Сетевое педагогическое сообщество начальная школа

Обновлено: 05.07.2024

Среда, 9 марта, 14:00 - 15:00 (новосибирское время)

Формирование информационной культуры школьников в работе библиотеки

Основные вопросы вебинара:

Книга важна в жизни любого человека, а умение правильно читать, находить нужную информацию, открывает новые возможности человека. Чтение и книга пронизывают всю систему образования: не научившись работать с текстом, нельзя получить хорошее образование. Читательская культура формирует базовые знания и умения в области поиска и обработки информации.

На вебинаре будут представлены материалы по формированию читательских компетенций обучающихся, а также даны методические рекомендации, которые могут помочь школьному библиотекарю в работе.

Ссылка на вебинар:

Среда, 9 марта, 16:00 - 17:00 (новосибирское время)

Галина Анатольевна Стаселович, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Калининградского института развития образования.

Основные вопросы вебинара:

— преемственность географического образования в начальной и основной школе.

Ссылка на вебинар:

Среда, 9 марта, 18:00 - 19:00 (новосибирское время)

Особенности формирования читательской грамотности на уроках русского языка

Основные вопросы вебинара:

2. Уровни сформированности читательской грамотности и основные недостатки современного школьного образования.

3. Структура читательской грамотности.

4. Особенности формирования читательской грамотности на уроках русского языка.

5. Возможности учебников Л.В. Кибиревой, Г.И. Мелиховой и О. Клейнфельд: система заданий на формирование читательской грамотности.

Ссылка на вебинар:

Четверг, 10 марта, 16:00 - 17:00 (новосибирское время)

ВПР по окружающему миру: три совета по эффективной подготовке

Основные вопросы вебинара:

1) Цель и назначение всероссийских проверочных работ по окружающему миру в 4 классе;

2) Структура и описание проверочных работ;

3) Три совета по эффективной подготовке к ВПР на примере УМК "Окружающий мир" В.А. Самковой, Н.И. Романовой издательства "Русское слово".

Ссылка на вебинар:

Вторник, 1 марта, 15:30 - 20:00 (новосибирское время)

Зимняя школа руководителей ДОО. Современный детский сад – комфортное пространство для детей и взрослых

К участию приглашаются:

— руководители, заместители руководителей, методисты, старшие воспитатели ДОО;

— руководители и специалисты органов управления образованием разного уровня.

Вопросы, освещаемые в рамках Зимней школы:

— Безопасность образовательной среды ДОО.

— Детская игра в условиях цифровой трансформации.

— Архитектура и дизайн игровой среды.

— Поддержка становления познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

— Сотрудничество ДОО с родителями в создании условий для позитивной социализации детей.

— Преемственность ДОО и начальной школы в условиях реализации ФГОС. Наиболее эффективные инструменты взаимодействия.

— Социализация личности ребенка дошкольного возраста.

— Поддержка детской игры в ДОО и в семье.

— Организация дополнительного образования в ДОО: поддержка разнообразия детства с учётом запросов родителей.

— Современные практики ДОО по организации образовательной среды.

3. Рубцова Ольга Витальевна, к.пс.н., руководитель центра междисциплинарных исследований современного детства МГППУ

6. Комарова Юлия Александровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой интенсивного обучения иностранным языкам РГПУ им А.И. Герцена

11. Лукомская Наталия, архитектор, художник, автор книг, член Евразийского Художественного Союза и Ассоциации Японских иллюстраторов (JIA).

На страничке данного сообщества вы можете поделиться своим опытом работы с коллегами, так и получить полезную информационно – методическую поддержку.

Кроме того, вы получаете прекрасную бесплатную возможность транслировать свой богатейший опыт работы, размещая свой материал на сайте сетевого сообщества.

В современном мире человек, уже начиная с младшего школьного возраста, должен уметь учиться, воспринимать новые знания в постоянно изменяющихся условиях. В качестве ключевой компетенции выступает способность самостоятельно добывать и усваивать новые знания.

Обеспечить формирование данной компетенции, да и многих других, необходимых современному школьнику, призваны метапредметные универсальные учебные действия: познавательные, регулятивные, коммуникативные.

К сожалению, сегодня ещё многие школы ориентируются только на предметные результаты, которые определяются программой обучения и конкретны для каждого класса, не уделяя достаточного внимания формированию метапредметных УУД. А ведь умение ставить цель своей деятельности, способность планировать свою деятельность согласно поставленной задаче и условиям её реализации, умение самостоятельно регулировать свою работу, способность анализировать действия, контролировать процесс и результат решения поставленных задач, корректировать их выполнение в соответствии с характером допущенных ошибок, умение организовать самоконтроль и самооценку своей деятельности, а также взаимооценку и оценку деятельности других, проявлять самостоятельность и инициативу, выстраивать продуктивное сотрудничество и взаимодействие, выражать и отстаивать своё мнение, принимать точку зрения других – вот только небольшой перечень метапредметных УУД, грамотное формирование которых в начальной школе будет способствовать повышению успеваемости каждого ученика, так и повышению качества образования в целом.

Основная цель применения метапредметного подхода состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем.

Кроме того, метапредметные УУД призваны не только успешно решать образовательные задачи, но и способствовать развитию креативности мышления, личностному росту, формируют умения решать возникающие проблемы в реальных жизненных условиях.

Успешность обучения, конечно же, во многом зависит от педагога, от его умения правильно организовать работу и сотрудничество учащихся с учителем и друг с другом.

В данном направлении необходимо организовать работу по систематизации имеющегося инновационного опыта российских учителей и учителей района в этой области знаний, перерабатывать его в соответствии со спецификой деятельности конкретного общеобразовательного учреждения, обмениваться опытом, а затем обеспечить освоение педагогическими коллективами приемов и методов формирования метапредметных УУД, широко внедрять апробированный опыт в учебно-воспитательный процесс ОУ.

Цель проекта: организация эффективного взаимодействия всех участников сетевого сообщества учителей по формированию метапредметных УУД в начальной школе.

Объект проекта: образовательный процесс в 1 – 4 классах, направленный на достижение не только предметных результатов, но и формирование метапредметных УУД.

Предмет проекта: сетевое взаимодействие на основе сайта сообщества педагогов начальной школы для организации эффективного взаимодействия всех участников сетевого сообщества.

Гипотеза: сформированное сетевое сообщество учителей начальных классов будет способствовать тесному контакту всех участников с целью организации работы по формированию метапредметных УУД в начальной школе.


Коллеги, кто работает в начальных классах, приглашаю вас присоединиться к нашему сообществу, в котором мы сможем не только делиться накопленным опытом, но и помогать в решении непонятных и сложных вопросах. Публикуйте актуальные материалы, календарные, тематические, поурочные планы, тексты проверочных работ, тесты. Обсуждаем новые образовательные, в том числе авторские программы и многое другое.

Поздравляю всех милых женщин с праздником!
Желаю, чтобы жизнь всегда была наполнена красками весны, ароматом любви и теплом благополучия. С 8 марта!

Дорогие мои коллеги — учителя, прекрасные и милые женщины.
Желаю вам огромного счастья, много прекрасных цветов и море улыбок. Пускай вам всегда сопутствует благополучие и удача в любых делах. Желаю, чтобы работа всегда была в удовольствие, чтобы приносила отличное настроение, радость.

Милые женщины, сердечно поздравляю вас с наступающим весенним, радостным и теплым праздником — Днем 8 Марта! Пусть каждая наступившая весна снова и снова открывает вам новые перспективы в жизни и в работе, и пусть они будут - блестящими! Желаю вам легкости, позитива и весеннего настроения!Всем.

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин на заседании Организационного комитета по проведению в Российской Федерации Года учителя в 2010 году заявил следующее: “Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду. ”.

В современных условиях фундаментальное значение имеет информатизация сферы образования. Всем известны новые требования к современной школе, включающие и такие пункты, как обновленное содержание образования, интеграция информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс; активные формы учебной деятельности; инновационные формы организации образовательного процесса, в том числе проектная, исследовательская, дистанционная форма, индивидуализация; новая роль педагога в школе; использование новых цифровых учебных инструментов, электронных медиатек; новые подходы к управлению школой.

Все перечисленные позиции определяют новые направления деятельности педагога, новые цели и задачи, которые в совокупности трудно решить в одиночку, но несложно с помощью положительного опыта педагогической общественности, уже внедряющей на практике новые подходы к образовательному процессу и имеющей желание поделиться этим опытом. Компьютерные технологии настолько прочно вошли в практику работы учителей, что педагоги не только пользуются ими ежедневно, но и появляется потребность в трансляции и обобщении положительного опыта, в обсуждении актуальных вопросов преподавания учебных предметов, обмене педагогическими идеями, а также обсуждении и решении новых проблем при использовании потенциала стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. Сетевые сообщества педагогов, не знающие границ и расстояний, легко решают ряд важных задач, решение которых раньше было возможно лишь при непосредственной встрече и обмене информацией по почте или через электронные носители.

В настоящее время сетевая активность педагогов и других участников образовательного процесса - одна из самых актуальных тем, связанных с процессами информатизации в системе образования. Сетевые сообщества учителей – это новая форма организации профессиональной деятельности в сети, это группа профессионалов, работающих в одной предметной или проблемной профессиональной деятельности в сети. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень,

  • создание единого информационного пространства;
  • обмен опытом, поддержка и сотрудничество;
  • распространение успешных педагогических практик;
  • организация формального и неформального общения на профессиональные темы;
  • инициация виртуального взаимодействия для последующего взаимодействия вне Интернета;
  • повышение профессионального уровня;
  • поддержка новых образовательных инициатив.
  • сетевые сообщества предоставляют следующие возможности:
  • возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества;
  • возможности общения (форум, чат, комментарии);
  • дистанционное обучение;
  • участие в конкурсах, акциях, проектах, обсуждениях;
  • создание собственных электронных страниц (портфолио)


Схема подчеркивает, что возможность размещения своих файлов и пользование доступными в библиотеке сообщества- это трансляция собственного опыта и возможность повысить свой уровень педагогического мастерства с помощью уже размещенных другими педагогами материалов.

Сетевые сообщества предлагают новые формы коммуникации, которые позволяют делиться опытом, комментировать и задавать вопросы, не взирая на расстояния, наблюдать положительный опыт других педагогов на виртуальных мастер-классах, повышать свой квалификационный уровень и ИК-компетентности в принципиально новом информационном пространстве.

Сетевые сообщества предлагают возможности дистанционного обучения, участия в профессиональных конкурсах, что так же ведет к удобным формам повышения квалификации педагога.

Сетевые сообщества являются и копилкой материалов, собранных самим педагогом-участником работы данного сообщества, что в сочетании с личными данными самого педагога, необходимыми при регистрации, является неким электронным портфолио, показывающим направления деятельности педагога, его квалификационный уровень, интересы, цели, задачи. Некоторые сетевые сообщества предоставляют удобное для заполнения пространство, являющееся виртуальным кабинетом и, одновременно, его портфолио.

Все формы деятельности достаточно просты в организации и активно поддерживаются членами сетевых сообществ.

В Росси в настоящее время успешно действует целый ряд виртуальных объединений учителей предметников. Вот лишь некоторые примеры:

С учетом новых подходов к инновационному педагогическому опыту и новых возможностей его распространения в условиях информатизации образования, приоритетными постепенно становится разработка и обсуждение в Интернет учебно-методических материалов, направленных на внедрение современных образовательных технологий в практику работы школ, активное использование средств ИКТ в образовательном процессе, на распространение передового педагогического опыта в области традиционной педагогики

В этой связи, особый интерес приобретает опыт работы сообществ портала “Сеть творческих учителей”, который отличается от аналогичных проектов Рунета как более широким охватом работников образования, так и изначальной ориентацией учительских сообществ на совместное творчество преподавателей разных учебных предметов, использующих информационные технологии в своей работе.

Очевидны и концептуальные особенности работы портала, позволившие максимально эффективно соотнести мотивы организаторов проекта и его участников:

1. Создание комфортной, “понимающей” среды профессионального общения педагогов;

2. Возможность ретренинга коммуникативности, рефлексивных умений и кооперативных отношений, редукция которых является одним из негативных эффектов профессиональной деятельности работников образования;

3. Развитие, а иногда и создание творческих механизмов профессионального взаимодействия вне традиционного для учителя социума;

4. Сохранение единого образовательного пространства, достигаемое за счет активного обмена опытом как между педагогами разных регионов России, так и вне ее (в первую очередь, русскоязычное образовательное пространство стран бывшего СССР);

5. Создание механизмов открытой профессиональной экспертизы профессионального опыта учителя;

6. Обеспечение вхождения российских учителей и школ в международное сообщество новаторов в образовании, повышающих эффективность педагогических процессов на основе использования ИКТ вообще и софт-решений Майкрософт, в частности.

Опыт портала “Сеть творческих учителей” убедительно показывает, что открытое сетевое взаимодействие профессионалов (свыше 80% активной аудитории портала - учителя первой и высшей квалификационной категории, победители ПНПО, учителя-методисты) позволяет выстроить особую систему тьюторства, включающую в себя многочисленные мастер-классы, консультативные недели, презентации опыта, экспертизу материалов коллег, авторские курсы повышения квалификации и многое другое. Принципиально важно при этом, что каждый участник портала может выбрать собственную траекторию профессионального роста.

  • аксиологическая определенность и выраженность сайта (портала), позволяющая установить миссию сайта, его цели и задачи, целевые группы пользователей, к которым должны относиться работники образования, общего, в частности;
  • посещаемость портала, выражающаяся в количестве посещений зафиксированных на портале;
  • продолжительность деятельности портала (жизненный цикл), позволяющая установить начало работы портала и его продолжительность;
  • разнообразие видов педагогической деятельности показывает возможность использования портала для организации и поддержки сотрудничества, взаимодействия педагогов, саморазвития, самоутверждения и самореализации педагогов;
  • совместная методическая деятельность показывает возможность использования портала в целях разработки образовательных ресурсов, имеющих методическую направленность;
  • праксеологическая направленность сайта (портала), организация и поддержка сотрудничества, сетевого взаимодействия педагогов для выявления эффективного и инновационного педагогического опыта; совместная выработка критериев и показателей эффективной педагогической практики; разработка норм и правил эффективного сетевого сотрудничества в области создания методических продуктов;
  • информативность, контентная насыщенность и проективность сайта (портала), проявлением которых являются разнообразие содержания и ресурсов, предлагаемых педагогам для освоения и использования, динамизм информационной среды сайта, включенность педагогов в ее наполнение с учетом перспектив развития образования;
  • коммуникативная направленность сайта (портала), выражающаяся в насыщенности Web-среды сайта (портала) сервисами, обеспечивающими сетевые коммуникативные тренинги, восстановление и развитие у педагогов коммуникативных умений и навыков, в том числе, умений презентации педагогического опыта и собственной профессиональной позиции, обсуждения педагогической информации на форумах.

Соответственно, к критериям эффективного сетевого профессионального сообщества педагогов можно отнести:

1. Число активных участников.

2. Продолжительность деятельности сообщества (жизненный цикл).

3. Динамизм сообщества

3.1.Рост числа активных участников

3.2.Количество обсуждаемых тем и их сменяемость

4. Аксиологическая направленность (концептуальность, цель, задачи)

5. Оформление страницы сообщества

6. Социокультурная направленность взвимодействия (наличие дискуссий по вопросам речевых норм, наличие в сообществе "кодекса сетевого поведения", правил модерирования и др норм. или их обсуждение)

7. Направленность на расширение сферы сотрудничества (привлечение к обсуждению. педагогов из школ, где работают члены сетевого сообщества, преподавателей системы повышения квалификации, педагогов "смежных" специальностей).

8. Разнообразие видов деятельности, соответствующее целям и задачам портала:

8.5.Учебная (повышение квалификации по тематике сообщества)

8.6.Учебная (повышение ИКТ-компетентности)

8.7.Олимпиадная и проектная деятельность

9. Методическая направленность взаимодействия:

9.1.Публикация методических разработок

9.2.Взаимодействие педагогов в целях разработки образовательных ресурсов

9.3.Библиотека цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), структурированность базы знаний сообщества

9.5.Профессиональная адаптация педагогов, самоутверждение, самореализация и саморазвитие

10.Информационно-коммуникативная деятельность сообщества: (обсуждение педагогической информации: форум, чат, сервисы для организации групповых тренингов)

10.1.Организация регулярной информационной деятельности посредством форума

10.2. Использование различных форм информационной деятельности (интернет-семинары, конференции, сетевые встречи и др.)

10.3. Информирование о деятельности сообщества

10.4.Информирование о внешних событиях по тематике сообщества

10.5 Информационное консультирование

Уже сегодня число педагогических сетевых сообществ растет практически в геометрической прогрессии. Сетевые сообщества развиваются на уровне школы, региона, предметных областей, проблем. Их уже тысячи, если не десятки. Но сетевое сообщество может сформироваться и развиваться только при условии совместной коллективной деятельности. На сегодняшний день еще существуют проблемы, стоящие на пути развития сетевого педагогического сообщества. Это в первую очередь пассивность, инертность, желание получать информацию, но не публиковать свою.

Почему учитель неохотно вливается в сетевые сообщества? После проведенного опроса среди ряда педагогов, выяснилось, что некоторые из них не умеют работать в сообществе, им не хватает ИКТ-компетентности, некоторые видят в интернете только негатив, у большинства педагогов наблюдается большая загруженность, нехватка свободного времени.


Комментируя диаграмму, следует отметить, что загруженность учителей в настоящее время огромная, но как раз сетевые сообщества помогают в работе, решая проблемы поиска материалов уроков, новых технологий, методической помощи. На достаточно низком уровне пока стоит ИК-компетентность педагогов, что диктуется возрастом и др. факторами. Безусловно, надо внедрять краткосрочные курсы, решающие проблему ИКТ-грамотности, чтобы у учителей не возникало подобных трудностей в работе. Всего 5% педагогов сказали, что не видят смысла в работе сообществ, что доказывает понимание необходимости их плодотворной деятельности. Следует отметить также, что, несмотря на очень средний уровень владения ИК-технологиями, 72% учителей пользуется материалами сетевых сообществ в работе.

Что дает участие в сетевых сообществах?

Участвуя в педагогических интернет – сообществах, учитель имеет возможность: обучаться и приобретать знания, умения и качества, необходимые современному человеку; получать самую современную информацию по интересующей теме; получать квалифицированные консультации и советы экспертов; иметь доступ к методической базе разработок; общаться с коллегами на различных форумах; публиковать свои материалы; принимать участие в обсуждении опубликованных материалов; участвовать в профессиональных конкурсах.

Если говорить конкретно о своем опыте, хочется отметить, что автор статьи является членом пяти сетевых сообществ с помощью которых были освоены: работа в приложении PhotoStory, создание презентаций на платформе Prezi, обсуждены созданные автором ЭОР, получена квалифицированная помощь по вопросам работы по созданию дистанционных курсов, на уроках активно используются доступные ЦОР из сетевых сообществ, происходит постоянное активное общение с педагогами страны, и.т.д

Конечно, и создателям сетевых сообществ необходимо прислушиваться к критике педагогической общественности и стремиться к использованию более доступного интерфейса сетевых сообществ для активного привлечения педагогов разных возрастных категорий. Важной задачей является также унификация составных элементов сетевых сообществ, что позволило бы без сложностей работать не в одном, а разных сообществах.

Ну и, безусловно, идеальным решением было бы создание единого портала, объединяющего работу большого количества сообществ в единое целое, что позволило бы и объединить в единый банк портфолио педагогов страны и созданные ими ЦОР.

Таким образом, если говорить о едином информационно-образовательном пространстве современного педагога, состоящем из электронного портфолио педагога, связанным с сайтом школы, созданными педагогом дистанционными курсами, электронным журналом, электронными публикациями педагога, нельзя не включить в это пространство сетевые сообщества, в которых педагог не только черпает необходимую информацию, но и принимает активное участие в работе.

Единое информационно-образовательное пространство педагога можно представить с помощью схемы:


Любой квалифицированный педагог, строящий свое информационно-образовательное пространство, должен умело его конструировать, и включение в эту схему сетевых педагогических сообществ необходимое условие для плодотворной работы. Сетевые сообщества - это огромное поле для самореализации каждого. Безусловно, что транслируемый педагогами всей страны опыт является не только замечательной возможностью воспользоваться уже созданными ЭОР, но и повысить свой квалификационный уровень, получить квалифицированную помощь, познакомиться с замечательными практиками педагогов страны. Участие в профессиональных сетевых объединениях позволяет учителям, живущим в разных уголках одной страны и за рубежом общаться друг с другом, решать профессиональные вопросы, реализовать себя и повышать свой профессиональный уровень. Невозможно представить вне сетевых сообществ успешную творческую и образовательную деятельность в современном мире, ввиду глобальности образовательных проектов, охватывающих все новые и новые территории.

На каком бы этапе жизненного и профессионального пути ни находился учитель, он никогда не может считать свое образование завершенным, а свою профессиональную концепцию окончательно сформированной. Участие в работе сетевых педагогических сообществ - это не просто веление времени, а необходимость для плодотворной работы любого учителя-предметника, работающего по внедрению новых образовательных стандартов в учебный процесс.

Читайте также: