Сервисы для проектной деятельности в школе

Обновлено: 06.07.2024

В современной школе много откровенной болтовни о проектной деятельности. И в то же время крайне мало инструментов для их реализации, многие ученические группы работают по наитию, не ведая об алгоритмах проектной и проектно-исследовательской деятельности. Всегда остро стоит вопрос о представлении проектов.

Об этом Дидактор писал, когда изложил подробный анализ замечательной российской платформы Глобаллаб . Безусловно, у данного проекта много достоинств. И одно из больших преимуществ — снятие языковой проблемы. Между тем, хочу познакомить читателей с потрясающей площадкой, которая обладает гораздо бóльшими возможностями.

Цель международной образовательной платформы Go-Lab заключается в содействии использованию инновационных технологий обучения (смешанного, проектного, обучения по запросу, STEM-образования), где особое внимание уделяется лабораториям онлайн (Labs) и прикладным программам для обучения по запросу (Apps).

Используя экосистему Go-Lab , преподаватели могут найти необходимые для них лаборатории и приложения, а также создавать индивидуальные учебные пространства (ILSs).

Go-Lab состоит из платформы совместного использования и поддержки Go-Lab ( Golabz ) и платформы разработки авторских площадок для обучения по запросу и проектной деятельности учащихся: Graasp .

В сотрудничестве с несколькими партнёрами, экспертами и разработчиками онлайн-лабораторий, экосистема Go-Lab имеет самую большую коллекцию лабораторий (виртуальные лаборатории, удалённые лаборатории и хранилища научно-экспериментальных данных).

В системе Go-Lab представлены большой набор образовательных приложений , интерактивных упражнений и более тысячи авторских платформ , созданных преподавателями и экспертами.

Все вспомогательные инструменты под рукой у учителя. Не нужно искать в интернете инструмент для опроса, для совместной деятельности, для создания викторины и пр.

Таким образом, учитель занимается не только организацией проектно-исследовательской деятельности, но и создаёт системное образовательное пространство с учётом уровней обученности своих учащихся, их готовности к самостоятельной поисковой деятельности.

При создании авторской платформы можете воспользоваться не только онлайн переводчиком. Многие приложения имеют русскоязычные версии, как, примеру, интерактивное упражнение о законе Гука, представленное выше.

Это полностью бесплатная платформа, которую может использовать любой преподаватель из любой страны.

Хочу представить вам сравнительную характеристику двух платформ для организации проектной деятельности: Go-Lab и ГлобалЛаб .

Как видим, используя достоинства каждой из платформ, мы можем обеспечить действительно творческую атмосферу при работе над исследовательским проектом, обеспечить себя и учеников богатым цифровым инструментарием для исследования, организации совместной работы и представления проектов.

Использование интернет-сервисов в проектной деятельности.

В век информатизации общества школа должна пользоваться не только традиционными методами обучения, но и активно внедрять в учебную деятельность новые технологии. Такую возможность предоставляет нам сеть Интернет. Использование интернет - ресурсов позволяет ускорить процесс проектирования, так как сокращает время для поисков аналогов изделия, поиска информации о конструкционных материалах, позволяет быстрее проводить маркетинговые исследования, проводить более качественную презентацию изделия.

Москвитин Ю.О. Использование интернет-сервисов в проектной деятельности.

Использование интернет-сервисов

В век информатизации общества школа должна пользоваться не только традиционными методами обучения, но и активно внедрять в учебную деятельность новые технологии. Такую возможность предоставляет нам сеть Интернет. Использование интернет - ресурсов позволяет ускорить процесс проектирования, так как сокращает время для поисков аналогов изделия, поиска информации о конструкционных материалах, позволяет быстрее проводить маркетинговые исследования, проводить более качественную презентацию изделия.

В сети Интернет можно выделить две группы инструментов: коммуникационные и интерактивные.

· Коммуникационные инструменты применяются для записи, хранения и представления коммуникационных данных.

· Интерактивные инструменты применяются для поддержки опосредованного взаимодействия между отдельными пользователями и их группами, где акцент делается на организации совместной работы пользователей. Интерактивные инструменты позволяют взаимодействовать пользователям в режиме реального времени.

Сегодняшний Интернет - это место, где есть всё: фотографии, музыка, видео, тексты и любая другая информация. Доступ в сеть получили все участники образовательного процесса.

Можно выделить этапы включения сервисов Интернет в учебный процесс:

· и спользование информационных ресурсов ;

· п убликация собственных методических разработок ;

· о рганизация профессиональных сетевых сообществ ;

· интеграция сервисов Интернет в учебный процесс.

WEB 1.0 сформировался в 90-е годы и имел главный качественный скачок – переход от простого размещения документов виде файлов к созданию сайтов и баз данных. Центр WEB 1.0 - сайты.

Для учителей можно порекомендовать следующие сервисы, условно относящиеся к Web 1.0.

Словари. На уроках русского языка большое внимание уделяется словарной работе. Используя сервис Словари поисковых систем Yandex и Google, данную работу можно проводить на любом уроке, в том числе информатики.

Предлагаем следующий алгоритм работы со Словарями:

· предоставить ученикам список терминов по изучаемой теме;

· используя сервис Словари, ребята создают текстовый документ, презентацию или Web -страницу (в зависимости от уровня подготовки), раскрывающие значение предложенных понятий.

Этот вид работы можно использовать и как элемент классной работы, и как вариант работы на дом.

Конструкторы сайтов . Конструктор сайтов - это программный комплекс для создания, обновления и ведения электронных изданий в Интернете. Особой популярностью пользуются Конструкторы систем Ucoz, Народ.ру, Google и т.д. В сети представлен широкий спектр Конструкторов сайтов, предлагающих бесплатные хостинги. Учитель может выбрать ресурс, который наиболее полно отвечает его запросам и соответствует техническим характеристикам используемого оборудования.

Для школы данный сервис интересен тем, что и учитель, и ученик могут создавать сайты по различным темам школьного курса. Сервис предоставляет возможность организации индивидуальной работы и совместной деятельности учителя и учеников. Совместно созданный сайт – это и информационные ресурсы, систематизированные по определенной тематике, и опубликованные результаты проектно-исследовательской деятельности.

По моему мнению, личный сайт ученика может выступать достойной альтернативой реферату и тетради для выполнения домашних работ, которую невозможно забыть дома.

Данный инструмент удобен для организации и представления результатов исследовательской работы в группах.

Одним из аспектов использования сервиса является возможность участников группы в любой момент времени отследить изменения контента и внести свои. С другой стороны, для получения качественной оценки деятельности каждого участника группы имеется возможность распределить ответственность за заполнение разделов сайта между членами команды.

Форумы . Участие в работе форума это еще один вид учебной деятельности с использованием сети Интернет. Инструмент для создания форума - конструктор сайтов.

Дискуссия, подборка эссе по заданной теме, обсуждение различных документов, виртуальные семинары – вот далеко не полный перечень работ, основой которых может являться форум. Использование данного сервиса позволяет:

· обсуждать с учащимися достаточно большой круг тем одновременно;

· оптимизировать работу в классе, перенося обсуждение тем за пределы урока с последующим подведением итогов;

· использовать опережающий метод изучения новых тем.

Сервисы Web 2.0 значительно расширили спектр работ, используемых учителем на уроке и во внеурочной деятельности. Они являются интерактивными онлайновыми инструментами создания пользователями единого информационного пространства, состоящего из множества информационных единиц, сети документов, которые распределены по различным сайтам и сервисам, и средствами сети Интернет, которые позволяют бесплатно хранить, классифицировать, обмениваться цифровыми фотографиями, аудио- и видеозаписями, текстовыми файлами, презентациями, а также организовывать обсуждение ресурсов.

Фотосервисы. В своей работе учитель может использовать сервисы Яндекс.Фотки и Google.Panoramio. Яндекс.Фотки интересны тем, что позволяют создавать фотоальбомы по определенной тематике, а пользователи могут комментировать фотографии. Это отличная возможность развивать творческий потенциал ученика через следующие виды работ: конкурсы, виртуальные экскурсии, выставки работ, оформление web-альбомов.

Библиотека . Сервис Google.Books позволяет учителю рекомендовать учащимся произведения, собранные в электронном варианте, обсуждать их совместно с учениками, организовывать дискуссию. Учащиеся получают возможность собирать собственные коллекции книг, знакомиться как современными, так и с классическими произведениями, обмениваться мнениями с одноклассниками.

Закладки. С помощью закладок на БобрДобр можно хранить закладки (избранное) в Интернете, создавать, делиться и обмениваться закладками и тегами с друзьями и знакомыми, сохранять найденную информацию на удаленном сайте по темам. Социальные закладки позволяют учителю сформировать единое информационное пространство для своих учащихся по определенной теме и организовать аналитическую деятельность, основанную на подобранных информационных ресурсах. Для старшеклассников возможен и такой вариант: совместный с учениками подбор контента, его классификация и обсуждение.

Социальные геосервисы . Социальные геосервисы – сервисы сети Интернет, которые позволяют находить, отмечать, комментировать, снабжать фотографиями различные объекты в любом месте на изображении Земного шара с достаточно высокой точностью, используются реальные данные, полученные с помощью околоземных спутников.

Совместные документы . Google.Документы представляют собой онлайновые инструменты, с помощью которых пользователи могут сами создавать контент веб-страниц. Организация совместного создания и редактирования документа – это именно те возможности сервиса, позволяющие активизировать деятельность каждого ученика на уроке. Результат работы с единым Web-документом - создание информационного пространства урока.

Компьютерная сеть (Интернет), сеть документов (Всемирная Паутина) и программное обеспечение (социальные сервисы) связывают между собой не только компьютеры и документы, но и людей, которые пользуются этими компьютерами, документами и сервисами. Новые формы деятельности связаны как с поиском в сети информации, так и с созданием и редактированием собственных цифровых объектов.

Перед образованием стоят задачи формирования личности, конкурентоспособной и успешной в электронной информационной среде. Педагогическая практика может использовать уникальные характеристики социальных сервисов. Среда информационных приложений открывает принципиально новые возможности для организации учебного процесса.


В статье рассматриваются преимущества группового использования Интернета при обучении, принципы организации дистанционного обучения и функции общения при дистанционном обучении. Приведены примеры проявления функций общения в разных видах информационного взаимодействия участников дистанционно организованного образовательного процесса. Указывается на важность формирующего оценивания при таком обучении. Рассмотрен пример организации проектной деятельности учащихся по физике с помощью дистанционных технологий.

Ключевые слова: интернет-ресурсы, проектная деятельность, проект, электронные ресурсы образовательного назначения, организация учебного процесса, процесс обучения

Преимущества, предоставляемые Интернетом в организации совместной работы, предопределены самой его природой. Как известно, он создавался как среда, специально предназначенная для коллективной работы над текстовыми документами людьми, территориально удаленными друг от друга. Дальнейшее развитие интернет-технологий предоставило возможности совместного использования и редактирования не только текстовых материалов, но и графики, аудио- и видеоматериалов. Совместная деятельность в Интернете позволяет современным обучающимся не просто включаться в единый контекст обучения, но и создает возможности для взаимодействия друг с другом и с преподавателем [1].

Можно выделить несколько преимуществ в групповом использовании Интернета обучающимися:

‒ Интернет избавляет от необходимости проводить сеансы обучения синхронно с удаленным обучающим центром (группа обучающихся может взаимодействовать независимо от режима работы образовательного учреждения, осуществляющего обучение);

‒ Интернет позволяет осуществить выравнивание прав участников коллективного обучения вне зависимости от их статуса, что ведет к повышению активности обучающихся;

‒ Интернет предоставляет возможность преподавателю оперативно реагировать на нужды обучающихся непосредственно во время проведения учебы, не мешая остальным участникам процесса обучения;

‒ групповые проекты в обучении позволяют уделить большее внимание индивидуальным особенностям обучающихся и их особым интересам;

‒ Интернет способствует развитию навыков коллективной работы, предоставляя доступ к ресурсам в режиме реального времени (взаимопомощь и эффективный обмен идеями позволяют членам группы лучше представить весь возможный набор исследовательских альтернатив и после коллективного обсуждения реализовать лучшую из них);

‒ Интернет предоставляет возможность задавать вопросы и получать ответы в режиме реального времени с высокой степенью интерактивности, делает особенно эффективным проведение форумов.

Дистанционное взаимодействие учителя и учащихся включает совместную деятельность, общение и взаимные возможности. Совместная деятельность, в свою очередь, связана с развитием умения коллективной работы. Практика показывает, что эффективность использования дистанционных технологий, в том числе и при организации проектной деятельности учащихся, во многом зависит от организации процесса общения [3, с. 73]. Эта организация должна опираться на следующие принципы: 1) общение имеет цель; 2) общение непрерывно и относительно; 3) общение имеет культурные границы; 4) общение имеет этический аспект. Функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, функция понимания, мотивационная, функция установления отношений и функцию оказания влияния. Эти функции проявляются в зависимости от цели общения. Приведем примеры информационного взаимодействия на основе информационно-коммуникационных технологий, указав в скобках реализованные при этом функции общения:

‒ объявления преподавателя (мотивационная и побудительная функции, функция оказания влияния);

‒ информационная колонка преподавателя (функции понимания и установления отношений);

‒ форум (мотивационная и информационная функции, функции понимания, установления отношений, оказания влияния);

‒ обсуждения в парах (мотивационная и контактная функции, функции установления отношений и понимания);

‒ чат (контактная и побудительная функции, функция понимания).

Укажем также факторы, влияющие на эффективность дистанционного общения [3, с. 75]. Факторы, способствующие общению: стремление к общению, познавательной самостоятельности; психологический настрой на взаимодействие; стремление к творческой деятельности; стремление к признанию коллективом. Препятствующие факторы: отрицательный учебный опыт; инерция сложившегося подхода к обучению; стремление к безопасности (страх от возможных ошибок); социально-демографические факторы. Можно выделить следующие проблемы, которые возникают при обучении через Интернет из-за недостатка коммуникативной деятельности участников образовательного процесса [2, с. 136]:

‒ отсутствие межличностных контактов;

‒ падение интереса к обучению;

‒ невозможность организации коллективной работы;

‒ отсутствие эффективного контроля за усвоением содержания обучения.

Управлять коммуникативной деятельностью учащихся необходимо не только для того, чтобы решить эти проблемы, но и для осуществления следующих функций преподавателя: обучение способам и особенностям преимущественно визуального представления содержания обучения, как основного средства вербальной коммуникации в сети Интернет; обучение преодолению инфокоммуникационных барьеров в личном общении; обучение этикету интернет-коммуникации.

При поддержке и сопровождении самостоятельной деятельности учащихся важным элементом системы дистанционного обучения является наличие возможности оценивания ими собственного развития. Такое оценивание называют формирующим. Оно является процессом, продолжающимся в ходе всей самостоятельной работы. Целями формирующего оценивания могут быть поощрение саморегуляции и сотрудничества, осуществление мониторинга развития учащегося, проверка понимания и поощрения метапознания [3, с. 75–76].

Проектной деятельностью школьников называется форма учебно-познавательной активности школьников, которая заключается в мотивированном достижении сознательно поставленной цели по созданию проекта. Она обеспечивает единство и преемственность различных сторон процесса обучения и является средством развития личности обучающегося [4, с. 18]. В этой статье мы опишем методику организации проекта, которая может быть применена в практике дистанционного обучения. Этот исследовательский среднесрочный проект (продолжительность выполнения не более месяца) может выполняться учащимися индивидуально, в паре или в малой группе. Он предусматривает применение полученных знаний, данных наблюдений и физических опытов в создании продукта и его защиты в процессе презентации и дискуссии. Для информационной поддержки созданы сайт учителя (рис. 1) и блог учителя (рис. 2).


Проект направлен на изучение учащимися современной технологии экспериментального компьютерного исследования, которая предполагает автоматизацию процесса измерения, соединение компьютера с датчиками физических величин и программирование измерительной системы. В ходе выполнения проекта учащиеся должны выполнить 4 составных задания (они состоят из более простых заданий), на выполнение каждого составного задания отводится 1 неделя. Подробное описание этих заданий представлено на сайте учителя (рис. 1). Кратко их можно сформулировать следующим образом.


Задание 1. Составить план работы на каждый день. Изучить литературу и интернет-источники по тематике исследования.

Задание 2. Изучить свою экспериментальную установку. Провести измерения и задокументировать их результаты. Изучить необходимую физическую теорию.

Задание 3. Провести анализ измерений. Оформить их результаты в виде научно-исследовательской статьи.

Задание 4. Подготовить доклад на школьную конференцию по результатам своих исследований, сопроводив его презентацией.

Для выявления интереса и опыта учащихся была создана стартовая презентация учителя (рис. 3), в процессе демонстрации которой, учитель оценивает знания учащихся, связанные с предметом предстоящего учебного исследования. После презентации проводится тестирование, задача которого уточнить некоторые моменты, возможно не зафиксированные во время презентации.


Сначала участники проекта составляют план работы в виде двух таблиц. Одна из них предназначена для составления индивидуального плана учащегося, другая — для плана работы учащихся в составе группы (ученики могут использовать предложенный шаблон или составить полностью свою таблицу). В ходе выполнения проекта ученики заполняют проверочные листы. Эта часть формирующего оценивания выполняет такую задачу, как формирование самооценки и критического мышления. Предусмотрены два варианта таких листов: первый — для оценки индивидуальных действий (если проект проводится без создания самостоятельных групп учащихся, но, тем не менее, общие обсуждения проводятся, например, в классе), второй  для оценки действий в составе группы (оценивают ученики).


Рис. 4. Пример вики-статьи учащегося

Для оценки вики-статьи учащегося (рис. 4) и презентации доклада учащегося, который готовится к школьной конференции, составлены сводные таблицы с указанием критериев оценивания работ учащихся и их количественной оценкой. Предусмотрено также оценивание задания по проведению учащимися измерений физических величин и оценивание выполнения учащимися всех составных заданий проекта (оценивает учитель).

После завершения проекта проводится анкетирование. Рефлексивная анкета составлена с целью выявления степени удовлетворенности учащихся результатами проекта и определением слабых и сильных мест методики его проведения (оценивают учитель и ученики).


На страницах заданий предусмотрено место для комментариев участников проекта, тем самым обеспечивается интерактивность, дающая возможность общаться учащимся друг с другом и учителем. После выполнения заданий осуществляется контроль, который чаще всего представляет собой небольшой тест, время его выполнения ограничено временными рамками проекта.



Учебные проекты связаны с решением задач обучения. Иногда они выполняются в рамках учебных планов, а иногда и за их пределами. В них с желанием участвуют учащиеся, которым интересна та или иная учебная дисциплина. Они хотят глубже разобраться в изучаемых на занятиях в школе вопросах. Как известно, учебный проект — это работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение заранее запланированного результата в виде материального объекта или интеллектуального продукта. Результатами нашего учебного проекта являются изготовленные учащимися приборы, созданные ими компьютерные презентации, написанные ими статьи и доклады, представленные на конференции.


Рис. 8. Документы, размещенные на страницах сайта

Проекты помогают учащимся самоопределиться, выяснить, какая область знаний им наиболее интересна. Выполняя проект, школьник учится определять потребности окружающих и выяснять, что он может сделать такого, что будет полезно. Работать в области своих интересов (и при этом удовлетворять потребности других людей) является важной компетенцией, которая обеспечивает успех любой профессиональной деятельности. Проекты выполняются на добровольной основе, и это приучает школьников к самостоятельному проявлению инициативы, умению доводить дело до логического завершения.

Реализация проекта с использованием сети Интернет позволяет формировать умение общаться с помощью современных технологий, демонстрировать, что такое общение может происходить в режиме реального времени и в отложенном режиме. Такой проект знакомит учащихся с различными видами информации и способами ее извлечения, передачи, представления и хранения.


Рис. 9. Ссылки на полезные интернет-ресурсы

Основные термины (генерируются автоматически): функция понимания, учебный проект, учащийся, Интернет, коллективная работа, дистанционное обучение, описание заданий, функция установления отношений, функция общения, формирующее оценивание, страница сайта, совместная деятельность, сайт учителя, реальное время, проект, общение, обучение.

Ключевые слова

Похожие статьи

Актуальность дистанционного образования | Статья в журнале.

Процесс дистанционного обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т. е. во взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область.

Содержание и виды групповой учебной деятельности студентов

- совместное планирование деятельности, разделение функций, обязанностей; - наличие особых отношений взаимного сотрудничества (объединение усилий, общение, взаимопомощь, взаимообучение); - установление отношений взаимной ответственности.

Проектная деятельность учащихся с использованием ИКТ

– совместная работа учащихся с использованием компьютера

Критерии оценивания проекта будут ориентиром для учащихся в требованиях и стандартах выполнения исследования.

Коммуникативно-интерактивный метод обучения

Тем самым развивается познавательная и коммуникативная функция общения. Коммуникативно-интерактивный метод обучения впервые выдвинул положение о том, что общению следует обучать только через общение.

Использование социальных сетей в образовательном процессе

дистанционное обучение, непрерывное образование, смешанное обучение, социальная сеть, онлайн-образование.

В первую очередь, создание сайта это очень кропотливая работа, занимающая много свободного времени.

К вопросу об использовании технологий Web 2.0 в обучении.

Обучение устной речи на уроках иностранного языка. иностранный язык, учащийся, учитель, иноязычная речь, общение, учебный материал, устная речь, общение учителя, общение учащихся, задание.

Трудности использования проектной деятельности в обучении

Библиографическое описание

проект, начальная школа, проектная деятельность, ребенок, учитель, учебный проект, проектно-исследовательская деятельность, последний этап, исследовательская работа, решение.

Оценка целесообразности использования дистанционного.

студент, смешанное обучение, учащийся, учебный процесс, иностранный язык, дистанционное обучение, группа, образовательный процесс, творческое задание, время.

Возможности сетевого взаимодействия в организации проектной.

Интернет-обучение, являясь доступной формой организации учебной и внеурочной деятельности, в настоящее время не является достаточно популярным.

Задачи проекта: − стимулирование инициативы и творчества учащихся

Информация для современного общества становится все более значимым фактором: на знаниях базируется развитие и прогресс. Мы как педагоги понимаем, что задача школы сейчас – дать ребенку максимальный уровень развития, создать такие условия, в которых он будет идти в ногу с современным миром.


Татьяна Жукова

Проектная деятельность отлично вписывается в современный формат, а если внести в нее сетевую активность – то эффект от таких образовательных методов существенно возрастает. Именно сетевая проектная деятельность (телекоммуникационная) является тем звеном, которое поможет соединить онлайн и офлайн на уроках и проектах.

Что такое сетевой (телекоммуникационный) проект? Под сетевым проектом мы понимаем такую организацию деятельности, при которой дети удаленно работают над общей проблемой, темой, целью. Для организации сетевого проекта необходимо продумать всю механику процесса.

Первый и очень важный этап – это организация площадки проекта, то есть места, где организаторы собирают команды и проводят главные сетевые активности. Здесь участники размещают свои визитные карточки, получают задания. Второй этап – это удобная коммуникация участников проекта. Важно иметь возможность двусторонней связи с координаторами, организаторами проекта и участниками команд.

Участие в таком проекте важно не только для детей, которые развивают способность учиться самостоятельно, развивать необходимые для жизни в современном обществе soft skills. Оно дает возможность и учителям повысить собственную ИКТ-компетентность через участие в сетевой деятельности, освоить новые современные формы работы, управлять проблемно-поисковой, проектной и исследовательской деятельностью учащихся.

Татьяна Жукова, почетный работник образования и просвещения РФ, учитель начальных классов школы № 13 города Обнинска, методист центра Смешанного обучения, Амбассадор цифрового образования.

Читайте также: