Шалыгина и в портфолио педагогическая технология школьной оценки
Обновлено: 05.07.2024
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Сараев Ю.Г., педагог ДО МБУ ДО СЮТ г. Сочи
ТЕХНОЛОГИЯ – ПОРТФОЛИО
Проблема выбора и применения современных педагогических технологий в учебных заведениях.
В условиях постоянного обновления системы образования важным инновационным направлением является внедрение в образовательный процесс современных педагогических технологий, которые позволяют повысить качество обучения.
Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути совершенствования учебного процесса, повышения заинтересованности и роста успеваемости обучающихся, осуществляя переход от отдельных частных методик к современным педагогическим технологиям.
Внедрению современных педагогических технологий препятствует педагогический консерватизм и иные причины:
1) отсутствие конкретизированного для педагога технологического описания;
2) недостаточность дидактического сопровождения и его преемственность;
3) отсутствие качественной подготовки педагога по внедрению выбранной технологии в учебно-воспитательный процесс учебных заведений.
Внедрение современных педагогических технологий становиться своего рода модой что, с одной стороны, является позитивным свидетельством стремления к инновациям, а с другой стороны – тревожным фактом: не зная отчетливо, какой инструмент используется, невозможно получить желаемый результат.
В настоящий момент в массовой практике выбор современных педагогических технологий происходит чаще всего из-за простого стремления ко всему новому, а критериями являются следующие условия их реализации:
1) педагог, прошедший курс обучения данной технологии;
2) в технологии разработан комплект методических пособий для всех ступеней образования;
3) подготовлено большое количество учебных пособий (учебники, рабочие тетради, задачники и т.д.);
4) в данной технологии представлены учебники для большинства предметов.
Для правильного выбора и применения технологии необходимо иметь представление о современных педагогических технологиях, их классификации.
Исследователями данной области выявлено большое количество современных педагогических технологий применяемых в процессе обучения и предприняты попытки обобщить, классифицировать и систематизировать большую часть современных педагогических технологий.
У фотографов и фотомоделей этот термин обозначает альбом с фотографиями.
визитную карточку (совокупность сведений о человеке, конкретной организации, учреждении);
досье (собрание документов, образцов работ, фотографий дающих представление о предлагаемых возможностях и услугах);
портфель учебных и профессиональных достижений человека.
Педагогическая идея создания и использования портфолио.
Педагогическая идея портфолио предполагает:
смещение акцента с недостатков знаний и умений обучающихся, на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету;
интеграцию количественной и качественной оценок;
доминирование самооценки по отношению к внешней оценке.
Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной.
Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ, это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения обучающегося в различных областях.
Конечная цель учебного портфолио – доказательство прогресса обучения результатами учебной деятельности.
1. поддерживать высокую учебную мотивацию обучающихся.
2. Формировать у обучающихся умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность.
3. Поощрять активность и самостоятельность обучающихся, расширять возможности обучения и самообучения.
4. Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности обучающихся, формировать адекватную самооценку.
5. Содействовать персонализации образования.
6. Определять количественные и качественные индивидуальные достижения.
7. Максимально развивать познавательные и креативные способности обучающихся, реализовывать их творческие способности и познавательные интересы.
8. Создавать предпосылки и возможности для успешной социализации обучающихся.
Кардинальные смещения акцентов в критериях качества образования привели к тому, что количественные показатели знаний приобретают компетентностную направленность. В этом случае возникает необходимость создания специальной образовательной среды, в которой появится возможность мотивировать субъектов на овладение соответствующими компетенциями, а также создания условий для деятельности, способствующей формированию и развитию этих компетенций.
В настоящее время в отечественном и зарубежном образовании портфолио является одной из наиболее часто применяемых разновидностей технологий, ориентированных на результат.
С помощью портфолио как педагогической технологии, достаточно эффективно можно отслеживать сформированность ключевых компетенций и компетентностей обучающегося и педагога как современного человека XXI века (Дутко Н.П.).
Наиболее значимые и востребованные компетенции:
информационная (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
самоорганизационная (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
самообразовательная (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая при этом успешность и конкурентоспособность).
Учебное портфолио представляет не только форму, но и процесс организации образцов и продуктов учебно-познавательной деятельности обучающегося, что необходимо для всесторонней количественной и качественной оценки уровня обученности конкретного обучающегося и дальнейшей коррекции процесса обучения в целом.
Результатом представления портфолио, как правило, является итоговая оценка. Она определяется суммой баллов по всем представленным разделам.
В практике оценивания портфолио, как продукта деятельности выпускников, имеется достаточно большой опыт, представленный на всех ступенях образования (школа, профессиональное училище, вуз и др.). Это показатель успешных достижений выпускника в процессе конкретного временного периода, фиксирование и накопление им индивидуальных достижений собственного прогресса. Такой подход позволяет говорить о некоторой уже сложившейся системе, которая должна иметь преемственные связи на всех ступенях обучения.
Классификация портфолио: обязательные элементы, виды, типы портфолио.
Некоторый практический опыт показывает, что сегодня существует достаточно много взглядов и подходов к созданию портфолио как ведущего показателя и главной
педагоги охотно дают рекомендации не только по его содержанию, но и по структуре оформления, представлению защиты и др..
которые и образуют целостную систему.
Следовательно, рассматривать ее необходимо комплексно в тесной взаимосвязи с каждым из указанных компонентов. Вместе с тем важно учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, поскольку соотношение цели и результата способны констатировать реальную картину в целостной системе оценки качества образования учащегося, педагога, а также всего образовательного учреждения.
Все разнообразие видов портфолио определяется разными факторами, обусловливающими целесообразность его создания:
цель формирования самого портфолио;
возрастная категория исполнителей участников, которой предстоит его создать;
тип и вид учебного заведения, которое представляет свой продукт предметного и/или профессионального образования обществу;
и целью его использования.
Одним из важных моментов успешной работы по созданию портфолио необходима разработка индивидуальной программы деятельности составителя с конкретными этапами и графиком по ее реализации.
По целям она может быть: стратегической и/или тактической.
Во временном отношении - краткосрочной и долгосрочной и т.д.
Типы и виды портфолио:
- по ведущим субъектам образования : портфолио обучающегося, педагога, семьи;
- по видам деятельности каждого субъекта :
портфолио обучающегося с конкретной профильной направленностью;
портфолио учителя-предметника с конкретной предметной направленностью;
портфолио классного руководителя;
портфолио педагога дополнительного образования;
портфолио социального педагога;
портфолио по работе с одаренными детьми.
- в зависимости от конкретных целей обучения:
комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели (проблемно-исследовательское, портфолио-антология, презентация.)
После определения цели решаются вопросы основных и специфических компонентов портфолио, процесса его оценки, внешнего оформления и обсуждения.
Структура портфолио должна быть логичной, содержательной, целесообразной, состоять из нескольких разделов, оставаться разнообразной и легкой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста.
Ведущие структурные компоненты, образующие технологию портфолио: целевой, содержательный, организационный, экспертно-оценочный.
Портфолио должен включать три обязательных элемента:
1. Сопроводительное письмо владельца портфолио с описанием цели,
предназначения и краткого описания данного документа.
2. Содержание портфолио с перечислением его основных элементов
3. Самоанализ и прогноз или план на будущее,
для придания портфолио упорядоченности и удобства при пользовании заинтересованными лицами: педагогами, родителями, другими обучающимися, администрацией и др.
Варианты использования портфолио могут быть самыми различными и широкими по назначению:
инструмент для обсуждения результатов обучения и личностного развития обучающегося среди других обучающихся, родителей, педагогов;
подготовка и обоснование целеполагания будущего профиля, выбранного обучающимся;
документ, индивидуальная карта обучающегося, в которых отражено его развитие, система отношений и результаты самовыражения;
показатель собственных изменений, представленных в различных формах рефлексивного анализа;
сравнительная характеристика по установлению связи предыдущих и новых знаний.
Примерные продукты деятельности обучающегося и педагога.
В учебные портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной деятельности:
оригинальные решения или выполнение сложных занимательных учебных заданий по конкретной теме (по выбору обучающегося);
выполнение заданий самостоятельно сверх учебной программы;
рефераты различной направленности и сложности;
наглядные пособия, изготовленные по конкретной тематике;
краткие эссе или резюме о прочитанных книгах по данной педагогом теме;
дневник личностного роста обучающегося;
задания, составленные самим обучающимся по конкретной теме;
фотографии, представленные по направления деятельности;
описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ;
аудио и видеоматериалы с выступлениями обучающегося;
работы, имеющие интегративные связи со смежными дисциплинами;
дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным
В профессиональные портфолио могут быть включены категории и наименования продуктов педагогической деятельности:
индивидуально-творческие работы педагога;
эвристические задания для классных и домашних самостоятельных работ
методические рекомендации для решения (выполнения) сложных
занимательных заданий по конкретной теме, предлагаемой обучающимся;
подбор и разработка заданий для самостоятельной работы обучающихся сверх учебной программы;
примерная тематика реферативных работ по различной направленности и
разработанные цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) по конкретной
дневник личностного профессионального роста педагога;
фотографии, представленные по направлениям деятельности;
описание проведенных мини экспериментов и лабораторных работ с
аудио и видеоматериалы с выступлениями педагога на различных уровнях;
дипломы, поощрения, награды, благодарственные письма по конкретным
мониторинг оценки качества образования по конкретной учебной дисциплине;
пакет диагностических процедур для отслеживания результатов личностного роста обучающегося и самого педагога.
внедрения очевидна, поскольку требует у педагогов готовности понять и принять эту технологию как очередную инновацию, с помощью которой появится возможность для раннего формирования у обучающихся универсальных учебных действий.
Портфолио является современной эффективной формой оценивания, дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Содержимое публикации
Своеобразную визитную карточку частного лица или организации (информацию о них, важные сведения);
Досье – перечень документов, собрание образцов выполненных работ, фотоматериалов, позволяющих узнать о предлагаемых услугах и возможностях исполнителя;
Портфель результатов учебной, а также профессиональной деятельности человека.
Педагогические идеи по созданию и применению портфолио в образовательном процессе.
Впервые мысль о создании и применении портфолио в образовательном процессе зародилась в середине 80-х годов в США. После того, как она стала популярна в Соединенных Штатах и Канаде, эту идею стали перенимать и воплощать в жизнь в Японии и Европе.
Педагогическая идея портфолио подразумевает:
переключение внимания с недочетов и пробелов в уровне знаний и умений обучающихся, на определенные успехи ребенка в усвоении конкретной темы, раздела или учебного предмета;
объединение качественных и количественных оценок деятельности;
преобладающая роль самостоятельной оценки над внешней оценкой успешности ребенка.
Поддержание у обучающихся высокого уровня мотивации в образовательном процессе.
Формирование у детей навыков продуктивной учебной деятельности – от постановки целей, планирования и организации процесса освоения предметной области знаний, до самостоятельного оценивания результатов.
Поощрение активности и самостоятельности обучающихся, расширение возможности образования и самообразования.
Развитие способностей к оцениванию собственной деятельности у обучающихся, формирование адекватной самооценки.
Содействие индивидуализации образования.
Определение качественных и количественных личных достижений ребенка.
Максимально возможное развитие мыслительных функций и творческих способности детей, реализация их познавательных интересов
Создание предпосылок и возможности для продуктивной социализации воспитанников.
При помощи данной технологии можно эффективно отследить степень формирования у обучающегося или педагога ключевых компетенций и умений, характеризующих их как человека XXI века.
Классификация портфолио: обязательные структурные элементы, типы и виды портфолио
Именно поэтому, рассматривать данную технологию можно только комплексно, в тесной взаимосвязи с каждым из указанных выше компонентов. Кроме того, необходимо учитывать тип, вид, цель и результат будущего портфолио, ведь соотношение цели и результата дают возможность увидеть реальную, целостную картину при оценке качества образования ребенка, учителя, а также всего образовательного учреждения в целом.
Большое разнообразие видов портфолио диктуется несколькими факторами, определяющими необходимость его создания. К ним относят:
цель создания самого портфолио;
возраст исполнителей и участников, которым предстоит его создать;
тип образовательного учреждения, которое представляет обществу свой результат предметного и/или профессионального образования.
Одним из факторов, определяющих успешное создание портфолио, является разработка индивидуальной программы деятельности его составителя, с определением конкретных этапов и графика их реализации. В зависимости от целей она может быть: практической или стратегической. Во временном отношении – долгосрочной или краткосрочной.
Типы и виды портфолио:
в зависимости от ведущего субъекта образования: портфолио обучающегося (воспитанника), педагога или семьи;
в зависимости от вида деятельности данного субъекта:
портфолио обучающегося или воспитанника с определенной профильной направленностью;
портфолио учителя, преподающего отдельный предмет;
портфолио классного руководителя;
портфолио педагога дополнительного образования;
портфолио социального педагога;
портфолио по работе учителя с одаренными детьми.
в зависимости от главных целей обучения:
портфолио, содержащее документы;
портфолио, фиксирующее достижения;
портфолио, направленные на достижение конкретной цели (проблемно-исследовательское, портфолио-антология, презентация.)
После того, как определена цель создания портфолио, необходимо решить каковы будут его основные и специфические компоненты, как будет организован процесс его оценки, каким образом оно будет оформлено, как будет выглядеть обсуждение результатов.
Очевидно, что структура портфолио обязана быть логичной, содержательной, целесообразной, включать в себя несколько разделов, и при этом оставаться простой для восприятия и осознания достижений субъекта любого возраста. Портфолио обязательно должно включать в себя четыре важных компонента:
Сопроводительная записка автора портфолио с определением цели, предназначения и краткого описания данного документа.
Содержание портфолио с перечнем его основных структурных элементов.
Анализ предполагаемой деятельности и прогноз (или план) на будущее. Это необходимо для определенной упорядоченности портфолио и удобства при пользовании всеми заинтересованными лицами: учителями, родителями, другими обучающимися, администрацией образовательного учреждения и другими людьми.
Образцы результатов деятельности обучающегося. В портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной и воспитательной деятельности:
работы, выполненные обучающимся (классные, самостоятельные и домашние, а также творческие работы);
необычные решения или результаты выполнения сложных занимательных учебных задач по конкретной теме (выбранные обучающимся);
выполнение заданий самостоятельно за пределами учебной программы;
рефераты различной сложности и тематики;
наглядные пособия, выполненные в рамках отдельной предметной области;
небольшие эссе или размышления о прочитанных литературных произведениях по заданной учителем теме;
дневник личностного становления ребенка;
задания, составленные самим обучающимся в отдельной предметной области;
фотоматериалы, собранные в процессе деятельности по изучению отдельной темы;
описание проведенных небольших экспериментов и лабораторных работ;
аудио и видеоматериалы с докладами обучающегося;
работы, имеющие межпредметные связи со смежными дисциплинами;
дипломы и награды, благодарственные письма за участие и победу в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях.
Возможности использования портфолио могут быть самыми разнообразными и широкими по назначению:
Портфолио может выступать как инструмент для обсуждения результатов учебной деятельности и индивидуального развития ребенка.
Портфолио помогает определить будущий предметный профиль обучения, рекомендуемый к выбору для данного ученика.
Может выступать как документ, индивидуальная карта ребенка, в которой отражено его развитие, конкретные виды деятельности и достигнутые результаты.
Оно является показателем собственных изменений для автора, основанием для рефлексивного анализа.
Выступает как сравнительная характеристика в процессе установления связи предыдущих и новых знаний.
Тест для самоконтроля
визитная карточка частного лица или организации;
документы, позволяющие узнать о предлагаемых услугах и возможностях исполнителя
портфель результатов учебной, а также профессиональной деятельности человека;
ученический дневник с текущими и итоговыми отметками
система функционирования всех составляющих компонентов педагогического процесса, базирующаяся на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и способствующая достижению намеченных результатов;
организация педагогического процесса, как совокупность действий, способствующих возникновению и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса;
организация педагогического процесса, как совокупность действий, способствующих возникновению и совершенствованию взаимосвязей между компонентами педагогического процесса;
целенаправленный продукт и коллекция работ обучающихся, демонстрирующая их усилия, прогресс, достижения в одной или более предметных областях различной направленности;
В какой стране впервые зародилась мысль о создании и применении портфолио в образовательном процессе?
Как называется отчет или портфель успехов, при помощи которого специалисты могут зафиксировать, накопить и оценить индивидуальные достижения обучающегося в определенный период его обучения при конкретных условиях?
все ответы верны.
ориентироваться на достижение результата;
эффективно отследить степень формирования у обучающегося или педагога ключевых компетенций;
успешно решать задачи, стоящие перед образовательным учреждением и педагогом;
все ответы верны.
Выберите верное утверждение:
Утверждение 2. Портфолио включает в себя специальным образом организованную подборку материалов и иных документов, которая позволяет увидеть усилия ребенка и конкретные результаты, достигнутые обучающимся в различных предметных областях.
верно утверждение 1;
верно утверждение 2;
оба утверждения верны
оба утверждения неверны.
поддержание у обучающихся высокого уровня мотивации в образовательном процессе;
определение общего уровня обученности класса;
поощрение активности и самостоятельности обучающихся, расширение возможности образования и самообразования;
содействие индивидуализации образования.
Какие факторы, определяющие необходимость создания портфолио, оказывают влияние на его вид.
возраст исполнителей и участников, которым предстоит его создать;
тип образовательного учреждения, которое представляет обществу свой результат предметного и/или профессионального образования;
все ответы верны.
Какой из компонентов портфолио содержит информацию об авторе портфолио, цели, предназначении и кратком описании данного документа
сопроводительная записка;
анализ предполагаемой деятельности;
образцы результатов деятельности.
Что из перечисленного не относится к образцам результатов деятельности обучающегося?
задания, составленные педагогом в отдельной предметной области;
рефераты различной сложности и тематики;
дневник личностного становления ребенка;
фотоматериалы, собранные в процессе деятельности по изучению темы
Возможности использования портфолио могут быть самыми разнообразными и широкими по назначению. Где неверно названа возможность использования портфолио?
инструмент для обсуждения результатов учебной деятельности и индивидуального развития ребенка;
индивидуальная карта ребенка, в которой отражено его развитие, конкретные виды деятельности и достигнутые результаты;
сравнительная характеристика в процессе установления связи предыдущих и новых знаний;
документ, в котором приводится констатация конкретных видов деятельности без указания на достигнутые результаты.
все ответы верны.
В портфолио могут быть включены различные категории и наименования продуктов учебно-познавательной и воспитательной деятельности. Укажите их.
работы, выполненные обучающимся, дипломы и награды;
рефераты различной сложности и тематики и аудио и видеоматериалы с докладами обучающегося;
дневник личностного становления ребенка;
все ответы верны
экономическое состояние предприятия;
наличие ценных бумаг и их стоимость;
достижения предприятия или фирмы;
выполненные работы, а также наброски будущих архитекторских проектов.
Педагогическая идея портфолио не подразумевает:
мониторинг обученности учащихся, выявление недочетов и пробелов в знаниях
объединение качественных и количественных оценок деятельности
преобладающую роль самостоятельной оценки над внешней оценкой успешности ребенка
переключение внимания с недочетов и пробелов в уровне знаний и умений обучающихся, на определенные успехи ребенка в усвоении конкретной темы, раздела или учебного предмета
Список использованной литературы
Мишакина Т. Л., Шестырёва Н. П., Андрюхина И. Н. Портфолио учащегося средней школы. – М.: Ювента, 2012. – 64 с.
Реализация Нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова / А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева, Е. Н. Петрова, А. Ю. Плотникова, С. Г. Яковлева. – 2-е изд., перераб. – Самара: Учебная литература: Фёдоров, 2011. – 224 с. – (Занковское пространство).
Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова / Сост. Н.В. Нечаева, С.В. Бухалова. – Самара: Фёдоров, 2011. – 224с.
Сизова Р. И., Селимова Р. Ф. Учусь создавать проект: методическое пособие для 3 класса. – М.: РОСТ, 2013. – 117 с. – ( Юным умникам и умницам. Учусь создавать проект).
нальной подготовки будущих педагогов. В условиях введения ФГОС СПО нового поколения портфолио студента становится одним из эффективных инструментов оценки сформированности компетенций. В современной системе образования возникла проблема оценивания, возникла необходимость изменить сам подход к оцениванию студента, а это предполагает изменение философии оценки. В центре внимания должен быть студент, его деятельность, устремления, что требует нового подхода - обучение учащихся самоорганизации своей деятельности, что в свою очередь порождает требования заменить оценки преподавателя содержательной самооценкой обучающегося. Вот почему в последнее время появился портфолио, ведь он является альтернативным способом оценки.
Ещё одно определение предложено Д. Майером: «Портфолио - это целенаправленная коллекция работ учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс, достижения в одной или более областях. Коллекция должна вовлекать учащегося в отбор его содержания, определения критериев его отбора; должна содержать критерии для оценивания портфолио и свидетельства о рефлексии учащегося.
Таким образом, современное образовательное пространство рассматривает портфолио как:
- целенаправленную коллекцию лучших работ и результатов студентов, которая демонстрирует их усилия, прогресс, достижения в одной или более областях деятельности;
- эффективный способ оценивания настоящих и будущих профессионалов на рынке труда, имеющихся у них ключевых и иных компетенций, а также перспектив делового, профессионального и творческого взаимодействия работодателя с ними;
- комплект документов, представляющий совокупность индивидуальных образовательных достижений студента;
Разноплановость трактовки понятия портфолио сводится к тому, что оно позволяет учитывать и оценивать результаты, достигнутые студентов в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного, компетентностного подхода к профессиональному образованию.
Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно-творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.
Квалификационный экзамен по профессиональному модулю Методическое обеспечение образовательного процесса в колледже проходит в форме защиты портфолио студентами.
Для образовательного учреждения СПО введение портфолио может повысить образовательную активность студентов, уровень осознания ими своих целей и возможностей.
Цель портфолио студентов заключается в отслеживании и оценивании сформированности общих и профессиональных компетенций, динамики индивидуального развития и личностного роста, поддержке образовательной и профессиональной активности студента и самостоятельности в процессе изучение профессионального модуля.
Портфолио позволяет решать следующие задачи:
Повышать учебную, профессиональную мотивацию, активность и самостоятельность студентов;
Расширять возможности для самореализации обучающихся;
Отслеживать индивидуальные достижения студентов; динамику развития профессионально-значимых качеств, успешность общих и профессиональных компетенций на основе накопления и систематизации документов результатов работы студентов;
Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов;
Совершенствовать навыки целеполагания, планирования и организации собственной деятельности, проектирования профессионально-личностного саморазвития.
Портфолио студентов выполняет следующие функции:
Функция предъявления личных образовательных и профессиональных достижений – образовательных характеристик, ценностных ориентаций, профессиональной компетентности студента.
Функция фиксации, накопления и оценки индивидуальных, образовательных и профессиональных достижений студента, их динамики в процессе освоения образовательной программы.
Функция формирования личной ответственности за результаты учебно-профессиональной деятельности, профессионально-личностного самосовершенствования, мотивации и интереса.
Существует множество разновидностей портфолио. Среди них выделяют следующие виды:
Портфолио документов включает в себя перечень официальных документов: дипломы, сертификаты, аттестационный лист по практике, отзыв руководителя практики, характеристика руководителя группы и т.д.).
Портфолио достижений (работ) включает в себя лучшие работы студента (доклады, рефераты, курсовые работы, проекты, конспекты мероприятий и т.д.) по конкретному блоку учебного материала или профессионального модуля оформленные всеми возможными (известными, доступными) способами.
Рефлексивный портфолио включает в себя материалы по оценке и самооценке достижения целей, особенностей хода и качества результатов своей учебной работы; по анализу особенностей работы с различными источниками информации; ощущений, размышлений, впечатлений и т.д. Содержание портфолио зависит от того, над какой конкретной проблемой работает студент.
Проблемно-ориентированный портфолио включает все материалы, отражающие цели, процесс и результат решения какой-либо конкретной проблемы.
Тематический портфолио включает материалы, отражающие работу студента в рамках той или иной темы или структурной единицы дисциплины.
Портфолио учебно-профессиональных достижений включает свидетельства освоения ПК и ОК (фото, видеоматериалы, оценочные листы по лабораторно-практическим работам, дневник достижений с оценкой наставника/тьютора (классного руководителя).
Портфолио творческих достижений содержит дипломы, награды, призы, фото изготовленной продукции, свидетельствующих о наличии устойчивого интереса к избранной профессии, активном участии в конкурсах профессионального мастерства различного уровня, в проектной деятельности, исследовательской работе.
Портфолио-отчет содержит индивидуальные текущие работы: тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т. д. Это своеобразный дневник самостоятельной деятельности.
Портфолио-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями, а также самооценки обучающегося.
Студентами нашего колледжа создается смешанный тип портфолио, который включает в себя несколько видов портфолио.
Портфолио студента к квалификационному экзамену имеет определенную структуру:
2.Содержание (перечисляется название разделов, указываются номера страниц)
3. Разделы портфолио студента:
Раздел 1. Личные данные
Раздел 2 Учебно-профессиональная деятельность студентов (1 основная папка) Представлены материалы практических занятий по МДК 04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов и по производственной практике ПП.04.01Методическая работа учителя начальных классов
Раздел 3 Сведения об участии в мероприятиях различного уровня (при наличии у студента)
Раздел 4 Самостоятельная деятельность студентов.
Более подробную информацию о требованиях к оформлению портфолио, о процедуре защиты портфолио, о критериях оценки содержат
методические рекомендации по формированию портфолио студента колледжа к квалификационному экзамену, разработанные мною.
Анализ литературы, посвященный применению портфолио в обучении, убедительно показывает, что в идее портфолио заключены большие возможности для модернизации обучения, то есть для совершенствования процесса обучения в свете новых требований, предъявляемых в настоящее время в образовании. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать некоторые когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического информационного общества.
Философия портфолио предполагает:
– смещение акцента с того, что студент не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет;
– интеграцию количественной и качественной оценок;
– перенос педагогического ударения с оценки педагога на самооценку учащегося.
Список использованной литературы
Красноперова Т.В. Технология формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов гимназии. //Материалы региональной научно-практической конференции “Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества”. Улан-Удэ. 2008. 75-81 с.
Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с.
Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с.
Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко “Школьные технологии”, 1996. № 6. – С. 3-43.
Стефановская Т.А. Концепт-доктрина педагогического исследования: региональный компонент. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 70 с. С. 14).
Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005. - №5. – С. 27-33.
Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки//Естествознание в школе. – 2004.- № 2. – С.51-54.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ ПОРТФОЛИО ПРЕДПОЛАГАЕТ: смещение акцента с недостатков знаний и умений на конкретные достижения по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; доминирование самооценки по отношению ко внешней оценке; мониторинг и коррекция деятельности.
ТИП ПОРТФОЛИО: портфолио документов; портфолио достижений; рефлексивный портфолио; кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
КАК Я ЭТО ДЕЛАЮ Да-а-а, задача нелегка… Мне эта тема не близка. Прежде, чем проект начать, Надо данные собрать. Выхода иного нет – Срочно лезу в Интернет! Там до ночи я бродила, Что полезного отрыла, Предъявляю в этом списке, Можно заходить без риска:
І РАЗДЕЛ ПОРТФОЛИО Я бы так определила: В раздел ПЕРВЫЙ поместила Весь учителя багаж: Разряд, методики и стаж, Также разные заслуги, Разработки для науки…
ІІ РАЗДЕЛ ПОРТФОЛИО Пусть ВТОРОЙ раздел включает То, что гордость вызывает, Досье потолще помещаем О тех, кого мы обучаем! Ведь заслуги наших деток Похвальнее любых отметок!
ЛИТЕРАТУРА Красноперова Т.В. Технология формирования интереса к музыке у учащихся 1-8 классов гимназии. //Материалы региональной научно-практической конференции “Непрерывное образование личности в условиях модернизации общества”. Улан-Удэ. 2008. 75-81 с. Новикова Т.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А., Федотова Е.Е. Папка личных достижений школьника – “Портфолио”: теория вопроса и практика реализации/ Под ред. Т.Г. Новиковой. – М.: АПК и ПРО, 2004. – 112 с. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е.Петров; Под ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2001. – 272 с. Поташник М.М. Качество образования: проблемы и технология управления (В вопросах и ответах). – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 352 с. Селевко Г.К. Опыт системного анализа современных педагогических систем / Г.К. Селевко “Школьные технологии”, 1996. № 6. – С. 3-43. Стефановская Т.А. Концепт-доктрина педагогического исследования: региональный компонент. – Иркутск: ИГЛУ, 2000. – 70 с. С. 14). Федотова Е.Е., Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Зарубежный опыт использования портфолио// Методист. – 2005. - №5. – С. 27-33. Шалыгина И.В. Портфолио – педагогическая технология школьной оценки//Естествознание в школе. – 2004.- № 2. – С.51-54.
Читайте также: