Шишкина школа мягкий знак как показатель мягкости согласного звука

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Деменева Марина Петровна

Организация: МАОУ Фёдоровская СОШ

Населенный пункт: с.Александровка, Акбулакский район, Оренбургская область

Цели : Создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь, обозначающей мягкость согласных, развития речи, памяти, логического мышления

планируемые результаты (предметные)

осознают роль буквы ь как обозначение мягкости согласных на конце и в середине слова; читают слова с новой буквой, предложения и короткие тексты с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания

личностные: проявляют интерес к окружающей природе

регулятивные: удерживают цель до получения ее результата.

познавательные: общеучебные – находят ответы на вопросы в иллюстрациях, художественном тексте; логические – характеризуют букву ь.

коммуникативные: выразительно рассказывают

Тип урока : изучение нового материала

Вид урока : комбинированный.

Методы работы: объяснительно – иллюстративные, словесные, наглядные, практические.

Формы организации учебной деятельности:

Ход урока.

1.Орг. момент.

Встанем ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

Сядем тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться

Все заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться

Так как мы ученики.

2.Эмоциональная настройка

Учитель: – Ребята, к нам сегодня на урок пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте

У: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д: – Хорошее, радостное, веселое.

У: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

3Актуализация знаний.

- Сколько букв мы уже изучили? Посчитайте на ленте букв.

- Все ли изученные буквы обозначали какой-то звук? (да)

- Какие буквы могут обозначать два звука?

- Чем буквы отличаются от звуков? (буквы мы пишем и видим, а звуки мы слышим и произносим)

- Ребята, а для чего мы изучаем буквы и звуки? (чтобы научиться читать и писать)

Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

4.Постановка учебной задачи.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

У: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете.

Внимание, занимаем свои места!

-Жили – были буквы, разные – гласные и согласные. Жили – не тужили, потому что все дружили. Среди них жила одна буква, похожая на половинку буквы ы, с ней не любили дружить, потому что она не имела звука. Что это за буква?(Мягкий знак).

Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко. Один раз буквы стали составлять слова, но они зашифрованы загадкой.

Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога (Гвоздь).

Стали буквы составлять слово, а у них получается гвозд.

- Встану я рядом,- получилось гвозди.

Позвали тогда буквы мягкий знак, он согласился и быстро встал в конец. Что получилось? (Гвоздь).

Развеселились буквы и стали все дружить.

Как вы думаете, какая новая тема нашего урока

Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква… (мягкий знак)

- Учитывая тему нашего урока, поставим перед собой цели нашей работы:

познакомиться с новой буквой;

учиться читать буквосочетания, слова с новой буквой;

- Может кто - то из Вас знает, как выглядит эта буква? Кто хочет показать? Молодцы.

- Теперь попробуйте выложить эту букву. (Из счётных палочек, из ниток)

6.Знакомство с новой буквой.

- Вот она буква ь (мягкий знак) (На доску вывешивается буква ь.)

- Как вы думаете ребята, для чего нам буква ь? (смягчать согласные звуки)

- Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)

Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

– Совершенно верно. Сегодня мы поговорим про мягкий знак – показатель мягкости согласного звука

– Дело в том, что у каждой буквы есть свой звук – [а], [б], [в]. А мягкий знак такой молчун, никогда никакого звука не называет, стоит скромненько себе и молчит.

Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома УГОЛ
Превратился сразу в УГОЛЬ,
Без пожара, просто так?
Это сделал мягкий знак.

При чтении, благодаря Ь, мы слышим как изменяется звучание слова.

Если в слове есть Ь, то буква после которой он стоит звучит мягко. Вот послушайте слова и попробуйте догадаться в каких словах есть мягкий знак.

угол — уголь

шест – шесть

был – быль

банка — банька

ел — ель

полка — полька

Чтение слов и сравнение их написания и произношения.

Мы верно выполнили задание и к нам опустилась первую звезду с буквой А ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

– Нарисуем звезду глазами по стрелкам (смотрите на слайд).

– Подберите родственные слова к слову звезда.

– Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

– Что такое родственные слова?

– Слова близкие, родные друг другу.

– Что понимаете под словом звездопад?

– Как называется явление, когда падают звёзды.

– Какое слово простое или сложное?

– Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей. Какое?

– Молодцы, с этим заданием мы справились, получили 2 звезду Буква…З

7. Изучение нового материала

– А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

А) Звуковой анализ слов.

В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра)

В: – Сколько слогов в слове дыра?

Д: – В слове дыра два слога ды – ра.

В: – На какой слог падает ударение?

Д: – Ударение падает на второй слог.

В: – Дайте характеристику звуку [ д ].

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Охарактеризуйте звук [ ы ].

Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.

В: – Дайте характеристику звуку [ р ].

Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.

В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили 3 звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

Физкультминутка

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля – (наклоны вперёд)

Расстилается земля . (дети разводят руки в стороны)

В: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

Б) Чтение буквосочетаний с доски. ( хором, по группам)

- Сейчас мы будем учиться читать буквосочетания с новой буквой по заданиям.(На доске буквосочетания. Нь, мь, ль, рь, бь, пь, вь. дь, ть, сь)

Задание 1: прочитать буквосочетания тихо. Первая группа читает справа налево.

Задание 2: прочитать буквосочетания громко. Вторая группа наоборот читает слева направо.(Вы сейчас попробуйте. Чтобы читали хором не перебивая и не отставая)

- Да, мягкий знак – настоящий фокусник. В чём же заключался его фокус? Как произносили буквосочетания? (Мягко)

Вывод: Мягкий знак обозначает мягкость согласных звуков на письме.Мы заслуживаем 4 букву У (На доске АЗБУ..)

8.Работа по учебнику

Развитие речи. Работа с иллюстрацией. (учебник стр.10)

Рассмотрите картинку, составьте по ней рассказ. Придумайте сказочную историю про лося.

Чтение текста про лося на странице 11.

-Что узнали про лося? Как можно озаглавить этот текст?

Чтение пословиц и объяснение их смысла.

Сентябрь холоден, да сыт.

Ноябрь - ворота зимы.

Октябрь землю покрыл где снегом, где листом.

-Как понимаете смысл? Обведите в кружок ь. Сколько раз он вам встретился? Мы получаем 5 букву К.

9. Закрепление нового материала.

Делимся на группы, какая группа придумает больше слов с ь.

– Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а со слогами. Прочитайте слоги, придумайте с ними слова: МА, КА, РО, БУ, РА, ТА, ЛЕ, МЕ, УМ, УТ, РУ, ПУ, ХО, ЗИ, ЗА, КО, СО. (Дети читают слоги и придумывают с ними слова, а потом придумывают с этими словами предложения).

– Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).

– АЗБУКА.

– Это нужная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть АЗБУКУ жителям Гласных и Согласных, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д – Из полёта возвратились

И на Землю приземлились.

11. Рефлексия. Подведение итогов.

- Молодцы, ребята, вы очень хорошо поработали. Порадовали меня

- На уроке мне понравилось ……… .

- Мне было трудно …….. .

- Мне больше всего запомнилось

–На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями.

1.Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Азбука. 1 класс. В 2 частях . Учебник,-М.: Просвещение, 2016-111 с.6 ил- (Школа России)

2. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько АФ.Дидактический материал к урокам обучение грамоте. 1 класс. . М.: Просвещение, 2016- 63с (Школа России)

3. Горецкий В.Г.,Белянкова Н.М.Обучение грамоте. Методическое пособие с поурочными разработками, 1 класс. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 2012 – 301с.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Конспект урока по русскому языку в 1Л классе

В.П.Канакина, В.Г. Горецкий)

Подготовила:

учитель начальных классов

Никулина Наталья Валерьевна

Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь (мягкий знак)

Регулятивные - учиться принимать учебную задачу, сохранять ее а течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать с диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные - ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные – использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Тип урока: урок- изучение нового материала.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска, модель солнышка, тучки.

В совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.

ВложениеРазмер
rus_1_klass_pro_.doc 61 КБ
_i_.ppt 1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока : Мягкий знак как показатель мягкости согласных звуков

Цели: в совместной деятельности с учителем и одноклассниками учиться обозначать мягкость согласных звуков на письме мягким знаком; определять соотношение количества звуков и букв в словах с мягким знаком; формировать умения различать твёрдые и мягкие согласные звуки; совершенствовать умения обозначать на письме мягкость согласного буквой ь.

Регулятивные - учиться принимать учебную задачу , сохранять ее а течение всего урока; выполнять под руководством учителя и самостоятельно учебные действия в практической и мыслительной форме (при выполнении заданий из учебника, рабочей тетради, на доске); фиксировать с диалоге с учителем в конце урока удовлетворенность/ неудовлетворенность своей работой на уроке;

Познавательные - ориентироваться в информационном материале учебника; совместно с учителем или самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, понимать простейшие модели; учиться строить простые рассуждения;

Коммуникативные – использовать простые речевые средства; включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение; отвечать на вопросы учителя.

Тип урока: урок – путешествие.

Оборудование: презентация, компьютер, интерактивная доска.

Раздаточный материал: сигнальные карточки.

Встанем ровно и красиво

Прозвенел уже звонок.

Сядем тихо и неслышно

И скорей начнем урок.

Будем мы писать, трудиться

Все заданья нелегки.

Нам, друзья, нельзя лениться

Так как мы ученики.

- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. А вот в какую сказку - вам предстоит угадать.

II. Актуализация знаний.

1. Пальчиковая гимнастика .

Есть у меня работники.
Во всем помочь охотники.
Живут не за стеной,
День и ночь со мной,
Целый десяток верных ребяток.
Как зовут этих помощников?

2.Минутка чистописания . Написание заглавной и маленькой буквы к , бордюра с использованием элементов этой буквы.

III. Самоопределение к деятельности.

-Жили – были буквы, разные – гласные и согласные. Жили – не тужили, потому что все дружили. Среди них жила одна буква, похожая на половинку буквы ы, с ней не любили дружить, потому что она не имела звука. Что это за буква?(Мягкий знак).

Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко. Один раз буквы стали составлять слова, но они зашифрованы загадкой.

Без головы, а в шляпе,

Одна нога – и та без сапога (Гвоздь).

Стали буквы составлять слово, а у них получается гвозд .

- Встану я рядом,- получилось гвозди.

Позвали тогда буквы мягкий знак, он согласился и быстро встал в конец. Что получилось? (Гвоздь).

Развеселились буквы и стали все дружить. Буквы предлагают вам отгадать загадки, написать отгадки.

Кто приходит, кто уходит –

Все её за ручку водит (Дверь).

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко (Лось).

Спит или купается,

Всё не разувается,

День и ночь на ножках

Красные сапожки (Гусь).

- Назовите твёрдые, мягкие согласные звуки.

-Как обозначается на письме мягкость согласных звуков?

3.Физкультминука . А вот и Хомячок. Он заметил нас и предлагает отдохнуть. Давайте и мы отдохнем вместе с ними.

Хомка, хомка, хомячок (надуть щёки),

Полосатенький бочок (погладить себя по бокам).

Хомка раненько встаёт (потянуться),

Щёчки моет, глазки трёт (соответствующие движения).

Подметает Хомка хатку (показывает)

И выходит на зарядку.

1, 2, 3,4,5 –(хлопки в ладоши)

Хомка сильным хочет стать (руки в стороны).

IV.Работа по теме урока.

1.Работа по учебнику.

-Откройте учебник на 87 странице.

- Прочитайте, что мы должны узнать на уроке.

-Что знаете про мягкий знак?

-Прочитайте с№1. Почему растение называют подснежник?

-Чем отличается от других растений?

-Прочитайте слова в № 2. Какими звуками они различаются? Спишите пары слов, подчеркните мягкий согласный звук и букву мягкий знак.

-Прочитайте правило на 88 странице.

2.Работа с интерактивной доской.

-Найдите рисунки животных, в написании которых будет мягкий знак.

3. Закрепление изученного материала.

- Ребята, рассмотрите кроссворды на 88 странице в упражнении№4 .Запишите три слова из кроссворда! Вы справились . Молодцы.

V.Подведение итогов урока.

1.Итог урока. - Давайте откроем сундучок и посмотрим, какие сокровища в нём хранились.

- А вот и сокровища! (открывают корзину Колобка и читают пословицы)

Никогда не пропадёшь .

- Так какое главное сокровище? (знания)

- Молодцы, ребята! Вы очень хорошо потрудились и за это Колобок решил отблагодарить вас, подарив раскраску .

VI. Рефлексия. - Назовите слова, где встречается ь. Какие добрые дела он может делать, назовите слова, но они не должны повторяться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:
1. Формировать навыки чтения слов с мягким знаком – показателем мягкости согласных, добиваться осознания детьми того, что Ь знак не обозначает звука.

2. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, умение работать с текстом.

3. Формировать познавательный интерес, положительную мотивацию к учению.

1. Орг.момент
Снова прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.

3. Логопедическая зарядка
Цель: укреплять круговую мышцу рта, отрабатывать движение мышц вперед, вырабатывать умение плотно сжимать губы, вырабатывать подвижность языка, удерживать напряженным язык в распластанном положении.

4. Актуализация знаний
-Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных звуков? (и, е, я)
а) Чтение слов, выделение слогов с мягкими согласными

витамин мимика пикник
север перемена ветерок
пламя коляска рябина

5. Постановка темы и целей урока
-Познакомимся с новой буквой, обозначающей мягкость согласных звуков и с её особенностью.


м е л м е л ь
-Чем отличаются эти схемы?
-Давайте поставим буквы под схемы.
-Что нужно сделать, чтобы во втором случае произносить мягко звук? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука.)
-Вот для этого и служит буква – помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, звука не обозначает, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные звуки произносятся мягко.

б) Знакомство с новой буквой.

Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
В. Степанов

Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.
А. Шибаев

Письмо печатной буквы Ь знак в тетрадях для печатания.

в) Чтение с доски.

ль пь вь ть мь рь гь нь сь зь бь фь дь кь

день конь пять рыть зорька деньги
тень рысь семь ныть полька больно
пень лось есть шить коньки хорьки

-Уточним количество букв и звуков в словах.
-Какую работу выполняет Ь знак в словах? В чем особенность этой буквы?


7.Физминутка
а) упражнения на профилактику зрения
б) упражнения на расслабление мышц туловища

гуси – гусь голуби – голубь звери – зверь
роли – роль кони – конь двери – дверь

Окунь и карась – (рыбы). Морковь и фасоль – (овощи).
Рысь и медведь – (звери). Ноль и восемь – (цифры).
Снегирь и гусь – (птицы). Тюльпан и колокольчик – (цветы).
Тополь и ель – (деревья). Пальто и шаль – (одежда).
Ольга и Игорь – (имена). Метель и дождь – (явления природы).

Читайте также: