Шахматы в детском саду кружковая работа с чего начать

Обновлено: 05.07.2024

Нормативно-правовой и документальной основой программы кружка являются:

При планировании работы используются методические пособия автора И.Г.Сухина, научн. сотр. Института теоретической педагогики и международных исследований в образовании:

- Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране/ И. Г. Сухин. — М: Поматур, 2000;

- Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.

Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребенок, особенно в начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.

Шахматы - это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего плана действий - способности действовать в уме.

Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремленность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость - это один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.

Поэтому актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах познавательной деятельности и обусловлена многими причинами: рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение педагогически запущенных детей.

В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.

Цели и задачи

Обучение детей дошкольного возраста игре в шахматы.

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

Объем и реализация рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю.

В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:

в первом году обучения 36 часов;

во втором году обучения 36часов.

Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

дидактические игры для обучения игре в шахматы;

наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации, фотографии);

демонстрационные настенные магнитные доски с комплектами шахматных фигур;

настольные шахматы разных видов;

обучающие видео уроки по шахматам;

Планируемые результаты освоения программы

иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

различать и называть шахматные фигуры;

правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;

иметь представление об элементарных правилах игры;

играть малым числом фигур;

иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

владеть основными шахматными терминами;

правильно применять элементарные правила игры;

иметь представление о некоторых тактических приемах.

Методика обследования уровня развития умений и навыков детей

Критерии уровней развития детей

Знать и уметь

Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль

Название шахматных фигур и их отличия

Правила хода, взятие каждой фигуры

Ориентировка на шахматной доске.

Играть каждой фигурой

Правильно располагать доску

Правильно располагать фигуры

Умение перемещать фигуры

Решать простые шахматные задачи

Календарно-тематическое планирование в подготовительной группе – первый год обучения

Раздел 1 Шахматная доска

Тема 1.1 Шахматная доска

Рождение, история развития шахмат. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.

Тема 1.2 Элементы шахматной доски

Расположение доски между партнерами. Горизонтальная линия. Количество полей и горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали.

Раздел 2 Шахматные фигуры

Тема 2.1 Пешка

Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. Правила шахматной игры.

Тема 2.2 Ладья

Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Диаграмма и ее решение. Шахматные позиции.

Тема 2.3 Слон

Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов.

Тема 2.4 Ферзь

Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя

Тема 2.5 Конь

Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух. Конь против ферзя, ладьи, слона, сложные положения.

Тема 2.6 Король

Знакомство с королем. Место коня в начальном положении. Ход короля, взятие. Король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Партия.

Раздел 3 Шахматные позиции

Тема 3.1 Повторение

Тема 3.2 Рокировка

Понятие рокировки. Длинная и короткая рокировка. Три правила рокировки.

Тема 3.3 Конь

Тема 3.4 Король

Тема 3.5 Тактические приемы

Список литературы

Весела, И. Шахматный букварь [электронный вариант] / И. Весела, И. Веселы. — М.: Просвещение, 1983;

Гришин, В. Г. Шахматная азбука [электронный вариант] / В. Г. Гришин, Е. И. Ильин. — М.: Физкультура и спорт, 1972;

Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [электронный вариант] / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;

Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [электронный вариант / Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2007;

Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [электронный вариант] / И. Г. Сухин. — М: Поматур, 2000;

Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [электронный вариант] / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;

Левенфиш, Г.Я. Книга начинающего шахматиста [электронный вариант] /Г.Я. Левенфиш. – М.: Физкультура и спорт, 1957

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Игра в шахматы способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.

ВложениеРазмер
yunyy_shahmatist_programma_dopolnitelnogo_obrazovaniya_.docx 45.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Рыжая Наталья Викторовна

Ахмедова Фируза Фахидовна

Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста

1. Пояснительная записка

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объёме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Игра в шахматы способствует повышению уровня интеллектуального развития детей, умению концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает целеустремлённость, терпение и характер.

Формирование умения правильно и корректно вести себя в стрессовой ситуации, возникающей в течение шахматной партии, позволяет отнести шахматы не только к учебному, но и воспитательному фактору. Выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию. К сожалению, в дошкольном детстве пока не выделены периоды, сензитивные к обучению игре в шахматы. Но достоверно известно одно: не стоит пропускать эти годы, иначе происходит необратимый процесс. Упущено время —
потеряны возможности легко и безболезненно усвоить главное для этого возраста. Представленные в программе темы создают целостную систему подготовки шахматистов.
Цель: обучение дошкольников принципам шахматной игры, воспитание у них интереса и любви к этой игре и подготовка воспитанников к дальнейшим ступеням развития; создание условий для личностного и интеллектуального развития старших дошкольников, формирования их общей культуры посредством обучения игре в шахматы.

Методическое обеспечение программы:

  • магнитная демонстрационная доска с магнитными фигурами — 1 шт.;
  • шахматные часы — 2 шт.;
  • таблицы к различным турнирам;
  • раздаточные материалы для тренинга;
  • вопросники к контрольным занятиями викторинам;
  • словарь шахматных терминов;
  • комплекты шахматных фигур с досками —10–12 шт.

Задачи обучения дошкольников игре в шахматы довольно широки и разнообразны:

  • формировать устойчивый интерес к игрев шахматы;
  • способствовать освоению детьми основных шахматных понятий (шахматная доска, шахматное поле, шахматная фигура, ход фигуры, взятие, начальная позиция,
    шахматная нотация, взаимодействие между фигурами на шахматной доске, ценность шахматных фигур, рокировка, пат, мат, ничья, дебют, миттельшпиль, эндшпиль, шахматные часы, время, отведённое на партию, и т. д.);
  • ознакомить с правилами поведения во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствии с этими правилами;
    учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а также умению применять полученные знания в процессе игры;
  • обеспечить успешное овладение малышами основополагающих принципов ведения шахматной партии;
  • развивать логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности;
  • развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи;
  • сохранять выдержку, критическое отношение к себе и к сопернику;
  • формировать навыки запоминания, способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника;
  • приобщать ребёнка к самостоятельному решению логических задач;
  • бережно относиться к окружающим, стремиться к развитию личностных качеств;
  • воспитывать усидчивость, целеустремлённость, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений;
  • прививать навыки самодисциплины; способствовать воспитанию волевых качеств, самосовершенствования и самооценки.

Поставленные цели и задачи реализуются при обеспечении следующих условий:

  • материальное обеспечение для проведения шахматной игры;
  • наличие методической литературы;
  • использование ТСО;
  • наличие раздаточного материала (головоломки, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др.).

В ходе изучения данной программы обучающиеся осваивают предметную компетенцию, а также приобретают умения участвовать в коллективной деятельности.

Принципы работы с дошкольниками

Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:

  • Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом.
  • Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
  • Принцип комплексной реализации целей: образовательных, развивающих, воспитательных.

Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:

  • принцип наглядности;
  • принцип психологической комфортности (создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса);
  • принцип вариативности (у детей формируется умение осуществлять собственный выбор, и им систематически предоставляется возможность выбора).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития.

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения, овладение дошкольниками основами шахматной игры.

Программа основана на игровом методе, имеет образовательно-развивающий характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей; имеет физкультурно-спортивную направленность.

Ожидаемый результат образовательной деятельности:

  • рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка;
  • развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности;
  • приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре;
  • освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).

Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определённую прочность знаний и умение применять их на практике.

Особенности организации образовательного процесса


Непосредственно образовательная деятельность по игре в шахматы проводится 1 раз в неделю во вторую половину дня.

Продолжительность занятий — 30 минут.

Количество непосредственно образовательной деятельности в год: 34 занятия.
Учебный план охватывает 4 блока: шахматная доска, шахматные фигуры, ходы и взятие фигур, цель шахматной партии, игра из начального положения. Каждый блок рассчитан на определённое количество занятий и часов.

Требования к уровню подготовки воспитанников

Закончив обучение, ребёнок должен знать:

  • правила игры в шахматы;
  • правила хода, взятие каждой фигуры;
  • шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
    партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • иметь представление об истории и происхождении шахмат;
  • основные понятия о тактике и стратегии.
  • применять указанные знания на практике;
  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
    нарушения шахматных правил;
  • правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
  • правильно располагать фигуры перед игрой;
  • умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
  • решать простые шахматные задачи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является организация тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Основные формы и средства обучения:

1. Практическая игра.

2. Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3. Дидактические игры и задания, игровые упражнения.

4.Теоретические занятия, шахматные игры.

Методика определения уровня развития умений и навыков

Критерии уровней развития детей

Две девочки сидят за шахматными досками

Замечательное средство формирования гармоничной личности дошкольника — это настольные игры. Однако сегодня они уступили место компьютерным: современные дети готовы проводить за монитором целые часы. Но это занятие несёт сомнительную пользу для интеллекта и никогда не заменит живого общения со сверстниками. Поэтому сегодня во многих дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) педагоги активно приобщают ребят к играм в шашки и шахматы.

Польза игр в шашки и шахматы в детском саду

Шашки и шахматы — это не просто интересные игры, позволяющие увлекательно провести свободное время. Они способны принести дошкольникам разностороннюю пользу:

  • Совершенствуют логическое и абстрактное мышление. Ребёнок учится просчитывать свои будущие действия, предугадывать реакцию противника, в уме проигрывает различные комбинации.
  • Развивают память и пространственное воображение.
  • Вырабатывают усидчивость, собранность, развивают внимание, помогают гиперактивным детям стать более спокойными, сосредоточенными, уравновешенными.
  • Игры в шашки и шахматы всегда подразумевают соревнование, своего рода борьбу, каждую партию неизбежно сопровождает определённое волнение. Всё это закаляет детский характер и психику.
  • Ребёнок привыкает адекватно относиться к неудачам, не расстраиваться, а анализировать их причины.
  • При креативном подходе воспитателя игры способны развивать фантазию и творческие способности дошкольников.
  • Воспитывают самостоятельность в принятии решений.
  • Данные настольные игры предполагают совместную детскую деятельность, поэтому способствуют социализации, развитию навыков общения, приучают дошкольников доброжелательно относиться друг к другу. Ведь мнение, что шашки и шахматы — это тихие игры, является заблуждением. Дошкольники не умеют скрывать свои эмоции, а чаще всего рассуждают вслух, проговаривают ходы, делятся впечатлениями.

Два мальчика играют в шахматы на полу и размышляют

Игры в шашхматы и шашки учат размышлять, анализировать и прогнозировать действия

Рекомендации к проведению занятий по играм в шахматы и шашки в ДОУ

Оптимальный возраст для приобщения дошкольников к шашкам и шахматам — 5 лет (то есть старшая группа). Внимание детей на этом этапе становится уже довольно устойчивым, начинает формироваться наглядно-образное мышление, умение прогнозировать ситуацию. Ребёнок обретает способность решать достаточно сложные задачи.

Некоторые школы раннего развития предлагают обучать малышей играм в шашки и шахматы с трёх, а то и с двух лет. Однако на деле такие занятия представляют с собой просто манипуляции с фигурами (они используются не по прямому назначению). Подобные задания дети раннего возраста могут выполнять и с другими предметами.

Несмотря на возросшую усидчивость старших дошкольников, играть в указанные настольные игры не рекомендуется более 25 минут (в подготовительной группе — 30 минут). Иначе наступит неизбежное утомление, и ребёнок потеряет интерес, а то и вовсе не захочет больше заниматься с шашками и шахматами. По этой же причине не стоит проводить такие занятия ежедневно — двух раз в течение недели будет вполне достаточно (делать это можно и в вечернее время). Когда же дети, действительно, увлекутся игрой, они могут играть в шашки и шахматы чаще по своему желанию.

Недопустимо заставлять воспитанников играть в новые для них игры: педагог должен сделать так, чтобы они сами этого захотели. В любой группе всегда есть наиболее активные и любопытные ребята, которым интересно всё новое. Пусть вначале они включатся в работу, а остальные малыши, глядя на них, также увлекутся шахматами и шашками.

Мальчик и девочка играют в шахматы, а другой мальчик наблюдает

Сначала лучше вовлечь в игру наиболее активных детей, лидеров, а глядя на них, и другие ребята включатся в процесс

Процесс обучения непременно должен проходить в интересной, ненавязчивой форме. Всё должно быть предельно доступно. К примеру, правила игры можно донести до ребят в виде сказки или стихотворения, которое легко заучить. Особенно важно первое занятие: оно должно быть ярким и запоминающимся. Например, это может быть весёлая история про приключения фигур.

Когда ребята освоят необходимые правила, и больше времени можно будет уделять практике, воспитатель должен продумывать, как именно разбивать детей на пары. Каждый ребёнок должен играть и с более сильными игроками, и с более слабыми. Ведь если у малыша будут одни только победы, он не научится самоанализу, принятию неудач. После лёгких побед неудача может восприниматься очень болезненно. Частые же проигрыши, в свою очередь, могут снизить самооценку ребёнка и негативно повлиять на стремление заниматься шашками или шахматами в дальнейшем.

Две пары детей играют в шахматы

Каждый ребёнок периодически должен играть и с более сильным соперником, и с более слабым

Каждого воспитанника необходимо регулярно хвалить: за правильно сделанный ход, за победу. А вот критиковать за проигрыш просто недопустимо: это отобьёт интерес к игре и к другим занятиям соревновательного характера. Наоборот, нужно приободрить малыша, научить его воспринимать поражение спокойно, сдержанно: нужно не обижаться, а делать выводы, анализировать свои ошибки. Педагог должен убедить воспитанника, что в другой раз у него всё непременно получится, что для появления результатов важно много тренироваться.

После игры педагогу следует подробно разобрать с детьми их типичные ошибки. Ребята должны научиться из множества возможных ходов выбирать оптимальный в данной ситуации.

Для занятий в ДОУ понадобится по одному комплекту шашек и шахмат на каждую пару воспитанников. Если нет необходимого оборудования, то играть ребята могут по очереди, разделившись на 2 группы. Также можно приносить настольные игры из дома.

Интересная идея — выделить в детском саду специальную шахматную комнату, оформив её соответствующим образом (подходящие обои, шторы и пр.). Если нет такой возможности, то желательно организовать в группе уголок шахмат и шашек.

Оформление стены в шахматном уголке в группе

Желательно оформить в группе специальный уголок шашек и шахмат

В шахматном уголке можно разместить игровых персонажей, которые всегда будут присутствовать на детских играх. Например, это могут быть шахматный король и королева. Или можно изготовить из картона короны чёрного и белого цвета и предлагать ребятам перевоплощаться в ту или иную фигуру во время игры.

Куклы, изображающие шахматного короля и королеву

Куклы воспитатель может сделать своими руками, для изготовления головы можно использовать обычные капроновые колготки

Желательно приобрести для группы большую магнитную доску, к которой будут крепиться шахматные или шашечные фигуры. В этом случае объяснять ребятам правила игры и конкретные тактические моменты будет намного проще. Такое оборудование позволит задействовать сразу всех дошкольников, не позволяя им скучать.

Девочка играет с магнитной доской, к которой крепятся шахматы

Благодаря магнитной доске сразу все воспитанники могут увидеть расположение игровых фигур

Методика проведения занятий по шахматной игре в детском саду

Процесс обучения дошкольников игре в шахматы необходимо проводить поэтапно:

Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры.

В. А. Сухомлинский

Педагогические приёмы обучения дошкольников игре в шахматы

Дети расставляют фигуры на шахматных досках

Можно предложить дошкольникам соревнование: кто быстрее правильно выстроит все фигуры на шахматной доске

Усилить интерес к шахматам поможет использование необычного оборудования для игры. К примеру, это фигуры в виде реалистичных воинов: ребята смогут проникнуться настоящим духом сражения. Можно предложить фигуры больших размеров, детей это всегда впечатляет. А саму шахматную доску можно сложить по принципу пазлов, это может быть и большой коврик для игр на улице.

На занятиях следует активно использовать художественное слово, например, загадки про шахматные фигуры:

  • Стою на краю, путь откроют — я пойду. Только прямо хожу, как зовут не скажу. (Ладья).
  • Маленькая, удаленькая, много полей вперёд прошла и фигуру нашла. (Пешка).
  • Два братца в одной армии служат, а на одной дороге встретиться не могут. (Слоны).

С помощью шахмат можно разыгрывать с детьми небольшие сценки, например, показать рыцарские сражения с участием воинов-фигур, которые защищают короля с королевой, или про одинокую пешку, которая искала себе друзей. Всё зависит от креативности воспитателя.

  1. Взять в правую руку любую понравившуюся фигуру.
  2. Поднять руки вверх и переложить фигуру в левую руку.
  3. Опустить руки, наклониться вперёд и переложить фигуру обратно в правую руку.
  4. Присесть, руки завести назад и переложить фигуру в левую руку.

Шахматную тематику следует затрагивать и в продуктивной деятельности дошкольников. Например, устроить конкурс рисунков и поделок. Это может быть необычная доска или изображения отдельных фигур. Создавать композицию можно как на занятиях, так и дома всей семьёй.

Конкурс рисунков и поделок на тему шахмат

Тему шахмат можно успешно обыгрывать и на занятиях по изобразительному творчеству

Фотогалерея: дидактические игры и оборудование для обучения шахматной игре

Тема шахмат может обыгрываться в различных настольно-печатных играх Дошкольникам наверняка понравятся напольные шахматы Играть в шахматы будет ещё интереснее, если предложить ребятам фигуры в виде реалистичных воинов Ребята с удовольствием соберут шахматное поле из пазлов, а потом уже будут играть с фигурами

  • На ковре-самолёте
    Отправляемся мы в путь!
    Знания, смекалку, ловкость
    Взять с собой не позабудь.

В.: Садитесь и в путь! А что это случилось? Почему это мы не летим? Ребята, давайте посчитаем! 1, 2, 3…, 10 полетели… Ура! (Звучит музыка).

  • Так, вокруг все оглядимся.
    Разноцветия тут нет,
    Только чёрно-белый цвет.
    Клетки тут везде, квадраты,
    Почему же так, ребята?

Царь Мудрец: Правильно отгадали загадки, я очень рад. Рады встречи с вами и шахматные фигуры, они правильно встали на шахматную доску. (Показ слайда).
В.: Царь Мудрец, ребята немного устали с дороги и хотят провести физминутку.
Царь Мудрец: Хорошо!
В.: А сейчас мы с вами превратимся в пешек.

  • Ну-ка, пешки, поиграем.
    Головой мы повращаем
    Вправо — влево, а потом (Вращают головой)
    3, 4, приседаем.
    Наши ножки разомнём. (Приседают)
    1, 2, 3 — на месте шаг.
    Встали пешки дружно в ряд.
    Мы размялись от души,
    За столы мы вновь спешим. (Садятся за столы)

Методика проведения занятий по игре в шашки в детском саду

Игра в шашки только на первый взгляд кажется не столь сложной, как шахматы. Здесь также есть свои тонкости, их освоение требует систематических занятий, где присутствует и теория, и практика.

Приёмы обучения дошкольников игре в шашки

Обучение дошкольников игре в шашки также проводится по принципу от простого к сложному. Вначале ребятам демонстрируется доска и фишки двух цветов. Затем они учатся правильно расставлять фигуры только на чёрных клеточках. Самое же основное для педагога — чётко сформулировать саму суть игры: она в том, чтобы продвигая свои шашки, перекрыть противнику все ходы и уничтожить его фигуры. Усвоить эти правила поможет такое стихотворение:

Ключевая цель обучения заключается в том, чтобы дошкольники научились видеть из множества ходов наиболее целесообразный в данной ситуации, а также предвидеть ходы противника. Чтобы воспитанники поняли суть игры, вначале они могут тренировать ходы на поле с меньшим числом клеточек и, соответственно, с меньшим числом шашек. А уже потом можно приступать к игре на стандартной доске.

Мальчик и девочка играют в импровизированные шашки

В самом начале обучения игре в шашки клеточек на поле может быть меньше, как и самих фигур

Объясняя правила шашечной игры, педагог также может использовать образность. Например, он сообщает ребятам, что среди фигур бывают герои, настоящие бойцы — простые шашки, которые добравшись до противоположного края поля, превращаются в дамки (перевёрнутые фишки). Эта самая сильная фигура, которая может ходить по всей диагонали, побеждая шашки противника.

Усилить интерес к игре также поможет необычное оборудование. Это могут быть большие напольные шашки с надувным полем (прекрасный вариант для летнего времяпрепровождения на улице), а также различные креативные наборы с необычными фигурами и доской.

На занятиях воспитатель обязательно расширяет кругозор дошкольников — сообщает им занимательные сведения из истории шашек, к примеру, такие:

Ребятам будет интересно послушать сказки про шашки. Можно предложить такие варианты:

Используя шашки, педагог может предложить воспитанникам эстафету. Это повысит интерес к изучению игры, внесёт оживление и создаст замечательный эмоциональный настрой. Ребята делятся на 2 команды, перед каждой лежит доска, а рядом — шашки. Каждый игрок берёт в руки шашки. По сигналу педагога каждая пара бежит к полю и ставит фигуру на клетку, которую называет воспитатель. Победителем становится команда, которая быстрее справилась с заданием и не сделала ошибок в расстановке фишек.

Соревноваться можно и в обратной последовательности — снимать фишки одну за другой согласно указанию педагога.

Фотогалерея: необычные шашки для воспитанников ДОУ

Чтобы игра проходила веселее, вместо привычных шашечных фигур можно использвать объёмных божьих коровок из картона двух цветов Замечательно, если в группе есть напольный набор шашек, с ним хорошо играть на улице в тёплое время года Интересная идея — шашки из пуговиц (у одного игрока — кружочки, у другого — сердечки) Используя подобное оборудование, игру в шашки педагог может превратить в сказочное действие

Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС

Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС

Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС запись закреплена

➡

ПОДПИШИСЬ Календарно-тематические планы ДОУ по ФГОС - много полезной информации!

Читайте также: