Шалыгина и в портфолио педагогическая технология школьной оценки

Обновлено: 05.07.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Сараев Ю.Г., педагог ДО МБУ ДО СЮТ г. Сочи

ТЕХНОЛОГИЯ – ПОРТФОЛИО

Проблема выбора и применения современных педагогических технологий в учебных заведениях.

В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, которые позволяют повысить качество обучения.

Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся, осуществляя переход от отдельных частных методик к современным педагогическим технологиям.

Внедрению современных педагогических технологий препятствует педагогический консерватизм и иные причины:

1) отсутствие конкретизированного для педагога технологического описания;

2) недостаточность дидактического сопровождения и его преемственность;

3) отсутствие качественной подготовки педагога по внедрению выбранной технологии в учебно-воспитательный процесс учебных заведений.

Внедрение современных педагогических технологий становиться своего рода модой что, с одной стороны, является позитивным свидетельством стремления к инновациям, а с другой стороны – тревожным фактом: не зная отчетливо, какой инструмент используется, невозможно получить желаемый результат.

В настоящий момент в массовой практике выбор современных педагогических технологий происходит чаще всего из-за простого стремления ко всему новому, а критериями являются следующие условия их реализации:

1) педагог, прошедший курс обучения данной технологии;

2) в технологии разработан комплект методических пособий для всех ступеней образования;

3) подготовлено большое количество учебных пособий (учебники, рабочие тетради, задачники и т.д.);

4) в данной технологии представлены учебники для большинства предметов.

Для правильного выбора и применения технологии необходимо иметь представление о современных педагогических технологиях, их классификации.

Исследователями данной области выявлено большое количество современных педагогических технологий применяемых в процессе обучения и предприняты попытки обобщить, классифицировать и систематизировать большую часть современных педагогических технологий.

У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями.

визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении);

досье (собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах);

портфель учебных и профессиональных достижений человека.

Педагогическая идея создания и использования портфолио.

Педагогическая идея портфолио предполагает:

смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;

интеграцию количественной и качественной оценок;

доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.

Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.

Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ, это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.

Конечная цель учебного портфолио – доказательство прогресса обучения результатами учебной деятельности.

1. поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся.

2. Формировать у обучающихся умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.

3. Поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения.

4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку.

5. Содействовать персонализации образования.

6. Определять количественные и качественные индивидуальные достижения.

7. Максимально развивать познавательные и креативные способности обучающихся, реализовывать их творческие способности и познавательные интересы.

8. Создавать предпосылки и возможности для успешной социализации обучающихся.

Кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования привели к тому, что количественные показатели знаний приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций.

В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат.

С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века (Дутко Н.П.).

Наиболее значимые и востребованные компетенции:

информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);

коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);

самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);

самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).

Учебное портфолио представляет не только форму, но и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучающегося, что необходимо для всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности конкретного обучающегося и дальнейшей коррекции процесса обучения в целом.

Результатом представления портфолио, как правило, является итоговая оценка. Она определяется суммой баллов по всем представленным разделам.

В практике оценивания портфолио, как продукта деятельности выпускников, имеется достаточно большой опыт, представленный на всех ступенях образования (школа, профессиональное училище, вуз и др.). Это показатель успешных достижений выпускника в процессе конкретного временного периода, фиксирование и накопление им индивидуальных достижений собственного прогресса. Такой подход позволяет говорить о некоторой уже сложившейся системе, которая должна иметь преемственные связи на всех ступенях обучения.

Классификация портфолио: обязательные элементы, виды, типы портфолио.

Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной

педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др..

которые и образуют целостную систему.

Следовательно, рассматривать ее необходимо комплексно в тесной взаимосвязи с каждым из указанных компонентов. Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, поскольку соотношение цели и результата способны констатировать реальную картину в целостной системе оценки качества образования учащегося, педагога, а также всего образовательного учреждения.

Все разнообразие видов портфолио определяется разными факторами, обусловливающими целесообразность его создания:

цель формирования самого портфолио;

возрастная категория исполнителей участников, которой предстоит его создать;

тип и вид учебного заведения, которое представляет свой продукт предметного и/или профессионального образования обществу;

и целью его использования.

Одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации.

По целям она может быть: стратегической и/или тактической.

Во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.

Типы и виды портфолио:

- по ведущим субъектам образования : портфолио обучающегося, педагога, семьи;

- по видам деятельности каждого субъекта :

портфолио обучающегося с конкретной профильной направленностью;

портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью;

портфолио классного руководителя;

портфолио педагога дополнительного образования;

портфолио социального педагога;

портфолио по работе с одаренными детьми.

- в зависимости от конкретных целей обучения:

комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели (проблемно-исследовательское, портфолио-антология, презентация.)

После определения цели решаются вопросы основных и специфических компонентов портфолио, процесса его оценки, внешнего оформления и обсуждения.

Структура портфолио должна быть логичной, содержательной, целесообразной, состоять из нескольких разделов, оставаться разнообразной и легкой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста.

Ведущие структурные компоненты, образующие технологию портфолио: целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный.

Портфолио должен включать три обязательных элемента:

1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели,

предназначения и краткого описания данного документа.

2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов

3. Самоанализ и прогноз или план на будущее,

для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: педагогами, родителями, другими обучающимися, администрацией и др.

Варианты использования портфолио могут быть самыми различными и широкими по назначению:

инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития обучающегося среди других обучающихся, родителей, педагогов;

подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного обучающимся;

документ, индивидуальная карта обучающегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения;

показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа;

сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.

Примерные продукты деятельности обучающегося и педагога.

В учебные портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности:

оригинальные решения или выполнение сложных занимательных учебных заданий по конкретной теме (по выбору обучающегося);

выполнение заданий самостоятельно сверх учебной программы;

рефераты различной направленности и сложности;

наглядные пособия, изготовленные по конкретной тематике;

краткие эссе или резюме о прочитанных книгах по данной педагогом теме;

дневник личностного роста обучающегося;

задания, составленные самим обучающимся по конкретной теме;

фотографии, представленные по направления деятельности;

описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ;

аудио и видеоматериалы с выступлениями обучающегося;

работы, имеющие интегративные связи со смежными дисциплинами;

дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным

В профессиональные портфолио могут быть включены категории и наименования продуктов педагогической деятельности:

индивидуально-творческие работы педагога;

эвристические задания для классных и домашних самостоятельных работ

методические рекомендации для решения (выполнения) сложных

занимательных заданий по конкретной теме, предлагаемой обучающимся;

подбор и разработка заданий для самостоятельной работы обучающихся сверх учебной программы;

примерная тематика реферативных работ по различной направленности и

разработанные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по конкретной

дневник личностного профессионального роста педагога;

фотографии, представленные по направлениям деятельности;

описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ с

аудио и видеоматериалы с выступлениями педагога на различных уровнях;

дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным

мониторинг оценки качества образования по конкретной учебной дисциплине;

пакет диагностических процедур для отслеживания результатов личностного роста обучающегося и самого педагога.

внедрения очевидна, поскольку требует у педагогов готовности понять и принять эту технологию как очередную инновацию, с помощью которой появится возможность для раннего формирования у обучающихся универсальных учебных действий.

Портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.

Содержимое публикации

Своеобразную визитную карточку частного лица или организации (информацию о них, важные сведения);

Досье – перечень документов, собрание образцов выполненных работ, фотоматериалов, позволяющих узнать о предлагаемых услугах и возможностях исполнителя;

Портфель результатов учебной, а также профессиональной деятельности человека.

Педагогические идеи по созданию и применению портфолио в образовательном процессе.

Впервые мысль о создании и применении портфолио в образовательном процессе зародилась в середине 80-х годов в США. После того, как она стала популярна в Соединенных Штатах и Канаде, эту идею стали перенимать и воплощать в жизнь в Японии и Европе.

Педагогическая идея портфолио подразумевает:

переключение внимания с недочетов и пробелов в уровне знаний и умений обучающихся, на определенные успехи ребенка в усвоении конкретной темы, раздела или учебного предмета;

объединение качественных и количественных оценок деятельности;

преобладающая роль самостоятельной оценки над внешней оценкой успешности ребенка.

Поддержание у обучающихся высокого уровня мотивации в образовательном процессе.

Формирование у детей навыков продуктивной учебной деятельности – от постановки целей, планирования и организации процесса освоения предметной области знаний, до самостоятельного оценивания результатов.

Поощрение активности и самостоятельности обучающихся, расширение возможности образования и самообразования.

Развитие способностей к оцениванию собственной деятельности у обучающихся, формирование адекватной самооценки.

Содействие индивидуализации образования.

Определение качественных и количественных личных достижений ребенка.

Максимально возможное развитие мыслительных функций и творческих способности детей, реализация их познавательных интересов

Создание предпосылок и возможности для продуктивной социализации воспитанников.

При помощи данной технологии можно эффективно отследить степень формирования у обучающегося или педагога ключевых компетенций и умений, характеризующих их как человека XXI века.

Классификация портфолио: обязательные структурные элементы, типы и виды портфолио

Именно поэтому, рассматривать данную технологию можно только комплексно, в тесной взаимосвязи с каждым из указанных выше компонентов. Кроме того, необходимо учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, ведь соотношение цели и результата дают возможность увидеть реальную, целостную картину при оценке качества образования ребенка, учителя, а также всего образовательного учреждения в целом.

Большое разнообразие видов портфолио диктуется несколькими факторами, определяющими необходимость его создания. К ним относят:

цель создания самого портфолио;

возраст исполнителей и участников, которым предстоит его создать;

тип образовательного учреждения, которое представляет обществу свой результат предметного и/или профессионального образования.

Одним из факторов, определяющих успешное создание портфолио, является разработка индивидуальной программы деятельности его составителя, с определением конкретных этапов и графика их реализации. В зависимости от целей она может быть: практической или стратегической. Во временном отношении – долгосрочной или краткосрочной.

Типы и виды портфолио:

в зависимости от ведущего субъекта образования: портфолио обучающегося (воспитанника), педагога или семьи;

в зависимости от вида деятельности данного субъекта:

портфолио обучающегося или воспитанника с определенной профильной направленностью;

портфолио учителя, преподающего отдельный предмет;

портфолио классного руководителя;

портфолио педагога дополнительного образования;

портфолио социального педагога;

портфолио по работе учителя с одаренными детьми.

в зависимости от главных целей обучения:

портфолио, содержащее документы;

портфолио, фиксирующее достижения;

портфолио, направленные на достижение конкретной цели (проблемно-исследовательское, портфолио-антология, презентация.)

После того, как определена цель создания портфолио, необходимо решить каковы будут его основные и специфические компоненты, как будет организован процесс его оценки, каким образом оно будет оформлено, как будет выглядеть обсуждение результатов.

Очевидно, что структура портфолио обязана быть логичной, содержательной, целесообразной, включать в себя несколько разделов, и при этом оставаться простой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста. Портфолио обязательно должно включать в себя четыре важных компонента:

Сопроводительная записка автора портфолио с определением цели, предназначения и краткого описания данного документа.

Содержание портфолио с перечнем его основных структурных элементов.

Анализ предполагаемой деятельности и прогноз (или план) на будущее. Это необходимо для определенной упорядоченности портфолио и удобства при пользовании всеми заинтересованными лицами: учителями, родителями, другими обучающимися, администрацией образовательного учреждения и другими людьми.

Образцы результатов деятельности обучающегося. В портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной и воспитательной деятельности:

работы, выполненные обучающимся (классные, самостоятельные и домашние, а также творческие работы);

необычные решения или результаты выполнения сложных занимательных учебных задач по конкретной теме (выбранные обучающимся);

выполнение заданий самостоятельно за пределами учебной программы;

рефераты различной сложности и тематики;

наглядные пособия, выполненные в рамках отдельной предметной области;

небольшие эссе или размышления о прочитанных литературных произведениях по заданной учителем теме;

дневник личностного становления ребенка;

задания, составленные самим обучающимся в отдельной предметной области;

фотоматериалы, собранные в процессе деятельности по изучению отдельной темы;

описание проведенных небольших экспериментов и лабораторных работ;

аудио и видеоматериалы с докладами обучающегося;

работы, имеющие межпредметные связи со смежными дисциплинами;

дипломы и награды, благодарственные письма за участие и победу в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.

Возможности использования портфолио могут быть самыми разнообразными и широкими по назначению:

Портфолио может выступать как инструмент для обсуждения результатов учебной деятельности и индивидуального развития ребенка.

Портфолио помогает определить будущий предметный профиль обучения, рекомендуемый к выбору для данного ученика.

Может выступать как документ, индивидуальная карта ребенка, в которой отражено его развитие, конкретные виды деятельности и достигнутые результаты.

Оно является показателем собственных изменений для автора, основанием для рефлексивного анализа.

Выступает как сравнительная характеристика в процессе установления связи предыдущих и новых знаний.

Тест для самоконтроля

визитная карточка частного лица или организации;

документы, позволяющие узнать о предлагаемых услугах и возможностях исполнителя

портфель результатов учебной, а также профессиональной деятельности человека;

ученический дневник с текущими и итоговыми отметками

система функционирования всех составляющих компонентов педагогического процесса, базирующаяся на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и способствующая достижению намеченных результатов;

организация педагогического процесса, как совокупность действий, способствующих возникновению и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса;

организация педагогического процесса, как совокупность действий, способствующих возникновению и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса;

целенаправленный продукт и коллекция работ обучающихся, демонстрирующая их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности;

В какой стране впервые зародилась мысль о создании и применении портфолио в образовательном процессе?

Как называется отчет или портфель успехов, при помощи которого специалисты могут зафиксировать, накопить и оценить индивидуальные достижения обучающегося в определенный период его обучения при конкретных условиях?

все ответы верны.

ориентироваться на достижение результата;

эффективно отследить степень формирования у обучающегося или педагога ключевых компетенций;

успешно решать задачи, стоящие перед образовательным учреждением и педагогом;

все ответы верны.

Выберите верное утверждение:

Утверждение 2. Портфолио включает в себя специальным образом организованную подборку материалов и иных документов, которая позволяет увидеть усилия ребенка и конкретные результаты, достигнутые обучающимся в различных предметных областях.

верно утверждение 1;

верно утверждение 2;

оба утверждения верны

оба утверждения неверны.

поддержание у обучающихся высокого уровня мотивации в образовательном процессе;

определение общего уровня обученности класса;

поощрение активности и самостоятельности обучающихся, расширение возможности образования и самообразования;

содействие индивидуализации образования.

Какие факторы, определяющие необходимость создания портфолио, оказывают влияние на его вид.

возраст исполнителей и участников, которым предстоит его создать;

тип образовательного учреждения, которое представляет обществу свой результат предметного и/или профессионального образования;

все ответы верны.

Какой из компонентов портфолио содержит информацию об авторе портфолио, цели, предназначении и кратком описании данного документа

сопроводительная записка;

анализ предполагаемой деятельности;

образцы результатов деятельности.

Что из перечисленного не относится к образцам результатов деятельности обучающегося?

задания, составленные педагогом в отдельной предметной области;

рефераты различной сложности и тематики;

дневник личностного становления ребенка;

фотоматериалы, собранные в процессе деятельности по изучению темы

Возможности использования портфолио могут быть самыми разнообразными и широкими по назначению. Где неверно названа возможность использования портфолио?

инструмент для обсуждения результатов учебной деятельности и индивидуального развития ребенка;

индивидуальная карта ребенка, в которой отражено его развитие, конкретные виды деятельности и достигнутые результаты;

сравнительная характеристика в процессе установления связи предыдущих и новых знаний;

документ, в котором приводится констатация конкретных видов деятельности без указания на достигнутые результаты.

все ответы верны.

В портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной и воспитательной деятельности. Укажите их.

работы, выполненные обучающимся, дипломы и награды;

рефераты различной сложности и тематики и аудио и видеоматериалы с докладами обучающегося;

дневник личностного становления ребенка;

все ответы верны

экономическое состояние предприятия;

наличие ценных бумаг и их стоимость;

достижения предприятия или фирмы;

выполненные работы, а также наброски будущих архитекторских проектов.

Педагогическая идея портфолио не подразумевает:

мониторинг обученности учащихся, выявление недочетов и пробелов в знаниях

объединение качественных и количественных оценок деятельности

преобладающую роль самостоятельной оценки над внешней оценкой успешности ребенка

переключение внимания с недочетов и пробелов в уровне знаний и умений обучающихся, на определенные успехи ребенка в усвоении конкретной темы, раздела или учебного предмета

Список использованной литературы

Мишакина Т. Л., Шестырёва Н. П., Андрюхина И. Н. Портфолио учащегося средней школы. – М.: Ювента, 2012. – 64 с.

Реализация Нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова / А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева, Е. Н. Петрова, А. Ю. Плотникова, С. Г. Яковлева. – 2-е изд., перераб. – Самара: Учебная литература: Фёдоров, 2011. – 224 с. – (Занковское пространство).

Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Фёдоров, 2011. – 224с.

Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект: методическое пособие для 3 класса. – М.: РОСТ, 2013. – 117 с. – ( Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект).

Нажмите, чтобы узнать подробности

нальной подготовки будущих педагогов. В условиях введения ФГОС СПО нового поколения портфолио студента становится одним из эффективных инструментов оценки сформированности компетенций. В современной системе образования возникла проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию студента, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть студент, его деятельность, устремления, что требует нового подхода - обучение учащихся самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить оценки преподавателя содержательной самооценкой обучающегося. Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он является альтернативным способом оценки.

Ещё одно определение предложено Д. Майером: «Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося.

Таким образом, современное образовательное пространство рассматривает портфолио как:

- целенаправленную коллекцию лучших работ и результатов студентов, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности;

- эффективный способ оценивания настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними;

- комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента;

Разноплановость трактовки понятия портфолио сводится к тому, что оно позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентов в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного, компетентностного подхода к профессиональному образованию.

Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.

Квалификационный экзамен по профессиональному модулю Методическое обеспечение образовательного процесса в колледже проходит в форме защиты портфолио студентами.

Для образовательного учреждения СПО введение портфолио может повысить образовательную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей.

Цель портфолио студентов заключается в отслеживании и оценивании сформированности общих и профессиональных компетенций, динамики индивидуального развития и личностного роста, поддержке образовательной и профессиональной активности студента и самостоятельности в процессе изучение профессионального модуля.

Портфолио позволяет решать следующие задачи:

Повышать учебную, профессиональную мотивацию, активность и самостоятельность студентов;

Расширять возможности для самореализации обучающихся;

Отслеживать индивидуальные достижения студентов; динамику развития профессионально-значимых качеств, успешность общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов результатов работы студентов;

Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов;

Совершенствовать навыки целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития.

Портфолио студентов выполняет следующие функции:

Функция предъявления личных образовательных и профессиональных достижений – образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента.

Функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных, образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения образовательной программы.

Функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования, мотивации и интереса.

Существует множество разновидностей портфолио. Среди них выделяют следующие виды:

Портфолио документов включает в себя перечень официальных документов: дипломы, сертификаты, аттестационный лист по практике, отзыв руководителя практики, характеристика руководителя группы и т.д.).

Портфолио достижений (работ) включает в себя лучшие работы студента (доклады, рефераты, курсовые работы, проекты, конспекты мероприятий и т.д.) по конкретному блоку учебного материала или профессионального модуля оформленные всеми возможными (известными, доступными) способами.

Рефлексивный портфолио включает в себя материалы по оценке и самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д. Содержание портфолио зависит от того, над какой конкретной проблемой работает студент.

Проблемно-ориентированный портфолио включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы.

Тематический портфолио включает материалы, отражающие работу студента в рамках той или иной темы или структурной единицы дисциплины.

Портфолио учебно-профессиональных достижений включает свидетельства освоения ПК и ОК (фото, видеоматериалы, оценочные листы по лабораторно-практическим работам, дневник достижений с оценкой наставника/тьютора (классного руководителя).

Портфолио творческих достижений содержит дипломы, награды, призы, фото изготовленной продукции, свидетельствующих о наличии устойчивого интереса к избранной профессии, активном участии в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, в проектной деятельности, исследовательской работе.

Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т. д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.

Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки обучающегося.

Студентами нашего колледжа создается смешанный тип портфолио, который включает в себя несколько видов портфолио.

Портфолио студента к квалификационному экзамену имеет определенную структуру:

2.Содержание (перечисляется название разделов, указываются номера страниц)

3. Разделы портфолио студента:

Раздел 1. Личные данные

Раздел 2 Учебно-профессиональная деятельность студентов (1 основная папка) Представлены материалы практических занятий по МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов и по производственной практике ПП.04.01Методическая работа учителя начальных классов

Раздел 3 Сведения об участии в мероприятиях различного уровня (при наличии у студента)

Раздел 4 Самостоятельная деятельность студентов.

Более подробную информацию о требованиях к оформлению портфолио, о процедуре защиты портфолио, о критериях оценки содержат

методические рекомендации по формированию портфолио студента колледжа к квалификационному экзамену, разработанные мною.

Анализ литературы, посвященный применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время в образовании. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.

Философия портфолио предполагает:

– смещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;

– интеграцию количественной и качественной оценок;

– перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку учащегося.

Список использованной литературы

Красноперова Т.В. Технология формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов гимназии. //Материалы региональной научно-практической конференции “Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества”. Улан-Удэ. 2008. 75-81 с.

Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.

Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.

Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко “Школьные технологии”, 1996. № 6. – С. 3-43.

Стефановская Т.А. Концепт-доктрина педагогического исследования: региональный компонент. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 70 с. С. 14).

Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005. - №5. – С. 27-33.

Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки//Естествознание в школе. – 2004.- № 2. – С.51-54.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПОРТФОЛИО ПРЕДПОЛАГАЕТ: смещение акцента с недостатков знаний и умений на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке; мониторинг и коррекция деятельности.

ТИП ПОРТФОЛИО: портфолио документов; портфолио достижений; рефлексивный портфолио; кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.

КАК Я ЭТО ДЕЛАЮ Да-а-а, задача нелегка… Мне эта тема не близка. Прежде, чем проект начать, Надо данные собрать. Выхода иного нет – Срочно лезу в Интернет! Там до ночи я бродила, Что полезного отрыла, Предъявляю в этом списке, Можно заходить без риска:

І РАЗДЕЛ ПОРТФОЛИО Я бы так определила: В раздел ПЕРВЫЙ поместила Весь учителя багаж: Разряд, методики и стаж, Также разные заслуги, Разработки для науки…

ІІ РАЗДЕЛ ПОРТФОЛИО Пусть ВТОРОЙ раздел включает То, что гордость вызывает, Досье потолще помещаем О тех, кого мы обучаем! Ведь заслуги наших деток Похвальнее любых отметок!

ЛИТЕРАТУРА Красноперова Т.В. Технология формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов гимназии. //Материалы региональной научно-практической конференции “Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества”. Улан-Удэ. 2008. 75-81 с. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко “Школьные технологии”, 1996. № 6. – С. 3-43. Стефановская Т.А. Концепт-доктрина педагогического исследования: региональный компонент. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 70 с. С. 14). Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005. - №5. – С. 27-33. Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки//Естествознание в школе. – 2004.- № 2. – С.51-54.

Читайте также: