Школа и педагогическая мысль средних веков возрождения и нового времени м 1991
Обновлено: 08.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Становление и развитие педагогики в период Средневековья, эпохи Возрождения и Нового времени
В Средние века (V-XV вв.) все стороны жизни человека определяла церковь, человек рассматривался как творенье божье, поэтому проблемы воспитания разрабатывались богословскими философами, среди которых - Фома Аквинский (1225-1274) и др. Идеал воспитания Средневековья - созерцание, смирение. Зажатое в тисках теологии и схоластики образование во многом потеряло прогрессивную направленность античных времен. Из века в век оттачивались и закреплялись незыблемые принципы догматического обучения, просуществовавшего в Европе почти двенадцать веков. И хотя среди деятелей церкви были образованные для своего времени философы, например Тертуллиан (160-222), Августин (354-430), Аквинат (1225-1274), создавшие обширные педагогические трактаты, педагогическая теория далеко вперед не ушла.
Педагоги эпохи Возрождения внесли значительный вклад в историю развития педагогической мысли идеями о значении в образовании подлинных знаний о мире, об активных способах обучения, гуманистических основаниях организации процесса учения. Гуманизм проповедовал гармоническое развитие свободной личности, способной преобразовать общество и мир в целом.
Рассмотренный период в историческом пути педагогики условно можно назвать ее предысторией.
Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Она выделилась в самостоятельную науку, оставаясь тысячами нитей связанной с философией. Педагогика неотделима от философии уже хотя бы потому, что обе эти науки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие. История педагогики как самостоятельной науки начинается в XVII веке.
Во-первых, развитие капиталистических производственных отношений требовало массовой подготовки специалистов для промышленного производства, в связи с этим возникла проблема разработки новых педагогических систем обучения и воспитания. Во-вторых, в педагогической мысли прошлых эпох был накоплен богатый теоретический и практический опыт, требовавший анализа и обобщения для дальнейшего практического применения в интересах прогресса общества.
Решение задач в области педагогики в указанный период было связано с именами английского философа и естествоиспытателя Фрэнсиса Бэкона и чешского педагога Яна Амоса Коменского.
Цель воспитания – подготовка человека к вечной жизни; выделял: умственное воспитание (познание себя и окружающего мира); нравственное воспитание (управление собой, развитие моральных качеств – справедливости, мужества, умеренности, мудрости); религиозное воспитание (стремление к богу).
Для потомков Я. А. Коменский оставил классно-урочную систему , которой мы пользуемся до настоящего времени: учебный год, каникулы, четверти, учет знаний, работа учителя со всем классом.
Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) –крупная, но противоречивая фигура в истории педагогики. Кроме значительных теоретических обобщений в области психологии обучения и дидактики (четырехзвенная модель урока, понятие воспитывающего обучения, система развивающих упражнений) известен работами, ставшими теоретической базой для введения дискриминационных ограничений в образовании широких масс трудящихся.
Таким образом, основные контуры предмета педагогики как науки сложились в первой половине XVII в.
1. Причины появления и отличительные черты культуры Возрождения.
2. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень, Р. Агрикола, Х. Вивес, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский, Т. Мор).
4. Иезуитская система воспитания и образования.
Литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. - Т. 1.: Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. М., 1994.
2. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989-1990. Вып. 1. Ч. 1-2.
3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
4. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1991.
5. Монтень М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн. М., 1979.
6. Мор Т. Утопия. М., 1953.
7. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М., 1991.
Занятие 40.
Тема: Педагогическая система Я.А. Коменского
Вопросы для обсуждения
1. Эпоха, жизнь и деятельность Я.А. Коменского.
2. Характеристика мировоззрения Я.А. Коменского.
3. Основные принципы организации системы образования.
4. Классно-урочная система.
5. Дидактические принципы и правила.
6. Цель, задачи, средства нравственного воспитания.
7. Я.А. Коменский и современность.
Литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. 1993, № 5, с.86-88.
2. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика. 1992. № 5-6. С. 81-85.
3. Коменский / Сост. И.Д. Чечель. М., 1996.
4. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
Занятие 41.
Тема: Педагогическая мысль эпохи Просвещения XVIII века.
Теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
Вопросы для обсуждения
1. Эпоха французского Просвещения и проблемы места и роли воспитания в становлении человека (К.А. Гельвеций, Д. Дидро).
2. Ж.-Ж. Руссо о свободном и естественном воспитании.
3. Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждом из возрастных периодов.
4. Роль воспитателя в педагогической теории Ж.-Ж. Руссо.
5. Влияние теории свободного воспитания на развитие современной педагогической мысли.
Литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
2. Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б.Корнетов. М., 1995.
3. Литература Французского Просвещения / Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо. М., 2009.
4. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В двух томах. М., 1981.
5. Руссо Ж.-Ж. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. 224 с. (Антология гуманной педагогики).
Занятие 42
Тема: Педагогическая теория И.Г. Песталоцци
Вопросы для обсуждения
1. Педагогическая деятельность и мировоззрение И.Г. Песталоцци.
2. Теория элементарного образования.
3. Гуманистический подход к личности воспитанника - основа нравственного воспитания.
4. Соединение обучения с производительным трудом в педагогических учреждениях И.Г. Песталоцци.
Литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981, с.280-304.
2. Кларин В.М. И.Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика, 1996, № 1, с. 50-60.
3. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
4. Песталоцци И.Г. Лебединая песня / И.Г. Песталоцци. СПб: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.
Занятие 43
Вопросы для обсуждения
1. Причины появления и отличительные черты культуры Возрождения.
2. Развитие гуманистических идеалов образования педагогами и мыслителями эпохи Возрождения (Ф. Рабле, М. Монтень, Р. Агрикола, Х. Вивес, Т. Кампанелла, Э. Роттердамский, Т. Мор).
4. Иезуитская система воспитания и образования.
Литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. - Т. 1.: Античность. Средневековье / под ред. А.И. Пискунова. М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Антология педагогической мысли христианского Средневековья: В 2-х т. М., 1994.
2. Западноевропейская средневековая школа и педагогическая мысль. М., 1989-1990. Вып. 1. Ч. 1-2.
3. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.
4. Школа и педагогическая мысль Средних веков, Возрождения и Нового времени. М., 1991.
5. Монтень М. О воспитании детей // Опыты: В 3-х кн. М., 1979.
6. Мор Т. Утопия. М., 1953.
7. Роттердамский Эразм. Похвала глупости. М., 1991.
Занятие 40.
Тема: Педагогическая система Я.А. Коменского
Вопросы для обсуждения
1. Эпоха, жизнь и деятельность Я.А. Коменского.
2. Характеристика мировоззрения Я.А. Коменского.
3. Основные принципы организации системы образования.
4. Классно-урочная система.
5. Дидактические принципы и правила.
6. Цель, задачи, средства нравственного воспитания.
7. Я.А. Коменский и современность.
Литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Горностаев П.В. Универсальное воспитание всего человеческого рода // Педагогика. 1993, № 5, с.86-88.
2. Равкин З.И. Великий реформатор школы // Педагогика. 1992. № 5-6. С. 81-85.
3. Коменский / Сост. И.Д. Чечель. М., 1996.
4. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
Занятие 41.
Тема: Педагогическая мысль эпохи Просвещения XVIII века.
Теория свободного воспитания Ж.-Ж. Руссо.
Вопросы для обсуждения
1. Эпоха французского Просвещения и проблемы места и роли воспитания в становлении человека (К.А. Гельвеций, Д. Дидро).
2. Ж.-Ж. Руссо о свободном и естественном воспитании.
3. Периодизация жизни ребенка и особенности воспитания и обучения в каждом из возрастных периодов.
4. Роль воспитателя в педагогической теории Ж.-Ж. Руссо.
5. Влияние теории свободного воспитания на развитие современной педагогической мысли.
Литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
2. Свободное воспитание: Хрестоматия / Сост. Г.Б.Корнетов. М., 1995.
3. Литература Французского Просвещения / Вольтер, Дени Дидро, Жан-Жак Руссо. М., 2009.
4. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения. В двух томах. М., 1981.
5. Руссо Ж.-Ж. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. 224 с. (Антология гуманной педагогики).
Занятие 42
Тема: Педагогическая теория И.Г. Песталоцци
Вопросы для обсуждения
1. Педагогическая деятельность и мировоззрение И.Г. Песталоцци.
2. Теория элементарного образования.
3. Гуманистический подход к личности воспитанника - основа нравственного воспитания.
4. Соединение обучения с производительным трудом в педагогических учреждениях И.Г. Песталоцци.
Литература
1. Джуринский, А.Н. История педагогики и образования: учебник для бакалавров / А. Н. Джуринский. 3-е изд., перераб. и доп.. М.: Юрайт, 2013. 676 с.
2. Попов, В.А. История педагогики и образования: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Попов; ред. В. А. Сластенин. 2-е изд., испр.. М.: Академия, 2012. 208 с.
3. История педагогики и образования : учебник для бакалавров / под общ. ред. А. И. Пискунова, А. Н. Джуринского, М. Г. Плоховой. 4-е изд., испр. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 574 с. Серия: Бакалавр. Углубленное издание.
4. Хрестоматия по истории педагогики [Текст]: в 3 т. Т. 2.: Новое время / под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2006.
Дополнительная
1. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981, с.280-304.
2. Кларин В.М. И.Г. Песталоцци: подвижник педагогики // Педагогика, 1996, № 1, с. 50-60.
3. Коменский Я.А., Локк Дж., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И.Г. Педагогическое наследие. М., 1987.
4. Песталоцци И.Г. Лебединая песня / И.Г. Песталоцци. СПб: Образовательные проекты; М.: НИИ школьных технологий, 2008. 240 с.
Занятие 43
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.
Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.
Ссылка скопирована в буфер обмена
Вы запросили доступ к охраняемому произведению.
Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).
Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.
Школа и воспитание в эпоху Возрождения. Педагогическая мысль культуры гуманизма, программа классического образования. Представления писателей о мире и месте человека в нём. Проблема демократизации системы женского обучения в произведениях Томаса Мора.
Рубрика | История и исторические личности |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 14.11.2014 |
Размер файла | 54,4 K |
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
1. Абрамсон М.Л. От Данте к Альберти . - М., 1979. 296 с.
2. Бахтин Б. Школьная жизнь в Париже в XII в. // Средневековый быт: Сб.статей / Под ред. О.А Добиане-Рождественской. Л., 1925.
3. Брагина Л.М. Альберти - гуманист//Леон Баттиста Альберти/Под ред. В.Н. Лазарева. - М., 1978. - 230 с.
4. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV - XV веков. - М., 1977. - 198 с.
5. Браччолини П. Фацеции / Пер. с лат. и вступ. ст. А. Дживелегова; [худ. В. Носков] - М.: Худ. лит., 1984. - 167 с., ил.
6. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени (Исследования и материалы): Сб. науч. тр. / Под ред. К.И. Салимовой, В.Г. Безрогова. М., 1990. Источники по истории Реформации. Вып. I. Т. 2 / Пер. Н.А. Куна; Под ред. М. Егорова. М., 1907.
7. Гарэн Э. Проблемы итальянского возрождения. - М., 1989. - 156 с.
8. Джуринский А. Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 400
12. История Филосрфии: Учеб. для высш. учеб. заведений / Под ред. В. П. Коханского, В. П. Яковлева. 4-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 736 с.
14. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. М., 1992. Культура Возрождения и средние века / Ред. кол. Л.С. Чиколинии др. М., 1992
15. Константинов Н. А. и др. История педагогики: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Н. А. Константинов, Е. Н. Медынский, М. Ф. Шабаева. - 5-е изд., доп. и перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 447 с., ил.
16. Лазарев В.Н. Леон Баттииста Альберти / Под ред. В.Н. Лазарева. - М., 1978. - 242 с.
18. Рутенберг Б. И. Культура эпохи Возрождения: средние века / Под ред. С.Д. Сказкина. Вып. 50. М., 1987
19. Ревякина Н.В. Гуманистическое воспитание в Италии. - Иваново, 1993. 326 с.
20. Ревякина Н.В. Проблема человека в итальянском гуманизме второй половины XIV - первой половины XV в. - М., 1977. 243 с.
21. Ревякина Н.В. Творческий путь Лоренцо Валлы и его философское наследие// Лоренцо Валла. Об истинном и ложном благе. О свободе воли/Под ред. А.Х. Горфункеля. - М., 1998. 413 с.
22. Ревякина Н.В. Человек в гуманизме итальянского возрождения. - Иваново, 2000. 432 с.
23. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли: Учеб. для высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 352 с.
Читайте также:
- В чем состоит общечеловеческая ценность права кратко
- Как соотносятся внешние и внутренние функции современного государства кратко
- Системность как фундаментальный принцип научного познания этапы и уровни познания кратко
- Методическая разработка проекта в детском саду
- Из каких частей состоит активная часть трансформатора каковы их назначение и конструкция кратко