формируется обществом;
  • Учреждение образования - открытая система, связанная с другими институтами (спортивные, досуговые, культурные, социальные структуры);
  • Школа обладает автономией;
  • Для нее характерно наличие неустойчивых состояний (конфликты, неожиданности);
  • Сочетание традиций и инноваций;
  • Статус ученика временный;
  • Основные компоненты воспитания- его содержание, оценивание, групповое, статусное распределение.

Школа - транслятор факторов социализации. Влияние их может смягчаться или усиливаться. Факторы действуют на воспитанников в упрощенной, оптимальной форме, что способствует общей социализации с ранних лет.

На ребенка воздействуют три ценностные системы:

  • Группа сверстников, система взглядов, ценностей которой наиболее понятны ребенку. В ней часто срабатывают механизмы подражания, групповой коммуникации, характерные для детского коллектива;
  • Коллектив взрослых - педагогический коллектив, носитель основных принципов воспитания;
  • Школьное сообщество - ученики и педагоги, как носитель общешкольной культуры, принимающие условия учебного заведения, соблюдающие его правила, традиции.

Результаты и механизмы воспитания

Социальное воспитание формирует ценности, образцы поведения в различных ситуациях (поведение, общение со взрослыми, сверстниками, разрешение конфликтов, противостояние негативному влиянию). Ученики получают организационно-управленческую информацию (о подчиненности, особенностях статуса, системе управления заведением). Каждый ученик, используя подражание и идентификацию , усваивая нормы, правила школы, выясняет для себя положение во властной структуре заведения. Дети узнают об основных ценностях отношений (доверие, открытость), навыках духовно-практического характера (нормы, ценности общения, поведения и досуга).

Воспитание обеспечивается несколькими подходами:

  • Индивидуальный. Учет особенностей каждого учащегося;
  • Личностный. Раскрытие личностных возможностей школьников;
  • Возрастной. Зависит от возраста;
  • Гендерный. Учет различий по полу;
  • Дифференцированный. Принцип разделения проблем в различных сферах .

В коррекционной школе работа направлена на устранение конкретных отклонений в социализации ребенка.

Деятельность школы использует все механизмы социализации:

  • психологические: подражание, импринтинг, рефлексия;
  • социально-педагогические: институциональный, стилизованный, межличностный механизмы.

Современная школа может сама влиять на среду, в которой находится ребенок, она внедряет положительный опыт в семью, окружение, “педагогизируя” их.

Формы и методы

Применение форм и методов зависит от индивидуальных особенностей разных детей. Каждый детский возраст - оптимальный период формирования различных качеств ребенка:

  • Начальной школе соответствует благоприятный период для формирования основных социальных качеств. Ребенок учится переживать ситуации успеха, отношению к групповым нормам и правилам поведения;
  • 5-6 класс - лучший период для самоутверждения в общественной, спортивной, эстетической сферах деятельности;
  • 7-8 класс благоприятен для самоутверждения в коллективе, усвоения навыков здорового, ответственного образа жизни;
  • 9-11 классы формируют способности к самоопределению, культуру поведения, труда.

Методы социального воспитания делятся на группы:

  • Методы формирования сознания,
  • Методы организации деятельности,
  • Методы стимулирования, мотивации.

Формы воспитания бывают индивидуальными, групповыми, массовыми.

Индивидуальные формы работы создают комфортные условия для ребенка. К таким формам относят оказание индивидуальной помощи, разнообразные поручения, которые выполняет ученик и несет за них ответственность.

Групповые формы помогают межличностному общению, взаимодействию. Группа - небольшое общество, с характерными признаками всего общественного строя. Формы: дискуссия, диспут, форум-театр, КВН, литературные вечера, праздники, мероприятия по трудовому воспитанию.

Воспитанию содействует организация кружковой работы, самоуправления, просвещение родителей, привлечение государственных структур, создание центров психологической помощи.

Было полезно? Ставьте "Палец вверх" и подписывайтесь на наш канал. Спасибо Вам!

Читайте также: