Семейный клуб в доу как инновационная форма работы с родителями

Обновлено: 05.07.2024

Краткий комментарий к статье от Фануза Анисовна:

Полезного чтения…

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи.

Эти обязанности родители разделяют с детским учреждением, куда отводят своего малыша. Сложившаяся педагогическая практика убедительно показывает, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания ребенка – самое эффективное средство правильного развития малыша.

- Как привлечь семьи к участию в жизни детского сада?

- Как сделать так, чтобы от этого процесса получали удовольствие и дети, и педагоги, и сами родители?

- Как научиться слушать родителей и помочь им стать партнерами и единомыш­ленниками?

Мы должны стремиться к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в ДОУ комфортно, а также к тому, чтобы родители были уверены в поддержке своих воспитательных действий.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и образовательной организации, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, осознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и создание условий для их разумного удовлетворения.

Родительский клуб – это объединение родителей, созданное для решения практических задач воспитания. Обычно он организуется творческой группой педагогов и родителей. В отличие от родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от тематики встречи и замысла устроителей.

Благодаря клубной форме работы возможно создание атмосферы общности интересов семьи и образовательной организации, оказание практической помощи семье в снятии затруднений в детско-родительских отношениях, формирование партнерских отношений с семьями воспитанников, укрепление авторитета семьи и педагога будут способствовать активизации и обогащению воспитательных умений родителей, сознанию и реализации ими в полном объеме родительских функций, направленных на понимание потребностей ребенка и созданию условий для их разумного удовлетворения.

Нужно приветствовать любые формы включения родителей в жизнь группы. Для этого необходимо

• стараться письменно информировать родителей обо всем, что происходит или будет происходить в группе и в детском саду;

• предоставлять еженедельные и ежемесячные отчеты о дости­жениях ребенка;

• приглашать к обсуждению текущей ситуации в развитии ребен­ка и принятию решения о дальнейших совместных действиях педагогов, специалистов и родителей, способных обеспечить успешное развитие воспитанников.

Есть много способов участия родителей в ежедневной жизни группы. Приведу возможные варианты (на выбор):

• Участие в планировании работы группы. Дети с удовольстви­ем задают вопросы, предлагают интересующие их темы проек­тов, а воспитатели не всегда имеют достаточно нужных узкоспециальных знаний. Помощь родителей может оказаться не просто полезной, но неоценимой.

• Участие в работе кружков или студий. (Родители даже могут быть их руководителями.)

• Приглашение детей группы к себе на работу, домой или на дачу.

• Участие в работе семейной гостиной — помощь в консультировании других родителей или выдаче книг и игрушек.

• Помощь в пополнении фондов детского сада — родители могут принести игрушки и книги, журналы и материалы, которые больше не нужны вашему ребенку и вам.

• Оказание помощи в изготовлении материалов для каждой новой темы проекта — подбор заданий, ксерокопирование карточек.

• Сопровождение детей на прогулках за пределами детского сада.

• Ремонт группового и прогулочного оборудования.

• Работа в родительском комитете группы или детского сада.

• Участие в педагогических советах.

• Подготовка праздников и участие в них.

Важно приветствовать участие родителей в любой форме и в любое разумное время!

Итак, семейный клуб – это новая перспективная форма работы с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

Итак, для налаживания сотрудничества прежде всего сле­дует пересмотреть свои позиции и перейти от профессиональ­ной обязанности вести работу с родителями к желанию сотруд­ничать для блага ребенка, и, значит, отказаться от традицион­ной роли воспитателя в пользу партнерской.

Семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по- своему дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

раиса кузнецова
Семейный клуб — инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения.

Кузнецова Разия Харисовна

Музыкальный руководитель МАДОО детский сад №45

Семейный клуб – инновационная форма взаимодействия с семьями воспитанников в условиях открытости дошкольного учреждения

В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Основное условие ФГОС ДО : взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Современный детский сад всё больше меняется как социальное явление - из некогда закрытой самодостаточной структуры он становится открытым, подверженным существенным переменам. Конечно, наше дошкольное учреждение является единственным в поселке, и у родителей нет возможности выбора. Именно по этой причине родители все чаще задают вопросы себе и педагогам о качестве детсадовской жизни ребенка. И к этому надо быть готовым.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Новизна и оригинальность проекта заключается в том, что признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательного учреждения, а именно – сотрудничества, взаимодействия и доверительности.

Я глубоко убеждена, что, только взаимодействуя с родителями, можно добиться результатов воспитания и обучения детей, подготовки их к школе, причем наше взаимодействие мы рассматриваем как социальное партнерство, что подразумевает равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Все это позволяет нам рассматривать работу с родителями как важное условие успешной педагогической деятельности ДОУ на современном этапе модернизации системы образования. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

Идея проекта – создание в дошкольном учреждении такой формы работы, как семейный клуб, который позволит установить и целенаправленно взаимодействовать специалистам и родителям в рамках социального партнерства в контексте ФГОС ДО.

Тип проекта – долгосрочный, коллективный, практико-ориентированный, открытый.

Участники проекта – администрация, специалисты и педагоги, родители и дети.

Цель – педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством инновационных форм работы с семьями воспитанников.

• Установить отношения сотрудничества, положительную эмоциональную среду общения между субъектами образовательного процесса: дети, родители, специалисты и педагоги дошкольного учреждения.

• Приобщать родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрения наиболее эффективных форм взаимодействия.

• Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Принципы взаимодействия детского сада и семьи :

Целенаправленность деятельности специалистов и родителей с целью оказания положительного влияния на социальное развитие личности воспитанника.

Дифференцированный подход к сотрудничеству с родителями с учетом специфики каждой семьи.

Вариативность содержания форм, методов образования родителей.

Взаимодействие - согласованное установление взаимосвязи семьи и детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно сопровождались соответствующими действиями другого.

Развитие и сотрудничество – включение родителей в развивающее педагогическое пространство как равноправных субъектов.

Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм взаимодействия с родителями.

Деятельность Семейного клуба осуществляется в соответствии с планом работы, который составляется на один учебный год. В плане отражается тематика заседаний; форма организации, сроки, ответственные. Мероприятия планируются с учетом интересов и запросов родителей, по результатам анкетирования. Заседания Семейного клуба проводятся один раз в три месяца.

Занятия в клубе выстроены так, что каждая встреча это тематические занятия с включением музыкально-игровых, или оздоровительных упражнений, выполняемых мамой, папой или бабушкой с ребёнком, элементы тактильно-игрового массажа, пение и игры–имитации, изготовление простейших шумовых инструментов, пальчиковые игры, игры с пением. Составленные таким образом встречи, дают детям яркие художественные впечатления, учат внимательно следить за развёртывающимся сюжетом, побуждает малышей вместе с мамами принять активное участие в действии. Все участники клуба имеют возможность потанцевать, помузицировать на шумовых, музыкальных инструментах, попеть, поиграть в подвижные и пальчиковые игры.

План работы клуба на 2-13-2014 учебный гож

п/п Срок проведения заседания клуба Тема заседания Ответствен

ный Контингент участников

1. ноябрь Здоровьесберегающие технологии

(обучение родителей) Музыкальный руководитель

Кузнецова Р. Х. Родители и дети старшей и подготовительной группы

Игры с палочками – это интересно и полезно

Знакомство с разными видами движений; сочинение танца; совместная работа родителей и детей Музыкальный руководитель

Кузнецова Р. Х. Родители и дети старшей и подготовительной группы

Речевые игры со звучащими жестами, с музыкальными инструментами, с движением Музыкальный руководитель

Кузнецова Р. Х. Родители и дети старшей и подготовительной группы

План работы семейного клуба на 2014 – 2015 учебный год

п\п Срок проведения

заседания клуба Тема заседания Ответственный Контингент участников

1 младшей, 2 младшей + групп

1 младшей, 2 младшей + групп

1 младшей, 2 младшей + групп

План работы семейного клуба на 2015-2016 учебный год

п\п Срок проведения

заседания клуба Тема заседания Ответственный Контингент участников

2. Поиграем с мамой Музыкальный руководитель Родители

2. Гимнастика для глаз

3. профилактика плоскостопия

4. Правильное питание

Воспитатель Родители и дети младших групп

Музыкальный руководитель Все желающие родители

Реализация проекта Семейный клуб предполагает конечный результат, а именно:

- повышение уровня педагогической компетентности родителей в вопросах музыкального развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формирование мотивации родителей к систематическому сотрудничеству со специалистами и педагогами, а также участию не только на праздниках, но и в образовательном процессе;

- установление единства стремлений и взглядов на процесс воспитания и обучения дошкольников между детским садом, семьей.

- открытость и доступность деятельности дошкольного учреждения для родителей и общественности.

- участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Успешность реализации проекта Семейный клуб оцениваться будет по следующим показателям:

• изменение характера вопросов родителей к специалистам, как показатель роста педагогических интересов, знаний о воспитании детей в семье, желание их совершенствовать;

• рост посещаемости родителями мероприятий по педагогическому просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;

• положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Итогом заключительного этапа проекта Семейный клуб будет : создание проектной папки, создание видеофильма

Продуктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Создание и ведение сайта

Продуктивное взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников. Создание и ведение сайта Центральное место в формировании личности ребёнка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастает.

Деловая игра для педагогов дошкольного образования по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников в разрезе ФГОС Деловая игра для педагогов дошкольного образования по проблеме взаимодействия с семьями воспитанников в разрезе ФГОС. Наша деловая игра.

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ

Фотогазета как форма взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по формированию основ ЗОЖ Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Мини-музей в детском саду как форма партнерского взаимодействия с семьями воспитанников Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса – поиск рациональных.

Планирование взаимодействия с семьями воспитанников Счастливый ребенок может вырасти только в счастливой семье. Но сегодня из-за кризиса семьи отсутствует у родителей осознанное отношение.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей. Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически.

Тематические буклеты и памятки-инновационная форма взаимодействия педагогов и родителей

Тематические буклеты и памятки-инновационная форма взаимодействия педагогов и родителей Решая задачу психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, охраны и.

Опыт МДОУ "Детский сад № 19" по взаимодействию с родителями (законными представителями) воспитанников посредством организации Семейных клубов.

Содержимое публикации

Семейный клуб как современная форма взаимодействия ДОО

с родителями (законными представителями) воспитанников.

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, который отвечает новым социальным запросам. Большое внимание уделяется взаимодействию с родителями, которое должно иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОО, способствовать повышению культуры педагогической грамотности семьи.

Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.

Эти задачи по включению семьи как партнера и активного субъекта в образовательную среду дошкольного учреждения и повышению педагогической культуры и компетентности родителей в вопросах воспитания, развития детей эффективно решают Семейные клубы.

Семейные клубы стали неотъемлемой частью воспитания и образования детей в нашем детском саду. Данная форма взаимодействия интересна тем, что тематика заседаний Семейных клубов может варьироваться в зависимости от социального запроса родителей, каждый родитель имеет возможность высказать свое пожелание, предложение или задать вопросы, касающиеся как организации и содержания работы Семейных клубов, так и особенностей воспитания ребенка в семье.

Целью создания Семейных клубов стало формирование в общественном сознании нынешнего поколения молодых родителей и старшего поколения духовной потребности в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.

Семейные клубы призваны

оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по проблемам воспитания и развития ребенка;

повышать педагогическую культуру родителей;

активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях;

выявлять и транслировать положительный семейный опыт по воспитанию и развитию детей дошкольного возраста;

способствовать установлению доверительных отношений между родителями и коллективом детского сада.

В работе Клубов принимают участие различные специалисты ДОО (воспитатели, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, учитель-логопед), а также родители воспитанников, дети. Такие широкие социальные контакты обогащают всех участников, создают положительную эмоциональную атмосферу, как для детей, так и для взрослых.

В организации работы Семейных клубов мы используем разнообразные формы: круглый стол, совместные игры и занятия родителей и детей, обсуждение и распространение семейного опыта.

В нашем учреждении функционируют следующие Семейные клубы:

Цель работы этого клуба – формирование основ здорового образа жизни средствами физической культуры через гармонизацию детско-родительских отношений.

Гармонизация отношений между детьми и родителями на занятиях достигается посредством установления эмоционального контакта взрослого с ребенком, выполнения физических упражнений в паре, общения с помощью слов, жестов и мимики.

Также на занятиях используются следующие средства: гимнастика вдвоем; подвижные игры и игровые упражнения; игровой самомассаж и массаж; музыкально-ритмические упражнения; релаксационные упражнения.

Ценность таких занятий заключается в том, что, являясь личным тренером, помощником, партнером для собственного ребенка взрослый помогает ему освоить физические упражнения.

Родители с удовольствием посещают занятия Клуба, проявляют желание заниматься физкультурой вместе с ребенком.

Проведенный мониторинг среди родителей, посещающих Клуб, показал, что заметно повысилась их заинтересованность по вопросам развития физических и спортивных навыков у детей. По словам родителей, полученные навыки делают их отдых с детьми более активным и разнообразным.

Цель клуба – развитие эмоциональных отношений между родителями и детьми раннего возраста; оказание помощи родителям (законным представителям) в процессе воспитания и развития ребенка.

Педагог-психолог на встречах клуба использует такие технологии, как:

телесно-ориентированные игры и упражнения;

упражнения с дидактическим материалом;

Результат занятий в данном клубе – это снятие у ребенка напряжения, улучшения эмоционального фона, умение управлять своими чувствами.

Главной целью работы клуба является установление сотрудничества, преемственности и согласованности коллектива детского сада и семьи в вопросах подготовки дошкольников к школе.

Среди основных задач, которые мы ставили при создании клуба, можно выделить следующие:

повысить компетентность родителей в вопросах подготовки детей к школьному обучению через использование наиболее эффективных форм взаимодействия.

В работе используются разнообразные формы:

совместные занятия родителей и детей;

консультации для родителей по вопросам готовности ребенка к школе и организации подготовки к школьному обучению;

Детям очень нравятся совместные занятия с родителями, которые они всегда ждут с нетерпением.

Целью творческой мастерской являются вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс МДОУ, укрепление и углубление связей между членами семей, сплочение детского коллектива.

Сама творческая атмосфера, встреча побуждает раскрыться, поделиться своими знаниями и учиться у других. А также познать своего ребенка, его способности, дает возможность гордиться им.

Творческий союз родителя и ребенка, их тесное общение в творческой атмосфере, где раскрываются их таланты, где они учатся друг у друга, дают возможность взглянуть на взаимоотношения со своим ребенком по-новому.

Благодаря деятельности Семейных клубов наладилась прочная взаимосвязь с семьями, родители стали проявлять повышенный интерес к развитию и воспитанию своих детей, вносить изменения в организацию и содержание педагогического процесса, становясь его активными участниками.

В результате неформального общения детей и взрослых создана не только внутрисемейная, но и межсемейная дружеская атмосфера, что послужило раскрытию творческих способностей детей и взрослых.

Семейный клуб – это перспективная форма взаимодействия с родителями, учитывающая актуальные потребности семей и способствующая формированию активной жизненной позиции участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института социализации ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Опыт работы Семейных клубов показал, что позиция родителей стала более гибкой. Теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка.

Рисунок руки на фоне солнца с подписью Родительский клуб

Успешность работы педагога дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) определяется не только методической грамотностью во взаимодействии с детьми, но и умением правильно организовать сотрудничество с родителями для эффективного решения учебно-воспитательных задач. Одним из приёмов налаживания контакта с семьями воспитанников является создание в детском саду родительского клуба. Но, как и любой другой элемент образовательной деятельности, эта работа нуждается в детальной проработке всех уровней организации.

Суть понятия

Родительский (семейный) клуб — это способ организации работы с родителями, направленный на приобщение семьи к активному участию в учебно-воспитательном процессе и укрепление связи между всеми участниками образовательной деятельности в детском саду.

Родители в зале на заседании родительского клуба

Родительский клуб — это важный элемент организации продуктивного образовательного процесса в ДОУ

Цели и задачи работы родительского клуба

Семейный клуб в системе функционирования ДОУ представляет собой некий университет педагогической информации с целым арсеналом целей.

Мальчик с мамой читают книжку

Одной из целей работы родительского клуба является объяснение мамам и папам функций детского сада и семьи в воспитании ребёнка

Осуществить эту непростую миссию помогает последовательное решение таких задач, как:

  • повышение уровня общей психолого-педагогической подготовки семьи (через составление и проработку списка рекомендованной литературы, подборки видеороликов, касающихся вопросов семейного воспитания и работы ДОУ);
  • определение и передача положительного опыта семейных отношений (например, мастер-классы, где родители, чьи дети имеют в целом положительный образ дошкольника/школьника, особые учебные, спортивные или иные успехи, описывают свой педагогический опыт, делятся переживаниями и описывают пути решения сложных ситуаций, периодически возникающих в воспитательном процессе);
  • помощь в адаптации малышей, связанной с привыканием к новой социальной среде и требованиям, предъявляемым взрослыми (для младшей группы это, конечно, привыкание к детскому саду, для старших — подготовка к началу обучения в школе);
  • содействие в вопросах сплочения коллектива родителей, в том числе и для предупреждения возникновения конфликтов (если, например, два мальчика средней группы постоянно выясняют отношения, дерутся, то хорошо знакомые по родительскому клубу мамы не будут вслед за детьми кричать и ссориться, а попробуют вместе выяснить причину, которая может быть вполне банальной — ребята таким образом пытаются привлечь внимание симпатичной девочки);
  • установление основанных на доверии равноправных отношений между семьёй и детским садом относительно вопросов выбора оптимальных способов взаимодействия с детьми (родители не пытаются манипулировать воспитателем, предлагая взятые из интернета доморощенные программы школ раннего развития, а доверяют образовательной системе в детском саду, доказывающей свою эффективность уже несколько десятков лет).

Как работает родительский клуб

Родители на родительском собрании в группе

Семейный клуб в группе работает на родительских собраниях

Участники родительского клуба

Кроме воспитателя, 3–4 родителей от каждой группы (или всех мам и пап, изъявивших желание вступить в клуб), в работе принимают участие узкие специалисты, помогающие в решении конкретных проблем:

  • учитель-дефектолог (если в группе есть дети с теми или иными отклонениями в физическом или психическом развитии, требующие особого внимания);
  • учитель-логопед (его участие очень актуально для второй младшей и средней групп, когда у детей по возрастным нормам уже сформирован весь звукоряд, а значит, можно выявить нарушения речи, нуждающиеся в своевременной коррекционной работе на занятиях в детском саду и дома);
  • психолог (специалист, который рассматривает и анализирует потенциальные или реальные конфликты, помогает найти оптимальное решение для них);
  • учителя начальных классов (для работы с родителями старшей и подготовительной групп);
  • методист, заведующий детским садом (обычно в роли ведущих заседания).

Чем занимаются на заседаниях

Участники родительского клуба:

  • слушают консультации узких специалистов;
  • задают педагогам интересующие вопросы;
  • обсуждают рекомендации относительно организации учебно-воспитательной работы дома;
  • осваивают практические знания и умения (например, родители первой и второй младшей группы учатся правильно подбирать и проводить артикуляционную гимнастику с малышами, которые только-только начали говорить).

Три мамы с поделками из войлока

Родители также принимают участие в подготовке атрибутов для театрализованной деятельности ребят

Формы работы семейного клуба

Родительский клуб может работать в нескольких вариантах в зависимости от количества участников и конкретных задач встречи. Наиболее универсальными формами считаются:

Дети и родители выполняют спортивное упражнение, стоя на коленях

В рамках работы родительского клуба проводятся спортивные мероприятия

Программа работы клуба

Тематика заседаний родительского клуба

В моей практике на августовском педагогическом совете методическим советом детского сада предлагается около 10 тем для родительского клуба. Педагоги утверждают этот список, а затем в течение года каждый раз перед проведением встречи члены методического совета подбирают наиболее актуальную тему, уточняют её и корректируют в соответствии с запросами семьи и/или педагогов.

Примерный перечень тем может быть таким:

Три женщины держат в руках резиновую уточку, облако из бумаги и солнышко

Каждая тема подразумевает не только теоретическую, но и практическую деятельность родителей

Планирование клубного часа

Встреча с родителями рассчитана на 1–1,5 часа. Проработка темы осуществляется в четыре этапа.

Приветствие

Этап подготовки к работе, который проводится, как правило, в форме игры, сплачивающей коллектив и настраивающей на нужную атмосферу. В группе обычно такие игры становятся ритуалом. Длится приветствие около 10 минут.

Таблица: варианты игр для приветствия

Родители стоят в хороводе

Игровая форма приветствия даёт положительный настрой на работу

Основной этап

На этом этапе идёт разработка темы клубного часа в двух направлениях.

Теоретический аспект

Представляется ведущим клубного часа, то есть педагогом, профильным специалистом или родителем, если это обусловлено тематикой. Для изложения теоретического материала используются такие приёмы, как:

  • мини-лекция (для знакомства с новой информацией);
  • притча (как стимул к дальнейшей дискуссии, своеобразный эпиграф к заседанию);
  • демонстрация видеороликов (для того, чтобы подчеркнуть значимость вопроса).

На теорию выделяется около 15 минут.

Практическая часть

Практическая часть подразумевает активное участие всех членов клуба. Наиболее продуктивными приёмами для этого являются:

  • дискуссия (наиболее удобный переход от теории к практике, позволяющий включить в работу как можно больше участников заседания);
  • психологические упражнения, игры для знакомства с конкретными способами взаимодействия с детьми (проводятся как между собой, так и с привлечением малышей);
  • детско-родительские практикумы (формы работы, подключающие детей к продуктивной деятельности, например, выполнение совместного рисунка для последующего проведения психологической диагностики).

Родители и дети выполняют поделку куклу-мотанку

Совместная продуктивная деятельность сплачивает коллектив родителей и детей

Это интересно. Обычно, чтобы поддерживать интерес у аудитории, теория и практика не разделяются, а перемежаются между собой.

Практика занимает до 45 минут.

Эмоциональная разгрузка

Этап релаксации, способствующий переключению с волнующих, возможно, травмирующих переживаний на гармоничное состояние. Для расслабления обычно используется музыка, простые дыхательные упражнения (например, вдох-выдох с закрытыми глазами). Для релаксации достаточно 5 минут.

Заключительный этап

Исходя из личного практического опыта, могу сказать, что обратная связь очень важна, так как она позволяет оценить эффективность деятельности семейного клуба. Рефлексия или самооценка может проводиться в двух формах:

Заключительный этап длится около 15 минут.

Родители за круглым столом вырезают из цветной бумаги

Рефлексия может быть в виде фигурок, вырезанных из цветной бумаги, где каждый оттенок — определённая эмоция

Читайте также: