Семья как особый субъект права социального обеспечения кратко

Обновлено: 04.07.2024

Субъекты общественных отношений, регулируемых правом социального обеспечения

Субъектом правоотношения по социальному обеспечению является его участник, обладающий субъективными правами и обязанностями согласно законодательству о социальном обеспечении.

Чтобы стать субъектом правоотношения по социальному обеспечению, гражданин должен иметь такую предпосылку для этого, как обладание правосубъектностью, состоящей из (иное толкование правосубъектности в соответствии с ТГП):

  1. правоспособности (признаваемая законом способность иметь права и обязанности по социальному обеспечению);
  2. дееспособности (признаваемая законом способность осуществлять указанные права и обязанности);
  3. деликтоспособности (способность нести ответственность за правонарушения в области социального обеспечения).

Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение, но его правомочие на определенный вид обеспечения возникает лишь с наступлением основного юридического факта по данному виду обеспечения (инвалидность, временная нетрудоспособность и т. д.). Поэтому правосубъектность гражданина в социальном обеспечении на протяжении его жизни различная , а не раз и навсегда установленная. Общей правосубъектностью обладают все граждане от рождения до их смерти только по такому виду социального обеспечения, как медицинское обслуживание и лечение, так как любой гражданин с рождения и до смерти может нуждаться в медицинской помощи, и она ему должна оказываться медицинскими учреждениями.

По остальным видам социального обеспечения правосубъектность гражданина возникает одновременно с возникновением его права на данный вид обеспечения, так как то и другое зависят от появления единого юридического факта для этого (инвалидность, смерть кормильца и т. д.).

Таким образом, начало возникновения правосубъектности граждан в области социального обеспечения надо различать по видам обеспечения. Гражданин может иметь одновременно несколько видов основных правоотношений по социальному обеспечению , например, быть субъектом пенсионного правоотношения по пенсии по инвалидности, субъектом правоотношения по пособию по временной нетрудоспособности и субъектом правоотношения по санаторно-курортному лечению. Но это не значит, что он имеет общую правосубъектность на все имеющиеся виды социального обеспечения. Она возникает по каждому виду обеспечения лишь с возникновением одновременно его права на этот вид обеспечения и оканчивается вместе с окончанием этого права.

Абсолютное большинство граждан — субъектов правоотношений по социальному обеспечению — это нетрудоспособные, инвалиды, престарелые, дети, а теперь еще и безработные, беженцы, вынужденные переселенцы.

Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на территории России, по социальному обеспечению имеют те же права, что и граждане РФ, на основании или закона, или соответствующего международного договора. Так, иностранец, работающий на российском производстве, имеет право наряду с другими работниками на пособия, на пенсию и услуги при наступлении у него права на эти виды обеспечения и может быть субъектом соответствующих правоотношений по их получению.

Субъекты права социального обеспечения — это участники (субъекты) правоотношений по социальному обеспечению, имеющие социально-обеспечительную правосубъектность на данный вид обеспечения.

Поскольку все эти правоотношения являются двусторонними, то каждое из них имеет субъектом с одной стороны — гражданина, а по некоторым видам — семью. Так, в правоотношении по пенсии в случае потери кормильца, по пособиям на детей до 16-летнего возраста субъектом выступает семья. В правоотношении по пособию на погребение субъектом, правомочным его получить, выступает родственник умершего или организация, взявшие на себя расходы на погребение.

Вторым субъектом каждого социально-обеспечительного правоотношения является орган, обязанный назначить и предоставить данный вид обеспечения. Правосубъектность этого органа определяется и ограничивается теми целями и задачами в социальном обеспечении, ради которых он создан.

Так, у комиссии по назначению пенсий правосубъектность ограничивается процедурным правоотношением: установлением юридических фактов, составов их для права на пенсию и назначением ее. Выплата же назначенной пенсии производится по основному пенсионному правоотношению органом социальной защиты населения.

Для различных видов социального обеспечения органами, их осуществляющими, могут быть:

  1. государственные, муниципальные (или иные) органы социальной защиты населения;
  2. органы службы занятости (по пособиям по безработице);
  3. органы здравоохранения (по медицинской помощи, лечению);
  4. органы образования, в ведении которых находятся детские учреждения;
  5. органы министерств и ведомств (обороны, внутренних дел, ФСБ);
  6. исполнительные органы муниципальной власти (по социальным услугам главным образом);
  7. органы профсоюзов (по путевкам для санаторно-курортного лечения, диетического питания) и работодатели — конкретные предприятия, организации (по оказанию работникам, их семьям дополнительной помощи, обеспечения в соответствии главным образом с коллективным договором).

В процедурных правоотношениях по установлению определенных юридических фактов вторым субъектом являются медико-социальная экспертная комиссия (МСЭК), устанавливающая факт инвалидности, ее причины и время наступления, а также суд, устанавливающий факты безвестного отсутствия и смерти безвестно отсутствующего.

Момент возникновения у второго субъекта (органа) его правосубъектности в сфере социального обеспечения определяется нормативным актом о его создании и компетенции (его уставом, положением о нем и т. д.), охватывающим его права и обязанности по социальному обеспечению.

Все вторые субъекты правоотношений по социальному обеспечению являются органами правоприменительными, в то время как в процессуальных правоотношениях по рассмотрению споров о социальном обеспечении они являются юрисдикционными правоохранительными, правовосстановительными органами.

Объекты правоотношений по социальному обеспечению

Объектом правоотношения по социальному обеспечению является конкретное социальное благо (вид обеспечения), по поводу которого установлена данная юридическая связь субъектов. В разных видах правоотношений разные объекты. Объект правоотношения отвечает на вопрос, что является предметом данной юридической связи его субъектов, т.е. получения какого-либо блага.

В процедурных правоотношениях по назначению пенсий, пособий, компенсаций услуг объектом является установление права на данный вид обеспечения и назначение его или установление определенного юридического факта (МСЭК устанавливает факт инвалидности).

В основных материальных правоотношениях объектом будет реализация прав на данный вид обеспечени я, т.е. получение его деньгами или в натуральном виде.

В процессуальных правоотношениях объектом является оспариваемое гражданином конкретное его право на социальное обеспечение .
Все объекты указанных правоотношений служат поводом для гражданина установить эти правоотношения, они же определяют и действия, поведение субъектов в данном правоотношении.

Для каждого конкретного вида правоотношения по социальному обеспечению существует свой специальный объект, по поводу которого возникла эта юридическая связь субъектов. Поэтому, раскрывая конкретный вид правоотношения по социальному обеспечению, надо указывать не только его субъектов, их права и обязанности (содержание правоотношения), но в первую очередь его объект как один из существенных элементов правоотношения. При этом следует ориентироваться по названию правоотношения, поскольку в нем уже присутствует его объект. Так, в пенсионном правоотношении по старости объектом является пенсия по старости, в пенсионном правоотношении по инвалидности объектом является пенсия по инвалидности, ее получение. В процедурных же по ним правоотношениях объектом будет назначение пенсии по старости или по инвалидности. Конкретный объект присутствует в названиях не только основных материальных правоотношений, но и процедурных и процессуальных правоотношений. Например, названия процедурных правоотношений — по назначению пенсий по старости, по инвалидности, пособия по временной нетрудоспособности, пособия на детей, по предоставлению услуг дома престарелых или инвалидов, пособий по безработице, компенсаций беженцам — уже указывают на соответствующий объект процедурного правоотношения. Также и по процессуальным правоотношениям по спору о размере пенсии по старости или спору о назначении социальной пенсии и т.д.

Следует уяснить, что поскольку в правоотношениях по социальному обеспечению реализуется само право на тот или иной конкретный вид обеспечения, для чего и возникают данные правоотношения, то и их объектом является обеспечение реализации данного права, т.е. назначение и получение данной пенсии, пособия, компенсации или услуги соответственно.

Именно на это и направлено все содержание конкретного правоотношения т.е. субъективные права и обязанности его субъектов.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений по социальному обеспечению являются установленные законом юридические факты и их составы (т.е. их комплекс).

Юридические факты в социальном обеспечении — это конкретные жизненные факты, обстоятельства, закрепленные в законодательстве о социальном обеспечении как имеющие определенное правовое последствие для социального обеспечения по различным видам обеспечения.

С юридическими фактами связано и само возникновение права на определенный вид и размер (объем) обеспечения, а также возникновение и движение правоотношения о реализации этого права.

Большинство юридических фактов в социальном обеспечении — это факты-события (инвалидность, нетрудоспособность, смерть и т.п.). Но в процедурных и процессуальных правоотношениях по социальному обеспечению значение имеют и факты — действия субъектов этих правоотношений по назначению пенсий, пособий, компенсаций, услуг и соответственно процессуальные действия по разрешению споров.

Еще в начале 60 -х годов был поднят вопрос о том, является ли семья субъектом права. Указывалось, что семья является определенным коллективом, но не признается единым субъектом, ни в одной из отраслей права[53]. Практически сразу было высказано и противоположное мнение[54], которое представляется на наш взгляд более верным. Доказательством этому могут служить следующие два аргумента.

Существует также точка зрения, согласно которой в признании субъектом права семье отказано, однако в настоящий момент эта проблема вновь приобрела особую актуальность[57]. А вопрос о предоставлении семье самой широкой охраны и помощи именно в настоящий момент становится особо значимым и работа над ним является одним из приоритетных направлений в законодательной деятельности государства.

В настоящее время все более проявляющееся воздействие на семью также будет закрепляться посредством прав и обязанностей, предоставленных семье в целом. Вопрос о семье был достаточно подробно исследован в специальной литературе советского периода, однако принятие в настоящее время целого ряда нормативных актов позволяет углублять изучение особенностей этого субъекта.

Соответственно в случае выполнения этих действий, направленных на получение указанной помощи, можем сделать вывод о единстве волеизъявления нескольких членов семьи.

Таким образом, единая консолидированная воля семьи как необходимый признак субъекта права (речь не идет о физическом лице) присутствует.

Субъект права должен обладать определенными качествами, к числу которых относятся следующие: внешняя обособленность, персонификация (выступление вовне в виде отдельного лица - персоны), способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.

Пример с предоставлением необходимых документов демонстрирует нам способность семьи выработать и выразить общую волю. В отношениях с государственными органами обычно вступает один из членов семьи, представляющий ее интересы в целом (получение какого-либо вида социального обеспечения)[59].

Нахождение в одной квартире или доме не означает фактического совместного проживания.

В теории права под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Учитывая нормы указанного Федерального закона и других нормативных правовых актов, где предусмотрено право семьи на получение какого-либо вида социального обеспечения, можно сделать вывод о признании семьи субъектом права.

Семья обладает право- и дееспособностью, которые, как и у юридического лица (в этом сходство семьи и юридического лица) едины и возникают одновременно[60]. В данном случае речь идет о видовой, специфичной именно для права социального обеспечения праводееспособности. Можно вполне обоснованно сделать вывод о том, что в праве социального обеспечения есть особый субъект - семья. С.С. Алексеев подразделяет всех субъектов права на три основные группы: общественные образования, индивидуальные и коллективные субъекты.

Семья – это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Представляется, что помимо родства или свойства необходимо указать на возможность такой связи как супружество. Юридическое значение брака определяется тем, что он является союзом супругов, создавших семью. Кроме того, из двух указанных характеристик, только факт совместного проживания будет иметь значение. Нельзя согласиться с тем, что ведение совместного хозяйства должно входить в качественные признаки, характеризующие семью. Разумеется, во втором случае не может идти речи о ведении совместного хозяйствования. Тем не менее, эту группу лиц также следует признать семьей, а не одиноко проживающим гражданином с ребенком. Поскольку у гражданина может быть не один ребенок, а несколько. И тогда никак невозможно говорить о том, что здесь нет семьи, пусть неполной, по сложившейся терминологии, но семьи.

Несовершеннолетняя мать с ребенком будет семьей и имеет право на получение ежемесячного пособия на ребенка, в случае если она имеет доход, ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

Можно только утверждать, что в составе семьи должно быть не менее двух человек.

Во многих случаях, однако, законодатель не указывает, кто именно является членом семьи. Таких нормативных правовых актов большинство. Ранее в период дореформенной России проблем с предоставлением каких-либо видов социального обеспечения не возникало. Работодателем в большинстве случаев выступало государство. Оно предусматривало случаи и виды социального обеспечения, оно же за свой счет их предоставляло. В настоящее время многие работодатели отказывают своим работникам предоставлять алиментирование, закрепленное законами.

Нельзя не заметить при осуществлении практической деятельности и при теоретическом анализе норм, что законодательство в сфере социального обеспечения значительно отстает от реалий современности.

Еще в начале 60 -х годов был поднят вопрос о том, является ли семья субъектом права. Указывалось, что семья является определенным коллективом, но не признается единым субъектом, ни в одной из отраслей права[53]. Практически сразу было высказано и противоположное мнение[54], которое представляется на наш взгляд более верным. Доказательством этому могут служить следующие два аргумента.

Существует также точка зрения, согласно которой в признании субъектом права семье отказано, однако в настоящий момент эта проблема вновь приобрела особую актуальность[57]. А вопрос о предоставлении семье самой широкой охраны и помощи именно в настоящий момент становится особо значимым и работа над ним является одним из приоритетных направлений в законодательной деятельности государства.

В настоящее время все более проявляющееся воздействие на семью также будет закрепляться посредством прав и обязанностей, предоставленных семье в целом. Вопрос о семье был достаточно подробно исследован в специальной литературе советского периода, однако принятие в настоящее время целого ряда нормативных актов позволяет углублять изучение особенностей этого субъекта.

Соответственно в случае выполнения этих действий, направленных на получение указанной помощи, можем сделать вывод о единстве волеизъявления нескольких членов семьи.

Таким образом, единая консолидированная воля семьи как необходимый признак субъекта права (речь не идет о физическом лице) присутствует.

Субъект права должен обладать определенными качествами, к числу которых относятся следующие: внешняя обособленность, персонификация (выступление вовне в виде отдельного лица - персоны), способность вырабатывать, выражать и осуществлять персонифицированную волю.

Пример с предоставлением необходимых документов демонстрирует нам способность семьи выработать и выразить общую волю. В отношениях с государственными органами обычно вступает один из членов семьи, представляющий ее интересы в целом (получение какого-либо вида социального обеспечения)[59].

Нахождение в одной квартире или доме не означает фактического совместного проживания.

В теории права под субъектом права понимаются лицо или организация, за которыми государство признает способность быть носителями субъективных прав и юридических обязанностей. Учитывая нормы указанного Федерального закона и других нормативных правовых актов, где предусмотрено право семьи на получение какого-либо вида социального обеспечения, можно сделать вывод о признании семьи субъектом права.

Семья обладает право- и дееспособностью, которые, как и у юридического лица (в этом сходство семьи и юридического лица) едины и возникают одновременно[60]. В данном случае речь идет о видовой, специфичной именно для права социального обеспечения праводееспособности. Можно вполне обоснованно сделать вывод о том, что в праве социального обеспечения есть особый субъект - семья. С.С. Алексеев подразделяет всех субъектов права на три основные группы: общественные образования, индивидуальные и коллективные субъекты.

Семья – это лица, связанные родством и (или) свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство. Представляется, что помимо родства или свойства необходимо указать на возможность такой связи как супружество. Юридическое значение брака определяется тем, что он является союзом супругов, создавших семью. Кроме того, из двух указанных характеристик, только факт совместного проживания будет иметь значение. Нельзя согласиться с тем, что ведение совместного хозяйства должно входить в качественные признаки, характеризующие семью. Разумеется, во втором случае не может идти речи о ведении совместного хозяйствования. Тем не менее, эту группу лиц также следует признать семьей, а не одиноко проживающим гражданином с ребенком. Поскольку у гражданина может быть не один ребенок, а несколько. И тогда никак невозможно говорить о том, что здесь нет семьи, пусть неполной, по сложившейся терминологии, но семьи.

Несовершеннолетняя мать с ребенком будет семьей и имеет право на получение ежемесячного пособия на ребенка, в случае если она имеет доход, ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ.

Можно только утверждать, что в составе семьи должно быть не менее двух человек.

Во многих случаях, однако, законодатель не указывает, кто именно является членом семьи. Таких нормативных правовых актов большинство. Ранее в период дореформенной России проблем с предоставлением каких-либо видов социального обеспечения не возникало. Работодателем в большинстве случаев выступало государство. Оно предусматривало случаи и виды социального обеспечения, оно же за свой счет их предоставляло. В настоящее время многие работодатели отказывают своим работникам предоставлять алиментирование, закрепленное законами.

Нельзя не заметить при осуществлении практической деятельности и при теоретическом анализе норм, что законодательство в сфере социального обеспечения значительно отстает от реалий современности.


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


В статье автор предпринимает попытку определения возможности отнесения семьи к субъекту права социального обеспечения.

Ключевые слова: социальное обеспечение, семья, государственная социальная помощь, субъект правоотношений.

Семья является одним из ранних социальных институтов, который реализует функции по рождению, воспитанию, уходу за детьми. Семейные отношения возникли и были закреплены еще в римском праве. В те времена выделялся институт брака и семьи, закреплялись юридические отношения между супругами, детьми и родителями, опеке и усыновителях. В дореволюционное время, после 1917 года, семейные отношения регулировались гражданским законодательством. И только с принятием Кодекса о браке и семье РСФСР семейное право было выделено в самостоятельную отрасль права.

Субъекты правоотношений — это граждане и организации, которые могут быть участниками правоотношений, носителями субъективных прав и обязанностей. Для правоотношений по социальному обеспечению характерен особый состав субъектов, а также особые взаимоотношения между ними. В качестве одной стороны здесь выступают физические лица. Обязанные субъекты здесь — органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации [1, с. 108].

С развитием видов социального обеспечения, возникла необходимость рассматривать семью — как субъект. Необходимо разработать меры на активацию роли семьи как субъекта семейной политики. Данные меры должны включать в себя систему принципов, организационных, экономических, правовых и информационных мер, направленных на улучшение условий и повышения качества жизни каждой семьи в стране. Семейная политика должна быть направлена как на поддержку отдельных семей, так и на оказание помощи всему институту семьи. Общество нуждается в сильной семейной политики по ряду причин. Во-первых, она является социальным инструментом, сплачивающим общество, и позволяет снижать социальную напряженность в обществе. Субъект права социального обеспечения — это лицо либо группа лиц, реализовавших свою правосубъектность лично или через законных представителей и вступивших в конкретное правоотношение по социальному обеспечению [2, с. 46–47].

Некоторые исследователи семейных правоотношений считают, что поскольку очень сложно определить семью как устойчивое социально-правовое явление (в связи с большим количеством критериев и характеристик), то и на законодательном уровне не стоит давать определение семьи, а рассматривать субъектом семейных правоотношений только членов семьи, но не семью в целом. Семейный кодекс не дает определения семьи, лишь указывает недостаточно четкое перечисление членов семьи. Следовательно, семья как таковая не рассматривается в качестве самостоятельного субъекта права. Во всех имущественных отношениях права и обязанности имеют только отдельные члены семьи [3, с. 62].

Некоторые авторы, такие как Л. В. Сотникова и Ф. О. Дзгоева в правоотношениях по поводу семейных пособий, предлагают более внимательно рассмотреть субъектный состав, исходя из получателей: 1) субъектом выступают непосредственно дети (единовременное пособие при рождении ребенка); 2) субъектом выступает мать, родившая ребенка (пособия по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинские учреждения в ранние сроки беременности); 3) лицо, осуществляющее уход за ребенком, лицо, ухаживающее за больным членом семьи (ежемесячное пособие на период ухода за ребенком до достижения им возраста полутора лет, пособие по временной нетрудоспособности в связи с болезнью члена семьи).

Семья должна получить в качестве коллективного субъекта право на социальное обеспечение, по мнению М. В. Филипповой, при принятии государственной помощи, основой получения которой является достаток семьи в целом, а не отдельных ее членов (такие семьи закон определяет как малоимущие семьи).

Соглашаясь, что субъектом правоотношений, которые происходят по поводу предоставления государственной социальной помощи, выступает малоимущая семья, и является носителем правоспособности, непосредственно указанной в законе, Л. В. Сотникова делает конкретизацию, что семья, как коллектив, не может обладать дееспособностью, поскольку права и обязанности, происходящие из правоотношений по поводу оказания государственной социальной помощи, могут осуществиться только дееспособным представителем семьи (например матерью или отцом).

Подводя итог, можно сделать вывод, что определение субъектов семейных правоотношений во многом схоже с определением субъектов в гражданских правоотношениях, что еще раз подтверждает схожесть гражданских и семейных правоотношений. Законодательное закрепление определения понятия семьи необходимо, оно обусловлено как практической, так и теоретической разумностью, созданием результативного механизма правовой защиты семьи, гарантирующего стабильность и устойчивость института семьи в российском обществе и государстве. В свою очередь это позволит укрепить и популяризовать семейные ценности и традиции.

Основные термины (генерируются автоматически): социальное обеспечение, семья, субъект, субъект правоотношений, государственная социальная помощь, правоотношение, государственная власть, коллективный субъект, местное самоуправление, Российская Федерация.

В России, по данным официальной статистики, 90% граждан проживают в составе семьи. Семья обеспечивает своим членам экономическую, соци¬альную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
Государственная семейная политика является со¬ставной частью социальной политики Российской Федера¬ции и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правово¬го, научного, информационного, пропагандистского и ка¬дрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

семья-как субъект соц. обеспечения(АмГУ)..doc

Работа 40 с., 35 источников.

Социально- обеспечительные правоотношения, субъект социального обеспечения, семья, социальная поддержка, социальная защита, молодая семья, многодетная семья, кормилец, дети с ограниченными возможностями, трудовые пенсии.

В России, по данным официальной статистики, 90% граждан проживают в составе семьи. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

Государственная семейная политика является составной частью социальной политики Российской Федерации и представляет собой целостную систему принципов, оценок и мер организационного, экономического, правового, научного, информационного, пропагандистского и кадрового характера, направленных на улучшение условий и повышение качества жизни семьи.

Целью настоящей работы является изучение аспектов социального обеспечения семей. Предметом данного исследования выступают отношения в области социальной помощи и поддержке семей в РФ.

1 Семья как субъект социально-обеспечительных правоотношений 7

2 Государственная политика и социальная защита семьи в РФ 10

2.1 Государственная политика в отношении молодой семьи 10

2.2 Государственная помощь семьям, имеющим детей 13

2.3 Трудовые пенсии по случаю потери кормильца 19

3 Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении

4 Антикризисные меры социальной поддержки семей в РФ 30

Библиографический список 37

В современном обществе семья является естественной и основной ячейкой, важнейшей социальной ценностью.

Государство исходит из понимания непреходящей ценности семьи для жизни и развития человека; понимания важности семьи в жизни общества, ее роли в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.

В России, по данным официальной статистики, 90% граждан проживают в составе семьи.

Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.

Причины негативных явлений связаны не только с трудностями перехода к рыночной экономике, но и во многом они исходят из упрощенного понимания социальной защищенности как гарантированного минимума материального достатка. В связи с этим необходимо действенное просвещение населения в области предоставляемых социальных услуг.

С переходом на рыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов питания.

Происходящая в последние годы социально-экономическая и политическая трансформация российского государства и общества привела к коренной ломке экономических и социальных структур. В этих условиях особое значение имеют изучение и сохранение такого важнейшего первичного базового института общества, каким является семья.

Целью данного исследования является изучение института общества – семьи как субъекта социального обеспечения.

Исходя из цели, я ставлю перед собой следующие задачи: - рассмотреть семью как субъекта социально-обеспечительных правоотношений;

- направление государственной политики и социальной защиты семьи в РФ;

- ознакомиться с антикризисными мерами социальной поддержки семей в РФ.

Объектом исследования являются отношения в сфере социального обеспечения семей в РФ.

Предметом данного исследования выступают отношения в области социальной помощи и поддержке семей в РФ.

При написании настоящей работы использовался пласт российского законодательства о гарантиях и компенсациях, социальном обеспечении семей в РФ, материалы судебной практики, учебная и научная литература современных и классических авторов, периодические издания, электронные источники.

1 СЕМЬЯ КАК СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНО-ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ

2 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА СЕМЬИ В РФ

2.1 Государственная политика в отношении молодой семьи Концепция государственной политики в отношении молодой семь определяет систему взглядов, исходных положений, принципов, приоритетных направлений, основных понятий и мер в сфере регулирования отношений государства и молодых семей.

Нормативной правовой основой государственной политики в отношении молодой семьи являются документы ООН, в которых имеются прямые и косвенные положения, касающиеся семьи, Конституция Российской Федерации, Семейный Кодекс и иные документы по вопросам семьи, принятые на федеральном уровне 1 .

Молодые семьи составляют значительную часть российских семей. К 2010 году их насчитывалось более 8 миллионов. Следовательно, формирование государственной политики в отношении молодой семьи призвано охватить значительную часть населения страны, развитие которой обусловлено состоянием именно молодых семей. Выделение молодых семей в отдельную категорию позволит детально изучать проблемы жизнедеятельности молодого поколения, будет способствовать более эффективному и адресному решению проблем жизнедеятельности молодой семьи, что призвано улучшить демографическую ситуацию в Российской Федерации. Именно молодежь и молодые семьи являются ведущей силой в реализации практически всех Приоритетных национальных проектов России.

Практика показывает, что семьи создаются в молодые годы (ориентировочно средний возраст вступления в брак – 22,2 лет для женщин и 24,4 лет для мужчин, 70% заключаемых браков – первые). Этот возраст характеризуется становлением мировоззренческих позиций и ценностных ориентаций молодежи, в том числе - ориентаций на устойчивую и благополучную семью, на ответственное родительство и ценности семейной жизни. Утверждение этих позитивных ценностей и установок – задача государственной молодежной семейной политики.

Статистика свидетельствует, что молодая семья менее устойчива (1/3 всех разводов приходится на семьи, существующие менее года, и еще 1/3 – с брачным стажем от года до пяти лет; вероятность развода лиц до 20-летнего возраста в два раза выше и наиболее чревата для семьи, детей, самого института семьи).

Деторождение, а, следовательно, будущее нации в основном связано с молодой семьей (3/4 общего числа детей - у родителей моложе 30 лет). Меры, предусматриваемые государственной политикой в отношении семей в целом, в преобладающем числе ситуаций и в значительном объеме относятся, прежде всего, к молодым семьям. Эти меры ориентированы на решение проблем демографической ситуации в стране, что определяется стратегическим курсом государства, в этой части отраженным в Послании Президента Российской Федерации.

Молодые семьи находятся в более сложном материальном положении, нуждаются в государственной и родительской поддержке, они, как правило, не имеют жилья и не обзавелись домашним хозяйством, обладают повышенными запросами духовного развития. В этой ситуации необходимо обеспечить молодой семье такие условия ее жизнедеятельности, при которых она, опираясь на собственный потенциал, получая стратегическую поддержку со стороны государства и общества, станет способной самостоятельно реализовывать все свои социальные функции и репродуктивные установки. Сочетание первичной государственной поддержки молодых семей с развитием их самостоятельности в решении проблем жизнедеятельности должно стать основой общества будущего. Эта поддержка предусматривает, прежде всего, формирование и реализацию государственной политики в отношении молодой семьи 1 .

Государственная поддержка молодой семьи не выступала в качестве самостоятельного направления социальной политики, в рамках которой учитываются и решаются многие вопросы, связанные с обеспечением жизнедеятельности молодой семьи как субъекта и объекта общественного развития. Следует подчеркнуть, что и сегодня политика в отношении молодой семьи сводится, в основном, к государственным мерам, связанным с социальной защитой материнства и детства, и нормативному регулированию семейно-брачных отношений. Решения, принимаемые на государственном уровне, как правило, адресованы не молодой семье как институту, а отдельным индивидуумам 1 .

На сегодняшний день государственная семейная политика, которая осуществляется в нашей стране, является одним из наиболее активно развивающихся направлений. Она начала формироваться еще в 90-е года, и с тех пор претерпела немало изменений, которые происходили преимущественно по причине активных экономических и социально-политических процессов.

Ключевая цель социального обеспечения, а также его основные принципы направлены на то, чтобы поставить в приоритет весь набор человеческих ценностей, прежде всего, человеческую жизнь. также государство стремится к тому, чтобы в полной мере соответствовать статусу правового государства, которое опирается на весь спектр демократических основ и ценностей.

В Российской Федерации социальная политика, которая реализуется в отношении семей, в особенности семей, которые уже обзавелись детьми, определяется Конституцией Российской Федерации. В ней, а именно в статье 38 указано, что материнство, детство и в целом семья – это те области жизни человека, которые находятся под защитой государство. Посягательство преследуется в соответствии с законом и считается одним из самых страшных нарушений прав и свобод человека.

Социальное обеспечение семей, и в первую очередь тех семей, где уже есть дети, подразделяется на несколько видов. Федеральный закон определяет:

  1. Пособие, которое выплачивается в связи с беременностью и родами;
  2. Единовременное пособие, выплачиваемое женщинам, которые уже встали на учет в различных медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и заявили о своих правах на социальное обеспечение со стороны государства и уполномоченных органов и учреждений;
  3. Единовременное пособие, которое выплачивается при рождении в семье ребенка. Если в семье рождается двое или больше детей, то пособие выплачивается отдельно на каждого ребенка. В случае, если ребенок родился мертвым, то пособие не назначается;
  4. Ежемесячные пособия, которые выплачивают семьям в связи с рождением ребенка.

К тому же, сюда следует отнести такие виды социального обеспечения семей с детьми как: выплата ежемесячных пособий по уходу за ребенком до 3-х лет; единовременная выплата при передаче ребенка на воспитание в новую семью; единовременные пособия, которые выплачиваются женщинам, которые ожидают ребенка, если они являются женами военнослужащих, а также призывников; ежемесячное пособие в случае рождения ребенка в семье военнослужащего, который проходит свою службу по призыву.

Готовые работы на аналогичную тему

Социальное обеспечение семей без детей

Особые условия социального обеспечения и, соответственно, особые условия социальной политики предусматриваются в случае, если семья не имеет детей. При создании семьи, молодые люди всегда сталкиваются с рядом вопросов и проблем, а также противоречий. В целом, сегодня институт семьи претерпевает изменения, находясь в затяжном кризисе. Связано это с обесцениванием брачно-семейных отношений, а также отсутствием стремления со стороны молодых людей создавать семьи по причине довольно нестабильного социально-экономического положения. Люди не хотят заводить семью и рожать детей, так как они не уверены в завтрашнем дне, и не всегда ощущают поддержку со стороны государства в вопросах разрешения противоречий в брачно-семейной сфере.

На сегодняшний день государством принят ряд нормативно-правовых документов и актов, которые направлены на то, чтобы оказывать помощь и всевозможную поддержку незащищенным членам общества. В особой защите и поддержке как раз нуждается молодая российская семья, а также семьи с несколькими детьми или граждане, которые только планируют завести детей, но не имеют представлений о своих правах на социальную поддержку и защиту со стороны государства.

Например, особое место в государственной социальной политике занимают малоимущие семьи. Они признаются таковыми в том случае, если в них доход на одного члена не достигает законодательного установленного минимума. Продление статуса малоимущей семьи возможно ежеквартально, поскольку оно носит периодический характер. Льготы, на которые могут рассчитывать малоимущие, нуждающиеся семьи, заключаются в следующем:

  • Привилегии, предоставляемые в рамках жилищной сферы. Они, прежде всего, касаются коммунальных услуг, так как их стоимость возможно регулировать, если уменьшить специально установленный региональный коэффициент;
  • Льготу в случае, если семья действительно подтверждает свою потребность в жилье или в расширении жилой площади. Данная категория граждан может претендовать на социальное кредитование, а также на то, что ей предоставят привилегии в найме квартиры или отдельного, частного дома;
  • Психологическая и юридическая поддержка семьям, которые оказались в затруднительном положении и нуждаются в поддержке со стороны государства;
  • Малоимущие семьи имеют все права на то, чтобы претендовать на выплаты. Такие выплаты осуществляются в связи с тем, что в семье есть дети, которые обучаются и не достигли при этом совершеннолетий; есть малолетние члены семьи до двух лет; семьи, где есть только один родитель, чья заработная плата ниже законодательно установленного прожиточного минимума. К тому же, семьи имеют право заявить о единоразовой выплате на осуществление экстренного лечения одного из членов общества, или же на похороны.

Таким образом, сегодня семьи имеют право на то, чтобы получать всестороннюю помощь и поддержку со стороны государства. Законодательно установлено, что семьи имеют право на выплаты, пособия и иные дивиденды, которые направлены на покрытие их расходов. Особое положение занимают семьи, которые находятся в малоимущем положении. Еще одной социальной гарантией являются алименты, которые представляют собой материальное и натуральное содержание. Оно, прежде всего, предназначено на то, чтобы обеспечить членов семьи достойным проживанием и питанием, а также удовлетворением основных первичных потребностей.

Читайте также: