Схема типового плана изучения нового звука и буквы синтез в начальной школе

Обновлено: 04.07.2024

  • Регулятивные УУД
  • уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё мнение;
  • уметь исправлять результаты своих действий;
  • Коммуникативные УУД
  • уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
  • учиться работать в паре;
  • умение принимать решение, брать ответственность за свои действия;
  • Познавательные УУД
  • уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, ИКТ, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках и во внеурочное время.

I. Организационный момент

1. Включить детей в деятельность

2.Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха

3.Воспитывать культуру поведения.

Создание положительного эмоционального настроя учащихся

- Хочется, чтобы урок получился интересным, а вы получили новые знания.

Учащиеся эмоционально настраиваются на урок.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Регулятивные : волевая саморегуляция.

II. Мотивация учебной деятельности

1. Эмоционально настроить детей на урок, создать ситуацию успеха

2.Мотивировать к предстоящей деятельности на уроке

3.Определить тему и цель урока

4.Добиться понимания и принятия учебной задачи урока

- Что вы видите перед собой?

- Что такое алфавит? Приготовим к работе речевой аппарат.

- читать громко, четко, называть каждую букву так, как она звучит в русском алфавите.

- Покажите, кто считает, что справился с задачей.

- Вам было предложено выучить по выбору понравившееся стихотворение. ( слайд )

- Кто выучил стихотворение Е.Благининой? Почему?

- Кто учил стихотворение О.Григорьева? Почему?

- Оцените ( критерии оценивания)

- Коллективное чтение детей

Учащиеся аргументируют свой выбор.

- Учащиеся оценивают чтение

Коммуникативные УУД: Сотрудничество, владение речью

мотивация, развитие интереса к чтению

Коммуникативные :сотрудничество, владение речью

Регулятивные УУД : осуществлять анализ, делать выводы самостоятельно.

III. Актуализация знаний,

cамоопределение к деятельности

1.Активизировать знания, умения и навыки по теме урока

2.Фиксировать затруднения в индивидуальной деятельности

- О каком помощнике идет речь?

- О каком сигнале светофора речь?

- На это свет дороги нет, дороги нет. ( слайд )

- Какой последний звук в слове?

- На этот свет подожди, не спеши.( слайд )

- Назови последний звук в слове.

- Ну а на это свет желаем всем счастливого пути. ( слайд)

- Какой последний звук вы слышали во всех трех словах?

Учащиеся отгадывают загадки, произносят новый звук.

Предметные УУД : отгадывать загадки

Осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий. ( Познавательные УУД)

Осуществлять анализ, делать выводы самостоятельно. (Регулятивные УУД

Цель: Сформировать представления детей о том, чему новому они научаться на уроке .

- Попробуйте сформулировать тему урока. ( слайд )

- Какие задачи поставим перед собой на уроке?

- Научиться распознавать [Й'] в словах, научиться обозначать звук [Й'] буквой Й.)

- Для чего нужно знать сигналы светофора? ПДД должны соблюдать как пешеходы, так и водители транспортных средств.

- О каком транспортном средстве речь?

- Дайте характеристику каждому звуку в слове.

- Назовите еще раз последний звук. Характеристика.

- Дать характеристику новому звуку.

- Какой буквой обозначается новый звук.

- Читать слоги, слова, предложения с этой буквой.

Учащиеся отвечают на вопросы,

дают характеристику звукам.

Дети произносят звук.

При произнесении звука воздух встречает преграду, поэтому этот звук согласный.

Звонкий звук или глухой.

- Этот звук звонкий.

выделять и формулировать познавательные цели.

Сотрудничество, владение речью (Коммуникативные УУД)

Строить монологические высказывания,

анализировать изучаемые объекты

Способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации.

Анализировать изучаемые объекты

V.Усвоение новых знаний и способов деятельности

1. Узнавание нового звука в словах ( игра)

- Будем узнавать новый звук в словах, а помогать нам будут животные, которые придут к нам в гости. Если в их названии будет новый звук, то они уедут от нас на трамвайчике, а если нет, то им придется выбрать другой вид транспорта. ( слайд )

1. Чик – чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей!

Кто это? ( воробей )

- Где в слове услышали звук [Й']?

2.Без работы ,хоть убей,

Жить не может…( муравей )

3. Вещунья – белобока,

Зовут ее …. ( сорока )

4.Словно елка, весь в иголках.

В клубок свернется,

Взять не дается. ( ёжик )

- А почему? Если бы попросила написать это слово, то какая в нем первая буква?

- А в каких еще позициях эта гласная обозначает два звука?

- Какие еще изученные нами гласные совершают такие чудеса?

В тетрадях напечатаем букву Й.(показывает на доске,как печатать букву Й.)

- Вот новая буква занимает свое место в ленте букв

- Почему эта буква стоит именно в этом ряду?

В тетрадях напечатаем букву Й.(показывает на доске, как печатать букву Й.)

- Не путать с буквой И!

Работа со светофориками

Принимают учебную задачу:

распознают новый звук в словах, определяют место звука в слове.

Ё – хитрая гласная, стоит в начале слова

Учащиеся сообщают интересные факты про новую букву.

подведение под понятие, выведение следствия, анализировать изучаемые объекты.

Коммуникативные : умение строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами. Планирование учебного сотрудничества с учителем.

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Осуществлять анализ, делать выводы самостоятельно. (Регулятивные УУД

Снятие напряжения умственной и мышечной

2. Работа с Азбукой

Откройте учебник на стр. 35.

- Вот новая буква, которая приехала к нам на трамвайчике.

- Читаем столбики слов.

Один ученик читает это слово как вопрос, другой – как ответ.

- Оцените свою работу.

Вспомнить правило работы в паре.

Самостоятельно оценивают свою работу

Развивать умение работать самостоятельно. ( Предметные УУД

Способность к самооценке учебной деятельности. (Личностные УУД)

Работа в паре. ( Коммуникативные УУД )

3. Работа с текстом. Применение нового знания на практике.

Цель: чтение текста, работа по содержанию, над лексическим значением слов

4. Работа с иллюстрацией с.34

- Рассмотрим картинку на стр. 35

1. Работа с иллюстрацией

- Попробуйте объяснить лексическое значение слов:

снайпер – очень меткий стрелок,

отвага – смелость, храбрость.

- Предположите, о чем будет текст.

Чтение про себя, вслух.

Найдите ответы и прочитайте.

- Ответьте на вопросы.

- Кем был дедушка на войне?

– Какая награда есть у него?

– Что говорит мама о дедушке?

- Как понимаете эту фразу?

- Какой подвиг он мог совершить?

- Как можно озаглавить текст?

- От чьего имени ведется повествование? Чему учит текст?

Прочитайте текст по цепочке

- Поинтересуйтесь дома, как ваши прабабушки и прадедушки жили в военное время, а потом расскажите об этом в классе.

- Никого не оставила без внимания иллюстрация на с.34.

- Назовите одним словом тех, кто на ней изображен.

- Подберите слова, близкие по смыслу.

На этой иллюстрации защитники Отечества разных времен. Менялся мир, менялась армия, менялось вооружение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Факультет психологии и педагогики

Кафедра специальной педагогики и психологии

Направление подготовки: 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки: Олигофренопедагогика

Предмет: Методика преподавания русского языка

Задание: Контрольное задание

Билялова Динара Рамильевна

Нижний Новгород – 2020 г.

В настоящее время все известные УМК (учебно-методические комплексы) по обучению грамоте провозглашают свою приверженность к звуковым методам, так как отправным и структурирующим элементом в них избирается изучение звука звуковой формы слов.

Приемы анализа

Приемы синтеза

Наименование и определение

Примеры

Наименование и определение

Примеры

Прием выделения гласного звука, образующего целый слог. Прием наиболее уместно использовать применительно к ударным гласным.

Используется также для йотированных гласных.

Прием наращивания согласных в начале или конце слова. В итоге должно получиться новое слово (новое лексическое значение)

Выделение из предложения звука - слова

2. Составление слогов и слов из разрезной азбуки

Выделение гласного образующего целый слог

3. Чтение и преобразование слогов

с помощью классной кассы букв и слогов или слоговых таблиц

Как жужжит пчела? - ж-ж-ж

4. Чтение слов по таблице с опорой на дополнительные пометы

Выделение согласного из открытого слога.

Преимущественно длительных согласных ш -- с ж (Шура, Саша);

5. Наращивание гласных или согласных в начале или в конце слова при этом должно получиться новое слово

мал - мала, сор - сорт, мел - смел и т.д.

Выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным

Перестановка звуков (пила-липа)

добавление звука в середине слова

Выделение глухих согласных в конце слов

7. Перестановка слогов: сосна - на-сос, нора ра-но

Выделение звонких согласных в начале слова со стечением согласных

8. Чтение предложений и связных текстов.

Деление слова на слоги, установление их количества

9. .Отбрасывание звука или слога

машина - маши, сухари - сухарь и т.п

Выделение и изучение нового звука из слога или слова, его характеристика: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный

[карова] — транскрипция, коро́ва — ударение

В слове 6 букв и 6 звуков.

к – [к] – согласный, глухой парный, твёрдый (парный)

о – [а] – гласный, безударный

р – [р] – согласный, звонкий непарный, сонорный (всегда звонкий), твёрдый (парный)

Основа метода – изучение живого произношения слова. В связи с этим был выработан типовой план изучения нового звука и буквы,который применяется в букварный период.

Анализ

1. Выделение из речи предложений.

2. Деление предложений на слова.

3. Выделение из предложений (или по картинке, загадке) слова для анализа.

4. Деление слова на слоги, установление их количества.

5. Выделение и изучение нового звука из слога (слова), установление его характеристики: гласный или согласный, твердый или мягкий согласный.

6. Установление места данного звука в звуковой структуре слов.

7. Обозначение выделенного звука буквой.

Синтез

1. Составление слогов и слов из разрезной азбуки (печатание).

2. Чтение и преобразование слогов на передвижной азбуке или по слоговым таблицам.

3. Чтение слов по таблице, букварю с опорой на дополнительные пометы.

4. Чтение предложений и связных текстов.

Типовой план может изменяться в связи с изучаемым материалом или сокращаться по мере усвоения детьми знаний и приобретения ими навыков в аналитико-синтетической работе.

При использовании приемов звукового анализаставится задача помочь учащимся осознать звуковой состав слов и последовательность звуков в словах.

Выделение нового звука,т.е. звука, предназначенного для изучения на данном уроке, может быть организовано такими способами, как:

2) выделение гласного, образующего целый слог: о-сы, у-сы, или йотированного: ю-ла, я-ма;

3) прием звукоподражания (Как жужжит пчела? — ж-ж);

4) выделение согласного звука из закрытого слога, где он наименее прочно связан с предшествующим гласным (сом, мак);

6) выделение глухих согласных в конце слов (кот, суп);

7) выделение звонких согласных в начале слона со стечением согласных (брат,грач).

Анализ последовательности звуков в словах, подсчет их количества, определение характера связи между ними, слогового состава является началом фонетического разбора, которому дети буду обучаться в последующих классах.

Аналитическая и синтетическая работа учащихся связана с использованием моделей (схем).

Схемы-моделиявляются важным условием развития у детей фонематического слуха, умения производить слогозвуковойанализ звучащего слова, овладения продуктивными способами чтения. В букваре и азбуке, а также учителем предлагаются следующие схемы.

Обучение грамоте продолжается при обучении детей:

с семи лет — 3,5 месяца;

с шести лет —7,5 месяца.

Процесс обучения грамоте разделяется на два периода: подготовитель (14 дней у семилеток и 54 дня у шестилеток) и основной (букварный).

Подготовительный периодимеет свои цели:

– приобщение детей к учебной деятельности;

– усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;

— подготовка к чтению и письму;

— выявление степени готовности учащихся к обучению.

В подготовительном периоде выделяются две ступени. На первой ступени,безбуквенной, дети овладевают такими понятиями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слог-слияние.В это же время происходит знакомство с учебной книгой азбукой (букварем), со средствами письма; проводятся первые аналитико-синтетические упражнения и упражнения, тренирующие руку для письма.

На второй ступениподготовительного периода изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы Аа, Оо, Ии, ы, Уу. Знакомство с пятью важнейшими гласными звуками и соответствующими буквамиобеспечивает ориентировкуна гласные при обучении чтению. С буквойэзнакомятся гораздо позже, так как она редко встречается в речи; с йотированнымие, я, ё, ю— также на более позднем этапе, поскольку эти буквы обозначают гласные в особых условиях или слияние согласного с гласным.

Основной периодхарактеризуется постепенным усложнением материала, увеличением объема читаемых текстов, повышением уровня сформированности навыка чтения и письма, углублением анализа содержания прочитанного.

Начало основного периода совпадает с изучением первой согласной буквы. Главные задачи основного периода:

— изучение всех букв;

— усвоение сочетаний букв;

— практическое усвоение правил графики;

— выработка навыка плавного слогового с переходом на целые слова чтения;

— развитие интереса к чтению, к литературе;

— развитие речи и мышления.

Основной (букварный) период обучения грамоте включает четыре последовательные ступени.

На первой ступенибукварного периода учащиеся овладевают приемами чтения в слове гласных, прямых слогов и примыкающих к ним согласных. Тексты просты и кратки. Используются слоговые таблицы для чтения и составления слов.

На третьей ступенизначительно возрастает объем чтения (несколько тестов на одной странице), появляются стихотворные тексты. В звуковом анализе упражняются преимущественно отставшие учащиеся. Главное внимание уделяется совершенствованию техники чтения. Детям разъясняют правила произношения (орфоэпия), наблюдаются некоторые орфографические явления. Больше внимания уделяется развитию связной речи (высказывания по картинке, активизация и обогащение словаря).

На четвертой ступеничитают много разнообразных текстов, при этом работа приближается к той, которая будет присутствовать на уроках классного чтения.

9. Методика обучения русской графике: основные лингвистические понятия, содержание и организация работы.

Знакомство первоклассников с первыми лингвистическими понятиями (речь, предложение, слово) предусматривает установление опознавательных признаков понятия.

Обращение к понятию "речь" предусматривает обсуждение с первоклассниками следующих признаков: речь — это средство общения людей; речь — это средство передачи информации; речь может быть устной и письменной.

Приведем описание этой работы.

Фрагмент урока

Учитель организовал общение детей на какую-то интересную для них чему (кто что любит и чего не любит, о домашних животных, летнем отдыхе и т.п.), сам активно участвовал в разговоре, после чего спросил:

— Интересно ли нам было говорить друг с другом, общаться? Поддержав ответы учеников, продолжил:

— Что именно нам помогло узнать друг о друге, поделиться впечатлениями, обменяться мыслями? Почему мы понимали друг друга?

Возникшая пауза свидетельствует о том, что первоклассники пока не могут найти точный ответ. В этом случае учитель сам предлагает это слово-термин:

— Я подскажу вам: это слово "речь". Вы, конечно, его слышали. Помогала нам общаться наша речь, речь на русском языке.

Целесообразно поместить на доску табличку с этим словом, чтобы первоклассники, уже умеющие читать, смогли его прочитать: РЕЧЬ

Важно не только ввести новое слово, но и обеспечить его использование в активной речевой практике.

Фрагменты уроков

1. Учитель определяет новое содержание беседы с первоклассниками:

- Как вы думаете, там, где живут белые медведи, — тепло или холодно? (Холодно!) Вы уверены? А откуда вы знаете? Вы что, там часто бываете?

Учитель интонационно выделяет слово "знаете". Ученики сообщают: кому-то читала мама, кто-то слышал рассказ дедушки, кто-то смотрел фильм и др.

- Подумайте, можно ли сказать, что вы пользовались речью в то время, когда вам читан! или рассказывали?

Многие дети ответят утвердительно: ведь мы в этот момент общались.

Обобщая ответы учеников, учитель обращает внимание на то, что с помощью речи люди передают и получают знания, поэтому речь нужна человеку и для общения, и для обмена знаниями. Важно уметь слушать и понимать речь.

2. Вот как может произойти знакомство с устной и письменной речью.

- Вчера я получила письмо от подруги, которая живет в другом городе и работает учительницей. Я прочитана письмо, как будто пообщалась с ней. Узнана о том, что ее первоклассники тоже изучают понятие "речь". Как вы думаете, когда моя подруга писала письмо, она пользовалась речью? Пользовалась ли речью я, когда это письмо читала?

Обобщая ответы учеников, учитель подводит детей к выводам: речь помогает людям понимать друг друга, делиться чувствами, договариваться о чем-либо. Наши вопросы, ответы, просьбы, прочитанные сказки и рассказы — все это и есть наша речь.

Понятие "предложение", которое продолжает ряд первых лингвистических понятий, характеризуется несколькими опознавательными признаками, важными для усвоения этого понятия первоклассниками. Во-первых, предложение — это "кусочек" речи и может быть выделено из речевого потока. Во-вторых, предложение можно рассматривать как высказанную мысль. И, в-третьих, предложение имеет интонационную оформленность, на которую непременно следует обратить внимание учеников.

Приведем описание работы, посвященной знакомству первоклассников с признаками понятия "предложение". Форма игры способствует переходу детей от дошкольной игры к учебной деятельности, включающей такую игру.

Фрагмент урока

- Буратино написал вам, ребята, звуковое письмо. Малыгина услышала письмо и сказала, что Буратино не умеет пользоваться речью. Давайте это письмо послушаем и решим, что не поправилось Мальвине?

Звучит первая запись: без интонационной оформленности предложений и без пауз между ними: "Вот и осень пришла наступил сентябрь начались занятия в школе поздравляем первоклассников с новым учебным годом".

- Вы поняли письмо Буратино? (Нет. Письмо не очень понятно.) Поэтому Мальвина решила прочитать письмо по-другому. Давайте послушаем, как оно звучит.

Прослушивается тот же текст, но с правильным интонированием: повышением голоса в начале предложения и понижением в конце, с паузами между предложениями и смысловыми акцентами в них.

— Чем же чтение Мальвины отличается? (Когда Мальвина читала письмо, оно как бы состояло из кусочков. Каждый такой кусочек произносился отдельно.)

— Действительно, наша речь состоит из отдельных частей. В каждой части выражается какая-то мысль. Такие кусочки речи отделяются друг от друга короткими остановками, паузами, что и помогает нам лучше понимать высказанную мысль. "Кусочки" речи называются предложениями. Кто уже слышал это слово?

Многим первоклассникам, особенно тем, кто прошел предшкольную подготовку в детском саду или в специальных подготовительных группах, это слово знакомо.

- Еще раз послушаем письмо Мальвины и посчитаем, сколько в нем предложений.

Умение выделять предложения из речевого потока важно для дальнейшего обучения русскому языку. Кроме того, ученики начинают приобретать опыт аналитических действий, которые играют главную роль в формировании лингвистического мышления в целом.

Формирование у первоклассников умения определять количество предложений сопровождается применением первой модели предложения: I_. (!?), в которой показано начало предложения и возможные знаки в конце. Основное упражнение в этот период — определение на слух границ предложения и его схематическая запись. Традиционно такой вид работы в методической науке называют графическим диктантом.

Моделирование в период обучения грамоте служит средством материализации неуловимых ребенком языковых явлений и обеспечивает практические, материальные действия с ними: на первых уроках — это работа с готовыми моделями (схемами), позже — их самостоятельное составление. Моделируются не только понятия (предложение, слово, звук и т.д.), но и правила графики и орфографии, с которыми дети знакомятся в первый год изучения родного языка. Модели и схемы этих правил становятся для учеников своеобразными "опорными сигналами", в которых отражена языковая теория.

Понятие "слово" является центральным в курсе русского языка. В лингвистике слово определяется как "основная семантическая единица языка, которая служит для наименования элементов действительности: предметов, процессов, свойств. Слова закрепляют в памяти и передают знания и опыт людей. С позиций отражения мысли слово — это часть предложения, которая соотносится с предметом мысли как обобщенным отражением определенного участка действительности. " Однако первоклассники знакомятся с двумя существенными признаками: 1) слово имеет значение, т.е. называет предмет, действие, признак; 2) слово — это часть предложения.

Различные аспекты работы над словом в период обучения грамоте были рассмотрены в рекомендациях для учителя многими учеными — педагогами, психологами, методистами. Так, Ш. А. Амонашвили применял прием "собирания разных слов в коробочку". М. С. Соловейчик советует учителям при знакомстве с понятием "слово" продумать работу по "разведению" в понимании учеников самого слова и того, что оно называет. Для формирования у первоклассников понятия "значение слова" в качестве дидактического материала рекомендуется использовать "ненастоящие" слова (квази-слова)[2]. Приведем описание работы, посвященной знакомству с понятием "слово".

Фрагменты урока

1. Работая на уроке с отдельным изданием (книгой) русской народной сказки "Репка", учитель организует беседу.

- Знакома ли вам эта книга? Каково название сказки? Посмотрите на первый рисунок. Произнесите первое предложение этой сказки. (Посадил дед репку.) "Нарисуем" это предложение: |_. Послушайте, как я его произнесу.

Учитель проговаривает предложение, делая утрированные паузы между словами.

- Что заметили? (Предложение распалось на части, на кусочки.) Сколько получилось таких частей? (Три.) Покажем их на модели.

Учитель выполняет на доске запись: |___.

- Каждая такая часть — это слово. Сколько слов в этом предложении? Какое первое? Второе? Третье? (Ученики называют слова.) Сохранился ли знак в конце предложения? Сравните обе модели предложения. Из какой модели точно известно количество слов в предложении? (Из второй.) Как это показано? (Три отдельных линии.) Кто догадался, как будем обозначать отдельное слово? (Линией.) Теперь мы будем показывать в схеме количество слов в предложении. 2. Учитель продолжает урок:

- Назовите предметы, которые вас окружают. (Парта, доска, пенал.) Я возьму в руки одни предмет. Назовите, что это? (Это пенал.) Как вы думаете, предмет ПЕНАЛ и слово ПЕНАЛ — это одно и то же или нет? (Конечно, это одно и то же.) Проверим: что можно сделать с пеналом? (Взять, открыть, закрыть, убрать в портфель.) Я убираю пенал в стол. А что можно сделать со словом ПЕНАЛ? Можно ли слово ПЕНАЛ открыть, закрыть, положить в портфель? (Нет, невозможно!) Если теперь я задам вам тот же вопрос: слово ПЕНАЛ и предмет ПЕНАЛ — это одно и то же? Как вы теперь ответите? (Это не одно и то же.) Что можно сделать со словом ПЕНАЛ? (Сказать, написать, прочитать, послушать).

- Зачем нам нужны разные вещи (предметы)? (Чтобы мы могли ими пользоваться.) А зачем нам нужны слова? (Чтобы называть предметы, вещи.)

Обобщая ответы детей, учитель конкретизирует результаты подобного лингвистического наблюдения: слова нужны для того, чтобы ими называть предметы, действия, признаки предметов и т.д.[3]

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Рыжова Оксана Анатольевна

учитель начальных классов

Тема урока. Звук[ч], буква ч.

Цель : знакомство с новым звуком [ч] и буквой ч.

создать условия, чтобы все обучающиеся научились выделять, распознавать звук[ч], научились читать слова с этой буквой, познакомились с её написанием

создать условия для развития фонематического слуха, мышления, речи, воображения, словарного запаса, орфографической зоркости

создать условия для развития интереса к родному языку, бережного отношения к друг другу и окружающим

стимулировать двигательную активность, умение сосредотачиваться, развивать интерес к выполнению упражнений, формировать культуру понимания собственного тела

Тип урока : изучение нового материала

Последовательность этапов урока:

1.Организационное начало урока

4.Изучение нового материала

5. Работа на чистом альбомном листе и прописи

6. Закрепление изученного

7. Домашнее задание.

8. Подведение итогов

Организационное начало урока.

Повторение пройденного.

-Чем похожи все произнесённые слова? Какие они?

Добрые, приятные, светлые. Желаю вам, мои ученики, дарить почаще такие слова друг другу и окружающим, и в ответ вы услышите только хорошие, солнечные слова, слова любви, добра. И мир станет лучше.

-Какой из выученных звуков слышится во всех словах? (Звук[й])

В чём его особенность? ( Он всегда мягкий) и живёт в домике с зелёной крышей

-Какие звуки всегда твёрдые? ( [ ж],[ ш ]) и живут в домике с синей крышей.

Поможем одинокому [ й] сегодня на уроке найти друга! Для этого отгадаем загадки нашей гостьи и выделим из отгадок новый звук.

Нет ног, а ходят

Рта нет, а говорят

Когда спать, когда вставать

Когда работу начинать. (часы)

-Какой звук встречается во всех словах?

Попробуйте сформулировать тему урока. Отталкиваясь от темы, сформулируем задачи нашего урока ( Задачи формулируются с использованием опорных слов: познакомиться, учиться выделять, учиться читать, учиться писать).

Цель нашего урока – познакомиться со звуком ч и буквой ч, которая его обозначает; будем учиться отличать звук ч и букву от других звуков и букв; учиться читать слоги и слова с новой буквой, познакомимся с её написанием и узнаем биографию (историю жизни) буквы.

Изучение нового материала.

а) Сейчас вы будете исследователями. Произнесём ещё раз этот звук.

- Первый ряд подумает над вопросом согласный он или гласный? Почему?

-Второй - ответит звонкий он или глухой? Как доказать?

-Третий – проанализирует мягкий он илитвёрдый?

- Произнесите слово, где этот звук мягкий.

- Можно ли его произнести иначе?

- Что заметили? Звук произносится одинаково, он всегда мягкий. (Параллельно заполняется схема звуковичка).

б) Поучимся слышать этот звук в речи отличать его от других. Хлопок, если есть звук в слове. Молчок, если его нет.

Черепаха, не скучая

Час сидит за чашкой чая.

- Откроем учебники на странице 134 и самостоятельно оденьте, обуйте звуковичка. Учитель помещает звуковичка в домик с зелёной крышей.

в) Звук ч обозначается буквой ч. Поместить на доску плакат с изображением буквы ч.

Да, вы правильно решили

Ч мы пишем, как 4

Только с цифрами, друзья,

Путать буквы нам нельзя.

г ) Поупражняемся в чтении слогов, слов с данной буквой по цепочке.

-дополните слоги до слога

- чтение слов первого столбика громко и радостно !

-чтение слов второго столбика тихо с грустью

- чтение слов третьего столбика протяжно и плавно

-чтение слов четвёртого столбика прерывисто, как робот

-чтение пятого столбика с удивлением, вопросом

6, 7, 8 столбики читают про себя

чай чаёвничали чашка

чайник чаша чашечка

чаепитие чаши чаёк

-На какие 2 группы можно разделить эти слова? Почему? ( Они однокоренные, т.к. одинаковый смысл и корень) Подчеркните слова одной группы синим цветом, а красным слова другой группы.

д ) Посмотрите на прочитанные слова. Что заметили? ( Слоги ча и чу выделены цветом)

- Кто может ответить на этот вопрос? ( Ча пиши с гласной а, чу пиши с гласной у)

- А вы знаете почему?

-Что дальше писать?

-Сформулируйте правило.

-Гласные а и у подчёркиваем одной чертой. (Параллейно идёт демонстрация и появляются схемы-опоры). Находить в слове орфограмму и писать её правильно мы будем на следующем уроке, когда научимся писать букву ч.

5. Работа в альбоме на чистом листе и прописи.

Разминка: трём щёчки, делаем массаж указательным и средним пальцами в области уха, гладим себя по голове.

Дети прописывают в воздухе букву большого размера, а затем переносят это действие на чистый лист.

Дорисуйте, дополните, на что похожа буква, что в ней увидели?

Я увидела такие предметы…

Мы работали плечом, запоминали дорогу, рисуя букву большого размера. А сейчас напишем запястьем в прописи на странице….

Закрепление изученного.

У каждого возникли свои ассоциации, связанные с образом буквы ч. А авторы нашей Азбуки назвали ч буквой-почемучкой.

-Как вы думаете, почему? Проверим ваши предположения, прочитав текст на стр. 134.

- Какие вопросы она задаёт? Чем интересны эти вопросы?

-Почему ч назвали почемучкой?

7. Домашнее задание.

-Кто хотел бы себя почувствовать писателем, сочинителем, придумайте продолжение истории.

-Кто хотел бы проявить себя в роли художника, нарисуйте предметы, которые начинались бы с изученного звука или, в которых есть изученная орфограмма ча, чу.

8. Подведение итогов.

Наша сказочная птица многим ребятам раздала жетоны за усердие и старание. Давайте и мы порадуем её своими ответами. На хвостике гостья принесла вопросы. Ответив на них, мы узнаем, что усвоено, а над чем надо будет поработать.

-Кто знает ответ, показывает такой жест…

-Кто не совсем уверен…

-Кто совсем ничего не запомнил…

С каким новым звуком познакомились на уроке? Какой он?

В чём особенность звука?

Какие гласные пишутся после мягкого шипящего звука ч? Почему?

Почему букву ч называют почемучкой?

9. Рефлексия.

У кого снимки остались чёрно-белыми, не расстраивайтесь, у вас будет возможность проявить себя на следующих уроках.

А нашим гостям хочется пожелать найти свою птицу-счастья.

Читайте также: