Семейные проблемы как объект психосоциальной помощи кратко

Обновлено: 05.07.2024

Задача психосоциальной работы - преодоление социальной дезадаптации человека, оздоровление межличностных отношений в профессиональной и семейно-бытовой жизни. В центре внимания находится психика человека, которая обобщенно понимается как система управления индивидуальной жизнью и поведением, т.е. жизнедеятельностью. Центральный тезис психосоциальной работы - здоровая психика обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека и, наоборот, деструктивные изменения в жизни ведут к деструктивным изменениям психики.

Основные причины необходимости психосоциальной работы с семьей больного ребенка - очень близкая и сильная эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью", - многие заболевания (психосоматические, неврозы, СДВ, патохарактерологическое развитие, некоторые виды ЗПР) преимущественно обусловлены специфическими детско-родительскими отношениями, - любое заболевание ребенка, протекает в семейном "поле", поэтому состояние этого "поля" может либо ускорять процесс выздоровления, либо препятствовать ему.

Правовое и организационное обеспечение психосоциальной помощи

семьям и детям. Система учреждений, обеспечивающих социальную рабо-

ту с семьями и детьми. Малообеспеченность семей, миграции, низкий

культурный уровень семьи, алкоголизм родителей, детская беспризорность


12. Особенности приемных семей. Социальный патронаж приемных семей.

Приемная семья в современном виде — это разновидность договорной опеки над ребёнком, в которой функции воспитания выполняются приёмными родителями (родителем) за вознаграждение, то есть возмездно.

Орган опеки и попечительства содействует созданию приёмных семей, оказывает приёмным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребёнка (детей). Также органы опеки и попечительства по месту нахождения имущества (в том числе жилого помещения) ребёнка (детей) обеспечивают контроль за его использованием и сохранностью

Труд приёмных родителей оплачивается в зависимости от количества взятых на воспитание детей в соответствии с законами субъектов РФ. Повышенную оплату имеют взявшие на воспитание малолетних детей, детей-инвалидов, а также больного ребёнка. Воспитанникам приёмных семей ежемесячно выплачиваются денежные средства на их содержание за счёт бюджетных средств органов местного самоуправления соответственно фактически сложившимся в данном регионе ценам. Приёмная семья пользуется различного рода льготами в соответствии с принимаемыми органами местного самоуправления решениями.

Закон не предусматривает сохранение тайны при передаче под опеку (попечительство).

Возможны контакты с родственниками (родителями)

Не изменяется имя, фамилия, отчество ребенка, его место и дата рождения

Опекун (попечитель) не имеет права на имущество подопечного, подопечный- на имущество опекуна

Законодательство возлагает на опекуна (попечителя) обязанности по воспитанию, обучению, защите личных неимущественных и имущественных прав подопечного

Опекун (попечитель) обязан расходовать средства, принадлежащие подопечному только в его интересах и ежегодно отчитываться об их расходовании

Возможно передать в семью детей не имеющих статуса под усыновление, детей изъятых из многодетных семей или осужденных родителей и, в ином случае, обречённых жить в детском доме.

Опекун (попечитель) несет уголовную, административную ответственность за вред, причиненный по их вине личности или имуществу подопечного, за ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей и при использовании опеки в корыстных целях .

Менее жёсткие требования к кандидатам – примерно такие же, как и при опеке.

На ребёнка выплачивается ежемесячное пособие, предоставляются льготы по транспортному обслуживанию, жилью, оказывается содействие в организации обучения, отдыха и лечения опекаемого.

Возможны контакты с кровными родителями и родственниками ребёнка.

Выплачиваются целевые средства на ремонт, приобретение мебели и другие льготы, предусмотренные региональными законами.

По исполнении приемному ребенку 18 лет ему выделяется жильё, если его у него нет. Постоянный контроль и отчётность перед органами опеки за воспитание и расходование средств.

Социальные работники проводят контроль над деятельностью приёмных семей - наводят справки о приёмных детях по месту их учёбы, в милиции, в органах здравоохранения, могут также пообщаться с соседями приёмной семьи. В случае неудовлетворительного содержания детей договор о создании приёмной семьи может быть расторгнут.

Объектом социального патроната является семья, в составе которой выявлен ребенок, нуждающийся в государственной защите. Выявление ребенка, нуждающегося в государственной защите, может быть произведено как по инициативе органа по защите прав детей, так и на основании обращения граждан.

Порядок применения механизма социального патроната во многом похож на установление социального патроната над дееспособными гражданами, возможность применения которого установлена гражданским законодательством, поскольку обстоятельства, требующие его установление, содержат лишь угрозу нарушения прав ребенка, а не само нарушение. Он включает в себя:

- получение согласия всех дееспособных членов семьи на применение мер по социальному патронату, в том числе в случае необходимости на временное изъятие ребенка из семьи;

- заключение договора на оказание услуг по социальному патронату над семьей.

Договор на оказание услуг по социальному патронату может быть прекращен по устранению обстоятельств, вызвавших необходимость его установления, или в одностороннем порядке по инициативе любой из его сторон.

В ходе социального патроната создается социальная карта семьи, изучаются материально-бытовые условия, проблемы, составляется индивидуальный план работы. В рабочую группу входят психолог, социальный педагог и специалисты по социальной работе. Положительного результата не стоит ждать быстро - он возможен, как правило, через полтора-два года.

Мероприятия по социальному патронату:

- организация и проведение мероприятий направленных на реализацию программ по комплексной реабилитации по индивидуальным планам социального патроната;

- проведение занятий ЛФК;

- содействие в госпитализации в стационары;

- составление актов обследования материально-бытового положения;

- прием и оформление документов на оказание различных видов социальной помощи;

Среди значимых для человека ценностей одно из ведущих мест занимает семья. Однако в реальной жизни это не всегда и не всеми осознается с достаточной глубиной и ответственностью. Все чаще и чаще исследователи, занимающиеся изучением проблем современной семьи, отмечают падение ее педагогического потенциала и престижа семейных ценностей, увеличение числа разводов, преступности в сфере семейно-бытовых отношений и повышение риска подверженности детей неврозам, насилию из-за неблагополучных семейных союзов.

Говорить о семейном неблагополучии и просто, и сложно, одновременно, потому, что формы, причины неблагополучия довольно многообразны.

Основные причины семейного неблагополучия:

  • социально-экономическая (резкие перемены в экономике, политике и социальной сфере России негативно отразились не только на материальной стороне семьи, но и на взаимоотношениях между ее членами (психологическое напряжение, конфликты) и прежде всего между родителями и детьми);
  • психолого-педагогическая (эмоционально-конфликтные отношения супругов, родителей и детей, педагогическая некомпетентность, низкий общеобразовательный уровень);
  • криминальная (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, проявление жестокости и насилия);
  • социально-демографическая (неполная и многодетная семья, семьи с повторным браком и сводными детьми).

Деятельность педагога-психолога в образовательных учреждениях

направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников в процессе воспитания и обучения (прим. Должностная инструкция педагога-психолога от 26.08.2010 № 761н).

  • грамотно диагностировать состояние семьи;
  • владеть разнообразными технологиями работы с семьей данной категории, своевременно и правильно их применять;
  • соблюдать основные принципы работы:

– принцип индивидуального подхода – реализуется с учетом индивидуальных особенностей семьи
– принцип законности – предусматривает соблюдение требований законодательства в работе с семьей.
– принцип комплексности – предполагает реализацию системного подхода в работе с семьей.
– принцип взаимодействия – определяет порядок работы с семьей всех компетентных структур.
– принцип ответственности – предусматривает ответственность конкретных исполнителей (в том числе и самих членов семьи).

Только при выполнении этих требований, а также при творческом подходе к решению проблем детей и их родителей результаты работы с семьей будут положительными.

1 группа (открытая форма неблагополучия):

– социально-психологические проблемы родителей (высокое эмоциональное напряжение, наличие психологического (физического) насилия, психосоматические расстройства, пассивность, нарушение единства требований, конфликтность.
– проблемы детей (психологическая травма, невроз, астенический синдром, демонстративное поведение).

Дисфункциональная семья с алкогольной и наркозависимостью.

– социально-психологические проблемы родителей (эмоциональная неустойчивость, неадекватная самооценка, склонность ко лжи, агрессивность, наличие разных форм насилия).
– проблемы детей (страхи, тревожность, нарушение коммуникативной компетентности, обидчивость, враждебность, негативизм).

– социально-психологические проблемы родителей (беспокойство, тревога, озлобленность, социальная пассивность, эмоциональная скупость).
– проблемы детей (зависть, злость, агрессия, ложь и фантазирование, чувство вины, хитрость).

2 группа (скрытая форма неблагополучия) с недостатком воспитательных ресурсов:

– социально-психологические проблемы родителей (одиночество, агрессивность, неустойчивое настроение, нарушение коммуникативной компетентности)
– проблемы детей (дезадаптации, низкий уровень социального и умственного интеллекта)

– социально-психологические проблемы родителей (страхи потери, тревога, эмоциональная нестабильность, закрытость, жертвенность, перенос ответственности);
– проблемы детей (потребительская позиция, проблемы организованности, недостаток любви, непринятие ответственности).

Блок №1 Психолого-педагогическая поддержка ребенка:

– развитие коммуникативных навыков ребенка;
– формирование мотивационно – волевой сферы личности ребенка;
– развитие навыков продуктивного взаимодействия с родителями;

Блок № 2 Психолого-педагогическая образовательная поддержка родителей:

– развитие родительских навыков;
– развитие способности понимать потребности и способности детей;
– обучение продуктивным способам разрешения семейных конфликтов;
– развитие навыков продуктивного взаимодействия с детьми.

Блок № 3 Деятельность по налаживанию позитивного семейного взаимодействия:

Блок № 4 Мониторинг семейной динамики:

– исследование исходного состояния семейной системы и психологических особенностей детей;
– выделение функциональных и дисфункциональных характеристик семейной системы;
– отслеживание изменений функциональных и дисфункциональных характеристик семейной системы.

Создание банка данных на основе социально – педагогического мониторинга позволяет мне своевременно обеспечить необходимыми данными педагогов, администрацию с целью успешного и эффективного взаимодействия с семьей воспитанника.

– создание банка данных родителей, а также детей, оставшихся без попечения родителей;
– выявление семей “группы риска”, семей нуждающихся в медико-психолого-социальной помощи, правовой защите и своевременное оказание им данной помощи;
– профилактика предупреждения различных форм семейного насилия и жестокого обращения с ребенком;
– своевременное информирование органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о выявленных семьях,
– помощь педагогу в составлении педагогической характеристики воспитанника для предъявления в органы внутренних дел, Центра защиты детей (по запросу);
– укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и развития ребенка через совместное творческое включение их в педагогический процесс.

– первичная диагностика семьи (сбор информации)
– консультирование (педагогическое, психологическое, медицинское)
– просвещение (информирование родителей, детей)
– первичная медицинская помощь
– профилактические мероприятия

2 уровень ориентирован на наиболее сложные случаи, кода семье требуется комплексная помощь специалистов в рамках города:

– углубленная диагностика
– коррекционная развивающая работа (для детей)
– психологическое консультирование (для родителей)
– психотерапевтическое консультирование (помощь в определении ребенка к специалистам).

Угрожающим явлением, которое широко распространилось в современных российских семьях, стало жестокое обращение с детьми. Корни большинства проблем личности, особенно в период ее становления, следует искать в семье. Поэтому надо что-то менять в самой семье и в отношении общества к ней, обратив особое внимание на формирование прочных нравственных связей между родителями и детьми, на создание в семье атмосферы взаимопонимания, сотрудничества, эмоциональной сопричастности друг другу. Только тогда семья станет для ребенка не только источником и основой психологического благополучия, но и эталоном создания своей собственной семьи в будущем.

В настоящее время наблюдается рост нервно-психических нарушений у детей, на что указывается во многих исследованиях. Так, в частности, эпидемиологические исследования нервно-психического здоровья детей, проводимое НИИ педиатрии РАМН, показывают, что их распространенность достигает 53%.

Необходимость психосоциальной работы с семьей больного ребенка не требует особых доказательств. На это указывают многие исследования в этой области (Захаров А.И., Спиваковская Т.В., Тополянский И.В., Эйдемиллер З. и др.).

Основные причины данной необходимости:

- очень близкая и сильная эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью",

- многие заболевания (психосоматические, неврозы, СДВ, патохарактерологическое развитие, некоторые виды ЗПР) преимущественно обусловлены специфическими детско-родительскими отношениями,

- любое заболевание ребенка, протекает в семейном "поле", поэтому состояние этого "поля" может либо ускорять процесс выздоровления, либо препятствовать ему.

В социальной работе с родителями больных детей существуют следующие формы:

- рациональная психотерапия - социальный работник, в меру своей компетентности, рекомендует родителям ту или другую модель поведения;

- психотерапевтическая помощь родителям детей – инвалидов;

- группы повышения родительской эффективности, для родителей здоровых детей.

Психосоциальная работа с другими группами родителей, имеющих больных детей, практически не ведется. Это объясняется многими факторами:

- экономическими (в детских больницах нет средств для оказания подобной помощи)

- негативное отношение или непонимание родителями важности и необходимости подобной работы. Как показывает опыт, только 10% родителей связывают состояние ребенка с состоянием отношений в семье. Преобладающее количество родителей атрибутируют причины заболевания ребенка полностью на внешние факторы.)

- особенностью мышления, как родителей, так и врачей, заключающейся в преимущественно биологизаторской направленностью, и не пониманием целостности психического и физического в человеке. Уже сам термин " психосоматический" проводит разделение человека, что на наш взгляд, неверно в принципе. Нет психического, как нет и физического, есть единый функционирующий организм, находящийся под воздействием многих факторов (экологические, биологические, социальные, психологические и т.д.), при этом воздействие в своем суммарном выражении не равно ни одному из своих составляющих.

Ниже представленная схема проведения психосоциальной групповой работы с родителями не претендует на решение всех проблем, связанных с этой работой.

Мы также бы не хотели, чтобы ее рассматривали как универсальное средство и единственный способ работы с семьей больного ребенка. Этой работой мы ставим перед собой цель показать один из возможных путей решения такой глобальной и актуальной проблемы. Мы отдаем себе отчет в том, что каждый работающий с родителями больного ребенка, будет вести эту работу в соответствии со своими личными пристрастиями, в соответствии с тем направлением психосоциальной работы, который он выбрал. Одновременно работу над этой статьей поддерживала мысль, что при всем многообразии психосоциальных направлений, при всем многообразии личностей социальных работников, есть универсальные принципы. И в меру своих сил, мы старались акцентировать внимание, именно, на этих принципах.

Психосоциальная работа с родителями, предложенная в данной статье, основана на принципах, развиваемых в отечественной психологии (Л.С.Выготский, С.Я.Рубинштейн, Б.В.Зейгарник, А. Н. Леонтьев, В.Н.Братусь, Е.Т.Соколова), а именно: (теория интериоризации - экстериоризации; теория деятельности; представление о формировании сознания, как процесса взаимодействия со значимыми другими).

Работа проводится в виде очно-заочных сессий, общая продолжительность работы не менее одного года. Очные сессии - представлены 40 часовым погружением в тренинговое "пространство".

Группа не менее 10 и не более 25 родителей.

В течение года проводится не менее 3-х сессий.

Время между сессиями - в этот период родители выполняют домашние задания, встречаются группой самостоятельно, обсуждают свои проблемы и те изменения, которые они отметили в своем ребенке.

Состоит из трех блоков: информационный, коммуникативный, личностный.

Информационный - родителей знакомят с современными теориями личности, особенностями критических периодов развития ребенка. Родители получают общие представления о психологии развития, представления о психосоматических взаимоотношениях.

Коммуникативный - в этом блоке родители получают навыки общения, через осознавание своих привычных способов коммуникаций. Условно можно выделить два этапа работы:

- работа с проблемой "Я - Ты". Изучают особенности своего паттерна взаимодействия с другими, что происходит, когда мы встречаемся, исследуют границы своего "Я" (их проницаемость, жесткость, пластичность) и что происходит, когда ее нет.

Особенности своих границ участники изучают в парном взаимодействии, в специально организованном тренинговом пространстве.

Личностный - в этом блоке проводится работа с личностными проблемами родителей: страхами, повышенной тревожностью, чувством одиночества, стыда, вины, раздражительности, хронической усталости, скуки, апатии и т.д.

Работа на этом уровне не ставит перед собой задачи вскрыть содержание (опыт личной биографии), которое лежит в основании негативных переживаний, называемых родителями проблемой.

Акцент ставится на проживании этих чувств с их отреагированием. Для этой цели на этом уровне используются интенсивные интегративные психотехнологии, позволяющие эффективно преодолевать сопротивление и способствовать отреагированию неприятных переживаний.

Описание содержательной части психосоциальной работы в виде трех выше представленных блоков относительно, и является следствием практической необходимости в более ясном изложении материала. В практической работе такое деление не возможно. Так, например, работая с осознаванием "Я" можно выйти на личностную проблему и наоборот.

Основные принципы тренинга.

Тренинговое пространство организуется введением трех принципов, определяющих отношения участников тренинга, а именно:

- своевременность. Проживание в том, что происходит сейчас. Рационализация данного принципа для участников может звучать по-разному, например,: "нет прошлого, нет будущего, есть только настоящее - единственно возможная реальность человеческой жизни"

"Если Вы живете в прошлых обидах или счастье, если Вы живете в будущих тревогах или радужных надеждах, Вы пропускаете настоящее, т.е. Вы не живете – для настоящего вы мертвы", " Живете ли Вы, если единственно, что Вы жаждете это будущий отпуск". "Если Вы отвергаете, избегаете, то переживания, которые есть сейчас (а сейчас кроме этого ничего нет), то Вы мертвы" и т.п.

- ответственность. Этот принцип предполагает отсутствие виноватых, «отсутствие козлов отпущения" и более того - он предполагает, что даже погода, гены и пр. внешние факторы не являются причиной состояния человека. Человек ответственен за свои чувства, мысли, ощущения и желания. Рационализировать данный принцип для участников можно следующим образом: «Пусть этот принцип не верен и погода действительно влияет на Ваши нервы, но до тех пор, пока Ваше состояние будет определяться внешними причинами, изменить ничего не возможно, так как единственно, что нам подвластно - это мы сами. Менять окружающих людей, погоду дело божье, но не людское."

Все три принципа, организующие тренинговое пространство, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Человек не может быть ответственным за свое состояние, если он его не осознает, а если он его осознает, то он с необходимостью находится в настоящем.

Нахождению участников в тренинговом пространстве мешают неосознаваемые неприятные чувства или сдерживаемые табуированные (злость, возбуждение, страх и т.д.) чувства. С целью облегчения их выражения применяются следующие психотехнические приемы:

- фокусировка. Данный прием заключается в фиксации внимания на происходящее в настоящее время. Фокусировку можно проводить с помощью вопросов (оценки и интерпретации фокусировкой не являются). Вопросы типа: "Вы сейчас где?", "Вы здесь?", "Что сейчас происходит?", "Кто виноват?" и т.д. Кроме вопросов, фокусировку можно проводить, обращая внимание участников на их мимику, позу, интонацию голоса, движения тела и т.д. Например: "Обратите внимание, что происходит с Вашими ногами?", "Что Вам говорит Ваша напряженная спина?" и т.д.

- усиление. Прием, заключающийся в усилении того переживания, которое есть в настоящий момент. Например, социальный работник отмечает незначительное покачивание головы у какого-нибудь участника и просит его усилить эти движения до максимально возможного для него с осознаванием, что при этом происходит.

- проекция. Для выражения неосознаваемых или сдерживаемых чувств можно использовать механизм проекции, т.е. приписывания другому человеку, предмету собственных чувств, черт характера и т.д. Например, участник сдерживает выражение своего раздражения. В такой ситуации можно его попросить найти в комнате предмет, который ему не нравится и описать его от первого лица, при этом, осознавая, что происходит.

- перевод неосознаваемых сдерживаемых чувств в другие модальности (образы, ощущения, фантазии, движение и т.д.). Можно использовать приемы НЛП по изменению модальности и субмодальностей. Например, во время обсуждения работы, участник говорит о возникшей боли в области шеи, просим участника стать самой болью и говорить от первого лица: "Я боль". Социальный работник задает вопросы: "Какого ты цвета?", "Какой формы", "Что сейчас изменилось в тебе", "Какой ты плотности?", "Какая на вкус?" и т.п. Не менее эффективна техника описания ощущения боли в вышеуказанных модальностях.

- замедление психического процесса - осуществляется посредством пауз, молчания. Молчание имеет многофункциональную нагрузку:

1.Освобождает пространство для проявления "Я" участников тренинга. (Препятствует ментальной интервенции в семантическое пространство пациентов).

2. Вызывает фрустрацию, так как не структурирует время.

3. Способствует более глубокому и тонкому осознаванию происходящего, способствуя облегчению выражения чувств.

- конфронтация. Например, участник в течение всего периода работы всем мило улыбается, всех любит (скрывая свои истинные чувства). Можно попросить этого участника подойти к каждому из группы, установить контакт глаза в глаза и говорить все, что приходит в голову, осознавая при этом, что происходит.

- психодрама. Прием, заключающийся в инсценировке своих переживаний. Например, участник затрудняется выразить свои отношения с ребенком. Социальный работник просит его выбрать из группы протагонистов, и, взяв на себя роль режиссера, поставить бытовую сцену из жизни своей семьи.

Понятно, что каждая ситуация требует своего приема и его выбор зависит от интуиции, от опыта профессионала. Зависит от того, насколько последний сможет почувствовать баланс между фрустрацией и поддержкой. В каждой коммуникации социальный работник определяет, выдержит ли участник фрустрацию – неудовлетворенную потребность в защите, любви или ему необходима поддержка для того, чтобы он оставался в тренинговом пространстве.

Актуальность предложенной схемы психосоциальной работы повышается еще и в силу того, что в семье с больным ребенком происходят кардинальные изменения отношений. Наиболее часто это происходит следующим образом: усилившаяся беспомощность и незащищенность ребенка, связанная с заболеванием, вызывает ответную реакцию со стороны родителей в виде усиления опеки, заботы, которая в свою очередь, по механизму обратной связи, еще больше усиливает беспомощность и несамостоятельность ребенка. Получается замкнутый порочный круг, когда усиление заботы с одной стороны, вызывает усиление беспомощности, а последняя усиливает заботу.

Порочный круг можно разорвать при условии достаточной сбалансированности родительской помощи больному ребенку и его (ребенка) самостоятельностью. Определить достаточную сбалансированность между двумя этими полюсами задача очень сложная. Далеко не все родители способны на это. Сложность баланса определяется рядом причин. Укажем некоторые из них:

1. Повышенная тревожность родителей

2. Получение ребенком вторичной выгоды от своего состояния в виде снижения требований со стороны родителей. Классический пример - логоневроз у детей школьного возраста.

3.Получение не всегда осознаваемой психологической выгоды со стороны родителей. В некоторых случаях все внимание родителей направлено на больного ребенка, что дезактулизирует проблему между супругами. В случае выздоровления, брак распадется. В такой ситуации ребенок просто не имеет права выздороветь.

4. Заболевание ребенка заполняет эмоциональную пустоту одного из родителей, т.е. есть возможность для удовлетворения своей потребности в ласке, нежности, нужности и т.п.

5. Заболевания ребенка помогает одному из родителей или обоим утвердиться в своей жизненной позиции - "неудачников" (по Э.Берну).

6. Заболевание ребенка помогает решить часть социальных проблем. Часто мать не работает в силу страха оказаться некомпетентной в собственных глазах. Заболевание ребенка помогает ей уйти от своего страха, рационализировать его по принципу " Я не работаю, поскольку не могу оставить больного ребенка одного"

7. Заболевание ребенка позволяет удержать от ухода одного из супругов - привязать его (ее) чувством вины.

Учитывая выше указанные причины, обуславливающие трудность нахождения оптимального баланса отношений, в структуру тренинга имплицитно заложен принцип - формирование сознания посредством отношений со значимыми другими.

Понятно, что в реальной жизни нет места идеальным отношениям, но то, что участники тренинга приняли на себя ответственность за выполнение выше указанных правил, а социальный работник направляет свои усилия на то, чтобы удержать членов группы в тренинговом пространстве, способствует изменению привычных паттернов отношений. При этом изменения происходят у каждого по- своему, в соответствии с исходными особенностями, те, у кого паттерн отношений отклонялся больше к полюсу отдаленности, отклоняется к полюсу связанности и наоборот. Структура тренингового пространства выступает как магнит, балансируя паттерн отношений, приближая его к "центру", "к идеалу". Продолжительность психосоциальной работы способствует закреплению, консолидации нового паттерна отношений. Усиливает изменение отношений тот факт, что взаимодействие происходит со "значимыми другими".

Значимыми друг для друга участники тренинга становятся по следующим причинам:

1. Их объединяет одна проблема – больной ребенок.

2. Совместное пребывание на ограниченной территории в течение длительного времени c частичной социальной депривацией.

3. Максимально возможный по степени открытости социально-психологический контакт.

4. Разрешается и даже поощряется выражение чувств, не разделяя их на хорошие и плохие.

5. Большой перевес во взаимодействии приходится на уровень ощущений и чувств, в противоположность оценкам и интерпретации.

6. Необязательность соблюдения многих социальных ограничений (нецензурные слова, крики, рыдания, деритуализация и т.д.)

Семью можно рассматривать как динамическую систему, в которой все ее части взаимосвязаны и взаимообусловлены. В связи с этим изменения паттерна отношений даже одного члена семьи, с неизбежностью будут изменять всю систему, делая ее более сбалансированной, нивелируя те паттерны отношений, которые препятствовали выздоровлению ребенка или являлись причиной заболевания.

Кроме вышеописанных факторов, в тренинговом пространстве действуют и многие другие факторы. Например, возможность быть ближе к своим чувствам, мыслям, т.е. ближе к своему аутентичному "Я". Наблюдается снижение остроты проблемы, обиды на судьбу, связанные с тем, что личность воспринимает себя не одиноким в своей беде. У личности появляется возможность отреагировать годами скрываемые переживания и увидеть, что жизнь из-за этого не изменила своего движения, скорости и более того - люди не отвернулись и не изменили своего мнения о личности. Психологическая атмосфера группы, настроенная на принятие личности такой, какая она есть, помогает членам группы осознать свою уникальность и неповторимость, повышает чувство уверенности в себе, наполняет энергией и силой.

In Section: Материалы - This article belongs to category: Статьи

Психосоциальная работа с неполной семьей включает три основных составляющих помощи: образовательную, психологическую, посредническую.

Образовательная составляющая включает в себя два направления деятельности социального педагога: помощь в обучении и воспитании. Помощь в обучении направлена на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры матери.

К наиболее типичным ошибкам в воспитании относятся: недостаточное представление о целях, методах, задачах воспитания; отсутствие единых требований в воспитании со стороны всех членов семьи; слепая любовь к ребенку; чрезмерная строгость; перекладывание забот о воспитании на образовательные учреждения; отсутствие педагогического такта во взаимоотношениях с ребенком; применение физических наказаний и др. Поэтому социальная работа предусматривает проведение просвещения матери по широкому кругу вопросов, связанных с воспитанием и развитием ребенка. Наряду с передачей матери такого рода знаний, целесообразно организовать практические занятия, помогающие в значительной мере упорядочить быт семьи и повысить ее социальный статус.

Помощь в воспитании проводится с матерью с помощью консультирования, а также с ребенком посредством создания специальных воспитывающих ситуаций для решения задачи своевременной помощи семье в целях ее укрепления и наиболее полного использования ее воспитательного потенциала. Основными сферами семейной жизни, в которых реализуется воспитательная функция, являются сферы родительского долга, любви и интереса. Отсутствие активной содержательной жизнедеятельности в этих сферах лишает мать возможности эффективного влияния на детей. Акцентирование на какой-то одной из сфер в ущерб другим искажает воспитательный процесс, лишает его полноты и целостности.

Психологическая составляющая социально-педагогической помощи включает в себя два компонента; социально-психологическую поддержку и коррекцию.

Поддержка направлена на создание благоприятного микроклимата в семье в период кратковременного кризиса. Наиболее эффективна эта работа, когда помощь семье оказывается комплексно: социальный педагог определяет проблему, анализируя межличностные отношения семьи, положение ребенка в семье, отношения семьи с обществом; психолог посредством психологических тестов и других методик выявляет те психические изменения каждого члена семьи, которые приводят к конфликту; психиатр или психотерапевт проводит лечение.

Коррекция межличностных отношений происходит, в основном, когда в семье существует психическое насилие над ребенком, приводящее к нарушению его нервно-психического и физического состояния.

Посреднический компонент социально-педагогической помощи включает в себя три составляющие: помощь в организации семейной жизни и деятельности, координации и информирование.

Помощь в организации направлена на организацию семейного досуга, и включает в себя: организацию семейных праздников, конкурсов, курсов, летнего отдыха и т.д. Помощь в координации направлена на активизацию различных ведомств и служб по совместному разрешению проблемы конкретной семьи и положения конкретного ребенка в ней. Помощь в информировании направлена на обеспечение семьи информацией по вопросам социальной защиты. Такая помощь оказывается любому члену семьи, в том числе и детям, с которыми плохо обращаются или о которых не заботятся.

Еще одним эффективным методом социальной помощи является сопровождение

В сопровождении, как в разворачивающемся во времени процессе, выделяются три основных компонента:




· диагностика (отслеживание), служащая основой для постановки целей;

· отбор и применение методических средств;

· анализ промежуточных и конечных результатов, дающий возможность корректировать ход работы.

Технологии работы с семьей в ситуации развода

Основной задачей работы с семьей в ситуации развода – нейтрализация негативного влияние развода. Для ее достижения требуется комплексное применение таких социальных технологий, как диагностика, профилактика, адаптация, реабилитация, терапия, коррекция, консультирование посредничество.

В рамках работы с ситуацией развода главной целью психодиагностики становится определение социальной проблемы клиента и поиск корректных средств для ее разрешения.

Принятые на основе социальной диагностики решения и рекомендации реализуются через различные технологии социальной работы, в частности, через социальную профилактику.

Социальная профилактика, с одной стороны, предполагает предупреждение как самого развода, так и снятие внешних причин, которые могут приводить к состоянию психологического напряжения и дискомфорта, особенно у детей (первичная профилактика). С другой стороны, она означает предупреждение дальнейшего развития возникших в результате распада семьи проблем (вторичная профилактика). Она осуществляется через своевременную социально-психологическую помощь, коррекцию поведения и деятельности, снятие отрицательного эмоционального состояния.

Огромную роль приобретают знания и умения социальной помощи в области посредничества. Социальное посредничество в разрешении брачно-семейных конфликтов может быть многовариантным, но к основным его формам относятся: а) посредничество в разрешении различных проблем семьи и отдельных ее членов; б) посредничество в решении социально-правовых, жилищно-бытовых сложностей; в) посредничество в поиске социальных служб и учреждений, способных оказать клиенту необходимую помощь и поддержку.

В ситуации развода в семьях с детьми проводится социально-психологическое консультирование с целью устранения взаимного непонимания, непродуктивных видов брачно-семейного взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях, а также социально-правовое консультирование, позволяющее семье осознать и научиться отстаивать свои права, медико-социальное консультирование и педагогическое консультирование.

На этапе бракоразводного разбирательства и в постразводный период значение приобретает комплексное применение компенсационных технологий, в частности, социальные реабилитация и адаптация.

Работа с конфликтной семьей

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональ­ный климат в которой является неудовлетворительным, на­чинается, как правило, после заявления одного из супру­гов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего от­рицательные психосоматические последствия семейной на­пряженности для здоровья детей.

После этого происходит тщательное изучение действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями лич­ностей супругов, их семейных и брачных установок.

Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в про­цессе социализации или самовоспитания, под влиянием вне­шних причин могут вновь актуализироваться и стать причи­ной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних труд­ностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи, имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоци­ональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотноше­ния. Соответственно психосоциальная работа включает в себя коррекцию семейных и брачных установок, обучение навыкам неконфликтного общения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии. Технологии коррекции семейных взаимоотношений мно­гочисленны; их выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологи­ческие черты клиентов, так и личностными качествами са­мого специалиста по семейной терапии, его вкусами и пред­почтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, создает собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущ­ность всех применяемых средств – осуществление и зак­репление тех изменений, которые будут способствовать же­ланной стабилизации семьи.

По истечении срока договора проводится анализ выполнения его условий. При не­обходимости заключается аналогичное соглашение на следую­щий период – возможно, уже содержащее новые, возрос­шие требования. Со временем присутствие социального ра­ботника становится ненужным, супруги приобретают навыки самостоятельного оперирования этим методом.

Одна из многосторонних методик, успешно применяемых для налаживания внутрисемейных отношений – построение генограммы семьи (М. Боуэн), т.е. схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен – составление своего генеалогического дерева является одной из глубин­ных потребностей людей. Кроме того, в ходе его создания вместе с семейным терапевтом и при его участии члены се­мьи, возможно, практически не общавшиеся в течение дли­тельного времени, вовлекаются в единую деятельность, до­полняя друг друга. Наконец, итоговая картина обладает зна­чительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боковых ветвях се­мьи могут свидетельствовать соответственно о негативной биологической предрасположенности либо о наличии врож­денных личностных проблем.

Читайте также: