Школа и педагогическая мысль в россии в xvii xviii веках

Обновлено: 05.07.2024

Радикальная европеизация России при Петре I, внедрение западного образа жизни, трансформация древнерусских педагогических традиций. Реформа духовного образования. Педагогические идеи и труды М.В. Ломоносова, И.Т. Посошкова, Л.Ф. Магницкого, И.И. Бецкого.

Рубрика Педагогика
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 16.01.2013
Размер файла 21,1 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Школа и педагогическая мысль 18 века

Педагогика и школа в Московском государстве в XVI веке опиралась на традиции патриархального древнерусского общества, проникнутого духом ветхозаветного педагогического идеала, который утверждал абсолютную власть отца в семье, непререкаемость его авторитета, высокое положение матери и хозяйки в доме, уважение к пожилым, старикам и воспитателям. Жестокое и авторитарное отношение к ребенку, широкое применение телесных наказаний были повсеместно распространены и способствовали обузданию плоти, приучали с раннего возраста переносить тяготы и лишения жизни, вырабатывали привычку послушания. Детей обучали на дому, систематического обучения не существовали. Часто основными воспитателями являлись, прежде всего, родители. Они учили детей земным поклонам, двуперстному или трехперстному кресту, соблюдению церковных обрядов, но не объясняли, в чем состоит их смысл и история появления.

Радикальная европеизация России при Петре I, внедрение западного образа жизни и культурных ценностей, повлекло за собой трансформацию древнерусских педагогических традиций.

К XVIII веку Россия превратилась в обширное многонациональное феодально-абсолютистское государство. Усиленно развивалось мануфактурное производство и особенно металлургическая промышленность. Международное значение страны значительно возросло и укрепилось.

В 1721 году на Урале создается первая горнозаводская школа под руководством русского ученого и государственного деятеля В. Н. Татищева, который в то время управлял уральскими горными заводами. Позже при всех уральских государственных заводах были открыты арифметические школы, на некоторых - горнозаводские школы, в Екатеринбурге-Центральная школа, руководившая всеми арифметическими и горнозаводскими школами Урала. Эти школы умело сочетали общеобразовательную и специальную подготовку учащихся.

В начале 18 века была сделана попытка создать государственные общеобразовательные школы. В 1714 году был разослан указ по всем церковным епархиям об открытии цифирных училищ для обучения грамоте, письму и арифметике, а также элементарным сведениям по алгебре, геометрии и тригонометрии. В 1718 году было открыто 42 цифирных училища, в них, так же как и в школе математических и навигацких наук, зачислялись не только добровольно, но и принудительно дети всех сословий, за исключением крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие довольно широкую общеобразовательную программу. В них обучались иногда и дети податного населения. Крепостное крестьянство было лишено возможности получать образование в государственных школах. Только редкие одиночки из народа учились у дьячков и домашних учителей церковной грамоте. При всей своей классовой ограниченности реформы оказали большое влияние на развитие просвещения и школы.

В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. Еще при его жизни, в 1724 году, был опубликован Устав Академии, приглашены из Западной Европы крупные ученые, заказано оборудование, проведены другие мероприятия по организации Академии. При Академии были открыты университет и гимназия, в которых иностранные ученые должны были готовить русских ученых и специалистов.

В Академии наук не было представлено богословие, и вся ее работа носила светский характер. В ее стенах совместно трудились крупнейшие иностранные ученые (Эйлер, братья Бернулли, Гмелин, Паллас и др.) и русские люди, получившие теперь возможность проявить себя в области научного исследования. Это были главным образом выходцы из демократических слоев населения. Первое место среди них по праву принадлежит М. В. Ломоносову.

Заботясь о том, чтобы ученые могли заниматься научными исследованиями, М. В. Ломоносов предусмотрел создание при университете различных вспомогательных учреждений (физического кабинета и т.д.).

При университете были открыты две гимназии. В соответствии с устоями самодержавно-крепостнического строя и сословными воззрениями дворянства на задачи и формы образования одна гимназия предназначалась для дворян и вторая -- для разных чинов людей, кроме крепостных крестьян. В гимназии изучались языки российский, латинский и один из иностранных, словесность, математика и история. Важно отметить, что среднее образование начиналось в университетской гимназии с изучения отечественного языка.

После крестьянской войны под водительством Пугачева правительство закрыло все общества Московского университета, некоторые деятели этих обществ были арестованы, заключены в крепость, а затем сосланы. Несмотря на все гонения, Московский университет и его прогрессивные деятели продолжали оказывать влияние на развитие культуры, просвещения, школы и педагогической мысли России.

Периодом наивысшего развития школьного дела в России XVIII в. оказалось царствование Екатерины II (1762-1796гг). Екатерина проявляла особый интерес к проблемам воспитания и образования. Идеи европейского Возрождения и Просвещения пользовались особым интересом русской императрицы. Задумав реформу школьной системы, Екатерина обратилась к Д.Дидро, который составил "План университета для России".

Приоритетом школьной политики второй половины XVIII в. было удовлетворение культурно-образовательных запросов дворянства. Знать предпочитала учиться светским манерам, наслаждаться театром и иными искусствами. В середине 18 века сложилась сословная система образования и воспитания: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия и имело различную образовательную программу.

Назначенная Екатериной "Комиссия по учреждению народных училищ" предложила план открытия начальных, средних и высших учебных заведений, который был использован в "Уставе народным училищам Российской империи" (1786). В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование.

Мыслителями XVIII века высказан ряд идей о воспитании и обучении человека - гражданина своего Отечества, ставших питательной средой для развития русского общественно-педагогического движения первой половины XIX века.

Общий итог педагогической мысли эпохи просвещения выразился в убеждении, что социальное воспитание возможно лишь в социальном, правовом обществе и государстве.

педагогический образование духовный ломоносов

Список литературы

1. Антология педагогической мысли России XVIII в. - М. , 1985.

2. Бобровникова В. К. Педагогические идеи и деятельность М. В. Ломоносова / Под ред. М. К. Гончарова. - М. , 1961.

3. Денисов А. П. Леонтий Филиппович Магницкий. - М, 1967.

4. Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. педвузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

5. История педагогики в России: Хрестоматия /Сост. Егоров Е.Ф. - М.:ИЦ"Академия".1999.

6. История педагогики и образования. От зарождения воспитания в первобытном обществе до конца XX в. : Учеб. пособ. / Под ред. А. И. Пискунова. -М. , 2001.

9. Ломоносов М. В. О воспитании и образовании. - М. , 1991.

10. Новиков Н. И. Избранные педагогические сочинения / Сост. Н. А. Грушин. -М. , 1959.

Подобные документы

Становление народного образования в России с древнейших времен до 60-х гг. XIX века. Общественно-педагогическая мысль России о развитии народного образования во 2-й половине XIX века. Церковно-приходская и земская школы в системе начального образования.

дипломная работа [132,8 K], добавлен 16.11.2008

Воспитание, школа и педагогическая мысль в рабовладельческом обществе, в Древней Греции и Риме, в средние века в Западной Европе. Изучение педагогических теорий Яна Амоса Коменского. Взгляды английских и французских просветителей и материалистов XVIII в.

курсовая работа [88,4 K], добавлен 12.01.2013

Теология и латынь как основные предметы обучения. Движение за обновление школьного образования. Учреждение экономическо-математической школы в Берлине в 1947 году. Высшее образование XVII-XVIII вв. Тенденции в развитии университетского образования.

презентация [608,6 K], добавлен 22.03.2015

Основной тип школы в России. Народное образование в России в конце XIX – начале XXв. и проблемы его преобразования. Деятельность сельских школ. Педагогическая мысль в России в конце XIX – начале XX века. Реформирование средней общеобразовательной школы.

реферат [28,7 K], добавлен 24.08.2008

Первые образовательные учреждения России, Славяно-греко-латинская академия. Образовательные учреждения, созданные Петром I, их структура и программы. Образовательная реформа Екатерины II. Система управления образованием в России в конце XVIII века.

История педагогики в России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. Первый период характеризуется реформами в области образования и воспитания, наблюдается тенденция развития системы образования по общеевропейскому типу. Сословное общество сменяется гражданским, что сделало образование более доступным для широких масс населения. Политическая и экономическая системы претерпевают значительные изменения, в связи с чем ощущается острая потребность в образованных людях. Человек все больше воспринимается как отдельная личность.

В период конца XVII – начала XVIII вв. происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Государственные школы дают знания по современным наукам, при этом они отличаются собственной специализацией. Одна из школ, созданная Петром I называлась школой математических и навигацких наук. В ее учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Дисциплина была строгой, например. За побег из школы полагалась смертная казнь. В 1715 году, на базе старших классов навигацкой школы в Петербурге была организована Морская академия, являющаяся военным учебным заведением. В Москве в 1712 году были открыты инженерная и артиллерийская школы, а в 1707 – хирургическая школа, в 1721 г. создавались горные училища при сибирских заводах. Школа повышенного типа с усиленным изучением иностранных языков (греческий, латинский, итальянский, французский, немецкий, шведский) была открыта в 1705 г., руководил ей пастор Эрнст Глюк. Однако к 1716 г. единственной школой с повышенным обучением была славяно-греко-латинская академия.

В России начала XVIII в. обучение производилось на русском языке. Была усовершенствована русская азбука, проводился сравнительный анализ славянского, греческого и латинского языков. Создавались новые учебники по разным школьным предметам на русском языке.Особенностью педагогического развития этого периода являются реформы Петра I в области образования, связанные с повышением роли государства не только в обучении, но и в воспитании. Недовольства народа этими реформами жестоко подавлялись. В ходе петровских реформ были созданы учебные заведения нового типа. Одним из них стала Академия наук, ставшая важным научно-просветительским центром государства. В состав академии входили университет и гимназия. Было открыто учебное заведение закрытого типа – кадетский корпус. В 1759 г. при императрице Елизавете было создано элитное учебное заведение – Пажеский корпус в Петербурге. Государство стремилось к повышению уровня образованности дворянства, что в конечном итоге привело к осознанию основной массой высшего сословия необходимости получения образования. Активными деятелями этого направления были Федор Салтыков, разработавший план создания академий в каждой губернии, Василий Никитич Татищев, открывший несколько горнозаводских школ, Феофан Прокопович – ярый сторонник светского образования по европейскому образцу, Иван Тихонович Посошков, сторонник классического образования и вместе с тем петровских реформ. К деятелям российского Просвещения можно отнести так же немецкого ученого и философа Г. В. Лейбница, разработавшего собственный проект школьной реформы, характеризующийся практической направленностью обучения. Особое значение в развитии русского образования и педагогики в целом имеет русский ученый энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он первым стал читать лекции студентам на русском языке, настаивал на научности преподавания. Придерживался позиций сознательного, наглядного, последовательного и системного обучения. М. В. Ломоносов был одним из инициаторов создания Московского университета и определил его интеллектуальную основу, а так же направление развития.Вторая половина XVIII века отличается повышенным интересом к вопросам образования. Во многом это определилось царствованием Екатерины II – европейски образованного человека. В этот период идут жаркие споры и дискуссии на педагогические темы, возникает множество сочинений с рассуждениями на темы воспитания и обучения. В общем, преобладает склонность к важности общественного воспитания, вступлении на путь европейского образования с сохранением русских традиций.



История педагогики в России XVIII в. делится на два периода: первую и вторую половины столетия. Первый период характеризуется реформами в области образования и воспитания, наблюдается тенденция развития системы образования по общеевропейскому типу. Сословное общество сменяется гражданским, что сделало образование более доступным для широких масс населения. Политическая и экономическая системы претерпевают значительные изменения, в связи с чем ощущается острая потребность в образованных людях. Человек все больше воспринимается как отдельная личность.

В период конца XVII – начала XVIII вв. происходит поворот к школе и педагогике Нового времени. Государственные школы дают знания по современным наукам, при этом они отличаются собственной специализацией. Одна из школ, созданная Петром I называлась школой математических и навигацких наук. В ее учебную программу входили арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, астрономия, математическая география. Дисциплина была строгой, например. За побег из школы полагалась смертная казнь. В 1715 году, на базе старших классов навигацкой школы в Петербурге была организована Морская академия, являющаяся военным учебным заведением. В Москве в 1712 году были открыты инженерная и артиллерийская школы, а в 1707 – хирургическая школа, в 1721 г. создавались горные училища при сибирских заводах. Школа повышенного типа с усиленным изучением иностранных языков (греческий, латинский, итальянский, французский, немецкий, шведский) была открыта в 1705 г., руководил ей пастор Эрнст Глюк. Однако к 1716 г. единственной школой с повышенным обучением была славяно-греко-латинская академия.

В России начала XVIII в. обучение производилось на русском языке. Была усовершенствована русская азбука, проводился сравнительный анализ славянского, греческого и латинского языков. Создавались новые учебники по разным школьным предметам на русском языке.Особенностью педагогического развития этого периода являются реформы Петра I в области образования, связанные с повышением роли государства не только в обучении, но и в воспитании. Недовольства народа этими реформами жестоко подавлялись. В ходе петровских реформ были созданы учебные заведения нового типа. Одним из них стала Академия наук, ставшая важным научно-просветительским центром государства. В состав академии входили университет и гимназия. Было открыто учебное заведение закрытого типа – кадетский корпус. В 1759 г. при императрице Елизавете было создано элитное учебное заведение – Пажеский корпус в Петербурге. Государство стремилось к повышению уровня образованности дворянства, что в конечном итоге привело к осознанию основной массой высшего сословия необходимости получения образования. Активными деятелями этого направления были Федор Салтыков, разработавший план создания академий в каждой губернии, Василий Никитич Татищев, открывший несколько горнозаводских школ, Феофан Прокопович – ярый сторонник светского образования по европейскому образцу, Иван Тихонович Посошков, сторонник классического образования и вместе с тем петровских реформ. К деятелям российского Просвещения можно отнести так же немецкого ученого и философа Г. В. Лейбница, разработавшего собственный проект школьной реформы, характеризующийся практической направленностью обучения. Особое значение в развитии русского образования и педагогики в целом имеет русский ученый энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765). Он первым стал читать лекции студентам на русском языке, настаивал на научности преподавания. Придерживался позиций сознательного, наглядного, последовательного и системного обучения. М. В. Ломоносов был одним из инициаторов создания Московского университета и определил его интеллектуальную основу, а так же направление развития.Вторая половина XVIII века отличается повышенным интересом к вопросам образования. Во многом это определилось царствованием Екатерины II – европейски образованного человека. В этот период идут жаркие споры и дискуссии на педагогические темы, возникает множество сочинений с рассуждениями на темы воспитания и обучения. В общем, преобладает склонность к важности общественного воспитания, вступлении на путь европейского образования с сохранением русских традиций.

3. Педагогическая деятельность Михаила Васильевича Ломоносова, Ивана Ивановича Бецкого, Федора Ивановича Янковича.

4. Педагогические взгляды и деятельность Николая Ивановича Новикова, Александра Ивановича Радищева.

К 18 в. Россия стала обширным многонациональным государством. Для развития страны, укрепления ее обороноспособности дворянское правительство Петра 1 осуществило различные реформы в области науки, техники, культуры, образования. Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительские реформы, как введение гражданского алфавита, возникновение периодической печати (газета "Ведомости"), выпуск оригинальной светской и переводной литературы, открытие Академии наук и др. Крупнейшим событием в культурной жизни России стало открытие первых светских государственных школ. Первой из них была школа математических и навигационных наук, которая была открыта в Москве в 1701г. Школа являлась профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля. Первое реальное училище в Европе. Учились дети дворян (иногда и по принуждению), большое количество учащихся принадлежало к "низшим" сословиям (дети ремесленников, служителей церкви, солдат и др.) заинтересованных в получении образования и технической специальности. В школе работали профессора из Англии, но основным учителем был Леонтий Филиппович Магницкий (1669 –1739), известный математик, прекрасный педагог. В 1715 году школа переведена в Петербург, на основе ее открывается морская академия.

В период царствования Петра I (правил с 1689 – 1725), (годы жизни 1672 – 1725) были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных городах навигационные (в портовых городах). В Москве хирургическая, инженерная и "разноязычная" школы. На Урале горнозаводская и математическая школы. В начале 18 века открылись цифирные школы (в 1718 году их было 42), учили грамоте, письму и арифметике, а также элементарным техническим сведения по алгебре, геометрии, тригонометрии. В такие школы зачислялись дети всех сословий, кроме крепостных крестьян.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу.

В 1725 году уже после смерти Петра I в Петербурге была открыта Академия наук. При Академии были открыты университет и гимназия. Иностранные ученые готовили русских ученых и специалистов.

Закрытые сословно-дворянские учебные заведения.

В 18 веке дворянство превращается в правящее сословие, оно пользуется большими привилегиями. Для дворян, начиная с 1731 г., создаются особые военные школы – кадетские корпусы, в которых дворянские дети готовились к военной службе в офицерских чинах.

В Петербурге и Москве открываются иностранные пансионы – частные воспитательно-образовательные заведения.

В помещичьи усадьбы приглашаются из-за границы, особенно из Франции, воспитатели и гувернеры, обучающие дворянских детей французскому языку и светским манерам.

Для духовенства организуются духовные школы, распад. Цифирные училища, некоторые из них преобразуются в гарнизонные школы для солдатских детей.

Создавая для своих детей закрытые учебные заведения, дворяне использовали достижения современной педагогики. Обращалось большое внимание на физическое и эстетическое воспитание, применяли гуманные методы обучения. При кадетском корпусе имелись хорошая библиотека, свой театр, учащиеся учились стихосложению, ими издавался журнал, проводились вечера, различные увеселения, прогулки.

Сложившаяся в России в середине 18 века сословная система образования отличалась следующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия, программы школ для разных сословий были различными. Дворянские школы процветали, школы для других сословий влачили жалкое существование.

Федор Иванович Янкович (1741-1814). Сербскохорватский мыслитель и педагог, последователь Я.А. Коменского. Образование получил в Венском университете. Принимал деятельное участие в реформе народного образования в Австрии в 1774 г. Хорошо знал опыт постановки учительской работы в Венской учительской семинарии; много работал над распространением новых методов обучения в школах сербских провинций Австрии. В 1782 г. приглашенный Екатериной 2 по рекомендации австрийского императора прибыл в Россию для работы в "Комиссии об учереждении народных училищ". Он разработал план школьной реформы, проведенной в России по уставу 1786 г. в соответствии с этим уставом были созданы малые и главные народные училища. Это были бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек, находившихся вне контроля церкви. Ими могли пользоваться средние слои городского населения. Малые училища должны были готовить грамотных, умеющих хорошо писать и считать, знающих основы православия и правила поведения. Главные училища обязаны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Малые училища были рассчитаны на два года обучения. В них обучались чтению, письму, нумерации, священной истории, катехизису, начаткам граждановедения, арифметике, русской грамматике, чистописанию, рисованию. Обучение в главных народных училищах длилось пять лет. Помимо программы малого училища, в курс обучения входили евангилие, история, география, геометрия, механика, физика, естествознание, архитектура.

Помимо работы в Комиссии Янкович с 1783 г. занимал должность директора открытого по его инициативе Петербургского главного народного училища, сочетая административную работу с учебной и научно-педагогической. с 1786 г. руководил созданием в Петербурге учительской семинарии. При создании Министерства народного просвещения был членом Главного управления училищ Российской империи. В тот же период совместно с русскими учеными-педагогами он разработал всю документацию по народным училищам, написал учебники и руководства для народных училищ. Им написаны "План к установлению народных училищ", который был положен в основу "Устава народным училищам в Российской империи", "Правила для учащихся в народных училищах" (1782), "Руководство учителям первого и второго классов народных училищ Российской империи" (1783), "Букварь" (1782), "Прописи и для них руководство по чистописанию" (1782), "Руководство к арифметике" (1784).

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) – русский писатель, философ, историк, юрист, экономист, химик, врач, педагог, сторонник материализма, основатель революционного направления русской общественной мысли. Родился в дворянской семье. Учился в кадетском корпусе в Петербурге, окончил Лейпцигский университет юридический факультет. Большое влияние на его мировоззрение оказали французы Дидро, Руссо и русские просветители Ломоносов, Новиков. Работал чиновником в сенате, работал юридическим советником, управляющим Петербургской таможни. В 1783г написал оду "Вольность" первое произведение русской поэзии. По приказу Екатерины 2 был арестован и заключен в Петербургскую крепость. За издание "пагубной книги" "Путешествие из Петербурга в Москву" его приговорили к смертной казни, заменили ссылкой в Сибирь на 10 лет с лишением чинов и дворянства. При Павле 1 было разрешено поселится в имении отца, а при Александре 1 он вернулся в Петербург. Работал в законодательной комиссии. Он выступал с вольнодумными мыслями и радикальными требованиями в защиту крестьян. Под угрозой новых преследований Радищев покончил с собой.

Подобно Руссо, поклонником которого он был, связывал прогресс в воспитании с переустройством общества на началах справедливости и народного счастья. Радищев настаивал, прежде всего, на гражданском воспитании, на формировании "сынов отечества". Радищев требовал покончить с сословностью в образовании и сделать его одинаково доступным и для дворян, и для крестьян. В трактате "О человеке, о его смертности и бессмертии" раскрыл свою материалистическую концепцию возрастного развития растущего человека и его движущих сил. Рассуждая о подготовке подрастающего поколения к жизни, к труду, Радищев отмечал, что крепость духа так же необходима в жизни, как и здоровый организм.

МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711-1765),первый русский ученый-естествоиспытатель, поэт, философ, художник, историк, просветитель

Работы: Краткое руководство к риторике, Российская грамматика, Древняя российская история, О сохранении и размножении российского народа, Проект регламента московских гимназий и др.

Был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения. С его именем связано открытие Московского университета.

Целью воспитания считал формирование человека-патриота, главными качествами которого должны быть высокая нравственность, любовь к науке, знаниям, трудолюбие, бескорыстное служение Родине.

Разработал впервые в России педагогическую теорию, методологической основой которой явилось материалистическое миропонимание, разграничение науки и религии.

Считал, что положение народа можно улучшить посредством распространения культуры и просвещения.

Выступал сторонником бессословной системы образования вплоть до университета.

Отстаивал идею светскости образования и получения молодым поколением основ научных знаний. Высоко ценил образованность и потребность в научных знаниях, видя в них высшее человеческое счастье.

Связывал формирование человека с конкретными социально-историческими условиями его жизни, с уровнем развития общества в целом.

Видел органическую связь воспитания и обучения, ратовал за взаимосвязь физического и нравственного воспитания и умственного развития.

Выступил впервые в русской педагогике сторонником синтеза классического естественно-научного и реального образования. В его методах обуче­ния выделяются элементы политехнического образования.

Был сторонником классно-урочной системы как наиболее продуктивной для развития ума и памяти, был за домашние задания и экзамены.

Отводил в процессе обучения значительное место практике, постановке опытов, отмечал практическое значение знаний.

разрабатывал принципы обучения: наглядность, доступность, развитие активности и самостоятельности ученика.

Написал ряд учебников — первую грамматику на русском языке, руководство к риторике, первые основания горной науки и др.

Исходил в воспитании из принципов гуманизма и народности и высоко ценил общечеловеческую нравственность. В нравственности особо выде­лял следующие качества: патриотизм, милосердие, трудолюбие. Выступал против таких пороков, как леность, скупость, малодушие, лукавство, злоба, лицемерие, упрямство, самохвальство и др.

Разработал педагогические условия организации детского труда: предварительная подготовка, планирование хода работы, подбор необходимых инструментов, анализ результатов.

Развивал идеи о пользе поощрений и наказаний, не возражал против телесных наказаний (в случае необходимости).

Метод и условие воспитания для Ломоносова — порядок и дисциплина.

Разработал требования к личности и деятельности учителя, заложил основы педагогической этики

Антология педагогической мысли Белорусской ССР. – М.: Педагогика, 1986.

Джуринский А.Н. История педагогики. – М., 1999. – С.146 – 168.

Константинов Н.А. и другие. История педагогики. – М., 1982. – 447 с.

Латышина Д.И. История педагогики. – М., 2002. – 603 с.

История педагогики/ Под ред. А.И.Пискунова. – М., 2001. – 512с.

Сегянюк Г.В. Гiсторыя педагогiкi. – Мазыр, 2000. – 432с.

Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. – М., 1986. – С.5- 123.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

1. Начало развития светской государственной системы образования, демократизация образования в России XVII – XVIII вв. (реформы Петра I).

2. Первые государственные воспитательно-образовательные заведения для дворян. Закрытые сословно- дворянские учебные заведения в России (XVII – XVIII вв.).

3. Деятели просвещения в России XVIII века (М.В. Ломоносов, В.Т. Татищев, И.И. Бецкой, Ф.Л. Янкович, Н.И. Новиков, А.И. Радищев).

4. Просвещение и педагогическая мысль в Беларуси в XVIIII в.

Глоссарий:

1. Петровские реформы – коренные преобразования в различных областях жизни русского народа в эпоху правления в России XVIII века царя Петра I, цель реформ – укрепление государственности России, прогрессивные изменения в социокультурной жизни страны.

3. Кадетский корпус, пажеский корпус, Смольный институт благородных девиц – закрытые учебно-воспитательные заведения для детей дворянского сословия в России XVIII в.

Для развития педагогики и школы большое значение имели такие просветительские реформы, как введение гражданского алфавита, возникновение периодической печати (газета "Ведомости"), выпуск оригинальной светской и переводной литературы, открытие Академии наук и др.

В 1715 году навигационная школа была переведена в Петербург и на ее основе открывается Морская академия.

В период царствования Петра I (правил с 1689 – 1725; годы жизни: 1672 – 1725) были открыты артиллерийские школы в Петербурге, в Москве и других крупных портовых городах – навигационные. В Москве появились хирургическая, инженерная и "разноязычная" школы. На Урале - горнозаводская и математическая школы.

Наряду с организацией светских школ была проведена реформа духовного образования: созданы начальные архиерейские школы и духовные семинарии, имевшие широкую общеобразовательную программу.

В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Петербурге была открыта Академия наук. При Академии существовали университет и гимназия, в которых ученые-иностранцы готовили русских ученых и специалистов.

6.2. Первые государственные воспитательно-образовательные заведения для дворян. Закрытые сословно-дворянские учебные заведения в России (XVII – XVIII вв.). В XVIII веке дворянство превратилось в правящее сословие, которое пользовалось большими привилегиями. Для дворян, начиная с 1731 г., были созданы особые военные школы – кадетские корпусы, где дворянские дети готовились к военной службе в офицерских чинах.

В Петербурге и Москве открылись иностранные пансионы – частные воспитательно-образовательные заведения.

Создавая для своих детей закрытые учебные заведения, дворяне использовали достижения современной педагогики. Обращалось большое внимание на физическое и эстетическое воспитание, применялись гуманные методы обучения. При кадетском корпусе имелись хорошая библиотека, свой театр; кадеты обучались стихосложению, в корпусе издавался литературный журнал, проводились вечера, различные увеселения и балы, прогулки.

Сложившаяся в России в середине XVIII века сословная система образования отличалась следующими характерными чертами: каждое учебное заведение предназначалось для определенного сословия, программы школ для разных сословий были различными. Дворянские школы процветали, школы для других сословий влачили жалкое существование.

6.3. Деятели просвещения в России XVIII века (М.В. Ломоносов, В.Н. Татищев, И.И. Бецкой, Ф. Л. Янкович, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев).

Развитию просвещения и образованности в Росси XVIII столетия способствовала целая плеяда высокообразованных, преданных своей Родине ученых и педагогов. Они внесли неоценимый вклад в развитие русской школы и мировой педагогической мысли.

Наиболее известным среди этих деятелей просвещения является М.В. Ломоносов (1711 – 1765 гг.), о биографии и способностях которого до сих пор слагаются чуть ли не легенды (сын простого поморского крестьянина из Архангельской губернии стал первым русским, избранным на должность профессора (академика) химии).

Проявляя заботу о распространении просвещения в России, М.В. Ломоносов настаивал на создании в столице университета европейского типа, доступного всем слоям населения. Его хлопоты увенчались успехом, и в 1775 году по собственному проекту академика был организован Московский университет, носящий и ныне имя М.В. Ломоносова.

М.В. Ломоносов был инициатором разнообразных научных, технических и культурных начинаний в стране, организатором науки и просвещения, уделял внимание педагогическим вопросам, организации обучения и воспитания, справедливо полагая, что создать благие условия для жизни сограждан, улучшить положение народа можно посредством распространения культуры и просвещения. Ученый постоянно подавал прошения Сенату о разрешении бессословной системы образования вплоть до университета.

Вплоть до конца XVI века на Руси действовала система, при которой регулярное посещение школы было необязательным. Обучение происходило преимущественно в семье и являлось сословным по своим целям и содержанию. Грамота рассматривалась как элемент профессиональной подготовки наряду, например, с различными ремёслами и промыслами. Начальные знания (письмо, чтение, счёт, церковное песнопение) приобретали у приходских священников и мастеров грамоты. Система специального повышенного образования до XVII века практически отсутствовала. На службе государства находилось ограниченное число людей, от которых требовались специальные знания: медики, переводчики, архитекторы и др., - которых обычно приглашали из-за границы. Нередко ими являлись получившие образование за рубежом выходцы из Новгорода и Пскова, например, Дмитрий Герасимов, который перевёл на русский язык учебник латинского языка.

Во второй половине XVII века в российском государстве определились четыре основные подхода к воспитанию и обучению:

- старообрядческо-начётнический (протопоп Аввакум);

- византийско-русский (Епифаний Славинецкий, Федор Ртищев, Карион Истомин);

- славяно-греко-латинский (Иоанникий и Софроний Лихуды).

По своей сути данные подходы были порождены двумя взглядами на будущее России, сторонники которых в дальнейшем (XIX в.) получили названия западников и славянофилов.

В 60-х гг. XVII века Симеон Полоцкий основал школу Спасского монастыря. После его смерти с 1686 года школой руководил Сильвестр Медведев. Основной контингент составляли присланные правительством для овладения латынью и греческим молодые приказные. Изучали славянскую грамматику, латинский и греческий языки, риторику, философию.

В 1649 году окольничий, воспитатель царя Алексея Ф.М. Ртищев (1626 – 1673) основал на свои собственные средства училище при Андреевском монастыре. Руководителем училища стал Епифаний Славинецкий. Кроме него, Ф. Ртищев вызвал с Украины около 30 учёных монахов, которые должны были переводить на русский язык иностранные книги и обучать желающих греческой, латинской, славянской грамматике, риторике, философии и другим наукам. К приезжим монахам присоединились некоторые московские учёные монахи и священники. Сам Ф. Ртищев тоже стал учеником школы.

Братья Лихуды ввели преподавание латинского языка, схоластический метод, изложение риторики, логики и физики по Аристотелю. Ими были составлены учебные пособия на греческом и латинском языках по грамматике, риторике, логике, психологии, физике. Учащиеся старших классов переводили с греческого на славянский труды братьев Лихудов. Деятельность братьев в Академии длилась семь лет, однако в 1694 году они были отправлены в отставку, а в 1698 году - заточены в Новоспасский монастырь по обвинению в ереси.

В это же время в Академии прекратилось преподавание латыни (до 1700 года). Программу начали строить на принципах, имевших в виду отказ от старорусского начётничества и одновременно от латинской учености и утверждавших ориентацию на византийско-русскую традицию в образовании. Славяно-греко-латинская академия сыграла важную роль в развитии просвещения в Российском государстве, хотя ей, в силу различных причин, не удалось стать подлинным научным центром высшего образования.

С середины XVII века выпускники Киево-Могилянской академии начинают преподавать в Москве. Многие из них: Епифаний Славинецкий, Симеон Полоцкий, Феофан Прокопович и др.- сыграли важную роль в становлении славяно-греко-латинского образования и организации школьного дела в Российском государстве.

Просветительские реформы начала XVIII века. Организация государственных светских учебных заведений. Зарождение и развитие профессионального образования.

К XVIII веку Россия становится сильным многонациональным государством с быстро развивающейся промышленностью. Значительно возросло и её международное влияние. В первой четверти XVIII века правительство Петра I проводит реформы, способствующие развитию науки, просвещения и искусства. Реформы в сфере образования и воспитания также были вызваны рядом социально-экономических факторов: политическое лидерство дворянства, укрепление позиций купечества и промышленников, формирование режима абсолютизма, изменениями в аппарате управления государством, создание новой армии и др. Усилилось внимание к созданию национальной системы образования. И если к концу XVII века Россия, в отличие от Западной Европы, не располагала системой регулярных государственных учебных заведений, то на протяжении XVIII века такая система была создана. Была сформирована особая социальная группа, профессионально занимавшаяся умственным трудом и педагогической деятельностью.

В начале XVIII века в России открываются государственные школы различных типов, отличавшиеся практической направленностью, но в то же время не бывшие узкопрофессиональными. В них не только готовили будущих моряков, инженеров, врачей, переводчиков и др., но и давали общее образование, которое включало в себя родной и иностранный языки. В основном учебные заведения создавались для детей дворян, но сословный принцип нередко нарушался, и в новые учебные заведения принимали представителей других социальных слоёв. Эта реформа являлась одним из серьёзных направлений преобразований Петра I.

По образцу навигационной школы в Москве были учреждены ещё две школы – инженерная (1703) и артиллерийская. В 1707 году в Москве при военном госпитале была открыта хирургическая школа, рассчитанная на 50 учащихся. С 1721 года при сибирских заводах стали создаваться горные (горнозаводские) училища для подготовки квалифицированных мастеров и рабочих. Для обучения солдат и матросов открываются гарнизонные и адмиралтейские школы.

В 1732 году в Санкт-Петербурге для детей дворян открывается кадетский корпус, получивший название Сухопутный шляхетский корпус, а в 1752 году – Морской кадетский корпус.

Для подготовки специалистов-переводчиков в Москве, на Покровке было открыто особое учебное заведение, в котором детей бояр, служилых и торговых людей обучали греческому, латинскому, итальянскому, французскому, немецкому и шведскому языкам. Обучение языкам занимало три четверти учебного времени, остальные учебные часы отводились на изучение философии, истории, арифметики, географии. Обучение было бесплатным.

Однако постепенно цифирные школы перестают выполнять возложенную на них функцию и приходят в упадок. Многие дворяне и приказные не хотели отправлять туда своих сыновей; ученики из духовного сословия уходили в архиерейские школы. В 1744 году цифирные школы были присоединены к полковым гарнизонным школам, а оставшиеся слились с архиерейскими школами.

Возникновение в Петровскую эпоху новых типов школ являлось важным этапом в организации национальной системы образования. В этот период закладывается фундамент для построения системы образования на новых началах.

Открытие Академии наук (1725) и учебных заведений при ней. Деятельность М.В. Ломоносова в области просвещения.

В конце 1725 года в Петербурге открывается первый научно-просветительский центр – Академия наук. В её состав входили университет и гимназия. К середине XVIII века наиболее значительным событием в развитии системы образования стало открытие в 1755 году Московского университета и двух гимназий при нём. Одна гимназия была открыта для дворянских детей, другая – для детей ремесленников, купцов, канцеляристов, солдат и т.п. Небольшое количество мест в гимназии и в университете было предусмотрено для детей из бедных семей, но талантливых, которые учились за казённый счёт.

С целью организации научных исследований при университете открываются вспомогательные учреждения: химическая лаборатория, физический и минералогический кабинеты, анатомический театр, открываются библиотека и типография. Из художественных классов университетской гимназии выросла Академия искусств; сформировались школы известных русских архитекторов Казакова и Баженова; действовало много литературных и научных сообществ. В 1779 году при университете открывается первая учительская семинария.

В открытии университета большую роль сыграл выдающийся российский учёный – Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765). Родился будущий ученый в Архангельской губернии, в семье помора. В январе 1731 года поступил в Славяно-греко-латинскую академию. В начале 1736 года, как один из лучших студентов, был направлен в университет при Петербургской академии наук, а осенью того же года – в Германию, в Марбург, затем три года изучал химию и горное дело в горной академии Фрайбурга. В 1741 году М. Ломоносов возвращается в Россию, где впервые начинает читать на русском языке публичные лекции в Академии наук.

Творчество М. Ломоносова было исключительно разносторонним. Он обладал широкими научными интересами в самых различных областях знаний: химия, физика, история, геология, стихосложение и др. Заложил основы физической химии, обосновал учение о преломлении света, создал ряд оптических приборов, был автором известных трудов по российской истории, писал стихи.

М.В. Ломоносов был не только крупнейшим ученым своего времени, но и выдающимся просветителем. Он принимал активное участие в разработке документов, определявших порядок функционирования университета и гимназии при нём, а также вопросов содержания образования.

М. Ломоносовым разрабатывался проект развития школ России, основанных на принципе бессословности, преемственности и демократизма. Согласно данному проекту, в России должны были открыться учебные заведения трёх типов: школы, гимназии, университеты. Также превалировала мысль о том, что в школах низшей ступени необходимо давать образование всем детям, независимо от сословия.

Становление системы дворянского воспитания.

Во второй четверти XVIII века на одно из первых мест выдвигается государственная проблема организации обучения дворянства. Согласно реформам Петра I на представителей дворянского сословия была возложена повинность: отдавать своих сыновей на учебу в государственные учебные заведения. В 1733 году был издан закон, отменявший эту обязанность и предоставивший дворянским детям право на домашнее обучение.

Василий Никитич Татищев (1686 – 1750), один из первых представителей русского Просвещения, открыл несколько горнозаводских школ; в своих произведениях педагогической направленности изложил в рационалистическом духе идеи воспитания и обучения. Разработанная В. Татищевым программа дворянского воспитания предусматривала обучение светским наукам и религии; был разработан план открытия академий, университетов, гимназий и академий ремёсел.

Позиций критического, рационалистического видения мира придерживался известный просветитель петровской эпохи Феофан Прокопович (1681 – 1736). Деятельный участник школьных реформ, сторонник светского образования, он в своих проектах использовал опыт преподавания западноевропейского круга наук, педагогической системы иезуитов. Подчеркивая важность воспитания для значения судьбы человека, Ф. Прокопович давал в своих произведениях педагогические советы родителям и воспитателям.

Читайте также: